Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей лечение отзывы, симптомы

Синдром дефицита внимания

Комментарии пользователей

Кто-то в 9 начинает взрослеть, а кто-то в 26 выглядит как в 14. Тут особенности организма, наследственность,… Волосы под мышками, в паху появились? Хоть немного? Если да, это уже нормально, на лице может быть позже.

С дефицитом внимания всё сложней. Тут контроль-контроль-контроль. То что сам расстраивается из-за незакончиности дел, это огромный плюс ему.

Пишем — прям список дел, по возможности чтоб жил в режиме, с 15-17 уроки например, с 17:30-18:00 уборка комнаты — да же если не нужно пусть всё равно пыль протрет и полы помоет, это так скажем «отработка мышечной памяти» — выработка автоматизма. Если у ребенка есть телефон, прям список дел в нём, попросить учителей по возможности, чтоб домашнее задание в нем писали, будильник на каждое задание ставили. Первые полгода будет очень тяжело, т.к. это глобальный контроль, но потом будет чуть легче, т.к. придется вылавливать в коридоре и напоминать что сейчас время принятия ванны, или чтение книги,… Да это всё время пищащий телефон, но это поможет ребенку переключать внимание с отвлеченности. Всё время плешь проедать, начал дело — закончи, отвлекся, и прям горит желание на новые подвиги, мягко просим закончить что начал, и потом разрешать делать что-то другое, взял что-то на полочке, верни именно туда же,… Ребенку с этим синдром жить всё жизнь — его надо научить как с ним справляться, иначе работу начнет менять «как перчатки», а дальше больше, а вашей стране без рекомендаций от предыдущего работодателя тяжко, даже особенным людям.

Даниэль Амен Великолепный мозг в любом возрасте. Часть 6 — почитайте и вы поймете лучше и ребенка и как ему помочь.

Теперь вам нужно узнавать какие способы помощи есть в вашей стране. Диагноз диагнозом, но способы помощи зависят от страны. У нас в России например не разрешены препараты, которыми это лечат в сша и Азии. А там хороший эффект. Плюс школьное образование. В одних странах это поблажки и скидки, сопровождение в учёбе, другая программа, где то нет этого.
Вам лучше про способы реабилитации на местных форумах узнавать. А так — в России форум огромный- наши не внимательные и гиперактивные дети — там много информации и огромный форум.
У меня старший с дефицитом внимания( почти 17 лет), но плюс органическое поражение мозга, что привело уже к психическим расстройствам в пубертате.

если помимо психологических еще и физически проблемы, с ростом и тд, думаю у генетика нужно ответы поискать

Спасибо большое. А почему именно генетика? Не расскажете поподробнее на что именно нужно обратить внимание

ну фенотипические признаки говорят обычно о генетике, подробнее не подскажу, я медик но не генетик

Думаю стоит пройти нескольких врачей, послушать разные точки зрения прежде, чем устанавливать и лечить такой «диагноз». + полный анализ крови. Забывать ребёнок может и из-за проблем со свертываемостью, густотой и тд.

Мне кажется как то поздно вы спохвотились. Ребенок уже не ребенок .13 лет подросток. Вам надо к психиатору. Медикоментозку подключить

У моего СДВГ, но ему только 7 лет, тоже рассеянный, учится в подготовительном классе, там пока ничего сложного, но тоже отвлекается, устает, гиперактивность мешает и так в жизни тоже мешает это, но с каждым годом все меньше, ходим к психологу, дефектологу, курсами лечились у психиатра с 3,5 лет, год на протоколе Немечика, но сейчас частично сошли с него, хорошие результаты дал. Не взрослеет ни лицом ни ростом это как? Вообще не растет? СДВГ это органика хотьи минимальная, прсото другие ваши проблем могут быть сопутствующими диагнозами, либо же наоборот от этим проблем вторичен СДВ. А как с детьми а коллективе етсь пробелмы вне учебы, поведением отличается от других? Какой образ жизни ведет, чем помимо школы занимается, какие интересы?

Ну смотрите, он ооочень умный, то есть не какой то там хулиган. Если ему интересно что то он может сидеть часами, наплевав на все что ему нужно делать. Он интересуется историей, поэтому часами сидит читает статьи, видео на эту тему, безвылазно, помнит все на эту тему, говорить об истории может также часами. НО, если ему не интересно например, он неможет сесть и сделать, например какое то сочинение в школе. Аж до слез у него фрустрация доходит, ему пишут замечания, его ругают родители (это сын мужа), но он тупо не делает. Или он может сидеть есть, забыть что он ест, встать начать ходить кругами, пока его кто то не спросит что он делает. Или его попросишь ‘сделай то то и то’, он как будто тут же забывает что ему сказали и просто делает всё наоборот. Он очень добрый и погладисьый, и искренне расстраивается что забывает все, просит помочь, напомнить ему. Или собирается в школу опаздывает, потом забудет что он опаздывает сядет, и будет другими делами заниматься, ну как двухлетний ребенок. Такие странные вещи, и все в том числе брат с сестрой говорят что то с ним не то. Учитель его может попроситть сделать что то, он забудет, а для них выглядит будто он специально такой наглый,. Школа тоже просит о рьоате с психологом и каких то советах. Не взрослеет, это я про то что он от светстников отстаёт в плане роста и как бы возмужания. Выглядит лет на 11, и по рентгену ему 11. Хотя ему 13. Про сверстников сложно сказать. Те с кем он дружит, он знает их с садика (садик при школе), но абсолютно никого нового нетзаводит, избегает контактов извне.

Диагноз СДВГ – Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей – Единая тема

Мамы деток с СДВГ и просто интересующиеся, давайте объединяться в единой теме!
Как только сами столкнулись, выяснили, что очень мало толковой информации, а еще меньше понимания вокруг;))
Давайте найдем друг друга и будем делиться опытом.

Книги, врачи, лечение, подход и прочее, прочее – всё сюда..

Надеюсь, сможем быть друг другу полезными.

  • Благодарочка 2

  • Благодарочка 2

1. Обращение на это внимание ему не поможет – это несознательные движения. Только переключение внимание – то есть руку взять оттуда и занять чем-то другим.
2. Это классика. СДВГ всё слышат – хоть и кажется, что вообще они не здесь – но не реагируют, – вот в этом и суть. Проблемы с управлением своими реакциями, выражением. Этим же СДВГ-шки отличаются от аутистов – аутисты не воспринимают, а СДВГ-шки не воспроизводят.

Я начала с того, что не произносила вопрос, пока не словлю его взгляд. То есть вплоть до того, что – Посмотри мне в глаза, где мамины глазки – и так пока не словлю его взгляд, не спрошу хочет ли он есть.

  • Благодарочка 2

о, коллеги
у нас была адская желтуха во всех ее проявлениях
п.с. но имхо, сдвг не всегда вытекает из желтухи

но в целом интерсно составить опрос.
ДЕВУШКИ, а как у Вас у ребяток – была желтуха и насоклько сильная в сових проявлениях?

