Вальдорфская педагогика в домашних условиях

Вальдорфский детский сад. Основные принципы организации

Лариса Южакова
Вальдорфский детский сад. Основные принципы организации

«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам —

это и есть нормальное состояние ребёнка».

Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения.

7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф – Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – Вальдорфская.

Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России вальдорфская педагогика развивается с конца 80-х годов ХХ века. В 1989 году открылся первый вальдорфский детский сад. В 1992 году – первые вальдорфские школы. На сегодня в России 70 вальдорфских групп и инициатив и 25 школ.

Вальдорфская педагогика основывается на выделившемся из теософии (мистическое богопознание) религиозно-мистическом учении Рудольфа Штайнера. Инициатор вальдорфского движения в России В. К. Загвоздкин заявляет, что антропологический педагогический подход Р. Штайнера противопоставляет себя традиционализму и прагматизму, использует язык «антропософской антропологии». Вальдорфовские школы являются общеобразовательными. В вальдорфской школе отсутствуют оценки в младших классах, и преподавание ведётся преимущественно без учебников.

О вальдорфской методике

У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека. Поэтому, дети, как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей – помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «не опережения»,

т. е. ребенок развивается в собственном темпе.

Цель вальдорфской педагогики – развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которые понадобятся ему во взрослой жизни. Во главу эта школа ставит не передачу знаний, а воспитание.

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.

Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок –это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях: интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

Основные принципы организации детских садов и школ

В вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. Таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. Младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. Наполняемость групп – до 20 человек.

Организация пространства

Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них – корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т. д., подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах – панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т. д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

Вальдорфские игрушки

Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик с дерева. Строительным материалом выступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т. п. Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу за горских (кузнец стучит по наковальне) и т. п.

Основные идеи и принципы работы

Детство — это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» интеллектуальное развитие в ущерб всему остальному. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности — прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

• воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия;

• культивирование многообразных форм игровой деятельности;

• создание пространства, способствующего развитию свободной игры;

организация здорового ритма жизни группы;

• занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, танец);

• создание атмосферы, благоприятной развитию.

• В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь — частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т. д.

Отрицательные моменты вальдорфской системы

• • Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. Ведь принципы Штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т. д.

• • Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. Закончив, школу, выпускники – «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т. п.

• Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. Поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.

• • Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно – духовную сферу.

• В общем и целом, вальдорфская педагогика говорит о том, что нравственное развитие детей во многом определяется не только общественными установками, влиянием семьи и врожденными задатками, но прежде всего условиями жизни и воспитания ребенка.

Основные принципы личностно ориентированного подхода в воспитании и их соответствие современным требованиям ФГОС В дошкольном образовании в последнее время происходят коренные изменения, масштабы и прогностическая роль которых весьма значительны. Происходящие.

Принципы организации занятий по изодеятельности с детьми раннего возраста Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства.

Консультация для педагогов «Основные принципы ознакомления дошкольников с искусством» Основные принципы ознакомления дошкольников с искусством. Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания определенных.

Консультация для воспитателей «Принципы организации предметно-развивающего пространства, стимулирующего речевую активность» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Принципы организации предметно-развивающего пространства, стимулирующего речевую активность детей»[/b].

Консультация «Основные принципы педагогической помощи дошкольникам с дизартрией» Наряду с выраженной зависимостью частоты речевых нарушений от тяжести и формы двигательной патологии, имеется тесная связь между клиническими.

Презентация «Основные аспекты организации дополнительного образования в детском саду» В детских садах, помимо основной общеобразовательной программы, реализуются программы дополнительного образования. По ним работают кружки,.

Вальдорфская педагогика в домашних условиях

Что такое вальдорфская педагогика? Если воспитывать детей сообразно их природному развитию, то можно вырастить свободных, творчески мыслящих людей. Основателем этого направления с двухсотлетней историей является Рудольф Штайнер, добившийся высоких результатов при обучении детей с нарушениями мозговой деятельности.

Вальдорфская педагогика основана на принципах «натуральности» взаимоотношений ребенка и взрослого. В ней нет места оценкам, а дети учатся, подражая взрослым. Атмосфера любви, постоянные игры, натуральные материалы и игрушки, взятые от природы, строгий ритм и распорядок дня — всё это, по мнению практиков вальдорфской педагогики, приводит к формированию полноценного творческого человека, способного к высоким достижениям в учебе и труде.

Совсем не обязательно отдавать ребенка в вальдорфский детский сад, чтобы вырастить из него таланта и гармонично развивающуюся личность. Многие принципы вальдорфского воспитания можно применять и дома. Лично я считаю, что крайности в наше время излишни и нужно из нескольких вариантов пытаться выбрать и комбинировать какой-то свой путь воспитания ребенка.

Так, педагогика по-вальдорфски рекомендует отказаться от покупки игрушек и вместо пластика давать детям желуди, шишки, тряпичных кукол и самодельные машинки из чистых природных материалов. Однако во взрослой жизни человеку, выросшему в таких условиях, так или иначе придется столкнуться с предметами промышленного производства и познавать современные материалы (их свойства и качества) уже на позднем этапе жизни.

Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы сочетать традиционное воспитание детей с вальдорфским или любой другой методикой. Можно частично заимствовать некоторые моменты из методики Штайнера, но помните, что истинное вальдорфское воспитание не приемлет периодичности. Это образ жизни.

Как же создать вальдорфскую среду, воспитывая ребенка дома? Есть несколько основных моментов, благодаря которым, среда пребывания ребенка станет не просто местом его существования, но и развития и раннего обучения, раскрытия талантов и роста гармонии.

Игрушки

В настоящей вальдорфской комнате не место синтетическим игрушкам, конструкторам и пластиковым пупсам. На их место можно поставить большую плетеную корзинку, положив в нее тряпичную куклу в сарафане из лоскутков, сказочного гнома с вышивкой и аппликацией на жилете, деревянную лошадь, мяч из ткани, набитый натуральной шерстью. Все эти игрушки должны быть ручной работы, выполненные мамой с помощью малыша. Во время такой работы ребенок должен проявить максимум фантазии и самостоятельности в выборе материалов и декора.

Когда игрушки будут готовы, ребенок сам может придумать правила игры с ними, наделить их ролями и именами.

Сказки

На протяжении недели и даже больше ребенку рассказывают одну и ту же сказку. Таким образом он как бы вживается в нее и живет в ней до тех пор, пока вы читаете. К тому же таким образом тренируется память: упустите какое-то слово — и ребенок напомнит, как надо правильно читать.

