Увлечение анимэ: хорошо или плохо? Как отучить подростка от увлечения аниме?

Аниме и подросток – от увлечения до проблемы

Ребенок интересуется только этим, все общение сводится исключительно к сюжету и героям любимого сериала, все другие темы подростком не поддерживаются, вызывают раздражение, скуку или даже агрессию. В чем причина такого интереса к аниме у некоторых подростков? Как помочь ребенку справиться с ситуацией, когда проблема уже существует?

Аниме — японские мультфильмы, имеющие характерный узнаваемый стиль. Они сняты по сюжетам комиксов, классических литературных произведений или собственному сценарию.

Внимание подростков привлекает более «взрослый» сюжет аниме, в сравнении с обычными мультфильмами. Это может быть тема отношений, любви, космоса, супергероев, фантастики, философии с параллельными мирами и сверхъестественными способностями персонажей.

Снятые в формате сериалов аниме интригуют и заставляют смотреть серию за серией, сезон за сезоном.

Увлекаясь слишком сильно, подросток может тратить на них все свое свободное время. Иногда ребенок начинает копировать персонажей, их одежду, внешний вид, манеру говорить. Любители аниме объединяются в фан-клубы, играют в онлайн-игры, создают целые движения аниме-пространства.

Когда все это является лишь частью жизни подростка, родители не придают этому большого значения. Но бывают случаи, когда увлечение аниме начинает занимать все больше и больше времени, и происходит это в ущерб школе, некогда любимым кружкам, общению со сверстниками и родными.

Ребенок интересуется только этим, все общение сводится исключительно к сюжету и героям любимого сериала, все другие темы подростком не поддерживаются, вызывают раздражение, скуку или даже агрессию.

В чем причина такого интереса к аниме у некоторых подростков?

Как помочь ребенку справиться с ситуацией, когда проблема уже существует?

Насколько оправданы «профилактические» меры полного запрета на аниме?

Смотрят все, а увлекаются единицы. Какие дети уходят в аниме с головой?

Мультики любят все дети. Только одного ребенка легко отвлечь от происходящего на экране, а другой смотрит так, словно окружающего мира не существует, ничего не слышит и не видит, а если выключить, выражает бурный протест.

Вот так с головой переместиться в параллельную реальность может подросток со звуковым вектором. Особенности его психики таковы, что он может глубоко сосредоточиться на том, что вызывает у него интерес. Его желания тем или иным способом направлены на поиск смысла его жизни, поэтому ему близки и интересны темы фантастики и философии, открытия в себе новых способностей или новых галактик во Вселенной. Вопросы материального мира не вызывают в звуковике такого отклика, так как не дают ответов на его неосознанный внутренний вопрос — зачем я тут?

Искусственно созданная реальность, вымышленные миры, идеальные герои, захватывающие истории аниме — там интересно, там хорошо, они развлекают, удивляют, смешат, пугают, ищут вместе с тобой ответы и находят их. Такое пассивное развлечение становится подменой настоящей жизни у звуковых подростков. Потому что оно не требует усилий от них самих. В отличие от реальности, которая как раз в пубертат, когда психика перестраивается на взрослый режим, начинает требовать от них усилий больше, чем раньше.

Вслед за звуковыми друзьями увлечься аниме могут и подростки со зрительным вектором, которым недостает в реальной жизни эмоциональных связей с окружающими людьми. В мир аниме они как раз идут «добрать» эмоциональных связей, прожить «взрослые» чувства, увидеть яркие, выразительные сюжетные картинки в противовес серой реальности, посмеяться, поплакать, порадоваться, испугаться и победить вместе с героями аниме.

Пубертат. Когда родителей уже мало, а себя самого еще не хватает

Это сложный период в жизни каждого человека. Переход из детства во взрослую жизнь. Психологическое развитие завершается, на смену этому приходит новый этап — реализация тех свойств, которые в детстве развивались. Процесс реализации, воплощения в жизнь, применения на практике врожденных свойств психики будет продолжаться в течение всей последующей взрослой жизни, и происходить это будет на том уровне, до которого свойства успели развиться при окончании периода пубертата.

У подростка появляется желание принимать самостоятельные решения, устраивать свою жизнь самому, брать на себя ответственность за свое будущее. И он пытается это делать, пробует реализовать себя. Только не всегда получается с первого раза, ведь возможностей и ресурсов еще маловато. И подросток теряет почву под ногами.

Он не ощущает знакомого и привычного чувства защищенности и безопасности, которое всегда получал от матери, или не ощущает его в полной мере, так как идет отрыв от родителей. При этом он еще не в состоянии обеспечить этим чувством себя самостоятельно, навык еще не устойчивый. Подросток попадает в стресс.

Нереализованные свойства психики напоминают о себе, вызывая плохое самочувствие. А реализовать полноценно свойства звукового вектора удается далеко не всем взрослым, что же говорить про подростков?

Это не в аниме хорошо, это в реальности мне плохо

Без понимания собственной психики ребенок живет ощущениями, идет у них на поводу, не отдавая себе отчета — куда. Любому подростку трудно становиться взрослым, но звуковики первыми выбирают уход от реальности . Реальности, которая приносит страдания, ощущается болезненно, которая не может удовлетворить их потребности.

