Выбираем школу для ребенка, как выбрать школу

Как выбрать школу для ребенка: 10 ярких маячков

Выбор подходящей школы — дело не из легких, ведь вы ищете не просто учебное заведение, а «пристанище» своему чаду на ближайшие 9-11 лет. Узнайте, как выбрать школу для ребенка по главным критериям. Само понятие «хорошая школа» имеет свое определение. Для одних это престижное учебное заведение с охраной и бассейном, для других — обычное, но с углубленным изучением языков, а третьи хотят школу с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

1. Какую школу выбрать: рейтинг

С одной стороны, кажется, что определиться с «самой лучшей школой» очень просто, стоит лишь взглянуть на рейтинги. Но спешить все же не стоит.

Начнем с того, что многие рейтинги составляются лишь по формальным критериям, где учитывают быт, общий состав преподавателей, техническую оснащенность, участие и победы учеников на различных олимпиадах и конкурсах, успешность сдачи ВНО. Но при этом, конечно, вам никто не даст гарантий, что учителя обладают отличными человеческими качествами, и не объяснит, обеспечены ли ученики высоким уровнем образования.

О репутации школы лучше всего расскажут сами дети, которые в ней учатся, и их родители. Поэтому стоит пообщаться с немалым количеством людей (в реале и на форумах), чтобы первоначально выделить плюсы и минусы конкретного учебного заведения и его учителей.

2. Как выбрать школу для ребенка: расположение

Важную роль в выборе школы для ребенка играет ее месторасположение — родители хотят, чтобы школа была рядом с домом, и ребенку не пришлось проделывать длинный путь туда и обратно.

Но так как для многих родителей это не главный критерий, часто они выбирают школу для своего чада подальше. Тогда имейте в виду — сможете ли вы возить ребенка туда и обратно (хотя бы в первое время), удобна ли развязка, чтобы малыш смог запомнить путь и в дальнейшем добираться самостоятельно.

При этом учтите все детали: насколько удобен общественный транспорт и с какой регулярностью он ходит, есть ли светофор на наземном переходе и так далее.

3. Выбор школы: учебный план

Один из главных факторов, которым руководствуются родители, определяя, какую школу выбрать — организация в ней учебного процесса: сколько учебных дней в неделю, как много уроков в день, кто учится в первую и во вторую смены — все эти моменты очень важны для любого ученика, а уж тем более для первоклассника.

Обратите внимание на загруженность учащихся, ведь есть школы, где нагрузка чрезмерно большая. Такие учебные заведения подойдут не для всех, уж тем более не для малышей с хроническими заболеваниями.

Узнайте как можно больше информации об учебном заведении, которое вас заинтересовало, включая детали.

4. Платные и бесплатные школы

С частными школами все понятно — в каждой из них установлена конкретная ежемесячная сумма (ее можно узнать и в администрации, и на сайте).

Государственные школы бесплатны, но в реальности родителям приходится регулярно сдавать деньги на многочисленные нужды школы и класса (в среднем от 50 до 300 гривен в месяц).

Нередко такие сборы оформляются в виде благотворительных взносов — добровольно-принудительных. Лучше заранее уточнить эти нюансы у родителей учеников данной школы.

5. Важный момент: продленка

Если оба родителя работающие и им ежедневно приходится до вечера быть на работе, наличие в школе группы продленного дня станет отличным решением вопроса, с кем оставить ребенка. На продленке не только присматривают за детьми, но и следят, чтобы те выполняли домашние задания, вовремя поели.

А еще дети могут посещать кружки и дополнительные занятия, спортивные секции — это удобно и для родителей, и для малышей.

6. Выбираем школу: территория

Окрестность возле школы также может о многом рассказать. Обратите внимание, есть ли охрана, каково состояние школьного двора, не валяются ли на территории и рядом с ней подозрительные предметы (шприцы, окурки, презервативы), не используется ли школьный стадион для развлечений местных жителей.

7. Атмосфера: комфортно или нет

Нередко родители первым делом начинают выяснять, какой ремонт в классах и новые ли компьютеры в кабинете информатики. А для ребенка важнее особый дух, присутствующий в классе среди сверстников и в учебном заведении в общем. Ведь, к сожалению, есть немало школ, где вроде бы все хорошо, но атмосфера совершенно не располагает к продуктивному обучению.

Чтобы выяснить это, посетите учебное заведение на обычной школьной переменке и посмотрите, чем занимаются ученики и как они себя ведут. Также обратите внимание на оформление классов, внешний вид стендов и наглядных пособий, а еще на то, чем заняты преподаватели, когда малыши играют.

Отлично, если младшая школа отделена от старшей хотя бы условно – есть хоть минимальная гарантия, что к первоклашке не будут приставать взрослые сотоварищи по учебе, устраивая школьную “дедовщину”.

8. Питание ребенка в школе

Так как ребенку в школе придется проводить как минимум полдня, а то и весь день, возможность регулярно питаться особо важна.

Лучше, когда в учебном заведении есть полноценная столовая, а не просто буфет с булочками и сладостями.

9. Методы безопасности

Как правило, современные школы охраняются, но тем не менее, родителям не помешает лично обратить внимание на безопасность. Для этого родителям лучше узнать, каковы способы контроля за посещением детьми уроков, уточнить, как учителя реагируют на отсутствие ребенка во время занятия (например, перезвон родителям).

10. Как выбрать школу для ребенка: учителя

Опытные родители знают, что для первоклассника важно не столько само учебное заведение, сколько первая учительница. В этом есть большая доля правды, ведь именно с педагога и начинается учебная жизнь малыша, и с ним он будет проводить большую часть времени.

Важно, чтобы родители познакомились с учителем лично. При этом — обращайте особое внимание на его темперамент. Например, если у педагога быстрая речь и резкие движения, а ваш малыш очень медлительный, то ему будет тяжело. И наоборот, если учительница чересчур флегматична, то вряд ли и она, и гиперактивные дети будут в восторге друг от друга.