  • Благодарочка 1

  • Благодарочка 1

  • Благодарочка 2

  • Благодарочка 2

  • Благодарочка 1

  • Благодарочка 1

Девочки, не смогла не принести сюда. Не поленитесь прочитать и хоть одну игру/действие для себя запомнить. Очень простые

Инструкция для родителей

Витамины и лечебные препараты, прописанные доктором, — это хорошо. Но они лишь готовят «почву» для того, чтобы мы помогли малышу освоить те умения, которых ему так не хватает. Это можно сделать в самой доступной и легкой для ребенка форме — игровой. Именно так и сами родители должны воспринимать занятия. Не волнуйтесь, если поначалу вам покажется, будто ничего не выходит. Проблема дефицита внимания появляется не за один день. Значит, ее решение тоже требует времени. Если вы начнете прямо сейчас, к осени – а значит, к школе — вы сможете добиться заметных результатов.
Итак, что нужно для того, чтобы ребенок успешно общался со сверстниками и взрослыми, а также имел возможность получать нужные знания?

Развить внимание, помочь ему научиться по своему желанию удерживать его на нужном объекте и переключать по мере необходимости.
Улучшить самоконтроль — держать себя в руках, самому решать, когда можно действовать, а когда стоит подождать.
Научиться расслаблению, чтобы справляться с потребностью в постоянном движении и отдыхать.
Научиться планировать свои действия и следить за их выполнением.
Что? Где? Когда?

Как раз на эти вопросы и отвечает наше внимание. Это функция психики, которая действует следующим образом:
– «ловит» в окружающем мире тот объект, который в данный момент для нас наиболее важен (произвольная избирательность внимания);
– направляет всю работу нервной системы именно на него (концентрация);
– одновременно с этим анализирует другие сигналы от окружающего мира, чтобы не пропустить остальную важную информацию (распределение).
Иными словами, внимание — это следопыт, который ведет нас к цели по нужной тропинке в лесу информации, не позволяя сбиваться с пути. У ребенка с СДВ внимание напоминает веселого щенка, который скачет то здесь, то там, от одной игрушки к другой. Что ж, будем «дрессировать»! В этом нам помогут такие игры:

«Корректор»
Кто такой корректор? Это очень важный человек в издательстве! Именно он следит за тем, чтобы в любимых книжках и журналах не было ошибок и опечаток. Предложите ребенку поиграть в корректора. Дайте ему страницу распечатанного текста (размер шрифта — не менее 12) и яркий фломастер. Договоритесь, какая буква будет считаться неправильной. Пусть для начала это будет, например, «О». Задача корректора – найти и зарисовать все-все «ошибки». Затем главный редактор, то есть мама, проверит его работу. Очень важно похвалить и наградить старания корректора, при этом обращая внимание на количество правильно зачернутых букв (то есть говорим «Ты молодец, сегодня 5 из 10 правильно!» вместо «Ай-яй-яй, ты сделал половину неправильно!»). Постепенно добавляйте количество «ошибочных» букв, чтобы ребенок искал не только «О», но и «М», затем – еще и «Ц» и т. д.

«Пиратский клад»
Все дети обожают подарки. Но найти игрушку или угощение гораздо интереснее, чем просто получить! Итак, мама или папа берут «сюрприз» и прячут его в комнате на поверхности, но так, чтобы его нельзя было сразу заметить. Например, за стеклянной дверцей буфета, в тени от вазы с цветами и т. д. (но не в шкафчик или под кровать). Задача малыша — отыскать «клад» только взглядом. Для начала берите «клад» покрупнее, и постепенно уменьшайте его размер.

«Непослушный леденец»
Для этой игры понадобится взрослый (мама, папа, бабушка, дедушка…) и конфета на палочке. Возьмите конфету зубами за палочку, так, чтобы сладкая часть торчала наружу. Посадите ребенка на колени лицом к себе. Его задача — слизать леденец. Ваша — сделать этот леденец непослушным, то есть вертеть своей головой. Это не только «вкусная», но и очень смешная игра!

Бонус. Помимо этих «специальных» игр развитию внимания способствуют настольные игры, особенно собирание головоломок и конструкторов. Все дети в 5-6 лет любят помогать маме — воспользуйтесь этим! Предложите ребенку перебрать гречневую или рисовую крупу, разложить по кучкам мелкие пуговицы. Эти занятия также развивают мелкую моторику, которая гиперактивным деткам дается несколько сложнее.

Есть старый анекдот: «Мальчик, как тебя зовут? – Вова Перестань!». Именно эту проблему гиперактивных малышей хорошо описал один из героев всем известной книги Корнея Чуковского «От двух до пяти»: «Драка так и лезет из меня!». И не только драка — также беготня, прыганье, топанье и хлопанье, обгрызание карандашей и многое другое… Кажется, что энергии одного такого ребенка хватило бы на пятерых «стандартных». Правда, управлять ею очень и очень сложно — вот и получается, что во время спокойных занятий малыш и рад бы перестать ерзать попой на стуле, да не может – сразу нога топать начинает… Чтобы ваш ребенок не превратился в анекдотического Вову, поможем ему развить контроль своей подвижности и опять-таки — потренировать внимание. И все это играючи!

  • Благодарочка 5

«Море волнуется»
Все мы с детства знаем эту чудесную игру. Ее преимущество для наших занятий в том, что она дает возможность малышу не только развивать силу воли и произвольно задерживать свои движения, но и «сбросить» напряжение в промежутке, двигаясь как угодно. Для тех, кто забыл, напоминаем правила. Ведущий медленно произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…» — в это время дети могут делать все что угодно. Затем следует быстрая команда: «Морская фигура, замри!». Игроки должны замереть в какой-то позе. Кто не успел — получает штрафной «балл».

«Великаны-карлики»
Для этой игры нам понадобится небольшая компания — три-четыре человека. Объясните игрокам, что вы пришли в волшебный лес на поиски сокровищ. Здесь искателей приключений подстерегают разные опасности и испытания — то в нору протискиваться нужно, то через огромный овраг перешагивать. Но вы тоже не промах, а самые что ни на есть волшебники — умеете расти и уменьшаться по мановению волшебной палочки (ее роль может выполнять все, что угодно). Встаньте в круг и по команде ведущего «Мы идем, идем, идем…» топайте ногами, бегите на месте, подпрыгивайте. Затем ведущий неожиданно произносит: «Карлики!» — и все должны быстро присесть на корточки. Если ведущий командует «Великаны» — мы, наоборот, потягиваться вверх и встать на носочки. Кто лучше всех справится с заданием и ни разу не ошибется, и будет тем счастливчиком, который найдет клад.

«Тише, мыши!»
Гиперактивные детки часто с трудом регулируют свою речь: говорят очень быстро и громко. Следующая игра поможет научиться контролировать свою речь. Договоритесь с ребенком, что в течение следующего часа к вам в гости могут заглянуть волшебные мышки-невидимки — конечно же, с подарком. Но эти мышки очень боятся резких звуков и шума. Заранее припрячьте приятный сюрприз (баночку йогурта,мелкую игрушку). Предупредите ребенка: «Кажется, скоро к нам заглянет мышка! По моему сигналу нужно разговаривать очень тихо и медленно, чтобы не спугнуть ее!». Займитесь своими делами, но периодически делайте заговорщический вид, прижимайте палец к губам и шепчите: «Тише, мыши!». Если сын или дочурка будут внимательны к пожеланию мышки, она, конечно же, оставит им подарок.

Бонус. Замечательный эффект для развития самоконтроля дает посещение малышом спортивной секции. Выбирайте такие занятия, которые сочетают в себе необходимость концентрации и возможность «выпустить пар». Отличные варианты — плавание, айкидо, тайквондо, капоэйра.