При каждом обращении к прочитанной сказке, кроха переживает ее но-новому — развивается чувственная сфера. Да и самим нужно стараться читать с вдохновением и чувством, хотя, ясное дело, каждый день одно и то же надоедает читать.

Познакомившись с новой сказкой, через три дня нарисуйте с ребенком героев повествования, а через неделю сделайте небольшое представление, спектакль с пальчиковыми куклами. Разумеется, куклы должны быть сшиты заранее и вместе с малышом. В сценку можно пригласить для участия и новых героев: человечка из шишек, слепленную кошечку.

Рисование

Два раза в год — весной и осенью — дети в вальдорфских садиках занимаются живописью на протяжении двух месяцев. В «мокрые» времена года ребятам дают только один цвет акварели на неделю. За это время малыши изучают его свойства, учатся управлять тоном и насыщенностью, фантазируют с исполнением одноцветных композиций.

Дома можете дать ребенку любой понравившийся цвет и изобразить с ним пейзаж. Все предметы на рисунке будут окрашены в один цвет и отличить из по цветовому признаку станет сложно. Значит на следующем рисунке вы уделите внимание деталям и контурам объектов, подойдете к рисованию более осмысленно. Учитесь рисовать одним цветом — это развивает чувствование предметов, а не только навыки и художественный вкус. Может быть художником ребенок не вырастет, но с фантазией у него точно будет все в порядке.

Танцы

Вальдорфская педагогика призывает знакомиться с танцами через эвритмию — выразительное движение под музыку. Дети слышат ритм музыки, учатся слушать и слышать музыкальные произведения. В добавок к этому у них улучшается осанка, они раскрепощаются и становятся более уверенными в себе.

Дома попросите дитя станцевать сказку без музыки и угадайте, про что она. После этого подберите подходящую мелодию и станцуйте совместный танец-сказку.

Домашние заботы и рукоделие

Без ручного творчества при познании мира не обойтись. Поэтому определяем день недели, в который вы с малышом в определенное время будете заниматься рукоделием или хозяйственными делами (читайте про это в статье про игры для девочек, хотя и мальчики достойны подобных занятий).

Перед работой обязательно вместе подготовьте рабочее место. Занятия планируйте с учетом возраста ребенка и снижайте свою роль в них по мере «взросления» малыша. Так, если вы собрались делать аппликацию из пуговиц, то вначале вам самим придется их сортировать по цвету и размеру. Более того, вам самим придется начать работу, возможно, вы сами ее и закончите, но под наблюдением ребенка. Так или иначе ваша задача — молча привлечь внимание крохи к своей работе, заинтересовать и дать поучаствовать в процессе свободного творчества. Здесь важна импровизация и полет фантазии, а про беспорядок не задумывайтесь. После работы вы все вместе приберете.

Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям. А еще присоединяйтесь к обсуждению, делитесь своими мыслями, знаниями и впечатлениями по поводу вальдорфской педагогики и домашнего воспитания детей.

Принципы вальдорфской педагогики и специфика развития детей

Каждый родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, поэтому прикладывает массу усилий для выбора «идеального» учебного заведения, рассматривая в том числе варианты нестандартных и альтернативных подходов. К их числу относится вальдорфская педагогика – довольно спорная и широко обсуждаемая методика, которая имеет и несомненные плюсы, и ряд отрицательных моментов. Предлагаем узнать о ней подробнее.

Читайте также:  Как правильно выбрать детский сад для ребёнка

Что это такое?

Приверженцы методики полагают, что главная цель процесса обучения – не нагрузить ребенка каким-то конкретными знаниями, а воспитать его свободной, творческой, мыслящей личностью, готовой заниматься своим любимым делом, а оттого – счастливой. Специфика учебного заведения состоит в том, что ученика не заставляют учиться, а предлагают ему возможность выбора.

Здесь нет уроков в традиционном понимании, однако ученики получают все условия для полноценного раскрытия творческих способностей. Основной принцип учебного заведения – помочь ребенку как можно дольше оставаться ребенком, не принуждая его взрослеть.

История школы

Необычное учебное заведение обязано своим возникновением немецкому исследователю и философу Рудольфу Штайнеру. Профессионально занимаясь воспитанием детей, Штайнер столкнулся со «сложным случаем» –10-летним мальчиком, гидроцефалом, серьезно отстающим в развитии. Педагогический талант молодого человека развернулся в полную мощь: он всего за два года научил ребенка всему тому, что должны знать его ровесники, а в дальнейшем ученик поступил в университет и стал врачом. Результат впечатляет.

Первую свободную вальдорфскую школу Штайнер создал в 1919 году. Она была весьма необычной и новаторской, а также при ней был открыт детский сад. Название «вальдорфская» происходит от наименования компании «Вальдорф — Астория», которая оплачивала строительство, поскольку это учебное заведение посещали дети сотрудников фирмы. Каких-либо делений по сословной принадлежности здесь не прослеживалось, главную ценность составляла личность ребенка. Процесс обучения был максимально демократизирован, использовались принципы трудового и эстетического воспитания.

Многие идеи Штайнера не утратили своей полезности и актуальности и применяются по сей день. Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей.

Принципы и концепция

Вальдорфская концепция обучения и воспитания исходит из того, что любая рациональная деятельность ребенку вредна, мир он должен постигать не за партой, а в процессе трудовой или творческой деятельности. Поэтому младшие школьники вместо уроков нередко мастерили игрушки или занимались сельскохозяйственной работой.

Система опиралась на следующие принципы педагогики.

  • Дети непременно должны быть окружены искренней любовью.
  • Пример взрослого. Штайнер был уверен, что в хорошей работящей семье не может вырасти «плохой» ребенок, ведь взрослые будут подавать ему положительный пример.
  • Активное использование игровой деятельности. В процессе игры ребенок получает удовольствие, и это очень хорошо, поскольку именно в атмосфере счастья формируется гармоничная личность.
  • Применение игрушек, которые сделаны из природных материалов (желудей, ракушек) своими руками. Сам процесс изготовления помогает развивать фантазию и стимулировать творческие проявления учеников.
  • Организация жизни группы подчинена определенному ритму. Присутствует режим дня, который составлен в ненавязчивой форме с возможностью выбора, периодически проводятся веселые праздники. День представляет собой чередование «вдохов» (обучение с воспитателем) и «выдохов» (свободной игры детей). Есть также ритм недели (в каждый день – свой вид деятельности), года (каждый сезон связан с определенным родом труда).
  • Любой ребенок – индивидуальность, с этим необходимо считаться.

