Развитие ребенка
- Развитие ребенка
- Статьи
- Развитие ребенка
- Забота об эмоциональном здоровье ребенка
![]() |
Вложение | Размер |
---|---|
Сохранение эмоционального здоровья дошкольников. | 27.17 КБ |
Сохранение эмоционального здоровья дошкольников. | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В. А. Сухомлинский
Сохранение эмоционального здоровья дошкольников.
Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре, «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» – эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляет ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека – здоровье. В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира
Как писал Николай Александрович Добролюбов: – «Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественно гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений».
Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости), мы не до конца еще осознаем значение эмоционального здоровья детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.
Мне хотелось бы поговорить о сохранении эмоционального здоровья дошкольников. Почему важно уделять повышенное внимание эмоционально-личностному развитию ребёнка, потому что это является первоосновой всего его психического здоровья. Необходимо уделить внимание развитию умения общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта. В целом, научить детей умению управлять своими эмоциями, умению понимать их.
Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А.В. Запорожец).
Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования. Эмоциональная жизнь ребенка начинается в младенчестве. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.
Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они связаны с выражением своих возможностей. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения в ранний период жизни ребенка. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.
Наблюдения показывают, что в игровой и в повседневной деятельности дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, радость, грусть), что является барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении общаться. Часто в поведении детей проявляется агрессия, причем без видимых причин. Ребенок зло выражается, зачастую даже не понимая значения произносимых слов. Это недоразвитие внешних факторов эмоционального развития, особенности социализации ребенка, дефицит общения со взрослыми, бедный игровой и реальный опыт.
Основная направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Основные задачи по развитию и сохранению эмоционального здоровья:
- Знакомство детей с базовыми эмоциями и чувствами.
- Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
- Обучение детей способам выражения эмоций.
- Обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
- Формирование активной позиции родителей в развитии эмоционально здоровой личности, просвещение родителей по данному вопросу (родительские собрания, стендовая информация).
- Саморазвитие, корректировка своего отношения к работе, детям, работа по сохранению своего эмоционального здоровья.
Работа проводится, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специально организованных занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, изобразительным искусством, музыкой, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других, у них развивается чувство эмпатии.
Поставленные задачи главным образом решаются с помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, этюдов, психомышечной тренировки. (все перечисленные техники, игры, этюды широко представлены в книге «В мире детских эмоций»).
Широко используется приемы арттерапии :
- Музыкотерапия (звуки природы, музыка для релаксации и т.д.);
- Сказкотерапия;
- Изотерапия
ИЗО-деятельность для ребенка не только художественно-эстетическое действо, а возможность выплеснуть свои чувства на бумагу. Уголок ИЗО-творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает ребенку в любое время выразить себя, свои чувства, эмоции, страхи. Воспитатель может понять по цвету, который был выбран для рисунка, как в данный момент на душе у ребенка, – тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно. Рисунки помогают понять нам чувства и эмоции детей.
Есть в нашей группе так же:
- «Волшебный мешочек», куда мы убираем все свои плохие слова.
- «Коврик для поднятия настроения» , об который мы вытираем ножки до тех пор, пока не рассмеемся.
- «Сухой дождик», помогает расслабиться, снять мышечное напряжение, почувствовать приятные ощущения.
В планах также создание уголка уединения, оформленного с учетом возрастных и личностных потребностей дошкольников.
Методы и способы борьбы с гневом, которые уже знают дети: скомкать и разорвать бумагу; побить подушку; потопать ногами; втирать пластилин в картонку, превращая наш гнев, во что-то прекрасное, например, в цветок для мамы.
Развитие эмоциональной сферы, должно проходить в свойственных ребёнку видах деятельности – игре, рисовании, пении и танце. Необходимым условием всех воздействий должно быть – получение радости и удовлетворения от деятельности и результата.
Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции и произвольно проявлять их – задача не только воспитателя, но и родителей и других специалистов. Поэтому мы стараемся привлекать родителей к решению этой проблемы. Оформляется стендовая информация по проблемам развития эмоциональной сферы детей, проводятся совместные развлечения.
Работа с родителями:
- Родительские собрания, целью которых является просвещение родителей, по вопросу эмоционального развития детей.
- Проведение совместных досугов, развлечений. Такие формы работы помогают понять детям, что ребенок в детском саду не одинок, что мама и папа включены в эту сторону жизни ребенка.
Ну и конечно же работа над собой, постоянный самоконтроль, все негативное надо оставлять за пределами группы и не переносить свое плохое самочувствие и настроение на детей. Ребенок должен понимать, что ему рады, что его ждали, что интересен он и то, что он говорит и делает.
Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи
Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является определяющим для развития эмоциональной сферы.
- «В мире детских эмоций» Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина.
