Стоит подкупать ребенка с помощью денег или игрушек?

Совет дня: не покупайте ребенку много игрушек

«Мама, купи куклу», «Мама, купи машинку»… Как часто дети просят приобрести им очередную игрушку? Часто! А так ли они им нужны? Ученые уверены, что мальчикам и девочкам в раннем и дошкольном возрасте вовсе не требуется много игрушек. В доказательство – результаты проведенного ими исследования.

В журнале Infant Behavior and Development был опубликован итог эксперимента, который провели ученые из Университета Толедо (США). Они исследовали вопрос развития синдрома дефицита внимания. И пришли к выводу: на это влияет и большое количество игрушек у детей в раннем возрасте.

© Instagram @ilovesovenok

Эксперты провели исследование с участием 36 младенцев, каждый из которых принял участие в двух индивидуальных игровых сессиях – с четырьмя и с 16 игрушками. Как и предполагалось, при большом разнообразии игрушек дети старались попробовать поиграть с максимальным их количеством. И при этом каждой кукле или машинке в среднем уделялось значительно меньше внимания.

© Instagram @bashkovochka

А когда детворе предложили всего четыре игрушки, малыши изучали их более основательно, а сами игры были качественнее. При этом юные участники исследования творчески относились к играм.

© Instagram @ed_toys

На эту тему с экспертным мнением выступает и Лариса Суркова:

С позиции психолога и мамы четверых детей могу сказать, что советский дефицит игрушек был, скорее, к лучшему. Крайне важно, чтобы в жизни малышей не возникало ситуации тотального материального пресыщения. Ведь фантазия, мечта — одна из важных составляющих жизни, как детей, так и взрослых.

© Instagram @davelena

Попробуйте провести эксперимент и вы: оставьте в детской комнате не более пяти игрушек. И вы убедитесь, что ребенок будет меньше скучать, начнет придумывать интересные игры с теми забавами, что у него есть. А чтобы они не наскучили, через несколько дней замените их другими. Так вы решите вопрос захламления детской игрушками и будете развивать в своем малыше умение фантазировать.

А у вашего ребенка много игрушек? Есть любимая?

Читайте также:

Фото на анонс: Instagram @malyshariki_belarus

Комментарии пользователей

Всё правильно, проверено на себе. У сына гора игрушек, в основном играет в самые новые. Старые можно убрать, пока он не видит, он про них и не вспомнит. А сейчас, в наказание за невыученные уроки, отобрала все его любимые игрушки, оставила совсем немного старых. И ничего, вспомнил как в них играть, нормально обходится небольшим количеством.

А я думаю, что отсутствие игрушек приводит к накопительству и жадность в будущем. Большинство людей прошлого поколения всю жизнь хлам коллекционируют. Им жалко выбросить и они все новое покупают. Потому что в свое время у них ничего не было.

Вот не знаю стоит ли соглашаться с статьей или нет.

С одной стороны мое детство где была всего одна кукла и то не самого лучшего образа, с другой мой ребенок у которого много всяких машинок и прибамбасов. Мне было настолько стыдно за мою куклу, что я просто в нее не играла и объяснить своей маме почему я такая грустная так же не могла. И выражение лица моего ребенка, когда он приносит в сад красивую современную игрушку, не хуже чем у других и как они играют придумывая интересные сюжеты своей игры. Да, потом эта игрушка ему возможно и надоест — но он будет вспоминать ту радость с которой он ее получил, а потом как в нее играл с друзьями. А я до сих-пор вспоминаю свою куклу и мне бррр… Да, но самой большой издевкой для меня было, когда мне на 14 лет подарили сразу семь кукол, красивых но уже не нужных. Вот и весь сказ. И сказать, что меня родители не любили — любили еще как, но не было возможности покупать мне игрушки — в нашем городке в то время их(кукол) просто не было.

По моему все зависит не от количества игрушек, а от отношений родителей с ребенком.

Сколько игрушек нужно маленькому ребенку

Сегодня производители детских товаров предлагают большой ассортимент различных игрушек, развивающих комплексов, детских музыкальных инструментов, телефонов. Товары маркированы различной возрастной группой, начиная с 0+ месяцев. Даже для новорожденных уже предлагаются развивающие игрушки. В таком малом возрасте они еще не интересны ребенку, он их не понимает, не умеет пользоваться, однако производители уверены, что книжка или погремушка за несколько сотен рублей — то, что нужно каждому малышу.

На витринах в магазинах представлены игрушки для детей всех возрастов. Для возрастной категории 6+ ассортимент самый широкий — разные копии электронных товаров для взрослых, перенесенные в пластиковую детскую форму.

Сколько игрушек надо ребенку

Представления взрослых о потребностях детей сильно преувеличены производителями детских товаров. Очевидно, что не нужно малышу столько дорогих игрушек, сколько предлагают производители.

Для возраста 0-3 месяца производители предлагают различные подвесные погремушки. Это логично, ведь малыш до 3 месяцев не может удерживать предметы в руке, а тем более играть с ними. Поэтому он на них только смотрит, наблюдает и слушает звуки, которые они издают. Однако стоят они минимум 500 руб. Примерные цены составляют от 500 до 1500 за одну растяжку, которую подвешиваются над коляской, кроваткой или на игровой коврик.

Цены возмущают многих родителей. Потому что устройство погремушек не представляет собой ничего сложного, да и качество нельзя назвать высоким. Недобросовестные производители завышают цены на товары для новорожденных, так как знают, что любящие родители купят для малыша подарок и за такие деньги. А ведь других цен не предлагается.

Чтобы порадовать малыша новой интересной вещью, но при этом сэкономить можно попробовать два варианта:

  • выбирать товары не в отделе для детей до года;
  • сделать яркие игрушки самостоятельно.