Говоря кратко, вся концепция необычной школы состоит в том, чтобы дать малышу возможность как можно дольше задержаться в детстве. Но одновременно – развиваться, получать полезные для дальнейшей жизни умения и навыки в веселой, ненавязчивой форме. Целью обучения является раскрытие природных способностей каждого ученика, обретение им веры в собственные силы.

Отношение к запретам и оценкам

Автор методики и его последователи очень негативно относятся к запретам, считая, что говорить ребенку «нет» можно только в самых крайних случаях:

  • если идея малыша опасна для него самого;
  • если задумка способна причинить вред другим детям;
  • когда воплощение идеи обернется материальными убытками для школы.

Исключительно в этих случаях педагог может ограничивать инициативу детей. При этом запрет должен быть категоричным и не терпящим возражения, это поможет ребенку усвоить, что сама жизнь строится на основе определенных законов, соблюдение которых является обязательным.

Отношение к оценкам аналогичное – они в уникальной школе не ставятся, чтобы в еще большей степени подчеркнуть равенство детей. Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности. Однако если ребенок по какой-то причине переводится в обычную школу, необходимые ему оценки будут выставлены.

Также не в почете и учебник, его использование ограничено и чаще всего происходит в старших классах.

Методы реализации

Вальдорфская школа необычна еще и тем, что ее педагоги могут сами выбрать, чему и как обучать своих воспитанников. Однако используемые формы должны быть подобраны таким образом, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал детей, не выходя за рамки принципа «неопережения развития». Поэтому основным методом является «душевная экономия» – возможность заниматься тем видом деятельности, который в наилучшей степени будет получаться у ребенка в данном возрасте.

Чаще всего использовались такие приемы:

  • для сплочения учеников в единый коллектив – гимнастика, драматургия;
  • обучение умению слушать и слышать друг друга – хоровое пение, хоровое чтение;
  • практическая деятельность – освоение ремесел, садоводства.

Преподаются и традиционные предметы, при этом каждый новый из них вводится постепенно. Дисциплины художественного профиля (рисование, пение) стоят на одном уровне с математикой, литературой, историей, географией.

Преподаются иностранные языки – английский и немецкий – в легкой ненавязчивой форме, при помощи простых детских песенок и стишков. Однако учиться читать школьники будут только со второго класса.

Есть и необычный предмет – эвритмия. Это своеобразное сочетание танца, музыки, поэтической речи и пантомимики. Занятия позволяют улучшить осанку, развить пластичность тела. Нередко даже математика изучается в процессе танца.

Использование в современной педагогике

Многие идеи вальдорфской педагогики были взяты на вооружение иными течениями и направлениями. В частности это совмещение начального образования с профессиональной ориентацией. Поэтому в отдельных современных учебных заведениях можно столкнуться с производственной практикой на реальных предприятиях.

Сейчас такие школы есть во многих странах мира:

  • Голландии;
  • Германии;
  • США;
  • России (здесь школ более 30, детских садов – около 60);
  • Японии;
  • Швейцарии;
  • Великобритании.

Издается специализированная литература, позволяющая подготовить кадры к столь необычной работе. Все это говорит о том, что идеи продолжают жить. Известно, что к числу выпускников подобных учебных заведений относятся люди, которые сумели завоевать свое место в мире: это Сандра Баллок, Рудгер Хауэр, обладатель Нобелевской премии Томас Кристиан Зюдхоф и другие. Всего в современном мире более 2000 школьных и дошкольных учебных заведений, основанных на вальдорских принципах.

Плюсы методики

Нередко вальдорскую педагогику называют лечебной, и этому есть несколько причин. Прежде всего, она направлена на развитие личности, духовное и душевное, процесс обучения ведется без принуждения, личность ребенка является главной ценностью, что помогает воспитанникам стать гармоничными и творческими людьми.

Также к числу преимуществ относится:

  • эмоциональное и эстетическое развитие детей, их знакомство с народной культурой;
  • ритм жизни помогает решить проблемы со здоровьем и психикой;
  • воспитание силы воли в легком, но увлекательном трудовом процессе;
  • знакомство с различными технологиями рукоделия и видами ремесел поможет ребенку определиться со своей дальнейшей профессиональной деятельностью.

Дети для педагогов-вальдорфцев – подлинная ценность, поэтому маленькие ученики будут развиваться в атмосфере любви и заботы, раскрывать свой творческий потенциал, получать удовольствие от посещения школы.

Минусы системы

Рассмотрим и отрицательные моменты данной педагогики. Прежде всего, подойдут такие учебные заведения не каждому ребенку, не всякой семье. Необходимо понимать, что обучение предполагает глубокую вовлеченность всей семьи в общественную жизнь школы, необходимость участия в мероприятиях.

Кроме того, к числу недостатков можно отнести следующее.

  • Вальдорфское образование носит гуманитарный, творческий характер. С таким едва ли удастся поступить в технический вуз. Однако из выпускников школы могут получиться хорошие актеры, дизайнеры, художники.
  • Перевод ученика в стандартное учебное заведение будет сопряжен с рядом трудностей. Для ребенка станет шоком появление оценок, домашних заданий и огромного потока информации.
  • Некоторые видят в системе черты секты, а тот факт, что основатель, Штайнер, увлекался оккультизмом, лишь укрепляет их веру.

Как мама могу заметить, что детей в этих школах действительно слышат и любят. Они редко ведут себя здесь неадекватно, потому что им просто не за чем это делать. Они полностью удовлетвлряют собственные эмоциональные потребности.

Но такая школа подходит не всем семьям. Вот детям, наверное всем. Но родители часто не готовы к такому подходу. Потому что в вальдорфской педагогике родитель включён в жизнь школы. Участвует в её праздниках, узнает вместе с ребёнком много нового, ходит в походы.

Существует мнение, несмотря на явные достоинства такого образования, что ребенок, получивший его, рискует стать «белой вороной» на фоне своих сверстников. Нравственное и творческое развитие детей действительно проводится на высшем уровне, они получают массу полезных практических навыков, но знаний математики, физики, химии, необходимых для поступления в престижные вузы, у них не окажется. Ребенок будет расти в атмосфере уважения, поэтому нет риска, что он станет закомплексованным аутсайдером, но и к реалиям современной жизни он окажется не вполне готов. Поэтому вопрос о нестандартных учебных заведениях до сих пор открыт и однозначного ответа на вопрос, доверять ли им своего малыш, все так же нет.

