Хорошие привычки детей. Как помочь ребенку научиться хорошим привычкам?

Как воспитать хорошие привычки у детей?

Мы воспринимаем человека по его привычкам. Они могут быть хорошими или вредными. Большинство из них мы приобретаем в детстве. Поэтому от нас, родителей, зависит, будут ли у нашего ребенка хорошие привычки, или он будет дурно воспитан.

Когда же и как начинают формироваться привычки у малыша? Как только ребенок научился чему-то новому, у него появилась какая-то новая вещь, постепенно он приобретает новую привычку. Научился малыш сам одеваться и раздеваться – можно формировать привычку аккуратно складывать свою одежду. Научился ребенок хорошо читать – может возникнуть, при содействии родителей, привычка читать ежедневно. Пошел ребенок в школу – возникает привычка складывать портфель вечером заранее или же спешно утром (и какая из этих привычек закрепится – зависит от родителей). Появилась необходимость подогреть себе обед или ужин дома – следует немедленно формировать привычку мыть за собой посуду и убирать со стола. Не приобретена добрая привычка – на ее месте стихийно возникнет плохая (не приучили 3-4-летнего малыша убирать свои игрушки – значит, у него закрепится привычка разбрасывать свои вещи). Хорошую привычку воспитать значительно легче, чем исправить потом плохую.

Как же воспитать хорошую привычку?

Привычка легко формируется, когда ребенок подражает взрослым (родителям, воспитателям, учителям). Если ребенок видит, как вы сами, придя с работы, бросаете свои вещи, где попало, вам наверняка не удастся приучить его складывать свои вещи на место. Именно родители должны показать пример культурного поведения, объяснить значение его правил. Подражая вам, дети быстро учатся здороваться и прощаться, благодарить, тихо закрывать за собой двери и т.д. То же касается и правил поведения на улице. Если мама или папа с ребенком перебегают улицу на красный свет или в неположенном месте, «так машин нет», то они не смогут выработать у ребенка привычку соблюдать правила уличного движения. Ребенок должен понимать, почему нужно вести себя именно так, и получать удовольствие от осознания того, что поступил правильно. И это удовольствие родители должны увеличивать похвалой. Не жалейте похвал (но и не переборщите с ними!) за правильные и хорошие поступки и поведение. Ведь дети охотно повторяют действие, приводящее их к успеху, к удовольствию.

Ребенку надо объяснять, почему каждый день надо тщательно чистить зубы и умываться. Говорить, например, так: «С человеком, у которого желтые зубы и черные ногти, неприятно разговаривать. А еще грязнули часто болеют и должны ходить к зубному врачу, потому что в грязи размножаются микробы и заражают человека опасными болезнями». Для малышей такие объяснения вполне убедительны, и они пытаются выполнять эти гигиенические процедуры. Родители некоторое время наблюдают за тем, как они это делают, помогают при необходимости и хвалят. Постепенно эти действия доводятся до автоматизма. Главное, никогда не выполнять за ребенка то, что он должен сделать сам, не пускать за стол с грязными руками, не включать мультики, пока не сложит одежду и т.д. При таких условиях (если родители не будут делать исключений, потому что устали, либо не имеют времени или еще что) хорошая привычка выработается быстро и закрепится.

Бывают и неприятные сюрпризы, когда в подростковом возрасте дети теряют твердую привычку, которую усвоили в детстве. Например, в младших классах ребенок складывал портфель вечером, вежливо выполнял домашние задания, чистил свою обувь и т.п., а в старших классах перестал это делать. Психологи утверждают, что это закономерно в таком возрасте – подростки отрицают авторитеты и устоявшиеся истины. Однако хорошие привычки вернутся после подросткового возраста, если ребенок с детства усвоил, что существуют определенные правила, которых необходимо придерживаться. Ведь если подросток знает, что правила можно нарушать, потому что ему это позволяли родители, он может все разрушить, лишь бы не подчиниться правилам. И это будет вина родителей.