Аниме становится своего рода попыткой сбежать от боли. Уходя в выдуманный мир с головой, звуковик стремится к подмене реальности. Он начинает жить в том мире, где ему хорошо, легко и интересно, пренебрегая настоящим окружающим миром живых людей.

Если звуковик пытается уйти от боли, то зрительный подросток может погружаться в фантазии. Он находит в аниме ту красоту, которой ему не хватает в жизни. Красоту отношений, глубину чувств, захватывающий сюжет, внешний стиль героев, эмоциональные приключения.

Чем дальше и глубже подросток погружается в виртуальную реальность, тем сильнее заложенные в нем от природы желания психики требуют их осуществить.

Окружающая действительность, реальная жизнь, в отличие от аниме, предусматривает приложение усилий, активные действия, физическое или умственное напряжение.

Другими словами, чтобы что-то получить, нужно что-то сделать.

Поэтому обычные обязанности вызывают раздражение: уроки, домашние задания, уборка, порядок в комнате, семейные торжества, бытовые хлопоты, даже усилия по уходу за собой. Все это кажется ребенку таким приземленным, скучным, глупым и бессмысленным, что нет никакого желания этим заниматься.

Гипертрофированное увлечение аниме — это сигнал того, что подросток не знает, как ему жить. Он не понимает себя, не ощущает понимания и приятия его взрослыми, не имеет направления для движения по жизни, не умеет получать радость от общения с ровесниками, не знает, куда направить свои способности, чтобы получить значимый для себя и других результат, а значит, и удовлетворение.

Да, ему нужна помощь.

Что делать? Разобраться в причинах

Знания о психике, которые получают родители на тренинге Юрия Бурлана Системно-векторная психология, формируют новое мышление. В корне меняется взгляд на своего ребенка, становятся очевидными и наблюдаемыми все его «странности», капризы и протесты.

Обозначаются причины, по которым подросток «сидит в аниме», что он пытается дополучить в выдуманном мире. Чего он хочет на самом деле и чего так отчаянно ищет в виртуальной реальности.

Понимая его потребности, желания, ценности и приоритеты, вы уже не отталкиваете его своим непониманием и вечными вопросами «ну что ты там нашел?!». Теперь вы знаете это сами даже лучше, чем он.

Это значит, вы больше не транслируете на подростка свое раздражение или разочарование. Вы понимаете, какой он на самом деле. Это все меняет в ваших отношениях. Растет доверие, возникает продуктивное общение, налаживается контакт с ребенком.

Именно звуковики чаще других проговаривают свою проблему словами «меня никто не понимает», зрительные дети выражают это фразой «меня никто не любит» или «я никому не нужен».

Поэтому, когда такое желанное понимание и принятие приходит, ощущение враждебности реального мира отступает. Подросток получает лучик надежды на то, что и ему есть место в окружающей действительности, что и у него есть шанс найти свой смысл, свое счастье в этой жизни. Реальность получает оттенки привлекательности. Причем по ощущениям более яркие, нежели в выдуманном мире аниме.

Когда уходит непонимание со стороны родителей, ребенок получает возможность «добрать» от матери ощущения защиты и безопасности, и его состояние выравнивается. Хоть частично. Все же он еще не совсем взрослый и подсознательно все еще стремится почувствовать себя в полной безопасности под маминым крылом, как это было в детстве. Особенно остро он нуждается в этом, когда быть взрослым не получается, когда попытки реализовать себя не увенчались успехом, а желание никуда не исчезло.

Именно сбалансированное внутреннее состояние матери дает ему такую возможность — получить подсознательное ощущение защищенности и безопасности.

Как повернуть мир аниме в пользу ребенка

Когда контакт с ребенком уже налажен, вы получаете возможность влиять на просмотр его любимых аниме.

Тогда вы можете вместе выбирать глубокие, смысловые, эмоциональные мультфильмы, без эротики, насилия, жестокости. Не запрещать, но регулировать. Вдвоем с ребенком определить время просмотра или количество. В качестве награды или отдыха.

Вы можете способствовать его развитию: предложить нарисовать героев в скетчбуке, попробовать сделать аниме самому с помощью виртуального конструктора, написать фанфик по мотивам любимого сюжета, смотреть с титрами и учить язык, поинтересоваться японской культурой, философией, литературой. Не обесценивать его увлечение, а развивать, расширять его возможности с помощью инструмента аниме.

Будучи с ребенком на одной волне, понимая его интересы, желания и потребности, важно поддерживать его и направлять в сторону активного взаимодействия с окружающими людьми. Именно такое направление задаст нужные ориентиры для полноценной реализации подростка в будущем.

Активная заинтересованность родителей поможет включить ребенка в общение с ровесниками. Продуктивная совместная деятельность — только это принесет звуковому подростку большее наслаждение, нежели виртуальное пассивное потребление развлечений, вернет интерес к реальной жизни, покажет перспективу вложенных усилий.

