Умники и умницы

Умники и умницы

01:00 1 Января 1970 –

&#160&#160Читать далее&#160

21 ЯНВАРЯ 2018
ЮРИЙ ВЯЗЕМСКИЙ: «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА – СЛОЖНОЕ ДЕЛО»

С Юрием Вяземским мы встретились 1 сентября в московской школе №201. Здесь проходила торжественная церемония открытия памятных досок Героям Советского Союза, которые учились в этой школе: Зое и Александру Космодемьянским, Павлу Гражданинову и Георгию Лашину. Памятные доски устанавливаются усилиями Российского военно-исторического общества (РВИО), почётным членом которого является Юрий Павлович.

Читать далее.

21 ЯНВАРЯ 2018
ВСТРЕЧАЮТ ПО УМУ. ЮРИЙ ВЯЗЕМСКИЙ – О НОВОМ ПОКОЛЕНИИ И КОММЕРЦИИ В ВУЗАХ

Телевизионная олимпиада «Умницы и умники» выходит на российском телевидении с 1992 года. Ее автором и бессменным ведущим на протяжении этих 15 лет является философ, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО Юрий Вяземский. О нынешнем поколении «умников», секретах подготовки к ЕГЭ и коррупции на телевидении

Читать далее.

21 ЯНВАРЯ 2018
МИР ЗЕРКАЛ. ЮБИЛЕЙ 14 ЛЕТ!

Исполнилось четырнадцать лет игре “Мир зеркал”. За это время участники игры успели поступить в вуз своей мечты, закончить его, некоторые даже защитили диссертации! Все эти десять лет мы учимся писать образные яркие тексты, выражать мысли и чувства ёмко и красиво. Мы тренируемся прописывать сюжеты, развивать персонажей и взаимодействовать друг с другом в особенной вселенной. Если Вы пишете рассказы, сказки, стихи, присоединяйтесь. Скучно точно не будет.

Читать далее.

21 ЯНВАРЯ 2018
ЮРИЙ ВЯЗЕМСКИЙ: ГЕРОИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ОТ “ПЕСНИ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ” ДО “ТИХОГО ДОНА”

Этой книгой мы продолжаем новую серию-библиотеку Юрия Вяземского “Умники и умницы: олимпиада”. Давайте готовиться к олимпиадам вместе! Сборник посвящен русской литературе – ее проблемам, темам и явлениям. Юрий Вяземский составил для вас множество интересных вопросов и придумал на них не менее интересные ответы. В книге читателя ждут Пушкин, Достоевский, Толстой, Тургенев, Гоголь, Булгаков, Горький, Пастернак и многие другие. Книги цикла “Умники и умницы” – это реальная возможность поступить в МГИМО, проверить себя, подготовиться к сдаче ЕГЭ, заполнить пробелы в знаниях и расширить свой кругозор.

Абитуриенту МГИМО 2020

«Умницы и умники»

В 2019/20 учебном году проходит XXVIII сезон Телевизионной гуманитарной олимпиады школьников (ТГОШ) «Умницы и умники».

С XXV юбилейным сезоном организаторов и участников поздравила министр образования и науки России Ольга Юрьевна Васильева.

С двадцатилетием «умников» поздравил Дмитрий Анатольевич Медведев.

Широко известная в России и за ее пределами Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников (ТГОШ) «Умницы и умники» проводится ежегодно, начиная с 1991/92 учебного года. Партнерами в организации и проведении Олимпиады являются МГИМО МИД России и АО “Первый канал«(Студия Юрия Вяземского «Образ-ТВ»). Олимпиада проводится по профилю «гуманитарные и социальные науки», который соответствует таким направлениям высшего образования, как «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», «Журналистика», «Политология», «Реклама и связи с общественностью».

Олимпиада в форме популярного телевизионного конкурса проводится среди одаренных, талантливых старшеклассников, эрудитов в области отечественной и всемирной истории, отечественной и зарубежной литературы, современных обществоведческих наук. Для того чтобы стать победителем Олимпиады, необходимы глубокая и разносторонняя общеобразовательная подготовка, широкая эрудиция, начитанность и высокая культура участника Олимпиады.