- Здоровье дошкольника журнал 2008-2011 «Эмоциональное здоровье дошкольника» с.11
- Дошкольное воспитание 12/2007 «Об особенностях развития эмоциональной сферы» с.12
- Ребенок в детском саду 5/2005 «Психологическое здоровье старших дошкольников» с.19
- Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. М. ,2001.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
- А.И. Копытин “Основы арттерапии”; СПб, 1999.
- Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. – 2006. – №4. – С.40-45.
- Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. – 2007. – №1. – С.25-30.
Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников»
Инна Бондарева
Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников»
Жизнь без эмоций также невозможна,
как и без ощущений.
Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников?
Эмоциональное здоровье напрямую связано с психическим здоровьем. Здоровая нервная система – залог успешного развития ребенка.
В последние годы, увеличилось число детей имеющих различные нарушения нервно-психического здоровья. Такие дети не могут сосредоточиться на выполнении задания, постоянно отвлекаются, плохо запоминают материал, испытывают трудности в общении с ровесниками и педагогами. Эти дети чрезмерно беспокойны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться. При малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки – всё поведение ребёнка основывается на эмоциях. Встречаются и такие, которым, наоборот свойственна заторможенность деятельности. Они нерешительны, неуверенны в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, всё делают очень медленно, с большим количеством ненужных движений, рассеянны и несобранны.
Почему же так важно сохранять эмоциональное здоровье детей?
Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос. Столкнувшись непосредственно или наблюдая за знакомыми людьми – последствия психологического дискомфорта для ребёнка –это:
– появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
– переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;
– психологические травмы, полученные в детском возрасте проявляются в зрелом возрасте в виде психологической защиты – Это позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидные наклонности, проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).
Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?
Одним из основных условий полноценного развития дошкольника является психологическая защищённость, которая складывается из многих компонентов, но главный из них – осознание ребёнком того, что его любят. Для этого общение родителей должно быть не формальным (по необходимости, а эмоционально насыщенным и приносить радость, как детям, так и родителям.
Уметь слушать ребёнка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознавать, что в диалоге рождаются доверие и понимание. Когда взрослый сам на мгновение становится ребёнком и смотрит на мир его глазами, создаётся ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребёнка, осознаётся её значимость.
Беседуя с ребёнком, родители также должны поделиться с ним собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, ещё неизвестной ему стороны. Ребёнку важно знать, что взрослым важны его переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.
Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние в первую очередь должны обеспечить ребёнку любящие его родители.
Представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.
Как научить детей самостоятельно избавляться от сильных отрицательных эмоций. В основе любого навыка саморегуляции лежит умения расслабляться.
1.«Брыкание» – упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит “нет”, увеличивая интенсивность удара.
2. “Способы повышения настроения”. Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому).
3. «Нарисовать плохое настроение (картинку, порвать, скомкать и выкинуть.
Дорогие родители!
Быть отцом или матерью – одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире.
Воспитание – длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Будьте терпеливы. Помните, что воспитание ребенка начинается с рождения и нельзя терять ни минуты.
Помните, что судьба ребенка в ваших руках. Главное – сделать ребенка счастливым!
Что самое главное в воспитании? Как вырастить ребенка эмоционально благополучным? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Но очень важно понимать, что, наверное, самое важное – это безусловная любовь к ребенку.
Оно означает буквально – любовь без всяких условий. Я люблю своего сына или дочь не за хорошее поведение, не за успехи и достижения – не за что-то, а просто потому, что он (она) есть. Он СУЩЕСТВУЕТ! Он единственный и неповторимый человек!
Музыкальное воспитание дошкольников. Консультация для родителей «Музыка и здоровье ребёнка» Консультация для родителей “Музыка и здоровье ребёнка”. Чем раньше начинается музыкальное воспитание ребёнка, тем более эффективно будет.
Консультация для родителей «Питание и здоровье дошкольников» ГККП я/с №1 Консультация для родителей Тема: Питание и здоровье дошкольников. У детей раннего и дошкольного возраста из всех так называемых.
Здоровье
Эмоциональное здоровье дошкольника
Практически все родители много времени и сил уделяют развитию своего ребенка. Однако довольно часто их внимание направлено прежде всего на его интеллектуальное развитие. И, несомненно, интеллектуально развивается, а эмоционально? Нравится ли ребенку все это? Или же ему просто важно, чтобы его хвалили? Получает ли он удовольствие от чтения и счета? Или просто стремится доставить удовольствие взрослым в надежде заслужить их любовь?
Эмоциональная и интеллектуальная линии – две разные линии развития. Даже умный взрослый человек может оставаться на раннем уровне функционирования своих чувств. Развитие обеих обязательно приведет к расцвету и той и другой. Отставание по линии эмоционального развития неизбежно влечет за собой обеднение и интеллектуальных функций.
