Учимся играя! Игра в учебном воспитательном процессе

Игра в воспитании и обучении

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 676 раз

Библиографическое описание:

Жданова Л. У. Игра в воспитании и обучении [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 109-111. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4987/ (дата обращения: 24.03.2020).

Применение игры в воспитании и обучении является одним из древнейших методов обучения, поэтому такой метод обучения является актуальной и сейчас. Игра является предметом многих исследований, т. к. ее используют в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения детей, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь в этом возрасте ведущей деятельностью остается еще игровая деятельность.

Ребенок, играя, моделирует внешний взрослый мир, его взаимоотношения, благодаря чему он вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. «Игра есть потребность растущего детского организма, развиваются физические силы ребенка, развивается его сообразительность, находчивость, инициатива, развиваются организационные навыки, выдержка и пр». — писала Н. К. Крупская.

В процессе активной игры дети так же познают окружающие предметы, приспосабливая их к своим потребностям, вследствие чего у них развивается воображение, творческие возможности. Именно игра дает ребенку через себя понимать другого и, наоборот, через другого — понимать себя [1].

«Для дитяти игра — действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание»- писал великий педагог К. Д. Ушинский, т. к. он считал, что игра для ребенка является серьезным занятием.

С точки зрения педагога и психолога игра — это деятельность ребенка, направленная на познание, освоение и преобразование действительности, а так же средство воспитания в педагогическом процессе.

Раннему детству характерны простые игры, по П. Ф. Каптереву они называются забавами, потешками. Ребенок взрослеет «взрослеют» и игры, т. е. он усложняются. П. Ф. Каптерев считает, игра-забава переходит в развлечения, которые оказывают действие не только внешнее состояние ребенка, но и на память, мышление, в таких играх дети больше испытывают переживания. У детей развивается мышление и воображение, например, при рассматривании картин с изображением предметов, сюжетных картин, манипулировании с игрушками моделями, что вызывает у них эмоции к знакомым предметам, явлениям и событиям [3].

Игры-развлечения П. Ф. Каптерев делит на следующие группы:

1) игры, развивающие память(просмотр картинок с изображением известных предметов, букв, цифр);

2) игры, развивающие мышление(просмотр сюжетных картинок, сравнение предметов);

3) игры, направленные на возбуждение чувств (просмотр картинок с забавными сюжетами, с комическими выражениями).

В процессе воспитания и обучения в дошкольном учреждении, в начальной школе, а так же в воспитании в семье в первую очередь преследуется цель о повышении физических и интеллектуальных нагрузок, что характеризуется в чрезмерном разнообразии материала и впечатлений, это проявляется покупкой большого количества игрушек, картинок и книжек. Иметь надо в виду, что такие разнообразные развлечения вряд ли будут иметь воспитательную ценность. Ребенку более увлекательно играть с простыми игрушками, с легко трансформирующимися материалами: вата, пластилин, бумага и т. д. лишь в школьном возрасте наблюдается стремление к более сложным игрушкам [4].

В старшем дошкольном возрасте начинаются ролевыеисюжетно-ролевые игры. Они более сложные, в основе игры лежит какой-нибудь сюжет, который развивается в ходе игры и завершается каким-либо результатом. Например, игра в больницу, полет в другую планету и т. п. Такого рода игры требуют от детей больше знаний и воображения, благодаря чему развиваются познавательные способности и творческие силы. Ролевые и сюжетно-ролевые игры должны применяться в воспитании и обучении систематично с постепенным их усложнением. Для детей игры должны быть подобраны таким образом, чтоб они были разными и содержательными, которые обеспечивали детское наблюдение, и они ненавязчиво научились воспроизводить полученные впечатления, знания, тем самым набирать жизненный опыт. Индивидуальность и развитие личности ребенка происходит тогда, когда он «опробывает» себя в игре в различных ролях, т. к. разнообразные роли позволяют детей найти то, что ему интересно и посильно.

Детских игр много и они разнообразны, но среди такого многообразия особое место должны занимать строительно-конструкторские игры. Ведь любой ребенок любят строить, создавать из простого что-то более сложное. Такие игры развивают моторику, развивают творчество и мышление, воспитывают самостоятельность, настойчивость. Мальчикам больше нравятся строительство, механика, а девочкам — конструирование одежды, приготовление пищи и т. п. Здесь надо подчеркнуть, что разделение игр на «женские» и «мужские» не имеют принципиальных отличий по отношению к формированию и развитию инициативы и творчества. Педагогические условия, которые имеют большую воспитательную сторону — это пробуждение интереса детей к играм, совет к подбору материалов в строительстве и конструировании, участие самих взрослых в игре, постоянное поощрение детей взрослыми.

Немаловажную роль в воспитании и обучении играют дидактические игры, т. к. с помощью таких игр решается основная цель воспитателя: развитие детей, усвоение некоторых знаний, формирование умений и навыков.

Применять игры в обучении? Существуют различные мнения. Подготовка детей к жизни — вот главная задача обучения. Но в период обучения, особенно в младшей школе, дети лишь играя могут получить возможность познания окружающего мира в соответствии со своими представлениями, желаниями. Игра для детей этого возраста является источником вдохновения, удовольствия, что способствует к адаптации ребенка к условиям социальной жизни в будущем [2].