Олимпиада стартует в сентябре и заканчивается в апреле текущего учебного года. Каждое субботнее утро, начиная с октября и до начала июля, в эфир выходит передача Первого канала «Умницы и умники», освещающая основные этапы и туры Олимпиады, включая четвертьфиналы, полуфиналы и финал.

Предварительная регистрация и отбор для участия в Олимпиаде начинается с середины марта текущего календарного года. Претенденты на участие в новом сезоне ТГОШ, который стартует в сентябре, из числа учащихся немосковских школ присылают на адрес студии Юрия Вяземского «» письма со своими резюме и ответами на вопросы, которые задаются телезрителям программы «Умницы и умники». Сроки предварительного отбора и регистрации иногородних школьников (как правило, учащихся 10 или 9 класса) — с середины марта до середины июня. Московские школьники (9–10 классы) проходят предварительный отбор для участия в новом сезоне ТГОШ в форме собеседования в студии Юрия Вяземского (ул. Академика Королева, 12, Москва, 127427), как правило, по заявкам московских школ, в период с 1 мая по 1 июня текущего календарного года. Прошедшие отбор приглашаются Студией для участия в программах ТГОШ с началом нового учебного года и нового сезона Олимпиады с 1 сентября.

За годы своего существования в телеэфире олимпиадная телепрограмма была удостоена четырех премий ТЭФИ. В работе жюри ТГОШ регулярно принимают участие видные государственные и общественные деятели, выдающиеся ученые, дипломаты, спортсмены, деятели культуры и журналисты. В 2007 году жюри финального тура Олимпиады возглавил Дмитрий Анатольевич Медведев, в 2009 году в качестве высокого гостя телепрограммы в работе жюри участвовал , руководитель аппарата Правительства РФ, нынешний мэр Москвы , в 2010 году — Министр образования и науки РФ , в 2011 — Министр иностранных дел России , в 2012 и 2013 — министры культуры РФ, многие другие высокопоставленные лица. Бессменным председателем организационного комитета Олимпиады является ректор МГИМО академик РАН .

По результатам многоэтапного интеллектуального телевизионного соревнования жюри и оргкомитет Олимпиады определяют победителей и призеров ТГОШ, которые при поступлении на профильные направления подготовки бакалавров МГИМО пользуются льготами и преимуществами.
Льготы победителям и призерам финала ТГОШ устанавливаются Правилами приема в МГИМО МИД России.

Благодаря Олимпиаде, проводимой в форме популярного телеконкурса, в МГИМО поступило большое количество эрудированных, разносторонне подготовленных абитуриентов — представителей учащейся молодежи из различных регионов России и стран СНГ.

Новости ТГОШ и полезная информация об Олимпиаде размещаются на сайте «Умники и умницы».

Умницы и умники

Умницы и умники

Режиссёр: Татьяна Павлюченко (1992—1998),
Константин Куц (с 1999)

Производство: РГТРК «Останкино» (1992—1995),
Телекомпания «Класс!» (1995—1999),
Студия Юрия Вяземского «Образ-ТВ» (с 1999)

Композиторы: Дмитрий Атовмян (1999—2003),
Игорь Голубев (2003—2005),
Алексей Шелыгин (с 2005) Страна: Россия Язык: Русский Количество сезонов: 28

Производство:

Место съёмок: Телецентр «Останкино» Продолжительность: 40 минут (финал — 60 минут)

Вещание:

Канал: 1 канал Останкино (1992—1995),
ОРТ (1995—2002),
Первый канал (2002-н.в.) Период трансляции: с 29 ноября 1992 года Похожие передачи: «Автограф», «Образ», «Маркиза», «Семь шляп»

Ссылки:

Умницы и умники (ранее — Умники и умницы) — школьная телеигра, в которой главным призом является зачисление в МГИМО без сдачи экзаменов. Является потомком литературной викторины «Образ». Программа выходит в эфир с 29 ноября 1992 года. Ведущий — Юрий Вяземский.

