Вот нашла статью по детским страхам

Как выявить и победить детские страхи?

Каждый человек чего – то боится. Страх – это проявление инстинкта самосохранения, который заложен в нас природой. Умеренные страхи обычно не мешают полноценно жить, но вот когда страх необоснованно растет, тогда человеку нужна помощь.

Чаще всего такое случается с детьми. Ведь маленький ребенок не знает, чего ожидать от окружающего мира. Да и детское воображение может настолько красочно изобразить монстров под кроватью, что ребенку и впрямь будет казаться, что там кто-то есть. Отсюда кошмары, слезы, требования спать с родителями или хотя бы при включенном свете и с открытой дверью.

Взрослые, как правило, мало уделяют внимания детским страхам, а зря. Потому что эти не проработанные моменты зафиксируются на бессознательном уровне психики и останутся с ребенком навсегда. Такой человек всю жизнь будет бояться темноты, закрытых помещений, маленьких пространств и т.п.

Психологи отмечают, что каждому возрасту ребенка характерны определенные страхи. Это связано с особенностями психического развития.

Чаще всего страхи появляются в период 3-4-5 лет. Дети начинают бояться одиночества, темноты, ночных кошмаров, сказочных персонажей или животных.

Для детей в возрасте 5-8 лет характерны такие страхи как боязнь нападения бандитов, хулиганов, страх смерти родителей, боязнь отца или матери, страх наказаний, мифических чудовищ, природных катаклизмов, глубины, высоты, пожара, крови, замкнутых пространств, войны, огня, открытых пространств и больших улиц.

В возрасте 8-11 лет характерно сочетание инстинктивных, магических и социальных страхов. Это и страх несоответствия требованиям общества и страх смерти родителей, своей смерти, страх красной и черной руки, пиковой дамы, страх школы.

На возраст 11-16 лет приходится пик страхов нищеты, смерти, физического и психологического насилия, войны, страх собственного уродства, страх одиночества и собственной нереализованности.

Для того чтобы помочь своему ребенку справиться со страхами для начала их нужно выявить. Ведь маленькие дети обычно не могут полноценно объяснить чего они боятся, а более взрослые обычно скрывают свои страхи. Скрывают свои страхи потому что боятся быть непонятыми, отвергнутыми и осмеянными.

Для каждого возраста есть свои способы и методы выявления страхов. Но есть и один универсальный – метод теста-сказки. Его можно использовать как с маленькими детьми, так и с подростками. Метод теста-сказки выявляет страх, прорабатывает его, успокаивает ребенка и повышает его уверенность в себе.

Суть методики в том, что вы читаете ребенку небольшую сказу, и окончание этой сказки ребенок должен придумать самостоятельно, отвечая на поставленный вами вопрос.

Сказка “Бельчонок” Помогает понять, насколько ребенок зависит от родителей.

Жила-была в дупле одного высокого дерева беличья семья: папа, мама и бельчонок. Однажды налетел ветер и вытряхнул беличью семью из дупла. Папа ухватился крепкими лапами за толстый сук и взобрался на дерево, мама ловко зацепилась пушистым хвостом за ветку, а маленький бельчонок скатился вниз на землю.

Вопрос : Как ты думаешь, что стало с бельчонком?

Как правило, нормой считаются следующие детские ответы:

он тоже забрался на дерево,

забрался на дерево к маме и папе, потому что испугался,

он позвал на помощь и мама с папой забрали его.

Патологическими ответами будут :

бельчонок остался на земле потому что был очень слаб,

умер от удара об землю (голода, холода ),

о бельчонке все забыли, его утащили волки ( или любые другие страшные существа).

Сказка “Скорая помощь”. Позволяет определить отношение ребенка к смерти и ко всем членам его семьи.

Возле подъезда стоит машина скорой помощи. Все подходят и спрашивают, что случилось. Один человек указывает на окно квартиры и говорит: “Сильно заболел человек, который живет вон там”

Вопрос : как ты думаешь кто заболел?

Нормальными будут ответы:

чей-то дедушка или бабушка,

К патологическим ответы:

кто-то из родителей,

чей-то брат или сестра.

Сказка “Страх”. Поможет определить конкретные страхи.

Один мальчик (девочка) боится всего на свете. Каждую минуту он шепчет себе: “Ой боюсь, как страшно!”.

Вопрос: как ты думаешь чего он(она) так боится?

вел себя плохо и теперь боится, что его накажут;

испачкал штаны и боится, что мама будет его ругать;

ничего не боится, просто пошутил и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание:

боится, что его украдут;

боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть;

боится, что его оставят одного;

боится Бабу Ягу;

боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать;

боится, что придет вор и ударит его ножом;

боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

Сказка “известие”. Помогает выяснить нереализованные мечты, желания и скрытые страхи.

Вернулся однажды мальчик (девочка) домой из детского сада (прогулки, магазина, школы), а мама ему и говорит : “Я так тебя ждала, так ждала. Садись, я хочу тебе рассказать одну новость”.

Вопрос : что хочет рассказать мама?

к нам придут гости,

мы сами идем в гости,

мы куда-то идем (например, цирк, зоопарк и пр.),

что важного и интересного она узнала сегодня по телевизору, радио, в интернете,

мы решили подарить тебе собаку,

по радио сказали, что будет гроза.

К патологическим ответам следует относить :

кто-то заболел (умер),

мама хочет за что-то поругать ребенка, запретить, наказать,

мама сердится за то, что ребенок пришел грязный (получил плохую отметку и пр).,

родители уезжают, а его оставляют одного,

папа сильно поссорился с мамой,

ребенка поведут завтра к врачу,

позвонил воспитатель, классный руководитель и маму вызывают.