Ребенок до 3 месяцев не может удерживать предметы в руках, ему только интересно за ними наблюдать. Для этого подойдут и обычные красивые бумажные картинки. Главное, чтобы они были яркие и крупные. Если говорить именно об игрушках, то их можно купить в сувенирной лавке или в отделах детских магазинов с товарами от 3 лет. Обычная мягкая — будет стоит от 50 руб. В качестве подвесной — можно купить мягкий брелок.

3-6 месяцев

В этом возрасте ребенок уже умеет держать предметы, активно их трясет, тянет в рот. То есть с 3 месяцев уже стоит позаботиться о качестве материалов, из которых сделан предмет. А также о том, насколько удобно его будет стирать, потому что делать это придется часто. В возрасте 3-6 месяцев дети любят погремушки, сначала предпочитают легкие с простым захватом, постепенно дорастая до более увесистых и сложных. Начинают их грызть, потому что режутся зубы, и учатся захватывать самые разные предметы — сначала только простые ручки и кольца, постепенно переходя к сложным формам.

На возраст 3+ месяца предлагаются мягкие текстильные игрушки с набором интерактивных элементов. Чаще всего они являются многофункциональными, например, мягкие музыкальные животные, которые двигаются или танцуют под мелодии. Возможно это такой ход производителей, чтобы родители уже не могли найти альтернативу среди обычных мягких, а покупали развивающие товары за немалые деньги. За самую маленькую игрушку, которая только шуршит и трещит, цена составляет около 500 рублей, за более сложную — уже от 1500. Также можно найти товары за 3-5 тысяч. Если учесть, что новые вещи ребенка не будет интересовать долго, а ведь со временем их придется снова обновлять.

Надо понимать, что на возраст 3-6 месяцев не существует не развивающих игрушек. Даже простая погремушка развивает ребенка. Малышу не нужны специальных интерактивных функций или предметов. Достаточно несколько ярких игрушек, которые он сможет изучать, трогать, шуршать. Вовсе не обязательно, чтобы эти возможности были совмещены в одном предмете. Даже наоборот — лучше купить 10 простых погремушек, которыми ребенок будет играть долго и они не будет надоедать.

Кстати, рукодельные игрушки для новорожденных также подойдут для малыша 3-6 месяцев. Старые предметы, на которые он смотрел раньше, могут совсем иначе выглядеть для более осознанного и подвижного ребенка.

6-7 месяцев

С полугода ребенок становится очень активным, много передвигается, ползает, сидит. Поэтому нужны уже сложные игрушки с кнопками и управлением. С этого возраста активно проявляется интерес к игре, поэтому есть смысл купить игрушечные устройства специально на возраст 6+.

Пары сложных игрушек хватит, чтобы ребенок их чередовал. Кроме того, старые погремушки и подвески начинают использоваться ребенком по-новому. Например, предметы, которые малыш раньше брал в руки и тут же отпускал, в полгода вызывают интерес: он сможет их трясти, грызть, кидать. Новые возможности открывает даже обычный мяч — теперь за ним можно весело ползать.

Делаем игрушки сами

Каждый родитель может сделать игрушку самостоятельно, даже из подручных материалов. Для этого подойдут детские вещи, которые стали малы, разные лоскутки, пуговицы, шнурочки — все зависит от фантазии. Покупать специальные материалы не обязательно, достаточно того, что есть дома. Навыками рукоделия необязательно нудно обладать, чтобы сделать, например, простой текстильный мяч.

Пример изготовления:

Взять яркий носок, заполнить его ватой. С одной стороны стянуть и отрезать лишнее. С помощью пуговиц и других декоративных элементов можно сделать глаза и рот — получится текстильная игрушка. Форму можно будет изменить, в зависимости от предпочтений ребенка: рыбка, бабочка или человек. Таких разноцветных животных можно сделать очень много, чтобы малышу было интересно за ними наблюдать и он учился их различать.

Как сэкономить на покупках

Например, стоит выбирать пластиковые погремушки — они дешевые, легко моются, и нравятся детям. Можно купить обычный резиновый мяч, резиновые животных для купания. Также не стоит забывать о прорезывателях — подойдут даже самые дешевые с водой внутри, продающиеся в каждой аптеке. Все это стоит недорого. За деньги, которые стоит одна «развивающая» интерактивная игрушка, лучше купить 10-30 простых, и этого будет достаточно.

Какие же игрушки лучше покупать

Важно приобретать товары для игры в положении «сидя». Например, юла, пирамидка или кубик. Также стоит добавить одну-две мягкие игрушки, но уже большего размера. Здесь уже стоит задуматься о покупке музыкальных книжек, которые ребенок самостоятельно будет включать и слушать то, что ему нравится. Также можно купить ребенку детское мини-пианино с цветными клавишами или ксилофон.

Не нужно очень много развивающих игр, но и мало их не должно быть. Главное, чтобы малыш чередовал, менял их и не скучать во время игры. Чем проще устройство — тем больше открывается возможностей для игры. Надо учитывать, что запасы накапливаться постепенно. Поэтому целесообразно выбирать такие, которые будут интересны малышу не только в его возрасте, но и на вырост. Как правило, простые погремушки, подвески, книжки отвечают этим требованиям. Дорогие игрушечные товары целесообразно приобретать только, начиная с полугода, ведь раньше малыш даже не сможет оценить их по достоинству.

Нужно разумно совмещать дешевые игрушки с дорогими сложными. Лучше покупать только те предметы, которые трудно заметить аналогами. Например, сложно заменить музыкальные детские инструменты, а, между тем, они будет интересны с рождения и очень надолго.

Почему не стоит покупать детям много игрушек?

Многие родители готовы покупать своему ребенку новые игрушки чуть ли не каждый день. Казалось бы, чего же в этом страшного, если семейный бюджет позволяет. Однако некоторые мамы и папы, которые буквально заваливают малышей всевозможными куклами, машинками, конструкторами, плюшевыми зверушками и героями любимых детских мультфильмов, потом недоумевают, почему ребенок не бережет игрушки, ломает их или легко отдает другим детям в садике. Сколько же игрушек надо ребенку и как их количество влияет на его развитие?

