Развитие чувств у плода

Внутриутробное развитие: органы чувств

Многие будущие мамы задаются вопросом: что слышит и чувствует ребенок, находясь в животе? Как формируются его органы чувств? Может быть, нужно начинать заниматься развитием малыша еще до его рождения?

8 ноября 2011 · Текст: Дарья Рыбина · Фото: Shutterstock

Почему-то большинство мам в первую очередь спрашивают о том, что же он там, в животе, слышит, и надо ли с ним разговаривать, ставить музыку, читать стихи. На самом деле слух – далеко не первый орган чувств, который появляется у будущего малыша. Прежде всего, чтобы что-то чувствовать, нужна нервная система. Она закладывается очень рано, на 5-й неделе, а к 6 неделям у малыша уже есть все отделы головного мозга. Как дальше развиваются его органы восприятия, в какой последовательности ребенок начинает реагировать на внешнюю среду?

Музыкальный антистресс

Музыка помогает не только детям. Врачи из Национального университета Ченг Кунг на Тайване раздали беременным женщинам диск с получасовой записью спокойных композиций Брамса, Дебюсси и звуков природы, имитирующих частоту сердцебиения. Уже после двух недель будущие мамы стали меньше тревожиться, у многих исчез страх перед родами и снизился уровень стресса.

Первый орган чувств

…формируется в 6 недель. И это не слух и не зрение, а тот орган, о котором мы редко вспоминаем, хотя все не понаслышке знаем, как он действует. Это – вестибулярный аппарат. Сам малыш в 6 недель еще не двигается, но зато он находится в подвижной среде: двигается мама, двигаются органы у нее в животе (убедиться в этом можно во время УЗИ: вы спокойно лежите на кушетке, но даже в это время матка и все внутренние органы находятся в постоянном движении). Так что плод сразу получает большое количество информации.

Именно потому, что свою первую, внутриутробную жизнь ребенок проводит в состоянии постоянного движения, он настроен на то, что и после рождения будет двигаться. Неудивительно, что, когда младенца кладут в неподвижное место, он испытывает дискомфорт, а успокаивается и быстрее засыпает в движении – на руках, в слинге или в рюкзаке-кенгуру, в коляске.

Прикосновения

В 7,5 недели появляется тактильная чувствительность (чувствительность кожи). Прежде всего на лице, в области рта (ведь первое, что малышу предстоит научиться делать после рождения, это сосать). Уже к 8 неделям чувствительна вся поверхность лица, на 9-й неделе – ладошки, а к 10 неделям – поверхность тела.

На протяжении беременности ребенок получает немало материала для развития тактильной чувствительности. Он трогает себя, стенки плодного пузыря, пуповину (есть видеозаписи, на которых видно, как малыши массируют пуповину, щупают и даже облизывают). Скоро ребенок уже вырастет настолько, что сможет прикасаться к стенкам матки и мама будет ощущать, как он ее трогает изнутри. Теперь у мамы и папы появляется новая замечательная возможность общаться с «внутренним жителем» с помощью прикосновений. Можно устраивать настоящие «тактильные сеансы». Удивительно, но еще не родившиеся малыши очень чутко различают, знакомые ли руки трогают живот. Ребенок спокоен, когда прикасается мама, и затихает, если это делает кто-то другой. Как он догадывается?

Его реакция на прикосновения другого человека во многом диктуется реакцией мамы. Ее дыхание, сердцебиение, поступающие в кровь гормоны показывают ребенку, как мама относится к тому человеку, который в данный момент рядом. Если маме хорошо, если она относится к тому, кто прикасается к животу, доброжелательно и доверчиво, то и малыш достаточно быстро начинает отвечать на прикосновения и вести себя активно. А если мама испытывает дискомфорт, то и он настороженно замирает.

Дети могут воспринимать и прикосновения домашних животных (например, кошек, собак). Если мама любит своего питомца, то и ребенок не прочь «пообщаться» с ним через живот. Еще не родившимся малышам очень нравится контактировать с кошками, они хорошо реагируют на кошачье мурлыканье. Большие собаки чаще всего прикасаются к животу хозяйки носом или языком, и эти активные ласки еще не родившимся детям тоже в радость. Конечно, только мама может решить, хочет ли она такого контакта.

Уже с 11-й недели ребенок начинает обследовать себя не только руками, но и ртом. Если рядом со ртом оказывается пальчик, то он его захватывает. На 12−13-й неделе появляются сосательные движения, а полностью они формируются к 18-й неделе.

Дело вкуса

В 9 недель уже заложена вся система пищеварения – от вкусовых почек на языке до желудочно-кишечного тракта. Малышу есть на чем упражнять свою вкусовую чувствительность. В околоплодные воды попадают практически все вещества из крови мамы, в том числе гормоны. А у гормонов есть свой вкус! Адреналин и другие гормоны стресса в большой концентрации имеют горьковатый вкус, эндорфины – сладкий. Родившись, ребенок будет узнавать маму по запаху и по запаху же чувствовать, в каком она душевном состоянии (то есть какие гормоны у нее выделяются в кровь). До рождения вкус и обоняние еще не разделены – нюхать в околоплодных водах малыш еще не может, его носик закрыт слизистыми пробками. Но химическая чувствительность у нас единая, и нервные центры, отвечающие за восприятие вкусов и запахов, тесно взаимосвязаны.

Через кровь и через все оболочки тела мамы к еще не родившемуся малышу отлично проникают ароматические компоненты пищи, специй – эфирные масла. В крошечных дозах он знакомится с маминой пищей, привыкает к маминым любимым вкусам. Поэтому, если мама особенно любила какие-то продукты во время беременности, то и ребенок будет их любить.

Мышечное чувство

В 10 недель появляется еще один вид чувствительности, о котором часто забывают, – проприоцептивная чувствительность, или мышечное чувство. Это рецепторы в мышцах, которые позволяют нам координировать свои движения. После 10 недель ребенок начинает двигаться скоординированно, он легко делает все, что хочет: переворачивается, шевелит руками и ногами. К моменту рождения он прекрасно управляет своим телом: может почесаться, перевернуться, пососать пальчик, а близнецы друг друга ощупывают, гладят и целуют. В то же время, родившись, ребенок вдруг оказывается совершенно беспомощным. Во всем виновата гравитация, разница водной и воздушной среды. Представьте себе, что вы просыпаетесь, а руки и ноги вас не слушаются, невозможно даже повернуться! Скорее всего, любой из нас почувствовал бы себя не в своей тарелке. Так что новорожденному есть о чем беспокоиться.