В результате каждой сказки вы вместе с ребенком должны придумывать хороший конец и объяснять почему по другому не может быть. Например, бельчонок не мог разбиться, потому что он очень ловкий. А его мама и папа спустились за ним, потому что они его очень любят и никогда не оставят одного.

ДЕТСКИЕ СТРАХИ
статья

Причины детских страхов

Скачать:

ВложениеРазмер
strahi.doc28.52 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: “ДЕТСКИЕ СТРАХИ”

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.
У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей), или самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка – повод задуматься родителям. Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.

Причины детских страхов

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

– перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например);
– излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;
– сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;
– частые запреты;
– разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);
– конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;
– разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;
– осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной), чтоб добиться послушания.

Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Существуют также косвенные причины (предпосылки), которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей. Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства. Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.

Страхи у детей разных возрастов

Итак, чего же могут бояться наши дети? Это зависит от возраста. До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7–10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.

Первый год жизни

  • Страх новой окружающей среды
  • Страх отдаления от матери
  • Боязнь посторонних людей
  • Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)
  • Страх оставаться одному
  • Ночные страхи
  • Страх одиночества, то есть страх “быть никем”
  • Страх темноты
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)
  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь страшных снов
  • Боязнь потерять родителей
  • Страх смерти
  • Боязнь опоздать
  • Страх перед заражением какой-то болезнью
  • Боязнь школы (“Школьная фобия”)
  • Страх “быть не тем”
  • Боязнь сделать ошибку
  • Боязнь плохой оценки

От 10 до 16 лет

  • Страх перед изменением своей внешности
  • Страх “быть не собой”
  • Навязчивые страхи, опасения, сомнения межличностного происхождения.

Стах одиночества

Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного. В таком случае нужно убедить малыша, что дом – безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Боязнь темноты

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может). Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт.

Страх смерти

Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть». Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет. Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно. Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.

Как избавиться от страхов

Нужно сказать, что если ребёнок правильно развивается и здоров, то к 16 годам всяческого рода страхи у него должны исчезнуть. Однако, заблуждением является мнение, что ребёнок вообще никогда не должен испытывать тревожные чувства. С увеличивающейся познавательной деятельностью растущего организма, избежать их появления просто невозможно, а может быть и не нужно. Но всё хорошо в меру, поэтому, если страхи мешают ребёнку жить качественно и счастливо, с ними нужно бороться.

Что делать, если страхи у вашего ребёнка возникают очень часто и расшатывают его и без того слабую нервную систему.

Прежде всего, запомните то, чего нельзя делать ни в коем случае:

1. Наказывать ребёнка за его страхи.
2. Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости.
3. Не пытаться насильно поместить малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).
4. Не позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги или журналы со страшными сюжетами.

Чем родители могут помочь ребёнку?

Вот несколько советов, которые помогут снизить риск развития страхов или тревожности у вашего ребенка

  • Период беременности — не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций. Это также не лучшее время для выяснения отношений.
  • Помните, что в первую очередь вы — не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой, решительной и принципиальной на работе, а дома — нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной.
  • Ребенок не должен чувствовать себя ни “Золушкой”, ни “Кумиром семьи”, лучше выбрать нечто среднее.
  • Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, почаще приглашайте в гости его друзей-сверстников.
  • Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.
  • Находите побольше времени для рисования
  • Играйте всей семьей
  • Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей.
  • Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним.
  • Пусть Ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.
  • Будьте своему ребенку настоящим другом!

К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Что же для этого нужно сделать? Если у вас доверительные отношения с ребенком и Вы набрались терпения, можно приступать к поэтапной совместной работе по избавлению от страхов.

Этап первый — “Рисуем страхи”

Каждое занятие рисованием должно длиться 30–40 минут в спокойной обстановке. Перед занятием дайте ребенку поиграть самостоятельно, установите с ним дружеский контакт. После этого можно перейти к беседе, цель которой — выявить то, чего боится ребенок. Можно это сделать в форме игры. Сесть лучше рядом с ребенком, а не напротив, не забывайте периодически подбадривать малыша. Спрашивайте: “Скажи, ты боишься или не боишься …?” и ждите ответа. После небольшой паузы можно перейти к следующему возможному страху, причем сам вопрос “боишься или нет” нужно повторять только время от времени. Если ребенок все страхи отрицает, попросите его отвечать не “да” или “нет”, а развернуто, например “я не боюсь темноты”. Свои вопросы лучше не читать по бумажке, хотя для ориентации можно составить список возможных страхов, например: “Скажи, ты боишься или нет, когда остаешься один; каких-то людей; мамы или папы; заболеть; Бабы Яги; Кощея Бессмертного; Бармалея; темноты; волка; медведя; других животных; машин; поездов; когда очень высоко; воды; пожара; когда идет кровь; когда больно; уколов; в метро; в лифте; больших улиц и т.д. Беседу лучше закончить совместной подвижной игрой.

После этого предложите ребенку нарисовать предмет, названный первым в качестве вызывающего страх. Рисовать лучше красками или фломастером. Бывает так, что лишь через несколько дней ребенок решится перенести на бумагу свой страх. Помогите ему, рисуйте вместе на одном листе каждый свой вариант “страшного” предмета. После рисования попросите ребенка рассказать о том, что изображено на рисунке. Затем ребенка нужно обязательно похвалить, пожать руку, подарить игрушку, отметить те страхи, с которыми удалось справиться. Дальше вы говорите, что рисунки с его бывшими страхами останутся у Вас (будут заперты в столе, отправлены по почте — возможны варианты). Главное — освободить от них ребенка. После обсуждения предложите своему ребенку сыграть в какую-нибудь игру, где он обязательно станет победителем.