Содержание

Основная игра

Историческая специфика игры заключается в том, что отдельная передача посвящена какому-то отдельному периоду в истории или определённой стране.

Четвертьфиналы и полуфиналы разделёны на два этапа: сначала играют москвичи, а затем приезжие из других городов (регионалы). Подсчёт орденов от этого не зависит. Утешительный полуфинал «Шанс» и финал проводятся без подобного разделения.

Трёх игроков основной игры, учащихся 11 классов, называют агонистами. В ранних сезонах игры в одной передаче было по три агона.

Игрокам предлагается сделать выбор из трёх дорожек, имеющих различную длину. Очерёдность выбора определяется по итогам выступления игроков на заданную тему, которое участники должны приготовить за 15 минут до игры.

Дорожки различаются по длине и цвету соответственно:

  • Зелёная состоит из четырёх этапов, на двух из которых можно дать неверный ответ. Это даёт преимущество для неуверенных в себе игроков в случае безуспешной игры оппонентов.
  • На жёлтой дорожке лишь три сектора, и одну ошибку разрешается допустить.
  • Красная дорожка является самой короткой и состоит лишь из двух секций, но ошибок на ней допускать уже нельзя. Если игрок всё же дал неверный ответ, от может «реабилитироваться», сыграв в «блиц»: дать ответы на два вопроса из экзаменационных билетов. Однако преимущество этой дорожки — в скорости победы, если игрок не допустит ошибок.

Победителем становится тот участник, который дойдёт до конца дорожки быстрее оппонентов, то есть тот, кто ответил верно на два вопроса до того, как это сделают противники. Если игрок на своей дорожке превышает допустимый предел неверных ответов, но он вновь становится теоретиком и уходит в зрительный зал.

В программе также принимают участие абитуриенты, которые ещё не становились агонистами, сидящие в зале. Эти участники называются теоретиками и в случае ответа на вопрос, на котором ошибся агонист, они получают орден.

Третья группа участников — гости, которые также могут давать ответы, в случае если агонист и теоретики верно не отвечают. За верный ответ им могут вручить либо приз, либо перевести в группу теоретиков.

По окончании серии происходит подсчёт орденов теоретиков и в следующий тур игры проходят те, кто набрал их в наибольшем количестве.

Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» — жюри из трёх судей-председатель, секретарь, ответственный секретарь. Как правило, председатель жюри является приглашённым.

Финал

Финал серии играется по изменённым правилам:

Участие принимают уже 9 агонистов, включая лучших теоретиков. Все дорожки — зелёные. За каждый верный ответ агонистам вручается орден («ключ»). Тот, кто допустит три ошибки, из игры удаляется, однако с 2006 года удалённые в первом агоне могут принять участие в третьем. C 2009-го года правила финала были изменены: дорожки стали жёлтыми.

По итогам финала считается общее количество орденов.

Как я играла в “Умницы и Умники”

Прочитала пост http://pikabu.ru/story/umnitsyi_i_umniki_4680148 и решила рассказать, как я участвовала в той же передаче.

Дело было в 1999 году и я очень хотела поступить в МГИМО. Лавры Коллонтай не давали мне покоя, я грезила дипломатической карьерой и согласна была представлять родину хоть в Сомали. Но девочке из провинциального городка с плоховатым “школьным” английским до МГИМО было как до луны. однако каждую субботу я прилипала к телевизору, чтобы поглядеть на тех, кто может попасть в вуз мечты. Участники передачи казались мне какими-то гениями, они знали все на свете; куда уж мне, думала я.

Так бы я и не рискнула написать в телепередачу, если бы не мама. Мол, говорит, что ты теряешь? Напишешь – можешь попасть, а не напишешь, точно никакого шанса.

Тогда, для того чтобы попасть на передачу, нужно было написать письмо либо с ответом на какой-то неразгаданный в игре вопрос, либо на какую-нибудь свободную тему, которую в конце объявлял с загадочной улыбкой Вяземский. Мне приглянулась тема “В какую эпоху вы бы хотели жить?” и расписалась я на 14 страниц убористым почерком. Как наверное проклинала меня ассистентка ЮрПалыча, читая мою писанину. А я так красиво рассказывала, что мол и рыцарские времена хороши, и будущее манит, да вот только жить лучше в свое время.