И, наконец, слышать

И только после становления системы движения формируется слух. Слуховой аппарат есть уже к 14 неделям, а к 16 неделям он полноценно работает, ребенок демонстрирует ориентировочную реакцию на звук. Таким образом, к 16 неделям у него уже есть все органы чувств, кроме зрения, и он активно реагирует на окружающую среду. К тому моменту, как мама почувствует первые шевеления, малыш уже очень хорошо с ней знаком.

Слава композитору

Многие слышали об «эффекте Моцарта». В научных кругах эта тема вызывает много споров, но эффект проверяли уже и на американских студентах, и на крысах… – и на младенцах. Судя по всему, мелодичные композиции Моцарта и правда улучшают умственные способности, внимание и память. А дети, которым до рождения ставили произведения австрийского композитора, впоследствии вели себя гораздо спокойнее детей контрольной группы.

Что же он там слышит? Существует миф, будто новорожденный переходит из тихого места в шумное и громкое пространство. Но из тихого ли? Когда взрослому человеку предлагают послушать через наушники запись внутриутробных шумов, он не выдерживает: по децибелам это сравнимо с шумом стадиона в момент забивания гола. Приложите ухо к чьему-нибудь животу – и вы убедитесь, что там все время что-то происходит: урчит, мурчит, булькает, перетекает. Это звуки работы кишечника, стук сердца, шум кровотока в сосудах, звук легких, похожий на раздувающиеся меха. Поэтому после рождения не все дети хотят засыпать в полной тишине – вы вполне можете разговаривать и заниматься своими делами там, где спит ребенок.

А есть еще и голос мамы – «изнутри» он звучит не так, как мы привыкли, а словно из водопроводной трубы. Водная среда способствует проведению шумов и даже усиливает определенные звуки. Исследования показывают, что у ребенка снижена чувствительность к низким частотам. Там, в животе, очень много шумов на низких частотах, и если бы он слышал их все, то, скорее всего, это было бы чрезмерной стимуляцией. Зато у малыша есть избирательная чувствительность к высоким частотам – то есть частотам человеческого голоса. И он внимательно прислушивается, отлавливает их.

Узнай меня

После рождения дети узнают голоса окружающих людей, и эмоциональная реакция на этих людей будет такая, как была у мамы. Поэтому перинатальные психологи советуют: если вы планируете, что ребенок будет часто встречаться с какими-то людьми, тем более если эти люди будут с ним сидеть, то имеет смысл его с ними заранее «познакомить» (и при этом настроить себя на хорошее отношение к ним). Очень интересно наблюдать, как дети встречаются с кем-то, чей голос слышали до рождения, − например, с врачом, психологом, который вел занятия по подготовке к родам или консультировал маму. Дети, открыв рот, слушают знакомый голос… такая реакция бывает и через год, и через 2−3 года, и даже во взрослом состоянии – если это очень значимый человек для мамы.

Нужно ли его «развивать»?

Идея обучения до рождения давно уже носится в воздухе. Раз органы чувств еще не родившегося малыша уже вовсю работают – то, может быть, надо устраивать для него дополнительные занятия? Ставить музыку, читать стихи или слова на иностранных языках – глядишь, родится гений…

Перинатальные психологи говорят: да, плод может обучаться, выносить из своей внутриутробной жизни определенный опыт. Но этот опыт нужен ребенку не для того, чтобы стать гением, а для налаживания отношений с мамой, для адаптации в нашем мире после рождения.

Конечно, если мама любит музыку, ребенок тоже будет ее слушать с удовольствием. И он может достаточно четко дать маме понять, подходит ему та или иная композиция или нет. Во-первых, движениями – например, если малыш сильно толкается, двигается не в такт музыке. Кроме того, во второй половине беременности не только ребенок получает мамины гормоны, но и мама получает от него гормональные сигналы. Ей не нужно об этом задумываться, она просто чувствует комфорт или дискомфорт.

Музыкальные предпочтения еще не рожденных детей ученым хорошо известны: они отвергают неструктурированную музыку, слишком сложную, с низкочастотными басовыми компонентами. И наоборот: высокочастотную, мелодичную, хорошо структурированную музыку дети любят. Лучше всего подходит народная музыка, народные детские песенки. Из инструментов дети не любят ударные, зато любят флейту и другие духовые, а также пение.

Как не перестимулировать?

Категорическая рекомендация перинатальных психологов – не надевайте на живот никаких наушников, не пытайтесь разговаривать с животом с помощью рупора и т. д. Те, кто придумывает такие рекомендации и такие приборы, видимо, очень плохо понимают, как формируется нервная система малыша. Все эти дополнительные приборы приводят к перевозбуждению нервной системы, информационному и сенсорному стрессу, от которого плод никак не может защититься. Если у мамы наушники на животе, то сама она не слышит, что там происходит, и не участвует в этом процессе. Тогда как в норме звуки приходят к ребенку через околоплодные воды и через мамино тело, и их всегда сопровождают мамины эмоции.

Педиатр из университета Аляски Уильям Залленбах (William B. Sallenbach) показал, что в последний триместр беременности многие дети «танцуют» – ритмично двигают руками, вращаются в такт музыке. Он же экспериментально показал, что дети, с которыми мамы во время беременности не только разговаривают, но и вместе слушают музыку, намного спокойнее, реже плачут и лучше едят.