Гиперактивный ребенок похож на натянутую струну — малейшего стимула достаточно для того, чтобы он «разошелся» во всю. Он может сильно уставать и морально, и физически от своей сверхподвижности, но не всегда в состоянии сам себя «притормозить». Давайте научим его простым методикам расслабления. Конечно, игровым.

Теплый дождик
Посадите или уложите малыша. Напомните, как приятно в летнюю жару попасть под ласковый дождик. Сейчас мама будет как раз этим дождиком — очень нежно «побарабаньте» подушечками пальцев сначала по макушке, потом — по всей голове, по лбу и щечкам. Затем «дождик» помоет плечи, ручки и спинку, попку, и наконец – ножки. Приговаривайте ласково: «Теплый дождик умывает, очень скоро перестанет! Будет солнышко светить, будет Ванечку сушить». Постепенно предлагайте малышу самому побыть для себя дождиком.

Насос и мячик
Предложите ребенку такую забаву: пусть он будет «мячиком», а мама его «накачает» воздухом. Сначала мячик сдутый, совсем как тряпочка (руки-ноги расслаблены, голова опущена, спина согнута). Постепенно насос добавляет и добавляет воздуха (сделайте вид, будто работаете поршнем), а мячик раздувается, раздувается! В это время малыш выпрямляется, растопыривает руки и ноги, надувает щеки и живот. Ой-ой-ой, кажется, сейчас лопнет! Нужно быстро сдуть его! «Выдерните» шланг, и мячик быстро сдуется и даже упадет на ковер…

Читайте также:  Что делать, если ребенок сильно кашляет? Чем лечить, народные средства

Бонус. Нервная система гиперактивного малыша подвергается гораздо большей нагрузке, чем обычно. Очень важно, чтобы у нее была возможность полноценно восстанавливаться. Несложные, но важные условия:
– за 2 часа до сна только спокойные игры и занятия. Вместо телевизора – сказка из маминых-папиных уст;
– хорошо проветренная детская;
– пробуждение — не по будильнику или вскрику: «Ой, мы опаздываем. ». Гораздо лучше – несколько минут гладить ребенка по спинке, нежно помассировать ушки, помочь сделать «потягушки» и только тогда поднять с постели.

Следующий навык, которую мы поможем развить малышу — это планирование и контроль своих дел. Проблема детей с СДВ в том, что им сложно выполнять какие-то действия, требующие нескольких «шагов» — они перескакивают с одного дела на другое. Что можно предпринять? Играть!

  • Благодарочка 7

«Комикс»
В основу этой забавы мы возьмем сюжет любимой истории или сказки ребенка. Например, про Красную Шапочку. Нарисуйте 5-6 картинок, которые соответствуют основным моментам истории (прощание с мамой; прогулка по лесу; встреча с Волком; вместе с бабушкой в животе у Волка; Красная Шапочка и бабушка благодарят охотника). Предложите малышу расположить эти картинки по порядку и рассказать историю, которая плучается в результате. Постепенно усложняйте задание, создавая комикс не на основе хорошо знакомых сказок, а повседневных занятий, например – одевания.

«Шпаргалка»
Выберите два-три задания для ребенка, которые он обязательно должен сделать в течение дня. Например, позвонить бабушке и нарисовать картинку для детского сада. Выделите в квартире место для «Доски объявлений» (например, на холодильнике). Прикрепите на нее бумажку с образным напоминанием того, что нужно сделать — в нашем случае это изображение телефона и кисточки для рисования. Когда малыш выполнит задание, он должен обвести фломастером свою «шпаргалку».

«На раз-два-три!»
Гиперактивным детям часто приходится по десять раз напоминать: «Погаси свет в ванной», «Причешись» и т.д. Чтобы привить автоматические навыки и закрепить их, несколько раз проделайте вместе с ребенком нужное действие, сопровождая запоминающейся считалкой. Например: «Раз — из ванной выхожу. Два — на стенке кнопку нахожу. Три — выключатель нажимаю, лампу в ванной выключаю!». Пусть ваши стихи будут несколько «корявенькими» — главное, чтобы они легко запоминались и сопровождались позитивными эмоциями.

Бонус. Умение планировать собственные действия очень важно не только для выполнения учебных задач, но и для…безопасности ребенка. Гиперактивным детям часто свойственно повышенное желание рисковать, потому что им не всегда легко предвидеть последствия своих действий. И корни этой проблемы…в семье. Если сегодня мы ложимся в 9, а завтра — в 12 ночи; если кушаем то в кухне, то за компьютером, а то и вовсе на бегу; если дома не просто «художественный», а жуткий беспорядок — тем сложнее ребенку формировать самоконтроль («если я сделаю это, последствия будут такими»). Ведь он привык, что в этом мире все очень непредсказуемо! Предсказуемость отыщется в родительском примере…

Как видите, все перечисленые игры не предполагают больших затрат времени, финансов и усилий. А вот чувство юмора и желание заняться не только полезным, но и приятным делом – наши главные помощники в преодолении гиперактивности!

Охотник в мире собирателей

Не стоит рассматривать гиперактивность только как недостаток. Дети и взрослые с СДВ и СДВГ имеют некоторые преимущества перед размеренными и последовательными ровесниками. Согласно одной из современных теорий, люди с гиперактивностью ведут себя так, как подобает «охотнику» — в противовес медлительным и упорным «собирателям». Они быстро принимают решение, готовы моментально отреагировать на изменение ситуации, способны идти «по горячим следам» какого-то события, легко генерируют нестандартные идеи и сразу воплощают их в жизнь. Так что не боритесь со своим ребенком, а помогайте развивать и сильные, и слабые стороны!

Анна Рымаренко,
психолог центра «Азбука для родителей»

Как распознать СДВГ у ребёнка и помочь ему

Это расстройство часто путают с обычной невоспитанностью. Тем не менее, речь идёт о серьёзном диагнозе.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) ) — это неврологическое расстройство поведения, которое сам заболевший контролировать не может (это важно). Оно имеет три ключевых проявления. Или, в некоторых случаях, их совокупность:

  • Невнимательность. Ребёнку сложно сконцентрироваться на задаче. Ему не хватает настойчивости, чтобы продолжать начатое дольше пары минут. И эти проблемы не связаны с тем, что он «не слушается» или не понимает вопрос.
  • Гиперактивность. Ребёнок не может усидеть на месте, в том числе в тех ситуациях, где требуются спокойствие и тишина. Он подскакивает, вертится, стучит ногой, задаёт миллион вопросов, чешется, хихикает или просто очевидно нервничает.
  • Импульсивность. Это означает, что дети делают то, что им хочется, моментально, не задумываясь о последствиях. Например, другой ребёнок берёт их машинку в песочнице — бьют обидчика. Надо к карусели — бегут к ней, расталкивая плечами остальных. Интересно, с чем связан внешний вид окружающих — прямо и громко спрашивают: «А почему эта старая тётя такая толстая?»

Чаще всего СДВГ связывают только с гиперактивностью. Но это ошибка. Ребёнок может быть сдержанным и уравновешенным флегматиком. Просто крайне невнимательным.

Для постановки диагноза врачу достаточно, чтобы наблюдалось одно‑два из обозначенных выше проявлений заболевания. В этом случае СДВГ подразделяют на типы: преимущественно невнимательный и преимущественно гиперактивно‑импульсивный. Но у большинства детей все три проблемы присутствуют в комплексе — такой тип СДВГ называют комбинированным.