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика обучения – это альтернативная педагогическая система. Её основал Рудольф Штайнер (1861–1925). Первую школу открыли в 1919 году по желанию Эмиля Мольта, который был директором сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». В первой вальдорфской школе было 256 учеников, 8 классов и 12 учителей, которые прослушали лекции Рудольфа Штайнера. Затем при школе организовали детский сад, который работал по тем же методам, что и школа. Новоявленная система начала давать свои положительные плоды, поэтому на волне успеха начали открываться вальдорфские школы по всей Германии и Западной Европе. На сегодняшний день работают примерно 1000 школ и 2000 детских садов по всему миру. Вальдорфская методика базируется на философских мнениях Рудольфа Штайнера, которые он изложил в своем антропософском учении. Согласно нему, человек состоит из Духа, Души и Тела, поэтому в воспитании ребенка нужно помнить и о духовном развитии. Сама теория достаточно интересная, в ней поиск индивида смысла жизни крепко переплетается с шансом стать богоподобным. В учебных заведениях антропософии детей не учат, но она все равно находится во главе угла вальдорфской методики.

Основные принципы методики

  • Основной принцип – уважать ребенка как личность. В системе используется индивидуальный подход к каждому малышу. Таким образом крошка раскроет себя и свой внутренний мир. Вальдорфская методика не имеет оценок, свои настоящие успехи малыш сравнивает с прошлыми, так он начинает понимать достижения. Благодаря отсутствию оценок, ребенок не нервничает и не обесценивает себя.
  • Чтобы развить способности ребенка, нужно создать определенную благоприятную среду. Комната должны быть организована так, чтобы малышу было в ней комфортно и интересно учиться. В середине должен стоять стол, за которым расположились педагоги.
  • Каждая игрушка обязана возбуждать в ребенка творческий порыв, малыш должен рассмотреть несколько видов игр с ней. Творчество в вальдорфской методике играет очень большую роль, учителя всегда поддерживают, когда проявляется креативный потенциал. Игрушкой может быть любой предмет, например, лист дерева, варежка, вилка, кубик льда, пока он не растает.
  • Все педагоги как личности играют важную роль в вальдорфской системе. Они являются безусловным авторитетом и примером для подражания. Поэтому педагогу нужно постоянно саморазвиваться, улучшать себя, пробовать новое, но в то же время следить, чтобы манеры, поведение, жесты, мимика и слова были на уровне. Подражание – чуть ли не основная часть обучения. Детям свойственно подражать не только взрослым и сверстникам, но и всей природе в общем.
  • Только в вальдорфской школе ваш сын или дочь будет играть очень долго, разнообразно, с интересом. Чтобы познать окружающий мир, его таинства, секреты природы, детям нужно вовлечься в игру. В ней не прописаны определенные и конкретные правила, ребенок просто играет. Задача воспитателей и учителей – направить малышей в игре, поощрять их любопытство. Взрослые должны вмешиваться в игровой процесс как можно меньше.
  • Дети, обучающиеся в вальдорфской школе, поздно прощаются с детством. Они учатся считать и писать уже после 7 лет. Основатель методики, Рудольф Штайнер, считал, что малыш только в это время готов учиться новым навыкам. В данной школе развитие умственных способностей уходит на второй план. Акцент делается на труд и творчество.
  • Необходимо, чтобы ребенок получал новые знания и умения тогда, когда он готов. Тогда ему будет интересно осваивать новые горизонты. Допустим, учить читать ребенка 4 лет не нужно, потому что ему будет скучно.

Особенности вальдорфской системы

Главная особенность методики Рудольфа Штайнера – это не форсировать интеллектуальное развитие ребенка, поэтому вальдорфские педагоги отрицают необходимость раннего развития ребенка. В детских садах не спешат учить чтению и математике, а в школах нет традиционных уроков и оценок. Школьный учебный материал преподается «эпохами», которые распределяются на 3–4 недели. Это дает ребенку возможность полностью погрузиться в изучаемую тему. Школьный день также разделен на три блока: на духовную, душевную и творческую части. До старшей школы у учеников нет традиционных учебников, только тетради, где они ведут записи. Особый упор делается на второстепенные для обычной школы предметы – музыка, рисование, эвритмия (сочетание танца, музыки и поэзии) и т.д. С первого по восьмой класс с детьми работает один учитель, который для них и руководитель, и наставник, и доверенное лицо. Более интенсивное обучение начинается после 12 лет, так как вальдорфцы считают, что к этому времени ребенок созрел для развития мышления. Главным считается умение учителя заинтересовать детей, увлечь их предметом. Много внимания уделяется междисциплинарному подходу.

Читайте также:  Ребенок боится всего нового что делать. Детские страхи. Как бороться ?

Методики воспитания: вальдорфская система образования

Вальдорфская система образования (другое название «Антропософская школа») используется с 1919 года. Название школа получила от компании, которая занималась финансированием первого подобного направления – «Вальдорф-Астория».

Что положено в основу вальдорфской системы

В основе вальдорфского учения лежит целая философия, выстроенная на принципе глубокого уважения педагога к личности каждого ребенка, к его мировоззрению, свободе, творчеству и здоровью.

Вальдорфская система не предусматривает строгих методик в процессе обучения детей. Основополагающим направлением системы является естественное развитие внутреннего мира детей, их личностных качеств, талантов, фантазии, интуиции.

Общие принципы, характеризующие вальдорфскую систему образования:

  • повторение и положительные примеры;
  • разнообразие игровых форм;
  • общий художественный, экологический и эстетический фон;
  • ритмичное повторение изученного материала.

Пример отражения принципов вальдорфской педагогики на детских садах

Последнее время вальдорфская педагогика стала очень популярной, в частности, в детских садах. Она основывается на пяти принципах:

1. Организация благоприятной и комфортной среды для развития ребенка

Необходимым фактором для полноценного развития каждого ребенка является любовь родителей и окружающих. Но только настоящая любовь способствует гармоничному развитию, так как дети на интуитивном уровне понимают и чувствуют чистоту и искренность эмоций, направленных к ним со стороны окружающих. Дошкольные организации, работающие по принципу вальдорфского учения, стремятся воссоздать атмосферу, которая максимально приближена к уютной домашней обстановке.

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется организации пространства

Педагог вальдорфского учения должен быть разносторонней личностью – яркой и творческой. Уметь выстраивать доверительные отношения с детьми и их родителями.