На подобные занятия уйдет около двух недель. За это время среди всех рисунков будут и такие, где ребенку еще не удалось преодолеть свой страх. Предложите ему: “А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься!” Например, не ребенок убегает от Бармалея, а наоборот. В среднем на осознание и изображение себя как небоящегося у ребенка уходит 2 недели. Постарайтесь в это время организовывать побольше подвижных игр, прогулок, экскурсий и избегайте конфликтов в семье.

С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти. Частично успешным бывает избавление от страхов, основанных на реальных событиях, произошедших достаточно давно. Если же травмировавшее ребенка событие (укус собаки, пожар и т.п.) еще совсем свежо в памяти, то лучше избавляться от этого страха при помощи игры.

Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.

Игра “Пятнашки” позволяет ребенку снять страхи нападения, боязнь наказания родителей, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми. Суть игры — ограничить игровую площадку и расставить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят — тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа “Только попадись!”, “Не догонишь!” и т.п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям.

Игра “Прятки” позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.

Это лишь два примера из возможного многообразия игр, которые вы наверняка помните еще с детства. Не бойтесь импровизировать и проявлять творчество. Главное , чтобы ребенку было интересно и весело. Помните только, что игрой можно заинтересовать, но к ней нельзя принуждать.

Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги. Пусть ваш дом превратится в театр, где ребенок самостоятельно или с Вами может придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене!

Признаки патологических (невротических страхов):

– Появление необычайно сильного страха, несоответствие выраженности страха силе вызвавшей его ситуации.
– Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению.
– Затяжное течение страха, приводящее к выраженному нарушению общего состояния (сна, аппетита).
– Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх.

Профилактика страхов у детей

Запомните, период беременности – это самое неподходящее время для выяснения отношений. Нежелательно в этот период сдавать экзамены, защищать диссертации дипломные работы. Выберите в воспитании ребёнка золотую середину, не превозносите, но и не угнетайте его. Способствуйте тому, чтобы ребёнок больше гулял, бегал, что-то мастерил, чаще приглашайте в дом его друзей. Не пугайте слишком часто «бабаем», чужим дядькой, милиционером, волками. Выделяйте больше времени для совместного творчества (лепки, рисования, вырезания и склеивания). Играйте всей семьёй. Любите своего ребёнка таким, какой он есть. В общем, будьте ему добрым другом и хорошим наставником.

. Если у вас не получается справиться со страхами у ребёнка, не затягивайте, обращайтесь к психотерапевту. Страхи дошкольного возраста, которые не уходят после 10 лет, служат предрасполагающим фактором к развитию тяжёлых неврозов, а также наркомании и алкоголизма в будущем.

Детские страхи: реальные и вымышленные. Как помочь ребенку победить свой страх

Почему ребенок боится оставаться дома один, пугается проходящей мимо собаки, не может уснуть в темноте, а порой твердит о какой-то «бабайке», которая, якобы, поселилась в шкафу? Откуда берутся детские страхи? Как понять, что именно приводит в ужас малыша, и как помочь ему победить свои страхи? Такие вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель…

Какими бывают детские страхи

Психологи уверяют, что 95% иррациональных страхов, которые испытывают взрослые люди в своей ежедневной рутинной действительности, «растут» из детства. Это некие обстоятельства или эмоции, с которыми мы столкнулись, скорее всего, в возрасте около 4-6 лет (возраст, когда наиболее интенсивно развивается центральная нервная система у ребенка), и которые по тем или иным причинам мы не смогли вовремя и адекватно перерасти, пережить и эмоционально «отработать».

Интересно, что детские страхи (как, впрочем, и взрослые) можно условно разделить на несколько типов:

  • Нулевые страхи.
  • Реальные (иначе говоря – рациональные, логически объяснимые страхи).
  • Иррациональные страхи (иногда их также именуют невротические, но пусть это слово не пугает вас раньше времени).

Ясное дело, что в научных справочниках по медицине и психологии классификация страхов представлена куда более витиевато и подробно, но для общего понимания, откуда у ребенка вдруг взялся страх темноты, или «завелся» некрасивый «бабайка» под кроватью, и нашего «примитивного», упрощенного списка вполне хватит.

Страх время от времени испытывает каждый человек – это абсолютно нормальная реакция организма, которая нередко бывает продиктована ни чем иным, как инстинктом самосохранения. Если ваш ребенок иногда чего-то пугается – это совершенно нормально. А вот если ребенок ведет себя наоборот: никогда ничего не боится, не пугается даже в моменты объективной опасности – вот это должно родительское сердце насторожить. Как правило, полная неспособность испытывать страх говорит о серьезной патологии в работе мозга ребенка.

Но страх страху – рознь. Расскажем о них подробнее!

Нулевой страх – самый «простой», короткий и понятный. Его природа всегда одинакова и у детей, и у взрослых (и даже у большинства животных). Легче всего понять его на подобном примере: неожиданно раздается громкий резкий звук (хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик), и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.п. Как правило, следующей реакцией за нулевым страхом будет либо такая же мгновенная стабилизация эмоций, либо физический порыв – например, убегание. Нулевой страх всегда внезапный, но как только наш мозг находит ему хоть какое-то объяснение, он тут же перерастает в другие реакции – мы успокаиваемся (если понимаем, что никакой угрозы нет), или убегаем, прячемся, пытаемся себя защитить и т.п. Нулевой страх присущ практически всем живым существам, он обусловлен эволюцией и инстинктом самосохранения.

