Ночь перед Рождеством.

Ночь перед Рождеством.

Ночь перед Рождеством

Истории старого пасечника

Стоит ясная морозная ночь накануне Рождества. Светят звёзды и месяц, искрится снег, над трубами хат клубится дымок. Это Диканька, крохотное село под Полтавой. Заглянем в окошки? Вон старый казак Чуб надел тулуп и собирается в гости. Вон его дочка, красавица Оксана, прихорашивается перед зеркальцем. Вон влетает в печную трубу очаровательная ведьма Солоха, радушная хозяйка, к которой любят захаживать в гости и казак Чуб, и сельский голова, и дьяк. А вон в той хате, на краю села, сидит, попыхивая люлькой, какой-то старичок. Да ведь это пасечник Рудый Панько, мастер рассказывать истории! Одна из самых весёлых его историй о том, как чёрт украл с неба месяц, а кузнец Вакула летал в Петербург к царице.

Всех их – и Солоху, и Оксану, и кузнеца, и даже самого Рудого Панька – придумал замечательный писатель Николай Васильевич Гоголь (18091852), и в том, что ему так точно и правдиво удалось изобразить своих героев, нет ничего необыкновенного. Гоголь родился в небольшом селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии и с самого детства видел и хорошо знал всё то, о чём позже писал. Отец его был помещиком и происходил из старинного казацкого рода. Николай учился сперва в Полтавском уездном училище, потом – в гимназии в городе Нежине, тоже недалеко от Полтавы; здесь-то он впервые и попробовал писать.

В девятнадцать лет Гоголь уехал в Петербург, служил какое-то время в канцеляриях, но очень скоро понял, что призвание его не в этом. Он начал понемногу печататься в литературных журналах, а чуть позже выпустил и первую книжку «Вечера на хуторе близ Диканьки» – сборник удивительных историй, будто бы рассказанных пасечником Рудым Паньком: о чёрте, укравшем месяц, о таинственной красной свитке, о богатых кладах, которые открываются в ночь накануне Ивана Купалы. Сборник имел огромный успех, очень понравился он и А. С. Пушкину. Гоголь вскоре с ним познакомился и подружился, и в дальнейшем Пушкин не раз помогал ему, например, подсказав (конечно, в самых общих чертах) сюжет комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души». Живя в Петербурге, Гоголь издал и следующий сборник «Миргород», куда вошли «Тарас Бульба» и «Вий», и «петербургские» повести: «Шинель», «Коляска», «Нос» и другие.

Следующие десять лет Николай Васильевич провёл за границей, лишь изредка возвращаясь на родину: понемногу жил то в Германии, то в Швейцарии, то во Франции; позже на несколько лет поселился в Риме, который очень полюбил. Здесь был написан первый том поэмы «Мёртвые души». В Россию Гоголь вернулся лишь 1848 году и поселился под конец жизни в Москве, в доме на Никитском бульваре.

Гоголь – писатель очень разносторонний, произведения его такие разные, но объединяет их остроумие, тонкая ирония и добрый юмор. За это больше всего ценил Гоголя и Пушкин: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе…»

Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа[1]. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских[2] лошадей, в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом чёрными смушками[3], с дьявольски сплетённою плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика, то он бы, верно, приметил её, потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнёт. Он знает наперечёт, сколько у каждой бабы свинья мечет поросёнков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке[4]. Но сорочинский заседатель не проезжал, да и какое ему дело до чужих, у него своя волость[5]. А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только чёрным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звёзды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре ещё блестели. Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Близорукий, хотя бы надел на нос вместо очков колёса с Комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец[6]: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке[7]. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий[8]в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

Между тем чёрт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдёрнул её назад, как бы обжёгшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдёрнул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый чёрт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки[9]; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чём не бывал, побежал далее.