Читайте также:  Детский аутизм: ОСОБЫЕ дети с особыми потребностями

Игрушки и развитие ребенка

Некоторые родители полагают, что большое количество игрушек поможет ребенку быстрее развивать необходимые навыки. На самом деле это не так. Детское восприятие устроено таким образом, что для сохранения внимания в зоне видимости ребенка должно находиться не более пяти предметов одновременно. Когда объектов вокруг малыша больше, ему становится трудно сосредоточиться на одном из них, а значит, внимание не концентрируется, а, наоборот, рассеивается.

Количество игрушек влияет и на такое качество, как изобретательность. Любознательность и находчивость развиваются у детей тогда, когда им нужно придумывать и создавать игрушки самостоятельно. Вспомните, как, например, мы играли в детстве пуговицами, представляя их людьми, или одуванчиками, нанизанными на обыкновенные палочки. Кукурузные початки, щепки, ручки — все оживало в наших детских руках и обрастало историями. К сожалению, современные игрушки в большинстве своем не рассчитаны на развитие творческого мышления и, взаимодействуя с ними, ребенок не получает новых знаний, а это значит, что потенциал исследователя в нем потихоньку уменьшается.

Слишком большое количество игрушек ослабляет у детей и тягу к другим занятиями. Когда игрушек мало, и ребенок уже наигрался с ними, он начинает интересоваться чтением, письмом, искусством, то есть ищет для себя другие дела, которыми можно заняться. Когда же игрушек слишком много, он будет целыми днями возиться только с ними, и ему будут скучны книги, музыка, рисование и прочие виды творчества. Если комната ребенка оказывается заваленной игрушками, ему становится неинтересно выходить из нее, в то время как дети, которые не могут похвастаться такими «богатствами», с огромным удовольствием ходят на прогулки и предпочитают игры на свежем воздухе.

Развитие такого важного навыка, как настойчивость, тоже зависит от количества окружающих малыша игрушек. Когда ребенку попадается сложная «штуковина» (пазл, конструктор, сборная модель, логическая игра), он будет терпеливо и настойчиво с ней разбираться.Когда же вокруг малыша множество более простых игрушек, над которыми не нужно думать, он быстро бросит попытки разобраться самостоятельно со сложной и начнет играть во что-то другое. Это приведет к тому, что ребенок так и не научится доводить до конца сложные дела.

Игрушки и характер

Количество игрушек влияет и на характер ребенка. Дети, которые получают все по первому требованию, начинают верить, что так будет всегда, и вырастают эгоистами.

Количество игрушек влияет и на формирование у ребенка понятия о вечных ценностях. Дети, которых родители балуют огромным количеством игрушек, чаще всего вырастают уверенными в том, что любые желания и удовольствия можно купить за деньги. Такие малыши превращаются во взрослых людей, не умеющих найти удовлетворение от жизни, в то время как неизбалованные дети учатся ценить нематериальные вещи и понимают, что истинное удовольствие и радость приносят только взаимоотношения с другими людьми: дружба, семья, любовь.

Кроме того, дети, у которых очень много игрушек, перестают ценить каждую из них, поскольку знают, что стоит очередной кукле или машинке сломаться или потеряться, как родители тут же купят взамен ей новую. Такие малыши не берегут свои игрушки, и аналогичное отношение к собственным вещам проносят через всю жизнь. Сейчас пятилетний малыш не ценит свои машинки и не переживает, что потерял одну из них в садике, а через несколько лет он забудет где-то дорогой смартфон, купленный родителями, и просто попросит у них еще один. Потом он будет разбивать машины, легко тратить деньги на ерунду. Не исключено, что и к людям он станет относиться также, считая, что если не удалось наладить отношения с одним приятелем, то на смену ему придет другой.

Дети же, которых не балуют игрушками, очень тщательно относятся к их выбору. В то время как избалованный малыш сметет в магазине с полок все игрушки без разбора, ребенок, который получает новую куклу или машинку только по праздникам, будет долго выбирать нужную, учась таким образом анализировать. Он проведет полчаса около витрины, внимательно рассматривая игрушки, оценивая их интеллектуальную ценность, внешний вид, материал, и сделает осознанный выбор в пользу какой-то из них.

Когда ребенок получает много игрушек, взрослым становится очень трудно его чем-то удивить. И действительно: что можно подарить на день рождения или праздник ребенку, у которого и так все есть? Поэтому естественно, что вместо искренней радости мама с папой увидят лишь безразличное выражение лица своего чада, разворачивающего очередной подарок. И праздник таким образом перестает быть для ребенка особенным событием, в то время как дети, получающие подарки редко, будут с нетерпением ожидать этого дня. Впоследствии такой ребенок, возможно, вырастет холодным, ко всему равнодушным, скучающим человеком, которого сложно будет чем-то удивить или восхитить.

Психологи утверждают, что чем меньше у ребенка игрушек, тем интереснее ему общаться с другими детьми.

Итак, сколько же игрушек нужно ребенку? Ответить на этот вопрос с математической точностью нельзя, однако каждая игрушка должна быть нужной, а покупка ее запланированной: если малыш мечтает о дорогой железной дороге, то подарите ему ее на день рождения, если у девочки уже восемь кукол, то не стоит покупать ей девятую. Ну или можно приобрести ее в качестве подарка на праздник.

Есть три совета, которые помогут родителям «обезопасить» себя от приобретения лишних игрушек:

Не покупайте машинки и куклы между делом, проходя мимо в супермаркете или газетном киоске.

Не дарите ребенку игрушки «на вырост»: если он не интересуется конструкторами, то не стоит захламлять ими комнату.

Никогда не идите у ребенка на поводу, даже если он топает ногами и устраивает истерику в детском магазине. В любой ситуации ваше «нет» должно звучать твердо и уверенно.