Обязательно пообщайтесь с сегодняшними четвероклассниками и их родителями, ведь именно эти детки заканчивают начальную школу, и к их классным руководителям пойдут новые ученики.

7 советов для родителей, как правильно выбрать начальную школу

7 советов для родителей, как правильно выбрать начальную школу

Через месяц школы начнут принимать заявления о зачислении в первый класс. И хотя к начальной школе у нас много вопросов, без неё всё равно сложно обойтись. Директор школы № 2101 Дмитрий Модель и психолог Ольга Хохлова из службы «Со_Действие» — о том, как понять, готов ли ребёнок к школе, не ошибиться с выбором учебного заведения и за один год пройти программу двух классов.

1. Как понять, готов ли ребёнок к школе?

Окончательное решение, пора ему идти в школу или нет, принимаете только вы. Можно сколько угодно советоваться с психологами, но никто не знает характер ребёнка так хорошо, как родители. Ориентируйтесь на его особенности. Кому-то сложно находиться в большом коллективе или уйти из дома на целый день. Есть те, кто быстро перевозбуждается. Есть любопытные и самостоятельные дети, которые хотят поскорее научиться считать и писать. Все это нельзя оставлять без внимания, когда вы собираетесь отдавать ребёнка в первый класс.

К пяти годам у ребёнка должна появиться познавательная мотивация

Это значит, что он способен учиться, не обращая внимания на внешние факторы. Но бывает, что у некоторых первоклассников игровая мотивация все ещё сильнее познавательной. Это не значит, что не нужно идти в школу. Просто учитывайте, что ребёнку пока комфортнее в атмосфере большей свободы и уделяйте время играм, не делайте пока упор на умственную нагрузку.

Обратите внимание, как ребёнок взаимодействует с социумом: переносит шум и суету, относится к конкуренции и скуке, как быстро утомляется. Попросите ребёнка одеться самостоятельно перед выходом на улицу — это кажется смешным, но даже школьники не всегда могут сделать это сами. Если он не знает, как взаимодействовать с большим количеством людей и находится в состоянии постоянного стресса, то он не сможет нормально сосредоточиться на учёбе в школе.

Очень важно отношение самого ребёнка к учебе. Прислушайтесь к тому, что он думает о школе. Обсудите, как он представляет себе школу и уроки, что нового хотел бы на них узнать.

Признаки хорошей готовности к школе

  • Желание идти в школу и учиться.
  • Наличие познавательной и игровой мотивации.
  • Умение осознавать себя и говорить о своих потребностях.
  • Любопытство к другому — сверстнику, учителю, предмету.
  • Умение слушать и сосредотачивать внимание.
  • Умение выполнять простые последовательности действий — это важно, чтобы выполнять инструкции учителя в классе.
  • Готовность родителей помогать ребёнку с адаптацией в школе и новым образом жизни. Здесь важно не переусердствовать, но и не оставаться в стороне.

2. Как выбрать хорошую начальную школу?

Среди родителей существует миф, что выбирать нужно не школу, а первого учителя. В большинстве случаев это просто невозможно: классы формируются по мере наполнения. Вместе со школой вы выбираете систему управления, и именно в её зоне ответственности находится подбор персонала. Если у родителей возникает какая-либо претензия, то педагогов защищает законодательство, иначе бы их просто растерзали.

Не стоит игнорировать рейтинг школы. Но не забывайте, что он не сортирует на плохие и хорошие, а показывает вклад в качественное образование. Оно зависит прежде всего от размера учебного заведения. У большой школы вклад больше, у маленькой — поменьше, но это вовсе не значит, что школа плохая. На отзывы следует опираться очень осторожно, потому что у всех родителей разные требования.

Если вы хотите отдать ребёнка в определённую школу, но не поступили туда с первого раза, есть смысл подождать ещё год. Особенно если ребенку ещё нет семи лет. Попробуйте свои силы в следующий раз, а этот год уделите развивающим играм.

3. А на что в первую очередь обратить внимание?

Сходите на день открытых дверей, пообщайтесь с учителями, директором, посмотрите на школьные стены. Зайдите в туалет и оцените — он нормально выглядит или это помойка, куда неприятно зайти? Это только один из маркеров. Посмотрите, как висит расписание. Если оно висит на уровне роста ребенка, то это хорошая школа. Ведь оно для ученика, а не для учителя.

Школа может не подойти вам с первого раза, и это нормально. В семь лет интересы ребёнка ещё не сформировались, поэтому в этом возрасте важно познакомить его с разными формами обучения, а не пытаться дать какие-то твёрдые знания. Учебное заведение должно подходить ребёнку и его потребностям, а не соответствовать чьим-то соображениям о престиже. Выбирайте по принципу «школа для ребёнка», а не «ребёнок для школы».

Можно остановиться на обычной школе с государственной программой или выбрать экспериментальную или международную систему обучения. Например, эффективная начальная школа сокращает обучение на год. В течение первого года обучения дети проходят программу первого и второго класса, но к такой интенсивной программе нужно быть психологически готовым. Её стоит попробовать, если вы уверены, что вашему ребёнку не требуется дополнительных усилий для адаптации.

Международный бакалавриат позволяет учиться на иностранном языке у его носителей и получить аттестат, который будет признаваться зарубежными вузами. В Москве по программе международного бакалавриата работают меньше тридцати частных школ. Но ЕГЭ и ОГЭ сдавать всё равно придётся, даже если ребёнок учится не по российской программе.

Читайте также:  Сильный насморк и заложенность носа чем лечить у ребенка

4. Почему ребёнка могут не взять в школу?

По закону единственная причина, почему ребёнка не могут принять в школу по прописке, — в ней по каким-то причинам уже нет мест. Если он уже учится на дошкольном отделении, обычно от родителей требуется только заявление с просьбой перевести ребёнка в первый класс. Если после дошкольного отделения вы поступаете в другую школу или идёте в первый класс после детского сада, заявление можно подать на официальном сайте мэра Москвы.

