Ситуация когда ребенок выходит из под контроля

Консультация «Как справиться с неконтролируемым ребенком»

Бекетова Ирина
Консультация «Как справиться с неконтролируемым ребенком»

Как справится с неконтролируемым ребенком

Существует много способов контролировать ребенка, и как родители вы, вероятно, хорошо это знаете. Наверняка у вас есть правила и последствия, которые вы устанавливаете для ребенка.

Но иногда дети полностью выходят из-под контроля. Это приводит родителей в ярость и, что закономерно, вызывает у них беспокойство. Если вам знакома такая ситуация, не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим несколько советов о том, как справиться с неконтролируемым ребенком.

Причины, по которым ребенок может выйти из-под контроля

Причин, по которым ребенок может стать неконтролируемым, может быть множество. Вот некоторые из них:

ребенок требует внимания, не чувствуя себя любимым и достаточно уверенным в себе;

ребенок чувствует физическое недомогание или сильные отрицательные эмоции;

ребенок сталкивается со сложной ситуацией в школе (издевательства одноклассников, смена учителей, отсутствие друзей в школе и т. д.);

ребенок расстроен из-за ситуации в семье (развод родителей, переезд и т. д.);

• родители не устанавливают для ребенка никаких последствий и наказаний за его проступки. Он уверен, что ему все сойдет с рук.

Как справиться с неконтролируемым ребенком

Если ребенок вышел из-под контроля, родители могут принять определенные меры.

1. Установите власть

Разумеется, все родители хотят быть друзьями своим детям. Никто не желает придираться по пустякам. Но в первую очередь вы должны быть авторитетом для ребенка и заботиться о его благополучии. Ребенок сам в этом нуждается. У него уже есть друзья, но других родителей, кроме вас, у него не будет. Поэтому будьте авторитетом для ребенка.

• ваш ребенок может плохо себя вести, потому что не понимает, что хорошо, а что плохо. Научите его, как можно себя вести дома и на улице, а как нельзя;

• поощряйте ребенка общаться с вами. Задавайте ему вопросы и будьте внимательны к тому, что он вам говорит. Родители должны знать, чем живет их ребенок, чтобы определить, что его беспокоит. Это поможет определить причину его поведения. Возможно, он страдает от расстройств поведения и нуждается в помощи психолога. Или, может быть, над ним издеваются в школе или он просто требует вашего внимания;

• всегда будьте в курсе того, где находится ваш ребенок. Подростки часто скрывают от родителей, где и с кем они проводят время. Это может быть признаком определенных проблем.

2. Определите правила

Недостаточно просто сказать ребенку: «Веди себя хорошо». Его и ваши понятия о хорошем поведении могут отличаться. Уточните вместе с ребенком правила, чтобы в них не оставалось двусмысленности. Например, вы можете четко сказать, каких действий ожидаете от ребенка («Всегда застилай кровать утром» или «Никогда не бери с собой мобильный телефон за стол»). Устанавливайте правила в соответствии с возрастом ребенка. Некоторые правила подходят для детей всех возрастов. Но если у вас двое детей разного возраста (например, дошкольник и подросток, вероятно, вам нужно будет разработать для них разные правила.

• установите порядок в доме. Когда все дела происходят в определенном порядке, ребенок чувствует себя в безопасности. Зная, что и когда нужно делать, он лучше контролирует свое поведение. Благодаря вашему авторитету и установленным правилам ребенок будет знать, что плохое поведение неприемлемо;

• объясняйте правила, чтобы ребенок понял их важность. Старший ребенок бьет младшего? Расскажите старшему ребенку, как это вас расстраивает и почему такое поведение недопустимо.

3. Установите последствия

Правила без поощрений и наказаний неэффективны. Ребенок должен знать, что, если он ведет себя плохо, это не сойдет ему с рук.

• возьмите за правило поощрять хорошее поведение ребенка. Это заставит его понять, что хорошее поведение – это хорошо. Также ребенок реже будет проявлять плохое поведение, чтобы привлечь ваше внимание;

• установите наказания, которые смогут повлиять на поведение ребенка. Например, на определенное время вы можете запретить ребенку смотреть телевизор или играть в компьютерные игры;

• обращайте внимание на хорошее поведение ребенка. Если он впадает в истерики, не берите это во внимание, иначе вы будете неосознанно вознаграждать его плохое поведение своим вниманием.

4. Выполняйте обещания

Пустые угрозы не помогут вам контролировать ребенка. Если вы установили для ребенка последствия за его поведение, выполняйте их. Если вы этого не сделаете, ребенок, вероятно, начнет злоупотреблять вашей добротой и использовать ее в своих интересах.

• определите для себя, какие наказания вы сможете применять к своему ребенку. Если вы не решаетесь лишить ребенка десерта – не угрожайте ему этим. Вы ведь не хотите, чтобы ребенок воспринимал вас как родителей, которые не держат свое слово?

• составьте список поощрений и наказаний, которые вы будете применять. Так вы будете готовы действовать в ситуации, когда нужно будет показать свой авторитет. Здесь вам понадобится ваша уверенность. Ребенок почувствует, что есть черта, которую нельзя переступать. Если он случайно поведет себя плохо, вы будете знать, что делать;

• будьте последовательны, устанавливая правила, поощрения и наказания.

5. Делайте выводы

Поощрения и наказания не имеют никакого смысла, если ребенок не выносит из ситуации никакого жизненного урока. Если он не понимает, за что его наказали, вероятно, он снова и снова будет повторять подобные действия, даже с еще большей интенсивностью.

• если ребенок плохо себя ведет, предложите ему некоторое время провести в своей комнате. Дайте ему время самому понять, за что он наказан. Когда он сам скажет, что сделал неправильно, вы можете выбрать для него наказание, соответствующее ситуации;

• когда ребенок плохо себя ведет, обдумайте ситуацию в одиночестве, чтобы лучше ее понять. Возможно, вы сами каким-то образом спровоцировали его на неконтролируемое поведение.