На любом уроке, уже с постановки задач урока учитель может начать с игровыми элементами, например, обратиться к детям от имени сказочных героев: Буратино, Незнайка и т. п.

Дидактические игры широко используются при проверке знаний. Например, на уроке математике класс можно разделить на несколько команд Команды соревнуются, выполняя те или иные задания: математический диктант, решение задач по вариантам, решение примеров «цепочкой» на доске и т. д. Для детей будет интересно, если командам дать названия сказочных или фантастических героев, назначить жюри, контролирующих и т. д.

Ю. З. Гильбух уроки, с игровыми элементами характеризует только с положительной стороны: высокая мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода, высокая развивающая и воспитательная результативность. Он разделяет игры на учебно-ролевыеисоревновательные. Учебно-ролевые игры делятся на несколько видов:

1) с принятием учащимися определенных ролевых функций масок (по типу «Следствие ведут знатоки», «Круглый стол», «Суд» и т. п.);

2) с использованием сказочного сюжета (чаще всего в младших классах — «Волшебник мягкий знак», «Части речи», «Гласные и согласные»);

3) с фантазированием (например, на уроке-зачете по математике в игре «Мы — альпинисты» нужно взять «эту» высоту);

4) деловые игры — основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности, например, в начальных классах на уроке русского языка может быть проведена игра «Редакция».

При использовании игр в учебном процессе надо учитывать структуру организации игры, которая включает четыре этапа:

1. Учитель знакомит с темой, дает характеристику и правила игры.

2. Ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению.

3. Проведение самой игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.

4. Обсуждение игры

Наряду с положительными сторонами применения игр на уроках и занятиях надо отметить, что их использование связано с некоторыми проблемами: по сравнению с обычной учебной деятельностью обучающий эффект игры меньше; в школах не всегда хватает оборудования и материалов для игр; постоянно надо обеспечивать дисциплину, т. к. дети очень эмоциональные и оживленные в ходе игры. Если глубоко продумать учебную цель, правильно отобрать содержание учебного материала, обеспечивать включенности всех детей в игру, конечно же, позволять преодолеть все эти проблемы и добиться высокого результата от проведенной игры.

В современном развивающемся мире на первое место выходят компьютерные технологии, в связи с этим в школьную практику внедряются компьютерные игры. Учитель, хорошо владеющий техникой работы с компьютером, может сам составлять игровые, контрольные и обучающие программы или программы с игровыми элементами.

Какие же требования должен учитывать учитель или воспитатель при организации игры? Игры можно проводить как на уроках, так и во внеурочное время и при этом педагог должен придерживаться следующих требований:

– педагог не должен навязывать игру детям, а включать детей в игру не принуждая, пробудить желание;

– каждый ребенок должен хорошо понять суть и содержание игры, ее правила, смысл каждой роли;

– по окончании игры, даже проигравший не должен себя чувствовать униженным;

– любая игра должна развивать эмоционально-волевую, интеллектуальную и рационально-физическую сфер ее участников;

– игру надо организовывать и направлять, таким образом, чтоб каждый участник игры мог проявить инициативу;

– если необходимо, то сдерживать игру, а не подавлять;

– в играх не должно быть много информации, содержание не должно быть очень объемным;

– не следует организовать излишне азартных игр, в игры на деньги и вещи, опасные для здоровья и жизни.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста обучаются, играя, что игра остается ведущим методом воспитания и обучения.

1. Маклаков А. Г. «Общая психология». Питер, 2002.

2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1992.

3. Мухина B. C. «Возрастная психология». — М., 2000.

4. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.

Похожие статьи

Представление о дидактической игре и её роли в процессе.

Автор данной статьи [1] считает следующее: «Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности.

Значение игры в развитии младших школьников

Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка А. С. Макаренко: «Игра

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.».

Г. В. Плеханов пришел к выводу, что игра средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею.

Значение игры в воспитании ребёнка | Статья в журнале.

Значение игры в воспитании ребёнка. Авторы : Евдокимова Ольга Анатольевна , Дунаева Ольга Викторовна.

игра , ребенок , детский сад, чувство, роль, жизнь , дошкольный возраст, игровая деятельность , кукольный театр, творческая деятельность .

Анализ работы по теме самообразования «Игра как средство. »

Над темой самообразования: «Игра, как средство воспитания младших школьников с ОВЗ», я работаю пятый год.

Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.

Игровые методы как средство развития познавательных.

Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.

Дидактическая игра на уроках математики как средство.

Таким образом, дидактическая игра — это игра только для детей. Для учителя — это эффективный способ обучения, воспитания и развития. На своих уроках математики я использую много интересных дидактических игр.

Игра как форма досуга младших школьников | Статья в журнале.

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного.

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое.

Роль игры в воспитании личности | Статья в сборнике.

Роль игры в воспитании личности. Автор: Захарова Елена Александровна.

После поступления в школу, играть ребенку становиться некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда.

Интерактивная игра в учебно-воспитательном процессе. Сборник игр.
картотека

Интерактивная игра в учебно-воспитательном процессе. Сборник игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
interaktivnaya_igra_v_uchebno-vospitatelnom_protsesse_sbornik_igr.docx111.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Всякая ценность имеет цену.