Время шло, ответа не было, мы и забили, видимо, решили, не получилось. Как вдруг, когда мы всей семьей были в поездке, до нас с трудом дозвонилась бабушка. Оказывается, мне прислали телеграмму, с тем, что я должна приехать в Останкино на собеседование, а я-то и не знаю. Хорошо, что работница почты оказалась бабушкиной знакомой и нашла ее, хотя она жила по совсем другому адресу (люблю маленькие города, хотя давно живу в Москве).

Итак, мы рванули в Москву (как кстати пришелся отпуск у родителей), чудом успели в нужный день. Собеседование было странным. Все провинциалы собрались в зале, нам всем задавали один вопрос: в какой день хотите играть? С чего-то струхнув, я ответила, что во второй, и больше вопросов мне не задавали.

А у москвичей, говорят, был кошмар и ужас: собеседование шло на английском языке и был серьезный такой отсев. У нас отсева не было, приехал – значит, участвуешь.

Я не зря так разделяю москвичей и провинциалов, это не какой-то мой снобизм говорит, вовсе нет (куда там))). Дело в том, что вплоть до финала – это два разных потока, и только в финальной игре они встречаются. И задания у них разные: например, у жителей Москвы с первого же четверть-финала первое задание – на английском, тогда как провинцию так не терзают.

Ну, вернусь к собеседованию. Нам объявили темы. Так как на носу был двухтысячный год, христианские темы играли важную роль в игре, на них был определенный упор. Темой одного четверть-финала было “Рим и Иудея при жизни Христа”, второго – “Франция при четырех Людовиках”. И все. Кроме этих коротких фраз больше нам ничего не сообщили, ищите, что хотите, готовьтесь, как можете.

И я упоролась в подготовку. Я поселилась в паре библиотек и штудировала всю литературу по теме. У меня были две большие тетради (до сих пор где-то хранятся), в которые я выписывала всю информацию по своей системе. Дело в том, что в “УиУ” не спрашивают “нормальные” вопросы, ну там, то, что тебе нужно учить в школе. Все эти политические взгляды, войны, экономические кризисы – все это совершенно не интересно зрителю телепередачи. А интересны факты, исторические анекдоты, какие-то мелкие ситуевинки. И вот именно эти ситуевинки я выискивала из книг, выписывала, и зубрила на переменах. А вечером снова в библиотеку.

На подготовку выделили что-то около месяца или полутора, уже не помню. Я учила все, что могла, днем и ночью, углубляясь все же в политическую жизнь. Иосиф Флавий стал моим вечерним чтивом, а Новый завет я знала почти наизусть. Франция тоже открылась политической стороной. А перед поездкой на передачу мама сунула мне в руки какую-то дурацкую книжку про французских художников и посоветовала прочитать. Я ее, уже немного опухнув, куда-то закинула, но перед этим проглядела оглавление – список фамилий. Это я не просто так рассказываю, позже это окажется важным.

Сами съемки были для меня тоже удивительны. Во-первых, огромный зал, где происходит передача, на самом деле малюсенький. Во-вторых, дорожки, на которых стоят участники – адово нагреваются. Я была в девчачьих туфлях, и не могла ровно стоять, подпрыгивала все время как идиот. На полуфинал, кстати, я уже предусмотрительно пошла в ботинках на толстой подошве. В-третьих, сам процесс: сочетание съемочных особенностей: несколько раз повторяемых для хорошего кадра фраз, ракурсов, некоторого позерства на камеру; с совершенно натуральным соревнованием, где никто никому подсказывать не будет и все по-настоящему.

Особенно интересна была атмосфера между участниками. Мне это немного напомнило конкурс красоты какой-нибудь американский, где красотки все такие друзья с одной стороны, но и толченого стекла тебе насыпать горазды. Несколько моих ближайших друзей остались с тех самых пор – но при этом, я помню, как друзья становились противниками, как только начиналась игра.