Авторы некоторых таких методик обещают родителям вырастить гениев и приводят факты, что благодаря такой стимуляции дети после рождения развиваются с опережением: раньше начинают смотреть в глаза, держать голову, говорить… Но любой врач скажет вам: не надо раньше, надо – вовремя. Опережающее развитие – это очень большая нагрузка. Дети, получавшие такую чрезмерную стимуляцию в попытках родителей «улучшить природу», после рождения оказываются возбудимыми, гиперактивными, быстро психически истощаются. Нет ни одного доказательства, что они потом лучше учатся в школе – зато есть свидетельства, что хуже. Поэтому не стоит переделывать природу. Слушайте музыку, разговаривайте и пойте своему малышу, но не с целью вырастить гения, а просто потому, что вам это в радость

Читайте также:  «Непростые» дети

Развитие органов чувств плода

При благополучной беременности внутриматочное существование можно плода смело назвать периодом безмятежной Ощущения. жизни плода можно охарактеризовать как удовлетворенность полную, безопасность и комфорт, отсутствие границ и третьего. С препятствий месяца внутриутробного развития начинают анализаторы функционировать плода. К моменту рождения плод полноценным обладает слухом, зрением, развитыми вкусовыми очень, ощущениями чувствительным обонянием и острой тактильной Сенсорный. чувствительностью опыт плода, складывающийся у него работе благодаря анализаторов, способствует его адаптации к среде новой существования уже после рождения.

Сегодня
Слух точно не известно, с какого срока способен плод воспринимать звуки. По данным французских первыми, исследователей «слуховыми» ощущениями плода являются этот. В вибрационные период он воспринимает все акустические как колебания вибрацию, которые создают у него пульсирующего картину мира. До 16 недель внутриутробного развития у формируется плода внутреннее ухо (орган слуха), начинает которое функционировать примерно с 20 недель. С этого доходящие времени до него звуковые волны постепенно вызывать начинают именно слуховые ощущения. Иными можно словами сказать, что окружающий мир, плодом воспринимаемый как вселенская пульсация, постепенно распадаться начинает на отдельные звуки. Первыми из них внутренние выделяются шумы, создаваемые материнским организмом: сердца стук, голос, шум легких, перистальтика работа, кишечника желудка. Ведущими среди них по громкости уровню являются стук сердца и голос Это. матери было установлено с помощью мини-который, микрофона вводили в полость матки во время Акустические.

родов условия в матке
По данным разных фоновой, авторов шум в матке, создаваемый мышечной матери активностью, ее кровотоком и кровотоком в плаценте, сокращением матери кишечника, шумами ее сердца, легких, периодически голосом звучащим и звуками, поступающими извне, достигает 95 Дб [1989 et al, Arabin; Gagnon, 1989]. Это удалось введя, установить микрофон в матку беременной через половые наружные органы незадолго до родов. Уменьшение внешних интенсивности звуков, поступающих к плоду, составляет Querleu 40 Дб [около et al, 1988]. Поэтому плод может внешние услышать звуки, громкость которых приближается к Внешние Дб.

135 звуки 65—70 Дб (нормальная разговорная речь) матку в проникают в ослабленном и измененном виде (редко счет 30 Дб) за более шумового фона и водной среды. высокой Наиболее интенсивностью обладает передающийся в полость тон матки голоса матери, что объясняется непосредственной его передачей через ткани (по каналу проводимости костной).

Восприятие внутренних шумов
В настоящее считается время доказанной способность новорожденного узнавать матери голос, который он слышал, находясь еще Два. внутриутробно американских ученых провели впечатляющий группой с эксперимент беременных женщин, которые за 6 недель до родов предполагаемых дважды в день читали вслух Кот «стихотворение в шляпе», причем суммарное время декламации такой составило порядка 5 часов. Родившимся у женщин этих детям на третий день жизни наушники надевались и давалась соска-датчик, соединенная с которое, устройством переключало звучащий в наушниках рассказ в характера от зависимости сосания. Производя сосательные движения с частотой разной, дети могли либо слушать матери голос, либо другой женщины, читающей «шляпе в Кота».

Дети предпочитали сосать с той которая, частотой позволяла им слушать рассказ, прочитанный матери голосом. А когда младенцы могли выбирать данным между рассказом и другим, также прочитанным они, матерью выбирали тот, который слушали месяцы последние беременности — «Кот в шляпе». Из этого сделали экспериментаторы вывод, что ребенок узнает матери голос еще в утробе и может дифференцировать рассказы разные, возможно благодаря их различным ритмам. образом Таким, можно предположить, что у плодов функционирует уже слуховая память.

На шестом-седьмом внутриутробной месяцах жизни плод не только слышит, но и дифференцирует хорошо внутренние звуки. Более того, него для далеко не безразлично, взволнованно или бьется спокойно сердце матери, грустно или звучит весело ее голос, ровно или прерывисто, с дышат напряжением ее легкие. Если мать волнуется, у встревоженно нее бьется сердце, сбивается ритм малыш, то дыхания притихает, замирает, будто бы в предчувствии действительно. И опасности, через некоторое время эта становится опасность вполне реальной — до плода доходят соответствующие, гормоны отрицательным эмоциям матери, которые ухудшение вызывают его самочувствия. Эта связь — звука характер и соответствующее ему эмоциональное и физиологическое закрепляется — состояние и остается в его памяти. С этого же становится времени возможным зафиксировать реакцию плода на звуковое внешнее воздействие: в ответ на резкие звуки пугливо малыш сжимается или начинает вести беспокойно себя.

Таким образам, с этого момента мы говорить можем не только о способности плода дифференцировать звуки внутренние и о его умении отличать их от внешних его, но и о шумов эмоциональном восприятии звуков и о формировании опыта соответствующего.

мая 21 Опубликовано, 2009 Вы можете

Сенсорные способности плода

Развитие мозга, нервной системы и сенсорного аппарата начинается в первый же месяц после зачатия. К концу первого триместра нервная система и сенсорные системы развиты настолько хорошо, что во время внутриматочных обследований при прикосновении легким волоском к ладони плод пытается схватить его, на прикосновение к губам – отвечает сосанием, прикосновение к векам прищуривается. Все это говорит о том, что уже на этом сроке развития мозг посылает адекватный сигнал к мышцам в ответ на стимуляцию.

Такие реакции как скашивание глаз и насмешливая улыбка были обнаружены и сфотографированы на 14 неделе после зачатия Надутые губы, хмурый взгляд напряжение мышц вокруг глаз были зафиксированы с 6-го месяца беременности. Лицо не единственная область с высокой нервной чувствительностью. К 17-й неделе все части тела ребенка отвечают движениями на прикосновение (что говорит о высоко проводимости нервного импульса) Рассмотрим формирование различных сенсорных систем плода и сенсорные возможности внутриутробного ребенка.

Зрение: При освещении живота матери у плода учащается сердцебиение, при введении светящегося фетоскопа плод отворачивает лицо.

