Здоровье ребенка, Здоровье детей, Проблемы здоровья детей

Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 – 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).

С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.

На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.

Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.

Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”

С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.

По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.

По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.

Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.

Читайте также:  Развивающий коврик своими руками как сделать дома

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

Проблемы здоровья детей

Даже если малыш рожден здоровым, в какой-то период времени у него могут начаться проблемы со здоровьем, и не всегда понятно, почему это произошло. Факт остается фактом: примерно 25-30% всех первоклассников больны различными хроническими заболеваниями, а в процессе обучения их число увеличивается более чем в 4 раза.

Отчего же случаются проблемы здоровья детей? Какие меры должны предпринимать взрослые, чтобы минимизировать риски?

Учебные нагрузки

Сегодня много говорят и пишут о том, что современные учебные планы не всегда по силам детям.

Большое количество новых предметов, перегруженные программы, отсутствие правильно организованного физического воспитания, моральное давление со стороны взрослых – все это негативно влияет на самочувствие ребенка.

Вот несколько полезных занятий, которыми незаслуженно пренебрегают во многих учебных заведениях:

  • Не проводят «физкультминутки». Несколько десятилетий назад они были в чести у педагогов, особенно в начальной школе. Проведя некоторое время в усердном освоении письма и счета, первоклассники уставали, их внимание становилось менее сконцентрированным, страдала осанка от однообразных положений тела. Так что, когда учитель объявлял короткую разминку, малыши охотно поддерживали ее.

Такая «физкультминутка» решала многие проблемы здоровья детей: создавала эмоциональное переключение, давала отдых зрению, мышцам рук, шеи, спины, заряжала энергией

  • Не чередуют предметы. Известно, что человек устает от однообразных занятий. Если несколько уроков подряд дети изучают предметы точного или естественнонаучного цикла: математику, физику, химию, не «разбавленные» физкультурой, трудами, ОБЖ и т.д. — то испытывают серьезные интеллектуальные перегрузки. А уж если на последнем уроке проводится проверочная работа, то ее результат наверняка станет низким, так что и моральные переживания обеспечены. Результатом таких перегрузок могут стать такие проблемы здоровья детей, как дистония, гипертония, головокружения, мигрень
  • Не соизмеряют объем домашних заданий с реальным возрастом ребенка. Дети проводят за уроками гораздо больше времени, чем предполагает их возраст и психофизиологические особенности. В результате происходит недосыпание, нервные перегрузки, перепады настроения и т.д.
  • Не проводят гигиенических проветриваний. Как ни странно, многие педагоги забывают о проветривании. В результате в периоды массовых заболеваний гриппом и респираторными инфекциями среди детей быстро распространяется болезнь. Частые карантины в школах вызваны, в том числе, и несоблюдением элементарной личной гигиены

«Пошлина за образование»

Именно так невесело шутят врачи-окулисты, констатируя факт, что проблемы со зрением у многих детей наступают уже к концу первого года в школе. Даже если ребенок пошел учиться, не имея нарушений зрения, он их приобретает.

Врачи делятся неутешительной статистикой: дошкольник или младший школьник, усердно и подолгу читающий или пишущий, дает глазной мышце нагрузку, как если бы такое же количество времени он «тягал» штангу и напрягал соответствующие мышцы рук и ног.

Как предотвратить проблемы здоровья детей?

Многих проблем здоровья детей можно избежать, если прививать им с ранних лет правильные гигиенические привычки: мыть руки после помещения общественных мест, пользоваться маской и оксолиновой мазью во время массовых простудных заболеваний и т.д.

Регулярно проводить проветривание и влажную уборку в помещениях, где дети учатся и отдыхают

Приобщать детей к физической культуре, пребыванию на свежем воздухе

Регулярно вести разъяснительную работу с родителями, показывая им эффективные способы воздействия на детей с целью сохранения их физического и психического здоровья.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста
статья

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора. Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из задач – «формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни…». Образовательная область «Физическое развитие» включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.). Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников во многом зависит от согласованного взаимодействия в триаде ребѐнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. Актуальность опыта определяется следующими противоречиями между:

∙ объективной необходимостью в организации эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни и недостаточной методической разработанностью этой проблемы;

∙ необходимостью единства педагогов и родителей во взаимодействии и непрерывности воспитательного воздействия на ребенка и формализмом и авторитаризмом их отношений, отсутствием гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями.

Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и дошкольного учреждения, так как их объединяет общие цели, развитие личности ребѐнка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребѐнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребѐнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд), педагогики (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.), области взаимодействия семьи и ДОУ (В.П. Петленко, Н.Г. Веселова, Т. А. Куликова и др.) В работах психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина отмечено, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Как отмечает ряд авторов С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, О.Ю. Толстова – правильно организованная воспитательно- образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. По словам физиолога Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Здоровый образ жизни он характеризует, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным звеном первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [3, стр.23]. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Социальное направление в решении проблемы здорового образа жизни прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова.

Таким образом, здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам

Проблема здоровья детей в настоящее время

Проблема здоровья детей в настоящее время

Для того чтобы ребенок гармонично развивался, он, конечно, должен быть здоров. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит питание ребенка с первых дней его жизни, а также от режима питания.

Будущее России – это дети, здоровье которых зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса, а также сложное экономическое положение системы образования и страны в целом, мы обязаны разработать разнообразные, доступные формы работы с детьми по обучению правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья детей.

Действительно, проблема правильного питания и здорового образа жизни особенно актуальна в наше время.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» – семья, детский сад, общественность.

В этой связи ДОУ должно определить условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества детского учреждения и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей по вопросам здорового образа жизни. Педагог ДОУ – не только воспитатель детей, но и партнер родителей.

Поэтому основное направление деятельности ДОУ – это содружество с родителями и творчество по вопросам организации правильного питания и воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Система работы в ДОУ по оздоровлению
и укреплению здоровья детей

В детском саду разработана система для оздоровления и укрепления здоровья детей. Широко используются:

· оздоровление детей по нижненовгородскому методу.

В ДОУ выполняются принципы рационального здорового питания:

· соблюдение режима питания;

· строгий контроль за нормами и качеством продуктов питания;

· индивидуальный подход к детям во время приема пищи.

Все дети любят вкусные блюда. В нашем «Ручейке» умеют сделать это «вкусненькое» полезным и любимым.

Ребята обеспечиваются четырехразовым питанием. В дневной рацион наших воспитанников входят все необходимые питательные вещества, которые так важны для их роста и развития.

Меню, разработанное фирмой «Счастливое детство», включает в себя продукты, которые особенно полезны детям. Овощи, соки, молоко, кефир, свежие мясо и рыба положительно влияют на здоровье ребенка. Если какой-то продукт ребенку противопоказан, он заменяется аналогичным по калорийности. Широко используются в ежедневном меню продукты, содержащие микроэлементы (к примеру, йодированная соль), аскорбиновая кислота, 2 раза в неделю дети получают кефир. Во время приема пищи включается спокойная детская музыка.

Уже в младшей группе дети осваивают нормы этикета. В сервировку столов для детей включены салфетки, вилки, ножи. В подготовительной группе имеется уголок «Азбука правильного питания». Формы реализации программы

Многие родители обеспокоены тем, что если в детском саду питание организовано и больших проблем на данный момент нет, но как только их малыш пойдет в школу, этот вопрос будет их особенно волновать: «Как будет ребенок питаться, и какие продукты предпочтет самостоятельно, без опеки взрослых?» Многие убедились на своем опыте, когда были школьниками, а некоторые молодые родители учатся в вузах сейчас и ощущают эту проблему на себе или знают по своим старшим детям, как питается школьник. Если ребенок утром примет чай, в обед – бутерброд, а вечером на ужин он, утомленный, плотно поест, его физическое состояние ухудшается. У него снижается успеваемость, он часто болеет. Родители понимают, что уже сейчас, за год, а не за неделю до поступления в школу необходимо вести работу с детьми по проблеме правильного питания. Поэтому после ознакомления с данной программой и анализа анкет мы увидели, какие темы наиболее волнуют родителей. Наша цель была как можно активнее привлечь родителей по осуществлению данной программы.

