5 фактов о мозге малыша или все здоровые детки — потенциальные гении

10 фактов о мозге ребенка, которые должен знать каждый родитель

1. Дети рождаются слишком рано.
Для того, чтобы безопасно пройти через родовые пути, младенцы рождаются с мозгом, который не сформирован целиком. В течение первых трех месяцев жизни мозг малыша развивается окончательно. Именно поэтому педиатры часто называют это время четвертым триместром.

2. Реакция родителей «включает» мозг ребенка.
Мозг новорожденного еще не способен контролировать многие процессы и только начинает учиться давать правильные сигналы телу в ответ на раздражители. Первое, что познает ребенок – такие чувства как голод, одиночество, дискомфорт, усталость, однако он не может самостоятельно определить, чем именно является то или иное ощущение. Оперативно реагируя на возникающие потребности младенца, родители помогают его мозгу научиться различать испытываемые чувства.

3. Смешные и непонятные звуки важны.
Бессвязный лепет – это то, что мозг ребенка выдает вместо речи, которая ему еще не понятна. Именно так он «тренируется» в произношении слов родного языка. Важно поддерживать такое лепетание: отвечать малышу, говорить с ним, даже если все это кажется вам совершенной бессмыслицей. Слыша вашу речь, ребенок будет ее повторять и осознавать, а со временем научится произносить.

4. Детское «агу» – сигнал к началу обучения.
Лепет ребенка означает, что его мозг настроен на активное восприятие. В это время можно и даже нужно начинать обучение. Существует масса методик раннего развития, к которым можно приступать уже с появлением детского лепета.

5. Детский мозг растет очень быстро.
Когда младенец рождается, его мозг скорее напоминает обезьяний, чем мозг взрослого человека. Однако после появления ребенка на свет мозг начинает расти более чем в два раза быстрее, чтобы достичь 60% своего «взрослого» размера уже к тому моменту, когда малыш задует свою первую свечку на торте в честь дня рождения. А своего полного размера мозг достигнет только приблизительно к 20-ти годам.

6. Детский мозг воспринимает больше информации.
Из-за подвижных нервных связей мозг ребенка способен охватывать гораздо более широкий спектр «входящей» из внешнего мира информации, чем мозг взрослого человека. Поэтому зачастую дети замечают и запоминают то, на что, казалось бы, совсем не обращают внимания. Отличный способ сохранить в дальнейшем эту способность хотя бы частично – направить усилия на раннее творческое развитие малыша.

7. Телевизор не помогает развитию.
Просто потому, что мозг ребенка запрограммирован на получение ответной реакции. Вряд ли ее можно дождаться от телевизора.

8. Сон – активатор развития навыков.
Поскольку детский мозг воспринимает в три раза больше информации, чем мозг взрослого, он быстро устает и не может «обработать данные» в состоянии активности. Большинство информации мозг ребенка усваивает во сне, вместе с этим получая и новые знания, навыки и умения.

9. Детям нужно учиться распознавать голос.

Ребенку гораздо сложнее отличить голос от фоновых звуков, и нередко малыш все воспринимает как шум. Именно поэтому дети зачастую не отвечают взрослым, говорящим с ними. Для того чтобы способность реагировать на голос и выделять его среди остальных звуков развивалась быстрее, важно свести к минимуму фоновое звучание, например, телевизора, радио и т.п.

10. Детям недостаточно мамы и папы.
По данным исследования, представленного в 1995 году, детям, чтобы чувствовать себя лучше всего, нужно, по крайней мере, трое взрослых. Вот почему так важна поддержка, например, бабушек и дедушек и регулярное общение с ними. Так ребенок чувствует себя более нужным и защищенным.

Развитие ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Развитие ребенка
  • Интересные факты о головном мозге малыша

Одиннадцать фактов, которые должен знать каждый родитель, чтобы лучше понимать ребенка

Интересные факты о головном мозге малыша

Младенцы зачастую лысенькие, толстенькие и часто плачут, но мы просто очарованы ими. Нам интересно, что же происходит в их маленькой головушке. Далее описаны одиннадцать фактов о головном мозге ребенка, которые должен знать каждый родитель.

Дети рождаются слишком рано

Биологи считают, что если бы срок нахождения в утробе матери не был ограничен размерами таза женщины, дети оставались бы там и развивались значительно дольше.

  • Чтобы сохранять вертикальное положение, наш таз должен оставаться относительно узким.
  • Чтобы иметь возможность пройти через мамин… «аварийный люк», мозг новорожденного составляет всего четверть размера мозга взрослого человека.