Не существует конкретных правил, которые гарантированно помогут вам контролировать ребенка. Лучший способ справиться с трудной ситуацией – это делать то, что лучше всего подходит для вашего ребенка. Методом проб и ошибок вы сможете найти собственные рекомендации, которые наилучшим образом подойдут для вашей семьи.

Как справиться с неконтролируемым ребенком

Существует много способов контролировать ребенка, и как родители вы, вероятно, хорошо это знаете. Наверняка у вас есть правила и последствия, которые вы устанавливаете для ребенка.

Но иногда дети полностью выходят из-под контроля. Это приводит родителей в ярость и, что закономерно, вызывает у них беспокойство. Если вам знакома такая ситуация, не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим несколько советов о том, как справиться с неконтролируемым ребенком.

Причины, по которым ребенок может выйти из-под контроля

Причин, по которым ребенок может стать неконтролируемым, может быть множество. Вот некоторые из них:

ребенок требует внимания, не чувствуя себя любимым и достаточно уверенным в себе;

ребенок чувствует физическое недомогание или сильные отрицательные эмоции;

ребенок сталкивается со сложной ситуацией в школе (издевательства одноклассников, смена учителей, отсутствие друзей в школе и т. д.);

ребенок расстроен из-за ситуации в семье (развод родителей, переезд и т. д.);

• родители не устанавливают для ребенка никаких последствий и наказаний за его проступки. Он уверен, что ему все сойдет с рук.

Как справиться с неконтролируемым ребенком

Если ребенок вышел из-под контроля, родители могут принять определенные меры.

1. Установите власть

Разумеется, все родители хотят быть друзьями своим детям. Никто не желает придираться по пустякам. Но в первую очередь вы должны быть авторитетом для ребенка и заботиться о его благополучии. Ребенок сам в этом нуждается. У него уже есть друзья, но других родителей, кроме вас, у него не будет. Поэтому будьте авторитетом для ребенка.

• ваш ребенок может плохо себя вести, потому что не понимает, что хорошо, а что плохо. Научите его, как можно себя вести дома и на улице, а как нельзя;

• поощряйте ребенка общаться с вами. Задавайте ему вопросы и будьте внимательны к тому, что он вам говорит. Родители должны знать, чем живет их ребенок, чтобы определить, что его беспокоит. Это поможет определить причину его поведения. Возможно, он страдает от расстройств поведения и нуждается в помощи психолога. Или, может быть, над ним издеваются в школе или он просто требует вашего внимания;

• всегда будьте в курсе того, где находится ваш ребенок. Подростки часто скрывают от родителей, где и с кем они проводят время. Это может быть признаком определенных проблем.

2. Определите правила

Недостаточно просто сказать ребенку: «Веди себя хорошо». Его и ваши понятия о хорошем поведении могут отличаться. Уточните вместе с ребенком правила, чтобы в них не оставалось двусмысленности. Например, вы можете четко сказать, каких действий ожидаете от ребенка («Всегда застилай кровать утром» или «Никогда не бери с собой мобильный телефон за стол»). Устанавливайте правила в соответствии с возрастом ребенка. Некоторые правила подходят для детей всех возрастов. Но если у вас двое детей разного возраста (например, дошкольник и подросток, вероятно, вам нужно будет разработать для них разные правила.

• установите порядок в доме. Когда все дела происходят в определенном порядке, ребенок чувствует себя в безопасности. Зная, что и когда нужно делать, он лучше контролирует свое поведение. Благодаря вашему авторитету и установленным правилам ребенок будет знать, что плохое поведение неприемлемо;

• объясняйте правила, чтобы ребенок понял их важность. Старший ребенок бьет младшего? Расскажите старшему ребенку, как это вас расстраивает и почему такое поведение недопустимо.

3. Установите последствия

Правила без поощрений и наказаний неэффективны. Ребенок должен знать, что, если он ведет себя плохо, это не сойдет ему с рук.

• возьмите за правило поощрять хорошее поведение ребенка. Это заставит его понять, что хорошее поведение – это хорошо. Также ребенок реже будет проявлять плохое поведение, чтобы привлечь ваше внимание;

• установите наказания, которые смогут повлиять на поведение ребенка. Например, на определенное время вы можете запретить ребенку смотреть телевизор или играть в компьютерные игры;

• обращайте внимание на хорошее поведение ребенка. Если он впадает в истерики, не берите это во внимание, иначе вы будете неосознанно вознаграждать его плохое поведение своим вниманием.

4. Выполняйте обещания

Пустые угрозы не помогут вам контролировать ребенка. Если вы установили для ребенка последствия за его поведение, выполняйте их. Если вы этого не сделаете, ребенок, вероятно, начнет злоупотреблять вашей добротой и использовать ее в своих интересах.

• определите для себя, какие наказания вы сможете применять к своему ребенку. Если вы не решаетесь лишить ребенка десерта – не угрожайте ему этим. Вы ведь не хотите, чтобы ребенок воспринимал вас как родителей, которые не держат свое слово?

• составьте список поощрений и наказаний, которые вы будете применять. Так вы будете готовы действовать в ситуации, когда нужно будет показать свой авторитет. Здесь вам понадобится ваша уверенность. Ребенок почувствует, что есть черта, которую нельзя переступать. Если он случайно поведет себя плохо, вы будете знать, что делать;

• будьте последовательны, устанавливая правила, поощрения и наказания.

5. Делайте выводы

Поощрения и наказания не имеют никакого смысла, если ребенок не выносит из ситуации никакого жизненного урока. Если он не понимает, за что его наказали, вероятно, он снова и снова будет повторять подобные действия, даже с еще большей интенсивностью.

• если ребенок плохо себя ведет, предложите ему некоторое время провести в своей комнате. Дайте ему время самому понять, за что он наказан. Когда он сам скажет, что сделал неправильно, вы можете выбрать для него наказание, соответствующее ситуации;

• когда ребенок плохо себя ведет, обдумайте ситуацию в одиночестве, чтобы лучше ее понять. Возможно, вы сами каким-то образом спровоцировали его на неконтролируемое поведение.