Я хорошо знала религиозную тему, и средненько – Францию, продула на дорожке, и снова села в зале, собирая “Ордена”. Не знаю, как сейчас, но тогда участники в зале могли отвечать на вопросы, не раскрытые теми, кто стоит на дорожке, и за правильный ответ получали орден, который потом давал возможность победы. Так вот, в полуфинал вышли 6 победителей с дорожек, и три победителя по орденам. Но вот беда, у восьми человек оказалось одинаковое количество орденов. И тогда атташе по культуре России во Франции (или наоборот, не помню), предложил провести доп.конкурс. Мол, вот вам, дорогие участники, бумага с ручкой, и вот вам одна минута, давайте-ка напишите столько французских живописцев, сколько вспомните.

О, мама, мама! Как же ты оказалась мудра, подумала я и начала строчить. Мозг, казалось выключался, но десяток фамилий я из себя вымучала. Но вот одного художника никак не могла вспомнить, заклинила, вроде как Рено. Выручил меня плохой почерк – французский атташе прочитал, строго посмотрел на меня, и спросил: “Вы наверное написали Ренуар?”. Конечно-конечно, закивала я, и – ура! – с преимуществом в одного этого Рено прошла в полуфинал.

Полуфинал уже был гонкой на выживание. Тема: Великие христианские святые. Я перестала ходить в школу и проводила дни напролет в сектантской иеговистской библиотеки. По-моему они забоялись меня вербовать, хотя пару раз приглашали на собрания. Но мне было не до них. Я в общем-то не из христианской семьи, мамка с папой совершенно советские люди, но с южными корнями, так что для меня все эти святые были вообще чужды и непонятны. До начала УиУ все мое знакомство с Библией состояло в чтении легенд Ветхого завета в микрокнижках в Мурзилке. А тут – сядь, да выучи все про святых.

Осложняло ситуацию то, что было непонятно, какие: католические или православные? Старинные или современные? Я учила сегодня про Франциска Ассизского, завтра про Серафима Саровского, потом про Иоанна Богослова, а на следующий день про Ксению Питерскую. Да, прошло 16 лет, но куча информации еще сохранилась в моей голове.

Конечно, в итоге играли по православным святым, и. я выиграла с испугавшей и даже расстроившей меня легкостью. В первом же туре я попала на короткую, красную, дорожку, ответила на два вопроса, и – вуаля, я уже сижу на кресле победителя. Самое смешное, что я с него пыталась подсказывать, оказалось, что я на голову опережаю по знаниям о всем этом христианском мифе всех крещеных.

В общем, в результате в полуфинале среди победивших были два мусульманина, два атеиста, буддист и сатанист. Потом, обсуждая, мы решили, что мы просто подошли к этому вопросу с научной точки зрения, взяли и выучили – как выучили бы китайский, родословную французских королей или строение МКС, а не положились на “ну это-то я зна-аю”.

Финал я продула. Началась подготовка к экзаменам, меня жутко гнобила администрация школы за прогулы (директриса считала меня нефором и хамлом, а тут это хамло каждую неделю на телеэкране), и я не подготовилась нормально. Да и тема вышла сложная: “Политики 20-го века”. Кто как, а я учила Сталина, Черчилля, Рузвельта. А вопросы оказались про Тито, Чаушеску и Франко, про которых я ничего не знала. Кроме того, конкуренция была жестче – финал мы играли с москвичами, а они были теми еще зубрами. Но это было не так уж и обидно (вру, ужасно обидно до сих пор!), зато конкурс дал потрясающий опыт и навык.

Самое обидное, что запись именно нашего года в архивах Останкино пропала. Потом, как то, встретившись с друзьями с конкурса, мы пытались, уже большие и со связями, ее добыть – но не вышло. Так и даже дочке не могу показать, как мамка с важным видом в телевизоре стояла.

А в МГИМО я поступила. Через два года, правда, и на другой факультет, обломав зубы и поняв, что дипломатическая карьера – такая же детская мечта, как стать водителем трамвая.