5. Сколько человек может максимально учиться в одном классе?

Санитарную норму, что в одном классе должно учиться не более 25 человек, отменили почти три года назад. Теперь это внутреннее дело каждой школы. Как правило, количество учеников в одной комнате зависит от объективных факторов, например, метража, размера учебного класса. Но не секрет, что сегодня многие школы переполнены и учат в два-три раза больше детей, чем могут вместить, особенно в регионах.

6. Стоит ли отдавать ребёнка в школу, которая находится далеко от дома?

Детское время очень ценно: если тратить час или полтора в день на дорогу, то меньше останется на дополнительные занятия и отдых, а у ребёнка будет накапливаться психологическая усталость. С другой стороны, если вам не внушают доверия школы, которые находятся по соседству с домом, лучше отдать его в более хорошее, но отдалённое учебное заведение. Психологический комфорт ученика и семьи в любой ситуации должен быть на первом месте.

Проверить, насколько вам подходит та или иная школа, можно на дне открытых дверей. Например, если школьное расписание висит на уровне роста ребёнка, а не взрослого, то сразу понятно, для кого оно предназначено и как в этой школе относятся к ученику.

Как понять, что ребёнок нормально адаптируется в школе

  • Спросить у него, как идут дела в школе, понаблюдать, хочет ли ребёнок вообще отвечать на этот вопрос.
  • Узнать у учителя, что ему удаётся лучше всего — это поможет наладить коммуникацию с педагогом.
  • Следить, как меняются отношения в классе. У ребёнка должен быть прогресс в общении с одноклассниками.
  • Обратить внимание, рассказывает ли ребёнок о своих трудностях в школе. Если да, то адаптация проходит нормально.

7. Как поддержать ребёнка, который только пошёл в школу?

Оставьте ребёнку свободное время

В начальной школе у ребёнка должно быть много свободного времени — на игры и, проще говоря, безделье. Увеличивать нагрузку вчерашнего дошкольника нужно очень постепенно. Некоторые думают: «Всё, 1 сентября, вот тебе учебник, домашнее задание — вперёд». Нет, так не бывает. Не стоит жёстко структурировать время ребёнка с первого учебного дня. Только если вы не уверены, что без вашей помощи он никак не сможет спланировать своё время.

Помогите ему освоиться

Любая проблема — это навык, который можно освоить. Например, вам нужно научить ребёнка сидеть ровно и спокойно на одном месте. Объясните ему, для чего это может пригодиться, и предложите отпраздновать момент, когда он успешно справится. Не обязательно обещать материальное поощрение. Можно приготовить вместе любимое блюдо или позвать в гости друзей.

Давайте ребёнку обратную связь

Обязательно говорите ему, если вы довольны, как у него получается то или иное занятие. Нельзя перехвалить ребёнка, если вы хвалите его за конкретные вещи. И никогда не сравнивайте его достижения с успехами других детей — это болезненно и травматично для обеих сторон. Научитесь принимать негативные эмоции ребёнка. Лучше не ругать, а сказать: «Я тебя понимаю».

Проводите больше времени вместе

Нередко после того, когда ребёнок идет в школу, из совместных занятий с родителями остаётся только выполнение домашнего задания. Старайтесь проводить с ребёнком больше времени, не связанного с учёбой и школой. Играйте вместе: через игру легче понять, что беспокоит ребёнка.

Иллюстрации: Shutterstock (Shtonado)

Как выбрать школу для первоклассника: 5 шагов

В начальной школе закладываются основы образования ребёнка, базовая грамотность по основным предметам и отношение к учёбе. Если вы хотите, чтобы в 5 классе ребёнок опирался на твёрдые знания, учился самостоятельно и с интересом, не пожалейте времени выбрать лучшую начальную школу для ребёнка.

‍Выбирать школу лучше за год до поступления, ведь заявления в 1 класс принимают с декабря. Прежде чем читать форумы и ходить на дни открытых дверей, сформулируйте критерии выбора школы с учётом интересов и возможностей вашей семьи.

Задача начальной школы — научить читать, считать, писать и привить учебные навыки.

Важно, чтобы школьная среда поддерживала и вдохновляла ребёнка. Во враждебной обстановке, где страшно ошибиться и неоткуда ждать помощи, ребёнок растеряет интерес к учёбе. Нет однозначно дружелюбных или строгих школ, есть школы, уклад которых подходит или не подходит вашему ребёнку.

Шаг 1. Особенности ребёнка.

Увлечения, темперамент и характер ребёнка сформируют стиль и стратегию его учебной деятельности. Если ребёнок склонен созерцать, работать неспешно и вдумчиво, интересуется искусством, то и школу нужно подбирать с размеренным укладом жизни. Подвижному амбициозному ученику подойдёт соревновательная среда, где воспитывают победителей.

Понаблюдайте за ребёнком: насколько легко он концентрируется в шумной обстановке, комфортно ли ему в большом коллективе и как он реагирует на замечания педагогов. Если ребёнок посещает сад, вы и сами прекрасно знаете, как он ладит с другими ребятами, участвует в праздничных представлениях и переживает конфликты.

Часто болеющего ребёнка не стоит отдавать в класс из 30 детей. Подумайте о небольшой частной, семейной или онлайн-школе. Нет смысла идти в первый класс, чтобы просидеть полгода на больничном: учиться придётся самостоятельно, да и в компанию сверстников вряд ли удастся влиться.

Шаг 2. Ценности семьи.

Принимая во внимание особенности вашего ребёнка — усидчивость или непоседливость, ранимость или толстокожесть, стремление к уединению или тягу к общению — сформулируйте, что наиболее важно для вашей семьи.

