Вежливый ребенок. Как воспитать ребенка вежливым?

Как воспитать вежливого ребенка?
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
osenniy-3.pptx1013.86 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Как воспитать вежливого ребёнка»

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка вежливым человеком? Что такое «вежливость»? С тем, что вежливость – это очень важно, мало кто поспорит. Многие родители в своих мечтах представляют своих 3-4-летних карапузов настоящими маленькими «леди» и «джентльменами». Но родители по-разному понимают вежливость! У каждого из них свой образ того, каким должен быть их ребенок, чтобы считаться вежливым малышом. А что такое «вежливость» для вас? И какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете выстроить воспитательную линию поведения. Бывают ситуации, когда развитие вежливости находится под вопросом. Ребенок не знает другого общения между взрослыми, которое носит вульгарно-агрессивный характер. Обще употребимые «волшебные» слова заменяются либо сленговыми « клево », « супер », либо не употребляются вообще. И в этом случае вежливость сама собой не появится

Возможно, родители когда-нибудь задумаются над тем, почему ребенок не умеет здороваться, прощаться и говорить «спасибо». И тогда, скорее всего, его будут принуждать к этому «силовыми» методами, вместо того чтобы поменять что-то в своем поведении. А когда мама услышит из уст карапуза: «Ну-ка дай мне быстро ту игрушку, а то влетит!» вместо фразы «дай, пожалуйста», то скорее отругает его, вместо того чтобы задуматься, почему именно такая форма обращения выбрана ребенком. Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. Поэтому первый и главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми. Игра-помощница Игра – это основная деятельность в дошкольном детстве. Именно через игру ребенок познает окружающий мир, узнает много нового, учится делать выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К игре нужно относиться бережно и с большим уважением. К сожалению, очень немногие родители играют с малышами в сюжетные игры. А ведь именно игра – один из лучших способов показать ребенку эффективные способы общения и разрешения детских, но таких непростых проблем! Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость. Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие зверюшки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. В каких же?

при встрече со знакомым; при общении в садике; при посещении поликлиники; при походе в магазин, кино; при посещении театра; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя; и просто в ежедневном общении с близкими! В общем, вежливость – это стиль жизни. В эти ситуации можно играть бесконечно, Сказка-помощница Еще одна форма, очень близкая ребенку, – это сказочная история. Замечательная сказка есть у Ш.Перро. Она про двух сестер, одна из которых была вежливой, а другая грубой. Первая позволила волшебнице напиться из кувшина, когда ходила за водой, получила в дар способность ронять изо рта цветы и драгоценные камни при каждом слове. Вторая же, нагрубившая волшебнице, была наказана тем, что роняла изо рта змей и жаб. Эта сказка в символическом виде помогает ребенку понять: вежливость подобна цветам и очень ценна, а грубость похожа на лягушек, выпрыгивающих изо рта. Есть подобные сказки и у русского народа. Например, « Морозко », где учтивая и работящая девушка была вознаграждена волшебными дарами, а вторая, грубая да ленивая, – ларцом со снегом. Читая практически любую сказку, можно найти в ней ценность вежливости. Можно это рассмотреть и в мультипликационных сюжетах.

Обращайте внимание ребенка на эти этические моменты, обсуждайте с ним поступки сказочных героев. Многие сказки учат ребенка быть более терпимым и вежливым. образования sportily . ru Игра «Волшебные слова» Эта игра позволит ребенку узнать больше вежливых слов и выражений. Конечно, то же самое можно сделать и в игре, и в сказке, и в истории с обсуждением, но с помощью игры ребенок может понять, как много вежливых слов и выражений существует в русском языке. Вариантов игры много. Вы можете придумать и свой вариант. Главное – это соревновательный момент и цель: вспомнить как можно больше вежливых слов и выражений. Можно рекомендовать родителям перед игрой самим вспомнить и записать эти «волшебные» слова. Должно набраться не меньше 20-25 слов. • извините, пожалуйста; • будьте здоровы; • будьте добры; • угощайтесь; • приятно познакомиться Вежливость – часть нормальной человеческой морали Употребляйте вежливые слова сами, заставляйте своих близких и друзей, а также друзей вашего ребенка. Привычка перейдет в автоматизм, а количество – в качество. Социальная сеть работников

Как воспитать вежливого ребенка?