Как распознать СДВГ

Если вам кажется, что почти все дети время от времени демонстрируют подобное поведение, вам не кажется. Почти каждый человек в какой‑то момент своей жизни может вести себя как страдающий СДВГ. Именно поэтому существует мнение, будто этого расстройства не существует ADHD and the Rise in Stimulant Use Among Children — мол, это выдумки, призванные скрыть плохое воспитание или, положим, низкий уровень интеллекта.

Но несмотря на спорность, СДВГ — вполне официальный медицинский диагноз. Международный классификатор болезней МКБ‑11 6A05 Attention deficit hyperactivity disorder относит его к нейроонтогенетическим расстройствам — заболеваниям, при которых психика сбоит и выдаёт патологическую реакцию на поступающую извне сенсорную информацию.

И существуют вполне чёткие диагностические критерии, которые помогают распознать СДВГ.

1. Возраст

Симптомы СДВГ чаще всего впервые проявляются в возрасте 3–6 лет, но большинство Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) случаев диагностируются между 6 и 12 годами.

Если вы подозреваете СДВГ у подростка, но при этом не уверены, были ли у него те же проблемы в дошкольном возрасте, скорее всего, речь идёт о каком‑то другом расстройстве. Или просто проблемах с поведением, не имеющих неврологической подоплёки.

2. Симптомы, которые длятся как минимум 6 месяцев

Для постановки диагноза требуется длительное — не менее полугода Slideshow ADHD in Children — наблюдение за поведением ребёнка. Причём не только в семье или привычной обстановке, но и в детском саду или школе.

Врач — педиатр, невролог, психолог, психиатр — должен подробно побеседовать с родителями и самим ребёнком. А также в идеале опросить других работающих с ним людей — воспитателей или учителей. Только это позволяет сложить цельную картинку.

3. Симптомы, которые повторяются и дома, и в детском саду или школе

При СДВГ ребёнок не может контролировать своё поведение. Поэтому симптоматика будет одинаковой — что в привычной среде, что в садике или школе.

Если ваш ребёнок, кажется, не может и секунды усидеть спокойно, разносит дом и изматывает вас бесконечными вопросами, но при этом в детском саду ведёт себя нормально, речь не о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

4. Симптомы, которые снижают качество жизни

О диагнозе можно говорить, если вы каждый день замечаете как минимум несколько из перечисленных ниже симптомов Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) .

При СДВГ по невнимательному типу ребёнок:

  • Не способен долго (хотя бы 5 минут) удерживать внимание на чём‑то одном.
  • Легко отвлекается, моментально забывая, чем занимался только что.
  • Регулярно допускает элементарные ошибки: в примере «1 + 2» может забыть, что первой цифрой была единица, и вывести ответ 4. Или при чтении перескочить через строчку и даже не заметить этого.
  • Часто, отвлёкшись, не может выполнить простое задание, с которым легко справляются остальные дети.
  • Регулярно не слышит обращённую к нему речь родителя, воспитателя или учителя, потому что мыслями витает где‑то далеко.
  • Не может поддерживать порядок в вещах, даже когда на этом специально акцентируют его внимание.
  • Без конца теряет вещи — варежки, карандаши, книги, кошельки, ключи.
  • Собираясь куда‑то, всё время «копается» — не может быстро сложить необходимые принадлежности, даже если их совсем мало.

При СДВГ по гиперактивно‑импульсивному типу ребёнок:

  • Не может усидеть на месте дольше нескольких минут. В буквальном смысле: ёрзает, извивается, крутит кистями и стучит ногами.
  • Часто забывается и подскакивает с места в тех ситуациях, когда этого делать нельзя, например на уроке.
  • Проявляет бесцельную двигательную активность: прыгает, машет руками, куда‑то лезет или бежит.
  • Не умеет тихо и вдумчиво играть, например самостоятельно собирать конструктор.
  • Не умеет ждать своей очереди. Так, на вопрос учителя может отвечать, перебивая одноклассника, которому этот вопрос был адресован.
  • Бывает очень болтливым и зачастую совершенно бестактным.
  • Кажется, лишён чувства опасности, что может угрожать его жизни.

При комбинированном СДВГ симптомы могут сочетаться. И при любом типе они очевидно мешают ребёнку. Например, из‑за непоседливости или отсутствия концентрации он не может усвоить урок или выполнить задание. А из‑за бестактности или медлительности вызывает раздражение у окружающих.

Чем опасен СДВГ

Невнимательность, гиперактивность и импульсивность могут сохраняться и во взрослом возрасте. Это зачастую приводит к серьёзным психосоциальным проблемам Adult ADHD :

  • плохой успеваемости и, как следствие, невозможности получить хорошее образование;
  • отсутствию друзей и поддержки;
  • насмешкам и связанным с ними психическим травмам;
  • низкой самооценке;
  • неспособности строить и соблюдать планы;
  • необязательности, что плохо влияет на карьеру и отношения внутри коллектива;
  • частым перепадам настроения;
  • горячности, склонности совершать необдуманные поступки;
  • постоянно высокому уровню стресса, что может привести к развитию других психических нарушений — например, тревожного расстройства или депрессии;
  • невозможности построить долговременные отношения, в том числе и семейные;
  • злоупотреблению алкоголем и наркотиками;
  • проблемам с выплатой долгов и законом.

Вывод: если диагноз СДВГ поставлен, заболевание необходимо корректировать.

Как лечить СДВГ

Для начала хорошие новости.

От 30 до 70% детей Slideshow ADHD is Adults , у которых был диагностирован синдром, с возрастом его «перерастают».

У других же детей расстройство остаётся на всю жизнь. Вылечить его полностью не всегда представляется возможным Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) . Однако существуют достаточно эффективные методы коррекции, которые позволяют уменьшить симптомы.

1. Психотерапия

В частности, речь идёт о поведенческой терапии. Квалифицированный психотерапевт поможет ребёнку справляться с эмоциями и разочарованиями, в игровой форме обучит социальным навыкам, например, дожидаться своей очереди и делиться, не даст просесть самооценке.

2. Работа в семье

Взаимоотношения в семье — ключевая часть успешной коррекции. Родителям крайне важно сделать всё, чтобы не повышать и без того высокий уровень стресса у ребёнка.

Не ругайте его за невнимательность, медлительность или непоседливость: при СДВГ дети объективно не в состоянии с этим справиться. Ваша задача — быть поддержкой, демонстрировать ребёнку, что его любят несмотря ни на что. Возможно, вам тоже потребуется психотерапия, которая научит контролировать собственные эмоции и подскажет, где черпать психологический ресурс, необходимый для общения.