Не существует конкретных правил, которые гарантированно помогут вам контролировать ребенка. Лучший способ справиться с трудной ситуацией – это делать то, что лучше всего подходит для вашего ребенка. Методом проб и ошибок вы сможете найти собственные рекомендации, которые наилучшим образом подойдут для вашей семьи

«В гости с ребенком». Консультация для родителей Чем старше становится ваш ребенок,тем чаще родители берут его с собой на разные торжества. На что надо обратить внимание, чтобы за столом.

Консультация для родителей «Как общаться с ребенком» ПРАВИЛО №1. Не вмешивайтесь в дело,которым занят ребенок,если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:”С тобой.

Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра» Если Ваш ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в.

Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века. Некоторые мамочки считают это.

Консультация для родителей «Как справиться с непоседой? Гиперактивность в вопросах и ответах» Оказывается, не всегда его проблемы связаны с ленью или непослушанием. В каждой группе есть непоседы, которые доставляют педагогам одни.

Консультация для родителей «С ребенком на природу» Прогулки на природу сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания. Нам лишь надо.

Если ребенка дразнят в школе

В этой школе дразниться не будут. Точка!
скачать видео

Читайте также:  Я одна - и мне хорошо

Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу?

Психологи советуют родителям не вмешиваться, по крайней мере, открыто в конфликт детей. Ваше вмешательство не заставит других детей по-иному относиться к ребенку.

Одноклассники не перестанут дразнить, они не поймут, что причиняют кому-то боль. Напротив, вполне вероятно, заступничество старших окончательно восстановит одноклассников против вашего ребенка. Играть с ним на равных, принимать в свою компанию его не станут – он «ябеда», не смог справиться сам, а привел родителей.

Таким образом, стремление лично разобраться с обидчиками либо требование, чтобы учительница своей властью «прекратила эти издевательства» приведет, скорее всего, к изоляции ребенка в кругу сверстников. Кроме того, малыш сделает еще один вывод: он не в состоянии справиться с трудностями сам, ему требуется помощь взрослых. Это лишит его самоуважения и уверенности в собственных силах. И, как ни парадоксально, помешает ему уважать собственных родителей. Ведь ребенок обратился к ним за помощью, а их вмешательство только ухудшило его положение.

Каким же образом помочь своему ребенку, попавшему в столь нелегкую ситуацию?

Некоторые родители советуют детям разобраться с обидчиками наиболее действенными методами. В большинстве случаев такие советы сводятся к одному: выяснить отношения напрямую, открыто спросив, что не устраивает насмешников. Зачастую эти выяснения немедленно переходят в драку, в которой не всегда побеждает тот, кто прав.

Справедливости ради нужно сказать, что подобная тактика иногда приводит к положительным результатам. Участие в драке, даже в том случае, если победа не была абсолютной, достаточно часто помогает ребенку самоутвердиться. Но увлекаться этим не стоит.

Английский психолог Дорис Бретт, практикующий врач, опытный специалист по вопросам детской психологии, считает, что не стоит позволять ребенку утверждаться в мысли, что любую проблему можно решить кулаками. Напротив, нелишне будет показать, что можно выйти с честью из создавшегося положения иными путями, и дать понять ребенку, что ему это вполне по силам.

Для этого ребенку понадобится помощь родителей, которые должны убедить его в том, что неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Ребенку следует дать понять, что полностью счастливый и довольный собой, своей внешностью, своим характером и уверенный в себе человек не станет обращать внимания на недостатки других, даже если эти недостатки реальные.

Существует вполне действенный способ справиться с обидчиками: не показывать, как эти «дразнилки» тебя обижают, не давать понять, что ты принимаешь их близко к сердцу.

Доктор Бретт предлагает повести разговор примерно по такой схеме:

«Ты жалуешься, что Ира тебя все время дразнит, а другие девочки подхватывают ее слова? Я понимаю, что это ужасно неприятно. До такой степени, что хочется заплакать. Но ведь слезами проблему не решишь. Скажи, ты плакала в школе? До слез дело не доходило, но ты расстраивалась, и девочки это видели? И что, после этого они сразу переставали тебя дразнить? Начинали относиться к тебе лучше? Нет, все было совсем наоборот.

Так давай подумаем, как же нам быть? Я, конечно, могу поговорить с ними. Но мне кажется, что как только я уйду, и ты останешься одна, все начнется снова. Как ты считаешь?

Может быть, поступим по-другому: ты, как это ни трудно, сделаешь вид, что тебя очень смешат их слова. Да, это нелегко. Но подумай, чего добивается Ира с подружками? Сделать так, чтобы ты расстроилась. И до сих пор так и случалось.

А ты попробуй поступить иначе. Улыбнись. Подумай, девочки тратят столько сил и времени, чтобы ты загрустила. Ведь это действительно смешно и глупо.

А как ты полагаешь, почему Ире так хочется обратить внимание других ребят на твои недостатки? Наверное, она не очень уверена в себе, иначе бы она так не поступала. Если ты засмеешься, то тем самым покажешь, что все ее слова – просто глупости, а она ведет себя не слишком умно. И другие это вскоре поймут. А еще они поймут: если тебя смешат эти слова, значит, все «дразнилки» не про тебя, и смеяться над тобой станет совсем неинтересно».

Как отмечает доктор Бретт, практика показывает: убедить ребенка в том, что подобное поведение – действительно реальный выход из положения, бывает нелегко. И здесь, как всегда, поможет наглядный пример. Расскажите ребенку, как в подобной ситуации в свое время оказались вы или кто-то из ваших знакомых или родственников.

Большое впечатление произведет также имя известного актера, спортсмена или просто знакомого человека, которому удалось справиться с аналогичной ситуацией благодаря такому простому, но действенному способу.

Необходимо попытаться убедить ребенка в том, что действовать ему надо самому. «Ведь мама с папой не всегда будут рядом с тобой. Значит, нужно учиться защищать себя самостоятельно».

Что же касается вопроса перевода в другую школу ребенка, которого дразнят одноклассники, то на него невозможно дать однозначный ответ. Все зависит от конкретной ситуации.