В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц. Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том всё село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех. Но какая же была причина решиться чёрту на такое беззаконное дело? А вот какая: он знал, что богатый козак Чуб приглашён дьяком на кутью[10], где будут: голова; приехавший из архиерейской певческой родич дьяка в синем сюртуке, бравший самого низкого баса; козак Свербыгуз и ещё кое-кто; где, кроме кутьи, будет варенуха[11], перегонная на шафран водка и много всякого съестного. А между тем его дочка, красавица на всём селе, останется дома, а к дочке, наверное, придёт кузнец, силач и детина хоть куда, который чёрту был противнее проповедей отца Кондрата. В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всём околотке. Сам ещё тогда здравствовавший сотник[12]Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома. Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалёваны кузнецом. Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь ещё можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалёванная на церковной стене в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный чёрт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключённые прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал её на большой деревянной доске, чёрт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на всё, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры чёрт поклялся мстить кузнецу.

Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остаётся дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от того пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.

Замечание пасичника. (Примеч. Н. В. Гоголя.)

Обывательские (лошади) – т. е. крестьянские: «сельскими обывателями» в царской России назывались крестьяне.

Сочельник и ночь перед Рождеством: главные святочные гадания, запреты, традиции и приметы

Для православных христиан, живущих в России, наступает второй по значимости церковный праздник — Рождество Христово. Русская православная церковь и другие конфессии, живущие по юлианскому календарю, отмечают Рождество с 6 на 7 января. В России 7 января является выходным днем. Западные христиане и православные церкви, живущие по григорианскому и совпадающим с ним новоюлианскому календарю, отметили Рождество с 24 на 25 декабря.

Подробнее о том, почему католики и православные отмечают Рождество в разные дни, читайте в материале Федерального агентства новостей.

Сочельник — канун Рождества

Канун Рождества — рождественский Сочельник — очень важный для всех христиан день. На Руси предрождественский Сочельник был связан с народными поверьями, имеющими еще дохристианскую природу.

Сочельник отмечается вечером 6 января. В это время на Руси было принято гадать, и вообще с этим днем было связано много обрядов, поверий и запретов, которые соблюдаются до сих пор.

Что такое Сочельник

Название Сочельник происходит от слова «сочиво» — это сваренные в меду зерна злаков. Этим блюдом разговлялись после весьма строгого и длительного Рождественского поста, в последний день которого было принято вообще отказываться от пищи до момента, пока на небе не появлялась первая звезда, за которую верующие принимали планету Венеру. После появления на вечернем небе первой звезды можно было разговеться сочивом, а потом после рождественской службы верующие садились за праздничную трапезу, в том числе с мясными блюдами.

Читайте также:  Когда обычно начинается прорезывание зубов?

Сочельник на Руси также называли Коляды, поскольку с этого времени верующие (в основном дети) ходили по дворам и пели колядки — народные рождественские гимны.

Святки

С Рождества на Руси наступало время Святок. Святки — это неделя радости и празднования, когда отменяются все посты, и можно есть мясо каждый день.

Святки всегда проходят в одно и то же время — с 7 по 17 января.

Сочельник и ночь перед Рождеством: святочные гадания, традиции и запреты

Гадать на Руси было принято ограниченное количество дней в году. Зимой гадали с ночи перед Рождеством и в течение всех Святок — вплоть до крещенского вечера 18 января (Крещение отмечается 19 января).

Считалось, что в это время нечистая сила гуляет по земле, но относится к людям снисходительно и даже позволяет заглянуть в потусторонний мир. Церковь никогда не одобряла ни гаданий, ни бурного отмечания Святок, но традиция «похулиганить» в это время с нечистой силой жива и поныне.

На Руси в основном гадали незамужние девушки, причем обычай был распространен во всех слоях общества — от простых крестьянок до состоятельных и образованных дворянок.

Когда лучше всего гадать

Лучшим временем для гаданий, когда предсказания считаются самыми верными, называют ночь перед Рождеством с 6 на 7 января, Старый новый год с 13 на 14 января и крещенский вечер с 18 на 19 января.

Гадания в ночь перед Рождеством

О гаданиях написано множество книг и руководств. Самые известные рождественские и святочные гадания приводило и Федеральное агентство новостей. Напомним три самые популярные гадания, которые девушки использовали в предрождественскую ночь, чтобы разузнать о своей женской доле. Ведь главная тема гаданий — кто будет тот суженый, за которого предстоит выйти замуж, и когда ждать сватов.