Можно создать местный фан-клуб любителей аниме, всем вместе сделать сайт или стенгазету, коллективно придумать дизайн постеров и напечатать их в полиграфии, пошить костюмы и поставить спектакль по мотивам аниме, поставить танец и выступить с ним на конкурсе, писать фанфики и публиковать их по очереди в общем блоге, снять самим филлер и разместить на ютуб-канале фан-клуба.

Читайте также:  О каких игрушках мечтают дети?

Возможностей масса, главное во всем этом — совместное творчество, взаимодействие, общение, направленность на людей, возможность и желание вписываться в реальный мир.

Показывая разные варианты реализации свойств звукового и зрительного векторов, более трудоемкие, но вместе с этим несущие большее удовлетворение, вы убедитесь, что ребенок выбирает более сложные. Новое поколение несет в себе желание большего объема. Им интереснее реализация более высокого уровня. Стоит только показать весь спектр.

Мир аниме может оказаться близок интересам подростка со звуковым и зрительным векторами. В этом нет опасности или вреда для ребенка. Главное, чтобы он не стал тем убежищем, в которое подросток станет прятаться от реального мира. Высокая психологическая грамотность родителей современных детей выходит на первый план в вопросах развития ребенка, особенно в сложный для него период пубертата.

Увлечение вашего ребенка аниме говорит о том, что ему близок мир серьезных отношений, больших подвигов, захватывающих приключений, что он способен на сильные поступки. И в ваших силах сегодня показать разницу между куцым и быстротечным удовольствием от погружения в выдуманную реальность аниме и действительно мощным наслаждением от реальной жизни.

Культ аниме в подростковой среде: увлечение или проблема?

Аниме – это название японской мультипликации. Обычно мультфильмы и аниме-сериалы в Стране восходящего солнца создаются по мотивам комиксов (манги), которые являются частью национальной японской культуры.

Сейчас в Японии комиксы составляют около 30% всей печатной продукции, а читают их люди вне зависимости от возраста – от мала до велика. Популярность манги связана, в частности, с тем, что из-за трудности изучения иероглифов японские дети начинают читать с 12 лет.

Самый известный аниме-мультфильм «Унесенный призраками» в 2005 году получил премию Берлинского кинофестиваля, что свидетельствует о том, что аниме – это серьезный культурный пласт, объединяющий в себе не только мультипликационные произведения, но и особенную музыку, а также представителей этой субкультуры по всему миру.

Аниме отличает особенный стиль отрисовки персонажей, их внешний вид, голоса, а также сюжеты.

Несмотря на то, что речь идет о мультфильмах, темы в них часто затрагиваются совсем не детские. Именно это и нравится подросткам: детские мультфильмы и взрослые темы в них импонируют подросткам, так как именно в этом диссонансе они и живут.

Просмотр аниме может быть обычным хобби: кто-то любит драмы, кто-то – комедии или ужастики, а кто-то – аниме. Это лишь дело вкуса, а на вкус, как известно, все фломастеры разные.

Плюсы и минусы увлечения

Внешне анимешника легко отличить от обычного подростка: почитатели этой субкультуры сами стараются быть похожими на мультипликационного героя. Такие ребята читают японские комиксы и часто сами рисуют любимых героев, интересуются японской мифологией, а некоторые даже начинают изучать этот язык. Исходя из этого, можно сделать вывод, что увлечение аниме может очень позитивно сказаться на развитии ребенка.

Но, как и в любой субкультуре, всегда есть риск того, что ребенок почерпнет из течения не позитивные, а деструктивные идеи. В аниме, как и в любом другом виде искусства, не все мысли и идеи являются привычными для нас. Иногда мультфильм несет в себе негативный посыл, рассказывает о вещах, которые подросток может неправильно интерпретировать в силу возраста и отсутствия жизненного опыта. Именно поэтому у многих мультиков существует ограничение «16+». Уберечь ребенка от этого невозможно: не в аниме, так в другом контенте на просторах интернета подросток может найти любую информацию, которая впоследствии негативно скажется на его развитии. Выход здесь один: интересоваться увлечениями своего ребенка и обсуждать их. Что именно привлекает подростка в японской культуре, почему именно этот мультик стал любимым, почему именно этот герой ему импонирует? Только путем диалога можно достигнуть взаимопонимания между родителем и ребенком.

Родителей часто пугает что-то неизведанное, новое, отличающееся от того, что было во времена их молодости. Аниме – относительно новое течение для России, но оно несет в себе угроз не больше, чем любое другое произведение кинематографа или литературы. Да, если увлечение аниме перерастает в зависимое поведение, то нужно бить тревогу и обращаться за помощью к специалистам. Но, как известно, в феномене зависимого поведения объект зависимости не так уж и важен – проблема состоит во внутреннем состоянии ребенка, его переживаниях и ресурсах, которых не хватает для того, чтобы справиться с проблемами.

Чем чаще вы будете вести доверительные разговоры со своими детьми, тем более здоровой будет среда, в которой ребенок будет развиваться. Аниме – лишь еще один культурный пласт, привлекающий подростков со всего мира, который не несет в себе деструктивного посыла. Любите своих детей, даже если они говорят вам «ня», и тогда ребенок не заинтересуется ничем разрушительным.