Подавляющее большинство психологов советует постараться разобрать возникший конфликт на месте, независимо от того, переводите вы ребенка в другую школу или оставляете в прежней. Иначе уже в новом коллективе вполне может возникнуть рецидив такой же конфликтной ситуации.

Ведь ребенок просто сбежал «с поля боя». И такая унизительная для него ситуация (оказался в проигрыше, даже не попытавшись победить) непременно даст о себе знать и на новом месте. Пусть школа другая, но груз проблем родители перенесли вместе с сыном или дочерью в этот коллектив. И если ситуация в новой школе повторится, ребенок, вместо того чтобы отстаивать свою позицию, снова захочет просто избежать дальнейших неприятностей и оставить все сложности позади, переложив груз на плечи родителей.

Перед тем как малыш пойдет в новый класс, рекомендуется поговорить с ним, проанализировать причины возникшего конфликта и вместе обсудить, как нужно поступать, чтобы не допустить повторения неприятностей на новом месте.

Нередко случается, что сложившаяся репутация «плаксы», «тихони», «задаваки» не позволяет ребенку наладить отношения с одноклассниками, даже если он, по совету родителей, меняет свое поведение.

Изменить поведение без подготовки крайне тяжело даже взрослому, старые привычки нередко берут верх, и это в порядке вещей. Объясните ребенку, что это вполне естественно, ведь он не робот. Пусть ребенок остается самим собой, но постарается быть более самокритичным, следит за своим поведением и не повторяет прежних ошибок.

Шесть стратегий в ситуации, когда ребенка дразнят

Состояние жертвы может со временем превратиться в приобретенное поведение. Но это не единственная возможная реакция на злонамеренные насмешки. Поэтому с раннего возраста нужно прививать детям умение постоять за себя. См. →

Как научить ребенка постоять за себя

Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше.

– Жизнь жестока, – говорят мужчины. – В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.

Причём негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас. См. →

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

​​​​​​​Самое главное – помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек – на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →

Как сделать ребенка популярным

Многие родители, когда их дети жалуются на социальное отвержение, говорят, что быть популярным вовсе не так уж и важно. Но если бы они на секунду задумались и вспомнили собственное детство, то поняли бы, насколько глубоко заблуждаются. Популярным быть необходимо, и, возможно, это одна из самых важных высот, которых способны достичь дети. См. →

А вы контролируете перемещения ребенка? До какого возраста?

Как связаны подростковый протест и родительский контроль

Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии

Сколько свободы давать ребенку в 10 лет? А в 13? Когда отпускать одного ездить на метро? Отслеживать его перемещения с помощью программы на смартфоне или просить отзваниваться на каждом этапе? Как заботиться о безопасности детей не в ущерб их самостоятельности?

Когда моим сыновьям было 8 и 12 лет, дочь еще лежала в коляске. Мы вместе выходили гулять, и мальчики постоянно ко мне подбегали и спрашивали: “Мам, можно мы пойдем в тот двор?”, “Мам, можно на стадион?”, “А это можно?”. Я говорила: “Да, можно”, если была уверена, что для них это не опасно.

Другие мамы удивлялись, почему мои дети не убегают втихаря, как их мальчишки. “Да потому что я разрешаю, а вы всегда запрещаете”, — отвечала я. Секрет в том, что, если детям не запрещать всё и вся, они будут спрашивать разрешения, а значит, мы будем в курсе того, как они распоряжаются своей свободой. Разрешения укрепляют родительский авторитет не меньше, а даже больше, чем запреты.

Мы редко задумываемся, как именно предоставлять ребенку свободу. Одни жестко ограничивают детей, чтобы держать все под контролем, другие, напротив, все пускают на самотек, а третьи кидаются из одной крайности в другую.

Но есть и иной, “срединный” путь — я бы назвала его “воспитанием свободой”. В этом случае ее дают не спонтанно, ситуативно, а продуманно, постепенно и дозировано, с учетом возраста и характера ребенка, там, где она нужна, и тогда, когда ребенок способен ею разумно распоряжаться.

В воспитании свободой я предлагаю руководствоваться “правилом четырех свобод”: это свободное время, свободная игра, свобода выбора занятий и личное пространство.

Свободное время

Когда спрашиваешь родителей, чем их дети заняты в свободное время, они, как правило, удивляются: “Какое может быть свободное время, когда надо и в школу, и в спортивную секцию, и на английский. “. Действительно, мы стараемся распланировать жизнь наших школьников буквально до минуты. Они закованы в жесткие рамки своего расписания, а “выйдя на свободу”, не знают, куда себя деть: у них не выработан навык распоряжаться собственным временем. Увидев это, мы тут же решаем, что уж лучше загрузить ребенка еще больше, чем он будет “дурью маяться” или “сидеть в соцсетях”. До какого-то момента он старательно следует установленному нами регламенту, пока не взбунтуется и не скажет: “Всё. Хватит. Ничего не хочу”.

У ребенка непременно должно быть личное, ничем не заполненное время, когда можно просто ничего не делать или делать только то, что хочется. Для каждого возраста это время свое, его может быть больше или меньше, но оно должно быть. Если такого времени у ребенка нет, это значит, что у него нет возможности побыть наедине с собой, познакомиться со своим “Я”.

Свободная игра

Сегодня в жизни детей так много специальных занятий с четкими инструкциями и алгоритмом действий, что когда они слышат “поиграйте во что хотите”, то просто теряются. Они не умеют придумывать игры, привлекать других участников, собирать команду. Отчасти это происходит потому, что исчезла дворовая культура — разновозрастные компании, где игры передавались от старших к младшим. Прежние развлечения вытеснены просмотрами мультиков и играми на телефоне или планшете.

Все это ведет к утрате внутренней свободы, к зависимости от электронных средств и внешних рамок. Поэтому для детей, особенно дошкольного возраста, очень важны свободные, не навязанные извне, ничем и никем не структурированные игры, где нет заранее установленных правил. В таких играх правила можно придумывать самому, распределять роли, раздвигать границы времени, пространства, возраста, делать невозможное возможным. Вот ты “здесь и сейчас”, а через пять минут на своей машине времени отправляешься в путешествие в Средние века или, наоборот, летишь в будущее.