Если на первом месте здоровье и душевное равновесие, ищите школу, где не задают и не требуют лишнего или вариант онлайн-обучения. В известной гимназии, которая славится учителями и выпускниками, дети участвуют в проектах, олимпиадах и фестивалях КВН. Такая школа занимает верхние строчки рейтингов за счёт усилий педагогов, учеников и родителей. Определите, нужны ли вам грамоты и победы ценой времени и здоровья ребёнка.

Дети, которые с трёх лет занимаются фигурным катанием или играют на музыкальных инструментах, тренируются каждый день и часто уезжают на соревнования. Не в каждой школе рады постоянным пропускам, да и программу придётся навёрстывать. Сразу решите, что для вас приоритет — спортивная карьера ребёнка, знания или хорошие отношения с учителями.

Шаг 3. Возможности родителей

Оцените время, терпение и финансы, которыми располагают взрослые члены семьи. В сильном лицее кто-то должен помогать первоклашке с домашними заданиями каждый день. Родителям-фрилансерам, маме в декрете, бабушке или дедушке такая нагрузка по силам, а вот работающая мать-одиночка долго не протянет, если будет проводить вечера над прописями.

Готов ли папа доставлять ребёнка в престижную школу на другой конец города? Если некому отвезти ребёнка утром и встретить днём после уроков, придётся подыскать вариант с продлёнкой поближе к дому или снять квартиру рядом со школой.

Если бабушка и дедушка не могут приезжать к вам и забирать ребёнка из школы, но готовы принять внука у себя, рассмотрите дистанционное обучение. С планшетом и доступом в интернет ребёнок с первого класса будет учиться онлайн в сопровождении персонального куратора.

Шаг 4. Доступные школы.

Проранжируйте критерии: что наиболее важно, что второстепенно, а чем и вовсе можно пренебречь. Например:

  • Близость к дому — ребёнок может сам дойти и вернуться домой
  • Хороший педагог — есть сильный учитель, который нам понравился.
  • Размер расходов — школа плюс кружки в пределах 20 000 рублей в месяц.
  • Насыщенная социальная жизнь — выбор кружков, мероприятия и праздники.
  • Контингент школы — дети из семей, для которых учёба в приоритете.

Выпишите критерии и оцените пригодность школ. Исключите учреждения вне шаговой доступности, если вы не сможете возить ребёнка на занятия. Вычеркните простые школы, если нацелены на высокие академические показатели. Оставьте варианты, где спортсменам и музыкантам предлагают индивидуальный учебный план и график аттестаций. Рассмотрите вариант онлайн-школы — качественного образования, которое всегда под рукой.

Шаг 5. Подготовительные занятия.

Обязательно посетите все выбранные школы в дни открытых дверей или приёмные часы администрации. Присмотритесь к обстановке — насколько атмосфера учреждения соответствует вашим представлениям о хорошей школе для ребёнка.

Составьте собственный рейтинг школ и запишите ребёнка на «подготовишку» туда, где занятия ведут будущие учителя первоклашек. Не бойтесь, если через месяц учитель или школа вас разочаруют. Вы ничем не рискуете, если пойдёте в другое место в середине года — заранее прощупайте почву и выберите оптимальный вариант для вашей семьи.

Онлайн-школа «Фоксфорд» открыта для знакомства каждый день, а летом мы приглашаем будущих учеников начальных классов на ознакомительные краткие курсы с учителем. Попробуйте онлайн-обучение до начала учебного года, оцените качество и удобство онлайн-уроков вместе с ребёнком.

Как выбрать школу? Шпаргалка для родителей

Выбрать хорошую школу для своего ребенка — задача не из легких. Во-первых, действующая система приема в 1 класс оставляет не так много шансов для поступления в то учебное заведение, которое хочется (подробности здесь). Во-вторых, критерии «хорошести» у каждого свои. Littleone.ru составил для родителей шпаргалку, следуя которой можно собрать нужную информацию и определиться с выбором школы.

Осматриваемся

Первым делом рекомендуем составить список всех школ, которые находятся рядом с местом проживания ребенка. Также нужно узнать к какому конкретно учебному заведению «приписан» ваш дом (распорядительные акты о закреплении микрорайонов для первичного учета детей ищем на сайте администрации района).

Затем продумайте, на сколько удобно будет вам отводить и встречать вашего ученика — обеспечение безопасности по пути в образовательное учреждение является важным критерием для зачисления в школу первоклашек.

Общаемся с родителями школьников

Не зря говорят, что язык до Киева доведет. Не стоит стесняться расспрашивать родителей уже состоявшихся учеников о школах района. Наверняка у многих, кто посещает детский сад, есть старшие братья и сестры. И их родители готовы поделиться своими впечатлениями об образовательном процессе и учителях той или иной школы с теми, кто еще «не в теме».

Полезным может быть и общение во время ожидания ребенка с кружка или занятия, на детской площадке, в поликлинике. Однако имейте в виду, что любое мнение всегда субъективно. И то, что нравится (подходит) одним, может совершенно не устраивать других.

Посещаем Дни открытых дверей

Ежегодно проводятся Единые общегородские Дни открытых дверей в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга, адресованные в том числе и родителям будущих первоклассников (в 2016 году они были 15 октября и 19 ноября). Выбрав несколько потенциально подходящих школ, можно побывать там и из первых рук получить информацию о работе конкретного образовательного учреждения.

Для родителей проводят открытые уроки и другие внеклассные мероприятия, встречи с преподавателями, психологами и другими специалистами, экскурсии. Программа Дня открытых дверей определяется каждой школой самостоятельно. Анонсы предстоящих общегородских Дней открытых дверей ищем на сайте Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

Изучаем учебные программы

Все государственные школы нашей страны работают по учебно-методическим программам, которые соответствуют ФГОС — Федеральным государственным образовательным стандартам, однако само их содержание, впрочем как и методики преподавания, могут значительно отличаться. Для тех кому важно, по какой именно из них будет обучаться ребенок, советуем узнать об этом заранее. Информацию можно найти на сайте конкретной школы или спросить на Дне открытых дверей. При этом обратите внимание, что в одном образовательном учреждении обучение может проходить по различным учебно-методическим комплексам (например, параллельные классы).