И, конечно, не забывайте, что счастливое детство измеряется вниманием родителей, а не количеством машинок и пупсов в детской комнате. Проводите с ребенком как можно больше времени, играйте с ним в ролевые игры, придумывайте свои захватывающие истории, превращая в дикий лес палас в прихожей, и тогда ваш малыш будет счастлив!

MoneyPapa

эксперт по семейным финансам

Сколько игрушек нужно детям? Мнение известного детского психолога.

Как правильно покупать игрушки ребенку, т.е. не какие игрушки, а именно, как часто, по поводу или без повода?

Елизавета Филоненко, семейный психолог,
специалист по детско-родительским отношениям
Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».
Сайт Елазаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.

Часто вопрос покупки ребенку игрушек решается, не исходя из потребностей ребенка, а исходя из маркетинговых соображений игрушечной индустрии. Именно огромное предложение, реклама, искусственно созданный спрос заставляет родителей покупать все новинки, часто под соусом того, что игрушки развивают нечто, то есть совершенно необходимы ребенку.

Дети тоже становятся участниками этого процесса, они еще энергичнее, чем в прежние времена заявляют – «купи, хочу!» Раньше — то игрушки были только в специальных магазинах, а теперь они повсюду и стимулируют желания ребенка.

Важна не игрушка, а момент покупки. Кроме того, поскольку дети – те же потребители, что и взрослые, у них появляется одна стойкая и малоприятная черта . Современный человек потребляет в момент покупки. То есть предвкушение покупки, сам факт покупки, и есть главная движущая сила, толкающая к действию. Впоследствии ребенок (как и взрослый) игрушкой интересуется мало, а иногда просто не открывает ее дома. Он уже получил от нее удовольствие, он ее приобрел, присвоил!

Почему родители покупают игрушки? У родителей есть свои соображения, по которым они решают купить игрушку. Это и соображения престижа («чтобы ребенок был не хуже других»), и желание принести ребенку счастье («пусть порадуется!»), и банальная неспособность сказать ребенку «Нет!» или боязнь быть в глазах ребенка плохим родителем. Часто это своеобразный реванш за лишения своего детства («у меня не было, так пусть хоть у ребенка будет!»).

Много игрушек не развивают ребенка.

Постоянное потребление игрушек, как правило, не ведет к активному развитию ребенка, то есть ребенку не необходимы все те игрушки, которые он получает. Игрушки также не могут принести и стойкого ощущения счастья.

Большое количество игрушек обесценивает каждую конкретную игрушку, каждый подарок. Психика ребенка неспособна переработать больше какого — то количества стимулов. А у современного ребенка стимулов больше, чем возможностей полноценно всю эту информацию осваивать. Психика ребенка защищается простым методом – игрушку ребенок просит (яркая, что-то новое, заманчивое), а играть в нее не играет.

Контроль количества игрушек.

Исходя из этого, желательно контролировать количество игрушек, которые реально поступают к ребенку. Основания для этого должны быть самые разумные.

Деньги. С одной стороны, это деньги, которые тратятся на игрушки. Ваша задача определить, сколько вы реально готовы потратить на игрушки и придерживаться именно этой суммы, несмотря на возможные требования ребенка.

Если ваш ребенок слишком настойчив, и вы постоянно находитесь с ним в процессе торговли «куплю – не куплю» это может сильно утомлять.

Список желаний. Здесь хороший выход – «Список желаний». Каждое новое желание ребенка в плане игрушек родители записывают в этот волшебный список и вешают на видное место. Когда приходит определенное время (допустим, раз в неделю, раз в месяц), покупается что-то по списку. В остальное время разговоры на эти темы не ведутся.

Место в квартире. С другой стороны, материальные соображения – это еще и место в квартире семьи.

Я была знакома с одной семьей, где желаниям ребенка никак не могли противостоять. В результате в условиях однокомнатной квартиры хранились, помимо прочих игрушек, 6 домиков Барби! Вся семья ходила как по минному полю, пытаясь не раздавить игрушки. Девочка требовала приобретать все новые игрушки, но от старых отказываться не желала.

Новые игрушки пришли, старые ушли.

Если денежные средства семьи позволяют родителям покупать неограниченное количество игрушек, то все же имеет смысл наладить некий «сбыт» старых игрушек. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы у ребенка было адекватное представление о реальности. Невозможно все время приобретать, от части вещей нужно отказаться, передав их тем, кому теперь они нужны больше (например, малоимущим семьям). Если же ни от чего отказаться невозможно, то с новыми желаниями стоит подождать. Ведь мы не хотим воспитать своих детей бездумными потребителями, даже при наличии денег!

Какова цель покупки игрушек?

Решая вопрос, купить ли мне очередную игрушку своему ребенку, нелишне будет задать себе вопрос – а зачем я это делаю? Что я хочу с помощью этой игрушки получить? Ответы на это вопрос могу вас удивить. Если заглянуть глубоко в себя, то может оказаться, что игрушкой мы прикрываем чувство вины перед ребенком. Например, отец, накричав на ребенка с утра перед детским садиком за то, что тот медлил с одеванием, может испытывать сильный импульс купить ребенку игрушку, чтобы снять это чувство вины. Или мать, которая находится в хроническом напряжении, ей не до ребенка особенно страдает, отказывая ему в какой — то игрушке, потому, что она чувствует, что ничего не может дать ребенку. А игрушка, по сути, самый простой выход – и ребенок доволен и душевных вложений не нужно.

Часто отцы, которые покинули по каким — то соображениям семью, отличаются особой щедростью на игрушки, это облегчает их внутренний дискомфорт.

Так что, покупка игрушки вопрос простой только на первый взгляд.

Читайте также:  Проведение профилактических прививок детям

Покупая игрушку, задайте себе вопрос – какой на самом деле я решаю вопрос? И действительно ли для решения этого вопроса игрушка – лучший инструмент?