Иногда родители сами невольно создают плохие привычки, вместо того чтобы их предотвратить. Например, ребенок плачет в магазине, требуя купить ему игрушку. Мама, чтобы успокоить ребенка (или чтобы на них люди не смотрели), покупает. У ребенка создастся привычка достигать истериками того, что ему нужно. Родители не понимают, что сила привычки огромна. Если ребенок уже привык, что родители уступают капризами, он потребует этого от всех людей, даже понимая, что это неправильно. Ребенка-любимчика сможет перевоспитать только жизнь, а жизнь – вещь безжалостная и жестокая. Ребенок будет страдать, и, возможно, исправится. И сколько же страданий готовят детям родители, когда не могут противостоять их прихотям!

Формируем у ребёнка хорошие привычки

Как говорил древнегреческий учёный и философ Аристотель: «Привычка – вторая натура». Привычки делятся на полезные и вредные, и задача родителей приучить своего малыша регулярно делать нужные для организма вещи. Воспитание хороших привычек – одна из обязанностей родителей.

Зачем нужно формировать полезные привычки у детей?

Полезные привычки для детей очень важны для физического и морального здоровья. Психологи утверждают, что если у человека нет полезной привычки, то ее место может занять вредная. К примеру: вы не любите заниматься спортом, значит, свободное время позволяете себе бездействовать перед телевизором. Отсутствие привычки готовить домашнюю еду приводит к тому, что человек постоянно питается вредным фастфудом или, в лучшем случае, полуфабрикатами. К тому же, плохие привычки появляются очень быстро, так как их не нужно закреплять, прилагая старания. Особенно, если мы им не противимся. А вот формирование полезных навыков предполагает упорство и настойчивость. Но если действие стало привычкой, то оно уже осуществляется автоматически. Не выполнив его, человек даже может чувствовать дискомфорт. Внести изменения в свой привычный жизненный ритм с каждым годом становится все сложнее. К примеру, если вы с раннего детства привыкли каждое утро начинать с зарядки, то и в более зрелом возрасте, просыпаясь, будете выполнять привычный комплекс упражнений. Это касается и правильного питания, планирования распорядка дня, чтения книг и другой познавательной литературы и т. д.

Виды хороших привычек

Хорошие привычки для детей имеют несколько видов:

  1. Правила личной гигиены. Без них сложно вообразить себе жизнь нормального человека. С самого раннего детства нужно приучить малыша чистить зубы минимум два раза в день, ежедневно принимать душ.
  2. Занятия спортом. Спортивный ребёнок – счастливый ребёнок. Все мы знаем о пользе физических упражнений для организма, особенного детского. Зарядка каждое утро, еженедельные прогулки по парку, поход в бассейн и спортзал – всё это улучшит самочувствие вашего сына или дочери.
  3. Правильное сбалансированное питание. Наше здоровье напрямую связано с тем, что мы едим. Полноценное питание способствует хорошему пищеварению, обмену веществ, да и вообще улучшает настроение.
  4. Правила этикета. Воспитанный и вежливый человек всегда будет успешным и в личной жизни, и на карьерном поприще. Элементарные правила приличия и доброжелательность всегда помогут ребёнку наладить отношения с окружающими.
  5. Уборка в доме. Ни один родитель не хочет, чтобы его выросший ребёнок жил в грязной квартире с тараканами и километровой пылью. Поэтому нужно приучить его убираться сначала в своей комнате, а потом помогать маме по хозяйству во всём доме.
  6. Саморазвитие. Нет предела совершенству. Поддерживайте малыша в любых начинаниях, помогайте ему развиваться. И когда он вырастет, то скажет вам спасибо, что вы не отвернулись от его попыток улучшить свою жизнь, а были рядом.

Как формируется хорошая привычка у детей?

Родители должны знать, как выработать хорошую привычку. Формирование полезных привычек у детей – важная часть воспитательного процесса. Взрослым нужно стараться, чтобы формирование полезной привычки не ассоциировалось с негативными эмоциями. Не ругайте ребенка за невыполнение чего-то, не принуждайте в грубой форме, не сравнивайте с другими детьми, сведите к минимуму нравоучения. Иначе, регулярное использование перечисленных методов приведет к тому, что у малыша действие, которое вы хотите сделать привычкой, будет вызывать отрицательные чувства на подсознательном уровне. И даже с возрастом, скорее всего, он будет выполнять эти действия без удовольствия. Все вышесказанное говорит о том, что закрепление привычки должно сопровождаться положительными эмоциями, но не следует порождать их материальным поощрением. В данном случае достаточно вашей похвалы, одобрения, улыбки. Также можно поиграть с ребенком, уделить ему внимание: он будет рад веселой игре или прогулке с мамой и папой. Не нужно пытаться одновременно прививать несколько полезных привычек. Действуйте постепенно, иначе вы значительно снизите эффективность, а может быть, и вообще не сможете добиться какого-либо результата. Только после закрепления одного действия переходите к следующему.