Новорожденные дети обладают сверхъестественной способностью отличать своих родителей от других взрослых. Острота зрения новорожденных такая же, как и у домашней кошки. Их глаза хорошо скоординированы. Двигательное сканирование начинается сразу же после рождения и продолжается даже в темноте. На четвертый день после рождения к движениям глаз добавляется движение головы, что бы увеличить широту обзора. Младенцы различают цвета и предпочитают узорчатые цветовые поверхности перед гладкими, сложные узоры простым, извилистые линии прямым, трехмерные пространства двухмерным и человеческие лица всему остальному. При этом они очень точно дифференцируют выражение человеческого лица и по-разному ведут себя в зависимости от того, какая эмоция отражена на лицах взрослых. Когда новорожденным показывали фотографии улыбающихся людей, они приоткрывали рот и округляли глаза, демонстрируя подобие улыбки, когда они видели удивленные лица, они округляли глаза и приподнимали брови, при предъявлении фотографий со злыми или плачущими людьми, новорожденные заливались плачем. Эти эксперименты показали нам не только совершенные возможности детского зрения, но и способность к эмпатии у новорожденных детей. (18)

Вкус: развивается с 8 до 13 недели и с этого времени существенных изменений в строении вкусовых рецепторов не происходит, кроме того, что они увеличиваются вширь и вглубь. С этого времени плод чувствителен к состоянию амниотической жидкости. Реагирует различными гримасами на преобладание того или иного вкуса. Исследования с помощью радиоктивных меток показали, что младенцы в третьем триместре пьют от 15 до 40 мл. в час, Если глотание нормальное то это добавляет к питанию до 40 калорий в день. Если в амниотическую жидкость попадает вещество горького вкуса, то младенцы перестают ее пить, а если попадает сахарин, то некоторые удваивают свой рацион. Младенцы реагируют на кислый вкус сильнее, чем на горький. Алкоголь и никотин подавляют аппетит, у матерей употребляющих их рождают дети с малым весом.

Слух: Наиболее развитой в матке является слуховая чувствительность. Именно ухо и височная доля мозга, куда поступают слуховые сигналы полностью миелинизируются к рождению, а другие участки мозга миелинизируются частично.

Ведь матка это очень шумное место. Звук плацентарного кровотока, биение сердца матери, звук её голоса – все это наполняет матку шумом, подобным шуму идущего мимо поезда (звуки желудка и кишечника – 85 дб. Грохот крови в артериях 55 дб). Именно поэтому новорожденный малыш нисколько не реагирует на голоса вокруг него, гораздо больше его пугает полная тишина.

К концу первого триместра возможно научение плода посредством звуковой стимуляции. Самым предпочитаемым звуком для него является биение материнского сердца. Ведь именно от его биения зависит жизнь и самочувствие плода в утробе. Если сердце матери бьётся чаще, это всегда приводит к недополучению кислорода и питания и вызывает мучительные реакции у плода.

Канадские исследователи установили, что курящей беременной женщине стоит только подумать о сигарете, как плод начинает отчаянно метаться, предчувствуя, что вскоре ему попадет меньше кислорода в результате сужения сосудов матери. Когда в ходе эксперимента в комнату, где находились новорожденные, поставили метроном, с ритмом 80 ударов минуту (что соответствует биению сердца беременной в состоянии покоя), то дети спали дольше, лучше прибавляли в весе чаще улыбались, когда же метроном перевили на частоту 120 ударов в минуту (сердцебиение беременной в стрессе), то дети начали так беспокоиться и плакать, что эксперимент пришлось прекратить. (10)

Во время первого триместра беременности в плане вибрационного воздействия наиболее полезной, гармонизирующей физиологические процессы является старинная лтюневая, клавесинная и этническая музыка, во втором триместре особенно показан Моцарт, Вивальди, Сен-Санс, Дебюси, в третьем триместре лучше всего слушать Чайковского, Рахманинова, Джаз. Рок, электронная музыка а так же Бах и Бетховен не рекомендуется ни в один из триместров) Голос матери – основной источник контактов ребенка с ней. Исследования показывают, что младенцы движутся в темпе речи своей матери. Исследования Генри Траби,(17) который изучал детские крики с помощью новейшей акустической аппаратуры, показали, что недоношенные дети 5-6 месяцев и весившие всего 900 г. воспроизводили такие же интонации, ритмы и другие разговорные особенности их матерей.

Запах: Особенности обонятельного анализатора у плода не проявляются в силу невостребованности обоняния в водной среде, тем более, что ноздри ребенка в матке закрыты особенными слизистыми пробками.

Однако сразу после рождения новорожденный различает несколько сотен запахов. При рождении малыш четко различает запахи, Наиболее предпочитаемым являются запахи тела матери. Как известно, железы расположенные на альвеолах сосков, источают особый запах, идентичный запаху амниотической жидкости. В силу этого припадая к материнской груди, ребенок как-бы оказывается вновь в утробе. Образ матери, основанный на запахе, является самым первым, который устойчиво храниться в памяти ребенка и остается с нами на всю жизнь. Именно поэтому, при ранних расставаниях с матерью (в случаях её госпитализации, или необходимых отлучек), психологи рекомендуют класть в кроватку малышу поношенное материнское бельё с целью сохранить связь ребенка с матерью и сделать расставание для него менее травматичным.

Температурная чувствительность: во время беременности температура тела ребенка на 1-2 градуса выше. Собственная терморегуляция начинается сразу после рождения, однако наиболее успешно этот процесс протекает при контакте ребенка с материнским телом. Приведем один впечатляющий пример – выхаживание недоношенных детей с помощью «метода кенгуру», впервые предложенному в Колумбии. «Метод кенгуру» состоит в содержании ребёнка в контакте с кожей его матери днём и ночью, в вертикальном положении. Результаты впечатляют. Для детей весивших менее 1 кг при рождении, коэффициент выживания поднялся от 0% до 72%. Для детей, весивших между 1 кг и 1,5 кг, коэффициент поднялся с 29% до 89%. Человеческая мать может служить наилучшим инкубатором.

Вестибулярная чувствительность: формируется через месяц после зачатия. Эта система обеспечивает синхронность движений матери и плода. Активность плода подчинена определенному ритму (около 45 мин сна 45мин. бодрствования).