бесценно – это человеческое общение”.

«Коммуникативная компетентность – социально-психологическое понятие, означающее совокупность знаний, умений и навыков общения с людьми » .

Общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка. Слово становится средством общения и становлением интеллектуального сознания. Умение общаться является необходимым условием успешной социализации детей с ОВЗ.

Одним из средств развития коммуникативной компетентности может являться интерактивная игра.

Игра задает пространство действия, в котором ребенок может свободно двигаться и решать поставленные задачи. В игре происходит обсуждение, в ходе которого ребята дают друг другу обратную связь и говорят о своих чувствах и мыслях. Констатация собственных успехов укрепляет положительную самооценку и личностную идентичность. При этом у детей развиваются самодисциплина, способность к концентрации, творческий потенциал и способность к сотрудничеству, то есть качества необходимые для успешной адаптации в обществе.

Интерактивные игры, используемые на уроках математики, представлены в темах: «Нумерация чисел», «Разрядный состав числа», «Геометрический материал», «Табличное умножение и деление», «Вычислительные навыки», «Временные представления».

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также проводить её вместо опроса или обобщения.
В играх и упражнения используется работа в парах, малых и больших группах. Особенно они эффективны на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником и одноклассниками. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает – все вовлечены в работу. Интерактивные игры позволяют использовать полученные в учебном процессе знания в практической деятельности.

Интерактивные игры, проводимые на уроках письма, чтения и развития речи представлены темами: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение». Используются на этапах закрепления, физических паузах, уроках обобщения. Игры, отрабатывая учебные навыки, повышая учебную мотивацию и интерес к изучаемой теме, в тоже время корректируют нарушения эмоционально-волевой стороны личности. Все задания, направленные на активизацию словарного запаса ребенка, выполняются или в процессе игры, или на этапе её обсуждения. Обсуждение игры, мотивирует на развёрнутые высказывания о своих впечатлениях, в процессе анализа игры, трудностей в ней, находят способы решения проблем.

Игры для развития сотрудничества помогают детям чувствовать свою включенность в общую работу и принадлежность к группе. Они учат не бояться рисковать и решать поставленные задачи совместно с другими. Упражнения представляют собой разнообразные задания, в которых почти всегда задействовано тело. Чувство принадлежности к группе появляется не от того, что дети и ведущий мило общаются друг с другом, — оно вырабатывается в процессе практического сотрудничества. Дети с ОВЗ ограничены и в физиологических возможностях общения (органическое нарушение речи, нарушения эмоционально волевой сферы, тактильный «голод» и др.), игра раскрепощает, в то же время активизирует и включает компенсаторные механизмы организма, корректируя недостатки развития организма. Игры формируют в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим, учат детей сочувствию, помогают детям ощутить единение с другими. Пример игры «Поглаживание» или «Моечная машина», где дети, прикасаясь друг к другу, говорят добрые слова, мотивируя в дальнейшем друг друга на позитивные взаимоотношения.

Арттерапевтические упражнения дают большие возможности для самовыражения ребёнка. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребёнку с ОВЗ связаны, прежде всего с тем, что оно является источником переживаний ребёнка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, при этом, активизируя, выполняя коммуникативную, регулятивную функции, расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности (рисунок-диалог, ведомое рисование, рисунок по кругу, совместное рисование).

Многие арттерапевтические упражнения используют невербальные средства общения. Это делает их ценными для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью для описания своих переживаний и особенно для нерешительных, застенчивых детей. Арттерапевтические упражнения, стимулируя воображение, помогают разрешать конфликты и налаживать отношения между обучающимися, способствуют повышению самооценки. Исходя из особенностей детей с ОВЗ и проблем их взаимоотношений со сверстниками, можно выделить направления работы с ними: обучение приемам снятия эмоционального и мышечного напряжения, повышение значимости и уникальности каждого ребенка для сверстников, оптимизация самооценки тревожных детей, отработка навыков владения собой в проблемных ситуациях.

Коммуникативная рефлексия. В данном разделе описываются конкретные рефлексивные технологии, методы и приемы, выступающие в качестве важнейшей составляющей коммуникативного акта, межличностного восприятия и характеризующиеся, как специфическое качество познания человека человеком.

Игра в образовательном процессе

Игра – важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры.

«Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих». К.Гросс.

«Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Януш Корчак.

«Игра – основной способ общения человека с возможным». Э.Финк.

«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». С.Т.Шацкий.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

«Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим… Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям». Большой энциклопедический словарь.

В игре, продуктом которой является наслаждение, а конечным результатом – развитие определенных, реализуемых в ней способностей, выявляется потребность ребенка в саморазвитии.

Существует множество теорий происхождения игры как таковой: теория избытка нервных сил, компенсаторности; теория рекапитуляции и антиципации; теория духовного развития ребенка в игре; теория абсолютизации культурного значения игры и многие другие. Но все они подчеркивают важность и жизненную необходимость игры в становлении и развитии личности ребенка.