Читайте также:  Загадки для детей: логические

О том же, как происходит формирование тех или иных учебных программ для начальных классов, какие из них официально сейчас разрешены для применения, чем они отличаются друг от друга, Littleone.ru рассказывал здесь.

Знакомимся с рейтингами

Уже несколько лет по поручению Комитета по образованию Санкт-Петербурга составляются рейтинги общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего общего образования. Основой для их составления служит анализ объективных данных из АИСУ «Параграф», региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, базы данных олимпиад.

Ознакомиться со сводной таблицей рейтингов по итогам 2014-2015 учебного года можно здесь, 2015-2016 года — здесь. Составлял свои топы лучших государственных школ Санкт-Петербурга и Littleone.ru. Основанием для нашей выборки послужили высокие результаты на ЕГЭ за последние 4-5 лет, победы в олимпиадах и конкурсах, а также отзывы форумчан. Ознакомиться с этими рейтингами можно здесь и здесь.

Читаем отзывы о школах

Составить мнение о том или ином учебном заведении, учителях, которые в них преподают, помогают и многолетние отзывы, которые пишут родители или сами ученики. Однако и здесь не стоит забывать про субъективный взгляд, а также такое наблюдение, что чаще свое впечатление пишут те, кто чем-то недоволен. Полезно ознакомиться и с опытом тех, кто уже выбрал школу — чем они руководствовались и не разочаровались ли в итоге.

Littleone.ru — на сайте питерских родителей содержится кладезь информации о школах и учителях Санкт-Петербурга, а также полезные советы по выбору учебного заведения. Стоит лишь воспользоваться строкой поиска, особенно в разделах «Младшие школьники» и «Подростки».

В частности, обратите внимание на:

  • Раздел каталога «Государственные школы».
  • Школы нашего города.
  • Идеальная начальная школа: где она? Поделитесь опытом, пжст.
  • Как найти школу или педагога для одаренного ребёнка 7 лет?
  • Посоветуйте школу для подростка.
  • Переезд и новая школа: как оценить школу, если отзывов о ней нет вообще?
  • Живём в области. Какую школу выбрать на севере СПб. Собираю советы!
  • Нужны отзывы о школах Выборгского района.
  • Помогите выбрать хорошую школу Василеостровский район 7 класс.
  • Как выбрать школу?!
  • Как выбрать школу? По каким критериям вы выбирали, выбираете или будете выбирать школу?

«Школы Санкт-Петербурга» — на портале собрана вся информация о школах Санкт-Петербурга, включая результаты ЕГЭ последних лет. Есть отзывы и так называемый народный рейтинг. Минус — по большинству учебных заведений информация давно не обновлялась.

Раздел школы на портале «Актуальный Петербург» — информационная карточка каждого учебного заведения содержит вкладку «Отзывы». Увы, их не много.

Консультация для родителей «Как выбрать школу для ребенка?»

Алина Горбунова
Консультация для родителей «Как выбрать школу для ребенка?»

«Наш старший тоже идет в первый класс! В нашем микрорайоне школ много (есть даже школа во дворе, в которую пойдут дети из нашего сада, но я наоборот нехочу толпы и продолжение детсадовской развлекухи в классе Поэтому мы выбрали школу за 15 минут ходьбы от дома. Она победила в нац. проекте “Образование”- получила 1000000 р. У нее физ. -мат. направление. Ну и конечно же набирала 1 класс, понравившаяся мне учительница.»

«Мой сын был первокласником в прошлом году. М ыизначально решили что идем только в частную школу. Впринципе довольны. оплата,конечно высокая,но это соответствует тому что получаем. И проблем с подачей документов не было. много интересных предметов направленных на развитие личности (фигурное катание,народные инструменты,и. т. д.)»

«А чем хороша система Занкова? я отдаю свою как раз на неё. но можно и на традиционную, вот голову и ломаю сижу, что лучше то.»

С этими вопросами друг к другу за советом обратились мамы на форуме. На самом деле в период 5-7 лет одним из самых важных вопросов у родителей является вопрос выбора места будущей учебы ребенка. Как выбрать школу? Какая из нескольких школ окажется лучшей для ребенка? Этот вопрос не имеет одного единого ответа КАК все это должно быть, поскольку каждая ситуация индивидуальна, но возможно вывести некоторые критерии, по которым родители могут определить, подходит ли школа для их ребенка. Давайте разбираться.

Выбор школы — вопрос комплексный и включает в себя множество подвопросов. Первый из них — школа по месту жительства или другая? Ситуации у всех свои. Здесь следует смотреть на то,что важнее для вас: шаговая доступность заведения или иной критерий? Необходимо понимать, что рано или поздно ребенку придется самостоятельно добираться до школы и обратно. В связи с этим нужно учитывать удобство маршрута и для ребенка. Согласитесь, не все время у родителей есть возможность постоянно сопровождать ребенка в школу и из школы. Да и ребенку в одиночку ехать из одного района в другой ради уроков тоже сомнительное удовольствие. Исходя из этого,совет 1: очертите круг школ в ближайшей доступности. Даже если школа по месту жительства не устраивает, у ребенка будет возможность посещать другую достаточно недалеко от дома.

Второй подвопрос — в школу с друзьями детского сада? Некоторых родителей беспокоит то, что из садика в школу группа уходит почти в полном составе, и как-то не очень хотят,чтобы их дети продолжали учебу с теми же детьми: «Мы записали ребенка в другую школу. А то как-то не хочется, чтобы шалости продолжались еще и в школе!» Здесь стоит обратить внимание вот на что. Ребенок при переходе в школу по щелчку не станет идеальным учеником. Нет у детей такого «выключателя шалостей»! Это дети, некоторым необходимо еще немного доиграть. Ничего плохого в небольших играх у детей в школе нет. Второй момент, также достаточно важный, это то, что при переходе в школу, в новую систему отношений, ребенок испытывает некоторый стресс. И он увеличивается, если рядом нет хотя одного знакомого лица.Судите сами: ребенок приходит в школу, где у него есть обязанности, он должен соответствовать требованиям, следовать правилам. Но самое страшное для него в этой ситуации может быть то, что нет в первое время той ниточки, того спасительного круга, как друга из садика. Когда ребенок имеет возможность поделиться с тем, кого он знает, легче переживает эту стрессовую ситуацию.Поэтому совет 2: по возможности, лучше выбрать школу, где у ребенка будет рядом кто-то из его группы. Это облегчит адаптацию.