Ребенок избегает любого давления, извне быстро меняя положение тела в матке. Младенец перемещается в матке, спирально вращаясь с помощью стоп и ног с поворотом туловища на 180 гр. Внутриутробные съемки показывают, что эти балетные движения начинаются с вращения головы, затем плеч, а затем вращаться начинают поясничный отдел и ноги, используя продольные мышцы спины. В каждом таком движении проявляется прекрасная координация мозга и тела. Кроме того, он пьет амниотическую жидкость, разнообразно двигается, сосет пальцы, играет с пуповиной, поглаживает и даже облизывает плаценту, поглаживает свое тельце и лицо. Вообщем, он все время занят.

Читайте также:  Загораем без солнца

Вестибулярная система плода постоянно стимулируется, когда мать гуляет, танцует, изменяет своё положение и так далее. Представьте, как тяжело малышу адаптироваться к жизни после родов, если взрослые все время пеленают его, мешая совершать столь привычные и необходимые движения. Та некоординированность движений новорожденного, которую мы наблюдаем после родов, связанна с тем, что ребенок выросший в условиях гидроневесомости заново учится двигаться в условиях гравитации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Развитие чувств у плода

Каковы способности Вашего неродившегося крохи? Как Вы можете обогатить его жизнь еще до рождения?

Сенсорные способности плода

Органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются у плода уже к третьему месяцу. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод просто воспринимает слабый оранжевый свет, да и то лишь при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, функционирующее только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.

Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с «жадностью» проглатывать двойную порцию. При использовании горького раствора количество потребляемой жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения, и которая характерна для региона проживания родителей. Приведем пример, когда малютка-индианка была удочерена супругами из Парижа в возрасте трех месяцев. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по различным рецептам европейской кухни, однако с удовольствием ела рисовое блюдо, потребляемое в пищу ее матерью во время беременности.

В конце 6-го месяца внутриутробного развития у плода формируется внутреннее ухо. С этого времени плод начинает воспринимать звуки. Первые воспринимаемые им звуки являются внутренние шумы организма матери: сердцебиение, голос, шум легких и сосудов матки, перистальтика кишечника, работа желудка. Ведущими среди них по уровню громкости являются стук сердца и голос матери. Когда исследователи поместили микрофоны в матку овцы, они были поражены высоким уровнем шума. Это было установлено с помощью минимикрофона, который французские исследователи вводили в полость матки во время родов. По данным разных авторов интенсивность фоновых шумов в матке составляет 95 Дб. Для сравнения – спокойная разговорная речь составляет 65-70 Дб.

Регулярно повторяющиеся звуки, такие как сердцебиение, действуют на плод успокаивающе. Ребенок вздрагивает при новых внезапных звуках или вибрациях, но успокаивается по мере их повторения. Исследователи обнаружили, что звук метронома, настроенный на частоту сердечных сокращений матери, успокаивающе действует на новорожденного.

Теми же французскими акушерами было доказано, что помимо внутренних шумов организма матери плод слышит внешние звуки, которые проходят через водную среду, несколько искажаясь. В одном из таких наблюдений помимо внутренних шумов матери исследователи отчетливо слышали звуки и голос в комнате, и даже, 9-ую симфонию Бетховена, транслировавшуюся по радио в родильном блоке.

На сегодняшний день учеными уже достаточно хорошо изучена способность плода к слуховому восприятию, дифференцировке звуков, и даже доказано наличие слуховой памяти.

Постепенно плод учится воспринимать внешние звуки, окрашенные эмоциональным восприятием матери. Изменение эмоционального состояния матери во время прослушивания какой-либо музыки или при разговоре с кем-то, вызывает изменение частоты сердечных сокращений, ритма дыхания, ее голоса (он становится напряженным, грустным или наоборот, доброжелательным), и соответствующие изменения гормонального фона (выработку эндорфинов или стрессовых гормонов) и т.д. Плод запоминает реакцию маминого организма на тот или иной звуковой раздражитель, и может соответственно реагировать на них (при резких звуках – притихнуть, при громких и неприятных для матери звуках увеличить двигательную активность), а после рождения он может реагировать на этот же звук с учетом внутриутробного опыта.

Замечено, что плод «предпочитает» слушать классическую музыку, оперные арии, народные песни, старинные романсы и не выносит громких звуков рок-музыки. Было замечено, что будущие мамы часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Описан случай, когда одна беременная женщина рассказывала, что пятимесячный плод буквально «заставил» ее уйти из зала дискотеки. Он так сильно вертелся и так настойчиво толкал ее в живот, что женщина поняла: ребенку плохо в шумном и душном зале.

На 32 — 33-й неделе развития плод начинает избирательно реагировать на предлагаемую ему музыкальную программу: Бетховен и Брамс его волнуют, действуют на него возбуждающе; музыка Моцарта и Вивальди – успокаивает; музыка Чайковского и Шуберта заставляет его замирать «в возвышенном порыве»; Шопен настраивает на тихий «романтический» лад. Помимо избирательной реакции на различные музыкальные произведения плод способен к запоминанию и узнаванию музыки, которое возникает под влиянием повторяющихся эпизодов музыкальных контекстов. Одна женщина, музыкальный работник рассказывала: когда она была беременна, то обратила внимание на то, что плод узнает мелодии. Одна музыкальная тема ему особенно нравилась, и он начинал активно двигаться. Определенный ритм движений плода повторялся каждый раз, когда звучала эта музыка. Зная особенности сенсорной и эмоциональной сферы плода, а также взаимосвязь матери и плода не только физическую, но и эмоциональную, можно говорить о том, что воспитание ребенка начинается еще до его рождения.

И первым шагом на пути воспитания ребенка будет Ваша безусловная любовь к нему и радость его ожидания. Желанный ребенок всегда здоровее, крепче, радостнее смотрит на жизнь, увереннее себя чувствует, он доброжелательнее к жизни и людям, настроен на победу. И все это потому, что его мать с улыбкой приветствовала его первые толчки и с надеждой ждала его появления.