Альтернатива новым игрушкам.

Если вы хотите обрадовать ребенка, то возможно совместно проведенный вечер для него будет большей радостью.

Если вы решили ребенка развивать, то нужно задуматься, а исчерпаны ли все возможные ресурсы в уже имеющихся игрушках? Новый набор для творчества не разовьет ребенка больше коробки с цветными карандашами. Особенно, если уже пара наборов пылится в шкафу.

Кому вы покупаете игрушки, ребенку или себе?

Если вы хотите поддержать статус ребенка в коллективе, стоит задуматься, лучший ли выход – дорогая игрушка? И чей статус вы обслуживаете – ребенка или ваш собственный?

Заключение. В современном мире множество прекрасных игрушек. Наша задача, не объявлять им войну, но сделать так, чтобы они служили нашим интересам, а не становились нашими хозяевами.

Елизавета Филоненко, семейный психолог,
специалист по детско-родительским отношениям
Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».
Сайт Елизаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.

А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!
С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.

Как научить ребёнка обращаться с деньгами

Чтобы дети выросли успешными и самостоятельными, нужно закладывать основы финансовой грамотности с ранних лет.

Какие качества определяют успех ребёнка в будущем

Чтобы ребёнок научился рационально распоряжаться деньгами и достиг успеха во взрослой жизни, необходимо с самого раннего возраста привить ему два ценных качества: способность побороть сиюминутные желания ради большей награды в будущем и умение действовать независимо. Разберём эти качества чуть подробнее.

Отсроченное вознаграждение

Отсроченное вознаграждение — это способность бороться с сиюминутными удовольствиями и ждать отложенной награды.

В известном Стэнфордском зефирном эксперименте Cognitive and attentional mechanisms in delay of gratification. детям предоставили выбор: получить небольшую награду сейчас или награду побольше через короткий промежуток времени.

Исследователи проследили за детьми до подросткового возраста и обнаружили, что дети, которые смогли подождать дольше в эксперименте, были успешнее в дальнейшей жизни. Это показало, что способность ждать награды играет важную роль в поддержании здоровья, достижении успеха и благополучия.

Независимость

Это качество обеспечивает чувство контроля над собой и способность строить суждения независимо от других людей. Со временем любой ребёнок начинает проявлять независимость, старается отделить себя от родителей и действовать самостоятельно.

Важно не подавлять стремление ребёнка к независимости, а поддерживать и направлять его на этом пути. Дети, которые учатся быть свободными, проходя через определённые этапы, вырастают в успешных и продуктивных людей.

Ниже мы приведём несколько способов постепенно привить ребёнку эти два качества — независимость и способность отказаться от сиюминутных наслаждений — сначала через игры и сказки, а затем с помощью определённых правил и советов.

Как учить обращению с деньгами в разном возрасте

Поскольку развитие детей происходит постепенно и на каждом возрастном этапе необходимы свои меры и способы обучения, рассмотрим несколько периодов:

  • дошкольный возраст (3–7 лет);
  • младший школьный (7–11 лет);
  • подростковый (11–14 лет);
  • ранняя юность (14–18 лет).

Далее расскажем, как научить детей:

  • отличать свои потребности от желаний;
  • с умом распоряжаться своими деньгами;
  • не только брать, но и давать.

Дошкольный возраст (3–7 лет)

Хотя дети дошкольного возраста не очень хорошо контролируют своё спонтанное поведение, всё же можно научить их проявлять силу воли. Игры, описанные ниже, помогут им научиться ждать отложенную награду.

На этой стадии развития дети начинают проверять свою независимость, родители часто слышат требовательное «Я сам!», когда пытаются выполнить за них привычные действия. Позвольте им проверить границы своих возможностей, при этом поддерживая и направляя. Приведённые ниже стратегии помогут предоставить детям выбор.

Отличать потребности от желаний

1. Поиграйте в «Хочу и надо». Суть игры в том, чтобы отличать то, что хочется, от того, что необходимо сделать. Задавайте вопросы в духе: «Поужинать — это хочу или надо?» Можете играть в эту игру каждый раз, когда ребёнок попросит о чём-нибудь: включить мультик, пойти гулять.

2. Поиграйте в «Сейчас меньше или потом больше». Когда ребёнок попросит что-то в магазине, попробуйте предложить ему выбор: купить сейчас маленькую игрушку или конфетку или подождать до завтра или до выходных и получить что-то более желанное и ценное. Если ребёнок согласится, всегда держите обещание.

3. Расскажите ребёнку сказку, в которой неприятности происходили из-за того, что герой поторопился. Например, когда Иван-царевич сжёг кожу Царевны-лягушки, вместо того чтобы дождаться, пока пройдёт колдовство и она станет царевной навсегда. Можно придумать свою сказку, в которой мальчик или девочка поторопились получить награду, поэтому получили гораздо меньше, чем могли бы.

Тратить деньги с умом

1. Покажите ребёнку, что можно копить на какие-то удовольствия. Например, вы можете несколько дней давать ему по несколько рублей, а когда накопится нужная сумма, пойти в магазин и вместе купить то, что он захочет.

2. Когда вы расплачиваетесь картой, в том числе и кредитной, обязательно говорите ребёнку, на что вы тратите деньги. Он должен знать, что вы расплачиваетесь деньгами за всё, что покупаете, а не используете какую-то волшебную субстанцию, которая берётся ниоткуда, поэтому не имеет ценности.

3. Поиграйте в магазин. Сделайте кассу из подручных вещей, поставьте товары и ценники на бумажках. Дайте ребёнку определённое количество денег. Пусть он сходит в ваш магазин и купит какие-то вещи. Вы в любой момент можете поменяться ролями, но соблюдайте правила: купить можно только по той цене, что установлена изначально.