Прежде чем приступать к ответу на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что такое вежливость и для чего ребенку необходимо быть вежливым.

«Вежливость — это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству, лишь испытав неудобство от его отсутствия». С. Джонсон.

Итак, вежливый человек — это человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Довольно простое толкование. Однако смысл в него вкладываемый родителями может быть совершенно различным.

«Вежливый, воспитанный ребенок — это ребенок, который умеет занять себя сам, понимает, что взрослые — тоже люди, и не нужно постоянно требовать их внимания бесконечными истериками», — говорит мама трехлетнего малыша, остро переживающего кризис.

«Мне хотелось бы, чтобы дочь вела себя более спокойно в общественных местах. Приходим, например, в гости или в поликлинику, а она начинает бегать, громко смеяться, шалить. Мне кажется, что это какое-то невежливое поведение, ведь она мешает другим людям. Мне стыдно за нее. Мне кажется, что люди смотрят и меня осуждают, что не смогла ребенка воспитать».

«Вежливый ребенок — тот, кто не забывает вовремя говорить вежливые слова, воспитанному ребенку не приходится об этом напоминать. К школе это должно быть воспитано в ребенке», — говорит мама шестилетнего мальчика.

Несмотря на значительные различия в понимании вежливости, желаемой своему ребенку, есть в этих толкованиях нечто общее. Вежливое поведение ребенка предполагает знание своих границ и соблюдение границ окружающих, такое поведение позволяет быть ребенку в большей степени и на наиболее комфортных условиях включенным в жизнь общества. Чем более невежлив человек, тем меньше желание окружающих общаться с ним. Таким образом, родители, воспитывая ребенка вежливым, способствуют его социальной адаптации.

Наиболее простой путь воспитания вежливости — личный пример родителей. Уважение к другим, скромность, порядочность — качества, которые ребенок приобретает постепенно, общаясь с родителями, перенимая их опыт. Ребенок легко усваивает формы приветствия и прощания, их своевременность и уместность употребления в зависимости от того, насколько часто сам участвует в этих ритуалах, насколько эти ритуалы приняты в семье. Ребенок учится различным проявлениям вежливого поведения, в том числе и более сложным, таким, например, как выражение благодарности.

Каким образом ребенок осваивает сложные модели вежливого поведения?

Рассмотрим наиболее привычный способ воспитания чувства благодарности. Довольно типична сцена: женщина на улице дает ребенку конфету или игрушку. Ребенок берет и отворачивается, чтобы уйти. Вмешивается мама ребенка:

Сашенька, что нужно тете сказать?
— …
— Спасибо нужно тете сказать.

Получив несколько таких образцов поведения и похвалу за своевременное выражение благодарности, ребенок усваивает ритуал благодарности, на базе которого затем может развиваться чувство благодарности.

При получении подарка ребенок испытывает эмоции радости, восхищения, счастья и производит рациональную оценку ситуации, рассматривая ее как улучшающую его благополучие, что в совокупности способствует формированию чувства благодарности.

Ребенок, получив подарок, прежде чем испытывать радость, должен оценить нужность-ненужность, приятность дара для себя. Оценив его как нужный и приятный, ребенок испытывает радость, счастье, из которых при многократном переживании мамой и окружающими в ребенке впоследствии воспитывается чувство благодарности.

Когда чувство благодарности воспитано в ребенке, то он знает, что переживание комплекса эмоций радости, счастья, восхищения, как правило, обусловлено ходом каких-либо событий либо действиями каких-либо агентов, данное знание в совокупности с переживаемыми эмоциями и составляет чувство благодарности.

Также ребенок усваивает и то, что, сообщив о своем состоянии тем, кто явился его причиной, ребенок тем самым доставит им удовольствие. Следовательно, предположительно, содействует ответному переживанию ими данного комплекса эмоций и, возможно, создаст для себя перспективы повторного переживания данного чувства.

Таким образом, благодаря за оказанные услуги, говорящий получает репутацию благодарного, помнящего добро человека. В этом заключается социальный аспект благодарности как регулятора межличностных отношений.

Важно быть вежливыми самим, и не только в «публичных» местах, но и дома, в ежеминутном общении с ребенком и другими близкими.