Увлечение аниме: хорошо или плохо?

Дочь увлеклась аниме. Посмотрела с ней любимый мульт. Двоякие чувства. С одной стороны много юмора, интересный сюжет. Дочь стала круто рисовать в стиле аниме, освоила графический планшет, хочет учить японский. С другой – японская культура специфична, присутствуют намеки на сексуальные темы. Стоит ли что-то предпринять?

Ваша почта:

Мне кажется отличное увлечение. Тем более вы же сами столько плюсов обнаружили. В нынешнее время дети вообще особо ни чем не увлекают. А сексуальный подтекст у нас практически везде и во всем. Время у нас такое. А стремление ребенка учиться рисовать изучать иностранный язык, таким не каждая мама может похвастаться.

Я бы тоже не запрещала. Поклонников аниме сейчас много, они даже объединяются в группы. И костюмы делают, гримируются и изображают любимых героев, участвуют в конкурсах. Увлечение творческое и развивающее фантазию. А сексуального подтекста, по-моему, можно не опасаться, у японцев вряд ли дойдет до чего-то по-настоящему неприличного.

Данное увлечение или хобби может так же перерасти в стиль в одежде и манере поведения ребенка! Если вы не боитесь , что ваш ребенок будет выделяться из серой массы то это нормально. Многие поклонники аниме перекрашивают волосы например в розовый цвет или выбирают одежду откровенного характера, к которой ходят их любимые персонажи! Решать только вам готовы вы на это или нет!

Она уже сделала стрижку, как у анимешной героини. Причем сама, без меня сходила в парикмахерскую. И оттеночным бальзамом красится в рыжий (краской не разрешаю). Правда, рыжий – не розовый, и стрижка симпатичная. Пока 🙂

У вас растёт самостоятельная дочка. И это нужно поощрять. Тем более, если она сделала симпатичную стрижку и тонируется в рыжий, то вполне ясно, что ребёнок понимает грань между мультиком -и реальной жизнью. Не запрещайте ей это делать. Ведь, когда же экспериментировать с внешностью, как не в подростковом возрасте?

Ну неправда, что дети ничем не увлекаются, анимешников сейчас много. Сама подростком увлекалась аниме, у нас тогда не было Интернета, приходилось мультики искать по друзьям и знакомым, а нынешнее поколение пришло на все готовенькое. У нас в том возрасте как раз мультики с сексуальным подтекстом вызывали отторжение. Да, аниме бывает разное – и про секс, и про насилие, но есть и другое – о любви и дружбе. Все как в любом другом кино.

Аниме сейчас набрало обороты, как во времена моего детства сериальные мультфильмы Уолт-Диснея (типа Дональд Дак, Чип и Дейл и т.п.). Мы тоже их рисовали, ходили в костюмах на утренники. Так что не переживайте, может это увлечение вашей дочери пройдет само или перерастет в нечто прекрасное и стоящее. Не мешайте, она сама решит, что ей сейчас интересно и важно.

На мой взгляд, не самое плохое увлечение. В нем присутсвует осмысленность, в отличии, например, от игр во всяких монстриков. А намеки (и не только) на сексуальные темы можно найти сейчас почти везде. При правильном воспитании ребенка, это не должно как-то отрицательно сказаться на ее поведении. Только нужно объяснить, что мир аниме – это придуманный сказочный мир, а наша реальность – есть реальность. Чтобы не возникало желания переносить элементы аниме в обычную жизнь, это смотрится нелепо.

А что плохого в увлечении Вашей дочери? Благодаря мультикам девочка учится рисовать, у нее появилось стремление к изучению японского языка. По-моему сплошные плюсы. А сексуальная подоплека есть не во всех мультиках-аниме. Просто контролируйте, какие именно мультики смотрит дочка, старайтесь сориентировать ее на более добрые аниме.

Меня настораживает, что она чересчур глубоко в это погружается, ко всему очень серьезно относится. Папа (он у нас тот еще тролль) подшутил над ее любимым героем, она расплакалась, ушла в комнату, хлопнув дверью. В телефоне – сплошная манга (японские комиксы). С подругами разговоры – только об аниме.

У нас тоже самое, только мальчик 14 лет. Я не знаю уже, как реагировать, он кроме рисунков своих больше ни о чем не думает. Гулять даже не ходит. Короче я в панике. Это уже начинает раздражать(((( Думаю обратиться к психологу, мне уже страшно.

Это касается человека. Я лично когда не смотрела Аниме я была такой же замкнутой, но сейчас я наоборот чуточку открылась. Перестала увлекаться одним и тем же Гарри Поттером. Я например, смотрю Аниме, но не так вот фанатею, не рисую, не занимаюсь косплеем, не учу японский, не смотрю каждый день по 12 серии. В начале я фанатела, но через пол года весь фанатизм угас, и я очень редко смотрю Аниме.

Читайте также:  Когда дети перестают спать днем?