Не только брать, но и отдавать

1. Сделайте семейную копилку. Научите ребёнка копить, но не на быстрые удовольствия, а на какие-то крупные покупки: одежду, велосипед, телефон.

2. Покажите, что вы тоже вносите свои деньги в копилку. Установите количество монеток, которые ребёнок будет бросать в копилку каждый день, а затем вместе с ним добавляйте в копилку 50% от его вложений. Он будет учиться на вашем примере и видеть, как постепенные вложения увеличивают общее количество.

3. Научите дарить игрушки. Попросите ребёнка выбрать две-три из относительно новых и подарить, отдать в садик или бросить в контейнер для помощи нуждающимся.

Младший школьный возраст (7–11 лет)

На этом этапе дети часто бывают очарованы деньгами. Это прекрасная возможность объяснить ребёнку, что такое банковский счёт, и продолжить его знакомство с миром денег.

В это время у детей развивается чувство гордости за свои достижения и способности. Это хороший момент для введения платы за работу по дому. Не стоит платить ребёнку за то, что входит в его ежедневные обязанности: уборка игрушек, наведение порядка в своей комнате, уборка посуды после еды. Однако вы можете давать деньги за какую-то дополнительную работу: мойку окон, чистку дивана или ковра, мойку посуды после праздника.

Отличать потребности от желаний

1. Предоставьте ребёнку выбор. Например, предложите покупать мороженое три дня в неделю или одну большую игрушку в конце недели. Покажите ему эту игрушку, объясните, что он сможет её получить, только если откажется от ежедневного удовольствия в виде мороженого.

2. Пусть ребёнок принимает участие в решении о крупном приобретении. Позовите его, когда будете обсуждать крупные семейные покупки. Объясните, почему вы принимаете именно такое решение, от чего отказываетесь, чтобы купить дорогую вещь, почему она необходима.

3. Научите вносить вклад в проекты. Если ваш ребёнок хочет сделать какой-то проект — продавать ручки в школе, завести блог, продавать хендмейд, — обсудите его вклад в это дело. Хотя бы часть денег, необходимых для проекта, он должен отдать из своих карманных или подаренных средств.

Тратить деньги с умом

1. Сравнивайте цены одних и тех же продуктов в магазине, прежде чем купить их. Поговорите с ребёнком о том, почему вы покупаете именно этот, а не другой продукт.

2. Создайте правила для накоплений. Предложите ребёнку откладывать определённый процент с каждого денежного поступления, например с карманных расходов или подарков на праздники.

3. Создайте ребёнку счёт или карту. Сейчас некоторые банки предоставляют возможность открыть карту для детей от шести лет. Это дополнительная карта, привязанная к счёту родителей, на которую вы сможете перечислять деньги. В банковском приложении вы увидите все операции ребёнка.

Не только брать, но и отдавать

1. Научите ребёнка помогать другим. Например, он может отдать часть своих денег или игрушек малоимущим детям. Объясните ему, что есть семьи, в которых доход слишком мал, чтобы покупать игрушки детям, что он может помочь кому-то стать счастливее.

2. Научите помогать конкретному человеку. Вы можете выбрать человека, который нуждается в помощи, и показать ребёнку, как помочь ему. Это может быть пожилой человек, в доме которого вы будете убираться вместе с ребёнком, или больной малыш, которому он отправит часть своих денег. Если вы помогаете конкретному человеку, польза для него и вклад вашего ребёнка воспринимается гораздо проще и нагляднее.

3. Установите правила для благотворительности. Договоритесь с ребёнком, что за одну новую игрушку (одежду, средство передвижения) он будет отдавать одну старую (но не сильно потрёпанную) на благотворительность.

Подростковый возраст (11–14 лет)

В этом возрасте дети стремятся к независимости. Они проверяют границы своей свободы и переходят из детства в подростковый период. В это время хорошо разбудить в детях дух предпринимательства: слушать их идеи и позволять воплощать их в жизнь.

Дети лучше понимают математику — с ними уже можно говорить о процентах и объяснять механизмы работы банковской системы. Кроме того, они становятся более чуткими и понимающими, осознают, что у всех семей разные материальные возможности, так что в ваших разговорах о благотворительности можно затронуть более сложные материи.

Отличать потребности от желаний

1. Прежде чем покупать что-то, научите ребёнка искать информацию о товаре в Сети. Почитайте отзывы, сравните желанную покупку с товарами других брендов. Обсудите, стоит ли покупать товар сейчас или подождать распродажи, заказать подешевле с более долгой доставкой.

2. Договоритесь об отсроченном платеже. Все мы иногда совершаем импульсивные покупки. Договоритесь с ребёнком, заплатит ли он за свою импульсивную покупку сейчас или отдаст вам деньги попозже.

3. Поговорите о сбережениях на чёрный день. Объясните ребёнку, что в жизни бывают ситуации, когда могут срочно понадобиться деньги. На такой случай нужно откладывать резерв. Предложите ему самостоятельно придумать несколько таких ситуаций, которые могут произойти в его жизни.

Тратить деньги с умом

1. Объясните разницу между рекламой и обзором. Можете сыграть с ребёнком в игру «Отличи рекламную статью от нерекламного обзора, основанного на личном опыте».

2. Научите ребёнка пользоваться наличными деньгами. Люди тратят в два раза больше, если используют кредитную карту вместо наличных.

3. Объясните ребёнку разницу между покупкой на свои деньги и покупкой в кредит. Расскажите, сколько процентов ему придётся заплатить банку и во сколько в итоге обойдётся та же самая вещь. Объясните опасность невыгодных кредитов.

Не только брать, но и отдавать

1. Расскажите ребёнку о неравенстве доходов, о бездомных и малоимущих людях.

2. Приучите ребёнка думать о том, в чём нуждаются другие. Обсудите с ним, какие проблемы есть в нашей и других странах, устройте мозговой штурм, как можно решить эти проблемы.

3. Вместе решите, сколько часов в неделю или месяц ребёнок может потратить на помощь другим.