Читайте также:  Аутизм: уйти в себя, чтобы вернуться?

Родитель в пример ребенку

Чтобы у ребёнка появились полезные привычки, родители сами должны иметь их. Малыш в детстве очень привержен влиянию взрослых. Он старается во всём походить на них. Поэтому, если вы сами не чистите зубы, но заставляете это делать сына или дочь, то у вас ничего не выйдет. Ребенок подумает: «Мама же этого не делает, значит, и мне не надо». Поэтому прежде чем что-то говорить малышу, проследите за собой. Если вы сами будете обладать хорошими привычками, у вас не будет проблем с формированием их у ребёнка.

Родители должны воспитывать подрастающее поколение личным примером. Ребенок всегда подражает взрослым — это основной механизм обучения. А значит, независимо от того, что вы ему говорите, он все равно будет копировать ваши действия. Кроме этого, привычки не должны насаждаться насильно. Перед каким-либо действием объясните малышу, зачем он это делает, как это полезно и насколько улучшится его жизнь после внедрения хороших привычек. Проговорив это, вы заметите, что ребёнок самостоятельно учится делать что-то хорошее и полезное.

Формирование привычек не должно ассоциироваться у малыша с негативом. Если у него не получается вытереть пыль или он забыл убрать игрушку на полку, не нужно ругать его. Лучше наберитесь терпения, покажите, как это делается ещё раз или напомните о забытом мишке.

А когда у ребенка сформируются полезные привычки, то похвалите малыша, одобрите его действия, скажите, как вы гордитесь им. Ребёнок должен чувствовать, что он всё делает правильно и будущее его светло и прекрасно.

Вырабатываем полезные привычки у детей

Что мешает привычкам стать привычками

С вято место, пусто не бывает. Если не сформировать ребёнку полезные привычки, то их место быстро займут вредные.

Каждому родителю знакомы следующие ситуации:

малыш забегает на кухню, хватает еду, жадно её ест. На вопрос: «Руки вымыл(-а)?» – стыдливо отворачивается или начинает спорить, отвечая: «Ещё вчера!»;

ребёнок собирается в школу, а на голове хаос из волос. Можно даже не спрашивать про то, видел ли он расчёску с утра;

перед сном целуя ребёнка, чувствуешь, что зубной пастой даже не пахнет, хотя вечером также нужно чистить зубки, как и утром.

Как же помочь ребёнку привыкнуть к полезным действиям и выполнять их регулярно, а не время от времени? Секретов несколько. Меньше повторять ошибок и больше задумываться о том, как вовлечь своего ребёнка в нужный образ жизни.

4 основные ошибки при выработке полезных привычек

1. Отсутствие постоянства. Если ребёнку постоянно менять правила игры, то ему будет очень сложно сориентироваться. С привычками так же. Когда вы учите ребёнка застилать кровать, это требование должно работать и дома, и в гостях у бабушки, и в гостинице на отдыхе.

2. Критика. К сожаению, негативный пример не учит, как правильно. После слов «Ты всё делаешь не так!» у ребёнка только останется впечатление, что у него всё не получается. Стоит уточнить, что именно не удаётся малышу, а потом показать правильное действие. «Ты слишком быстро почистил зубы, давай чистить дольше и аккуратнее. Зубной пасте нужно время, чтобы помочь твоим зубам».

3. Невыполнение своих требований. Когда мы требуем от малыша умываться по утрам, а сами ходим целый день неумытые, это не очень понятно ребёнку. Ему кажется, что мы заставляем его делать то, что сами не считаем важным. «Что я, самый глупый что ли? Сами не умываетесь, а я должен?» – это частая реакция детей на замечания родителей.