Ребенок интроверт,не надо его менять .Он надеюсь не курит не колется .Вот если бы делал это тола,а так нет

Психология ребенка от А до Я

Популярно о психологии для мам и пап

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Entry
  • Previous Entry
  • Next Entry
Dec. 2nd, 2010 @ 11:03 am Подростки и аниме.
About this Entry

ocean_fish :

From:lengo
Date:December 2nd, 2010 04:11 pm (UTC)
(Permanent Link)
From:ocean_fish
Date:December 2nd, 2010 04:20 pm (UTC)
(Permanent Link)
From:red_rat_catcher
Date:December 2nd, 2010 04:14 pm (UTC)
(Permanent Link)
From:vita_kor
Date:December 2nd, 2010 04:19 pm (UTC)
(Permanent Link)

если не хотите сами подсесть, то не стоит)

А с ребенком просто заняться чем-нибудь интересным, чтобы отвлечь.

From:ocean_fish
Date:December 2nd, 2010 04:23 pm (UTC)
(Permanent Link)
From:monochromica
Date:December 2nd, 2010 04:24 pm (UTC)
(Permanent Link)
From:ocean_fish
Date:December 2nd, 2010 04:26 pm (UTC)
(Permanent Link)
From:katelink
Date:December 2nd, 2010 04:32 pm (UTC)
(Permanent Link)

нинаю. мой сын как раз в этом возрасте – в 12 лет – начал рисовать, увлеченный анимэ
к 20-ти стал профессиональным художником-аниматором

но в принципе, наверное, дело не в том, куда уходят подростки, а от чего или от кого они уходят

From:ocean_fish
Date:December 2nd, 2010 05:03 pm (UTC)
(Permanent Link)
From:allesy
Date:December 2nd, 2010 04:34 pm (UTC)
(Permanent Link)
From:ocean_fish
Date:December 2nd, 2010 04:54 pm (UTC)
(Permanent Link)
From:soul_of_firefly
Date:December 2nd, 2010 04:35 pm (UTC)
(Permanent Link)
From:ocean_fish
Date:December 2nd, 2010 04:59 pm (UTC)
(Permanent Link)
From:shkilka
Date:December 2nd, 2010 04:42 pm (UTC)
(Permanent Link)
From:profsprout
Date:December 2nd, 2010 05:05 pm (UTC)
(Permanent Link)

мы с дочерью обе плотно сидим на аниме :)и слезать не собираемся.
Начали, когда ей было 13. Сейчас ей 18, мне 46.
Мы еще и сетевой ролевкой увлекаемся, кроме того.
Результат:
– общие интересы,всегда есть, о чем поговорить.
– дочь стала писать фанфики (рассказы про героев все того же аниме), в результате приобрела “хороший слог” и стала хорошо писать сочинения.
– она стала читать рассказы других в сети, мы стали это обсуждать, в результате она научилась “отделять зерна от плевел”. А что-то мы пишем ” в четыре руки”, и получаем удовольствие.
– английские субтитры к аниме (которые мне “очень некогда” было ей переводить), стали “толчком”, после которого чадо по собственной инициативе взялось за английский
– именно “историческое” аниме убедило дочь в том, что история – интересный предмет (а поначалу она считала ее нудной и ненавидела). Плюс пятерка за тему “История Японии”.
– у нас появились сетевые друзья-единомышленники,и нам это нравится.

Мама её учится по вечерам и дочку практически не видит

когда узнала про оценки устроила скандал и наказала.

в этом тоже аниме виновато?
Само по себе – совершенно нормальное хобби, проблема там в отсутствии общего языка у матери и дочери. Наказать проще. чем попытаться проникнуться тем, что интересно ребенку. И потом вместе использовать это хобби ” в мирных целях”

пока их психика не разрушилась под влиянием аниме?

“Не читайте советских газет”(с) – там такого понапишут!

Есть ли смысл самим посмотреть эти мульфильмы чтобы понять что так привлекает к ним детей?

Естественно. И попытаться если не полюбить, то понять.
И еще понять заодно, что не в оценках счастье.

Уведомления

Смотри и читай!

Мы возобновили рассылку новостей

Страна рекомендует!

Теперь на Е1.RU cамые интересные новости страны! Важные публикации и резонансные новости других городов “Сети городских порталов” вы можете читать в специальном разделе “Рекомендуем”.

Анастасия Беренова

Анастасия Беренова

Другие статьи автора

«У травли нет оправданий»: детский психолог — о колонке 13-летней Полины Бушуевой и реакции взрослых

«Потом защита превращается в насилие»: психолог — об ошибках в воспитании сильных мальчиков

Стресс-тест для родителей: почему подростки из хороших семей становятся закладчиками

«Помощи просить вообще не стыдно»: о чем каждый родитель должен поговорить со своим ребёнком

Все новости

Бесплатные антибактериальные салфетки получили жители Екатеринбурга от «галакотиков»

Два года назад взорвали телебашню: что происходит с участком, на котором она стояла

Такого Путина вы еще не видели: президент примерил костюм от коронавируса

Вопреки коронавирусу: мэрия назвала дату общегородского субботника

В Тавде мужчина вызвал скорую из-за коронавируса, чтобы отомстить супруге

Олимпийские игры в Токио отложили на год

Управляющим компаниям Екатеринбурга дали указание мыть подъезды каждый день. Но денег на это нет