Иногда родителям нужно специально создавать такое пространство, где дети могли бы собираться и проводить время вместе без гаджетов и телевизора.

Свобода выбора занятий

Ребенок быстро привыкает к тому, что за него всё решают и ему не нужно делать выбор. Только он потянулся к вазе с яблоками, как мама тут же дает ему самое, на ее взгляд, лучшее: “Возьми вот это”. Он хочет играть в хоккей, а ему говорят: “Нет, секция находится слишком далеко” или “Нет, там будет плохая компания”. Я знаю девочку, которая мечтает заниматься верховой ездой. Но ее мама боится лошадей, поэтому девочка вместо конного клуба вынуждена ходить на теннисный корт. Находится тысяча предлогов, чтобы отказать ребенку в его выборе и заставить заниматься тем, что выбрали родители.

Читайте также:  Режим до года и после (4-х разлвый и 5-ти разовый)

Безусловно, есть занятия, которые мы справедливо считаем необходимыми. Но обязательно должно быть место для одного или двух, которые ребенку действительно по душе. Надо давать ему свободу выбора, не нужно решать за него абсолютно все.

Девочке 16 лет, после окончания школы она не хочет идти в вуз: считает, что лучше сначала два года поработать. Родители переживают: запретить — дочь взбунтуется, разрешить — потом она скажет: “Как вы могли со мной так поступить? Ведь я была еще несмышленым ребенком!”. И они приняли решение: “Хочешь работу? Совмещай ее с учебой. Можешь выбрать любой вуз, но учиться ты должна”. Они установили один запрет, но в остальном предоставили дочери свободу. Так они пришли к согласию.

Хотим мы того или нет, но неизбежно наступит момент, когда наши уже подросшие дети должны будут выйти из-под “внешнего управления” и начать принимать решения самостоятельно, делать собственный выбор без оглядки на нас. Поэтому наша задача — с самого раннего возраста учить выбирать осознанно, учитывая последствия, видеть возможности выбора, его плюсы и минусы, оценивать альтернативы.

Уже в три года можно предложить ребенку выбрать блюда за обедом, одежду на прогулку, книжку, которую мы будем читать. В шесть-семь лет мы расширяем рамки выбора: например, он может сам решить, что купить в магазине в пределах определенной суммы. Выбор подростка еще шире, хотя все равно ограничен нашими условиями. Так ребенок учится распоряжаться своими правами, слушать других, прикидывать, рассчитывать.

Личное пространство

Независимо от материального положения семьи ребенку нужна своя территория: комната или уголок, который бы он сам мог оформить и где бы он чувствовал себя в безопасности, потому что туда никто не зайдет без приглашения и без стука, где бы он мог спокойно отдохнуть, в том числе от родителей, и что-то делать без родительского присмотра.

Личное пространство — это не только территория. Это вещи школьника, сумки, гаджеты, до которых без его ведома нельзя дотрагиваться, которыми он имеет право не делиться. Мы же порой позволяем себе проверять его карманы на предмет чего-то предосудительного и рыться в рюкзаке, контролируя, все ли он взял на занятия. Мы без спроса заглядываем в его компьютер и телефон. Доходит до абсурда: маме на смартфон приходят уведомления обо всех перемещениях ребенка, все прослушивается и зачастую записывается на видео.

Современные мобильные телефоны — самая длинная пуповина, которую мы никак не решимся перерезать. Нарушение границ попирает чувство собственного достоинства и провоцирует на подростковый протест. И что бы мы ни делали, какие бы технические средства ни придумывали, каких бы айтишников ни нанимали, чтобы взломать его устройства и соцсети, он всегда найдет варианты, как “уйти из-под колпака”.

Мы установили много границ, поэтому нужна зона, где дети чувствовали бы себя свободно, где не нарушается их право на уединение, где родители не роются в их вещах и не обнаруживают ничего “случайно”.

Нельзя позволять нашим страхам разрушить доверие. Лучше прямо сказать ребенку, заметив перемены в его поведении: “Меня беспокоит, что ты похудел, стал пропускать занятия”. Если мы перестанем контролировать каждый его шаг, подавлять любую его инициативу, подглядывать и подслушивать, устраивать за ним слежку, распоряжаться его временем, интересами, общением, пространством, вещами, если вместо этого будем готовы его выслушать, то узнаем намного больше. И тогда сможем не волноваться, что он утаит от нас что-то действительно важное.

Когда жизнь выходит из-под контроля, сосредоточьтесь на себе

Для большинства важен контроль над жизнью. Мы любим, чтобы все было привычно и предсказуемо. Для нас важна возможность планировать будущее. Нам нравится, когда все идет так, как хотелось. Мы хотим верить, что способны защитить себя и близких от того плохого, что может произойти.

Ощущение контроля дает чувство безопасности, однако подобный контроль — всего лишь иллюзия. В большинстве случаев невозможно контролировать других людей и ход событий. Кроме того, стараясь все контролировать, мы берем на себя колоссальную ответственность. Мы, по сути, утверждаем, что точно знаем, что верно и правильно, а что нет.

Рано или поздно мы обнаруживаем, что область контроля простирается недалеко: в нее входят в основном наши мысли и действия. У всех бывают периоды, когда все идет не так, и ничего с этим не поделать.

Когда жизнь выходит из-под контроля, чтобы пережить это, нужно сосредоточиться на том, что вы можете контролировать

Справиться с ощущением бессилия трудно. Мне и самой недавно довелось его пережить. Казалось, что жизнь крутится вокруг меня, словно вихрь, и я не знала, что делать с многочисленными проблемами. Я заметила, что постоянно думаю, насколько было бы лучше, если бы окружающие изменились и делали все так, как я считаю правильным.

Казалось, будто в мою жизнь ворвался ураган и унес из нее спокойствие, стабильность и предсказуемость. И тогда я вспомнила: если жизнь превратилась в ураган, нужно стать «глазом бури».