4. Отсутствие подкрепления. После любого действия должна быть обратная связь. Моменты, когда мы не получаем оценки, пролетают мимо внимания. Ребёнка следует похвалить за то, что он сделал. А ещё лучше научить самому хвалить себя за верное действие. Помыл руки – улыбнулся и сказал: «Я – молодец, чисто вымыл руки».

Что делать, чтобы привычка стала нормой

Вот важные правила, которые помогут привить ребёнку полезные привычки:

1. Будьте примером для детей.

Все малыши хотят быть похожими на родителей. Уже в более позднем возрасте они начинают смотреть на окружающих, а пока мама и папа – это весь их мир. Поэтому они такие «повторюшки». Это качество заложено в нас природой. Малыши копируют то, что делают взрослые. Так человечество выживает. Ведь поведение говорит о том, что, повторяя образ жизни, можно дорасти до такого возраста. Помните, пример важнее, чем слова.

Если мама курит около вытяжки на кухне и просит ребёнка не курить, потому что это вредно, ребёнок, скорее всего, будет страдать зависимостью от сигарет. В этой ситуации работают два стимулятора – слова и действия, которые противоречат друг другу. Но дети перенимают именно пример, что видят их глаза, чувствует тело. Если бы слова влияли на воспитание так сильно, как мы того хотели, то мы все давно делали бы зарядку по утрам, не ложились спать поздно, ели меньше сладкого и так далее.

2. Вовлекайте детей в действия.

У ребёнка до 7 лет обучение лучше идёт через игру. Почему бы не поиграть в чистку зубов или мытьё рук? Для девочки это может быть «завтрак для принцессы»:

– Всем известно, что принцессы кушают еду чистыми руками, ложатся спать с чистыми зубками, ходят на улицу в чистой одежде. Ты же принцесса? Давай, так и будем делать!

С мальчишками можно всегда поиграть в мойку для машин:

– Ну что, ребята? Кто свои «колёсики» (ручки) вымоет в ванной быстрее? А сапожки в мойку кто отнесёт? А ну-ка с зубной пастой помоем зубки, как в настоящей мойке! Сейчас поедем на заправку супчиком и картошкой!

Когда вы будете сами получать удовольствие от полезных привычек, дети обязательно захотят присоединиться. Радость от расчёсывания волос, умывания с визгами радости привлечёт внимание малыша. Попробуйте сопровождать свои действия эмоциями на виду у малыша: подойдите к зеркалу, расчешите волосы, охните и скажите: «Какая я теперь красавица!». Результат не заставит себя ждать.

3. Рассказывайте о цели действия.

Нам не очень нравится, когда нас используют вслепую. И детям тоже. Им важны ответы на вопросы: «Почему?», «Зачем?». Познакомив детей с целью, вы даёте им не только возможность проверять результат, но и понимание того, насколько важны эти процедуры. Например, зубки чистят, чтобы они блестели, вкусно пахли, были крепкими (после чистки зубов предложите ребёнку улыбнуться в зеркало, посмотреть на блеск, чистоту, пощёлкать зубками).

О церемониях и правилах игры

Очень важно помнить, что привычка – это то, что требует закрепления. Деткам нужно повторять действия изо дня в день минимум три недели, а иногда и дольше. Обязательно учитывайте особенности малыша: если ребёнку сложно справляться самостоятельно, то продолжайте помогать. Вот чистить зубы ребёнку иногда приходится до 8 лет. Потому что некоторые дети ещё не умеют так шевелить своей кистью руки, как взрослые. Это нужно учитывать.

Вводите в жизнь привычки постепенно, по одной. Так будет проще вам и ребёнку.

Создавайте малышу такие условия, в которых выполнить действие будет проще и интереснее, чем забыть про него. Например, купите красивую зубную щётку и поставьте песочные часики, чтобы засекать время, или возьмите необычное мыло для рук. Многим деткам нравится жидкое или прозрачное глицериновое мыло. Сделайте так, чтобы, увидев эти предметы, малыш сам хотел повторять полезную привычку.

Ну а если ваш ребёнок ещё совсем кроха, то всё равно приучать к режиму стоит уже сейчас. Получается, что вместе с ним вы и у себя формируете полезную привычку. Ведь даже в роддоме просят мам умывать личико малышей ватными дисками, промывать глазки, чистить носик, мыть ручки в определённое время. Это прекрасная основа для полезных привычек в старшем возрасте.