Третий подвопрос, который мучит родителей: какая образовательная программа будет полезнее ребенку? На данный момент особых проблем с этим нет, все образовательные программы в свободном доступе. Их достаточное количество, к тому же сами учреждения в праве по запросу родителей добавлять некоторые факультативы для детей, согласно разработанной программе самой школы. Стоит оговориться, что в любой программе начального образования в любом случае будет соблюден весь необходимый минимум знаний, которые должен получить ребенок. Варьируется только направленность той или иной программы, на какие-то отдельные аспекты или области. Здесь все упирается в то, что нужно самому ребенку. Да, это конечно хорошо, когда программа чуть повышенной сложности или когда в ней много предметов, направленных на эстетическое развитие личности. Но все же не каждому ребенку под силу освоить программу с каким-либо уклоном. Если вы знаете, что у вашего ребенка проблемы в какой-то сфере, то лучше не отдавайте его в школу с усложненной программой, не ставьте его в ситуацию неуспеха! На фоне стресса в связи с новой позицией школьника, это может спровоцировать у ребенка многие проблемы.Соответственно совет 3: соберите информацию о программе, по которой обучают детей, прежде чем записать ребенка в школу.

Еще один довольно частый подвопрос, задаваемый рядом с предыдущим – традиционная система обучения или иная? Это, строго говоря, на выбор родителей. Плюс нетрадиционных систем в том, что материал преподносится нетривиально и хорошо запоминается, активизируются еще функции и т. д. НО. Минус таких систем в том, что при переходе в среднее звено у детей может возникнуть проблема с адаптацией к принятой там традиционной системе. Так что… Если вы уверены, что нетрадиционная система подходит больше – пожалуйста, можно отдать ребенка учиться по этой системе.

У некоторых родителей возникает проблема: частная школа или общеобразовательная? На этом этапе мы возвращаемся к тому, что есть необходимость сначала узнать о системе обучения, образовательных программах, оценить достоинства и недостатки частной школы и общеобразовательной. И на основе этого анализа уже выбирать.

Итак, что же у нас в итоге? Вопросов связанных с выбором школы очень много. Мы рассмотрели здесь самые распространенные и частые. Исходя из них,мы сделали следующие выводы:

-При выборе школы нужно рассматривать несколько вариантов.

-Расстояние имеет значение: лучше искать школу где-то неподалеку, ради удобства не только вашего, но и вашего ребенка.

-Будет неплохо, если с ребенком в классе окажется кто-то знакомый из садика. Это поможет ребенку легче перенести адаптацию.

-Собирайте информацию о школе. Чем шире источники и чем их больше, тем лучше. Это поможет составить более подробную картину школы.

-При выборе школы, держите в голове особенности ребенка! Чтобы не навредить чаду, помните о нем, что в его развитии есть специфического. Это касается, кстати, не только выбора школы, но и подготовки ребенка к ней.

Школа не должна стать для ребенка с самого старта каторгой и пыткой, мукой на ближайшие 11 лет. Для этого придется очень много собрать информации, очень много ее проанализировать, взвесить «за» и «против». Выбор школы для ребенка – это труд. И ради блага ребенка в его будущей учебной деятельности стоит потрудиться.

Консультация «Как выбрать книжку для ребенка?» В настоящее время выпускается огромное количество самых разных изданий для детей. Детские книжки переполняют полки в магазинах. Однако,.

Консультация для родителей «Как выбрать школу для ребенка» Консультация для родителей «КАК ВЫБРАТЬ ШКОЛУ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ» ОТВЕТСТВЕННЫЕ родители должны узнать, какие школы расположены в микрорайоне,.

Консультация для родителей «Как выбрать игрушку» Во все времена взрослые выбирают и покупают детям игрушки. На первый взгляд, нынешнее изобилие снимает все проблемы с приобретением забавных.

Консультация для родителей «Как выбрать санки» Консультация для родителей Как выбрать санки? Начнем с того, что для чего бы вы ни покупали санки, они должны быть легкими, невысокими,.

Консультация для родителей «Как выбрать автокресло» Консультация для родителей. «КАК ВЫБРАТЬ АВТОКРЕСЛО» Правилами дорожного движения предусмотрена перевозка детей младше 12 лет только в.

Консультация для родителей «Как выбрать спортивную секцию для ребенка» Спорт закладывает в фундамент развития личности три главных кирпичика: хорошее здоровье, правильную самооценку, интерес к собственному развитию.

Консультация для родителей «Как выбрать вид спорта для ребенка?» Выбираем вид спорта для ребенка: бассейн. Плавание не только развивает все группы мышц и учит выносливости. Пребывание в воде действует.

Консультация для родителей «Как выбрать вид спорта» Когда ребёнок подрастает и становится более активным, у некоторых родителей возникает желание отдать его в спортивную секцию. Перед ними.

Рекомендации для родителей «Как правильно выбрать игрушку для ребенка дошкольного возраста» Многие родители, к сожалению, не знают что нужно ребенку, какую игрушку выбрать, какую купить игру. Покупают все хаотично. Хотелось бы посоветовать,.

Советы для родителей: как выбрать кружок или секцию для ребенка Дополнительные занятия — это новые знания, умения и знакомые. Многие родители задумываются, в какие кружки и секции записать ребенка. Тут.