Вежливое отношение к ребенку говорит о том, что он важен для вас как личность, что он заслуживает уважения, как и любой другой человек. Например: «Света, не могла бы ты убрать посуду со стола?» «Артемка, пора ложиться в кровать. Пожалуйста, иди к себе в комнату». «Дима, спасибо за то, что вынес мусор. Я очень ценю твою помощь». «Извини, Катя. Я нечаянно толкнул тебя».

Вежливое обращение имеет магическое влияние. Атмосфера в доме будет более спокойной и счастливой, а дети будут вежливы с вами. Более того, вежливость поможет им с большей готовностью вас слушать. Вежливое обращение — это то немногое, что вы можете сделать для вашего ребенка. Это принесет большие дивиденды в его дальнейшей жизни — позволит ему быть полноценно включенным в жизнь современного общества.

Как воспитать ребенка вежливым.

Юровникова Наталья
Как воспитать ребенка вежливым.

«Как воспитать ребенка вежливым

Для начала разберем,что такое “вежливость“.Вежливость — черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

Первое правило воспитания вежливости.

Чтобы воспитать ребенка вежливым, нужно в первую очередь быть вежливым самим. Родители для ребенка пример во всем. Преподать малышу уроки вежливостипредставляется возможность постоянно: на улице вы спросили у незнакомого прохожего, который час; в очереди в магазине вы разговорились с соседкой, которую знаете не очень хорошо; вы вежливы и предупредительны с продавщицей; вы любезны с регистратором в поликлинике, который никак не может найти карту вашего ребенка; вы, естественно, вежливы с няней в детском саду.

И наоборот, ребенку очень трудно стать вежливым и интеллигентным, если вы сегодня приняли активное участие в склоке у прилавка магазина, завтра будете ругаться в трамвае, как грузчик, а послезавтра отвернетесь от соседки по подъезду и скажете ей в спину презрительное «фи!».

Второе правило воспитания вежливости.

Обучать вежливости следует с чувством такта. Сама вежливость предполагает это. Не следует набрасываться на ребенка и упрекать его: «Опять ты не сказал мне «с легким паром!»Или: «Сейчас же поздоровайся с тетей, паршивец!» После таких наскоков ребенок, конечно же, пожелает вам традиционное «с легким паром!», но всякий раз будет вспоминать про тот эксцесс, и пожелание будет сопровождаться легким вздрагиванием его маленького сердца.

Как быть с пресловутым пожеланием «будь здоров!»?

Известно, что эту фразу (кстати, как заклинательную формулу) говорят после того, как кто-то чихнул. Одни родители учат ребенка непременно говорить это пожелание; другие поучают, что тактичнее было бы промолчать, сделать вид, что никто не чихал.

Бывает, что эти два поучения становятся известны ребенку,и он пребывает в растерянности: желать или не желать вслух этому человеку здоровья?.

Ответ прост: принимать решение по ситуации. Если чихнул на улице незнакомый человек, ребенкувовсе не обязательно выбираться из песочницы и вкрадчивым голосом говорить: «Будь здоров, дядя!». Также и в транспорте, и в школе, и в аудитории (где вообще-то не принято чихать; а нужно старательно потереть спинку носа). Но ближайшему родственнику дома и на улице, а также товарищу или соседу вполне можно пожелать здоровья.

Третье правило вежливости.

Никогда не следует поучать ребенка вежливости на людях, а тем более укорять его за то, что он забыл сказать «до свидания!». В противном случае вы как бы заостряете внимание присутствующих на том, какой невоспитанный ваш ребенок. Малыш, естественно, чувствует это, понимает, какой он плохой – опять забыл. Его начинают мучить угрызения совести, развивается отношение к себе как к человеку ущербному, неполноценному. Да и к вам, порицающим, у малыша не возникает положительных эмоций.

Воздействуйте личным примером. Прощаясь с кем-то, скажите «до свидания!».

Постепенно, имея перед собой пример, достойный подражания, ребенок научится вежливости. Вежливость, как всякая наука, не постигается сразу. А врожденной вежливости не бывает.