Покажите чиновникам, где нужен ремонт: собираем карту ям на дорогах Екатеринбурга

Поездка без опасности: в «Яндекс.Такси» ввели меры предосторожности для водителей и пользователей

В Свердловской области выявили четыре новых случая коронавируса

Число заражённых коронавирусом в России за сутки выросло на 57 человек

Когда все это кончится? Три сценария развития коронавируса в России

Китайцы говорят, что курение убивает коронавирус. Это миф

В Екатеринбурге водители автобусов от отчаяния сняли вирусный клип на песню Little Big

Фотограф, на которого напал теперь уже бывший начальник областной ГИБДД, отсудил у России 9 тысяч евро

На улицах Манхэттена только птицы: екатеринбуржец снял ролик про Нью-Йорк на карантине

Летающая камера сняла, как крушат школу на Тверитина

Статистики подсчитали, у кого самая большая зарплата в Свердловской области

«Ее должны были довезти до дома»: подруга 19-летней Яны Смирновой — о том, что было в день убийства

Авто: Выпуск Volkswagen и SKODA в России остановят из-за коронавируса

«Большие Гастролли»: в Екатеринбурге появилось новое развлечение для всей семьи

Хранить в сберегательной кассе или вкладывать: екатеринбуржцы начали инвестировать в недвижимость

ЦБ РФ рекомендовал банкам ограничить выдачу наличных в банкоматах с рециркуляцией

Уральские синоптики пообещали жаркий и сухой июль

Создатели «Гринвича» начали сносить завод ради строительства жилого комплекса

468 рыбаков эвакуировали с оторвавшейся льдины в Белоярском. Как проходила операция спасения

На Белоярском водохранилище две сотни рыбаков унесло на огромной льдине

Работать приходится круглосуточно: как в Екатеринбурге делают анализы на коронавирус

Что важнее: карантин или поход в кофейню? Как работают ограничения из-за коронавируса в Екатеринбурге

Кто горячее? Еще две екатеринбурженки разделись ради обложки журнала Maxim

В Екатеринбурге ищут пациентов с подозрением на коронавирус, которые сбежали из Сочи

В России начали шить многоразовые маски. По аптекам их распределит правительство

Важно строить не только жильё: девелопер поделился опытом реализации социальных проектов

Авто: Устав от туалетной бумаги, россияне начали скупать автомобили. Боятся подорожания и дефицита

Сохранить деньги в кризис: в Екатеринбурге пройдут личные консультации по столичной недвижимости

30 производителей и тысяча специалистов: в Екатеринбурге пройдет IV Инженерный форум

В областной ГИБДД разгонят очереди для профилактики коронавируса

«Очередное добротное здание»: на Тверитина начали сносить заброшенную школу

«Кому коронавирус, а кому и отгул за счет государства»: колонка кадровика о хитрых сотрудниках

«Искусство не может заставить прыгнуть с крыши»: уральский психолог — о вреде аниме для детей

Анастасия Беренова ответила на тезисы, которыми пугали родителей на школьных собраниях

Анастасия Беренова уверена, что интересующийся родитель может сделать для безопасности ребенка гораздо больше, чем любой запрет

Недавно мы публиковали колонку Ольги Ананьевой о собрании для родителей школьников, на котором специально приглашенный эксперт рассказывал, чем опасно для подростков увлечение аниме или другими субкультурами. Родители поняли из его выступления, что аниме может негативно воздействовать на сознание детей через так называемые образы-закладки и провоцировать на нехорошие поступки.

Психолог и специалист по детской безопасности Анастасия Беренова призналась, что после этой публикации ее завалили вопросами о том, действительно ли воздействие аниме может быть таким, каким его представили на собрании. Публикуем колонку Анастасии на эту тему.

Социальные сети не на шутку взбудоражили новости о выступлениях в школах.

И родители испуганно верят — [рассказам] про аниме, которое может стимулировать определенные действия, про агрессию, которая разжигается контентом.

Хотя, к счастью, большинство родителей отнеслись со здоровой долей иронии.

Попробуем разобраться, в чем же действительно причина страха.

Основная проблема тех, кто боится социальных сетей и воздействия контента, — смешение причины и следствия.

В феврале мы опросили подростков на тему того, какие опасности их волнуют. И ничего удивительного в ответах не нашли — на первом месте проблемы в школе, непонимание со сверстниками, далее — непонимание в семье. Эти же факторы подтверждают и психиатры, которые работают с подростковыми депрессиями: большинство суицидальных рисков имеют корни в семье, правда, добавляют сюда еще один фактор — отсутствие перспектив и экономическая ситуация. Увы. Чем дальше от больших городов, тем это очевиднее.

Проблемы детей, душевный дискомфорт не начинаются в Сети, а продолжаются или разрешаются там. Да, да, даже разрешаются.