Читайте также:  Купить коляску детскую в интернет магазине, как выбрать детскую коляску для новорожденного

Выбираем школу для ребенка, как выбрать школу

Выбор школы для ребенка – один самых ответственных моментов для родителей. Кто-то обращает внимание на место школы в рейтинге, кого-то интересует школа для одаренных или образовательная организация, имеющая статус международной.

О том, какому из вариантов отдать предпочтение, рассказывают эксперты бизнес-школы СКОЛКОВО Ольга Назайкинская и Галина Гурова.

1. Определите стратегию школы

Есть ли у школы свой замысел, можно понять по тому, как руководство и учителя школы ставят себе задачи, как они их описывают. Что школа подчеркивает в коммуникации с родителями – выполнение государственных нормативов, работу в соответствии со стандартами? Или же транслирует собственное понимание того, что нужно современным детям и важно в обучении?

Наличие собственной позиции вовсе не противоречит выполнению государственных требований, однако школы, руководство которых способно самостоятельно ставить цели и вырабатывать стратегию, как правило, могут предложить ученику больше, чем просто соответствие стандартам.

В чём состоит главная задача обучения: одни школы подчеркивают прагматические цели и учебные результаты (например, подготовку к будущей профессиональной деятельности, поступление в престижный вуз), а другие на первый план выводят гармоничное развитие личности и полноценное проживание ребенком школьного периода.

Школы, определяющие обучение в первую очередь как становление личности, стремятся развить любознательность ребенка, его мотивацию и опору на себя. Для них важнее не факт поступления в вуз или победы на конкурсе, а способность ученика делать выбор, адекватно себя оценивать, ставить важные лично для него цели и их добиваться.

Большинство «топовых» государственных школ можно отнести к первым, они ориентированы на глубокое освоение школьных предметов, часто предлагают узкую специализацию, желаемый результат для них – это учебные достижения, победы на олимпиадах и конкурсах.

В первой категории также большинство школ при университетах и школы, работающие по кембриджской программе: они целенаправленно развивают научное мышление и готовят учеников к академической карьере. Всё больше школ сегодня делают упор на развитии практических навыков через проекты и стажировки, социально полезную деятельность, участие в чемпионатах JuniorSkills.

Школы, определяющие обучение в первую очередь как становление личности, стремятся развить любознательность ребенка, его мотивацию и опору на себя. Для них важнее не факт поступления в вуз или победы на конкурсе, а способность ученика делать выбор, адекватно себя оценивать, ставить важные лично для него цели и их добиваться. Некоторые из таких школ делают упор на развитии творческих способностей, другие стремятся развить коммуникативные навыки, взаимоуважение, толерантность и способность к сотрудничеству.

Важную роль в таких школах играют психологи и тьюторы-наставники, при планировании занятий учитываются возрастные особенности детей.

Разумеется, многие школы признают значимость обеих целей – и высоких учебных результатов с последующим поступлением в университет, и гармоничного развития личности, – однако обычно одна из этих составляющих преобладает.

Кроме понимания целей и стратегических ориентиров школы, важно оценить её организационную культуру. Эксперты предлагают родителям обратить внимание на несколько параметров. Во-первых, насколько иерархичными выглядят отношения в школе? Поощряются ли вопросы и критическое обсуждение, стиль общения «старших по званию» выглядит скорее авторитарным или демократическим, в проблемных ситуациях они стремятся оказать поддержку или больше рассчитывают на меры контроля?

Это относится и к взаимодействию сотрудников школы с руководством, и к манере общения школьных работников с родителями, и к отношениям учителей и учеников, – в школьной культуре всё взаимосвязано. Кроме того, оцените, насколько вариативна образовательная программа, придется ли ребенку делать выбор, или структура обучения задана заранее? Присмотритесь к соотношению свободы и дисциплины в школе. Насколько строго соблюдаются школьные правила?

По всем названным параметрам нет «желательных» или «нежелательных» вариантов, но важно понять культуру школы, чтобы оценить, будет ли в ней хорошо именно вашему ребенку и соответствует ли это вашему представлению о его будущем.

Одна школа по своей культуре будет ближе к корпоративному миру, в ней ребенок с детства привыкнет ориентироваться в иерархии и работать в рамках правил и стандартов. В другой школе ему придется чаще самостоятельно планировать свою деятельность, договариваться, принимать решения, – такая культура будет больше соответствовать предпринимательской деятельности. Третья школа напомнит по духу научную организацию, четвертая – дизайнерскую студию, и так далее.

2. Оцените возможности вашего ребенка

Обучение детей в начальной школе и после неё существенно отличается, поэтому, как правило, родителям приходится выбирать школу больше одного раза. На сайтах многих школ можно найти информацию о специфике обучения на каждой ступени, в этом случае стоит почитать, чем начальные классы в понимании этой школы отличаются от средних и старших. Если в тех школах, которые вы рассматриваете для своего младшеклассника, большинство уроков ведет классный руководитель, то очень важно выбрать именно класс и учителя. От личности учителя будет зависеть, какая в классе сложится культура и как будут расставлены приоритеты в обучении. Есть и школы, которые в принципе предлагают только начальное обучение – например, те, которые работают по методике Монтессори.

К десятилетнему возрасту ребенка, когда встает вопрос выбора обучения на следующей ступени, вводных становится больше. После нескольких школьных лет вы уже лучше можете оценить, какой стиль обучения у вашего ребенка, насколько ему комфортно в «обычной школе», какие нагрузки он выдерживает, какие у него амбиции.

Высокий конкурс при поступлении не всегда подразумевает конкурентную среду внутри школы – эти два параметра нужно оценивать отдельно.

Есть несколько важных позиций относительно характера, интереса и способностей ребенка, которые стоит обдумать при выборе средней школы.

Во-первых, это самостоятельность, организованность и готовность делать выбор. Ребенок хочет и может сам выбирать, что учить, предпочитает сам планировать своё время, или же ему комфортнее в заранее определенном расписании, под контролем взрослых, и именно в таких условиях он сможет раскрыться?