Игра выполняет ряд важнейших функций, среди которых можно выделить следующие:

6. функция самореализации;

Основные слагаемые игры:

1. участник (участники);

3. игровой хронотоп (игровое пространство и игровое время);

5. игровой реквизит;

Классификация игр (основа – тип человеческой деятельности):

1. физические: двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические (современные танцы-импровизации, разнообразные телодвижения);

2. интеллектуальные (игры-манипуляции, игры-путешествия, предметные, конструкторские, компьютерные игры);

3. социальные (сюжетно-ролевые, деловые, комплексные).

Дидактические игры

Дидактические игры – это один из вариантов интеллектуальных игр, основанных на целенаправленном развитии и обогащении интеллекта, ориентированных на передачу информации и важных сведений о мире.

«Дидактическая игра – это активная деятельность, организуемая в процессе обучения, обеспечивающая эффективность усвоения, познавательный интерес за счет эмоционально окрашенных игровых действий». М.В.Кларин.

Основные признаки дидактической игры:

1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3. учебный материал используется в качестве средства игры;

4. успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

Учебная игра обладает следующими чертами:

– наличие учебной цели;

– наличие предполагаемого результата.

В этом смысле есть очевидные трудности для осуществления игрового обучения: во-первых, необходимо соблюдать правило добровольности вхождения в учебную игру; во-вторых, учебная игра должна завершаться получением определенного результата, представляющего ценность не только для педагога, но и для играющих.

Ключевой характеристикой любой игры является ее двуплановость: одновременное существование реального и условного (собственно игрового) планов.

Любая дидактическая игра обязательно содержит игровую и учебную задачи.

Игровая – это задача, которую решает играющий в ходе игры, т.е. выполнение определенных игровых действий.

Учебная – это задача, которую ставит преподаватель.

Для детей учебные цели должны быть максимально завуалированы в игровой задаче.

Игровые результаты – это показатели, по которым оценивается качество действий играющих, их компетентность или присуждается победа в игре. Как правило, показателями игрового результата являются обоснованность и продуктивность принимаемых игровых решений, минимум ошибок, быстрота выполнения заданий, эрудиция, смекалка.

Учебная игра, введенная в систему методов обучения, осуществляет несколько функций:

– мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность обучаемых;

– компенсирует отсутствие практики, приближая учебную деятельность к условиям реальной жизни;

– способствует приобретению знаний;

– оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор, мышление и творческие способности;

– учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые знания, умения и навыки.

Условия эффективной организации дидактической игры (правила):

1. игровая деятельность должна быть мотивирована, т.е. учащиеся должны испытывать потребность в игре;

2. учебная игра должна иметь личностный смысл и быть значимой для каждого из участников;

3. обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия и взаимопонимания; большую роль в этом играет учитель, ему необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, целеустремленность, состояние здоровья, самочувствие каждого из участников игры;

4. содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для участников, а игровое действие – завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность;

5. игровое действие должно опираться на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях; оно должно обеспечивать возможность учащимся принимать рациональные, эффективные решения и критически оценивать себя и окружающих.

Сущность педагогического влияния заключается не столько в непосредственном вмешательстве преподавателя в игру, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре:

1. Участники должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе игрового сюжета. Любая игра опирается на предшествующий опыт ребенка.

2. Конструктивная основа любой игры – это преодоление препятствий в достижении игровой цели.

3. В основе многих дидактических игр лежит соперничество, идея состязания. Выигрывает тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется в этом случае конкурсностью, соревновательным характером игры.

4. Участники должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой.

5. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью.

6. Оборудование и оснащение игры необходимым реквизитом, предметами, игровыми атрибутами.

7. Необычайно важно наличие в игре элементов юмора. Юмор – сильнейшее педагогическое средство.

Роль игры в процессе обучения

МБОУ «Лицей», преподаватель, г.Нижневартовск

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре проходит огромная воспитательная работа, что неоднок¬ратно рассматривалось в трудах многих педагогов. Достаточно ярко воспитательную сущность игры показывает в своей работе В.М. Букатов: «Для педагога, работающего в социо-игровой стилистике, учебный материал – это россыпи счастливых предло¬гов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогики «не передача знаний», а формирование поколения».
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умения самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Она -часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.

В процессе игры ребенка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, обучающего, ведущего. Ребенок, соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъектную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.

ЧТО ТАКОЕ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА?

Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная и рассудочная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Игра в такой школе была редчайшим исключением. Постепенно утвердилось мнение, что учение – это тяжелый труд, предполагающий естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Во всем мире такая картина просуществовала до конца XIX столетия. Сам термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф. Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они стали проникать и в начальную школу, принимая сначала форму игровых приемов в обучении. В России только в 1960-е гг. – в период либерализации общественной жизни – начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая С. Л. Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. Последователи Соловейчика доказывали, что обучение может быть по-настоящему развивающим, трудным, но при этом увлекательным, что оно может сочетать и рациональное, и эмоциональное.