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется оформлению помещения и организации пространства.

2. Воспитание через личный пример и подражание

В возрасте до четырех лет дети активно познают окружающий мир и способны «впитывать» огромное количество информации. Принципиальное отличие вальдорфской системы обучения заключается в том, что познание мира происходит не посредством учебных пособий, а непринужденно, через окружающий мир.

Дети в вальфдорском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание

Регулярное взаимодействие со сверстниками, окружающими предметами, педагогами, родителями – это и есть воспитание, основанное на личном примере. Процесс воспитания по вальдорфской системе – это развитие во взаимосвязи с другими людьми.

Дети в вальдорфском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание ему.

В учреждениях, использующих вальдорфскую систему обучения, детям предлагают принять участие в самых разнообразных видах деятельности. Это могут быть: уборка, рукоделие, рисование, кулинария, в процессе чего ребенок через подражание развивает необходимые для него качества и навыки.

При этом ребенку не навязывают ту или иную программу, он сам решает, принимать в ней участие или нет. Педагог начинает заниматься какой-либо деятельностью, а дети, по примеру воспитателя, подхватывают эстафету и с огромным интересом включаются в процесс. Каждый ребенок занят настолько, насколько ему это интересно, исходя из своих предпочтений.

3. Гармоничный ритм деятельности

Вальдорфские дошкольные учреждения отличаются ритмичной и однообразной деятельностью. Каждый день недели имеет свое расписание, которое остается неизменным на протяжении всего периода обучения. Ребенок всегда знает, к чему ему готовиться завтра.

4. Применение многофункциональных игр

Развитие ребенка происходит через игру. Педагоги вальдорфского учреждения приглашают детей к активным играм. При этом все игры проводятся спонтанно. Ребенок сам вправе выбирать, в какой игровой деятельности ему принять участие на данный момент.

Игровой материал педагоги мастерят из натуральных материалов совместно с детьми

Особое внимание вальдорфская методика уделяет игрушкам. Здесь не используются законченные образы с правильными геометрическими формами. Куклы в дошкольных учреждениях без глаз, рта и носа. Это сделано для того, чтобы не навязывать ребенку определенный образ, а дать возможность пофантазировать и представить ее такой, какой ему хочется.

Чаще всего игровой материал педагоги мастерят своими руками из натуральных материалов совместно с детьми. В создании игрушек могут быть задействованы шишки, кора, солома, дерево. Главное, чтобы это был натуральный и экологически безопасный материал.

Кроме того, один игровой предмет может быть наделен несколькими функциями. Обычный лоскуток ткани синего цвета – это и море, и звездное небо, и нарядное платье для куклы.

Также ребят вовлекают в процесс рисования, лепки, постановки спектаклей. Стоит отметить, что пластилин в учреждениях вальдорфского типа не используется. Вместо него применяется специально подготовленный воск.

5. Творчество каждый день

Каждого нового пришедшего в вальдорфское дошкольное учреждение ребенка педагог встречает отдельно. С первой минуты создается впечатление теплой и очень дружелюбной атмосферы.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет»

Каждое утро начинается с зарядки, но не с обычной зарядки, а по определенной методике. Под различные ритмичные мелодии дети активно двигаются, при этом читают стихи и поют песни. Затем ребята могут выбрать тот вид деятельности, который им на данный момент по душе – заняться творчеством, поиграть, приготовить тесто для булочек, заняться «домашними делами». При этом педагоги не остаются просто сторонними наблюдателями. Они также начинают заниматься какой-либо деятельностью, а заинтересовавшиеся малыши могут в любой момент присоединиться к этому процессу.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет». Педагоги поощряют любую инициативу ребенка при условиях, что она не повлечет за собой угрозы жизни или здоровью ребенка, не принесет вреда другим воспитанникам учреждения и не оставит следов на стенах и мебели группы.

По окончании активного игрового периода дети и педагоги принимаются за совместный сбор игрушек, после чего малыши отправляются на завтрак. Завтрак происходит за одним общим столом.

После завтрака детям предлагаются интенсивные и ритмичные игры, после которых все дружно отправляются на прогулку. На улице малыши познают окружающий мир. Они кормят птиц, изучают камушки, создают замки из песка, заботятся о цветах и деревьях.

После прогулки педагог рассказывает или проигрывает детям сказку. Одно произведение рассчитано на одну неделю. Такой подход позволяет детям максимально влиться и пережить сюжет сказки. После обеда дети отправляются в свои кровати, которые выполнены исключительно из натурального дерева.

После тихого часа малышей приглашают на полдник, по завершению которого начинаются занятия, направленные на развитие определенных способностей: пальчиковые игры, игра на музыкальных инструментах, пение, жестовые игры и многое другое. Затем все приступают к интенсивным подвижным играм.

В учреждениях вальдорфского типа детям не бывает скучно. Каждый день способствует развитию талантов, фантазии и самостоятельности.

Праздники в учреждениях вальдорфского типа проходят в особой атмосфере. Здесь нет разделения на гостей и пригласивших. Родители и дети совместно с педагогами сами устраивают праздник – пекут пироги, поют песни и читают стихи. Педагоги не готовят определенного сценария. Праздник идет в свободном русле в домашней, непринужденной атмосфере.

Отличия вальдорфских учреждений

В учреждении вальдорфского типа действуют три запрета, которые кардинально отличают его от дошкольных образовательных организаций классического типа:

1. Запрет на раннее обучение до семи лет. Ребенка не заставляют проходить различные тренинги, направленные на развитие. Он развивается естественным путем.

2. Запрет на средства массовой информации. В учреждениях вальдорфского типа нет телевизоров или компьютеров.

3. Запрет давать оценку действиям малыша. Ребенок совершает все действия по личной инициативе, непринужденно, а не ради оценки со стороны взрослого.

Главные преимущества вальдорфской системы:

  • глубокое уважение к личности каждого ребенка и его свободному выбору;
  • процесс развития малыша не ограничен никакими сценариями и планами;
  • отсутствие принуждения и оценочных действий;
  • процесс воспитания организован на основе подражания и личного положительного примера;
  • процесс обучения происходит в непринужденной атмосфере;
  • возможность общаться не только со сверстниками, но и с детьми других возрастов;
  • волевые качества детей формируются в процессе трудовой деятельности.