Поэтому одной из важных форм реализации данной программы коллектив детского сада видит во взаимодействии с семьей, привлечении родителей к закреплению навыков здорового образа жизни. Ведь в основном только эти две социальные структуры: семья и детский сад – определяют и влияют на уровень здоровья детей.

«Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов», – сказано в «Концепции дошкольного воспитания», далее подчеркнуто: «Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке к школе».

Форм работы с родителями достаточно и многие используем мы в своей работе. Но из всех форм взаимодействия семьи и детского сада, мы считаем, как показал наш опыт, мамины пятиминутки «Волшебные продукты» – наиболее эффективная, интересная и доступная. Формы работы с родителями по программе
«Разговор о правильном питании»

1. Изучение семей воспитанников, сбор информации о семейных традициях.

2. Родительские собрания. Деловые игры.

3. Рекомендации и консультации с приглашением различных специалистов города и детского сада по вопросам правильного питания.

4. Клубы по интересам: «Бабушкины рецепты», «Русская кухня».

5. Мамины пятиминутки «Волшебные продукты».

6. Дни открытых дверей.

7. Показ занятий для родителей посещающих и вновь прибывших детей.

8. Совместные занятия для детей и родителей.

9. Экскурсии (организации, предприятия, представляющие про-дукты питания).

10. Туризм, совместные экскурсии, походы.

11. Организация совместных дел.

12. Изготовление пособий, мягких игрушек.

13. Изготовление поделок из бросового материала, полезных продуктов.

14. Совместные праздники, развлечения, КВН.

15. Посещение ребенка на дому.

16. Анкетирование, тесты.

17. Изучение работ ребенка, рисунков «Полезные продукты» и беседа с родителями.

18. Наглядная информация. Консультации. Встречи со специалистами по вопросам правильного питания.

19. Выставки работ в группе – детей, родителей, воспитателей, специалистов.

20. Выпуск газет в группе, оформление информационного стен-да, уголков.

21. Выступления родителей о своей работе, организации и своих увлечениях с показом.

22. Семейные экологические театры.

23. Организация мини-библиотеки для родителей с подбором нормативных документов и педагогических рекомендаций по правильному питанию.

24. Оборудование с помощью родителей: игротеки (игры и игрушки), фильмотеки, аудиотеки, библиотеки для детей, уголков питания.

25. Оснащение и озеленение уголков природы, игровых площадок и благоустройство территории детского сада. Овощи на подоконнике. Экотропа: Огород. Сад. Кафетерий.

26. Привлечение родителей для проведения кружков по этикету.

27. Фотовыставки семьи и деятельности детей и родителей в группе.

29. Организация с помощью родителей каталогов, картотек, альбомов по разным темам. Альбомы отзывов и благодарственные письма родителям.

30. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по вопросу здорового образа жизни. Формы работы с родителями по программе
«Разговор о правильном питании»

1. Изучение семей воспитанников, сбор информации о семейных традициях.

2. Родительские собрания. Деловые игры.

3. Рекомендации и консультации с приглашением различных специалистов города и детского сада по вопросам правильного питания.

4. Клубы по интересам: «Бабушкины рецепты», «Русская кухня».

5. Мамины пятиминутки «Волшебные продукты».

6. Дни открытых дверей.

7. Показ занятий для родителей посещающих и вновь прибывших детей.

8. Совместные занятия для детей и родителей.

9. Экскурсии (организации, предприятия, представляющие про-дукты питания).

10. Туризм, совместные экскурсии, походы.

11. Организация совместных дел.

12. Изготовление пособий, мягких игрушек.

13. Изготовление поделок из бросового материала, полезных продуктов.

14. Совместные праздники, развлечения, КВН.

15. Посещение ребенка на дому.

16. Анкетирование, тесты.

17. Изучение работ ребенка, рисунков «Полезные продукты» и беседа с родителями.

18. Наглядная информация. Консультации. Встречи со специалистами по вопросам правильного питания.

19. Выставки работ в группе – детей, родителей, воспитателей, специалистов.

20. Выпуск газет в группе, оформление информационного стен-да, уголков.

21. Выступления родителей о своей работе, организации и своих увлечениях с показом.