Гадание на девичьих предметах

Для этого гадания нужна компания. В предрождественский вечер деревенские девушки собирались для гадания все вместе в горнице, а молодые красавицы из других сословий — в гостиной.

На специальный гадательный стол (подойдет и обеденный) каждая клала какой-нибудь один предмет, принесенный с собой. В основном это были драгоценности — серьги, кольца, а также монетки, платочки и другие девичьи мелочи. Каждая девушка, закрыв глаза, брала один из предметов левой рукой и наощупь пыталась угадать, что сулит ей Новый год. Монета — к деньгам, кольцо — жди сватов, платок — предстоит плакать и утирать слезы, ложечка — к изобилию и т.д.

Гадание на блюдце

Это знаменитое гадание также принято проводить большой компанией. На гадальный стол (или просто на небольшой круглый стол) нужно положить белую простыню. На простыне рисуют большую окружность, которая будет гадательным кругом. Окружность делится пополам, на одной половине пишется «да», на другой — «нет». По всей окружности по часовой стрелке нужно написать все буквы алфавита. Подготовиться к гаданию имеет смысл заранее.

В предрождественский вечер участницы гадания собираются у гадательного круга и зажигают три свечи, что предпочтительнее для различных магических обрядов. Остальной свет желательно потушить. После этого берут блюдце, переворачивают и нагревают на одной из свечей.

Затем нагретое перевернутое блюдце ставится на гадательный круг. Все участницы гадания кладут на перевернутое блюдце пальцы, слегка прикасаясь к горячему фарфору. После этого нужно трижды сказать: «Вызывается дух такого-то!»

Как правило, для того, чтобы заглянуть в будущее, приглашают в «помощники» известных писателей и поэтов или кого-то т из недавно умерших общих знакомых. Самые популярные из приглашаемых — Пушкин и Маяковский.

Когда приглашенный дух «появляется», блюдце должно стукнуть, желательно, три раза. После этого к духу можно обращаться с разными вопросами, и по движению блюдца пытаться узнать ответы. Можно задавать вопросы, требующие ответа «да» или «нет», или спрашивать что-то посложнее и пытаться прочесть «послание» из потустороннего мира по движению блюдца к разным буквам, из которых будут складываться слова.

Тут важны две вещи — поменьше жульничать и не принимать все «услышанное» от духов слишком уж всерьез.

Гадание на зеркалах

Гадание на зеркалах — одно из самых популярных и считающимся «страшными» гаданий для ночи перед Рождеством. Вечером 6 января нужно в темной комнате поставить два зеркала друг против друга и зажечь между ними свечу. Затем гадальщица садится перед одним из зеркал и внимательно всматривается в изображение. Когда «размноженное» в зеркале пламя свечи начнет расплываться, в туманном образе может появиться образ суженого. А, может, и что-то страшное пригрезиться, так что опытные гадальщицы советуют соблюдать осторожность — вдруг из зеркал появится кто-то нежданный и утащит красавицу в потусторонний мир…

Запреты в Сочельник и в ночь перед Рождеством

На Руси в предрождественский период и в само Рождество под запретим было все, что может сулить несчастье или смерть, поскольку сам праздник связан с рождением и с торжеством жизни.

В этот период запрещалось использовать несущие опасность острые предметы, нельзя было ходить на охоту и резать скотину. Также возбранялось шить, вязать, пользоваться ножами и вообще заниматься готовкой или уборкой, в том числе подметать пол.

Также считалось, что рождественский пирог нельзя резать заранее, поскольку ножи в Сочельник были под запретом.

Приметы на Рождество

Если на Рождество ясная погода — предстоящий год будет легким.

Ясное небо в ночь перед Рождеством сулит хороший урожай.

Если в предрождественский вечер снегопад и метель — весна будет ранней и дружной.