Факторы, оказывающие влияние на эмоциональное здоровье ребенка:
1. Факторы социально-культурного характера:
· Ускорение темпа жизни;
· Дефицит времени родителей;
· Недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
· Загруженность родителей и невротизация взрослых;
· Неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь.
2. Социально-экономические факторы:
· Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
· Ранний выход матери на работу.
3. Социально-психологические факторы:
· Дисгармония в семейных отношениях;
· Дисгармония в семейном воспитании;
· Нарушение детско-родительских отношений.
Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовом состоянии.
Признаки стрессового состояния ребенка
· Трудности с засыпанием, неспокойный сон;
· Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость, или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки т.д.);
· Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
· Частое проявление упрямства, капризов;
· Дневное или ночное недержание мочи;
· Навязчивые привычки-сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами.
Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки-совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.
Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждения, конфликты.
Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безинициативность.
Поплачь, станет легче!
Ты копия своего папочки!
Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями.
Папа у нас замечательный!
Мама у нас умница!
Неумейка! Откуда только у тебя руки растут!
Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.
Попробуй еще раз, и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе.
Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику.
Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.
Я тебя все равно люблю! Но мне очень неприятно-постарайся не поступать так больше.
Займись чем-нибудь, отстань.
Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся.
Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами!
Агрессия, капризы, истерики.
Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег.
1. Васильева Н.Л. Эмоциональное здоровье дошкольника.//Здоровье дошкольника. 2008-2011.
2. Прохорова С.Ю., Хижова Е.Б. Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей//Справочник педагога-психолога. 2012. №3
«Чистота – залог здоровья!», «Мойте руки перед едой!» – знакомые призывы. Но, к сожалению, знать – не значит всегда выполнять… а ведь соблюдение самых элементарных правил гигиены сможет уберечь от множества заболеваний желудочно-кишечного тракта, в число которых входит наиболее опасное – гепатит!
Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которым вы хотите научить своего ребенка.
Как всем нам известно, лучшим средством от микробов является регулярное мытье рук. Научите вашего малыша мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой. Также научите его делать это, если он чихает или кашляет, или после того, как он поиграет с животными. Достаточно всего двадцати секунд, чтобы помыть руки (в том числе и между пальцами) теплой водой и мылом и избавиться от микробов.
Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь.
Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.
Научите вашего ребенка:
· соблюдать правила личной гигиены;
· различать свежие и несвежие продукты;
· осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.
Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в дошкольных учреждениях является применение точечных массажей.
Массаж рук, ушных раковин, головы, лица
Массаж рук – воздействует через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызывает ощущения легкости, радости.
· “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
· Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.
· Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.
· Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.
Эмоциональное здоровье дошкольника
Практически все родители много времени и сил уделяют развитию своего ребенка. Однако довольно часто их внимание направлено, прежде всего, на его интеллектуальное развитие. Взрослые верят: если ребенок будет много знать и уметь, это позволит ему стать успешным в жизни. Вот почему его определяют в самые разные кружки и секции.
И действительно, ребенок осваивает новые виды деятельности: вот уже считает, читает, что-то по-английски скажет. Несомненно, интеллектуально развивается. А эмоционально? Нравится ли ребенку все это? Или же ему просто важно, чтобы его хвалили? Получает ли он удовольствие от чтения и счета? Или просто стремится доставить удовольствие взрослым в надежде заслужить их любовь?
Поэтому, уважаемые родители, не спешите записывать своего ребенка в десятки разных кружков, развивающих интеллектуальные навыки. Обратите внимание и на его эмоциональное развитие. Хорошо известно: эмоционально благополучный ребенок и учится как бы играючи. Он все легко схватывает и осваивает.
Внутренний мир ребенка
В процессе развития ребенка возможны различные осложнения – или конституциональные нарушения, или конфликты в семье. Проблемы эти имеют видимую причину, поэтому в той или иной степени ребенку может быть оказана медицинская или психологическая помощь. Но есть проблемы, возникновение которых всегда озадачивает взрослых. Вот несколько примеров. Маленькая девочка, горячо любимая и мамой, и папой, хорошо учится в школе, но почему именно она то и дело попадает в опасные ситуации? Случайность? Или первоклассник из благополучной семьи, ребенок с развитым интеллектом не справляется со школьной программой. Ошибка? Суть в том, что в дополнение к внешнему миру у каждого ребенка свой собственный внутренний мир, в котором преломляются события внешней жизни. Современные психологические исследования показывают: поведение человека в социальном контексте не просто следствие воздействующих на него объективных обстоятельств. Внутренний мир человека события внешнего мира окрашивают в ему одному свойственные краски.