22. Семейные экологические театры.

23. Организация мини-библиотеки для родителей с подбором нормативных документов и педагогических рекомендаций по правильному питанию.

24. Оборудование с помощью родителей: игротеки (игры и игрушки), фильмотеки, аудиотеки, библиотеки для детей, уголков питания.

25. Оснащение и озеленение уголков природы, игровых площадок и благоустройство территории детского сада. Овощи на подоконнике. Экотропа: Огород. Сад. Кафетерий.

26. Привлечение родителей для проведения кружков по этикету.

27. Фотовыставки семьи и деятельности детей и родителей в группе.

29. Организация с помощью родителей каталогов, картотек, альбомов по разным темам. Альбомы отзывов и благодарственные письма родителям.

30. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по вопросу здорового образа жизни. Этапы разработки технологии реализации программы
«Разговор о правильном питании»

Первый этап привлечения родителей к внедрению данной программы – это оформление альбома «Любимые блюда семьи».

Затем мамам было предложено самим рассказать о любимом продукте их ребенка. Ведь питанием в семье исконно занималась на Руси женщина. Именно она строит меню и готовит дома. Ей эта проблема близка и понятна. И мы предложили сделать это в виде пятиминутки: в любое свободное для родителей время, рассказать всем детям группы о каком-либо продукте.

Следующий шаг в этом направлении – мы расширили тематику пятиминуток. Нашим мамам предлагалось рассказать детям вместе со своим ребенком уже не только о продукте, который больше всего любит малыш, но и другие удобные для них варианты: из какого продукта часто готовят разные блюда, или считают его очень важным в питании детей, или этот продукт больше всего пользуется спросом у детей и надо о нем рассказать более подробно. Варианты могут быть разные, поэтому и цель каждого занятия индивидуальна, в зависимости от выбранного продукта. Вид продукта выбирают мамы вместе со своим ребенком, что им ближе и понятно, с чем они не будут испытывать трудности. Эти занятия мы решили проводить 2 раза в месяц.

Разработали примерную схему беседы родителей с детьми: так чтобы было не сложно подготовиться родителям, и интересно также было слушать детям.

Родителям помогаем и предлагаем провести известные, несложные в подготовке и проведении игры. С х е м а
проведения маминой пятиминутки
«Волшебные продукты»

· История и легенды появления продукта на Руси.

· Кладовая витаминов для детей в волшебном продукте.

· Загадки, стихи, пословицы с участием сказочного героя.

· Что можно приготовить из данного продукта?

· Определение качества данного продукта.

· Угощение детей блюдом, компонентом которого является данный продукт. Дегустация блюд.

Этапы проведения маминой пятиминутки
«Волшебные продукты»

Как помочь родителям?

Родители, конечно, очень волнуются: ведь им предстоит впервые выступать перед такими строгими слушателями.

Остановимся более подробно на предложенной схеме.

Тему пятиминутки выбирают сами родители с детьми, в зависимости от региона, наибольшего спроса или продукта, наиболее любимого и предпочитаемого в семье и ребенком.

1. История и легенды появления продукта на Руси.

В основном педагог помогает родителям в подборке этого материала по истории появления и распространения продукта в России. Этот материал для педагога найти несложно, так как сейчас достаточно много литературы появилось в последнее время. Наиболее доступный и интересный материал для детей дошкольного возраста содержится в серии книг «Я познаю мир» и в «Энциклопедии детского питания». Да и в каждой семье имеются кулинарные книги, ведь не зря наша страна считается самой читающей.

А в периодической печати, популярных журналах, почти в каждой газете есть статья или рассказ о каком-либо виде продукта или интересный кулинарный рецепт.

2. Кладовая витаминов для детей в волшебном продукте.

О процентном содержании витаминов в данном продукте также говорится в данной литературе. В наших пятиминутках мы привлекаем активно детей, они сами называют, какие витамины содержатся в данном продукте и чем он полезен для детей. Также систематически проводятся дидактические игры, где этот раздел отражен.

4. Загадки, стихи, пословицы.

5. Что можно приготовить из данного продукта.