«Глаз бури» — спокойная область в центре урагана. Несмотря на бушующие вокруг ветер и волны, в нем сохраняются тишина и спокойствие. Так и вы можете прочно стоять на ногах и сохранять спокойствие, несмотря на буйство урагана жизни вокруг.

Когда жизнь выходит из-под контроля, чтобы пережить это, нужно сосредоточиться на том, что можете контролировать. Переведя внимание обратно на самих себя, вы вернете ощущение надежности и спокойствия.

Но как это сделать? Чтобы успокоить себя, собраться и начать действовать, нужно:

отдыхать от общения; иногда побыть одному и поразмышлять о жизни, освободить расписание, отказаться от лишних обязательств,

сосредоточиться на настоящем,

чаще бывать на природе, не отвлекаясь ни на что (гулять в одиночестве, без наушников, выключив телефон),

ухаживать за растениями,

получать поддержку у психолога или психотерапевта,

говорить по душам с другом,

завести дневник или составить список целей, чтобы организовать окружающий хаос, расставить приоритеты и взглянуть на ситуацию иначе,

меньше общаться с негативно настроенными людьми,

делать уборку (это позволяет контролировать физическое пространство вокруг себя),

плавать в бассейне или лежать в ванне (вода помогает восстановиться, очищает и дает ощущение легкости),

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ПОРА БОЛЬШЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ?

Чтобы пережить «шторм» с минимальными потерями, важно заранее понять, что жизнь начинает выходить из-под контроля.

Не заметить признаки повышенного уровня стресса просто. Лишь прислушавшись к себе, можно понять, насколько хорошо мы на самом деле справляемся с текущими трудностями. Обращайте внимание не только на свои чувства, но и на состояние тела, оно способно рассказать об эмоциональном благополучии.

Стоит задуматься, если вы:

  • постоянно беспокоитесь, часто плачете,
  • изо всех сил стараетесь контролировать людей и события,
  • страдаете бессонницей,
  • ощущаете себя на пределе,
  • уходите в себя,
  • страдаете головными болями, ощущаете мышечное напряжение,
  • зацикливаетесь на чем-то одном,
  • начинаете избегать людей и определенных ситуаций,
  • ощущаете потерю энергии или мотивации, с трудом сосредотачиваетесь,
  • слишком много или мало едите, страдаете от проблем с желудочно-кишечным трактом,
  • часто злитесь, стали более раздражительными.

Мы все будто бы обязаны выглядеть так, словно у нас всегда все в порядке. Отбросить привычную фальшивую улыбку и признать, что у вас проблемы, непросто. Периоды хаоса в жизни — это нормально. Всем приходится через них проходить.

Если чувствуете, что не справляетесь и теряете контроль над жизнью, сосредоточьтесь на себе. Забота и сочувствие к себе должны стать первым приоритетом. Делайте то, что помогает вам успокоиться.

«Я сама для себя надежна»: найти опору в себе

Иногда у всех, даже у тех, кто «идет по жизни, смеясь», опускаются руки. Помочь себе в такой ситуации можешь только ты сам — например, составив список моментов или вещей, которые по-настоящему любишь.

Четыре стадии жизни: как избежать неудачных решений

Мы все разные, но каждый из нас в глобальном смысле сталкивается с одними и теми же вызовами: найти себя, понять пределы возможностей, добиться больших целей.

7 форм опасного детского поведения, которые должны встревожить любого родителя

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Время от времени все дети устраивают родителям испытания для нервов, и это нормально. Но, если некоторые ситуации повторяются слишком часто, стоит заняться ими, чтобы они не выросли вместе с ребенком и не привели к очень неприятным последствиям. Специалисты также рассказывают, какие признаки должны вызвать тревогу у родителей.

Мы в AdMe.ru собрали 7 детских привычек, к которым нужно отнестись с особым вниманием, а при необходимости привлечь к их исправлению психолога.

Как понять, что проблема требует вмешательства?

Эти признаки означают, что ситуация не из тех, что решаются сами собой:

  • Поведение ребенка беспокоит вас месяц или больше.
  • Вы не контролируете происходящее.
  • От того, как ведет себя ребенок, страдают окружающие.
  • Поведение ребенка изменилось резко и без видимой причины. Например, если разговорчивая девочка с толпой подруг становится замкнутой и все время огрызается — это повод как минимум для серьезного разговора с ней.
  • У детей постарше страдает отношение к школе: падает успеваемость, случаются конфликты, иногда драки, начинаются опоздания и прогулы.
  • Появляются проблемы с питанием, сном, гигиеной.

Есть и другие моменты, к которым стоит присмотреться.

1. Неумение прощать

«Собака не захотела играть с сыном во дворе, потому что было жарко, а потом уснула».

Детей нужно научить выходить из конфликтных ситуаций. Вместо этого родители нередко учат всегда давать сдачу, хотя бы словами, притом что есть множество ситуаций, когда нужно отпустить негатив, чтобы потом не носить его в себе годами. Если же ребенок постоянно прокручивает в голове даже мелкие конфликты или старается обязательно отомстить обидчику — это тревожные звоночки.

Что делать?

Убедиться, что ребенок понимает, что такое «прощение» и в чем его смысл. Подать личный пример. Научить ребенка анализировать эмоции — свои и окружающих, чтобы понимать, почему случился конфликт. Объяснить, как можно выйти из неприятной ситуации.

2. Отказ от ответственности

«В детстве мой старший брат периодически сваливал на меня свои косяки, а чтобы я не настучала, говорил, что ябед в приют сдают. В общем, он настолько вошел во вкус, что свалил на меня „смерть“ телевизора, который он уронил и разбил. Вот только это случилось, когда родители уехали меня из больницы забирать. А я настолько привыкла брать вину на себя, что все подтвердила. Всыпали ему знатно, еще и за прошлые разы добавили», — рассказала одна из участниц сообщества «Подслушано».

А теперь представьте, что это взрослый, который сваливает вину за любую неудачу на окружающих, но уже на работе.

Что делать?

С детства приучать ребенка к ответственности, постепенно расширяя ее границы. Обсуждать с ним проблемы. Продуманно подходить к наказаниям за проступки, обязательно разбираться в их причинах. Составить четкие правила поведения и придерживаться их.