Поэтому некоторые педиатры называют первые три месяца жизни ребенка «четвертым триместром» беременности, чтобы подчеркнуть, насколько сильно малыши нуждаются в нас, а также лишены социальных навыков. Первая улыбка, например, обычно появляется у ребенка на 10–14-й неделе его жизни, а первая фаза привязанности, по мнению ученых, начинается в возрасте около пяти месяцев.

Некоторые ученые, приверженцы эволюционной биологии, предполагают, что новорожденные дети социально не развиты (и их плач иногда раздражает) для того, чтобы родители не привязывались к ним слишком сильно, так как у маленьких детей существует повышенная вероятность смерти. С другой стороны, плач привлекает к ребенку внимание, необходимое для выживания.

Реакции родителей развивают нейронные связи мозга грудничка

Мозг маленького ребенка эволюционировал так, чтобы использовать реакции родителей для собственного развития. Префронтальная кора новорожденного – так называемая «оперативная» область мозга – временно не оказывает большого влияния, поэтому усилия по дисциплине или беспокойство о том, чтобы не разбаловать малыша, не имеют смысла на данном возрастном этапе. Вместо этого новорожденные узнают о голоде, одиночестве, дискомфорте и усталости и о том, что испытывает организм, когда эти болезненные чувства проходят. Родители могут помочь этому, оперативно реагируя на потребности ребенка.

Малыши не могут не плакать. На самом деле, у всех маленьких детей, независимо от того, насколько быстро реагируют родители на их потребности, пиковый период плача происходит в гестационном возрасте около 46-ти недель (большинство детей рождается в возрасте от 38 до 42-х недель).

Эксперты предполагают, что плач грудничков связан с физическим развитием, так как в разных культурах пиковые периоды детского плача происходят в одно и то же время после зачатия, независимо от того, когда ребенок появляется на свет. То есть, недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, достигнет пика своего плача в возрасте примерно 12 недель, а доношенный ребенок, родившийся на 40-й неделе, будет плакать больше всего в возрасте около 6-ти недель.

Строить смешные рожицы и издавать дурашливые звуки необходимо

Когда дети имитируют мимику родителей, это вызывает у них аналогичную эмоцию и помогает развиваться основам врожденного понимания эмоционального общения. Этим объясняется то, почему родители часто показывают преувеличенно счастливые и грустные лица своим малышам. Сюсюканье, подражание детскому лепету – еще одна инстинктивная реакция, которую исследователи считают чрезвычайно важной для развития ребенка. Ее музыкальность и утрированная, медленная структура подчеркивают важные компоненты языка, помогая ребенку схватывать смысл слов.

Мозг младенца «эволюционирует» очень быстро

После рождения человеческий мозг быстро растет и увеличивается более чем в два раза, достигая 60% своего взрослого размера к тому времени, когда карапуз пробует кусочек праздничного торта в свой первый день рожденья. К детсадовскому возрасту мозг достигает своего полного размера, продолжая развиваться до тех пор, пока ребенку не исполнится 23–25 лет. И даже после этого мозг не перестает меняться в лучшую или худшую сторону. Некоторые ученые полагают, что изменения в развивающемся детском мозге отражают в уменьшенном масштабе изменения, происходившие с мозгом человека за миллионы лет эволюции.

У младенцев сознание типа «уличного фонаря», а не «карманного фонарика»

Мозг маленького ребенка имеет намного больше нейронных связей, чем мозг взрослого человека. Но у детей меньше тормозных нейротрансмиттеров. Поэтому, по мнению некоторых ученых, восприятие действительности у них более рассеяно (т. е. менее сфокусировано), чем у взрослых. Они смутно осознают почти все, что происходит, и еще не понимают, что является важным. Восприятие младенцев можно сравнить с уличным фонарем, который рассеивает свет по всей территории вокруг него, тогда как восприятие взрослого человека похоже на карманный фонарик, который намеренно фокусирует свет на определенных предметах, при этом игнорируя детали фона.

Когда дети взрослеют, их мозг проходит через процесс «упрощения», при котором нейронные сети формируются стратегически нужным образом и настраиваются с помощью приобретенного опыта. Это помогает им упорядочить свое восприятие мира, но вместе с тем снижает способность к инновациям, например, детям становится сложнее раскрасить собственное лицо пюре из моркови. По мнению ученых, творческие личности сохраняют некоторую способность мыслить, как младенец.

Детский лепет сигнализирует о готовности к обучению

Даже имея сознание типа «уличного фонаря», дети способны фокусировать внимание на чем-то конкретном, но только на мгновение. Когда это происходит, они обычно издают звук, чтобы показать свой интерес. Детский лепет – несвязные и непонятные звуки, которые издают груднички, – это их акустическая версия наморщенного лба, и с ее помощью они подсказывают родителям, что готовы учиться. Инициативным родителям следует обращать внимание на такие сигналы. Единственное, что мы знаем наверняка, – это то, что дети становятся умнее, когда родители разговаривают с ними. Лучший способ диалога между детьми и родителями – когда родители отвечают детям в перерывах между их лепетом.