Недостатки вальдорфской системы

Однако, принимая решение отдать малыша в «вальдорфский» детский садик, родителям стоит обратить внимание и на определенные недостатки этой системы:

  • в учреждениях вальдорфского типа дети не обучаются азам письма и чтения, поэтому могут возникнуть сложности при поступлении в классическую школу;
  • тематика произведений, представленных к прочтению малышам, ограничена;
  • в основе вальдорфской системы лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь;
  • у ребенка могут возникнуть трудности в общении со сверстниками, обучающимися в классическом дошкольном учреждении.

Комментирует детский психолог Ирина Григорьева:

«Система сама по себе полезная, способствующая развитию свободной личности, уверенной в своих силах. Однако не стоит ее брать целиком, а лучше только частично применять в совокупности с другими методами. Потому что получение знаний как таковых в этих учреждениях все же второстепенно, тогда как первостепенным является адаптация и развитие личности.

В то же время вальдорфская педагогика идет «за ребенком», не опережая его развитие, то есть даже если ребенок может большее, сама система не будет его на это толкать, если он не проявит активность. Для детей дошкольного возраста это скорее полезный подход, а вот для школьников уже есть свои нюансы.

Например, и у подростков, и у младших классов в вальдорфской школе первый урок длится два часа без перерыва, что не является природосообразным. А будут ли выпускники приспособлены к жизни в «неидеальном» мире, который их ждет за пределами школы, остается открытым вопросом и гарантии успеха не дает. Выпускник может быть морально не готов к обучению в вузе, и первая же сессия станет для него шоком, гораздо большим, чем для выпускников обычных школ, поскольку в его школе не ставили оценок, не было понятия «на второй год», не было вообще никакого давления. Он просто плыл по течению, а теперь вдруг ему приходится прикладывать усилия, работать.

Междисциплинарные связи, наполненность культурными мероприятиями и практикой, индивидуальный подход к каждому ученику – очень сильные стороны этих образовательных учреждений. И именно ими можно было бы дополнить современные стандартные общеобразовательные школы, что пошло бы на пользу всем – и ученикам, и учителям, и родителям. Также неоспоримым плюсом этой системы является и разнообразное творчество, которое составляет чуть ли ни основу вальдорфской педагогики».

alelchuk

Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых

На днях обсуждали с мамами, что делать с ребенком-дошкольником, как его развивать. Мое мнение — не нужно его развивать, он сам развивается, нужно создать ему для этого правильную обстановку. Конечно, я не сам это придумал. Идея развивающего пространства уже высказывается многими умными людьми, а в вальдорфской педагогике эта идея полностью воплощена в целостную систему воспитания и обучения от 0 до 21 года. И эта система успешно работает уже более 90 лет.

Когда речь идет о вальдорфской педагогике, люди начинают приводить разные аргументы “за” и “против”, причем обычно это внешние вещи — какие-то конкретные фишки, которые они услышали или увидели в конкретной школе. “У них много ремесла”, “они такие свободные и творческие”, “там везде ангелы”, “они не пишут до 8 лет”, “они дают детям всего три цвета для рисования”, “они не могут поступить в институт” — и вот люди спорят. При том, что пишут прекрасно, ангелы не везде, цветов для рисования достаточно, а в институт поступают не хуже других, ну и действительно много ремесла, свободы и творчества.

Но все равно, о самом главном в вальдорфской педагогике мало кто знает. В том числе и потому, что негде особенно прочитать. Поэтому выкладываю здесь статью “Воспитание к свободе”, которую написала моя жена Алла Колесникова. Она в 1998 году основала с друзьями школу “Путь зерна” и с тех пор ею руководит.

Статья была написана по просьбе журнала “Домашний ребенок” и в сокращенном виде вышла в 15 номере.

Воспитание к свободе
Алла Колесникова, директор и учитель истории, вальдорфская школа “Путь зерна”, г. Москва

Вальдорфскую педагогику справедливо принято относить к системам «свободного воспитания». Так, первая вальдорфская школа в Штутгарте называлась «Свободная вальдорфская школа». Т.е. слово «свобода» было с самого начала заявлено основателями системы. Термин «свободное воспитание», появившийся в начале ХХ века стал особенно популярен в наше время. Но если опираться только на сам термин, то многое оказывается неясным. Свобода в воспитании – это свобода кого и от чего: ребенка? педагога? Или это свобода от воспитания вообще? Зачем вообще нужна человеку свобода и если нужна, то что значит быть свободным и как к этому придти?

Современный человек очень сильно желает быть свободным, по крайней мере внешне.

Традиционно свободу понимают или как свободу выбора («хочу халву ем, хочу – пряники») или как отсутствие навязанной чужой воли (поступаю в соответствии со своим пониманием). Определена даже граница свободы отдельного человека – это свобода другого. Но, пожалуй, главное – зачем нужна эта самая свобода – часто остается непонятым. Отсюда и общая невротизация нашего времени, когда человек вроде бы и свободен, и денег у него достаточно, но устойчивым лейтмотивом его жизни почему-то становится депрессия и потеря целей, ценностей и идеалов. Пустота и старческое слабоумие как жизненный итог. Ощущение собственной ненужности. К счастью, это происходит не со всеми, но то, что в наш материальный век с его законодательно закрепленными правами (свободами) человека в ощущении этой самой свободы ускользает что-то очень существенное – очевидный факт. Этот факт подтверждается наличием огромного количества различных психологических теорий, служб, цель которых примерно одна и та же – вернуть человеку смысл собственного бытия.

И вот в это невротичное время, полное зависимостей, растет популярность «свободного воспитания». Отчасти потому, что человек в поиске этого самого правильного ощущения свободы погружается все глубже и глубже. Может, надо просто раньше начинать быть свободным и тогда можно избежать депрессии во взрослом возрасте и прожить жизнь, полную смысла и ощутить от нее удовлетворение? Сейчас даже подробно исследованы внутриутробная и младенческая жизнь в связи с их влиянием на дальнейшую жизнь человека.

Читайте также:  Деда Мороза вызывали? (к вопросу о детских подарках)

Но если оставаться в рамках материальной картины мира, то раннее начало свободы приведет примерно к тому же самому. Пожалуй, главным здесь является ответ на вопрос – кто такой Человек? Каковы его задачи? От ответа зависит – поможет нам свободное воспитание стать свободным или нет. Ведь свободу со времен Французской революции предлагают разные люди и под разными флагами (например, Карл Маркс и Лев Толстой). Несмотря на сомнительные результаты их деятельности, надо сказать, что цель была примерно одна у всех – освободить человека для его же собственного блага, для его развития как человека.