По этому разделу никогда трудностей не бывает, так как дети почти все блюда называют верно. Дополняют их ответы, конечно, наши мамы. Они рассказывают о редких или несколько забытых блюдах. Практика показывает, что родители (чаще бабушки) имеют богатый опыт и знания в этой области.

6. Определение качества данного продукта.

Этот раздел мы обязательно освещаем, так как учим детей правильно выбирать фрукты или овощи для употребления. Подчеркиваем важность продуктов, которые выращиваются в нашей области. Обязательно останавливаемся на «заморских» продуктах. Например, яблоки выглядят очень красиво, аппетитно, но перед употреблением их надо долго и тщательно мыть. Ведь в отличие от наших яблок они покрыты специальной пленкой, чтобы не портились и хорошо сохранились.

7. Угощение детей блюдом, компонентом которого является данный продукт.

Угощение детей данным продуктом – один из самых приятных и для детей, и для взрослых. Обязательно обращаем внимание на количество употребления данного продукта ребенком, то есть нормы.

Угощаем небольшим количеством, если это фрукты или овощи, что не требует больших материальных затрат родителей.

Если это тема «Супы», «Каша» или, например, «Картофель», учитывая меню детского сада, проводим такие занятия перед обедом, завтраком или ужином, чтобы этот компонент входил в состав данного блюда. Это несложно для нас и наших мам, безопасно для детей, так как готовится оно нашими поварами.

Мамы стараются, как мы заметили, готовят очень тщательно, приносят свои соковыжималки, необычные блюда, полотенца, музыку, тексты заучивают наизусть, празднично одеваются – все очень важно. Обязательно присутствуют сюрпризные моменты, которые особенно любят дети.

Мамины пятиминутки требуют минимальных затрат, как материальных, так и по времени на подготовку, но дают хорошие результаты.

Важно, чтобы дети были не пассивными слушателями, а активными участниками. Опыт показывает, что дети и в последующие дни с удовольствием кушают блюда, о которых они узнали на ма-миных пятиминутках.

Дети обязательно вспоминают, чья мама проводила беседу с ними и чем полезен данный продукт для здоровья. Конечно, надеемся, что эти блюда будут потом популярны в их питании, когда они пойдут в школу.

Здоровый ребенок – как зачать и вырастить неболеющего малыша?

Веселый и здоровый ребенок – его видно сразу, он любознателен, активен, жизнерадостен и доброжелателен. К сожалению, из-за неблагоприятных экологических условий и многих других факторов очень много детей рождается с какими-либо нарушениями здоровья, а абсолютно беспроблемных детей – единицы.

Что такое здоровый ребенок?

Одно из определений здоровья – это психическое, физическое и социальное благополучие индивида. По мнению врача-нейропсихиатра Ю.Ф. Змановского, здоровый ребенок – это растущий организм, устойчивый к сложным, экстремальным и патологическим воздействиям. Такой малыш даже если и заболевает – то нетяжело и нечасто, в настроении ребенка преобладает позитив, он настроен на познание чего-то нового.

Физическое и психическое здоровье детей во многом зависит от:

  • семьи – здоровья родителей, материального положения, атмосферы в доме, условий жизни, привычек, которые закладываются в семье;
  • здравоохранения – доступности и качества лечения;
  • детского коллектива, который оказывает значительное влияние на социальное и интеллектуальное развитие ребенка.

Физическое здоровье детей

Ответ на вопрос что значит здоровый ребенок в физическом плане – это малыш, который редко болеет, гармонично развивается, ловкий, крепкий, сильный, без лишних жировых отложений. Родители очень подвижных малышей часто сетуют на то, что сильно устают от непоседливости чада, однако насторожиться скорее следует родителям малоактивных и вялых детей, которым мало что интересно, а единственное их удовольствие – это еда.

Один из распространенных детских диагнозов современности – гиподинамия, что означает нарушение множества функций организма (дыхания, пищеварения, кровообращения, опорно-двигательного аппарата) при недостаточной двигательной активности. Если ребенок мало двигается, это напрямую отрицательно воздействует на его здоровье:

  • снижается работоспособность;
  • нарушается осанка;
  • плохо развиваются мышцы;
  • снижаются обменные процессы;
  • развивается ожирение;
  • такие дети чаще болеют, дольше не выздоравливают и страдают от осложнений.