Во-вторых, подумайте о том, подойдет ли вашему ребенку конкурентная среда. Он любит соревноваться, или, наоборот, постоянные сравнения и рейтинги для него – большой стресс? Выдержит ли он многомесячный марафон подготовки и поступления в рейтинговую школу? Здесь важно отметить, что высокий конкурс при поступлении не всегда подразумевает конкурентную среду внутри школы – эти два параметра нужно оценивать отдельно. Наконец, при выборе школы взвесьте увлеченность вашего ребенка учебой и его умение заводить друзей. Будет ли ему интересно углубленное изучение школьных предметов и подготовка к олимпиадам? Легко ли он устанавливает контакт со сверстниками и взрослыми? Оцените, насколько вы и школа сможете помочь ребенку адаптироваться к новой среде, в чем ему больше всего понадобится поддержка.

Помимо индивидуальных особенностей в обучении, важный фактор – социальное окружение семьи, семейные профессии и то, какое профессиональное будущее вы видите для своего ребенка, с учетом его талантов и предпочтений. Если он захочет получать высшее образование и жить за рубежом, обрадует ли вас такой сценарий? А может быть, вы хотите развить его предпринимательские качества? Или планируете, что он будет работать в крупной корпорации? А может быть, это будет научная карьера или творческая специальность?

Каждому из этих вариантов соответствует определенный тип школы. Не только с точки зрения того, чему и как там учат, но и – какие ролевые модели и какие потенциальные связи появятся у ребенка. К примеру, 19 выпускников Итонского колледжа стали премьер-министрами Великобритании. А среди выпускников знаменитого московского лицея «Вторая школа» немало ученых с мировым именем.

Не менее важно понять, как формат обучения вашего ребенка повлияет на остальные его занятия и на образ жизни семьи.

Например, если вам кажется, что наилучший вариант – семейное обучение, трезво оцените, что оно потребует столько же времени и усилий от одного из родителей, сколько обычно уходит на работу. Если вы к такому не готовы, может быть, лучше выбрать маленькую «альтернативную» школу или присоединиться к группе других родителей, практикующих семейное обучение.

При всей важности школы, успешность, развитие и благополучие ребенка складывается из многих факторов. Даже в самой, казалось бы, подходящей школе могут возникнуть сложности. К счастью, сегодня немало образовательных возможностей помимо школы, с помощью которых можно скорректировать или дополнить обучение ребенка, если есть такая необходимость.

3. Как принять окончательное решение

Приведем примеры, как названные факторы складываются в выбор школы для ребенка. Например, для самостоятельных и общительных детей, которые терпеть не могут зубрежку, может подойти демократическая модель школы, в которой программу обучения формируют сами дети (вдохновитель этой школьной модели – Александр Нилл и его школа «Саммерхилл» в Великобритании, но сегодня такие школы есть и в России).

Демократические школы могут объединять в учебные группы детей разного возраста, в соответствии с их учебными запросами; поощряют инициативность и уважение чужих интересов. Они работают по принципу: хорошо узнать можно только то, что сам захотел изучить, а проходить всё сразу «потому что так принято» – бессмысленно. Также они, как правило, требуют значительного участия родителей в жизни школы.

Из опыта зарубежных демократических школ известно, что их выпускники часто реализуют себя в творчестве и в благотворительных проектах, и в принципе стремятся не столько к социальному успеху, сколько к самореализации и балансу разных сторон жизни.

Другой пример: школы, предлагающие программы «международного бакалавриата», как правило подразумевают довольно большую учебную нагрузку, особенно в старших классах. Чтобы успешно учиться в такой школе, ученик должен быть достаточно организованным, обладать академическими способностями. «Международный бакалавриат» прививает ценности западной культуры и даёт выпускникам возможность поступать в международные вузы. Также большое внимание эта учебная программа уделяет развитию критического мышления и полезному вкладу учеников в общество: для этого в расписание старших классов включены специальные курсы, что ещё увеличивает нагрузку. При этом ответственность за обучение ложится именно на ученика.

Интересный вариант для тех, кому наиболее важны доброжелательная атмосфера и индивидуальный подход, и при этом привлекает четкая структура образовательного процесса с освоением всех традиционных предметов, предлагают государственные и частные школы с акцентом на инклюзивное обучение. Такие школы позиционируют себя как «школа для разных детей», как правило, у них есть классы с этнокультурным компонентом или для детей с особыми потребностями, и ожидается, что все – и учителя, и ученики – относятся друг к другу с уважением и готовностью оказать поддержку.

Образовательная программа в таких школах предполагает значительную вариативность и маленькие учебные группы, в том числе предоставляя более способным ученикам возможности углубленного изучения предметов. Ошибочно приравнивать эти школы к «коррекционным»: это школы нового формата, в них сильные учителя и с удовольствием учатся действительно разные дети, а в рейтингах эти школы занимают достаточно высокие места. Например, такой формат обучения предлагают государственная московская Гимназия 1540 или частная школа «Ковчег-XXI».

Разнообразие вариантов школьного обучения сегодня больше, чем когда-либо.

Информацию о «нестандартных» вариантах можно найти на сайтах объединений альтернативных и семейных школ, ассоциаций негосударственных образовательных организаций.

Среди государственных школ выделяются «авторские», известные по фамилиям своих директоров, – но и «обычные» государственные школы сейчас активно меняются. Чтобы понять специфику конкретной школы, изучения рейтингов и отзывов в интернете недостаточно: постарайтесь посетить школу, пообщайтесь с её руководством и сотрудниками, найдите через знакомых и социальные сети выпускников этой школы и других родителей, чьи дети там учатся. А когда выбор сделан – не забывайте, что у вас, как у родителей, в течение всего обучения есть возможности влиять и на школьный опыт своего ребенка, и на жизнь «вашей» школы в целом.

Ссылка на основную публикацию