Есть мнение, что если на страничке подростка много информации о самоубийстве или просто депрессивного контента, то надо быть настороже. Да, но! Это очень хорошо, очень, что у него есть возможность высказаться, написать: «Мне плохо». Настороже надо, конечно, быть, но, не будь Сети, все те же процессы в своей голове он крутил бы в одиночку и не всегда, вероятно, мы, взрослые, могли бы это заметить. Рассказанное горе уменьшается наполовину — и это применимо к интернету тоже. А вот возможность заметить — еще лучше. Поэтому совет интересоваться жизнью своего чада применим во все времена. Не взламывать страничку, не читать переписку, а именно интересоваться искренне тем, что он выкладывает, — большой пласт доверия.

Но вернемся к аниме и другим видам искусства. Да, да, расскажу очень банальную вещь: аниме — это продукт мультипликации. Он может нравиться или нет, так же как и другие мультики могут нравиться или нет, но это так. И искусство не может быть и не бывает ориентиром для поступков. Прыгать с крыши, не хотеть жить, выпивать и курить искусство заставить не может. Люди совершают рискованные для жизни поступки в аффективных состояниях, депрессиях или при посттравматических расстройствах (есть даже такое понятие, как адреналиновый риск), люди уходят в зависимости, потому что им плохо в реальности. Таким образом, негативный якобы контент не может быть причиной, но может быть выбран вследствие определенного настроя. И даже это не страшно. Наоборот, часто, увидев переживания героя и его тоску, подросток чувствует, что он не одинок, видит, что его переживания не единичны.

А теперь о негативе. Негативный — вещь вообще субъективная. Волк из «Ну, погоди!» курит, а цирковые номера иногда проходят с пилоном. Везде видеть опасности — признак неуверенности. Во-вторых, здесь речь идет о двух принципиально разных походах к негативу. Первый — что контент должен быть совершенно положительным и тогда он сформирует светлые мысли и дела, если не видеть грубости, мата, не говорить о смерти и тяжелом. Второй — что многие вещи манят как вытесненные, теневые и говорить о них надо, чтобы «выпустить пар», видеть мир объемным, не черно-белым. И что подростки, любители жить и делать вопреки, просто не заинтересуются полностью пасторальным контентом — у них возрастные задачи другие.

Более того, никакое совершенно искусство не ставит задачи воспитания, иначе это не искусство, а социальная реклама. И выдуманная позитивная иллюзия отвергается не просто так: подростки живут не вне реального мира, они прекрасно видят и несправедливость, и жестокость, и многомерность того, что происходит. Они хотят и готовы думать и рассуждать.

Вот и важно научить их критическому восприятию того, что они видят, а не помещать их в искусственный мир, изолировать.

Кроме того, интернет — это еще и будущее. Научить им пользоваться, извлекать плюсы — важная задача, часть жизненного успеха.

Что мы, родители, можем сделать?

1. Интересоваться. Искренне интересоваться жизнью ребенка. Можно вместе с ним посмотреть, в конце концов, и аниме. Заодно убедитесь, что все не так страшно, а может, посоветуете ему посмотреть что-то из высокохудожественных аниме.

2. Следить за реальными признаками эмоциональных нарушений у подростков: постоянные спады настроения, постоянная безликая мимика, замкнутость, утомляемость и т. д.

3. Говорить на важные для него темы, говорить о смерти, жизни, проблемах, сексе, о том, что важно и волнует, о том, что сложно переживать в одиночку, что выходит за рамки школы и оценок.

4. Понимать причины зависимости. Не всякое долгое нахождение в Сети — зависимость. У нее есть все-таки отличительные признаки: нахождение в интернете становится больше чем реальностью или вовсе возникает на фоне дезадаптации. И тогда опять — вина не интернета, а того, от чего ребенок сбегает. Что ему так невыносимо? И какой опыт и качества он получает в альтернативной реальности? Понимание этого даст возможные способы решения. Возможно, и правда, зависимость формируется на фоне отверженности в классе. А куда еще идти, если в реальности плохо?

5. Учить детей справляться с тяжелыми чувствами и переживаниями. [Говорить с ними о том] что вы тоже проживали тоску, гнев, отверженность, вам было плохо. Что вы с этим справились и даже завели семью и детей.

Искренний, интересующийся родитель может сделать для безопасности ребенка гораздо больше, чем любой запрет. Нет, даже не так — любой запрет вредит безопасности. Подростки будут находить обходные пути, они будут держать в себе больше переживаний, они будут вести тайную жизнь, научатся манипулировать и обманывать. Вот, собственно, и все, что делают запреты.

Ну и напоследок. XXI век. Россия. По данным Росстата, 22,6% россиян не имеют доступа к центральной канализации. По данным «Лиза Алерт», в выгребных туалетах на территории школ погибло не менее шести детей за год только по их статистике, но мы по-прежнему продолжаем винить интернет в бедах подрастающего поколения.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Аниме склоняет к суициду? Эксперты рассказали, где искать проблему, если ребенок увлекся японской анимацией

Анатолий Минкин

Две истории

Голографических аниме‐помощниц запустили в массовое производство в Японии

Первая история, опубликованная агентством, рассказывает о девочке, которая постоянно рисовала своих героев в суицидальных ситуациях. Выяснилось, что в одной из групп в социальной сети ее «влюбили» в героя одного из мультфильмов, которые рисовали прямо в группе. Создатели сообщества поставили ее перед выбором: делать, что они скажут, или герой умрет. Девочка согласилась и начала рисовать свои страшные рисунки.