Внутренние конфликты развиваются независимо от того, что происходит в окружении. Во внутреннем мире ребенка сосуществуют противоречивые желания и потребности, как, например, желание одновременно быть всегда рядом с мамой – и в то же время абсолютно независимым от нее; злиться на близких – и одновременно любить их; получать удовольствие, играя в луже или с грязью, – и в то же время жаждать одобрения от родителей. Вот почему так необходимо внимание к внутреннему миру ребенка и для понимания возникающих у него эмоциональных проблем, и для их профилактики в процессе воспитания.
Субъективный мир формируется в раннем детстве и неразрывно связан с опытом взаимодействия ребенка со значимыми для него взрослыми. Образы внутреннего мира в основном построены на взаимодействии и неразрывно связаны с опытом бытия – с – другими, т. е. значимыми для него взрослыми. По мере развития взаимоотношения с родителями интернализуются, т. е. становятся неотъемлемой принадлежностью внутреннего мира. И, уже как внутренние образы, продолжают существовать у взрослого, определяют коммуникативный стиль и эмоциональные особенности данного человека.
Возникновение внутреннего мира ребенка в течение развития мы связываем с его способностью выделять свою индивидуальную целостность и из окружающего мира, и из союза «мать – младенец». Именно тогда рождается субъективное «окрашивание» окружающего мира уникальными для индивида красками, т. е. начинается его оформление.
Чтобы создавать свой внутренний мир. Ребенок должен быть готов к этому – должен опознавать свои желания и считать свое мнение значимым и имеющим значение. Эту готовность создают определенные характеристики взаимодействия со значимыми взрослыми. Речь идет о периоде младенчества, когда мать может организовать свое взаимодействие с ребенком по-разному. «Подлинное Я» наделяет человека собственными желаниями и личностными смысла. «Ложное Я» приспосабливается к окружающему миру, заменяя социальным послушанием собственное личностное ядро. Связь между «ложным Я» у взрослых и тонкими различиями материнско-детского взаимодействия возникает в самом начале жизни человека. Оказывается, принципиальное значение здесь имеют не обширные депривации или плохое обращение, а отзыв матери на его потребности.
Что важно для ребенка? Чтобы мать была рядом, когда она нужна. Но столь же важно, чтобы она отступала на задний план, когда в ней нет потребности. Таким образом, создается «поддерживающая среда» – физическое и психическое пространство, внутри которого младенец защищен, не зная о том, что его защищают.
В обычных условиях мать постепенно выходит из состояния отказа от собственной субъективности. Она все больше и больше вспоминает о своих интересах, своих заботах, своем удобстве. Ее реакции на требования младенца становятся чуть более отсроченными. И эта отречённость все более возрастает. Подобные 2 неудачи, 2 матери в 2 преподнесении младенцу мира имеют мощное следствие. Да, это болезненно для него, но это обретение нового, конструктивного опыта.
Осознавая все возрастающее расстояние между желанием и его удовлетворением, младенец постепенно начинает понимать; оказывается, его желания не столь могущественны, как казалось ранее. И желания, и сигналы создают удовлетворение не сами по себе, все происходит с помощью матери. Возникающее понимание весьма значимо: младенец, который для стороннего наблюдателя всегда беспомощен и зависим, впервые начинает чувствовать свою зависимость. Возрастает постепенное понимание того, что мир состоит не только из твоей собственной субъективности, что удовлетворение желаний требует не только их выражения, но также адаптации к внешней реальности. Возникает потребность обретения нового опыта взаимодействия со средой – опыта адаптации. Ребенок учится соотносить свои желания с возможностями и желаниями других, учится компромиссным решениям для достижения собственных целей. Это процесс долгий, длиной в целое детство. Протекает он то с большим, то с меньшим успехом. Однако, начавшись, будет происходить постоянно.
Итак. Предпосылка для развития внутреннего мира младенца – защищенное психическое пространство, предоставленное ему матерью. Внутри этого пространства его Я может, «играя», расширяться и укрепляться. Еще раз подчеркнем, сколь важен период, в котором окружение (мать) позволяет младенцу иметь иллюзию всемогущества. В противном случае. Если с первых же дней поставить ребенка перед фактом: ты живешь в мире, к которому надо приспосабливаться, – преждевременная забота о внешней реальности не позволит развиться собственной субъективности. Ребенок достаточно рано установит связь с внешней реальностью в том случае, если этого потребует от него мать. Если же это происходит досрочно, он всегда устанавливает данную связь ценой отказа от переживания собственных желаний в полном объеме. Личность ребенка будет развиваться, не имея ядра, сердцевины. Подлинное ощущение себя заменится адаптивным послушанием. Из такого ребенка вырастает взрослый с невротическим подавлением своих желаний.
Однако справедливости ради отметим: даже слабая готовность к созданию собственного внутреннего мира все равно проявляется.
Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые способствовали развитию его внутреннего мира, по крайней мере, обращали на это внимание. Процесс этот носит название «отделение – индивидуация».