Вот что могут сделать Slideshow ADHD in Children мама и папа:

  • Организовать домашнюю жизнь ребёнка. Старайтесь соблюдать жёсткий режим дня с чётко обозначенным временем подъёма, завтрака, сборов в сад или школу, купания, отхода ко сну. Также стоит составить расписание, которое будет напоминать ребёнку, что он должен делать в течение дня. Не забудьте разместить лист с расписанием где‑нибудь на видном месте — например, закрепить магнитом на дверце холодильника.
  • Скорректировать рацион. Исследования по поводу диет дали неоднозначные результаты. Но всё-таки есть основания предполагать, что некоторые продукты могут помочь мозгу справиться с расстройством. Добавьте в ежедневный рацион пищу с высоким содержанием белка — мясо, яйца, бобы, орехи. Постарайтесь заменить быстрые углеводы типа конфет и пирожных медленными — фруктами, цельнозерновым хлебом. Важный нюанс: перед сменой диеты стоит проконсультироваться на эту тему с наблюдающим ребёнка педиатром.
  • Ограничить время на просмотр телевизора и игры с гаджетами. Не более 2 часов в день!
  • Быть последовательными в своих действиях. Дети с СДВГ нуждаются в чётких и предсказуемых правилах, которые надо соблюдать.

3. Медикаментозная терапия

Наиболее часто в коррекции СДВГ применяются ноотропы (вещества, улучшающие работу мозга) и психостимуляторы (помогают контролировать поведение). Какой именно препарат нужен в вашем случае, может решать только врач.

Надо быть готовыми к тому, что выбранное лекарство может оказаться неэффективным, и тогда потребуется смена препарата.

Кроме того, необходимо сообщать медику о любых возникающих побочных эффектах, включая ухудшение аппетита или проблемы со сном. Это тоже показание для поиска другого лекарства.

Откуда берётся СДВГ

Точная причина развития расстройства не установлена. Но известно, что переизбыток сахара или чрезмерный просмотр телевизора не вызывают синдром дефицита внимания и гиперактивности. Несбалансированный рацион или увлечённость гаджетами могут усложнить коррекцию СДВГ. Но они не способны спровоцировать его развитие.

Учёным удалось выделить лишь ряд факторов ADHD Causes , которые, похоже, играют роль в возникновении СДВГ.

1. Наследственность

Синдром распространяется в семьях, что позволяет связать его с генетикой. Установлено, что если у одного из родителей был СДВГ, ребёнок унаследует расстройство с вероятностью 50%. Если в семье уже есть старший брат или сестра с синдромом, риски младшего составляют 30%.

2. Преждевременные роды

Часто СДВГ диагностируют у детей, родившихся недоношенными или с низкой массой тела (менее 2 500 г).

3. Вредные привычки матери во время беременности

Риск СДВГ у ребёнка увеличивается, если мать, вынашивая плод, курила, употребляла алкоголь или наркотические вещества.

4. Повреждения лобной доли мозга

Например, при падениях. Лобная доля отвечает за контроль эмоций и поведения.

5. Воздействие токсинов в младенчестве

Речь о свинце или пестицидах. Вызванное ими отравление также способно спровоцировать развитие СДВГ.

СДВГ: общие вопросы

Форум для общения врачей педиатров Форум предназначен только для общения врачей между собой. Вопросы пациентов задаются на форуме Педиатрия.

Поиск по форуму
Расширенный поиск
Найти все сообщения с благодарностями
Поиск по дневникам
Расширенный поиск
К странице.
Страница 1 из 3123>

Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ)
Синонимы: гипердинамический синдром, гиперкинетическое расстройство, минимальная мозговая дисфункция (ММД, как синоним СДВГ используется редко)

Самое распространенное нервно-психическое расстройство, выявляемое у детей. По разным данным СДВГ выявляется у 1-7% детей школьного возраста, причем у мальчиков в 2-4 раза чаще, чем у девочек.

Основными симптомами СДВГ являются:
1) дефицит внимания, проявляемый в неорганизованности, недостатке усидчивости и настойчивости в выполнении различных заданий,
2) гиперактивность, проявляемая в избыточных движениях, непоседливости, расторможенности,
3) импульсивность, проявляемая в совершении действий без раздумывания, оценки последствий совершаемых поступков.

Выделяют несколько типов СДВГ в зависимости от клинической картины:
– смешанный тип, когда в равной степени выявляются симптомы дефицита внимания и гиперактивности с импульсивностью
– дефицит внимания без ярко выраженной гиперактивности, проявляемый в первую очередь в несостоятельности в учебной деятельности
– преобладание симптомов импульсивности и гиперактивности с незначительным дефицитом внимания

В зависимости от возраста симптомы СДВГ выглядят немного по-разному.

Дошкольники
Дефицит внимания: Часто бросает, недоделывает начатое; как будто «не слышит» когда к нему обращаются; играет в одну игру меньше трех минут
Гиперактивность: «Ураганчик», «Шило в одном месте»
Импульсивность :Не реагирует на обращения и замечания; нет чувства опасности
Начальная школа
Дефицит внимания: Забывчивый; неорганизованный; легко отвлекается; может заниматься одним делом не больше 10 минут
Гиперактивность: Неугомонный, когда нужно быть тихим (тихий час, урок, спектакль)
Импульсивность Не может дождаться своей очереди; перебивает других детей и выкрикивает ответ, не дождавшись конца вопроса; навязчивый; нарушает правила без видимого умысла
Подростки
Дефицит внимания: Усидчивость меньше, чем у сверстников (меньше 30 минут); невнимателен к деталям; плохо планирует
Гиперактивность: Беспокойный, суетливый
Импульсивность: Снижен самоконтроль; безрассудные, безответственные высказывания
Взрослые
Дефицит внимания: Невнимателен к деталям, забывает о назначенных встречах, недостаток способности к предвидению, планированию
Гиперактивность: Субъективное ощущение беспокойства
Импульсивность: Нетерпеливость; незрелые и неблагоразумные решения и поступки

Читайте также:  Асимметрия лица после родов у новорожденных, массаж лица новорожденному

Симптомы СДВГ следует отличать от вариантов нормального развития детей. Часто за симптомы СДВГ принимают детскую живость, впечатлительность, нормальное любопытство и подвижность, протестное поведение, реакцию ребенка на хроническую психотравмирующую ситуацию.

Диагноз СДВГ ставится, только если
1) указанные симптомы появились до 7 лет,
2) отмечаются в течение 6 месяцев и более,
3) наблюдаются более, чем в одном социальном окружении (школа и дом; работа и дом и т.д.),
4) приводят к выраженной социальной дезадаптации и школьной неуспешности,
5) не объясняются наличием иного психического расстройства (аутизм, шизофрения, тревожное расстройство, депрессивное расстройство, патология характера).

СХЕМА ЛЕЧЕНИЯ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)
(Texas Consensus Conference Panel on Medication Treatment of Childhood ADHD. The Texas children’s medication algorithm project: report of the Texas consensus conference panel on medication treatment of childhood ADHD. Part 1. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2000a; 39:908-919.)
(информация является справочной, любое лечение должно назначаться и контролировать квалифицированным специалистом)

Стадия 1. Монотерапия – Психостимуляторы: Метилфенидат , амфетамин (препараты этой группы в России запрещены и не продаются)

↓ При неэффективности или недостаточной эффективности

Стадия 2. Монотерапия – Другой психостимулятор, не использованный на первой стадии (препараты этой группы в России запрещены и не продаются)

↓ При неэффективности или недостаточной эффективности

Стадия 3. Монотерапия – Альтернативный препарат для лечения СДВГ (не стимулятор): Атомоксетин (Страттера)

↓ При неэффективности или недостаточной эффективности

Стадия 4. Трициклические антидепрессанты: имипрамин , нортриптилин (возможно как монотерапия или как добавление к препаратам, используемым на предыдущих стадиях)