Читайте также:  Мама кричит на ребенка

Режим – не жизнь по часам, а понимание последовательности того, что за чем идёт, создание привычного стиля жизни.

Надеемся, что вам помогут наши советы, и вы сможете выработать у вашего ребёнка полезные привычки, стать увереннее в себе, заложить фундамент для крепкого душевного и физического здоровья.

Составить материал помогла логопед, коуч Ларина Елена Анатольевна
(Skype: Larina Elena Фея)

Как привить ребенку хорошие привычки

Голубая мечта любой мамы, чтобы ребенок всегда был прилежным и аккуратным. Спать ложился вовремя, игрушки не разбрасывал, зубы чистил и умывался с раннего возраста сам и без напоминаний. Еще бодро делал гимнастику по утрам, на улице любил исключительно активные, но безопасные игры. Когда подрастет, хорошо бы, чтобы он любил читать, а желательно еще писать и решать примеры – а-то ведь пока уговоришь сделать домашнюю работу… Есть и еще множество полезных привычек, нужно только ребенка к ним приучить. И главный вопрос, всех родителей – как это сделать, не превратив ребенка в киборга и не став самим при этом законченными невротиками.

Основные правила

1. Начинайте как можно раньше
Специалисты сходятся во мнении, что хорошие привычки нужно начинать формировать с полутора-двух лет. Ведь в раннем возрасте вся информация усваивается гораздо быстрее. Так что, чем раньше вы начнёте приучать малыша к определённому поведению, тем быстрее оно станет неотъемлемой частью его жизни.

2. Подавайте пример
Привычка легко усваивается, когда ребенок подражает взрослому. Лучше один раз увидеть, как папа подтягивается на перекладине, чем сто раз услышать нудное нравоучение, как полезно делать зарядку.

3. Объясните зачем
Ребенок должен не только уметь сам вымыть руки, но и знать, почему их необходимо мыть. В случае с зарядкой, например, можно объяснить, что её надо делать для того, чтобы стать летчиком или врачом – потому что для этого надо быть здоровым.

4. Не отступайте
Чтобы навык превратился в привычку, требуется бесконечное повторение.

5. Хвалите
Мы бываем щедрыми на замечания и скупы на похвалу. Напрасно. Для маленького ребенка очень важно родительское одобрение.

6. Не спешите
Не начинайте приучать к горшку, уборке и чистке зубов одновременно. Делайте это по очереди.

7. Делайте вместе
Поначалу малыш не осилит сложные дела самостоятельно. Всегда предлагайте сделать вместе. Например: «Давай я помогу тебе собрать игрушки». В случае зубов это может быть: «Ты чистишь мне, а я тебе».

8. Умейте преподнести
Любое скучное дело может стать почетной миссией: «Только самым аккуратным детям доверяют расставлять стаканы». Или даже праздником: «А давай мы с тобой такое сделаем! Все ахнут!»

Никита Верховский, психолог и папа, рассказывает об основных ошибках, которые допускают родители: «Многие родители путают приучение с принуждением. Бессмысленно принуждать к тому, к чему не приучили. Если приходится принуждать, значит надо сделать несколько шагов назад, и начать всё сначала.
Ещё один важный момент, который является слабой стороной родителей — язык приучения. Запрещены фразы «Почему ты до сих пор не…», «Я же тебя просил», «Когда ты сделаешь?» Возможна только одна формулировка: «Сделай это пожалуйста». Если ребёнок отказывается делать, нужно методично и терпеливо повторять эту фразу без дискуссии, угроз и обвинений».

Творческий подход

Если, помимо личного примера, вы хотите дополнительно простимулировать маленького, можно выбрать один из творческих и нестандартных способов сделать это.

«Напоминалка»
Фиксируйте внимание малыша на то, что необходимо регулярно. Например, поставьте на тумбочку у кровати фотографию малыша, чистящего зубы, чтобы она каждый раз напоминала о необходимости отправиться за зубной щеткой.