Читайте также:  Ребенок ходит на носочках. Что делать?

Ранняя юность (14–18 лет)

Это возраст, когда человека нельзя назвать взрослым, но он понимает взрослый мир гораздо лучше и уже считает себя его частью.

Многие дети после школы или даже в старших классах пробуют работать и получают свои первые деньги. Возможно, вам стоит поговорить с ребёнком о том, чтобы откладывать деньги на образование.

Важно дать ребёнку свободу в плане серьёзных решений. Он будет ошибаться, позвольте ему это. Ваша задача — не оградить его от ошибок, а объяснить, как на них учиться.

Отличать потребности от желаний

1. Расскажите о правиле 24 часов. Научите ребёнка перед принятием решения о крупной покупке подождать 24 часа. Это оградит его от спонтанных трат.

2. Обсуждайте причины, по которым он хочет купить что-то дорогое. Спросите, почему он хочет это купить, считает ли он, что дорогие покупки сделают его счастливым.

3. Научите ребёнка расставлять приоритеты. Объясните ему, почему нужно уделять время учёбе, спорту, внеклассным занятиям, даже если приходится жертвовать развлечениями. Умение расставлять приоритеты поможет управлять деньгами в будущем.

Тратить деньги с умом

1. Научите ребёнка планировать бюджет. Вместе составьте бюджет на месяц, а в конце срока проверьте, совпадают ли планы с реальностью.

2. Познакомьте ребёнка с инвестиционными инструментами. Расскажите, куда и почему стоит вкладывать деньги.

3. Расскажите о займах. Ваш ребёнок может впервые столкнуться с желанием занять денег или дать взаймы друзьям. Расскажите, как долги могут разрушать дружбу, когда стоит дать взаймы и как отказать, чтобы сохранить хорошие отношения.

Не только брать, но и отдавать

1. Узнайте, какая область вдохновляет вашего ребёнка, вместе подумайте, что он может сделать для развития и помощи в этой области.

2. Если ребёнок не знает, чем заняться, помогите ему найти увлечение и дальше искать занятия в этой области.

3. Помогите найти баланс. Ваш ребёнок может сильно увлечься решением какой-то проблемы. Помогите ему найти равновесие: что-то он может сделать уже сейчас, а что-то придётся отложить на будущее.

Люди постепенно учатся ценить деньги, никто не рождается с этим чувством. Применяя эти способы, вы поможете ребёнку вырасти в ответственного и успешного взрослого, который осознаёт значение денег, поэтому тратит их с умом и осторожностью.

Вам может быть тяжело начинать, особенно если у вас не было соответствующего воспитания в детстве, но постепенно вы привыкнете и, возможно, сами начнёте относиться к деньгам более разумно.

Чем меньше, тем лучше: 14 причин не покупать детям много игрушек

В нимательные родители следят за количеством игрушек в комнате ребенка. В те времена, когда комнаты наших детей заполнены игрушками буквально до потолка, мыслящие родители стараются сократить количество игрушек, в которые играют дети.

Замечали ли вы, что внимание ребенка и способность играть в игрушки напрямую зависят от их количества? Чтобы ребенок действительно в них играл, и чтобы эти игры приносили ему радость и пользу, родители должны понять, что небольшое количество игрушек для ребенка намного лучше, и именно оно окажет позитивное влияние на его будущее.

1. Дети будут более креативными

Слишком большое количество игрушек тормозит творческое развитие ребенка. Детям нет необходимости изобретать, придумывать, когда рядом с ними находится гора игрушек. В Германии в детских садах был проведен следующий эксперимент: в группах на три месяца убрали все игрушки. Поначалу детям было очень скучно, и они не знали, чем себя занять. Однако спустя некоторое время дети стали больше общаться друг с другом и в буквальном смысле изобретать, используя для своих игр подручные и окружающие их предметы. Супруг одной из моих подруг жил в детстве на Севере. Игрушек не было совсем. Единственное, что было у ребенка в большом количестве, – это спичечные коробки. В течение нескольких лет ребенок играл только в них, создавая модели и придумывая сюжеты. В итоге, он не только успешен в своей профессиональной жизни, он также пишет красивую музыку и планирует выпустить свой альбом.

2. Дети развивают способность концентрации внимания

Для того, чтобы сохранить внимание, в зоне видимости ребенка должно быть не более пяти предметов. Окружая себя большим количеством ярких, разнообразных игрушек, внимание рассеивается и, более того, ребенок не учится его концентрировать, что очень важно для его будущей жизни. Обладая большим количеством игрушек, дети перестают их ценить. Причем каждая новая игрушка ценна для ребенка все меньше и меньше, и, поиграв в нее день-два, ребенок начинает просить новую, чтобы снова испытать радость от владения новой вещью. Производители игрушек подпитывают в детях это желание, формируя из них потребителей. Только родители могут повлиять на этот процесс, осознав важность игрушек и их количества для будущего ребенка.

3. Развиваются социальные навыки ребенка

Дети с меньшим количеством игрушек способны гораздо лучше налаживать связи с другими детьми и взрослыми. В первую очередь потому, что они учатся реальному общению. Исследования показали, что дети, способные создавать дружеские отношения в детстве, становятся гораздо более успешными в своей взрослой жизни.

4. Дети становятся более заботливыми к тем вещам, которые они используют

Ребенок, у которого большое количество игрушек, перестает их ценить. Он уверен, что, если сломается одна, на смену придет новая. В этом есть значимый воспитательный характер игрушки, формирующий отношение к миру. Ребенка обязательно нужно учить бережному отношению к своим игрушкам и вещам, чтобы, повзрослев, он не перенес это потребительское отношение на реальные человеческие отношения.