↓ При неэффективности или недостаточной эффективности

Стадия 5. Антидепрессанты, не использованные на четвертой стадии: флуоксетин, кломипрамин (возможно как монотерапия или как добавление к препаратам, используемым на предыдущих стадиях)

↓ При неэффективности или недостаточной эффективности

Стадия 6. Альфа-адреномиметики: клонидин (возможно как монотерапия, но чаще используется как добавление к препаратам, используемым на предыдущих стадиях)

Препараты, НЕ используемые для лечения СДВГ (приведены торговые названия):
1) «Ноотропы» (нейрометаболические стимуляторы) – препараты, предположительно оказывающие специфическое позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга. К этой группе относятся: аминалон, пикамилон, глицин, фенибут, пантогам, пантокальцин, актовегин, пирацетам, ноотропил, фенотропил, церебролизин, кортексин и многие другие. Все эти препараты не обладают доказанной эффективностью для лечения каких бы то ни было заболеваний и не включены в протоколы лечения ни одного нервного или психического заболевания за рубежом. У некоторых из них не доказана безопасность как у детей, так и у взрослых. Таким образом, их применение при СДВГ не оправдано
2) Нейролептики – препараты, предназначенные для лечения психозов и других тяжелых психических расстройств. К этой группе относятся: сонапакс, хлорпротиксен, аминазин, неулептил, тизерцин, галоперидол, рисполепт и многие другие. В невысоких дозах эти препараты практически не оказывают эффекта на ключевые симптомы СДВГ, при высоких – оказывают избыточный седативный эффект, вызывая сонливость и подавленность. Однако, в некоторых случаях оправдано применение препаратов этой группы для лечения расстройств сосуществующих с СДВГ: для лечения выраженных тиков при СДВГ используют галоперидол и некоторые другие нейролептики; для контроля асоциального поведения (конфликтности, драчливости, злобности с жестокостью), в случае если это поведение угрожает здоровью окружающих и вызывает выраженную социальную дезадаптацию у ребенка используют рисполепт и некоторые другие.
3) Сосудистые препараты – циннаризин, винпоцетни, кавинтон, сермион. Эти препараты не оказывают никакого влияния на симптомы СДВГ, при этом некоторые из них вызывают тяжелые побочные эффекты.
4) Мочегонные средства – механизм предположительного воздействия этих препаратов на нервную систему ребенка не ясен, эффект от их применения при СДВГ не доказан, однако, эти препараты часто назначаются в качестве «комплексного лечения» нервно-психических расстройств. К этим препаратам относятся: диакарб, маннитол, триампур, фуросемид.
5) Гомеопатия, травяные сборы, микстуры, биологически активные добавки (БАДы) – эффект от применения этих препаратов не доказан, некоторые из БАДов вредны

Использованная литература:
1) Green, Wayne H. Child and Adolescent Clinical Psychopharmacology / Wayne Hugo Green. – 4th edition
2) Основные лекарственные средства , применяемые в неврологии: Справочник / О.С.Левин – М. : МЕДпресс-информ, 2006
3) Rutter’s Child and Adolescent Psychiatry / [edited by] Michael Rutter … [et al.]. – 5th edition

Может быть, добавить диагностические критерии DSN IV

A. Или 1 или 2
1) 6 или более симптомов нарушения внимания, сохраняющихся по крайней мере 6 месяцев и имеющих степень выраженности, которая приводит к нарушению адаптации и не соттветствует уровню развития

Нарушения внимания:
1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за невнимательности допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Зачастую создается впечатление, что не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, повседневных заданий или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестнымповедением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает, не любит и с неохотой выполняет задания, требующие длительного умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий или какой-либо деятельности (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

2) 6 или более симптомов гиперактивности и импульсивности, сохраняющихся по крайней мере 6 месяцев и имеющих степень выраженности, которая приводит к нарушению адаптации и не соттветствует уровню развития

1. Часто беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других
ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто бегает, пытается куда-то залезть, в ситуациях, когда это неприемлемо (у подростков и у взрослых это может проявляться чувством беспокойства)
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо в свободное время.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, “как заведенный моторчиком”.
6. Часто бывает болтливым.

Импульсивность:
7. Часто отвечает на вопросы немедленно, не выслушав их до конца.
8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9. Часто мешает перебивает других, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

B. Некоторые симптомы нарушения внимания, гиперактивности и импульсивности, отмечались до 7 лет.
С. Симптомы отмечаются в двух и более сферах (например, в школе (или на работе) и дома)
D. Должны быть четкие доказательства клинически значимого ухудшений в социализации, обучении и профессиональной деятельности.
E. Эти симптомы не являются проявлением расстройств развития, шизофрении и других психических расстройств.

СДВГ с преобладанием невнимательности (по крайней мере, 6 из 9 симптомов нарушения внимания)
СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности (по крайне мере, 6 из 9 симптомов гиперактивности и невнимательности)
Комбинированный тип СДВГ (по крайне мере, 6 из 9 симптомов и невнимательности, и гиперактивности-импульсивности)

[ Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ]
Да, и еще единственным препаратом, который зарегистрирован в России по показанию СДВГ, является атомоксетин.
Да, имеет ли смысл указывать побочные эффекты препаратов? А если указывать, то тогда все, например, для того же атомоксетина, так наскидку, я вижу только треть

Синдром дефицита внимания: обратимое нарушение, а не приговор

Не секрет, что непоседливые, энергичные и чересчур активные дети всегда неудобны и доставляют слишком много проблем. Понятно, что им достается больше замечаний и упреков. С поступлением в школу ситуация обычно усугубляется: добавляются требования педагогов, появляются двойки, возникают конфликты. Родители уверены, что с непоседами надо быть как можно строже. Но им порой и в голову не приходит, что проблема вовсе не в недостатке воспитания и не в дурном характере ребенка. Просто у него есть некоторые особенности развития, называемые медиками синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ).

Что это такое и откуда берется?
В данном случае речь не идет о том, что семья и педагоги уделяют ребенку мало внимания. Это он сам, как бы ни старался, не в силах оставаться сосредоточенным, не может сидеть спокойно, испытывая постоянную потребность в активном движении. По статистике, в России детей с диагнозом СДВГ 4 — 18%, в США — 4 — 20%, Великобритании — 1 — 3%, Италии — 3 — 10%, в Австралии — 7 — 10%. Среди них мальчиков в 9 раз больше, чем девочек.

Почти 60% людей, страдавших СДВГ в детстве, сохраняют проявления этого заболевания во взрослом состоянии. Если не помочь ребенку вовремя справиться с проблемой, в дальнейшем могут возникнуть трудности не только с учебой и работой, но также с социальным и эмоциональным развитием.

Что же означает странная и пугающая медицинская аббревиатура? СДВГ — одна из форм минимально-мозговой дисфункции, то есть легкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высоких этажей мозговой деятельности. Эти нарушения обратимые и нормализуются по мере роста и созревания мозга. Они характеризуются тремя основными признаками: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

В силу несформированности некоторых структур мозг не в состоянии адекватно обработать поступающую информацию, поэтому различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Гиперактивность — это проявление утомления у детей, которые, не умея еще контролировать свое состояние и вовремя отдыхать, слишком перевозбуждаются. Дефицит активного внимания — неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Импульсивность — неспособность тормозить свои непосредственные побуждения. Дети с СДВГ обычно действуют не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет их психическую деятельность, мешает формированию внутреннего плана действия, не дает возможности оперировать в уме образами, понятиями, схемами. Дети с СДВГ с трудом налаживают контакты с другими людьми — как с ровесниками, так и со взрослыми. Они не умеют держать дистанцию, им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить свое поведение в соответствии с ними.