Плакат с распорядком дня
Вместе с ребенком поделите ватман на несколько квадратов. Каждый квадрат посвящается определенному делу. Например, чистка зубов, зарядка, завтрак, обед, уборка игрушек, ужин. А потом вместе нарисуйте в каждом квадратике по одному делу. Важно, чтобы они были изображены в той последовательности, в которой и на самом деле происходят, то есть, друг за другом. Этот плакат поможет малышу всегда знать, что за чем идет, вспомнить, что будет дальше, и потихоньку настраиваться на «подвиги».

«Звездочки»
Еще один плакат вам в помощь. Расчертите листок на несколько полос. Каждую полоску для важного и не слишком любимого малышом дела. Например: есть кашу, чистить зубы, мыть руки перед едой, заправлять постель. Потом купите наклейки – звездочки (цветочки, котята, феи Винкс или любые другие, на которые положит глаз ребенок). За каждое сделанное дело малыш получает по звездочке. В конце недели можно подводить ребенка и радовать его чем-то, потому что он такой молодец и получил столько звездочек, например, внеплановым походом в кино. Лучше, если поощрение будет нематериальным, иначе скоро ребенок научится торговаться с вами за новую игрушку, пытаясь «расплатиться» звездочками.

Игры
Когда дети играют, время летит очень быстро, и они не успевают устать. Игра не кажется нудной и скучной, поэтому любую привычку лучше оборачивать в игру. Например, можно придумать веселые названия для упражнений из зарядки («Солнышко», «Качели», «Тигренок»). Ведь играть в тигренка куда интереснее, чем делать зарядку, правда?

Любимые персонажи
Русалочка из диснеевского мультика станет примером для вашей дочки в процедурах водного закаливания, а Золушка научит прилежанию. И конечно, вашему сыну легко будет поверить, что человек-паук много занимался спортом, для того, чтобы так лазить по стенам и бегать по крышам. Сравнения с любимым героем только польстят ребенку.

Антураж
Красивыми вещами приятно пользоваться. Купите симпатичную зубную щетку, «вкусную» зубную пасту, стакан для полоскания и полотенца с веселым рисунком, и ребенку в радость будут водные процедуры. Яркий спортивный костюм или шорты с футболкой, которые будут «только для спортивных игр и гимнастики».

Музыка
Выбирайте для всех «нудных, но нужных дел, хорошее музыкальное сопровождение. Уборка веселее пойдет под мелодии из любимых мультиков малыша, гимнастика под заводные мелодии, а для сна, подготовки к урокам или водных процедур, вы можете сочинить несложные попевки и самостоятельно. Психологи утверждают, что одна и та же мелодия, проигрываемая раз за разом, помогает быстрее сформировать привычку. Вероятно, потому что скоро ребенку будет проще сделать все побыстрее и без напоминаний, лишь бы не слушать в сто двадцать пятый раз навязшую в зубах песню.

На спор
Редкий ребенок не поведется «на слабо», если его перед этим не раззадорить. Кто из вас быстрее оденется? А кто быстрее умоется и почистить зубы? Кто быстрее и красивее заправит кровать. Обязательно отдавайте ребенку победу, чтобы он чувствовал себя героем. Тогда ему захочется повторить номер «на бис» для папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, а там уже и привыкнет.

Еще несколько советов психологов

Уважайте мнение ребенка
Если ребенок не хочет убираться, попробуйте обсудить с ним почему. Расскажите, что для вас важно, чтобы он убирал за собой, объясните свои мотивы в самых простых словах. Выслушайте его доводы и прислушайтесь к ним, попробуйте предложить компромисс. Важно показать ребенку, что вы считаетесь с его желаниями.

Не наказывайте
Старайтесь не прибегать к наказаниям или приказному тону. Такие действия могут возыметь эффект, но они прививают стойкую нелюбовь к той привычке, которую вы пытаетесь сформировать.

Не приучайте к подаркам «за»
Варианты положительного подкрепления с помощью подарков, разрешения посмотреть мультики нежелательны, потому что формируют зависимость. Привычка получать награду за действия не влияет на появление внутренней мотивации, ведь важно, чтобы впоследствии ребенок хотел делать дела сам и без поощрений.

Подбирайте момент
Подберите правильный момент, чтобы начать уборку в детской. Если ребенок увлечен игрой, то он, скорее всего, не захочет убираться.