Очень важно, чтобы и другие члены семьи с радостью и надеждой встречали новую зарождающуюся жизнь. И влияние отца, а также самого близкого окружения женщины, здесь огромно. Важны не только слова, которыми приветствуют новую жизнь, но и мысли. Здоровый психологический климат в семье является одним из самых необходимых и существенных условий благоприятного течения беременности, родов и рождения здорового малыша. Поэтому, будущему папе нужно бережнее относиться к своей жене. Если он помогает, поддерживает и эмоционально сопереживает ей, в таком состоянии женщина способна противостоять всем неудачам. А малыш, чувствуя папину любовь и мамино спокойствие, ощущает безопасность и гармонию. Доказано, что во время беременности малыш привыкает к звуку голосов отца и матери, и поэтому непосредственно после рождения быстрее и легче привязывается к родителям

Положительное влияние на развитие плода будут оказывать любые моменты, которые приятны женщине. Музыка, пение, поэзия, искусство, природа помогают женщине достичь состояния радости и внутренней свободы. В тоже время это воспитывает в ребенке чувство прекрасного.

Наслаждайтесь красотой природы. Вдыхайте ее ароматы, радуйтесь пению птиц, журчанию ручейка, неповторимости всех явлений природы.

Посещайте выставки, музей, художественные галереи. Созерцание портретов, пейзажей, натюрмортов, сцен из жизни людей приближают и мать, а через нее и ребенка к познанию тайн и красоты окружающего мира.

Читайте вслух и про себя стихи о любви, природе, сказки, мифы, легенды.

Избегайте просмотра кинофильмов, насыщенных насилием, кровью, убийством. Дело в том, что ребенок чувствует и запоминает эмоциональное отношение к разыгрываемым в фильмах жизненным ситуациям и это может негативно отразиться на его эмоциональной сфере. Поэтому лучше смотреть фильмы научно-популярные, документальные, о природе, мире животных, любви, преданной дружбе и т.д.

Замечено, что если мать сама играет на каком либо музыкальном инструменте (фортепиано, скрипка, гитара), то это способствует формированию интереса и любви к музыке у ее ребенка.

Часто родители сами отмечают, что их дети распознают музыку или песни, услышанные во внутриутробном периоде. Причем они действуют на малышей, как прекрасное успокоительное средство. Доказано воспитательное влияние, которое оказывает на ребенка пение самой будущей мамочкой. Совершенно неважно умеет женщина петь или нет, есть у нее слух или напрочь отсутствует. Пение улучшает ее самочувствие, нормализует нервную возбудимость. А малыши у поющих мамочек, как правило, рождаются, здоровые, спокойные и быстро адаптирующиеся в самых различных ситуациях.

Многие психологи рекомендуют разговаривать с малышом еще до его рождения. Во время разговора они советуют будущим родителям рассказывать ребенку, с каким нетерпением они ожидают его появления на свет, какой он красивый, благородный, умный и т.д. При этом главное, чтобы такое общение было естественным и непринужденным. Если же, Вам или будущему папе, окажется такое общение неприемлемо, то не стоит над собой делать насилие.

Выявлено наличие тактильной чувствительности плода. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матери – матки, брюшной стенки. Основываясь на этом, Франц Вельдман, врач из Дании, разработал метод общения с плодом – гаптономия – контакт через прикосновение. Такое общение дает, по мнению автора, возможность поддерживать надежный контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку. Но, опять же, если Вам кажется, что для Вас такой контакт с ребеночком не подходит, Вы испытываете дискомфорт и неуверенность при этом, то лучше этого не делать. Существует масса способов продемонстрировать ребенку свою любовь и преданность.

Десять заповедей будущей матери

1. Положительный эмоциональный настрой на здоровую беременность и благополучные легкие роды, на крепкого, физиологически зрелого ребенка.

2. Создание благоприятных условий для рождения ребенка, психологических, эмоциональных, социальных, физических и экологических.

3. Употребление здоровой, естественной, натуральной пищи с максимальным насыщением витаминами, микроэлементами и минеральными солями: соки, фрукты, овощи, нерафинированные крупы, орехи, мед, молочнокислые продукты, яйца, мясо, рыба, свежая и сухая зелень, бобовые. Избегать: копченостей, солений, маринадов, консервов, продуктов, содержащих рафинированные муку, сахар, жиры.

4. Добиваться регулярной и эффективной работы всех органов выделения (кожа, легкие, печень, почки), без лекарств.

5. Избегать вредных привычек: употребления алкоголя, курения, наркотиков, пассивного курения.

6. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». А также – здоровый сон, здоровая одежда, обувь.

7. Ежедневная естественная физическая активность, ходьба, посильная гимнастика, свободный танец, самомассаж для оптимальной психофизической подготовки к мягким родам.

8. Овладение умением расслабляться. Это потребуется в процессе родов. Обучение навыкам снятия стрессов и умению полноценно отдыхать.

9. Воспитание будущего ребенка: классическая музыка, красивая природа, картины, литература, комфортная домашняя обстановка.

10. Участие будущего отца ребенка: забота, помощь, внимание, совместные прогулки и отдых на свежем воздухе, обучение партнера приемам массажа и помощи беременной, совместная психофизическая подготовка к родам, участие партнера (по возможности) в родах.

Сенсорное Развитие плода по неделям

Все мамы с нетерпением ждут рождения ребенка, чтобы увидеть и обнять своего долгожданного малыша! Интересно, как идет развитие плода в период этого ожидания? И как растет малыш по неделям в животе у мамы?

Что делает, видит, слышит и чувствует малыш, находясь долгие 9 месяцев у мамы в животике. Развитие плода по неделям.

Самые первые ощущения появляются у плода уже в 6–7 недель. Уловить состояние ребенка на столь раннем сроке, понять, что он чувствует и воспринимает, практически невозможно, так как он еще не дает никакой обратной реакции и не может сообщить маме, что ему нравится, а что – нет. Но в 6 недель у плода уже заложены основные отделы головного мозга, которые называются мозговыми пузырьками, и начинают формироваться нервные клетки.
Посмотрим, как идет развитие плода, его органов чувств, как у него совершенствуется способность воспринимать окружающую среду.

Всегда в движении

6–7 недель У маленького человечка уже есть первый орган чувств – вестибулярный аппарат. Он помогает даже в безопорном пространстве поддерживать равновесие тела. Ребенок всю свою внутриутробную жизнь проводит в движении: во-первых, он постоянно двигается сам (наблюдая с помощью УЗИ развитие плода, можно увидеть, что он никогда не остается неподвижным); во-вторых, мама тоже двигается, и малыш смещается вместе с ней относительно земной оси. Это первая информация об окружающем мире, которую получает плод. К концу внутриутробного периода ребенок так хорошо усваивает движения мамы, что различает, когда она спокойна, когда взволнована, когда напряжена, и тоже реагирует на это своими движениями.