Научите ребенка «не влезать» в чужой разговор; научите не перебивать вас, когда вы говорите. И сами не перебивайте малыша, если он начал говорить, – хотя бы он и нес совершенную околесицу.

Еще раз хочется напомнить: не делайте ребенку грубых замечаний, найдите доброе слово. «Добрая» дорожка много короче «злой».

Оставшись с ребенком наедине, вы, конечно, с известной степенью ласковости объясните ему, какие «невежливости» он допустил. И в другой раз укажете на его «проколы» тет-а-тет.

Иной ребенок все сразу поймет правильно,а иной поймет совсем другое: мама делает замечания наедине, а на людях замечаний не делает, значит, в присутствие посторонних можно стоять на голове, — что многие дети и проделывают. Что ж, в таком случае можно сделать замечание и на людях, а можно отвести ребенка в уголок и там переговорить без свидетелей.Есть и иной вариант: вы просите хозяина дома сделать соответствующее замечание. Уж к словам хозяина дома ваш ребенок обязательно прислушается (вспомните: в своем отечестве пророка нет).

Но тут нужно подчеркнуть: вы сами должны попросить хозяина дома делать замечания. Некоторые хозяева из чувства такта молчат, когда чужой ребенок метит молотком в их компьютер; между тем сердце у них кровью обливается, а на губах едва держится кислая улыбка.

Воспитание в ребенке вежливости – дело серьезное и ответственное. Не относитесь к этому легкомысленно. Воспитав ребенка в пределах норм вежливости, вы облегчите жизнь себе – поскольку избежите повседневной нервотрепки; и облегчите жизнь своему ребенку – ведь ему жить среди людей, ему находить к людям подходы и с помощью этих людей решать какие-то свои проблемы. Никто не захочет человеку помочь, если он невежа.

Как научить детей правилам вежливости?

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе — поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственно:

  1. умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  2. способность находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях;
  3. искусство слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон, что такое этикет. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей — не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым — по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим — сдержанность.

Практическое обучение детей

Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания — домочадцы, и в первую очередь — родители. То, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.

Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, а позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.

В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» — «пожалуйста», «доброе утро» — «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.

Воспитание вежливости с помощью игр

Игра — это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для обучения его необходимым навыкам.

Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите его приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.

Поощрения и замечания

Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.

Прежде чем сделать замечание, выясните, по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.

Хорошее средство обучения вежливости — совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает и меняет обычную манеру поведения в семье.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.

Опытные педагоги считают, что такое поведение — результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ — конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения — проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым — это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь его биографией. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка даёт посторонний человек. В этом случае оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Только наедине с ребёнком вы можете отчитать его за недостойное поведение и сделать «работу над ошибками», то есть тщательно разобраться в том, что произошло, и определить возможные варианты правильного поведения.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал себя в подобной ситуации.

Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека

Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: “Спасибо”, “Пожалуйста”, “Будьте добры”; видеть проявления благодарности в ответ на заботу! Чтобы ребенок с раннего детства обучался вежливым словам и выражениям, необходимо их постоянное использование в речи окружающими людьми. Тогда малыш будет впитывать все, как губку. Однако вежливость для детей заключается не только в заученных фразах, но и в тактичном поведении, которое также зависит от действий взрослых. Только своим собственным примером можно выработать у малыша хорошие манеры.

Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека

Важно! Прежде чем преподносить уроки вежливости для детей, родителям самим надо хорошо понимать, что такое вежливость. Главное в воспитании крохи – не только знать, как формируются хорошие манеры, но и самому ими обладать.

Вежливость – важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом “вежа” называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям. И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив. При этом каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности. В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему. Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: “Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец”.

С чего нужно начинать воспитание вежливости

У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с “волшебных” слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:

  • Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
  • Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
  • Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово “спасибо”, он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
  • Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их “волшебными” словами.
  • Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.

Проблемы при обучении вежливым манерам

Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:

  • карапуз не реагирует на замечания взрослых;
  • отмалчивается при попытке заставить его произнести “волшебные” слова;
  • использует в речи ненормативную лексику;
  • капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.

С чем это связано?

  1. Часто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей – трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.
  2. Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет. Задача родителей – проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.