Спровоцировать нарушение развития может огромное количество факторов: наследственность, особенности внутриутробного развития, течение родов, травмы, полученные в младенческом возрасте, заболевания первых лет жизни, сопровождавшиеся высокой температурой, приемом сильнодействующих лекарств. Большую роль играет семейная атмосфера. Очевидно, что диагноз синдрома гиперактивности и дефицита внимания может поставить только специалист после тщательного всестороннего обследования ребенка.

В каких случаях действительно следует обеспокоиться и пойти на прием к врачу?

Признаки неблагополучия
Ребенка можно считать гиперактивным, если он:

-совершает суетливые, неловкие и беспорядочные движения руками и ногами;
-часто вскакивает со своего места;
-чересчур подвижен в ситуациях, когда это неприемлемо, например, на уроке или в театре;
-не может играть в «тихие» игры;
-всегда находится в движении;
-очень много говорит (следствие несформированности внутренней речи).

Ребенок импульсивен, если он:

-отвечает на вопрос, не выслушав его;
-не может дождаться своей очереди;
-вмешивается в разговоры и игры других.

У вашего ребенка можно предположить дефицит внимания, если он:

-часто теряет вещи;
-часто и легко отвлекается;
-не слушает то, что ему говорят;
-забывчив;
-не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
-с трудом сохраняет сосредоточенность не только в работе, но и в игре;
-не в состоянии следовать инструкциям;
-не может сам организовать игру или деятельность;
-с трудом выполняет задания, требующие концентрации внимания;
-берется за несколько дел сразу и ни одно не доводит до конца.

Конечно, поводом для беспокойства становится не одиночный признак, а их совокупность (не менее десяти из списка). В дополнение в перечисленным симптомам у детей с СДВГ отмечается агрессивность, негативизм, упрямство, лживость, низкая самооценка. Очевидно, что у них в жизни целый комплекс проблем. Значит, и помогать им нужно комплексно.

Это под силу родителям!
Очень важно найти квалифицированного педагога и опытного врача. Но не менее важно — разглядеть в непослушном, рассеянном непоседе личность — щедрую, доброжелательную, общительную, позитивную. И помочь малышу поверить в себя.

Ребенку с СДВГ необходим щадящий режим, без эмоциональных и интеллектуальных перегрузок. Хорошо, если он будет заниматься в спортивной секции, но не командными видами спорта. Не стоит также отдавать его в школу олимпийского резерва.

Старайтесь ограничить запреты (строгие «нет», «нельзя» невнимательные ребята просто не слышат), не читайте нотаций (тем более не услышат), чаще хвалите, хотя бы за попытку, за приложенное усилие. Конечно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь коротко и понятно объяснить, почему так поступать вредно или опасно. Иногда приходится несколько раз в одних и тех же выражениях повторить просьбу, не сбиваясь с нейтрального тона. Не получается уговорить — постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект, задайте неожиданный вопрос, пошутите.

В конфликтной ситуации необходимо выслушать ребенка, иначе он не услышит вас. Делая замечания, не ругайте «нарушителя», а критикуйте его конкретный поступок. Отлично действуют так называемые Я-сообщения: «Мне неприятно, когда у тебя в портфеле фантики и огрызки лежат вперемешку с тетрадями и книгами». И, разумеется, не сравнивайте его с друзьями или соседскими детьми.

Старайтесь быть последовательными в своих требованиях. Частое изменение указаний, колебания настроений оказывают на импульсивных детей негативное воздействие. Если есть возможность, выделите ребенку комнату или ее часть для занятий, игр, уединения. Хорошо, если там будут лежать краски, пластилин, емкости с водой, крупой — гиперактивным детям полезно работать пальчиками. А еще повесьте в дверном проеме перекладину, кольца, канат, чтобы ребенку было где полазить и покувыркаться, избавившись от излишней энергии.

Закрепите за ним определенные обязанности по дому (вынести ведро, погулять с собакой), просите, если нужно, о помощи. Старайтесь давать ему простое и конкретное задание: застели кровать, почисти зубы, собери портфель, а не абстрактное типа «собирайся в школу». И хорошо бы показать, как это задание выполнить, и подкрепить рассказ рисунком, повесив на холодильник или на шкаф смешную картинку в качестве напоминания.

По мнению психологов, работу с гиперактивным ребенком нужно строить по нескольким направлениям: снимать напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание, следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир, вместе обсуждать все проблемы и вопросы. Например, если мальчик рассматривает что-то на улице, маме обязательно надо проследить за взглядом сына, расспросить, что его заинтересовало, попросить подробно описать детали предмета, вместе их прокомментировать.

В конце дня желательно коротко напомнить ребенку о его сегодняшних достижениях, создать общими усилиями образ завтрашнего дня. С детьми постарше говорите больше о своих чувствах и чувствах других людей, о возникающих ситуациях. Если ребенок доверяет вам и знает, что вы принимаете его таким, какой он есть, он вовремя обратится к вам за помощью.

Делаем уроки вместе
Будьте готовы к тому, что в школе вам придется учиться вместе с ребенком. Не бойтесь таким образом вырастить несамостоятельного лентяя. В силу природных особенностей ваш ребенок пока не может сам справиться с заданиями педагогов, и нужно ему в этом помочь. Дело в том, что в обучении детей с СДВГ до относительной нормализации их мозговой деятельности (по крайней мере, до конца начальной школы) основную роль играют домашние занятия. Придется не только выполнять их, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понял ребенок, не пропустил ли что-то важное. Полезно также рассказывать ученику заранее краткое содержание будущего урока, чтобы ему легче было включиться в классе в объяснения педагога.

Читайте также:  Учим уроки с помощью игры

Универсальное средство организации внимания — речь. Пусть ваш школьник, выполняя задание, проговаривает данную вами инструкцию вслух. Идеальный вариант — пошаговая инструкция, подробная, но не длинная. Она организует внимание маленького труженика, помогает ему спланировать свою деятельность.

Если вы видите, что, несмотря на все усилия, ребенок все же начинает отвлекаться, не делайте ему замечаний («не трогай машинку!», «положи карандаши!»), лучше создайте близкую радостную перспективу: «Сейчас допишем страничку, и пойдешь играть». Освободите труженика от второстепенной, вспомогательной работы. Сами проведите поля в тетради, отметьте точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, малыш старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и так устает от напряжения, что, найдя наконец нужную строчку, работать уже вообще не может.

Чаще переключайте ребенка с одного вида деятельности на другой. Долгое сидение над одним заданием не принесет пользы — уставший ученик все равно не сможет сосредоточиться. Но стоит поговорить с ним минут 5 на посторонние темы, как силы вернутся.

Если ваш непоседа все же чем-то увлекся и работает самостоятельно, ни в коем случае не отвлекайте его. Берегите эти минуты собранности. Даже если пора есть, спать, гулять, делать уроки — все равно! Дайте ему возможность завершить начатое дело.

Если в какой-то момент школьные проблемы ребенка обострились и вам рекомендуют домашнее обучение, лучше отказаться. Для гипердинамичного ребенка полноценное развитие возможно только в общении и в коллективных играх. Он и без того-то склонен к инфантильному поведению, а, запертый в четырех стенах, быстро превратится в «странного» подростка.