Чрезмерная отзывчивость родителей

Некоторые родители стараются отвечать на каждый звук своего малыша. Однако если ребенок получает ответную реакцию в 100% случаев, ему становится скучно и он начинает отворачиваться. Процесс обучения малышей очень деликатный, он неизбежно прерывается, когда они не получают реакцию, на которую рассчитывают.

Инстинктивно родители реагируют на 50–60% детского лепета. Научным путем было доказано, что обучение речевым навыкам можно ускорить, если реагировать на 80% случаев детского лепета. Однако выше этой цифры обучаемость снижается.

Родители пытаются развивать речь ребенка, реагируя реже и медленнее на звуки, которые малыш произносит часто (например, «э»), и восторженно повторяя новые звуки, которые больше напоминают слова (например, «ма»). В результате ребенок начинает складывать вместе слоги своей речи.

Обучающие CD, DVD и другие материалы бесполезны

Хотя с рождения дети могут плакать с интонациями, свойственными их родному языку, недавние исследования показали, что социальные реакции очень важны для того, чтобы ребенок смог полностью овладеть языком. Младенцы делят мир на то, что реагирует на них, и то, что не реагирует. Обучающие материалы, которые не реагируют на ребенка, не могут его научить. Записанный материал не реагирует на сигналы, которые подает ребенок, поэтому DVD для младенцев оказываются неэффективными. Если вы хотите помочь малышу стать более смышленым, выбросьте все эти бесполезные диски и больше играйте с ребенком.

Детский мозг устает

Необходимость в человеческом общении не означает, что нужно бессмысленно развлекать ребенка день и ночь. Детям свойственна короткая концентрация внимания, и они легко перевозбуждаются. Поэтому иногда им следует помогать успокоиться. Можно покачивать детей, приглушать свет или пеленать беспокойные ножки и ручки, которыми малышу еще только предстоит научиться управлять. Способность успокаиваться, равно как и способность засыпать, особенно ночью, помогает улучшать развитие навыков, по крайней мере, у детей от одного года и старше.

Груднички плохо слышат

Младенцы не очень хорошо слышат, и это может подтвердить тот факт, что плач не беспокоит их так сильно, как нас. Как правило, дети не могут различать голоса на фоне постороннего шума так же хорошо, как взрослые. Не полностью развитый слух объясняет, почему дети могут спокойно спать в многолюдной толпе или при работающем пылесосе и почему они не реагируют, когда их зовут уходить с детской площадки. По этой же причине постоянно включенная музыка или телевизор мешают малышам различать голоса вокруг и учиться речи. Хотя маленькие дети, как правило, любят музыку, она должна быть отдельным занятием, а не фоном при процессе общения.

Детям нужны не только мама и папа

Обычно ученые больше внимания уделяют отношениям между ребенком и родителями, однако исследования показали, что нужно воспитывать ребенка, как говорится, всем миром. Согласно исследованию, дети развиваются лучше, если рядом с ними постоянно находятся не менее трех взрослых людей, которые дают им понять «Привет, малыш, я здесь».

Исследователи считают, что если ребенок проводит время с кем-то еще, кроме родителей – с бабушками и дедушками, няней, другом семьи или любящей тетушкой, это помогает малышу учиться читать различные выражения лиц и улучшает его способность понимать точку зрения других людей. Известно, что в голове ребенка начинают происходить «взрослые» мыслительные процессы расшифровки эмоций других людей уже в семимесячном возрасте.

Крохотные гении, или 5 удивительных фактов о мозге младенца

Родители даже представить себе не могут, насколько грандиозные процессы происходят в головном мозге их новорожденного крохи! Как сильно он отличается от взрослого!

За последние два десятилетия ученые сильно продвинулись в понимании особенностей функционирования и развития головного мозга младенцев. Психологи уже могут рассказать, что чувствуют, о чем думают и мечтают малыши, и как их самые ранние воспоминания влияют на всю дальнейшую жизнь. Главный вывод исследований: все здоровые детки — потенциальные гении. Но смогут ли они развить свои таланты – зависит от их родителей и ближайшего окружения.