Теоретический анализ философской и психологической литературы (прежде всего трудов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, И. Хейзинги) позволяет определить игру – в широком смысле слова – как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях. Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение – это «процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков», можно сказать, что дидактическая игра – условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков. Понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):

– деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;
-условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность образа и его объекта. В данном случае, имеется в виду такая деятельность, которая осознается как «невзаправду», «понарошку» (К.С. Станиславский выражает это словами «если бы» или «как будто»).
Деятельность в игре – не цель, а средство. А вот занимательность — цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.
Возвращаясь к сравнению игры и учения, важно заметить, что игра жизнеспособна, когда в ней присутствует элемент непредсказуемости. Если деятельность полностью предсказуема, то она перестает быть игрой.

Структура организации игры
1. Выбор игры
На этом этапе происходит отбор содержания историческо¬го материала для игр на основе изучения учителем программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, учитель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

2. Подготовка игры
а) Предварительная подготовка учащихся к игре.
Не все игры содержат этот этап. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны сделать в ходе подготовительной работы. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм
б) Подготовка непосредственно перед игрой.
Этот этап должен быть направлен на создание эмоциональ¬ного игрового настроения (переставить столы, включить музыку, вывесить схемы, кар¬ты, картины); проверить готовность учащихся к игре.

3. Введение в игру
а) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в . (название игры)» или «А чтобы вы луч¬ше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра. ». Этого достаточно, чтобы ребята обрадовались и настроились на другой характер работы. Желательно, чтобы при предложении игры говорилось ее название. Тогда в дальнейшем сами ребята смогут проявлять инициативу в построении и планировании учебно-игровой деятель¬ности.
б) Объяснение правил игры.
Необходимо сформулировать их кратко и конкретно. Мно¬гое усвоится в самой игре, если кому-то что-то не понятно.
в) Выбор участников игры.
Учитель объявляет: «Для игры нужно 4 участника, но поскольку желающих много, мы поступим так: на доске нарисована головоломка (анаграммы, вопросы). Первые 4 человека, которые быстрее других в тетради напишут реше¬ние (ответ) и будут участниками». Тогда уже для возмущений будет меньше поводов, так как выбор был осуществлен по спра¬ведливости.
Есть много других возможностей выбора участников: на¬пример, сначала играют те, у кого фамилия на букву «П» (заранее можно посмотреть, чтобы количество совпадало), те, у кого день рождения в декабре, те, кто сидит на последних партах или учащиеся с 15-го по 19-й номер согласно списка в журнале и т.п. Это тоже небольшой игровой момент (когда выбирает фортуна). Для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше. Кто-то может фиксировать ошибки, другой – контролировать время и т.д.

4. Ход игры
Несмотря на важность дидактического результата, при проведении игры необходимо понять, что методическое содержание – это скрытая часть «айсберга», которая должна волновать учителя до начала игры. Как только игра нача¬лась, главное – это игровое действо. Ведь чем интереснее и занимательнее игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты. На это указывал Л.С. Выготский, говоря, что ребенок играет, не сознавая мотивов игровой деятельности», и эта особенность «существенно отличает игру от труда и других видов деятельности».
а) Начало игры.
На этой стадии можно уточнить некоторые нюансы, касаю¬щиеся правил игры. Они проясняются в игре первых же участ¬ников. И тогда учителю нужно остановить игру и кратко объяс¬нить, что нарушено и как нужно правильно участвовать в игре. Но не менее важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа.
б) Развитие игрового действа (кульминация).
На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников, и зрителей (если таковые есть). Организатору важно следить за выполне¬нием правил и иногда «добавить поленья в горящий костер», то есть подбодрить проигравшего, заметить что-нибудь инте¬ресное в его участии, напомнить, что в игре итог может быть совершенно неожиданным; кроме того, можно подзадорить болельщиков или зрителей и т.д. Если в начале игры наруше¬ние правил можно простить, то сейчас всякое нарушение дол¬жно быть четко отмечено, участники получают штрафные очки или выходят из игры.
в) Заключительный этап игры.
Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напря¬жение; не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Нужно вовремя поставить точку, чтобы не только не пропа¬ло созданное игрой приподнятое настроение, но и не расфо¬кусировалось направленное на изучаемый материал внима¬ние. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания (например: «Еще два участника, и мы закачиваем!»). У ребят, таким образом, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры. Это один из приемов, чтобы избежать того момента, ког¬да дети всем классом будут просить: «Ну давайте еще поигра¬ем!»; это облегчит переход к другим видам деятельности.

5. Подведение итогов (оценка и поощрение школьников ) Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с зада¬нием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы).

6. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния)
Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение клас¬са (понимает, что игра удалась или наоборот), все же это не мо¬жет представлять полноценную картину, так как это коллек¬тивное настроение. Учителю, однако, важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры – с учетом индивидуальных особенностей каждого. И по¬этому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофи¬чески не хватает, провести этот этап – он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.
Конечно, хорошо бы провести обсуждение или анкетирова¬ние о прошедшей игре. Но если времени совсем не остается, можно воспользоваться методикой А.Н. Лутошкина, которая называется «Цветопись». Ее цель – оценка учащимися своего эмоционального состояния в ходе какого-либо мероприятия. Данные об эмоциональном состоянии каждый ученик заносит в клеточку – против своей фамилии в списке (который вывешивается, например, на стенде в классе), цветным карандашом (это учащиеся могут сделать на перемене). Каждый цвет обозначает разное настроение: красный – восторженное, радостное, активное настроение; оранжевый – радостное, светлое; желтый – светлое; зеленый – спокойное, ровное; синий – грустное, печальное; фиолетовый – тревожное, тоскливое; черный -состояние крайней неудовлетворенности. Такая цветоматрица поможет учителю «увидеть» настроение коллектива, определить общий и индивидуальный характер эмоциональных состояний школьников.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадно¬го стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одноклассников важнее для него, чем отношение учителя. Подростку присуще стремление отмежеваться от всего. Свойственна тяга к новому, неожиданному, необычному, ко всему, что дает пищу для воображения. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях или игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы; с трудом переносятся паузы. Учителю необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, интерес к перевоплощениям и импровизациям.