Вторая категория – это реальный страх. В нем тоже нет ничего необычного или тревожного с родительской точки зрения. Скорее, наоборот – опасаясь и пугаясь потенциально опасных вещей и обстоятельств, ваш ребенок тем самым защищает себя, и это совершенно нормально. Страхи этого типа приобретаются нами с опытом и знаниями, и, как правило, влияют на нашу жизнь скорее положительно, нежели негативно. Например, ребенок может бояться слишком крутой и высокой снежной горки, потому что он уже набивал себе шишки на горках поменьше и знает, каково это… Или, скажем, ребенок может бояться больших собак, потому что однажды ему уже довелось пережить нападение и укус собаки… Страх вполне реальный, и причина его возникновения совершенно логична.

А вот когда ребенок до дрожи в коленках боится собак (любых, даже нарисованных!), но при этом в его жизни никогда не случалось никакого негативного инцидента, связанного с собаками – вот такую реакцию психологи называют иррациональным страхом. У такого детского страха нет логической причины и рационального объяснения.

Более того – зачастую под «маской» иррационального детского страха скрывается совсем другая эмоция, которую ребенок в силу разных причин не может адекватно выразить, проявить. Именно поэтому родителям крайне важно уметь понимать детские страхи.

Страхи детей — почему они возникают и как с ними бороться

Существует множество различных способов диагностики и коррекции детских страхов. Всевозможные опросники, игры, вербализация, сказкотерапия — хорошие дополнительные инструменты, которые вам могут предложить в центрах психологической помощи. Но без глубокого психоанализа и проработки причин детского страха справиться с этой проблемой окончательно и без последствий для ребенка непросто.

— Нет больше сил! Меня саму уже трясет от истерик сынa. Он всего боится! Полночи я сижу с ним и держу за руку, до утра горит свет в детской и в коридоре. Его не только темнота пугает, но сам сон. Днем он тоже не остается один в комнате. Мы уже с мужем из-за этого ссоримся. Он кричит: «Что за мужик растет! Хватит цацкаться!» А мне жалко ребенка.

— Дочь от меня ни на шаг не отходит. На площадку идем, она вцепится в мою юбку мертвой хваткой и стоит. Все дети играют, а моя боится. Мамочки другие на меня косятся. Свекровь говорит — разбаловала. Дома тоже ничего делать не могу, дочь по пятам ходит. От каждого шороха вздрагивает. Машина проедет, кто-то кастрюлей грюкнет — сразу в слезы.

— Наш сын воды боится — ни умыть, ни искупать. Даже сок из ложечки пьет, из стакана страшно.

— У нас с садиком беда. Утром просыпаемся, дочь сразу в крик «не пойду!». Мы и уговариваем, и завлекаем, и обманываем. Потом и прикрикнуть можем. Понимаю, что плохо, но нам с мужем на работу, а оставить ее не с кем. Так и идем по улице с ревом и слезами. Потом воспитательница ее от меня отрывает. Ухожу с тяжелым сердцем, тоже реву, пока на работу еду. А вечером, когда прихожу за ней, она домой идти не хочет. Вот и пойми.

Так говорят мамы о наболевшем. Их тревожат страхи детей. Ира издергана, измучена, обессилена. Лена сомневается в себе, не знает, что делать. Наташа перечитала, пересмотрела все, что можно было на эту тему найти. Прошла «специалистов» от психологов до бабушек-целительниц. Перепробовала всякие способы помочь, успокоить, утешить. Карина выслушала все мнения и рекомендации родственников, друзей, соседей, мамочек на площадке.

Все они хотят знать, откуда берутся детские страхи и можно ли их победить? Ответим на эти вопросы, используя материалы тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Чтобы помочь детям преодолеть страх, нужно четко понимать причины его возникновения.

Что же такое страх?

Страх — естественная реакция организма на опасность. Эта древнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения, способствовала выживанию наших предков, активируя резервные силы, когда возникала угроза для жизни. Чего опасался древний человек?

  1. Хищников. Ты не догонишь — тебя догонят.
  2. «Злых» соплеменников. Каждый норовит обидеть, обделить, отобрать.
  3. Изгнания из стаи на верную погибель. Вне общества человек не в состоянии выжить и по сей день.

Подрастая, ребенок проходит стадии развития, аналогичные эволюции нашего вида. В процессе взросления развиваются и видоизменяются все эмоции, в том числе и страх.

Особенности детских страхов и их причины

Негативное нервное возбуждение малышей, испуг, слезы или истерики часто возникают в ситуациях, в которых нет реальной угрозы жизни или здоровью ребенка.

Существуют три основные причины детских страхов.

1. Страхи у детей в процессе развития

Как было сказано выше, возрастные страхи эволюционно обусловлены. Это не патология, а естественная часть механизма становления личности.

Ребенок до года полностью беспомощен и беззащитен. Его пугают громкие звуки, резкие движения, неожиданная смена обстановки.

От года до трех малыш учится ходить, говорить, начинает различать людей вокруг себя, разделяя на близких и посторонних. Ребенок может начать бояться высоты (бояться упасть), бурно реагировать на незнакомцев или пугаться, не обнаружив рядом маму или кого-то из домашних.

С трех лет дети начинают осознавать свою отдельность от других. Это я, а это они. Часто в этом возрасте ребенок идет в сад, возникают новые социальные контакты, новые правила и ограничения. На этом этапе нередко возникает страх разрыва с привычным окружением, разлуки с мамой. Дети начинают осознавать свои поступки и связанные с ними последствия (боязнь наказания).

У дошкольников развивается воображение. А так как дети не отличают реальность от выдумки — могут пугаться сказочных персонажей и вымышленных героев. Особенно ярко это проявляется у впечатлительных детей со зрительным вектором. О них вы узнаете ниже.