Младенец очень хорошо реагирует, если его перемещают в пространстве (ведь он так привык к этому за 9 месяцев!). Он быстро успокаивается, когда его носят на руках, возят в коляске. Часто родители задают вопрос: нужно ли качать ребенка, чтобы он успокоился и заснул? Да, если ему это необходимо, ведь движение для младенца — это нормальное состояние.

Все потрогать

7,5недель У плода появляется кожная чувствительность. Сначала она возникает в области рта – это подготовка к формированию сосательного рефлекса. С 8 недель у ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки, ас 10 недель – вся поверхность тела.
В животике у мамы для ребенка много материала для развития тактильных ощущений. С помощью ультразвука можно увидеть, как малыш трогает свое собственное тело, пуповину, стенки плодного пузыря.
Свою чувствительность ребенок начинает использовать не только для изучения внутреннего пространства матки, но и для освоения внешнего мира. Если мама прикладывает руку к животу, малыш пытается прикоснуться к ней «с другой стороны». Таким же образом ребенок еще до рождения может «познакомиться» и с папой, и с братьями-сестрами.
Очень интересно плод реагирует и на датчик УЗИ: сначала, почувствовав прикосновение незнакомого холодного предмета, он напрягается и отодвигается в сторону, но потом, если мама не волнуется и расслабляется, он успокаивается и начинает изучать новый предмет – пытается потрогать датчик ладошками или пяточками.

Со второй половины беременности, когда вы уже будете чувствовать шевеление ребенка, можно устраивать ему «мамин сеанс». В одно и то же время суток прикладывайте руки к животу и пойте малышу колыбельную или любую детскую песенку. Кроха в это время будет пытаться прикоснуться к вашим рукам «с обратной стороны». Каждый день нужно петь одну и ту же песенку – тогда малыш к ней привыкнет и после родов будет узнавать ее и успокаиваться, услышав знакомую мелодию. Такой сеанс должен длиться не более 10 минут, чтобы ребенок не уставал, но делать это нужно ежедневно. Можно устроить не только мамин, но и папин «сеанс».

Секреты вкуса

9 недель У плода появляются вкусовые сосочки на языке и формируется вкусовая чувствительность. Плод заглатывает околоплодные воды, а их состав и, соответственно, вкус меняется в зависимости от условий. Так, например, если в околоплодные воды попадает что-то горькое, например, дезинфицирующее вещество, которое используют при заборе околоплодных вод, малыш начинает морщиться, высовывает язык, совершает меньше глотательных движений, будто пытается выплюнуть то, что ему не нравится. А вот введение в околоплодные воды глюкозы ускоряет глотательные движения «сладкоежки».То, что ест мама, в микродозах поступает также в околоплодные воды. И если беременная ест, например, чеснок или лимон, вкус вод становится более горьким или кислым, отчего малыш начинает морщиться.

Еще до рождения мама может приучить ребенка к своим любимым блюдам, даже если они имеют специфический вкус. Так, например, если блюда с чесноком входят в повседневный рацион, отказываться от них полностью не стоит. Малыш со временем привыкнет к ним и начнет воспринимать спокойно. Есть факты подтверждающие, что ребенок после рождения часто обнаруживает предпочтения к тем блюдам, которые мама любила есть во время беременности.

Мир звуков

14 и 16 недель Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель мы уже видим реакцию ребенка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук, закрывать лицо руками при резких, пугающих его звуках.
Многие считают, что при появлении на свет ребенок попадает из тихого «домика» в мир шума. На самом деле, все по-другому: из интенсивной звуковой среды он переносится в мир, где звуков не так уж много. Что слышит плод в животе? Стук материнского сердца, шум кровотока по сосудам, напоминающий накатывание волн на крупную гальку, работу кишечника, похожую на мурлыканье кошки…
Есть данные, что у ребенка еще до рождения возникает чувствительность к речи окружающих и, естественно, к речи матери. Особенно хорошо он ориентируется в интонациях. Ссоры родителей, сопровождающиеся криком, пугают его, а доброжелательная беседа успокаивает. Все это можно отследить по интенсивности сердцебиения и движений плода.

Когда ребенок появляется на свет, речь, которую он слышал, находясь в животе, уже несет для него эмоциональную нагрузку, и он легко под нее подстраивается.

Вижу свет!

25 недель У ребенка начинают работать органы зрения. Конечно, в матке у мамы не так много информации для развития зрения, но и этого малышу оказывается вполне достаточно. Доказано, что у плода уже есть светоощущение. Так, солнечный свет он видит в приглушенных оранжевых тонах и реагирует на рассеянные лучи положительно, а от прямых – прячется, жмурит глазки.

Еще до рождения ребенку нравится солнечный свет, он может различать его, даже если на маме надета легкая одежда. Поэтому в теплую погоду необходимо обязательно бывать на свежем воздухе (это, кстати, будет и хорошей профилактикой рахита). Но не нужно слишком долго подвергать ребенка воздействию солнечного света, так как это утомляет и перевозбуждает.

Общение до рождения

Будущие мамы часто спрашивают, нужно ли разговаривать с малышом до рождения. Даже если вы специально не отводите время на разговоры с ребенком, он все равно слышит вас, когда вы разговариваете с другими людьми, чувствует ваше настроение и это влияет на развитие плода. И это очень важно. Некоторые мамы, вычитавшие, что нужно обязательно разговаривать с ребенком, начинают буквально насиловать себя таким общением, но навязанные уроки ребенку ни к чему. Все должно быть естественно.
Чтение мамой обучающих текстов, иностранных слов до рождения ребенка – это непонятная и ненужная ему информация. Зато малыш хорошо запоминает эмоционально окрашенные слова, особенно те, которые относятся к нему. Поэтому можно еще до рождения придумать ребенку слово, которым вы будете его называть после рождения – «солнышко», «зайка» «лапочка» и т. д. Вы можете называть ребенка этим словом и поглаживать живот, тогда малыш после рождения будет очень хорошо реагировать на это название.