Рождественские повести: Диккенс, Гоголь, Янсон и другие

Создание этого жанра часто приписывается английскому писателю Чарльзу Диккенсу. Хотя его «Рождественская песнь» была опубликована в 1843 году, а «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда вошла повесть «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, — в 1832 году. Но выяснение того, кто был первым, а кто вторым, нам не так уж интересно. Гораздо важнее другое – в каждой рождественской истории присутствует обязательный, свойственный жанру, «набор» — он встретится и у Диккенса, и у Гоголя, и у Янсон, и у современного шведского писателя Свена Нурдквиста, и в сказке «Щелкунчик», и в рождественских приключениях муми-троллей. Давайте вспомним рождественские истории разных авторов из разных стран и посмотрим, что их объединяет.

Скряга Скрудж и духи

Из пяти рождественских повестей Диккенса, которые появлялись в течение пяти лет в декабре, наиболее известна первая, собственно, она и является по-настоящему «рождественской», так как действие ее разворачивается непосредственно в Сочельник и первые дни Святок.

Скряга Скрудж, которого раздражает приближение праздников, когда никто не будет работать и зарабатывать, а будет лишь веселиться и бездельничать, встречает по дороге домой дух своего компаньона Джейкоба Марли, умершего в Сочельник семь лет тому назад. Дух Марли рассказывает Скруджу о том, что был наказан за то, что при жизни не стремился творить добро и помогать нуждающимся, и теперь он хочет, чтобы Скрудж изменился, поэтому к нему будут посланы три духа, которые помогут ему исправиться.

И вот духи Рождества по очереди приходят к жадному старику. Первый, Дух прошлого, переносит его к тем картинам детства, которые Скрудж давно забыл, но сейчас, глядя на себя маленького со стороны, он немного смягчается. Второй, Дух нынешних Святок, ведет Скруджа к дому его работника Боба Крэтчита, у которого тяжело болен сын. И показывает ему ту жизнь, которую Скрудж давно уже отверг, в которой есть место невзгодам, радостям, испытаниям и надеждам. Старый скряга давно не испытывал таких эмоций, он жил в мире, в котором была лишь жажда наживы и злоба.

Третий дух переносит старика в будущее: на улицах все говорят о чьей-то смерти, и этого человека никому не жаль. Трое воров обокрали дом умершего и продали вещи скупщику в трущобах, рассуждая о том, что «наверное, он специально всех нас отваживал при жизни, чтобы мы могли нажиться на нём после его смерти». Скрудж понимает, что видит собственный конец и ему становится страшно. Он решает измениться, идет в дом своего племянника, помогает сыну Боба, жертвует деньги на благотворительные цели. Он полностью меняется.

В повести Диккенса элементы сказки, народного фольклора и реальной действительности переплетаются удивительным образом. Писатель дает герою возможность увидеть себя со стороны, увидеть то, к чему приводит корысть и страсть наживы. Скрудж страшен, но ведь даже самый великий грешник может исправиться. Еще один важный мотив, свойственный всем без исключения произведениям этого жанра – мотив семьи. Он звучит сначала как будто издалека. Скрудж одинок и чужое стремление быть вместе с любимым человеком, с детьми, приводит его в раздражение. Когда дух переносит его в прошлое, он вспоминает свою возлюбленную и то, почему она не стала его женой, увидев в нем все сжигающую алчность. В финале повести тема семьи звучит уже в полный голос, именно к племяннику Скрудж идет праздновать Рождество.

«Ночь перед Рождеством»

Эти мотивы звучат и в гоголевской повести, входящей в цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Тут тебе и волшебные существа – и ведьма, которая крадет с неба звезды, и черт на метле, и месть нечистой силы кузнецу Вакуле за то, что тот посмел нарисовать картину Страшного Суда, и любовь Вакулы к гордой красавице Оксане, и грозный отец – казак Чуб. Именно в связи с Вакулой, Оксаной и Чубом возникает семейная тема в повести, которая собственно и является главной сюжетной линией: если кузнец сможет достать царские черевички, то Оксана согласиться стать его женой.

Впрочем, имеет ли смысл пересказывать историю, которую столько раз каждый из нас читал. Начало повести всегда переносят нас в другой мир, где сказка становится обычным явлением, и никого не удивляет, когда галушки сами прыгают в рот, только успевай его открывать:

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег…»

Когда читаешь об этом снеге, и скрыпе, и луне, о том, как красавица Оксана поняла, что зря дала невыполнимое поручение кузнецу, о том, как дивился он дорогому убранству петербуржского дворца и черевичкам, что были надеты на ножках царицы, о том, как разукрасил церковь и в углу написал черта в огне – «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо», понимаешь, что это гораздо ближе к настоящей жизни, и настоящему Рождеству, чем кажется на первый взгляд. Потому что главное в этом Празднике – чудо, а у Гоголя его более, чем достаточно.