Ближе к школе у детей значительно формируется восприятие пространства и времени. К этому моменту многие дети успевают столкнуться со смертью: попал под машину любимый четвероногий друг, тяжело заболел родственник, ушла из жизни бабушка. Ребенок задается вопросами: «Куда они пропадают?», «А что будет со мной?». Его пугает неизвестность, одиночество, смерть.

В подростковом возрасте ребенок постепенно отдаляется от родителей, предпочитает общество сверстников, ищет свое место в коллективе, тренируется строить взрослые отношения. На этой почве могут возникать страхи одиночества, непонимания, изгнания, потери друзей или статуса. Подросток часто скрывает свои истинные эмоции, реже делится с родителями, поэтому его психологический дисбаланс может долго оставаться незамеченным. Проблема не решается, страхи увеличиваются и могут фиксироваться на длительное время.

Если ребенок в определенной фазе развития проявляет боязливость, тревожность, беспокойство — это нормально. Обычно такие симптомы исчезают по мере взросления малыша. Если же неприятные состояния остаются или усугубляются, значит здесь задействованы следующие причины.

2. Влияние окружения

  1. атмосфера в семье и душевное состояние мамы

Чтобы нормально развиваться, ребенок должен чувствовать защиту и безопасность со стороны взрослых. Чем меньше ребенок, тем крепче связь с мамой. Ближе к пубертату психологическая пуповина слабеет, авторитет родителей падает.

Душевное равновесие мама в свою очередь получает от мужа, роль которого защищать и обеспечивать семью.

Если мама воспитывает ребенка одна, вынуждена разрываться между работой и домом, обеспокоена насущными бытовыми проблемами, ей часто не хватает времени и эмоциональных сил для общения с ребенком. Он чувствует себя одиноким, ненужным, испытывает тревогу и страх.

То же происходит, если родители часто ссорятся, кричат, ребенок становится свидетелем или даже объектом агрессии или насилия.

Бывает и наоборот. Семья обеспечена, и мама может позволить себе оставить работу и посвятить все время дому и детям. Но не для всех женщин это является основной ценностью. Некоторым мамам тесно в четырех стенах. Их душа требует активности, общения с людьми. Не получая желаемого, женщины испытывают стресс. У одних могут развиться тревожные состояния, страхи вплоть до панических атак. Другие, без погружения в любимое, значимое дело, склонны терять интерес к самой жизни.

Разные женщины, разные судьбы, разные состояния. Но если плохо маме, плохо и ребенку.

запреты и ограничения

Забота и внимание должны быть адекватными — соответствовать возрасту ребенка и ситуации. Чрезмерная опека и беспокойство мамы напрямую отражаются на ребенке. Если взволнован самый близкий человек, гарант моего спокойствия, значит, опасность рядом.

Активные мамы с кожным вектором склонны ограничивать детей: «туда не ходи, в лужу не лезь, это не бери…».

Неторопливые, обстоятельные, но иногда чересчур тревожные женщины с анально-зрительной связкой векторов чаще предупреждают: «упадешь, ударишься, заболеешь…».

Мир представляется опасным. Неоправданные запреты и ограничения вселяют в ребенка тревогу и неуверенность. На этой почве могут развиться разные перекосы в развитии: боязнь трудностей, страх совершить ошибку, ослушаться маму, общаться с людьми, проявлять инициативу. Эти проявления зависят от психологических особенностей малыша.

От человека скрыто, как работает психика. Родители часто не понимают реакций ребенка на те или иные ситуации, сердятся, раздражаются. Отчаявшись добиться послушания, они иногда прибегают к угрозам: «не буду любить, позову полицейского, заберет Баба-Яга». Не чувствуя уверенности и поддержки со стороны взрослых, ребенок теряет почву под ногами. Поведение от этого не выравнивается, а душевный дискомфорт только усиливается.

сдерживание эмоциональных переживаний

Некоторые родители считают слезы проявлением слабости. Особенно болезненно реагируют папы с анальным вектором на плачущих сыновей. «Что нюни распустил! Мужики не плачут! Будешь реветь, не заберу из садика!»

Ребенок остается один на один со своей бедой, не чувствует поддержки, эмоциональной близости от самых родных людей. Дети должны проживать эмоции, делиться ими, выстраивая чувственные связи с другими людьми. В противном случае нерастраченный душевный огонь продолжает полыхать внутри, сжигая мосты с окружающим миром. А на оставшемся пепелище со временем взрастают всевозможные страхи.

Неожиданной, но очень существенной причиной детских страхов являются… сказки. Ни о чем не подозревая, многие родители читают малышам на ночь истории про Колобка, семерых козлят, Красную Шапочку, где героев съедает лютый зверь или коварный разбойник. Дети ассоциируют себя с персонажами сказки и изо дня в день проживают ужас, ощущая себя беззащитной жертвой. Так активируется самый древний страх человека — быть съеденным хищником или каннибалом.

Правильные сказки, наоборот, оказывают целительный эффект и способствуют гармоничному развитию ребенка.

Реальные стрессовые ситуации могут сильно напугать ребенка и закрепиться в памяти надолго. Например, ребенка укусила собака, он пережил автомобильную аварию, опрокинул на себя чайник с кипятком, упал и сломал руку. Травмирующее событие может вытесниться в подсознание, зафиксироваться на длительное время. К примеру, если ребенок чуть не утонул, то, возможно, что он будет избегать водных процедур всю жизнь. А если ему своевременно помогут правильно проработать это переживание, поддержат, научат плавать, то негативных последствий можно избежать. Поэтому с ребенком нужно правильно говорить о происшествии, а не делать вид, что ничего не случилось в надежде, что он быстро все забудет.