1. Мозг у младенца гораздо активнее, чем у взрослого

Сразу же после рождения в извилинах ребенка есть весь набор (около 100 млрд!) клеток, называемых нейронами. Но это напоминает скорее склад, в котором на бесчисленных полочках просто лежат плотно закрытые коробки. Взаимодействовать друг с другом нервные клетки начинают на первом году жизни, создавая для этого триллионы синапсов – соединений, главную анатомическую основу для восприятия и понимания окружающего мира. По этой причине спустя всего 12 месяцев масса головного мозга крохи удваивается – ни в какой другой период жизни он не будет развиваться столь активно! Нейронные связи будут созданы с огромным запасом, который никто из людей так и не сможет полностью задействовать, разве что на треть.

Вот где реальный резерв для воспитания гения: юный мозг, внимающий речи матери, слушающий музыку, разглядывающий картинки и изучающий игрушки, покажет превосходный результат по сравнению с теми, кто в младенчестве просто созерцал стены детской и коляски на фоне вечно бубнящего телевизора. Но нельзя забывать об обязательном для карапузов отдыхе: крепком сне и спокойных играх.

2. Родительские объятия способствуют росту мозга младенца

У здоровых деток, постоянно ощущающих материнскую любовь и поддержку, гиппокамп, отдел головного мозга, отвечающего за способность противостоять стрессам, гораздо больше по массе и по объему, чем у малышей, лишенных ласки и семейного воспитания. Это результат исследования, проведенного в Вашингтонском университете в Сент-Луисе. От гиппокампа же зависит, насколько крепкой будет долговременная память – то, что люди называют жизненным опытом. Только представьте, насколько меньше совершит взрослый человек роковых ошибок только потому, что в младенчестве его без устали обнимали и ласкали! Так что не сдерживайте себя в проявлениях родительской любви.

3. Мозг младенца и собаки имеет много общего

Новорожденный не владеет языками и не понимает обращенной речи. Из-за возрастной слабости зрения он может сосредоточиться только на крупных, мало удаленных объектах, например, на лице матери, держащей его на руках. Поэтому одним из первых надежных источников информации для мозга младенца становятся запахи. Именно на них и полагаются собаки в своей жизни. Одно из исследований показало, что дети, пахнущие грудным молоком, испытывают меньший стресс при проколе кожи (для забора крови на анализ), чем малыши, которые успели «растерять» после кормления материнский аромат. Другое исследование и многочисленные свидетельства молодых родителей подтверждают тот факт, что кричащие младенцы успокаиваются гораздо быстрее, если возле их лица положить салфетку, смоченную сцеженным молоком.

Только что родившийся здоровый пупс, оставленный на животе у мамы, безошибочно определит источник ароматного молозива и, как еще слепой щенок, доползет до соска женщины. А потому совет: мозг вашего ребенка запрограммирован отвечать на материнский запах. Не стоит его маскировать тяжелыми духами, концентрированными гелями для душа, сильно пахнущими мазями или косметическими лосьонами.

4. Сны у младенцев действительно сладкие

Фаза быстрого сна, когда людей посещают сновидения, у взрослых занимает не более четверти всего ночного времени. А у новорожденных – 50%! Малышей посещают яркие зрительные грезы, так как языковые возможности у них еще ничтожны. И подавляющее большинство снов – сладкие, ведь у деток до 2-3 лет, нет поводов видеть ночные кошмары, вызываемые реальным испугом или устрашающими фантазиями. Но даже если кроха в момент перехода от одной стадии сна к другой и увидит пугающие образы, они очень быстро исчезнут. Будьте уверены: после пробуждения малютка успокоится в течение нескольких минут и вскоре забудет о неприятном эпизоде.

5. Все вокруг так захватывает и так отвлекает…

Способность отсеивать ненужную информацию, мешающую выполнению поставленной задачи, приходит к человеку с возрастом. Взрослый, разговаривая по телефону, не отвлекается на лай соседской собаки, жужжание влетевшей в окно мухи и на поскрипывание половиц. Младенцу же одинаково важно прочувствовать тепло ворса ковра, запах резиновой игрушки и яркость включенной лампочки. Вот почему чем меньше ребенок, тем труднее ему сосредоточиться, а тем более — длительно удерживать внимание. Он постоянно отвлекается! Порой такая чрезмерная стимуляция мозга приводит к его перегрузке. И тогда кроха вдруг начинает вести себя неадекватно (по мнению взрослых) или срывается на беспричинный плач.

Совет: чтобы помочь малютке сконцентрироваться на чем-то, создавайте спокойную обстановку. Комната должна быть тихой, без резких запахов и кричащих цветов стен, не очень ярко освещенной. Привлечь же к себе внимание гораздо проще не обычным обращением к карапузу, а если проговаривать слова, резко изменяя высоту голоса и интонации в речи, как бы подражая детскому лепету.