Читайте также:  Диета при железодефицитной анемии у детей

Рождество по-скандинавски

Мотивы, о которых речь шла выше, – переплетение сказки и реальности, волшебных существ — с вполне реальными и, конечно, тема семьи, теплого дома, в котором тебя всегда примут и поймут, близка рождественским повестям и Туве Янсон, и Свена Нурдквиста.

Есть две «рождествеские» истории в серии книг про Финдуса и Петсона, это – «Рождество в домике Петсона» и «Механический Дед Мороз». Для тех, кто не знаком с этими героями, кратко опишу их. Петсон – это пожилой мужчина, который живет в небольшой шведской деревушке, где-то далеко-далеко, он занимается своим домом, рыбалкой, курами, огородом и всевозможными механическими усовершенствованиями. Финдус – маленький, взбалмошный котенок, благодаря которому оба героя постоянно попадают в какие-то истории.

Детям школьного возраста будет интересна книга «Механический Дед Мороз» — там находится место и удивительным изобретениям чудака Петсона и настоящему волшебству. Дошкольникам будет ближе повесть «Рождество в домике Петсона» (эта рекомендация условна): «Наконец-то потеплело! Уже несколько дней Петсон собирается сходить в магазин, но было очень холодно, и он не решался выйти на улицу. И вот скоро уже рождественский сочельник, а в доме почти не осталось еды. Надо обязательно купить продукты, ведь завтра магазины будут закрыты. А еще надо срубить елку, испечь печенье с корицей, навести порядок в доме…».

Петсон отправляется в лес за елкой, но вот незадача – он повреждает ногу, теперь не будет никаких магазинов, праздничных украшений, подарков и вкусной еды. Но ведь Рождество – это время когда чудеса случаются сплошь и рядом. К несчастному Петсону приходят на помощь соседи. Мотив близости друг к другу, тема дружбы и взаимовыручки и обязательно счастливый конец – непременные атрибуты этого праздничного жанра.

Если вы еще не знакомы с книгами Свена Нурдквиста, отмечу удивительные иллюстрации, сделанные самим автором текста – оригинальные, занимательные, яркие, они не просто дополняют текст, но являются как бы отдельным сюжетом. Нурдквист – замечательный иллюстратор, собственно, с самого начала это и было его специальностью, писать книги он стал позже. Истории про Петсона и Финдуса популярны и на родине автора, и в Европе, по ним сняты мультфильмы. Кстати, любая из книг про этих героев –красочный и оригинальный подарок на праздник.

По-настоящему «рождественскую» историю можно прочитать и у Туве Янсон, знаменитой писательницы, создавшей серию книг о муми-троллях. «Ель» обычно не входит в самые популярные издания Янсон, тем не менее, и эта короткая повесть, и другие из сборника «Дитя-неведимка» удивительны по своей тонкости и поэтичности.

Раздраженный Хемуль залез на крышу дома муми-троллей и принялся счищать с нее снег, ему поручили разбудить муми-троллей к Рождеству:

«– Мама, проснись, – испуганно зашептал Муми-тролль. – Случилось что-то ужасное. Они называют это Рождеством.

– Что ты имеешь в виду? – высунувшись из-под одеяла, спросила мама.

– Я точно не знаю, – ответил ее сын. – Но ничего не готово, и что-то пропало, и все носятся, как угорелые. Может, опять наводнение.

Он осторожно потряс фрекен Снорк и прошептал:

– Ты не пугайся, но говорят, произошло что-то страшное.

– Спокойствие, – сказал папа. – Только спокойствие».

Итак, что же такое Рождество? Зачем нужна елка – чтобы Рождество задобрить или чтобы спрятаться от него под ней? А рождественский ужин, о котором все столько говорят? Зачем зажигать свечи, дарить подарки? И кому? Наверное тем, у кого еще ни разу не было такого праздника, и вкусной еды, и подарков. А когда ты что-то сделаешь для другого, то непонятное Рождество уже совсем не страшно.