Психическое здоровье детей

Термин «психологическое здоровье детей» находится на стыке медицины и психологии, его используют при объяснении психосоматических проблем со здоровьем – изменение в психологическом состоянии может стать толчком в развитии соматического заболевания, например, при психологическом дискомфорте в детском саду ребенок может заболевать, чтобы оставаться дома. Иногда картина развивается обратная – физический недуг вызывает психологические и даже психические проблемы. Эту взаимосвязь знали даже предки, выразив ее в поговорке «В здоровом теле – здоровый дух».

Психическое здоровье ребенка можно понимать как отсутствие отклонений психического развития. У многих детей под влиянием различных ситуаций возникают нарушения поведения или эмоциональной сферы – нарушения сна, страхи. Дети, которые ощущают поддержку и любовь родителей, часто успешно справляются со сложными ситуациями, у других малышей может развиться социальная дезадаптация, невроз, что рассматривается уже как психическое расстройство. Помимо этого, вероятность рождения здорового ребенка значительно снижается, если в семье наблюдаются психические заболевания.

Как узнать, здоров ли ребенок?

Забота о здоровье детей – это первоочередная обязанность его родителей, но в некоторых случаях на проблему со здоровьем может обратить внимание воспитатель, учитель или медик детского сада или школы. Точно определить, здоров ребенок или нет, может только квалифицированный врач, поэтому необходимо посещать его по рекомендованному графику для медицинского осмотра.

Здоровый ребенок – законы роста и развития

Сегодня любое государство очень волнует здоровье детей, актуальность проблемы обусловлена тем, что нездоровое население – это угроза нации. По статистике полностью здоровых детей рождается все меньше, а две трети проблем со здоровьем взрослых закладываются в юном возрасте. Совместно с семьей, укреплением здоровья детей и профилактикой заболеваний занимаются дошкольные и школьные учреждения, поликлиники.

Зачатие здорового ребенка

О зачатии здорового ребенка думает любая ответственная женщина. Давно известна истина: здоровая мать – здоровый ребенок.

Поэтому женщине следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Зачатие здорового ребенка более благоприятно в период от 18 до 35 лет, в этом возрасте организм женщины максимально готов к материнству, а риск патологий минимален.
  2. Лучшие месяцы для зачатия – конец лета и начало осени, когда питание максимально разнообразно, а организм окреп за лето.
  3. Планируя беременность, женщине необходимо посетить врачей – гинеколога, стоматолога, терапевта, чтобы минимизировать вероятность осложнений во время беременности.
  4. До беременности нужно сдать анализы на герпес, краснуху, токсоплазмоз, которые крайне опасны для плода.
  5. Желательно вместе с мужем побывать на приеме и у генетика, который определит, есть ли риск генетических нарушений у ребенка.
  6. За 2-3 месяца до зачатия ребенка необходимо начать прием фолиевой кислоты, недостаток которой может вызвать серьезные патологии в развитии плода.
  7. Здоровый ребенок может родиться только у женщины, отказавшейся от вредных привычек.

Рождение здорового ребенка

Доношенный здоровый ребенок рождается в период от 38 до 42 недель, когда все системы и органы уже развиты. Для профилактики преждевременных родов женщине нельзя носить тяжести, носить обувь на каблуках и сильно утягивающую одежду, вести активную половую жизнь, мало отдыхать. Во время родов женщина должна слушать инструкции акушерки и гинеколога и тщательно их выполнять. Рожать ребенка вне больницы, в домашних условиях – опасно для жизни и матери, и малыша.

Для оценки состояния новорожденного используется шкала Апгар – это универсальная система, понятная врачам. Каждый малыш получает две оценки – через минуту после рождения и через пять минут. Здоровый ребенок по шкале Апгар получает оценки 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10, 10/10 – эти показатели говорят о том, что сердце малыша бьется, он самостоятельно дышит, в норме также мышечный тонус, рефлексы и цвет кожного покрова.