Екатерина Хломова,
детский и семейный психолог

1 полезная привычка, которая поможет ребенку вырасти успешным

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Читайте также:  Развивающие игры для детей 3-4-5 лет, Детские игры

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми и успешными людьми, а одно из главных правил такого человека — умение слушать себя и видеть свои успехи. Научить ребенка хвалить себя за сделанное, внутренней дисциплине и расстановке приоритетов поможет одно простое действие. Нужно записать в дневник 5 своих достижений за день.

Нам в AdMe.ru понравился этот совет психологов: выработать привычку, которая формирует успешную личность путем маленьких, но уверенных шагов вперед.

Методика 5 достижений

Вполне взрослая методика дневника фиксирования достижений, которая помогает осознать свой прогресс, подходит и детям.

Она заключается в том, чтобы каждый день записывать 3–5 своих достижений за день. Важно: именно достижений, а не желаний или планов.

Такая привычка повышает мотивацию: вы видите каждодневно проделанный путь, свои шаги и хотите сделать больше. Простой эффект: человек хочет быть лучше «предыдущей версии себя», но фишка в том, что мы забываем многие наши достижения слишком быстро. Дневник помогает видеть картину целиком.

Что это дает ребенку?

Вспомните, с каким энтузиазмом поначалу многие родители ведут дневничок достижений своего малыша: «вылез первый зуб», «пошел в 9 месяцев», «научился говорить предложениями».

Потом такой дневник часто забрасывается, и это отличный повод начать вести новый.

Уже в 4–5 лет малыш способен осознать и принять такую игру, но, конечно, достижения сначала нужно будет записывать родителям. Выбирайте вместе с малышом красивый блокнот, и игра начинается!

Важно находить достижения в любом дне. И пусть сегодня это будет «съел полезное яблоко», а завтра — «нарисовал красивую машинку», но с каждым днем малыш будет учиться все лучше концентрироваться на том хорошем, что он сегодня сделал.

Поначалу вы можете столкнуться с «не помню», «я ничего не делал сегодня», «не знаю». Но вскоре те события, которыми малыш гордится, будут буквально «выпрыгивать» из него.

Чем хорош дневничок?

  • Дисциплинирует (ведь записи нужно вести каждый день).
  • Учит расставлять приоритеты (малыш находит то самое важное, что с ним случилось).
  • Учит концентрироваться на положительном в жизни.
  • Поднимает настроение.
  • Разграничивает «хорошо» и «плохо».
  • Поднимает самооценку.
  • Формирует мотивацию.

Учите малыша вспоминать свои поступки за день и тому, что даже маленькое достижение имеет значение. Пусть сын сегодня не помог воспитательнице накрывать на стол, как мечтал, зато Маша не справилась бы без него со своими непослушными шнурками на ботинках.

Сегодня дочка порезала овощную тарелку для обеда, а завтра играла в бадминтон без остановки 10 минут.

Не остается времени на то, чтобы быть неудачником, когда перед глазами — твои достижения в абсолютно разных сферах жизни!

Как сделать игру привычной?

Вы сами выбираете время для заполнения дневника, но хорошим вариантом будет время перед сном.

Повесьте в комнате веселую напоминалку: «Не забудь похвалить себя 5 раз».

Доверительная беседа с малышом и поиск того хорошего, что можно записать в дневник, обсуждение этого может стать теплой семейной традицией, которую малыш будет ждать и которая сблизит вас с ним еще больше.

Становясь старше, ребенок будет писать в дневнике сам, но, возможно, желание поделиться с вами никуда не исчезнет.

«Воспитываем у детей хорошие привычки»

РИММА БЕЛОВА
«Воспитываем у детей хорошие привычки»

«Привычка – вторая натура».

Привычка – основа характера. Многие привычки начинают формироваться в раннем детстве под воздействием поведения взрослого. Привычки бывают вредные и полезные. Они во многом определяют социальную успешность человека, его отношение к работе, умение обустраивать свой быт, заводить друзей и многое другое.

Привычка – это потребность совершать действия. Привычка может образовываться без особых усилий со стороны ребенка, но требует усилий от окружающих его взрослых.Ее появлению способствуют:

– определенный распорядок дня;

– многократное повторение одних и тех же действий изо дня в день.