Т.е., все радетели свободы так или иначе приходят к тому, что Человек – главная ценность этого мира. Именно поэтому он должен быть свободен. Но общее депрессивное состояние современного общества говорит о том, что в понимании Человека тоже что-то не так. Примитивное понимание – «царь природы», и даже сложное — «био-психо-социальное существо», уже не удовлетворяют.

Конечно, поскольку все мы свободные люди, то каждый может сказать – это следует понимать так, а это вот так. Но именно потому, что мы свободны в том числе в своих убеждениях, то обращаясь к свободному воспитанию, мы тоже осуществляем некий сознательный выбор и прежде всего в главных вопросах. Кто такой ЧЕЛОВЕК? Каковы его задачи? Что значит «быть свободным»? Зачем нужно быть свободным?

А отсюда – как придти к этой самой свободе, или она есть изначально?

У Рудольфа Штайнера есть совершенно определенные ответы на данные вопросы. Именно системный философский взгляд на Человека и Общество (антропософия) сделал возможным появление такого «свободного воспитания» как вальдорфская педагогика.

Конечно, в рамках небольшой статьи разъяснить объективно данный Штайнером образ Человека и его отношения со свободой довольно трудно. Предвижу, что то, что будет сказано далее, вызовет много вопросов. Но без краткого изложения хотя бы этого бессмысленно говорить о свободном воспитании в вальдорфе. Давая эти пояснения, я опираюсь на книгу Бернарда Ливехуда «Кризисы жизни – шансы жизни», где он развивает идеи Штайнера о Человеке в контексте реализации Человеком своей биографии как реализации собственной задачи.

Итак, Человек – единство тела, души и духа. Развитие человека происходит в каждой из этих сфер, в очевидной взаимосвязи между ними, т.к. все это – Человек. Физическое тело – результат длительной биологической эволюции, законам которой оно подчиняется. Соответственно, оно проходит в развитии фазу подъема и упадка (распада). Из высших сфер Божественно–Духовного мира человек приходит как Дух. Именно Дух воспринимается нами как собственное более высокое «Я», придающее сознательно или бессознательно направление нашей жизни, именно он смотрит в будущее и стремиться к свободе. Именно благодаря Духу человек ищет свой собственный путь, несмотря на инстинкты, влечения, среду и воспитание. Между Духом и Телом располагается Душа, приходящая в этот мир вместе с Духом, задача которой – переживать инстинкты и желания из биологического тела, и ценности, нормы и духовные цели, собственный внутренний мир, приходящие из духовных сфер. Именно в сфере души человек предстает как человек здесь и сейчас . Т.е. душа направлена или во впечатления внешнего мира (цвет, форма и т.д.) или внутрь – внутренние переживания, воспоминания, мысли. Жизненная цель, поставленная духом, может переживаться душой как призвание, как жизненный путь.

Таким образом, цель человека — реализовать свой жизненный путь, решить именно свои собственные задачи развития. При этом цель развития может быть такова, что ее невозможно решить в рамках одной жизни. И поэтому человек инкарнируется многократно, чтобы развиваясь, становиться все более совершенным (т.е. развивать себя) и, с другой стороны, сохранять при этом интерес и открытость по отношению к другим людям.

Беседуя с учителями первой Свободной вальдорфской школы о задачах современного воспитания, Штайнер, описал исторически путь развития человека и развития воспитания. Он сказал буквально следующее: «…что мы наблюдаем в Новое время? Внешне человек утратил доверие к традиции (имеется в виду – Средневековье), внутренне же он стремится к тому, чтобы стать свободным существом, которое постоянно желает сохранять независимую позицию по отношению к жизни». Т.е., человек должен придти к свободе как к некой способности. Способности смочь что-то сделать или оставить как есть. Способности сохранять независимую позицию по отношению к жизни. А также придти к любви – как к способности заинтересованно и открыто отнестись к явлениям окружающего мира и другим людям.

Быть свободным – значит сохранять независимую позицию по отношению к жизни. Как привести человека к этой самой свободе? Надо ли его вести или пусть идет сам – он же свободен? Из ответов эти вопросы и складывается педагогическая система вальдорфской школы.

Может быть, маленький ребенок тоже нуждается в независимой позиции по отношению к жизни? С таким мнением часто приходится иметь дело в отношениях с родителями детского сада. Например, мама, считая, что она поддерживает в ребенке свободу, все время спрашивает его – что он хочет сегодня одеть, съесть, куда пойти и т.д. В результате ребенка в 20-градусный мороз приводят в детский сад в тонких капроновых колготках («Сонечка так захотела»).

К свободе и любви как к способностям надо придти, их надо приобретать, а в этом приобретении часто оказываются такие вещи, которые плохо совместимы со свободой. Например, человек хочет работать продавцом, а для этого надо научиться считать и еще сдать какой-нибудь экзамен. Хотение – внутренняя свобода, экзамен – требование внешнего мира.

Как же тогда воспитывать ребенка? Заставлять? Самоустраниться? Обо всем спрашивать – чего он хочет?

Минусы всех подобных вещей давно известны. Авторитарность подавляет всякую инициативу и свободу, самоустранение взрослого рождает в ребенке неуверенность в себе, нервозность, страх. Бесконечное спрашивание ведет к тому, что ребенок теряет всякие ориентиры – что хорошо, а что плохо, становится недоверчивым и противоречивым, т.к. он попросту еще многого не знает. Даже того, что в мороз можно замерзнуть.

Тем и ценны завоевания систем «свободного воспитания», что они смогли найти такие методы взращивания человека, которые позволяют, избегая крайностей, привести его к обретению способности свободы и любви. Эти методы построены на глубоком знании Человека, законов его развития. Зная их, можно просто в нужное время предлагать человеку нужные вещи, и тогда они не будут вызывать сопротивления, а значит, не будут навязыванием чужой воли. Эти законы в свое время были даны Рудольфом Штайнером, а позднее подтверждены исследованиями психологии.

Сегодня только ленивый не говорит об учете возрастных особенностей в обучении и воспитании. Прежде чем человек сможет полноценно реализовывать свою жизненную задачу, он должен развить в себе необходимые качества, приобрести некоторые инструменты. Он должен сделать свои тело, душу и дух, способными к решению основной задачи. В каждом из членов человека живет необходимый инструмент. В физическом теле – воля, в душе – чувства, в духе – мышление. Именно развитие воли, чувства и мышления в правильной последовательности и одновременно в целостности и позволяет к 21 году стать человеку готовым к встрече со своей жизненной задачей. Возможно, что осознает он ее к 40 годам, но впервые столкнется с ней скорее всего примерно после окончания школы, в возрасте около 20 лет.