Здоровье детей до года

Ребенок до года не способен рассказать родителям о том, что его беспокоит, единственный доступный для малыша способ показать это – плач. Часто полноценный ребенок плачет из-за каких-либо неудобств: ему сыро, холодно, голодно или скучно. Некоторые проблемы со здоровьем – боль в животике или деснах, сыпь, проблемы с засыпанием – это лишь свидетельство того, что организм ребенка приспосабливается к новым для него условиям и растет.

Насторожить родителей должно:

  • плохой набор веса;
  • частые срыгивания;
  • постоянный сон или недостаток сна;
  • крик, сопровождающийся дрожанием, судорогами;
  • излишняя возбудимость;
  • частые вздрагивания;
  • повышенный или пониженный тонус мышц.

Здоровье детей дошкольного возраста

Организм младших дошкольников крайне уязвим, поскольку формирование органов еще не завершено. Здоровье детей в детском саду может быть очень слабым – они часто болеют простудными заболеваниями, бывают плаксивы или гиперактивны.

Что делать, чтобы ребенок не болел часто:

  1. Позаботиться о получении полного набора питательных веществ и привить ребенку навыки правильного питания, ограничить сладкое, мучное, фастфуд.
  2. Организовать ребенку физическую нагрузку – делать утреннюю гимнастику, играть на свежем воздухе, кататься на лыжах, коньках, велосипеде.
  3. Проводить закаливание – гулять босиком по траве, купаться в открытом водоеме, принимать воздушные ванны.
  4. Обеспечить спокойную и комфортную обстановку дома, уделять ребенку внимание, ласкать его.
  5. Не игнорировать профилактические посещения врача.
  6. Научить ребенка правилам безопасности – не открывать окна, не пробовать содержимое бутылочек в кухне или ванной, не брать лекарства, а со своей стороны – убрать все потенциально опасные предметы, поставить заглушки на розетки.
  7. Приучить ребенка жить по режиму дня.

Здоровье детей школьного возраста

Школа – это социальная среда, в которой ребенок проводит много времени. Здоровье детей и подростков в школе во многом зависит от интенсивности учебного процесса, рациональности его организации и соответствии подготовки школьника к нагрузкам. Школьное здоровьесберегающее сопровождение включает создание безопасного образовательного пространства и условий для успешного развития и самореализации ребенка.

Здоровье детей в школе не страдает, если ребенок:

  • не переутомляется;
  • правильно, полноценно и своевременно питается;
  • соблюдает режим;
  • чередует виды деятельности (физические и интеллектуальные);
  • вовлечен в социальную жизнь класса и не конфликтует с учителями и одноклассниками.

Здоровье детей – советы

На вопрос что делать, чтобы ребенок не болел, родителям часто дают совет – укреплять иммунитет. Но при этом не все родители понимают – как это нужно делать.

Что укрепляет иммунитет ребенка:

  1. Здоровое питание для детей это питание, в котором сбалансировано содержание белков, жиров и углеводов, основа рациона – сезонные овощи и фрукты, мясо и рыба, кисломолочные продукты, вредные продукты ограничены (фастфуд, чипсы, жирные продукты, сладости, мучное), еда подвергается тепловой обработке щадящими способами (на пару, варка, тушение), употребление сахара сведено к минимуму.
  2. Закаливание – обливания ножек, хождение босиком, купание в открытом водоеме, прогулки.
  3. Свежий воздух – не менее 2,5 часов в день, проветривание комнат.
  4. Режим дня – ребенок учится и полноценно отдыхает, вовремя ест и ложится спать.
  5. Физическая активность – ребенок должен заниматься физкультурой, гулять.

Здоровый образ жизни для детей

Здоровый образ жизни помогает сохранять здоровье и активность до старости. Формирование здорового образа жизни у детей начинается с родителей, которые должны быть хорошим примером для своих детей. Если ребенок видит положительные образцы поведения, то и сам поступает так же – правильно питается, занимается спортом, делает осознанный выбор, отказываясь от алкоголя, сигарет и других вредных привычек.

Воспитание здорового ребенка

Старая истина – здоровые дети в здоровой семье. Здоровая семья – это не только люди, ведущие здоровый образ жизни, это – понимание и поддержка, здоровый психологический климат, духовная культура и материальное благополучие. Ребенок учится на примере взрослых и не только сам растет с этими принципами, но и свою семью строит, исходя из представлений, полученных от своих родителей. Так люди влияют не только на своих детей, но и строят основу благополучия внуков и последующих поколений.