Все это прекрасно реализуется в игре. В подростковом возрас¬те внешние игровые действия свертываются и переносятся в во¬ображение.
Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, «вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было».

Игра создает особые условия, при которых может развивать¬ся творчество. Суть этих условий заключается в общении «на равных», где исчезает робость, возникает ощущение – «я тоже могу», т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Васина М.Я. Город поэта. Л., 2000.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967
3. Шмаков С.Л. Игры учащихся – феномен культуры. М., 2009.

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Игра в образовательном и воспитательном процессе

АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА

Следует отметить, что единого общего для всех научного определения игры в литературе не имеется до сих пор, и все исследователи (биологи, этнографы, философы, психологи) отталкиваются от интуитивного осознания соответствующей культуры, определенной реальности и места игры, которое она занимает в этой культуре. Игра рассматривается с нескольких позиций: с позиции философии, социологии, психологии, педагогики и даже биологии. Прежде чем рассматривать игру в образовательном процессе, необходимо дать определение данному явлению. В педагогической литературе существует много определений игры. Интересно определение игры у Г. К. Селевко: «Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». В Педагогическом энциклопедическом словаре предлагается такое определение игры: «. это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности».

Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и другими тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. Исследователи игры связывают ее происхождение в основном с магико-культовыми потребностями социальной группы или врожденными биологическими потребностями организма.

Проанализировав определения игры, мы приходим к выводу, что игра является одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения младшему. С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации. В процессе игры используется и обогащается личный опыт. В сфере теоретических представлений прочно утвердилась идея, высказанная известным социальным психологом Д. Мидом о том, что игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения ребенком социальных установок. Первоначальные социальные установки возникают в свободной игре ребенка и носят конкретную, непосредственную форму сменяющих друг друга игровых ролей. Более сложные, обобщенные социальные установки, которые не являются индивидуальным отражением общих образцов социального или группового поведения, возникают в игре с правилами. Механизм усвоения установок связан с одновременным учетом различных ролевых позиций. Через социальные установки осуществляется дальнейшее освоение ребенком социального опыта. Более поздние исследования позволили уточнить эти представления. В последние десятилетия продолжались социально-психологические и социально-антропологические исследования игры как социального феномена, особенно в ее социализирующем значении. Еще Зигмунд Фрейд отмечал, что «самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра». О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра, по мнению известного специалиста в области игровой терапии Г. Лэндерта, автора теории психологии развития, – это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Акцентируя внимание на образовательном значении этого вида человеческой деятельности, специалист в области активных методов обучения Д. Н. Кавтарадзе отмечает, что «игры – это способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов». Лучшей образовательной среды просто невозможно себе представить, что уже является общепризнанным фактом.

Однако, как считают многие специалисты, игры бывают разные: одни уводят от реальности, другие помогают адаптироваться к ней. Образование имеет дело только с теми играми, которые способствуют адаптации учащихся к реальным условиям окружающей среды, в первую очередь, социальным.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Ее феномен состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Высокая эффективность игрового метода обучения объясняется также высоким уровнем запоминания происходящих во время игры событий. Это соответствует результатам психологических исследований, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10 % из того, что он слышит, 50 % из того, что он видит, и 90 % из того, что он делает.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, характеризующими учебно-познавательную направленность. Рассматривая дидактическую структуру игры в образовательном процессе, видно, что все компоненты этой структуры находятся в тесной взаимосвязи, их нельзя отделить один от другого. При использовании игры в образовательном процессе необходимо учитывать функции, требования, цели, компоненты, структурные элементы игры и принципы игровой деятельности.

Педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены и характеризоваться учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Опираясь на исследования, мы выделяем следующие компоненты игровой технологии: мотивационный, ориентационный, целевой, содержательно-операционный, целостно-волевой, оценочный. Мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности. Он включает мотивы, интересы и потребности учащихся в игре. Мотивация заключается в самом процессе игры. Ориентационный компонент связан с принятием учащимися целей учебно-познавательной деятельности, нравственных установок, ценностей. Ценности, став личностно значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся. Содержательно-операционный компонент предполагает овладение учащимися содержанием учебного материала, их способность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности. Игровое действие характеризуется сознательной целью, на которую оно направлено.