«Щелкунчик и мышиный король»

И все таки самой «рождественской» из всех известных мне сказок я бы назвала книгу Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», которая была написана в 1816 году.

Наверное потому, что эта сказка уже давно неотделима для нас от чудесной, праздничной музыки П.И. Чайковского. Именно постановка в декабре 1892 года в Мариинском театре дала сказке новую жизнь. Интересно, что либретто для балета писал Мариус Петипа, пользуясь не текстом Гофмана, а пересказом, который сделал в середине XIX века Александр Дюма-отец.

Невозможно не вспоминать в декабре эти красивейшие сказочные сцены — праздник в доме Штальбаумов, загадочный Дроссельмейер, встреча Мари и Щелкунчика, нападение мышей и битва, а потом путешествие героев по кукольному королевству: таинственный рождественский лес, леденцовый луг, лимонадная река и озеро миндального молока. А в балете Чайковского еще и танцы, которые исполняют куклы: испанская, индийская, китайская и русская, каждая кукла по-своему благодарит Мари за то, что она спасла им жизнь и победила страшного мышиного короля.

А столица царства — город Конфетенбург с Марципановым замком – это ли не чудо, о котором по-настоящему хочется читать еще и еще именно сейчас, в декабре, когда вечера такие длинные, за окном падает снег, в доме пахнет елкой, которая стоит уже наряженная к празднику и, как в детстве, на мгновение может показаться, что куклы оживут, и сказка окажется реальностью, потому что и Мари стала невестой Дроссельмейера: «Рассказывают, что через год он увез ее в золотой карете, запряженной серебряными лошадьми, что на свадьбе у них плясали двадцать две тысячи нарядных кукол, сверкающих бриллиантами и жемчугом, а Мари, как говорят, еще и поныне королева в стране, где, если только у тебя есть глаза, ты всюду увидишь сверкающие цукатные рощи, прозрачные марципановые замки, всякие чудеса и диковинки».

Ночь перед Рождеством

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Читайте также:  Сегодня моему драгоценному ребенку исполняется 15 месяцев

Ночь перед Рождеством: традиции и обычаи Сочельника

Рождество Христово — важный религиозный праздник, но не менее значим Рождественский Сочельник. В ночь с 6 на 7 января необходимо соблюдать все традиции и обычаи данного события, чтобы в течение всего года получать поддержку Высших сил.

Для многих людей Рождественский Сочельник знаменателен тем, что именно в этот день завершается сорокадневный пост. Наконец-то снимаются все запреты на еду, и верующие вновь могут побаловать себя любимыми блюдами. Ночь с 6 на 7 января не менее значима, чем Рождество, именно поэтому с ней связано много традиций и обычаев. Соблюдая их, вы не только защитите себя от бед и несчастий на весь год, но и достойно встретите Светлое Рождество Христово.

Традиции и обычаи Рождественского Сочельника

Самый главный обычай Сочельника связан с употреблением пищи. До появления первой звезды ни один верующий есть не должен. Когда-то появление Вифлеемской звезды возвестило о рождении Иисуса Христа, именно поэтому запрет на трапезу существует по сей день.

После появления первой звезды вся семья может сесть за стол, но важно, чтобы на нем было не менее 12 блюд. В середине стола обязательно должна быть расположена кутья. Она символизирует жертвенность и пролитую кровь Божьего Сына. Горох традиционно подают в честь возрождения, или, как еще называют, Божьей Весны. Блюда из капусты считаются символом надежды. Также каждая хозяйка обязательно должна порадовать близких борщом, чтобы весь год они были сильными и здоровыми. Голубцы являются знаком любви к Царю Небесному. Жареная или печеная рыба символизировала веру в Богу и христианство. Чтобы весь год вас не покидали достаток и благополучие, на столе обязательно должны быть вареники с вашей любимой начинкой. Язычники в этот день готовили блины — это блюдо означало Солнце. Верующие также подают на стол всеми любимую выпечку как символ того, что Иисус Христос стал новым Солнцем, а его рождение осветило Землю. Конечно, кашу сложно назвать праздничным кушаньем, но подавать ее как угощение все же принято — считается, что благодаря этому в Новом году в вашей семье будет пополнение. Пироги и другая домашняя выпечка привлекает здоровье. Узвар, или рождественский компот, считается традиционным рождественским напитком. С его помощью вы очиститесь от зла и дурных мыслей.