Внимание! Для формирования привычки требуется 21 день при соблюдении вышеперечисленных условий!

Кстати, для искоренения дурной привычки – тоже 21 день. И помните, что побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра. Естественное желание родителей, педагогов – бороться с дурными привычками ребенка. Иногда им удается одержать локальную победу, но зачастую взрослые забывают, что подобные «привычки» являются проявлением неврозов. Так ребенок старается утолить недостаток внимания взрослых, погасить свою тревожность, преодолеть страх.Это сигнал: с ребенком что-то не так! Здесь нужны не строгие меры, а помощь специалистов – психолога, невролога или психиатра.Совет родителям: запаситесь терпением и боритесь с первопричиной, а не со следствием.

А теперь несколько советов всем, кто старается воспитать у ребенка хорошие привычки. В основе формирования хороших привычек лежит способность маленького ребенка к подражанию взрослым.

Поэтому совет первый: взрослый должен ежедневно терпеливо повторять какое-либо действие, не меняя установленных им однажды правил. Хорошо, если эти правила будут сопровождаться игровыми действиями.

Совет второй: взрослый должен разложить на составляющие тот навык, который он собирается привить детям (например: аккуратно включаем воду холодную – потом добавляем горячую – моем руки с мылом – слегка стряхиваем лишнюю воду – выключаем воду горячую – потом холодную – вытираем руки только своим полотенцем). Дома этот алгоритм выполнять не трудно, а у воспитателя – 20 и более детей. Дети часто начинают толпиться возле умывальника. Поэтому как вариант – в умывальной комнате можно поставить маленькую скамеечку и посадить на нее ждущих своей очереди детей.

Если нужно, чтобы дети успокоились и сосредоточились на каком-то процессе.Совет третий: ребенка надо научить приступать к какому-то действию только после посыла, разрешения взрослого (например, перед приемом пищи говорим ребенку «Приятного аппетита!», он благодарит, потом берет ложку и приступает к трапезе).

Труднее всего у детей формируются культурно-гигиенические навыки, привычка ухаживать за собой, своим телом. В детском саду ребенка учат полоскать рот после еды, умываться, совершать туалет носа, содержать в порядке одежду, убирать за собой игрушки и т. п. Но тут он подчиняется слову воспитателя, а вот дома… Если родители не придают этим процедурам значения, то у ребенка не появится потребность в совершении таких действий.

Совет четвертый: определите ребенку набор гигиенических процедур на день, определите время и последовательность их выполнения, но без фанатизма! Объясните, что нельзя быть «грязнулей». Гигиенические процедуры должны совершаться ежедневно и несколько раз в день, а не только днем в саду.

Некоторые дети, проснувшись, очень плохо встают с постели, капризничают, просятся на руки.Здесь совет пятый: приучайте ребенка к «гимнастике пробуждения».Например:

– после пробуждения в кровати подтянуться, сделать несколько простых упражнений (а взрослый может при этом проговорить ребенку какую-нибудь считалочку);

– встать на коврик, потопать ножками, слегка похлопать себя по телу;

– выполнить в заданной последовательности несколько простых упражнений;

– принять водные процедуры.

Заправлять самостоятельно постель детям дошкольного возраста не рекомендуется, так как они не могут обеспечить должную гигиену постели, не могут качественно ее застелить, но могут надышаться невидимой пылью (а она там всегда присутствует). Но аккуратно прикрыть постель одеялом они должны научиться уже в дошкольном возрасте.

Я предложила всего пять простых советов по формированию у дошкольника хороших привычек. Но это только одно направление – формирование привычки к здоровому образу жизни. Давайте начнем хотя бы с них. Это, как оказалось, совсем не просто!

«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу» (древнеиндийская пословица).

Презентация к родительскому собранию «Вредные привычки» Представляю презентацию для родительского собрания “Вредные привычки” С ней можно легко провести собрание в интересной для родителей форме.

Стенгазета «Вредные привычки у детей» Детские привычки закладываются еще в утробе матери. Начинают дети сосать пальчик в материнском лоне, и в дальнейшем часто прибегают к такому.

Ссылка на основную публикацию