Как поступать с детской непосредственностью

При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:

  • показ на людей пальцем в общественных местах;
  • высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
  • обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
  • обсуждение домашних дел при посторонних людях;
  • нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).

Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей. Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя. Постарайтесь при помощи разных способов (см ниже в тексте) объяснить крохе, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.

Как обучать детей вежливости дома

Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап. Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же. Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую “азбуку вежливости”:

“Вежливые” игры

Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: “Накормим куклу”, “День рождения мишки”, “Магазин”, “Купание куклы”, “Водитель автобуса”, “Путешествие” и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам. Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.

  • Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
  • Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
  • Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:

Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки “отвечают” маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться? (аналогично: это не я. )

У кого из вас в порядке,
Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)

Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?

Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?

Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

“Вежливые” загадки

Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:

  1. Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче. (Здравствуй).
  2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать. (Пожалуйста).
  3. Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить. (Спасибо).
  4. Говорить друзьям не лень, улыбаясь. (Добрый день).
  5. Друг другу на прощание мы скажем. (До свидания).
  6. Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего. (Извинить).
  7. Когда виноваты, сказать вы спешите. (Прошу вас, пожалуйста, извините).
  8. В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше. (Не перебивай).
  9. Зазеленеет старый пень, когда услышит. (Добрый день).
  10. Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит. (Привет).

Просмотр мультфильмов

Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др. После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости. Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.

Чтение книг

Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки “Два жадных медвежонка”, “Морозко”, “Вежливый кролик”.

Многочисленные стихи о вежливости учат уважению к старшим, заботе о младших. Чтобы малыш их запомнил, они должны иметь хорошую рифму и сопровождаться красочными картинками. Например, всем известно стихотворение Самуила Маршака “Урок вежливости”, где говорится о медвежонке, который учился вежливости. Интересно прочитать деткам произведение Агнии Барто «Любочка». После прочтения книг, обязательно обсудите с малышом героев, их поступки, позадавайте ему ненавязчиво вопросы. Так вы можете убедиться, что ребенок действительно слушал и понял, о чем это произведение.

Пословицы

В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:

  • Про доброе дело говори смело.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Как проживёшь, так и прослывёшь.

Особенности детской “азбуки вежливости”

До 3-х летнего возраста

В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д. Перед мамами и папами стоит нелегкая задача – не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.

Дети после 3-4 лет

В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:

  1. Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
  2. Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка – это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.

Советы родителям

  • Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
  • Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
  • Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
  • Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
  • Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры.


Как воспитать в ребенке вежливость?

Каждому родителю хочется, чтобы его сын или дочка выросли умными и вежливыми людьми. Но, как же воспитать понимание необходимости соблюдать принятые в обществе манеры поведения, научить ребенка не только правильно себя вести, но и осознавать важность “волшебных” слов? Давайте поговорим о вопросах воспитания вежливости в детях.

Когда пора?

Один из главных вопросов от родителей о вежливости — возраст, в котором нужно начинать обучение. Ответ прост — с младенчества. Когда ребенок появляется на свет он напоминает пустой сосуд, который наполняется знаниями и умениями постепенно, копируя окружающий мир. Чтобы ребенок вырос вежливым, нужно подходить к этому вопросу комплексно. Сочетать собственный пример, наглядные варианты обучения (ролевые игры, пособия, мультфильмы) и практический опыт (общение с другими детьми и взрослыми).

Условно этапы обучения вежливости ребенка можно разделить на 4 этапа:

  • Знакомство с миром через родительский пример (с рождения до 2,5 лет);
  • Изучение вариантов общения через игру, ролевые игры (с 2,5 — 4 лет);
  • Развитие ценностной базы, первичное этическое воспитание (с 4 до 6-7 лет);
  • Практическое использование накопленного опыта (с 7 лет).

Для каждого этапа характерны свои подходы, позволяющие воспитывать в ребенке необходимость, вести себя согласно принятых норм.

Первый период (с рождения до 2,5 лет) — время копирования поведения ближайших взрослых. Сын или дочка смотрят на маму и папу, усваивают их манеру общения между собой, с другими людьми. Именно в этот период закладывается знание вежливых слов, их значение.