5. В детях развивается любовь к чтению, письму и искусству

Известны случаи, когда в семьях не было ни игрушек, ни телевизоров. В таких семьях вырастали читающие и творческие личности. Меньшее количество игрушек заставляет детей искать другие интересные для себя занятия. Очень часто ими становятся книги и творчество. Дети, любящие книги, вырастают эрудированными и с богатым воображением. Искусство приобщает детей к миру прекрасного, к миру настоящих эмоций и чувств, делая их более уравновешенными и созидательными.

6. Дети становятся более изобретательными

Изобретательность, способность быть находчивым развиваются в том случае, если у ребенка нет готовых ответов на те вопросы, которые встают перед ним. Редкая игрушка на сегодняшний день удовлетворяет данным требованиям. Механические игрушки не способствуют развитию творческого мышления. Возможность развить в ребенке потенциал исследователя – всецело в руках родителей.

7. Дети меньше спорят и больше договариваются

Это может показаться нелогичным. Ведь для многих родителей очевидно, что чем больше у детей игрушек, тем меньше они спорят и ругаются со своими братьями и сестрами. Однако зачастую это не так. Каждая новая игрушка способствует обособлению ребенка от братьев и сестер, созданию своей «территории». Большее количество игрушек вызывает больше споров, в то время как меньшее количество игрушек способствует тому, что дети учатся договариваться между собой, делиться и играть вместе.

8. Дети учатся быть настойчивыми

Когда у ребенка под рукой большое количество игрушек, он сдается гораздо быстрее. Если игрушка вызывает какую-либо сложность, он откажется от нее в пользу другой, более простой игрушки, которая лежит рядом с ним. Или же в подобных ситуациях дети чаще обращаются к родителям за помощью вместо того, чтобы самому дойти до решения. Когда игрушек мало, ребенок будет стараться разобраться с игрушкой сам, тем самым он будет учиться настойчивости, терпению и навыкам доводить дело до конца самостоятельно.

9. Дети становятся менее эгоистичными

Дети, получающие все по первому требованию, верят, что они могут получить все, что захотят. Такое мышление очень быстро приводит к нездоровому образу жизни.

10. Дети становятся более здоровыми

Потребление в вещах зачастую переходит в неконтролируемое потребление пищи, тем самым развивая привычку питаться неправильно. Сдержанность же в игрушках воспитывает сдержанность ребенка и в других сферах его жизни. Кроме того, дети, не имеющие комнаты, заваленной игрушками, чаще предпочитают играть на свежем воздухе, с большим удовольствием вовлекаясь в активные игры на природе.

11. Дети учатся находить удовлетворение за пределами магазина игрушек

Истинная радость и удовлетворенность никогда не будут найдены на прилавках магазина игрушек. Дети, которые выросли в семье с мыслью о том, что любые желания и удовольствия могут быть куплены за деньги, превратятся во взрослых, которые не смогут найти удовлетворения от жизни. Наоборот, дети должны вырасти с убеждением, что истинное удовольствие и радость находятся во взаимоотношениях с людьми, в том, что представляет вечную ценность, – дружба, любовь, семья.

12. Дети будут жить в более чистом и аккуратном доме

Родителям известно, что игрушки никогда не живут только лишь в комнате ребенка, они заполоняют собой всю квартиру. Логично предположить, что меньшее количество игрушек будет способствовать тому, что в доме будет порядок и чистота.

13. У ребенка не будет «бесполезных» игрушек

Игрушки нужны не только для того, чтобы в них играть. Психологи утверждают, что игрушка обладает особой ролью в формировании личности будущего ребенка. Она помогает ему понять мир, в котором он живет, сформировать мнение о себе и окружающих его людях. Игрушка способна сформировать или существенно повлиять на ценности ребенка и таким образом определить в некоторой степени его будущее. Поэтому мудрые родители обращают внимание на то, в какие игрушки играют их дети, тщательно выбирают игрушку, находясь в детском магазине, обращая внимание на возраст, внешний вид, материалы, практическую и интеллектуальную ценность игрушки. Будем честны: далеко не все игрушки обладают такой ценностью. Но чем реже родители покупают игрушки, тем больше внимания уделяют этому аспекту.

14. Ребенок вновь научится радоваться подаркам

«Что подарить ребенку, у которого все есть?» – один из самых распространенных вопросов на родительских форумах. Действительно, большинство детей уже просто нечем удивить. Они больше не радуются подаркам так, как это было в нашем детстве и детстве наших мам и бабушек, когда игрушки дарили только по праздникам. Если вы покупаете игрушки так же, как хлеб и молоко, – это перестает быть событием. И игра в такую игрушку перестает быть событием тоже. Покупая меньше игрушек, вы вернете ребенку возможность радоваться подаркам по-настоящему.

«Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире». Масару Ибука, книга «После трех уже поздно».

Я не против игрушек. Но я за те возможности, которые жизнь предоставляет ребенку, – быть творческим, изобретательным, находчивым, целеустремленным и настойчивым. Только такие дети вырастают во взрослых, способных менять жизнь к лучшему. Поэтому зайдите сегодня в комнату ребенка и незаметно для него уберите большую часть игрушек. Уверяю вас, вы не пожалеете об этом.

Если у вашего ребенка много игрушек, воспользуйтесь этим простым советом психологов: обратите внимание на те игрушки, в которые ребенок играет прямо сейчас. Эти игрушки оставьте в поле зрения чада. Остальные спрячьте. Время от времени, видя, что ребенок теряет интерес к тем игрушкам, в которые он играет, убирайте надоевшие игрушки и предлагайте ему другие из «тайника». Так вы отсеете то, что ребенку совсем не нужно, что было куплено напрасно и только занимает место в детской. От этих игрушек можно избавиться, например, отнеся их в детский садик.

Об авторе: Гульназ Сагитдинова – международный сертифицированный тренер по ментальной арифметике, основатель Центра интеллектуального развития QuantUM, мама чемпионки по шахматам. Познакомиться с автором ближе можно на ее странице в Facebook.

Ссылка на основную публикацию