Как рассказал генеральный директор Центра защиты детей от интернет-угроз Владимир Рогов, действие аниме сродни группам смерти, только завуалировано. Девочку отлучили от интернета и записали в спортивную секцию. В итоге бывшая фанатка сожгла свои рисунки.

Во второй истории речь идет о мальчике-подростке, который рисует «девушек с азиатской внешностью», угрожает родителям себя убить, а после сбегает из дома. Сотрудники Центра связали его поступок с тем, что советы о побеге он получил из «тематической» аниме-группы.

От супергероев — к цензуре

Само по себе аниме является мультипликацией манги — японских комиксов, которые известны с XII века. Первый мультфильм в Японии появился еще в начале XX века, но эта идея не сразу обрела популярность. Только после Второй мировой войны анимация снова начала вступать в свои права, а к 60-м годам уже появилось то аниме, которое известно всем. Но рассчитано оно было только на детей. В большинстве своем это были сериалы на 20−30 серий.

Аниме бывает разным:

Тогда же сформировались каноны мультипликации для девочек — «махо-седзе», где героиня получала волшебные силы и начинала помогать людям, скрывая свои способности, и для мальчиков — «сенэн», герой с необычными способностями преодолевает испытания и взрослеет.

После технология развивалась и к 80-м годам, которые называли золотым веком аниме, выросшие на детских сериалах подростки потребовали более серьезных тем, но в том же формате. Тогда же началось восхождение гуру японской анимации Хаяо Миядзаки.

Появились фантастические аниме-сериалы, а также мультфильмы в стиле киберпанк о страшном будущем, где победили машины, а всем управляет искусственный разум.

Но в эти же годы увеличение количества возможностей для домашнего просмотра, в частности распространение видеомагнитофонов, появилось эротическое аниме.

Источник фото: voka.me

Комиксы — хентай — с таким содержанием распространялись в Японии и раньше и пользовались повышенным спросом. Однако получить доступ к откровенным материалам было возможно только лицам старше 18 лет. Редакторы позволяли публиковать художникам на страницах своих журналов различные истории весьма откровенного содержания, в том числе с участием девочек-подростков.

Источник фото: YouTube

В начале 90-х годов в Японии появилось движение «Защиты детей от комиксов», которому удалось добиться маркировки откровенных журналов возрастной категорией, а также к цензурированию подобных сцен в аниме.

Причина кроется в состоянии ребенка

«В категорию аниме входят очень разные произведения. Там более 70 поджанров», — объяснила дошкольный педагог-психолог Полина Малахова.

Она подчеркнула, что это как сравнивать литературу: некоторые книги предназначены для взрослых, некоторые — для детей и подростков. Причину такого поведения героев материала она предложила искать как раз не в их увлечениях, а в состоянии.

Косплей vs. расизм. Россиянку обвинили в травле чернокожей «коллеги» по субкультуре

Выбор музыки, литературы и любого вида искусства зависит от того, как себя чувствует подросток. Если в детском возрасте он идеализирует родителей, то после он ищет идеалы за пределами семьи. Это могут быть и старшие товарищи, и герои мультфильмов, и даже певцы различных групп.

Ее мнение частично разделила профессор кафедры культуры Японии МГУ, директор школы аниме и манги в Москве Лиана Арешидзе. Она отметила, что многие подростки, увлеченные анимацией, не получают родительского тепла и внимания, что компенсируется мультфильмами, где много доброго, хорошего и полезного. Впрочем, она не стала отрицать, что иногда в аниме появляются детали, которые действительно должны вызвать настороженность у взрослых.

«Там бывают и факторы, которые настораживают родителей. Но если они это понимают, то должны понимать и то, что если их ребенок из дома бежит во внешнюю среду, значит, в доме чего-то не хватает, того магнита, чтобы он мог быть удовлетворен внутренними отношениями», — пояснила она.

Специалист отметила, что аниме вызывает опасение у родителей, так как это может быть просто другая культура, а то, что подростки объединяются в группы по интересам, то это им свойственно, так как они всегда ищут свое сообщество.

Реакция Сети

Реакция пользователей социальных сетей не заставила себя ждать. В большинстве случаев с авторами РИА «Новости» не согласны. Некоторые пользователи задаются вопросом, чем те же комиксы Marvel отличаются от аниме.

В основном комментаторы сходятся во мнениях, что не стоит искать виноватых в исскусстве и культуре, так как большинство проблем идет из семьи.

Ести и те, кто соглашается с возможными «десятками жертв» по стране, но в рамках статистики это капля в море.

Нашлись и те комментаторы, которые высказались в поддержку автора РИА «Новости» и предложили вообще запретить весь развлекательный контент из США и Японии.

Читайте также:  Диатез на щечках у новорожденного как лечить
Ссылка на основную публикацию