переживания, связанные со смертью и похоронами

Сильным стрессовым фактором для ребенка может стать встреча со смертью. Особенно тяжелые последствия возникают у впечатлительных детей со зрительным вектором. Венки около подъезда, траурная музыка, рыдающие родственники вызывают у ребенка сильнейшие негативные эмоции. Ни в коем случае не заставляйте малыша подходить к гробу, чтобы попрощаться с умершим, и постарайтесь оградить его от всей процедуры похорон.

3. Индивидуальные психологические особенности детских страхов

Все дети разные. Одни и те же ситуации могут вызывать у каждого различные реакции. Это зависит от набора врожденных свойств и качеств психики (векторов).

Зрительный вектор — это особая эмоциональная восприимчивость. Сила и глубина переживаний маленьких зрительников в разы больше, чем у других детей. Оглядываясь на первобытную стаю, можно понять, почему это так.

Особи со зрительным вектором меньше других были адаптированы к жизни. Самые слабые, чувствительные, ранимые, не способные постоять за себя, они часто становились легкой добычей для хищников или ритуальной жертвой соплеменников.

Кроме того, глаза — самый чувствительный орган таких людей. Способность различать мельчайшие детали и оттенки цвета, улавливать минимальные изменения окружающего мира — главный инструмент, при помощи которого первобытный человек мог получить информацию извне, адаптироваться к ситуации, выжить. Но в темноте этот сенсор не работает. То, что неразличимо, таит в себе опасность, пугает, грозит гибелью.

Поэтому страх смерти исторически вписан в психическую программу человека со зрительным вектором. Эта самая сильная эмоция сохраняется по сей день и активируется даже при малейшем намеке на угрозу или опасность.

Такая особенность плюс богатая фантазия, впечатлительность, эмоциональная неустойчивость возводят страхи зрительных детей в самую высокую степень. Особенно на таких малышей плохо влияют страшные сказки и походы на кладбище, крайне пагубно отражается запрет выражать свои эмоции, плакать. Именно для них темнота наиболее страшна, потому что она не только скрывает реальные объекты, но и оживляет рожденных буйным воображением монстров и чудовищ.

Симптомы страхов у детей

Различие в свойствах психики влияет не только на восприимчивость к страхам и интенсивность их проживания, но и на то, какими симптомами они могут себя проявлять.

Зрительные дети реагируют особенно бурно и разнообразно. У них часто можно наблюдать влажные и холодные ладошки, слезы и истерики, нарушения сна, ночные кошмары, отсутствие аппетита вплоть до отказа от еды.

Детки с анальным вектором реагируют на стрессовые, пугающие ситуации ступором, замедлением всех реакций. У них могут возникнуть боли в животе, проблемы с пищеварением или заикание.

Кожные малыши в таких случаях, наоборот, становятся чрезмерно суетливы и нервозны, могут начать грызть ногти, накручивать на палец или выдергивать волосы, постоянно что-то теребить в руках. У них могут развиться тики или навязчивые движения.

Как родители могут помочь ребенку преодолеть страх

Существует множество различных способов диагностики и коррекции детских страхов. Всевозможные опросники, игры, вербализация, сказкотерапия — хорошие дополнительные инструменты, которые вам могут предложить в центрах психологической помощи. Но без глубокого психоанализа и проработки причин детского страха справиться с этой проблемой окончательно и без последствий для ребенка непросто.

Чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, необходимо:

— Обеспечить ему чувство полной защищенности и безопасности.

Главный человек в жизни ребенка — мама. Если она спокойна, счастлива, уверена в завтрашнем дне, правильно взаимодействует с малышом, то он чувствует себя в безопасности и гармонично развивается.

Разобравшись в себе, в особенностях своей психики, мама начинает излучать спокойствие и уверенность, превращается в доблестного рыцаря, способного победить любой детский страх.

— Знать индивидуальные психологические особенности ребенка (векторы).

Глубоко понимая внутреннюю природу ребенка, родители могут правильно выстраивать общение с ним, согласно врожденным свойствам его души. Например, направить фантазию зрительного малыша в мирное русло, записав его в кружок рисования, декламации или театрального мастерства.

— Строить крепкие эмоциональные связи между всеми членами семьи и, конечно, с детьми. Обо всем говорить друг с другом, делиться впечатлениями, переживаниями, опасениями, доверять и поддерживать.

— Читать с детьми правильные книги. Категорически избегать каннибалистических и других пугающих сюжетов. Особенно важно оберегать от такой литературы впечатлительных деток со зрительным вектором, потому что именно они получают от ее чтения самую настоящую психическую травму. Выбирать произведения на сострадание. Переживая за героев, ребенок учится чувствовать других, не зацикливаясь на себе. Когда сердце полно любви, в нем нет места страху.

Все эти рекомендации не только помогают справиться с детскими страхами, но и являются идеальной профилактикой многих других психологических проблем.

Дорогие родители, помогите вашему ребенку избавиться от ночных кошмаров и злых монстров, от бессонницы и истерик, от тревоги и беспокойства! Вам это по силам!