Мифы и факты о детском мозге

Никогда наш мозг не работает так напряженно, как в первые годы жизни. Исследованияв области нейропсихологии показали, что мозг малыша, который учится держать ложку, занят не только не меньше, но даже больше, чем мозг человека, работающего над докторской диссертацией. Все действия, которые мы совершаем в течение жизни миллионы раз не задумываясь, когда-то были совершены впервые и этот первый раз был результатом огромных усилий нашего мозга.

Абсолютно все, что умеет человек – ходить, сидеть, есть, смеяться, говорить, он умеет только благодаря развитию его мозга в детстве. Человеческий мозг не способен развиваться самостоятельно, вне контакта с окружающей средой. В жизни малыша нет каникул и перерывов от учебы. Маленькие дети находятся в постоянном процессе обучения, они как губки впитывают в себя все, что их окружает. Все без исключения впечатления, которые получает ребенок в первые годы жизни, влияют на развитие его мозговой деятельности. Иногда, когда мы смотрим на то, как мать качает на руках младенца и с любовью смотрит в его глаза, или отец нежно разговаривает с малышом, уютно устроившимся у него на коленях, нам кажется, что ничего особенного для обучения ребенка в этот момент не происходит, он просто отдыхает. На самом деле эти обычные бытовые ситуации, ежедневные моменты любви между ребенком и его семьей – важнейшее «учебное пособие», которое очень сильно влияет на развитие мозга малыша. Причем сегодня это подтверждают не только психологические исследования, но и научные опыты нейробиологов, изучающих «физику процесса», то есть работу мозга на клеточном уровне.

Все решают гены?

«Это от природы» – часто мы используем эту фразу для объяснения любых способностей, качеств и даже недостатков человека. Мол, основные данные заложены в нас изначально и изменить тут особенно ничего нельзя. Но не стоит путать генетику с теорией о предопределении. Далеко не все в развитии человека определяется генами.

Ученые выделяют несколько основных факторов, влияющих на формирование работы мозга ребенка: гены, питание, контакт с родителями, ежедневный опыт, физическая активность и любовь. Последний пункт может показаться достаточно умозрительным. Однако, влияние позитивных эмоциональных связей на развитие мозговой деятельности, уже давно научно доказано.

«Несмотря на то, что гены играют огромную роль в процессе развития ребенка, мы также знаем, что опыт влияет на формирование нейронных связей головного мозга. У каждого из нас около ста миллиардов нейронов, и каждая их этих клеток образует в среднем около десяти тысяч синаптических связей с другими нейронами, так что в результате в нашем головном мозге возникают триллионы нейронных связей. Они формируются генами и опытом человека. Природа нуждается в природе», –говорит доктор Дэниэл Сигел (Daniel Seigel), автор многих исследований в области детской нейропсихологии.

По другим исследованиям человеческий мозг несколько более скромных размеров и содержит всего около 86 миллиардов нейронов. И хотя разница в 14 миллиардов мозговых клеток довольно значительная. Для сравнения 14 млрд нейронов – размер мозга бабуина. Тем не менее, если говорить о развитии ребенка, то дело скорее даже не в количестве нейронов, у здоровых людей оно примерно одинаковое. Очень важную роль играют связи, которые формируются между этими клетками.

Проще говоря, мы рождаемся с десятками миллиардов клеток головного мозга, но первоначально связи между ними минимальны. А ведь именно синаптические связи определяют то, как работает наш мозг. Их называют чудом человеческого тела. Ученые сравнивают мозг ребенка с домом, который уже построен, и оснащен различными приборами, но они еще не подключены и не связаны между собой. Чтобы приборы заработали их нужно правильно подключить, создать сеть, которая обеспечит их работу.

Каждый день в головках малышей возникают все новые и новые связи между нейронами и от того, какими они будут, зависит очень многое, в том числе и будущий характер, навыки, способности, привычки.

Миф: При рождении мозг ребенка полностью сформирован, также как его сердце или желудок.
Факт: Большая часть мозговых клеток формируется до рождения, но большинство связей между этими клетками складывается в первые годы жизни человека.

Миф: Мозг ребенка менее активен, чем мозг студента ВУЗа.
Факт: Нейроны головного мозга трехлетки в два раза активнее, чем нейроны в голове взрослого человека.

Миф: Положительные эмоциональные связи с теми, кто заботится о ребенке, всего лишь создают благоприятную ситуацию для здорового развития и обучения, но не влияют на них напрямую.
Факт: Любовь и взаимоотношения с членами семи, окружающими ребенка, непосредственно влияют на формирование синаптических связей в головном мозге ребенка и его развитие.