А! Вот еще, хотела напоследок сказать. У нас в гримерке (там была гримерка, да-да), сложилась сама собой песня:

Умники и умницы

Кружок “Умники и умницы:

первые шаги в мире математики”

Дополнительная общеобразовательная программа «Умники и умницы: первые шаги в мире математики» имеет социально-педагогическую направленность.

Программа позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного времени. Занимаясь в творческих объединениях, обучающиеся, как правило, приобретают знания и развивают умения и навыки в интересующем их конкретном виде деятельности.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

u развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

u развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

u развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

u формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

u развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

u формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

u формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Дополнительная общеобразовательная программа “Умники и умницы:

Методическое пособие “Юным умникам и умницам” О. Холодова 1 класс

Методическое пособие “Юным умникам и умницам” О. Холодова 2 класс

Методическое пособие “Юным умникам и умницам” О. Холодова 3 класс

Методическое пособие “Юным умникам и умницам” О. Холодова 4 класс

О. Холодова “Юным умникам и умницам”

1 класс. Часть 1

О. Холодова “Юным умникам и умницам”

1 класс. Часть 2

О. Холодова “Юным умникам и умницам”

2 класс. Часть 1

О. Холодова “Юным умникам и умницам”

2 класс. Часть 2

О. Холодова “Юным умникам и умницам”

3 класс. Часть 1

О. Холодова “Юным умникам и умницам”

3 класс. Часть 2

О. Холодова “Юным умникам и умницам”

4 класс. Часть 1

О. Холодова “Юным умникам и умницам”

4 класс. Часть 2

Персональные данные обучающихся и родителей размещены на сайте

Интеллектуальная игра “Умники и Умницы”

Цель мероприятия: организация условий для формирования у учащихся креативного мышления, коммуникационных навыков, социализации подростков.

Задачи мероприятия:

  • формировать познавательные навыки;
  • способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;
  • содействовать развитию личной ответственности
  • воспитывать интерес к изучаемым предметам.

Форма организации деятельности детей – интеллектуальная игра с индивидуальным участием.

Оборудование: гонг, пластиковые квадраты или бумажные квадраты 40Х40 (2 красных, 3 желтых, 4 зеленых) с написанными на них цифрами 1, 2, 3. 4, компьютер, интерактивная доска, колонки, проектор, видео ролики к игре, запись фанфар, 10 орденов “Шелковый умник”, стол для судей( можно подготовить для каждого участника накидки или эмблемы, для оформления зала название игры на баннере.

Ход мероприятия

Ведущая: Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на игре «Умники и умницы»! Наша игра проходит в рамках Дня родного языка. Все вопросы игры посвящены содержанию известных вам художественных произведений, а также знаниям из области словесности и языкознания. Сегодня мы узнаем лучших знатоков русского языка и литературы среди средних классов.

Позвольте представить вам участников игры-агонистов.

Греческое слово агон означает «соревнование».

Итак, сегодня соревно­ваться предстоит . (ведущая называет 9 участников игры).

Трое агонистов, прошедших испытания, будут награждены. Если агонисты не смогут дать ответа на вопрос, это право передается зрителям в зале, которых мы назовем «теоретиками» (это слово в переводе с греческого языка означает «праздник»). За верный ответ теоретик получает орден «Шелкового умника». А судьи станут внимательно наблюдать за тем, кто из теоретиков первым поднимет руку.

Представляю наших судей.

Итак, звучат фанфары, и я приглашаю трех участников 1 агона.

Перед началом игры мы разыграем дорожки. Напомню вам их свойства.

Красная дорожка самая короткая. На ней нельзя ошибаться.

Желтая дорожка позволит вам сделать ошибку, но лишь один раз.

Зеленая дорожка самая длинная, две ошибки здесь допустимы. Но важно помнить, что и вопросы будут неравноценны. Агон заканчивается, как только один из участников пересечет свою дорожку. После каждого вопроса участникам дается 30 секунд на раздумье. Об истечении времени наше жюри напомнит вам ударом гонга.

Отборочный тур

Участникам раздаются карточки, на которых даны характеристики известных художественны персонажей. Необходимо выразительно прочитать описание героя, назвать его, а также литературное произведение и автора.