Читайте отзывы тех, кому уже удалось вырвать своих малышей из липких лап страха:

«Ей несколько лет снились кошмары, в которых за ней постоянно кто-то гнался с ножом, нападали на нее, кровь. Потихоньку она начинала рисовать. Ее рисунки год за годом превращались в кошмар. Это чаще всего были чудовища с клыками, шипами, нарисованные в карандаше или в темных тонах… Сейчас моей дочери 8,5 лет, на тренинг я пришла, когда ей было ровно 6 лет. Постепенно она стала нормально засыпать, излишняя агрессия ушла…

А в последнее время, наконец-то, я увидела, как разительно стали меняться рисунки моей дочери. Появились яркие цвета, персонажи стали добрыми. И дочка попросила записать ее со следующего года в художественную школу. »

«Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня как один страшный и ужасный сон, потому что я ее совсем не понимала ………… как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать так, как будто тебя режут, ночью спать только при свете ….

Так не бывает, это не правда, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения “Девочки со спичками” наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь полная смеха и радости. »

Детские страхи

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком. Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет. Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние. Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

Нарисовать страх – увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения. А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит. Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе. Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

«Мы все чего-то побаиваемся, и наши дети не исключение. Ведь бояться и опасаться – это вполне нормально. Мы все не очень уютно чувствуем себя в темноте, вздрагиваем от резких звуков, держимся подальше от края обрыва.

Но дети часто придумывают дополнительные страхи, и это создает тот самый умеренный стресс, необходимый для психоэмоционального развития и созревания нервной системы. Действительно, период активных страхов приходится на возраст от трех до семи лет. Безусловно, спокойствие и уверенность родителя поможет малышу почувствовать себя в безопасности.

Послушайте автора, откажитесь от запугивания ради воспитания и принуждения к выполнению требований. Есть много других способов договориться ребенком. Ведь для деток родитель – большой, сильный, всемогущий. И если ТАКОЙ родитель говорит, что придет Бабай и унесет (между строк: а я не смогу ему помешать и защитить тебя), то для ребенка это действительно СТРАШНО. Важно транслировать деткам, что наш дом – наша крепость, я тебя люблю и буду защищать всегда! Но не позволяйте ребенку манипулировать вами и использовать страхи как предлог, чтобы привлечь к себе побольше внимания.

Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться. Или со страхами можно подружиться: обмениваться подарочками со страшилками, которые живут под кроватью, или переписываться с Бабаем и просить приносить яркие сны».

Чего боятся подростки: 13 подростковых страхов

В подростковом возрасте человек начинает осознавать себя как личность, искать свое место в обществе, выстраивать отношения с окружающими, интересоваться противоположным полом. В организме происходят гормональные изменения – они влияют на восприятие мира. В это время у подростков возрастает тревога, возникают страхи.

Читайте в этой статье, чего боятся подростки, какие страхи в каком возрасте появляются, откуда они берутся и как родителям помочь своему ребенку с ними справиться.

Какие бывают виды подростковых страхов

У подростковых страхов разные причины и природа. Одни больше присущи девочкам, другие – мальчикам, третьи в равной степени проявляются у тех и других. Иногда их провоцирует сложная обстановка дома или в школе, неправильное поведение родителей.

Все страхи можно условно разделить на несколько видов:

  • Социальные – боязнь одиночества, наказания, ответственности, хулиганов, унижения.
  • Страх животных – собак, пауков, тараканов, змей.
  • Школьные – боязнь плохих оценок, одноклассников.
  • Физического ущерба – войны, смерти, катастроф.
  • Медицинские – боязнь врачей, уколов или заболеть неизлечимой болезнью.
  • Страх привидений – а также мистических явлений, роковых стечений обстоятельств.
  • Пространственный страх – воды, высоты, тишины.

Это лишь небольшая часть детских страхов, но и так понятно, насколько ранима психика подростка. Проблема в том, что любой страх при определенных условиях может перерасти в фобию и доставить впоследствии много неприятностей. Поэтому родителям необходимо знать о самых распространенных страхах, которые испытывают дети в возрасте от 11 до 16 лет.

13 подростковых страхов

Каждому возрасту присущи свои страхи. Поговорим о причинах самых распространенных.

1. Страх «быть не тем»

У подростков с 11 до 16 лет появляется самооценка – чувство уверенности в себе и самоуважения. Они стремятся принадлежать к группе, соответствовать ее ценностям, но ощущать себя при этом значимой личностью.

Если в семье непонимание и конфликты, ребенок не чувствует себя в безопасности, не уверен в себе и боится выглядеть неполноценным.

Вариант страха «быть не тем» — боязнь опоздать в школу, стать объектом насмешек одноклассников или критики учителей. Этот страх больше выражен у девочек – они раньше осознают социальную ответственность и более критично оценивают свое поведение.

2. Страх плохих оценок

Появляется в среднем школьном возрасте. Подросток боится получить плохую оценку, так как предвидит последствия своей неуспеваемости. Психологи не считают этот страх отрицательным – он стимулирует ребенка учить уроки, быть ответственным.

Однако в тяжелой форме этот страх парализует мысли. Частая ситуация, когда сильный ученик сдает посредственно или вообще заваливает экзамен.

3. Страх таинственного

В 11-13 лет подростки верят в таинственные явления, предсказания и суеверия – черных кошек, 13-е число, разные приметы. В этом возрасте дети с удовольствием слушают страшные истории про зомби, вампиров, привидений, гибельные места.

Интересно, что таинственные явления не только пугают, но и притягивают. Психологи объясняют это жаждой приключений. А еще попыткой совладать со страхом – когда дети объединяются и уже не избегают, а, наоборот, готовы встретиться с ужасным лицом к лицу. Страх таинственного больше выражен у девочек.

4. Страх смерти

Страх смерти может проявляться в разном возрасте. 13-14-летние боятся внезапной смерти своей или родителей, а в 15-16 лет – мучительной смерти. Кроме того, старшие подростки осознают время.