3. Чрезмерное упрямство

«Она сделала это со своими волосами специально. На распутывание ушло два с лишним часа».

Умение настоять на своем — хорошая черта, если при этом человек понимает, что иногда нужно идти на компромиссы, и может это делать. Это умение можно и нужно развивать именно в детстве, потом научиться ему будет намного сложнее.

Что делать?

Разобраться в чувствах ребенка, чтобы понять, почему он упрямится. Научить ребенка понимать свои и чужие эмоции и мотивы. Обозначить четкие границы «можно» и «нельзя». Не поддаваться на провокации. Отказаться от упрашиваний, подкупов, споров, наигранного безразличия, обвинений, попыток пристыдить и других похожих способов. Говорить спокойно, понятно, недвусмысленно: «Сладости будут только после того, как съешь суп» вместо «Ты же перебьешь кексом аппетит». По возможности идти на компромиссы.

4. Манипулирование

Этот ребенок забрался туда и стал звать папу на весь магазин.

Иногда дети пытаются манипулировать очень прямо, например, устраивая истерику в магазине, иногда — намного более тонкими действиями. Результат один — окружающие делают то, что от них хотят, порой против своей воли. Но ребенку нужно понять, что на этом фундаменте не получится построить здоровые отношения ни с семьей, ни с друзьями, ни с кем-либо еще.

Что делать?

Научиться отличать капризы и истерики, направленные на получение желаемого, от реакций на то, что действительно беспокоит ребенка. Давать ребенку достаточно своего внимания — часто манипуляции появляются, когда не хватает общения с родителями. Реагировать на такое поведение спокойно, без криков и угроз — это сложно, но иначе результата не будет.

5. Страх перемен

Помните, как Шелдон Купер повторял, что на его стороне дивана может сидеть только он? Для младенца следование заведенным порядкам очень важно, но в возрасте постарше ребенку нужно привыкнуть к переменам и научиться принимать их. В современном мире с его порой бешеным темпом жизни чрезмерный консерватизм может привести к серьезным последствиям. Если ребенок уже ходит в детский сад, но устраивает истерику из-за неправильного порядка карандашей в коробке, стоит серьезно заняться этим.

Читайте также:  Чем старше становится ребенок, тем быстрее он начинает понимать и осваивать новые вещи.

Что делать?

Обратная сторона страха — любопытство, поэтому стоит заранее рассказывать ребенку, что его ждет. Контролировать свои эмоции, следить за собой во время рассказа — дети с легкостью считывают язык тела и легко подхватят ваше волнение. Найти ему компанию: ребенку часто проще сделать что-то вместе с другом, чем одному. Говорить о чувствах ребенка, чтобы он знал — его услышали и поняли. Отнестись с пониманием, ведь то, что кажется нам мелочью, для ребенка очень важно — просто вспомните собственное волнение перед, например, экзаменом или выступлением.

6. Необдуманные действия

«Сын моих друзей добрался до кладовки».

Детская непосредственность кажется милой, пока ребенок не ставит горячую сковородку на пластиковый поднос или не пачкает новые брюки в первой же луже, потому что «захотелось прыгнуть». Такие дети говорят и делают первое, что придет в голову, не задумываясь о результатах, и это может обернуться неприятностями не только для них. В таких случаях родителям нужно научить детей заранее оценивать последствия собственных действий.

Что делать?

Сохранять спокойствие. Узнавать, почему ребенок поступил именно так, и разбирать с ним ситуацию. Научить ребенка анализировать собственные эмоции. Пусть ребенок исправит последствия своего поступка или хотя бы попытается. Говоря ребенку, что необходимо сделать, нужно просить его повторить указание, чтобы он точно запомнил его. Учить ребенка самоконтролю, например, через игры вроде «Съедобное-несъедобное». Установить четкие правила, особенно для случаев, когда импульсивное поведение мешает ребенку, и хвалить, если ему удается следовать им.

7. Неспособность адекватно развлечь себя

Детский психолог Катерина Мурашова однажды провела эксперимент. Она предложила 68 подросткам в возрасте от 12 до 18 лет провести 8 часов наедине с собой, без гаджетов и общения с другими людьми. Справились всего 3 подростка, причем все остальные почувствовали себя плохо.

Многие малыши не умеют занять себя, и это нормально. Но ребенку постарше нужно научиться самодостаточности. Если же этого навыка нет, ребенок не сможет сосредоточиться на собственных ощущениях, потому что будет все время отвлекаться на «внешний шум» и не услышит самого себя. Взрослые, которые не знают, чего хотят, и паникуют, если телефон разрядился, вырастают из таких детей.

Что делать?

Общаться с ребенком, делать что-нибудь вместе. Установить ограничения на пользование гаджетами. Научить понимать, что ему нравится, а что нет, в том числе в себе. Помочь найти интересы, не связанные с гаджетами.

Если вы не можете справиться самостоятельно

«У моего 10-летнего сына обсессивно-компульсивное расстройство, и он потихоньку собирает это».

Обратитесь к психологу. Это будет значить только то, что вам не все равно, что происходит в семье, с вашими близкими, и что вы хотите получить помощь квалифицированного специалиста. Это разумное поведение взрослого человека, так что стесняться не стоит. К тому же одну и ту же деструктивную привычку у разных детей могут вызвать самые разные причины, а самостоятельно поставленные диагнозы в области психики часто оказываются неправильными.

А вы сталкивались с такими проблемами? Поделитесь в комментариях, как вам удалось справиться с ними.