Второй период (2,5 — 4 года). Малыш изучает “волшебные” слова во время игры. Предложите крохе устроить чаепитие для зверей и кукол. Покажите, как нужно благодарить, просить, вести себя. Перед посещением общественных мест рассказывайте, как нужно себя вести, что одевать и как говорить. Не забывайте употреблять вежливые слова в общении с карапузом.

Третий период (с 4 до 6-7 лет). В этот период дети очень интересуются взаимоотношениями между людьми. Нужно рассказать, почему важно использовать вежливые слова и соблюдать нормы поведения, показать на собственном примере, как приятно общаться с вежливым человеком.

Четвертый период (с 7 лет). К этому возрасту малыш уже знаком с нормами общения в обществе, начинает посещать школу. Во время общения с одноклассниками, учителями, другими взрослыми и детьми сын или дочка учатся правильно подбирать слова, высказывать свои мысли, сдерживать эмоции.

Каждый из обозначенных периодов очень важен для формирования осознанного понимания важности вежливого поведения. Слова “пожалуйста”, “спасибо”, “будьте любезны” и т. д. появляются в речи ребенка постепенно. Если вы в общении с малышом вежливы, рассказываете ему о нормах и даете возможность использовать знания на практике, то кроха быстро доведет употребление вежливых слов до автоматизма.

Как научить ребенка быть вежливым?

Воспитать ребенка вежливым несложно. Для этого нужно в обычной жизни карапуза стараться придерживаться норм поведения и объяснять ему в доступной форме важность употребления красивых слов. Давайте подробно рассмотрим способы воспитания вежливости.

Пример взрослых

Основную роль в формировании этических представлений ребенка играют его родители и взрослые, принимающие участие в воспитании. Чтобы кроха усвоил необходимость употребления в речи вежливых слов, он должен слышать их каждый день из уст самых близких людей.

С первых дней жизни сына или дочки старайтесь поддерживать в семье уважительные отношения: благодарите друг друга за помощь, говорите “спасибо” после еды, просите о помощи с употреблением слов “пожалуйста”, “будь добр” и т. д. Слыша эти слова из уст взрослых, кроха будет принимать их как нечто само собой разумеющееся, рано начнет употреблять их в речи.

Подмечено, что в семьях, где принято друг друга благодарить, общаться в уважительной форме, дети уже в 1,5 — 2 года начинают употреблять слова “пожалуйста” и “спасибо” в сокращенной форме “сиб”, “сибо”, “паси”, “поз” и т. д.

К 3 годам дети начинают осознавать последствия своих поступков, в их лексиконе могут появиться слова “прости меня”, “извини” и т. д. Чтобы сын или дочка начали их употрелять, не забывайте извиняться перед ребенком при необходимости.

Чем старше становится малыш, тем большую роль в развитии его вежливости играет манера общения между близкими взрослыми. Основываясь на домашнем опыте, малыши выстраивают свои отношения со сверстниками.

В 4 — 6 лет крохи начинают обращать внимание на поведение других детей, взрослых, пытаются перенять их манеру общения. Многих родителей может шокировать ситуация, когда дошкольник приходит с улицы и начинает ругаться матом или вести себя грубо. В такой ситуации нужно не ругать ребенка, а объяснить ему, в чем он не прав, почему такое поведение недопустимо. Идеально спросить сына или дочку, видел ли он, чтобы его мама или папа так себя вели. Если нет, то попросите ребенка больше так не делать. Кроха обдумает свое поведение и постарается вести себя, как нужно.

Особенно контроля со стороны родителей требует их реакция в кризисной ситуации. Нам часто сложно совладать с эмоциями, когда мы расстроены. Нужно пытаться сохранять видимое спокойствие в присутствии ребенка, сдерживать себя. Кроха обязательно почувствует, что вас что-то беспокоит, но увидев ваше старание сдержать гнев и эмоции, будет стараться сам вести себя так в сложных ситуациях.

Для воспитания вежливого ребенка взрослые должны соблюдать несколько правил:

  • Употреблять вежливые слова в общении с близкими и чужими людьми;
  • Не ругаться, не обзывать друг друга и не употреблять унижающих достоинство слов в присутствии ребенка;
  • Неукоснительно выполнять принятые в обществе правила поведения, нормы;
  • Стараться объяснить крохе, зачем нужно быть вежливым.