Помимо 12 основных традиционных блюд вы можете приготовить что угодно. С давних времен хозяйки подают в качестве угощений 6 января холодец, мясные блюда и грибы.

Главной религиозной традицией считается визит в церковь. После завершения трапезы вся семья должна отправиться в церковь и побывать на рождественском богослужении. Вы можете помолиться за себя и своих близких, поставить свечи за упокой усопших и за здоровье живых.

На Руси в этот день предпочитали оставаться дома. Лишь молодые девушки и юноши ходили в гости, где веселились и гадали. По сей день этот праздник является сугубо семейным, но это не значит, что вы не можете пригласить к себе друзей или навестить их с подарками и, конечно же, угощениями.

Считается, что елка — это основной атрибут Нового года. Мало кто знает, что дерево является символом вечной жизни, которую подарил нам Сын Божий. Поэтому не стоит после новогодней ночи избавляться от вашей украшенной елочки: вплоть до Рождества она может радовать вас своим ярким видом и приятным запахом.

В Сочельник принято заниматься благотворительностью, и неважно, переведете вы свои деньги в какой-либо фонд или просто накормите бедных. Ваша щедрость и добрые дела обернутся для вас пользой.

В ночь перед Рождеством юные девушки собирались вместе и обязательно гадали. Делали это с использованием разных предметов: зеркала, воска, колец и даже валенок. Таким образом они хотели узнать о своем будущем женихе, о количестве будущих детей.

В Сочельник желательно не употреблять крепких спиртных напитков. Считалось, что вечером 6 января трапеза должны быть исключительно безалкогольной, но многие все равно подавали на стол красное вино и угощали им своих гостей. Пьянство и неподобающее поведение в любые религиозные события категорически запрещено.

Самая веселая часть Сочельника начиналась именно после ужина. С этого момента люди устраивали шумные гулянья, но самым главным развлечением было колядование. Девушки и юноши надевали наряды и выбирали самого главного — Березу. Они ходили по улице, пели песни и показывали представление тем, кто выходил по их просьбе. К ним мог присоединиться любой желающий, а таких обычно было очень много.

Первое, что вы должны попробовать перед праздничным ужином, — это мед. Таким образом вы привлечете в свою жизнь счастье и удачу.

Садиться за праздничный стол можно только в чистой и желательно новой одежде. Если вдруг за ужином вы нечаянно испачкали свой наряд, то обязательно переоденьтесь, иначе есть риск привлечь к себе бедность.

Утром 6 января как можно больше времени уделите уборке. Обязательно выметайте пыль из каждого угла, протрите окна, двери и выбросите мусор. Не забывайте, что порядок нужно навести в каждой комнате, чтобы на весь год избавить себя от бед и несчастий.

На Руси в Сочельник жгли костры, и данная традиция имеет сразу несколько смыслов. Считается, что таким образом люди встречали рождение Иисуса Христа и по этому поводу вокруг огня устраивали веселье и пели песни. Также существует мнение, что люди так сочувствуют Младенцу, которому было суждено родиться в холодное время года.

В Навечерие Рождества Христова должны быть сытыми не только гости, но и домовой. Для этого наложите в небольшую миску по маленькой ложке каждого из двенадцати блюд и поставьте ее в любой угол вашего дома, а затем произнесите: «Выходи, Домовой, отужинай вместе с нами». Следуя этой традиции, вы защитите свой дом от разрушения, пожаров и грабителей.