Здоровье ребенка, Здоровье детей, Проблемы здоровья детей

Зарабатывай с нами! Не оставляя основного места работы или учебы!!

Ухудшение здоровья детей – проблема современного общества

Автор: Будем Здоровы

Ухудшение здоровья детей – проблема современного общества

Cостояние здоровья Россиян в настоящий момент далеко от благополучного, растет заболеваемость, остаются стабильно низкими демографические показатели.

Но особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков.

Из-за низкой рождаемости их численность в общей массе населения уменьшилась на 4,2 млн и составляет к сегодняшнему дню 35 млн. Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших – всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей-подростков.

Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии.

Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью и дефицитом витаминов, минералов, нутриентов.

Около 50% юношей и девушек выходят из школы уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 5% выпускников можно считать практически здоровыми.

За последние 3 года число граждан, освобожденных от призыва в ряды Российской Армии в связи с психическими расстройствами, возросло в 1,5 раза, а в связи с алкоголизмом и наркоманией – в 2 раза.

В последние годы резко возросло заболевание детей гастритом. Если раньше эта болезнь диагностировалась в основном у людей пожилого и среднего возраста, то в настоящее время она нередко диагностируется у школьников.

Проблемы с желудком, гастриты – результат торопливой еды, больших перерывов между приемами пищи. Лимонады и жевательные резинки, консервы и полуфабрикаты, ничтожно малое количество свежих овощей и фруктов, витаминов и белковой пищи – все это на фоне непреходящего стресса и больших психических нагрузок приводит к появлению «бреши» в желудке.

Дети постоянно растут, а значит, нуждаются в полноценном, горячем питании. В первую очередь в блюдах должны содержаться белки (мясо, рыба, яйца), сложные углеводы (черный хлеб, злаки), жиры. Поэтому если в течение дня вы позволяете ребенку питаться самостоятельно, придумайте традицию каждый вечер собираться всей семьей за столом. На ужин ребенок обязательно должен получать горячее, питательное блюдо из мяса, рыбы или птицы.

Кроме того, желательно использовать специальные средства, способные защитить желудочно-кишечный тракт ребенка от агрессивных воздействий и обогатить рацион необходимыми нутриентами.

Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание. Но на долю так называемого «школьного фактора» приходится 25 процентов всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка! Медики всерьез считают, что образование стало деятельностью, потенциально опасной для здоровья детей и подростков.

Нагрузка на школьников многократно увеличилась, а их возможности воспринимать знания изменяются далеко не так быстро.

Отсюда – перегрузки, которые колеблются от трехкратного превышения возможностей ребенка (иностранный язык) до 20-кратного (математика)!

Нормы, предусмотренные для учебных нагрузок, в школах практически не соблюдаются.

От первого класса к десятому в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха. В 8 раз возрастают эндокринные заболевания, ожирение.

Среди заболеваний у первоклассников на первом месте кариес, на втором и третьем местах – болезни уха-горла-носа и нарушения опорно-двигательного аппарата. У десятиклассников на первом месте – заболевания опорно-двигательного аппарата, а далее идут нарушение зрения и та же лор-патология. Отмечен высокий уровень аллергических заболеваний.

Вызывает опасение психическое здоровье школьников: исследования показали, что у 20% первоклассников в начале учебного года налицо напряжение адаптации. Высокий уровень психической напряженности обнаружен у пятой части десятиклассников.

Негативно влияют на здоровье детей нарушение основных требований режима дня. Школьники мало спят: у первоклассников, например, в 48-64% случаев дефицит ночного сна составляет полтора часа и более.

Самое главное, о чем нужно помнить родителям: среди детей, которые отстают от своих сверстников по успеваемости, 85-90% делают это не из-за того, что они «недоразвиты» и даже не от лени – а из-за плохого состояния здоровья.

В настоящее время назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья детей и школьников. Здоровые дети сегодня-это наше здоровое будущее.

Ссылка на основную публикацию