Р. Штайнер указал, что если человеку в определенном возрасте не дать правильного развития, решая какие-то другие задачи (например, развивая у дошкольника абстрактное мышление), то можно нарушить все развитие человека, и он так и не придет к реализации своей жизненной цели.

Правильное развитие, согласно Штайнеру, а также данным современной психологии, предполагает, что первые 7 лет человек строит свое физическое тело. Сегодня известно, что некоторые отделы мозга формируются вплоть до 10 лет. Это не значит, что ребенка усиленно закаляют или заставляют заниматься спортом. Ребенку просто позволяют быть собой, т.е маленьким ребенком – бегать, прыгать и лазать где, как и сколько ему вздумается. Маленький ребенок весь живет в движении, потому что и чувствует, и думает он пока телом. Первая его реакция в ответ на какое-то событие – действие. По-другому он не может. Он еще не научился сначала подумать, а потом делать. Или можно вспомнить, как дети слушают сказку – открыв рот, потому что слушают и переживают ее действие всем телом.

Поэтому, развивая ребенка, воспитатели вальдорфского детского сада, опираются на те качества возраста, которые являются ведущими. У дошкольника это – подражание и игра. Все, что необходимо сделать – это создать вокруг ребенка правильную среду для подражания и достаточное и безопасное место для игры. И тогда можно предоставить ребенку полную свободу. Если есть правильный пример поведения взрослого, то многие положительные привычки сформируются у ребенка сами собой, безо всякого принуждения. Например, перед завтраком следует мыть руки. Вместо слов об этом, воспитатель просто идет сам мыть руки, напевая при этом простую песенку. Привлеченные песенкой дети хотят посмотреть, что же делает воспитатель, а затем из чувства подражания тоже моют руки. Если воспитатель рисует или лепит или шьет, то дети тоже подключаются к его работе, потому что хотят делать как взрослые.

Таким образом, от воспитателя, от того, каков он, как двигается, говорит, чем занят в течение дня, зависит, что воспримет ребенок. Поэтому ко взрослым в вальдорфской педагогике предъявляются весьма высокие требования. Трудно представить себе вальдорфскую садовницу, которая вместо занятий искусством или рукоделием в течение дня смотрела бы телевизор.

После 7 лет процессы развития в теле завершаются и силы, которые уходили на это, теперь могут быть перенаправлены на обучение.

После 7 лет в ребенке возникает потребность в представлениях о мире, у него хорошая память, сила воображения, он ищет авторитетного взрослого, через душевную связь с которым он мог бы познавать мир. Т.е. он ищет учителя. Поскольку в этом возрасте ребенок скорее переживает душевно все, что ему открывается, в том числе и знания, то Обучение так и построено. Знания даются ребенку так, что он их Проживает, связывается с ними душевно, т.е. делает их своими. Этому помогает преподавание с помощью образов. На этом этапе ребенок не имеет такой свободы как в детском саду. Все учебные предметы в школе для него обязательны, он не выбирает. Но зато свобода нужна учителю, чтобы быстро и правильно реагировать на учебные и душевные запросы ребенка. Если предлагаемый учителем материал в выбранной форме преподавания не отзывается в ребенке, то учитель должен иметь возможность перестроить как форму подачи, так, возможно, изменить и сам учебный материал. Ребенку должно быть интересно учиться, тогда он не будет воспринимать обучение как насилие. Самое главное – сохранение душевного контакта учителя и ученика.

Примерно с 10-12 лет начинает формироваться потребность в критическом абстрактном мышлении, которая к 14 годам достигает зрелости. Теперь ребенок не хочет связываться душой с получаемыми знаниями, он хочет узнавать о таких законах мира, которые действуют и сохраняют свою силу независимо от человека. Он готов к способности выносить суждения. Любые, поскольку он свободен. Он также получает первую возможность самостоятельно выбрать, изучить и представить практически какой-либо вопрос. Дети этого возраста выполняют проектные работы с обязательной практической частью. Например, они могут исследовать вопрос о том, как снимаются фильмы и сами снять и представить свой фильм. Способность к независимым суждениям является свойством духа.

Примерно к 21 году тело, душа и дух приобретают некое равновесие, позволяющее человеку с помощью полученных за предыдущий период инструментов (здоровье, образование, богатые чувства) двинуться к истиной свободе. Теперь человек готов реализовывать цель своей жизни и одновременно стремиться сохранять независимость по отношению к этой самой жизни.

Приведенное выше описание вальдорфской педагогики не раскрывает многих ее существенных сторон и возможностей. Хотелось обратить внимание только на то, как она влияет на главное в вопросе Свободы Человека. Каждый этап вальдорфского воспитания предполагает свой подход к свободе ребенка. Эта свобода ему безусловно предоставляется, но в той мере и форме, которая соответствует его возможности справляться с данным объемом свободы в определенном возрасте. О том, как это выглядит на практике, написаны целые педагогические труды. Даже для краткого изложения потребовалось бы несколько страниц текста.

Нас могут спросить, откуда мы знаем, что ребенку в определенном возрасте нужно именно это, а не что-нибудь другое. Почему, например, раннее обучение – плохо, а в средней школе надо изучать все предметы обязательно, а не по выбору?

Выше уже говорилось о законах душевной жизни, которые раскрыл Рудольф Штайнер, но кроме своего знания, он предложил очень простой и действенный инструмент воспитания, позволяющий также тщательно подойти к ребенку, а именно – наблюдение. Очень тщательное и подробное наблюдение за детьми может дать полное понимание того, как должно растить на определенном возрастном этапе именно этого определенного ребенка. Иначе говоря, понять, что и в какой момент для ребенка естественно. Такие наблюдения за детьми и затем их совместное обсуждение педагогами – еженедельная часть работы вальдорфских педагогов, как в детском саду, так и в школе.

Вальдорфская педагогика существует уже более 90 лет и имеет обобщение этих наблюдений за этот период. Она наблюдает не только ребенка от рождения до 21 года, но и взрослого человека. Что с ним происходит во взрослой жизни, если в детстве он получил определенный опыт, как это сказывается на его взрослом развитии.

Результаты этих наблюдений изложены в виде научных исследований, признанных в традиционной психологии и педагогике. Остается надеяться, что рано или поздно и традиционная наука придет к взгляду на человека как на душевно-духовное существо.

Ссылка на основную публикацию