Отношение к смерти зависит от традиций, воспитания, культуры. Но, как правило, здоровые подростки считают смерть чем-то абстрактным и не касающимся их лично. Дети с интеллектуальным недоразвитием испытывают ужас перед смертью.

5. Страх темноты

Подростки часто боятся темноты. Страх провоцируют разные причины:

  • Компьютерные игры.
  • Фильмы ужасов.
  • Ссоры с родителями и сверстниками.
  • Любовь без взаимности.

Эти факторы вызывают стресс у подростка и как следствие – боязнь темных помещений.

6. Страх не оправдать надежды родителей

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка в числе первых – по успеваемости, в соревнованиях. Хочет, чтобы его чадо было лучшим в классе. Когда эти надежды не оправдываются, детям достаются упреки «Не позорь меня!», «Нам стыдно за тебя», «Ты не можешь быть вторым – только первым!».

Завышенные ожидания формируют у детей страх родительского осуждения. Это приводит к разрушительным последствиям для психики: детские страхи перерастают в комплексы во взрослой жизни.

7. Боязнь быть отвергнутым

Когда подросток начинают активно общаться и строить первые отношения, он боится быть отвергнутым коллективом или объектом своей симпатии. Этот страх возникает, когда у детей нет теплых отношений и взаимопонимания с родителями.

Девочки острее реагируют на такую ситуацию. Чем больше страхов – тем меньше подросток уверен в себе. Ему сложнее адаптироваться в коллективе и адекватно оценивать себя.

8. Страх ответа у доски

Часто бывает так, что ребенок учит, готовится к урокам – а когда выходит к доске, не может связать двух слов. В результате – двойка.

Это разновидность страха публичных выступлений. Переживания возникают не на пустом месте, здесь играют роль:

  • Желание добиться признания в глазах одноклассников и родителей.
  • Усилия при подготовке.

В итоге ребенок волнуется, не может собраться с мыслями. Страх ответа у доски сильно портит успеваемость.

9. Боязнь общения со сверстниками

Страх общения – это тревожный сигнал. Родителям нужно обратить на это особое внимание. Ведь активно общаться со сверстниками – естественное поведение подростка. И если ребенок излишне застенчив, на это есть причины:

  • Неудачный опыт.
  • Неуверенность в себе.
  • Низкий материальный достаток в семье.

10. Страх быть объектом насмешек

В школе такое не редкость. И неуверенный в себе подросток лишний раз не станет высказывать мнение, чтобы не спровоцировать насмешки и унижения в свой адрес.

Этот страх тоже рождается в семье. Если ребенка мало хвалят, не замечают его достижений, зато ругают за каждую ошибку, самоценность и самооценка падают.

11. Боязнь изоляции

Многие родители в качестве наказания запрещают детям подходить к компьютеру, отбирают смартфоны, планшеты.

Для большинства современных детей это страшный кошмар – быть изолированными от внешнего мира, не иметь возможности пообщаться в соцсетях, послушать любимую музыку, побродить по сайтам.

12. Страх перед ЕГЭ

Выпускные экзамены – самый ответственный момент для школьника. Но про ЕГЭ рассказывают столько ужасов, что дети начинают бояться его заранее. Здесь целый клубок страхов: и нежелание разочаровать родителей, и боязнь не реализоваться в жизни. И перед одноклассниками стыдно выглядеть неудачником.

Масла в огонь подливают многие родители. Вместо того, чтобы настроить ребенка, что ЕГЭ – хоть и важный, но всего лишь очередной экзамен, они рисуют картины страшного будущего: окончишь школу со справкой, никуда не сможешь поступить!

13. Страх не стать успешным

Современные подростки рано взрослеют и начинают думать о будущем. Причиной тому – большое количество информации на тему успешного успеха. Интернет пестрит историями, мотивирующими призывами и формирует картину мира подростка.

Девушки и юноши боятся, что выберут не ту профессию, как будто из-за этой ошибки рухнет жизнь.

Советы родителям, как снизить страх у подростка

Страхи – неизменные спутники взросления, ведь подросток попадает в ситуации, которых раньше не было и испытывает незнакомые чувства. Задача родителей – быть рядом и помочь преодолеть этот период, чтобы страхи не переросли в фобии и неуверенность.

Вот несколько советов родителям.

  1. Если ребенок чего-то боится, попросите его нарисовать свой страх. Пусть он проанализирует его и расскажет о своем мнении. Этот метод подходит подросткам в любом возрасте.
  2. Разновидность первого способа – представить в комичном виде объект своего страха. Такой способ снимет остроту проблемы.
  3. Уважайте право подростка на собственное мнение, взгляды, выбор.
  4. Создайте ребенку все условия, чтобы у него были друзья и знакомые.
  5. Почаще хвалите, не оставляйте без внимания ни одно достижение – это поможет сформировать у подростка правильную самооценку и уверенность в своих силах.
  6. Научите ребенка контактировать взглядом – это поможет преодолевать социальные страхи и не бояться общения с людьми.

Подведем итог

Страхи – нормальная подростковая реакция на изменения, которые происходят в сознании и организме. Это сложный момент для ребенка.

От того, насколько благополучная обстановка в семье, зависит: пройдут эти страхи или останутся с человеком на всю жизнь в виде фобий, комплексов и низкой самооценки.

Поэтому родители должны обеспечить здоровую атмосферу в семье. Видеть в своем ребенке личность. С уважением относиться к его мнению и отслеживать любые страхи, чтобы вовремя подкорректировать, а при необходимости обратиться к специалисту.

Материал подготовила: Инна Клевачева
Фотография с обложки: Depositphotos

Читайте также:  Что подарить мужчине (мужу) на день рождения? делимся опытом
Ссылка на основную публикацию