Действие определяется не только целью, но и реальными предметными условиями – системой ориентиров. Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придает эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний. Этот компонент направлен на развитие личностной ориентировки как особого вида социально-культурного опыта, освоение которого осуществляется на основе эмоционально-ценностного отношения к миру. Оценочный компонент игры обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры. Содержанием оценочного компонента является систематическое получение информации о ходе познавательной деятельности. Оценочный компонент обеспечивает самоуправление процессом игры. Все рассмотренные компоненты данной структуры находятся в тесной взаимосвязи, их нельзя отделить один от другого, все они определяют технологическую структуру игры.

Классификация игр

Классификация игр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется задачей важной и перспективной.

Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, за ее основу предлагается взять человеческую деятельность, которую игры отражают. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикальные и горизонтальные связи – это досуг (собственно игра), познание, труд, общение. С другой стороны – это психофизическая интеллектуально творческая и социальная деятельность.

Эти виды деятельности взаимопроникают друг в друга, имеют свои модели, структуры, функции, элементы, результаты. С этой позиции все игры подразделяются на следующие виды:

1. Физические и психологические игры и тренинги двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические (приводящие в восторг и состояние экстаза), и развлечения, освобождающие от комплексов, стрессов, лечебные игры и забавы.

2. Интеллектуально-творческие игры – предметные забавы, сюжетно-интеллектуальные, дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные), строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные и другие; игровые методы обучения.

3. Социальные игры – творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы), деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры – коллективно-творческая досуговая деятельность.

5. Шоу-игры – конкурсы, викторины, лотерея, аукционы.

Рассматривая их с точки зрения жанровой и тематической принадлежности, можно выделить музыкальные, спортивные, интеллектуальные, профессиональные и т. д.

Игры можно классифицировать по внешним признакам: содержанию, форме, месту проведения, составу и количеству участников, степени регулирования и управления, наличию аксессуаров.

По содержанию. Это определяющая сторона игры, она представляет единство всех составных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание включает фабулу, тему, интригу, задачи игры. По содержанию игры с готовыми правилами подразделяются на спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные, лечебные, коррекционные, шуточные и т. д.

По форме. В самостоятельные типовые группы целесообразно выделить следующие игры: детские всех типов; игры-празднества; игровой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации, соперничество, конкурсы, эстафеты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификация, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т. д.

По времени проведения. Некоторые игры называют сезонными или природными: зимние, весенние, летние, осенние. Также игры различают по объему времени на длительные, кратковременные, игры-минутки.

По месту проведения выделяются настольные, комнатные, уличные, дворовые игры; игры на воздухе и на местности (в лесу, поле, на воде, туристской площадке и т. д.), игры на празднике и на эстраде.

По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуют игры младших детей (раннего и дошкольного возраста), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей.

Объективно существуют игры для мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры для девочек, девушек и женщин.

По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые игры.

По степени регулирования и управления. Существуют игры, организованные менеджером-аниматором, спортивным инструктором (стихийные, импровизированные), экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти туристов.

По наличию аксессуаров, необходимых для игры (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов, атрибутов и т. п.). Различаются игры без предметов и с предметами, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

Физические игры, построенные на движении, можно разделить на две группы: а) подвижные; б) спортивные.

Первую группу составляют игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и своеобразию двигательных заданий.

Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.

Ко второй группе (спортивным играм) относятся: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей и др. Наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, игры без сюжета и игры-забавы.

Сюжетные игры строятся на основе жизненного опыта взрослых и детей. Знания о явлениях природы, образе жизни, повадках животных и птиц, характерных моментах выполнения трудовых действий людьми разных профессий служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.

Бессюжетные игры очень близки к сюжетным, в них нет лишь образов, которым подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Бессюжетные игры по сравнению с сюжетными требуют большей самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве, носят соревновательный характер.

Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнение же представляет собой методически организованные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, интеллектуального развития или психологического укрепления личности.

Игры-забавы (или аттракционы) часто проводятся на вечерах, праздниках – это веселое зрелище, развлечение для всех присутствующих, доставляющее радость, вызывающее заразительный смех. Но в то же время игры-забавы требуют от участников ловкости, сноровки, находчивости и фантазии.

Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у игроков вырабатывается чувство коллективизма, ответственности, умение согласовывать свои действия с действиями других. Создаются условия для общих радостных переживаний, активной деятельности, вдохновения, ликования от победы.

Подчинение правилам игры воспитывает организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.

Важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности играющих. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходят улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

К шоу-играм относятся конкурсы и викторины, которые в свою очередь также делятся на разные категории.

Конкурс – относительно интеллектуальная игра, построенная на вопросах и ответах. В игровом контексте конкурсы делятся по возрастному принципу на три категории: для людей среднего и старшего возраста, молодежной аудитории и школьников. Соответственно обозначенным категориям выбираются темы, определяется степень интеллектуальной нагрузки. Конкурсы для самых маленьких участников, а именно 3-7 лет, строятся с учетом их интересов. В качестве вопросов включаются отрывки из фильмов, зарисовки, мультипликации. Конкурсы для школьников строятся по облегченной программе, но и они содержат большой объем познавательного материала. Молодежные конкурсы учитывают характер аудитории. Для участников среднего и старшего возраста используется четкое разграничение по тематическому признаку: литературные, исторические и др.