–>Официальный сайт редакции газеты

Тел.: 8 (39164) 21470 | e-mail: seltrtas@yandex.ru

www.st-taseevo.ru | Мобильная версия (PDA)

Сегодня: 24 Мар 2020, Вторник

Активность на сайте:

Ночь перед Рождеством: традиции и приметы, гадания на любовь и достаток

Рождество в России отмечается 7 января. Накануне — 6 января — верующие празднуют Рождественский сочельник.
Рождественский сочельник и ночь перед Рождеством на Руси издревле были связаны с народными поверьями, традициями, приметами и запретами. В ночь перед Рождеством на Руси было принято гадать, гадания продолжались все Святки вплоть до Крещения. Как ни противилась этому церковь, традиции сохранялись и живы до сих пор.

Сочельник — канун Рождества — на Руси называли Коляды. С рождественской ночи в ходу были колядки: дети и молодежь ходили по улицам с народно-христианскими песнопениями, получая от соседей угощение и деньги.
После сочельника, начиная с Рождества — с 7 по 17 января — наступали Святки: время радости и веселья, когда отменяются все посты и даже в «постные» дни — среду и пятницу — можно есть мясо.

Гадания в ночь перед Рождеством и на Святки

Зимние гадания на Руси можно было проводить в строго определенное время: «от звезды до воды», то есть с предрождественской ночи с 6 на 7 января (когда на небе появлялась первая звезда, символизирующая звезду, которая привела волхвов к младенцу-Христу), до крещенского вечера (в ночь с 18 на 19 января, Крещение связано с водой). Люди верили, что в это время, когда Христос еще «не крещен», нечистая сила не только свободно гуляет по земле, но и по мере сил помогает людям. Гадали в основном девушки, традиционные гадания были на удачу, на достаток и конечно, на любовь.

Самыми верными считались гадания в ночь перед Рождеством с 6 на 7 января, на Старый новый год с 13 на 14 января и в крещенский вечер с 18 на 19 января.

Гадания в ночь перед Рождеством

Одно из самых известных гаданий — меж двух зеркал. Девушка садилась, расплетя косы, между двумя зеркалами, поставленными друг напротив друга. Затем зажигала свечу и вглядывалась в отражение.

Можно было еще приговаривать: «Суженый, приходи ко мне ужинать».

В мареве зеркала следовало попытаться разглядеть лицо избранника.

Гадание на предметы — одно из самых старинных. Несколько девушек кладут в коробку или в мешочек по одному предмету, а потом наугад вытаскивают и пытаются угадать, что сулит вытащенный предмет. Колечко — к замужеству и богатству, монета — тоже к богатству, игла — к слезам и огорчениям, нитка или клубок — к дороге, горошина — к достатку и сытости, и так далее.

Популярно было гадание в «нечистом месте» — в заброшенном доме, в пустующей пыльной комнате или на перекрестке. В полночь нужно было встать в выбранном месте и прислушаться: что услышишь, таким и год будет. Смех — к веселью и скорому сватовству, плач — к слезам, громкий разговор — к удаче, крики или шум драки — к беде.

Популярны гадания на «чет-нечет». Не глядя, брали в руку горсть семян, орехов или мелких предметов, например, пуговиц, и клали по одному в тарелку. Четное число — к удаче, замужеству и достатку, нечетное — на это раз, увы, не повезло.

Приметы на достаток, деньги и удачу

Чтобы приманить богатство, в рождественскую ночь под подушку нужно положить монетку. Для того, чтобы в доме был достаток, под подушку кладут горбушку хлеба. Монету можно положить и в обувь, под пятку, считается, что такой обряд отлично приманивает деньги и сулит удачу.

Приметы на любовь

Заговоренный предмет — монетку, платочек, засушенный цветок нужно тайно положить в карман избраннику. Удалось? Жди сватов!

Что нельзя делать в сочельник и в ночь перед Рождеством

Сочельник и Рождество — время радости. Поэтому в эти дни на Руси под запретом было все, что могло принести несчастье, увечье или даже смерть. Нельзя было пользоваться острыми предметами, охотиться, шить, вязать и вообще использовать любые режущие и колющие инструменты.

Не рекомендовалось заниматься уборкой, а праздничную готовку нужно было закончить заранее.

Приметы на Рождество

Ясная погода — к легкому году и хорошему урожаю.

В сочельник снегопад и метель — весна будет ранней и теплой.

Ссылка на основную публикацию