  • Этот чудаковатый старик всеми силами пытается отблагодарить своего спасителя, творя всевозможные чудеса. Но любое волшебство старого джинна оказывается неуместным, так как все его представления о жизни сильно устарели ( Л.Лагин “Старик Хоттабыч”)
  • Героиня русских волшебных сказок, дарящая свою любовь главному герою, который побеждает Змея или Кощея. Её главными чертами являются: верность, заботливость и решительность]. В большинстве она дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения (“Василиса Премудрая” – народная сказка)
  • Он сумел проникнуть с подношениями к королю; в нужный момент пригрозил крестьянам, велев им говорить, что все крутом принадлежит маркизу; грозного волшебника-великана съел, уговорив его превратиться в мышку. В результате его хозяин женится на принцессе, а сам герой становится знатным вельможей. Он поразительно смышленый, ловкий, деятельный и со всех этих точек зрения уникальный (Ш.Перро «Кот в сапогах»)

Первый агон

I этап – Литература. Каждому участнику задается 1 вопрос:

  • Назовите литературного героя, никогда не существовавшего в материальном мире. Но ему, однако, посвящен целый музей в Лондоне. (Шерлок Холмс)
  • Герой какого романа упорно боролся с ветряными мельницами? («Дон Кихот»)
  • Самые юные из печально известных влюбленных? (Ромео и Джульетта)

II этап – Русский язык. Раздел «Лексика»:

  • Выбери из предложенного ряда слов многозначные и вспомни все его значения: флаг, акробат, звезда, айсберг.
  • Определи количество фразеологизмов в стихотворении И.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» и объясни их значение.
  • Подбери синонимы к выражению быстро передвигаться.

III этап – Литература:

  • Какие жанры фольклора относятся к эпосу?
  • Что называют автобиографией?

IV этап – видео-вопрос (демонстрируется отрывок из мультипликационного фильма по мотивам сказок А.С.Пушкина):

У попа было 10 работников. Каждый работник съедал в день каравай хлеба. Но вот поп принял на работу Балду, а остальных работников прогнал. Сколько караваев хлеба стал поп экономить ежедневно?

Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых.
Работает за семерых.

Второй агон

Разыгрываем дорожки между участниками. Для этого участники проходят отборочный тур «Четвертое лишнее». Необходимо исключить из цепочки слов одно и пояснить ход своих мыслей.

  1. Темно(глазый), темно(русый), светло(головый), светло(волосый)
  2. Поросль, росла, расти, рост.
  3. Листики, листы, листья, листва.

I этап – Литература:

  1. Героем какого произведения является Никто? (Капитан Немо).
  2. Из какого графства был кот, оставлявший после своего исчезновения улыбку? (Чешир).
  3. Любимое занятие знаменитого английского детектива Холмса, которому он предавался в минуты меланхолии? (Игра на скрипке).

II этап – Русский язык. Раздел «Фонетика»:

Встретились два звука.

  • Ты кто ?
  • Я звук!
  • И я звук! А может быть мы братья?
  • Не знаю у меня в паспорте написано: согласный, сонорный, мягкий звук.
  • А я гласный звук, также как и мои братья, я очень люблю петь, но меня все время обижают и ни в одном слове не разрешают встать на первое место.
  • А вы догадались, какие звуки встретились?
  • Сколько в русском языке гласных звуков? А согласных?
  • Какая гласная пишется в корне слова ст. рожил?

III этап – Литература:

    Назови средства художественной выразительности, которые использует автор в стихотворении:

Бежало все. Дубы бежали
В затылок шумным тополям.
Быстрее всех кусты бежали
По темным склонам и полям.

  • Что называют аллегорией? (Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что получают переносное значение)
  • IV этап – видео-вопрос (демонстрируется отрывок из кинофильма «Приключения Тома Сойера»):

    1. Назовите предмет, который Гекльберри Финн с упоением крутил на веревке над головой, развлекаясь. (Дохлая кошка).

    Третий агон

    Розыгрыш дорожек. Выразительное чтение стихотворения по выбору учащихся.