Школьные трудности: неуспеваемость, прогулы, нежелание учиться

Трудности обучения в школе – одна самых частых причин обращения родителей учеников к психологу. Со слабой успеваемостью, прогулами, не желанием учиться близкие ребенка пытаются бороться разными способами: наказаниями, уговорами, подарками, угрозами. Но все это может оказаться безрезультатным. Почему? Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Сначала давайте попытаемся понять: Ваш ребенок не может или не хочет учиться? Сразу оговоримся, что обычно эти два фактора тесно связаны между собой. Если ребенок по каким-либо причинам не может справляться с учебной нагрузкой, то рано или поздно у него пропадает желание ходить в школу. Представьте себе ситуацию, Вы каждый день ходите на работу, где Вас постоянно критикует начальство и Вы – один из худших сотрудников. Как вы себя чувствуете? Хотите ли продолжать работать? Думаю, что Вы захотите поменять место работы или специальность. Но ребенок не может изменить деятельность, он обязан учиться в школе, других вариантов у него нет. И когда становиться совсем невыносимо – становится равнодушным к двойкам, сбегает с уроков, делает все возможное, чтобы не выполнять домашние задания и т.д.

Причины школьных проблем

Чтобы помочь ребенку выйти из замкнутого круга проблем необходимо обнаружить, что стало причиной возникновения школьных трудностей. Давайте остановимся на них более подробно.

1. Слабый уровень развития способностей

У каждого ребенка свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто-то легко учиться на одни пятерки, а кому-то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку. Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок плохо учится именно по этой причине, подтвердить или опровергнуть ваше предположение может детский психолог. Он проведет ряд психодиагностических исследований и расскажет Вам: позволяют ли интеллектуальные возможности ребенка успешно осваивать школьную программу.

2. Пробелы в знаниях по учебным предметам

В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ребенку все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала.

3. Завышенные требования к успеваемости

Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы он в школе он получал только хорошие оценки. Но какие усилия должен для этого приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям?

Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться. И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учиться хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т.д. Это может приводить к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствия.

Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает. Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством. Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, заведение двойных дневников (для родителей и для школы) и т.д.

4.Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям

Здесь важно отметить, что есть дети, которые не умеют и дети, которые физически не могут контролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания, неврологическими заболеваниями и пр.)

Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь. В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения. Для этого может потребоваться длительное время и глубокая совместная работа самого ребенка, его родителей и психолога

5. Конфликты в школе (с детьми или учителями)

Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваются родители подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами. Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением. Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек.

У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план. Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости. И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе.

Конфликты случаются в любом коллективе, и если ребенок умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.д.)

6. Отсутствие интереса к обучению

Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т.д. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению.

Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи. Часто бывает комплекс из нескольких причин, тесно взаимосвязанных между собой, и тогда разбираться с ними нужно постепенно, плавно распутывая клубок возникших трудностей, прорабатывая каждую в отдельности, постепенно формируя у ребенка новое ощущение себя и создавая новые формы поведения. И чем дольше существует проблема, тем сложнее и длительнее будет ее решение.

Пример из практики:

К нам обратилась мама девочки 8 лет. Ребенок учился хуже всех в классе, когда ее вызывали к доске, она молчала, даже когда знала материал. В школу ходила, что называется, из-под палки. Желание учиться отсутствовало.

В процессе беседы с мамой и девочкой выяснилось, что Яна (пусть будут так звать нашу героиню) боится отвечать у доски, ей кажется, что все одноклассники будут над ней смеяться, если она ошибется. Диагностика показала у девочки низкий уровень развития внимания, неуверенность в себе, высокую тревожность.

Работа велась на протяжении полугода в нескольких направлениях. Во-первых, искусственно создавалась ситуация успеха в решении интеллектуальных заданий. Яна могла сама регулировать уровень трудности предлагаемых задач, постепенно повышая планку, научаясь не только верить в себя, но и понимать пределы своих возможностей. Во-вторых, занятия были построены таким образом, чтобы помочь ребенку стать более внимательным, для этого использовались специальные игры и упражнения. В-третьих, велась работа над созданием учебной мотивации, со стороны мамы было много сделано для того, чтобы возродить у ребенка познавательный интерес.

Нам удалось справиться со страхом оценки, девочка начала успешно отвечать на уроках устно. Яна (и ее мама) научились замечать даже малейшие успехи и радоваться им, не сравнивая их с успехами других детей. Уменьшилось количество ошибок в письменных работах, средний уровень успеваемости за четверть вырос с 3,2 баллов до 3,9.

Общие рекомендации родителям

Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что в каждом конкретном случае работа будет строиться по-разному, в зависимости от причин, породивших проблему, длительности ее существования, особенностей ребенка и т.д. Однако, есть и общие рекомендации родителям, которые хотят, чтобы их дети росли положительно относились к школьному обучению. Они очень просты, и все же не у всех получается их соблюдать. Вот они:

  • Выставляйте требования к успеваемости в соответствии с возможностями и способностями ребенка;
  • Поддерживайте ребенка в ситуациях неуспеха, акцентируйте внимание на его достижениях;
  • Будьте в контакте с классным руководителем и другими педагогами школы;
  • Стремитесь узнавать новое вместе с ребенком, в том числе и за рамками школьной программы;
  • Формируйте у ребенка мотивацию интереса к познанию нового, желание получать знания, а не ориентировку на оценки;
  • Помните, что близкие, доверительные отношения с ребенком – самый лучший способ «держать руку на пульсе»;
  • Давайте ребенку возможность выбора направления, в котором он хотел бы развиваться.

В статье мы привели только некоторые, самые распространенные на наш взгляд, причины проблем в учебе. Чтобы детально рассмотреть все возможные причины школьных трудностей, понадобилось бы написать не одну книгу.

Если вы самостоятельно не можете определить, что мешает вашему чаду успевать в учебной деятельности и как ему помочь, или не до конца уверены в верности своей позиции по отношению к ребенку, лучше всего обратиться за помощью к специалистам (психологу, педагогу, неврологу и т.д.). Они помогут установить причину школьной неуспешности, и подскажут, как выйти из создавшейся ситуации.

Записаться на консультацию к детскому психологу Вы можете по телефону (812) 640-38-55 ,
а также Вы можете задать вопрос специалисту, заполнив форму ниже.

Услуги Центра

Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Санкт-Петербург,
Малоохтинский проспект, д. 61А,
БЦ «Александр Невский», 3 этаж
Карта проезда

Лицензия на осуществление медицинской
деятельности № 78-01-002884

Ссылка на основную публикацию