Важность раннего развития ребенка давно ни для кого не секрет. Сегодня родителям на каждом шагу предлагаются все более совершенные, разработанные по последнему слову техники, развивающие пособия и игрушки. Безусловно, современные достижения науки дают нам массу возможностей обучать детей новыми способами. И все же ученые все чаще говорят о том, что в первую очередь, для здорового всестороннего развития ребенку необходимы всего две вещи: ежедневное проявление любви и заботы со стороны родителей и новый разнообразный опыт. И то, и другое не менее важно, чем развивающие девайсы и специализированные курсы. Родители нередко недооценивают важность самых простых вещей в жизни малыша. Смотря со своей «взрослой» точки зрения, мы часто все слишком усложняем. Если ребенок «снабжен» самыми дорогими современными пособиями для раннего обучения, это еще не значит, что он будет развиваться лучше, чем такой же малыш, у которого таких вещей нет. С другой стороны, если в доме живет кошка, то погладить ее и понаблюдать за животным – не менее полезный развивающий опыт для маленького ребенка, чем игра со сложными развивающими игрушками. Более того, ребенок учится постоянно, и все время нуждается в новом опыте, который он получает, прежде всего, благодаря контакту с окружающей средой.

Интересные факты о мозге детей – родителям на заметку

Большинство младенцев лысые, пухлые и могут произносить только нечленораздельные звуки. Но мы очарованы ими. Возможно, вас интересует, что происходит в их маленьком мозгу? Каждый родитель должен знать о некоторых особенностях развития мозга ребенка.

Все дети рождаются слишком рано

Биологи предполагают, что дети должны оставаться в утробе гораздо дольше времени для развития, если бы позволяли размеры таза их матерей.

“Чтобы нормально стоять на ногах, таз должен быть сравнительно узок”, – говорит нейробиолог Лиз Элиот (Lise Eliot). “Ребенок не должен слишком долго задерживаться в утробе, чтобы он смог спокойно выйти из тела матери. Мозг новорожденного в четыре раза меньше мозга взрослого человека”.

Зная этот факт, педиатры часто называют первые три месяца жизни ребенка – “четвертым триместром беременности”, тем самым подчеркивая, как сильно дети в этот период нуждаются в опеке. Например, первый раз ребенок способен улыбнуться не ранее чем через 10-14 недель после рождения.

Младенцы еще не имеют социальных навыков, им свойственно постоянно плакать, что пугает многих родителей, хотя на самом деле с помощью плача ребенок просто старается привлечь к себе внимание, которое им так необходимо, чтобы выжить.

Мозг младенца развивается благодаря реакциям родителей

“Сколько существуют дети, столько существуют и родители”, – говорит Майкл Голдштейн (Michael Goldstein), исследователь развития речи из Университета Корнелла. “Мозг ребенка использует ответные реакции тех, кто о нем заботиться, что помогает мозгу развиваться”. Префронтальная кора головного мозга ребенка, так называемая “управляющая” область мозга, не сильно контролируется, поэтому попытки дисциплинировать ребенка на этой стадии развития просто бессмысленны. Новорожденные учатся понимать, что такое голод, одиночество, дискомфорт или усталость, а также то, как облегчить боль. Родители могут помочь им в этом, быстро реагируя на потребности малыша.

Заставить ребенка совсем не плакать невозможно. Все дети независимо от того, получают ли они нужный отклик со стороны родителей или нет, сильнее всего плачут примерно на 46 неделе после зачатия, то есть примерно во второй месяц после рождения. (Большинство детей рождаются между 38 и 42 неделями беременности).

Эксперты, например, нейро-антрополог и автор книги об эволюции детей Мелвин Коннер (Melvin Konner), считают, что плач в раннем возрасте происходит от того, что физическое тело ребенка развивается, причем 46 неделя является “пиком плача”, независимо от того, когда именно ребенок появился на свет. Поэтому если, к примеру, ребенок родился на 34 неделе беременности, то больше всего он будет плакать, когда ему будет примерно 12 недель от роду, а если ребенок родился на 40 неделе, то самый сильный плач будет наблюдаться уже через 6 недель после рождения.

Сюсюканье – важная часть общения с детьми

Когда дети имитируют мимику лица своих родителей, это включает и их собственные эмоции, объясняет Элисон Гопник (Alison Gopnik)в своей книге The Philosophical Baby, 2009. Это помогает младенцам совершенствовать их врожденное понимание эмоционального взаимодействия и может объяснить, почему родители иногда пытаются с помощью мимики показать преувеличенное счастье или печаль, что помогает детям легче копировать их. Сюсюканье – это инстинктивная реакция родителей, что, по мнению ученых, помогает детям развиваться. Музыкальность и преувеличение помогает выделить важные элементы языка, и детям становится легче запоминать слова.