Ролевые игры

С 2,5 лет у детей происходит постепенный переход от предметной деятельности к ролевым играм. Малышу теперь интересно разыгрывать разные ситуации, примерять к игрушкам разные роли. Этот период очень удобен для развития понимания важности соблюдения вежливости в общении между людьми.

Играя с куклами, машинками, мягкими игрушками, показывайте крохе, что каждый раз, встречаясь с другими людьми, нужно здороваться, интересоваться делами, прощаясь — говорить “до свидания”, “пока” и т. д.

Хорошо во время игры показать, как нужно вести себя за столом, в поликлинике, магазине, театре и т. д., показать, как нужно общаться с людьми в разных ситуациях. Во время игры ребенок отрабатывает шаблоны поведения, тренирует свои навыки общения. Чем чаще вы будете использовать этот метод для обучения вежливости, тем легче малыш будет воспринимать разные правила и нормы.

Книги

Книга играет важную роль в формировании знаний ребенка об окружающем мире. Знакомясь с историями, сказками, стихами ваш сын или дочка постигают не только новые знания, но и учатся общаться на примере сказочных персонажей.

Чтобы помочь ребенку усвоить необходимость употреблять “волшебные” слова, вести себя правильно в разных ситуациях, можно предложить крохе почитать Г. Остер “Вредные советы”, И. Кшижаник “Хорошие манеры для маленьких непосед”, Г. Шалаева “Правила для воспитанных детей” и т. д. При подборе книг для обучения ребенка нужно руководствоваться возрастом сына или дочки, яркостью и доступностью иллюстрации. Прочитав правило, обязательно спросите кроху, как он считает нужно правильно себя вести, почему нужно употреблять то или иное слово. Обучение вежливости на примере книг — не только чтение взрослыми детям. Сильнее всего на восприятие необходимости соблюдать этикет влияет обсуждение прочитанного с мамой или папой, где ребенок сам принимает решение, что быть воспитанным правильно.

Мультфильмы

Мультипликационные фильмы используются в обучении детей вежливости в качестве закрепления изученного. На примере героев можно обсуждать важность этикета, необходимость соблюдения правил, разбирать поведение сына или дочки.

Для обучения ребенка правилам вежливости можно использовать любой мультфильм, который нравится вашему ребенку и вам. Во время просмотра акцентируйте внимание на поведении героев, их речь и поступки, обсудите увиденное с ребенком. Спросите, почему, по мнению сына или дочки, то или иное поведение правильное или неправильное, как бы он поступил в данной ситуации.

Мультфильм — наглядный пример, позволяющий посмотреть со стороны на разные модели поведения. Если кроха видит, как взрослые общаются между собой, обсуждает правильное поведение с родителями, знакомится со сказками и рассказами, в которых поднимаются вопросы этикета, то мультик может стать финальным штрихом для закрепления полученных знаний.

Еще немного советов о воспитании вежливого ребенка

  • Обучая карапуза этикету, нужно помнить, что в первую очередь он должен понимать, зачем благодарить или соблюдать нормы. Старайтесь не использовать формулировки “потому что так надо”, “так принято”. Дети легче усваивают правила поведения, когда понимают, зачем их соблюдать;
  • Требуя от ребенка вести себя вежливо, внимательно следите за собственным поведением. Малыш твердо усвоит только те правила, которые выполняют его родители;
  • Старайтесь знакомить кроху с разными видами искусства и через них объяснять важность этикета. Театр, выставки, концерты и другие культурные мероприятия покажут малышу, как красиво и приятно быть вежливым на примере других людей;
  • Детей до 5 лет не нужно ругать или критиковать за проявление грубости, отсутствие “волшебных” слов в речи. Правильный вариант — отложить беседу до возвращения домой и поговорить о причинах нежелательного поведения, закрепить знания этикета при помощи книг, мультфильмов, разговора.

Вежливость — важный навык для каждого человека. Умение правильно вести себя в разных ситуациях, выстраивать диалог позволяют ребенку легче находить друзей, комфортно чувствовать себя в любом месте. Помогите своему ребенку научиться правильно вести себя дома и в обществе, чтобы гордиться им, видеть, как легко ему живется.

Читайте также:  Ребенку 1 год Развиваем личность. Трудности периода
Ссылка на основную публикацию