    Много языков на свете разных-
    Выучить их все не смог бы я,
    Все они по-своему прекрасны,
    В каждом есть изюминка своя.

    Говорят в Париже по-французски,
    По-немецки говорит Берлин;
    Мне же дорог мой, привычный, русский,
    Для меня родной лишь он один.

    Мелодичный, гибкий и певучий,
    С детства он меня очаровал,
    И не зря великим и могучим
    Наш язык Тургенев называл.

    Развиваясь быстро, динамично,
    Впитывая разные слова.
    Новое воспринимал отлично,
    Но и мудрость предков в нём жива.

    Да и только нашей, русской речью
    Можно Русь привольную воспеть!
    Будет жить язык наш русский вечно
    И не сможет, верю, умереть!

    2) С кириллицы начав родное слово,
    И изучив его от А до Я,
    Нет лучшего, чем языка родного,
    Пока звучит родимая земля.
    Она звучит Есенина стихами,
    Здесь Маяковский, словом режет звук,
    Любимый Пушкин ежедневно с нами,
    И Фет, и Тютчев, с ними нет разлук!
    А сколько в прозе русского звучанья,
    Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья,
    Ведут нас, словом к радости сознанья,
    Что русские они все, как и я!
    Благодарю Мефодия, Кирилла
    За буквы, звуки, благозвучность слов,
    Что к языку нам русскому привили
    Огромную, бескрайнюю любовь!

    I этап – русский язык. Раздел «Лексика и фразеология»:

    Вот неделя, другая проходит,
    Еще пуще старуха вздурилась.
    Опять к рыбке старика посылает:
    «Воротись, поклонися рыбке.
    Не хочу быть столбовою дворянкой,
    А хочу быть вольною царицей».
    Испугался старик, взмолился:
    «Что ты баба белены объелась?
    Не ступить, не молвить не умеешь.
    Насмешишь ты целое царство».
    Объясни смысл выражения «белены объелась».

  • Каково прямое значение фразеоло­гизма «он собаку съел на этом деле»?
  • Вопрос-сценка:

    И царица налетела на чернавку:
    «Как ты смела обмануть меня? И в чем?»
    Та призналася во всем: так и так.
    Царица злая, ей рогаткой угрожая.
    Положила иль не жить.
    Иль царевну погубить».

    Объясни, какой рогаткой грозила царица служанке?

    IIэтап – Литература. Шуточные вопросы:

    1. На каком языке разговаривала Красная Шапочка и почему? (На французском языке, автор французский сказочник Шарль Перро).
    2. Кто из персонажей всем известной сказки проживал в лесу под именем «мистер Сандерс» и был автором пыхтелок, шуме– лок, ворчалок и кричалок? (Винни Пух).
    3. Чем отличается гипербола от гипотенузы? (Гипе́рбола (из древнегреческого: «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») – стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».
      Гипотенуза (греч. ὑποτείνουσα, натянутая) — самая длинная сторона прямоугольного треугольника, противоположная прямому углу. Длина гипотенузы прямоугольного треугольника может быть найдена с помощью теоремы Пифагора: квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов)

    III этап – Литература:

    1. Что в переводе с греческого означает слово «драма»? (Действие).
    2. Повтор согласных звуков внутри стихотворной строки – это. (аллитерация).

    IV этап – видео-вопрос (демонстрируется отрывок из кинофильма «Сказка странствий»):

    Назовите всех персонажей известных сказок, которых вы смогли узнать, и их авторов. (Братья Гримм, Г.К.Андерсен, О.Уайльд).

    Ведущая: Итак, у нас выявилось трое финалистов. Они получают памятные призы. Молодцы!

    Те теоретики, которые завоевали наибольшее количество орденов «Шелкового умника», проявили себя как знатоки русского языка и литературы. Они также награждаются памятными призами. Я приглашаю всех игроков выйти на сцену! Давайте их еще раз поприветствуем!

    Благодарю всех за участие и хочу всем пожелать стремления к новым победам, не бойтесь трудностей, дерзайте! Пусть мечты сбываются!

    Читайте также:  Развитие ребенка, месяц первый
    Ссылка на основную публикацию