Викторина – интеллектуальная игра, где на вопросы могут отвечать несколько человек (команд). Вопросы викторин содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии у участников определенной эрудиции. Викторины различаются по составу участников (семейные, для индивидуалов, групповые), тематике (музыкальные, литературные и др.).

Бывают викторины и профессиональные, предполагающие наличие у участников глубоких знаний в области техники, экономики, других отраслей науки и производства.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 1579 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Игра как метод обучения

Значение игры как метода обучения

Значение игры в жизни каждого ребенка не ограничивается только лишь ее развлекательными возможностями. Феномен игры состоит в том, что она является эффективным способом отдыха, способным перерасти в терапию, творчество, обучение, модель жизненных ситуаций и т.д.

Использование игры как одного из методов обучения и передачи опыта используют с древности. В современных образовательных организациях делается упор на интенсификацию и активизацию воспитательно-образовательного процесса, в связи с чем, игра все чаще используется как эффективный метод обучения. Применение игры осуществляется в следующих случаях:

  • Как самостоятельная технология, направленная на оказание помощи в освоении определенного понятия, темы или раздела учебной дисциплины.
  • В качестве одного из элементов общей технологии.
  • В качестве части урока или всего урока. Например, для осуществления введения в тему.
  • В качестве технологии внеучебной или внеклассной работы.

Таким образом, игра имеет большое влияние на развитие и становление личности ребенка. Использование ее как одного из методов обучения позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и достичь высоких результатов обучения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Реализация игровых приемов и ситуаций

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • Постановка дидактической цели учебного занятия
  • Осуществление учебной деятельности по правилам игры
  • Использование учебного материла, как одного из средств игры
  • Введение в учебную деятельность соревновательного элемента, переводящего дидактическую задачу в игровую
  • Эффективное и успешное выполнение дидактического задания находится во взаимосвязи с игровым результатом

Игра как метод обучения имеет ряд важных функций:

  1. Социокультурная функция. Игра является одним из сильнейшим методов социализации ребенка и включении его в общество. Это связано с тем, что игра позволяет детям «примерить» на себе различные социальные роли, оказывающих влияние на становление и развитие личности.
  2. Функция межнациональной коммуникации. Игры по своей природе национальны, они способствуют тому, что в процессе их реализации дети знакомятся с культурой других народов, учатся толерантности и расширяют свой кругозор.
  3. Функция самореализации в игре. Данная функция является одной из основных, так как позволяет ребенку реализовать себя как личность, в разнообразных жизненных ситуациях, смоделированных в игре.
  4. Коммуникативная функция. Игра подразумевает обязательное общение между ее участниками, тем самым она вводит детей в реальный контекст сложных человеческих отношений.
  5. Диагностическая функция – заключается в том, что в процессе игры, ребенок ведет максимально естественно и раскрывается полностью.
  6. Игротерапевтическая функция – направлена на преодоление разнообразных трудностей, которые могут возникнуть в различных областях жизнедеятельности.
  7. Коррекционная функция. В процессе игры осуществляется психологическая помощь детям с разнообразными отклонениями в поведении и развитии.
  8. Развлекательная функция – связана с создание благоприятной психологической атмосферы, душевной радости, что позволяет ребенку отвлечься и «проникнуть» в мир фантазий и душевной радости.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Игровые мотивы обучения

Игровые методы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

  • Совместное решение учебной задачи, в процессе игры, требует от участников взаимодействия друг с другом, основой которого выступает общение. Общаясь между собой, дети учатся выстраивать отношения, формируют и развивают коммуникативные навыки и компетенции.
  • Решение коллективных задач, посредством использования разных возможностей каждого из ее участников. В процессе игры дети выявляют, что каждый обладает определенными умениями, и правильное распределение ролей будет способствовать успешности выполнения учебного задания в игре.
  • Укрепление межличностных отношений в результате совместного эмоционального переживания в процессе игры. Дети учатся понимать и принимать чувства друг друга, сопереживать.

Моральные мотивы – обусловлены тем, что игра предоставляет каждому участнику возможность проявить себя, показать свои знания и умения, характер и волевые качества, отношение к деятельности и людям.

  • Любая игра имеет конечный результат, на который нацелены ее участники.
  • В играх изначально все участники равны, результат зависит от того как проявит свои умения, навыки и способности игрок.
  • Игровой процесс имеет личностные значения, в то время как процесс обучения обезличен. Это связано с тем, что в игре участники примеряют на себе различные социальные роли, погружаются в определенные условия и ситуации.
  • Практически каждая игра сопровождается благоприятной эмоциональной атмосферой, наполненной радостью. Тем самым создается психологическая ситуация успеха. В случае если участник проигрывает, то это принимается как личное поражение и стимулирует ребенка на дальнейшую познавательную деятельность (реванш).
  • Состязательность является неотъемлемой частью любой игры, именно это чаще всего и притягивает детей. Удовольствие, которое дети получают в процессе игры, создает комфортные психологические условия для проведения учебного занятия и усиливает у детей желание изучать предмет.
  • Игра всегда имеет некое таинство, которое заключается в неполученном ответе, активизирующем мыслительную деятельность ребенка, мотивирует на поиск ответа.
  • В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Читайте также:  Кто такой ребенок-аутист?
Ссылка на основную публикацию