После своего появления на свет ребенок испытывает тоску по прикосновениям к своему телу, ведь в первое время ручки и ножки не слушаются его так же хорошо, как это было, когда он плавал в околоплодных водах, и он не может сам себя ощупывать. Поэтому малыш очень любит, когда мама носит его на руках, прижимает к себе, трогает, поглаживает его тело.

Слушаем музыку

Плод, как и мама, слышит музыку. Нравится ему музыка или нет, вы можете определить и сами. Если музыкальные ритмы пришлись ему по вкусу, он начнет двигаться в ритм движениям (как иногда говорят беременные – «он танцует»). Если же ребенок двигается в другом ритме или слишком интенсивно, нужно задуматься – может быть, музыкальные уроки не доставляют ему удовольствия.
Категорически не рекомендуется ставить наушники на живот. Дело в том, что таким образом мы нарушаем среду ребенка. Все звуки он слышит на некотором расстоянии, воздух образует естественный барьер. Когда мы ставим наушники на живот, воздушной прослойки нет и малыш оказывается под воздействием звуков необычной интенсивности.
Хотите слушать музыку – слушайте, главное, чтобы она доставляла вам удовольствие. Кстати, малыши предпочитают музыку с простой и ясной мелодией, например, народные и детские песни. Можно слушать классическую, популярную музыку, но избегайте тяжелого рока.

После появления на свет ребенку не нужна абсолютная тишина. Он может спокойно спать, если неподалеку от него негромко разговаривают, что-то делают. Конечно, надо избегать громких, резких звуков, которые будут его пугать. Новорожденный хорошо помнит стук материнского сердца, который он так долго слышал над собой. Он успокаивает его, даже когда малыш находится уже вне материнской утробы. Чтобы утешить расплакавшегося малыша, возьмите его на руки, положите на левую сторону, и он, услышав знакомые звуки, утихомирится.

Что чувствует ребенок в утробе матери

http://www.babyma.ru/category/baby/

Что чувствует ребенок в утробе матери

Что чувствует малыш в ее животике? Этим вопросом задается каждая будущая мамочка.

А ведь уже в утробе матери у плода активно развивается система органов чувств. Развитие сенсорной системы начинается на третьем месяце жизни плода.

Развитие ранних рефлексов и чувств плода

На шестой неделе жизни плода зафиксирована деятельность головного мозга, а уже в http://www.babyma.ru/sedmaya-nedelya-beremennosti/ возникают первые рефлексы, которые начинают активно развиваться с каждой неделей его жизни. На девятой неделе, например, возникает хватательный рефлекс – если прикоснутся к ручке малыша, он выполняет хватательные движения. Также он начинает воспринимать боль, если воздействие на руку или ножку малыша будет болезненным, он сразу же отдернет ее.
Наукой доказано, что серое вещество головного мозга формируется за счет тех сигналов, которые поступают извне, а никак не само по себе. Поэтому осязание, которое развивается у плода раньше остальных чувств так важно для развития мозга и нервной системы ребенка. Малыш начинает ворочаться и чувствовать, что его окружает (пуповину, стенки матки, ее движения, жидкость) уже в конце третьего месяца.

Развитие слуха у плода

Для многих будущих родителей общение с ребенком до рождения является началом формирования их отношений. Давно доказано, что ребенок после рождения сразу узнает те голоса, которые часто слышал еще в утробе, безусловно, самым дорогим голосом для него является голос матери. Но малыш будет узнавать не только голоса, но и песни, что он слышал до своего появления на свет.
Формироваться внутреннее ухо начинает на 8 неделе жизни плода, а вся система слуха окончательно формируется к 5 месяцам.
Доказано и то, что ребенок избирателен в музыке, понять это можно легко – просто посмотрите на реакцию малыша, включив ту или иную композицию. Если мелодия ему нравится, он спокоен, но если мелодия вызывает у него раздражение, он активно начинает толкаться ножками и ворочаться, пытаясь отвернуться от неприятных звуков. Например, Бетховен очень возбуждает малыша, а Моцарт или Вивальди действуют успокаивающе.

Плод также реагирует на громкость музыки и звуков, потому беременным не рекомендуется посещать громкие концерты, особенно с рок-музыкой, или кинотеатры.

Развитие зрения и обоняния

Известно, что плод может реагировать на свет. Если непосредственно на живот матери направить яркий свет, малыш пытается спрятаться, он переворачивается, отворачивает голову и смыкает веки. Свет он видит в оранжевых тонах. Но так как малыш все же находится в постоянной темноте, его зрение находится в бездействии до рождения. То же самое можно сказать и об обонянии малыша, так как в утробе нет воздуха. Поэтому зрение и обоняние начинают свою работу лишь после рождения малыша.

Развитие вкуса

Каждый день малыш поглощает какое-то количество амниотической жидкости. И еще в животе у мамы он начинает отдавать предпочтение тому или иному вкусу, то есть можно сказать, что плод обладает чувством вкуса. Было проведено исследование, которое доказало это. В околоплодные воды ввели определенное количество глюкозы, за счет чего глотательные движение плода участились и он «проглотил» жидкости в два раза больше чем обычно. Но когда ввели горький йод, ребенок скривился от недовольства и съел на этот раз совсем не много.

Связь матери и ребенка

Ребенок еще в животике начинает учиться у матери, повторяя за ней ее действия. Например, он спит, когда спит мама и просыпается вместе с ней. Если мать спокойна, ребенок также спокоен. Поэтому старайтесь следить за своим настроением, ведь настроение малыша напрямую связано с ним. И, конечно, избегайте ссор и стрессов. Ссоры родителей очень вредят плоду, как и стресс, они могут привести к выкидышу.
Курение во время беременности причиняет ребенку боль. Из-за нехватки кислорода, у него возникают болезненные судороги. И даже если будущая мама только подумала о сигарете, сердце малыша начинает биться чаще.
Ребенок прячется, ища помощи, если мать получает какие-либо физические травмы. На удары по животу матери, он начинает реагировать на втором месяце своей жизни.
Начинайте заботиться о своем ребенке еще до рождения. Будьте внимательны к нему, прислушивайтесь к его желаниям, ведь не смотря на то, что вы не можете еще подержать его на руках, он уже нуждается в вашей любви и защите.

Читайте также:  Контурная пластика лица
Ссылка на основную публикацию