Мозг детей развивается с огромной скоростью

Мозговые системы новорожденного человека, обезьяны и неандертальца имеют намного больше схожих черт, чем если сравнивать мозг взрослого человека с мозгом обезьяны и неандертальца.

После рождения мозг человека развивается очень быстро и к одному году составляет уже 60 процентов относительно мозга взрослого человека. Когда ребенка отдают в детский сад, его мозг уже имеет “готовый” размер, но конечно, он еще продолжает развиваться примерно до 25 лет. Даже потом, мозг никогда не прекращает изменяться, в лучшую или худшую сторону.

Мозг детей имеет намного больше нейронных связей, чем мозг взрослого человека. У них также меньше тормозных нейротрансмиттеров. В результате, по мнению некоторых ученых, детское восприятие действительности более рассеяно, чем у взрослых, то есть они в меньшей степени способны фокусироваться на чем-то. Они слабо понимают о том, что их окружает, а также они еще не совсем могут понять, что является важным. Гопник сравнивает восприятие детей с лампочкой, которая рассеивает свет по всей комнате, тогда как восприятие взрослого человека – с прожектором, который намеренно фокусирует свет на определенном месте, при этом игнорируя детали, которые находятся вне зоны освещения.

Когда дети взрослеют, их мозг проходит через процесс “упрощения”, нейронная сеть приобретает нужную форму и настраивается благодаря приобретенному опыту. Некоторые творческие личности спорят над тем, можно ли сохранить способность мыслить как младенец.

С помощью своей рассеивающей свет “лампочки” дети на некоторое время все-таки способны сфокусироваться на чем-то. Когда это происходит, считает Голдштейн, они обычно издают звук, чтобы показать своей интерес. Детский лепет – это бессмысленный набор звуков, которые вырываются из уст детей. Это подсказывает родителям, что малыш готов учиться. Родителям следует держать ухо востро, когда они слышат такие подсказки. Элиот говорит: “Нам известна одна вещь о том, что делает детей более смышлеными – это то, что их родители говорят с ними”. Она подчеркивает, что диалог между детьми и родителями очень важен.

Нужно правильно реагировать

Некоторые родители стараются следовать рекомендациям Элиот слишком настойчиво и стараются отвечать на каждый визг своего чада. Однако, если ребенок получает ответную реакцию в 100 процентах случаев, ему становится скучно и они начинает отворачиваться. Дети берут знания очень осторожно, они не могут постоянно учиться.

На инстинктивном уровне, родители реагируют на 50 – 60 процентов детских возгласов. В лабораторных условиях Голдштейн обнаружил, что научиться говорить можно быстрее, если отвечать на детский лепет в 80 процентах случаев.

Родители естественным образом пытаются “поднять планку”, то есть меньше реагировать на нечленораздельные звуки, которые они слышат от ребенка, но восторженно повторяя новые звуки, которые больше напоминают какое-то слово. В результате ребенок начинает складывать слоги в слова.

Обучающие DVD и другие материалы не нужны

С рождения дети могут плакать с теми интонациями, которые свойственны их родному языку. Недавние исследования показали, что социальные реакции очень важны для того, чтобы ребенок смог полностью овладеть языком.

“Дети делят мир на то, что относится к ним и то, что не относится”, – говорит Голдштейн. То, что к ним не относится, они не пытаются запомнить, потому что и так они получают слишком много информации. То, что записано, не вызывает у детей ответной реакции, поэтому DVD для младенцев, типа Baby Einstein или Brainy Baby, выпущенные с целью повысить словарный запас детей, оказываются неэффективными.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш стал более смышленым, выкиньте все эти бесполезные диски и больше играйте и разговаривайте с ребенком.

Мозгу детей нужен отдых

То, что детям нужно общение не означает, что они должны получать его без перерыва. Детям сложно концентрировать внимание на чем-то долгое время и их легко перевозбудить, считает Элиот. Однако иногда взаимодействие помогает им успокоится. Например, детей можно научить успокаиваться и засыпать, качая их, приглушая свет или пеленая. Способность не только успокаиваться, но и засыпать, особенно в ночное время, может улучшить развитие навыков, по крайней мере, у детей старше 12 месяцев.

Младенцы плохо слышат

Слух у младенцев не очень остр, что возможно объясняет то, что их плач не беспокоит их также сильно, как тех, кому приходится его постоянно слышать.

В основном дети не могут отличать голоса от другого шума также, как это делают взрослые. Когда слух еще не развит должным образом, дети способны спокойно спать даже при высоком уровне шума, а также могут не слышать, когда их зовут.

По этой же причине если ребенок постоянно слышит музыку или в доме включен телевизор, ему сложнее различать голоса вокруг и подхватывать слова. Дети не могут обучиться языку, смотря телевизор или слушая радио. Хотя им нравится слушать музыку, ее можно включать отдельно, но не как постоянный фон при общении.

Им нужно больше, чем только мать и отец

Несмотря на то, что ученые большое внимание уделяют отношениям между ребенком и родителями, исследования показали, что участие других людей в развитии ребенка также имеет большое значение. Согласно исследованию, представленному в журнале Monographs of the Society for Research in Child Development в 2005 году, дети получают больше, если рядом с ними постоянно появляются не менее трех взрослых людей, которые общаются с ними.

Ученые считают, что если ребенок проводит время с кем-то еще, кроме родителей – бабушками и дедушками, няней, другом семьи или обожающей тетушкой – это помогает ему узнавать различные выражения лица и получать больше информации для себя. Дети используют мыслительные процессы взрослых, чтобы уметь к 7-месячному возрасту расшифровывать эмоции других.

11 признаков гениального ребенка, о которых не знают даже родители

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ученые говорят, что высокий IQ вовсе не признак гениальности. И оценить умственные способности ребенка только с помощью теста невозможно. Однако существуют четкие признаки, которые указывают на то, что у вашего малыша большое будущее. Возможно, он станет знаменитым художником, успешным бизнесменом или политиком мирового уровня. Важно только вовремя увидеть таланты ребенка и развивать их.

AdMe.ru точно знает, как выглядят будущие гении.

1. Рисуют, пишут, визуализируют

Одаренный ребенок — собиратель информации. Он хранит в памяти все, что увидел. После посещения нового места ваш малыш может нарисовать полную схему увиденного? Поздравляем, у него незаурядные способности. Ученые называют это явление фотографической памятью. Такая особенность есть всего у 2–10 % детей. А у взрослых и того меньше.

  • Леонардо да Винчи и Галилей пользовались таким же способом мышления. Они рисовали схемы и диаграммы. А значит, делали свою мысль видимой.

2. Витают в облаках

Умные дети — это совсем не ангелы с безупречным поведением. Они часто заняты своими мыслями и «не слышат» родителей. А еще сочиняют небылицы и истории. Такая фантазия шокирует родителей и учителей: неужели ребенок лжец? Вовсе нет. Богатое воображение — признак высокого интеллекта.

  • Одаренному ребенку часто бывает скучно на уроках. Вот он и принимается развлекать себя более интересными вещами. Цель родителей — объяснить ребенку ценность школьного образования.

3. Быстро говорят

Быстрый темп речи свидетельствует о неординарных умственных способностях. А все потому, что у маленьких болтунов большой словарный запас. Обычные дети начинают говорить короткими предложениями примерно к 2 годам. А одаренные к этому времени могут составить сложную фразу.

  • В редких случаях одаренные дети поздно осваивают речь. Ученые считают, что у таких малышей развился синдром Эйнштейна. Считается, что Альберт Эйнштейн неохотно общался с окружающими до 7 лет. Не любили много болтать в детстве и другие гении — физик Ричард Фейнман или математик Джулия Робинсон.

4. Не страдают от перфекционизма

Одаренные дети обычно выбирают одну область знаний. Или чередуют интересы: сегодня динозавры, а через месяц — планеты. Любимый предмет дети могут изучать часами. Зато «неинтересные» дисциплины маленькие гении забрасывают. Если ваш ребенок математик, то к русскому языку может проявлять пренебрежение.

  • Ужасный почерк — еще один признак потенциального гения. Ребенок пишет быстро и неаккуратно потому, что не успевает за полетом своей мысли. А еще он не признает правил, навязанных школой.

5. Они общительны

Принято считать, что умные дети — нелюдимые ботаники. Однако существует такое понятие, как «социальный интеллект». Чтобы быть гением, необязательно держать в уме формулы в 100 строчек. Социальные гении умеют и любят строить отношения с окружающими. Если ваш ребенок может увлечь друзей новой игрой и ему не чужды понятия справедливости, то он тоже одарен.

  • Ученые выделяют еще и эмоциональный интеллект — способность управлять своими и чужими эмоциями. Из таких детей вырастают успешные руководители, политики и маркетологи.

6. Проводят много времени со взрослыми

Будущий гений не упустит возможности поболтать со взрослыми. Обычные дети в обществе взрослых чувствуют себя скованно, а одаренные — расслабляются. Часто дети индиго дружат со старшими ребятами. Однако общение со сверстниками необходимо даже вундеркиндам. Психологи предупреждают, что умные дети могут чувствовать себя одинокими.

Читайте также:  Развитие ребенка в 3 года, Как развивать ребенка в три года
Ссылка на основную публикацию