Взрослея, дети с СДВГ лучше управляют своим вниманием, однако всякую работу, требующую сосредоточенности, выполняют гораздо медленнее сверстников. В старших классах они катастрофически не успевают: следить за логикой объяснений учителя, выполнять задания, записывать лекции. Подростки начинают считать себя «тупыми», хотя интеллектуальный уровень может быть достаточно высоким. Помогите ребенку понять, что это проблема темпа, а не уровня развития. Предложите ему какую-нибудь трудную задачу. Дома, в спокойной обстановке, не торопясь, он наверняка справится с ней.

По мере взросления школьника подключайте его к поискам оптимальных условий для работы. Может, лучше заниматься с утра? Вечером? В несколько приемов? До или после ужина? После прогулки? Обсуждайте варианты, просите следить за результатами экспериментов. У каждого человека есть свои пики активности. Общими усилиями вы составите индивидуальный график эффективной работы для вашего ребенка.

Постарайтесь не подкупать ребенка, как бы вам не хотелось видеть его отличником. Обещание: «Закончишь четверть без троек — куплю новый мобильник», — чревато опасными последствиями. Во-первых, дети с СДВГ плохо умеют планировать, рассчитывать усилия. Две-три неудачи — и подросток агрессивно отреагирует на семейный шантаж. К тому же он окончательно убедится, что учеба нужна только вам, а не ему, и в дальнейшем будет ждать подарков за каждый шаг.

Оборотная сторона подкупа — запугивание. Многие родители, потерпев неудачу с подарками, бросаются в другую крайность и начинают рисовать сыну (дочке) грозные перспективы на будущее: «Будешь плохо учиться – станешь дворником». Напрасно стараетесь: страх не может управлять поведением ребенка в течение долгого времени, зато низкая самооценка и высокая тревожность ему обеспечены.

Если уж говорить с импульсивным ребенком о будущем, то только о ближайшем. «Завтра контрольная по математике. Значит, пора садиться повторять». «Если хочешь вечером посмотреть сериал, принимайся за уроки, иначе не успеешь».

Конечно, контролировать учебу подростка труднее, чем делать уроки с первоклассником. Придется отменить контроль «по мелочам», чаще советоваться с ребенком, больше доверять ему. Однако вы должны быть в курсе важнейших событий. Грядет сочинение или сложная контрольная работа? Помогите подобрать литературу, составить план. Для этого нужно любой ценой сохранить связь со школой. Как бы вам ни было тяжело слушать упреки от учителей-предметников — терпите. Только так вы сможете узнать о каких-то острых моментах: перспективе быть не аттестованным, конфликтах, драках, прогулах. Не надейтесь на искренность ребенка, заранее настройтесь на то, что он может попросту обманывать вас. Главная задача родителей гипердинамичного ребенка — удержать хотя бы минимальный его интерес к процессу обучения, искру веры в собственные силы.

Диалог с учителем
Вам придется сотрудничать с педагогом и сделать его своим союзником. Далеко не каждый учитель с ходу расшифрует аббревиатуру СДВГ, расскажет, в чем специфика работы с такими детьми. Если преподаватель готов идти навстречу вашим просьбам, не стесняйтесь. Прежде всего попросите посадить невнимательного ученика на первую парту, в центре класса, напротив доски, чтобы сохранялся зрительный контакт с учителем и был шанс в случае любых затруднений сразу же обратиться за помощью.

Задания, предлагаемые на уроке, попросите писать на доске. Если предстоит выполнить большое задание, пусть педагог поможет вашему ребенку разбить его на части, и периодически контролирует ход работы, вносит коррективы.

Объясните, что ваш ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать себя. Его мозг устроен так, что время продуктивной работы — 5 — 10 минут. Затем нужно 3 — 7 минут для накопления энергии. В этот момент ученик «выпадает» и не слышит, что ему говорят. Чтобы оставаться в сознании, ему нужно постоянно двигаться — вертеть головой, перебирать что-то руками. Если голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Поэтому пусть преподаватель постарается не замечать, что ученик при выполнении задания ерзает, вскакивает с места. Получив замечание, непоседа какое-то время будет вести себя смирно, но уже не сможет сосредоточиться на работе. Тренировать дисциплинированность можно только тогда, когда задание не требует сосредоточенности.

Гиперактивным детям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой по требованию учителя. Хорошо, чтобы педагог за несколько минут до конца урока (или времени, отпущенного на какую-то работу) предупредил: «Осталось три минуты».

В первые годы учебы лучше не заставлять детей с СДВГ читать вслух незнакомые тексты. Чтецу приходится одновременно выполнять две операции: превращать буквы в звуки и вникать в смысл написанного. Для этого необходимо распределить внимание, чего такие школьники как раз и не умеют. Поэтому они кое-как озвучивают текст, но абсолютно не понимают смысла прочитанного. Естественно, потом не могут ни сюжет пересказать, ни на вопросы ответить.

Попросите учительницу давать вашему непоседе как можно больше поручений, связанных с физической активностью и передвижением в пространстве. В школьной жизни всегда нужно куда-то сбегать, что-то принести, кого-то позвать, предупредить. Главное, что привлекает гипердинамичного ребенка в школе, это возможность общения. Такие дети любят шумные мероприятия и проявляют себя в них максимально позитивно.

Регулярно спрашивайте учительницу, заметны ли уже положительные сдвиги в поведении и обучении вашего ребенка. Рано или поздно она это заметит, и тогда сразу же попросите ее сказать об этом ребенку лично. Он в ответ начнет еще больше стараться, отчего успехи будут только множиться.

Как лечить СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Как и в вопросах диагностики, здесь тоже нет единого мнения. СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей

Первую часть статьи (о диагностике СДВГ) читайте здесь.

Страстная полемика сопровождает использование лекарственных препаратов. В США для купирования симптомов СДВГ применяют стимуляторы, самый распространенный из которых – Риталин (метилфенидад). Их употребление резко критикуют некоторые эксперты, общественность, озабоченность по их поводу высказывает Всемирная организация здравоохранения, однако ряд медицинских агентств настаивает на эффективности и безопасности стимуляторов.

Исследованиям, подтверждающим действенность стимуляторов и противоположным работам, демонстрирующим неэффективность, вредные побочные эффекты, а также риск пристрастия к кокаину в подростковом возрасте у детей, принимавшим стимуляторы в течение длительного времени, можно было бы посвятить отдельную статью.

И на Западе, и в России для того, чтобы снизить гиперактивность и возбудимость ребенка, широко применяются антипсихотические препараты (Сонапакс, Неулептил, Рисполепт, Абилифай, Сероквель). Между тем, исследования свидетельствуют, что эти препараты сокращают объем мозговой ткани, не говоря уже о таких побочных эффектах, как увеличение массы тела, повышения уровня холестерина в крови, повышение кровяного давления, развитие диабета, треморы, вплоть до тардивной дискинезии.

В Великобритании право прописывать антипсихотики дано не только узким специалистам, но и педиатрам. В 2011 году британцы обнаружили, что за последние 10 лет количество детей, принимающих эти препараты, выросло в 2 раза, причем среди них немало тех, кому едва исполнилось 5 лет.

Это произвело сильное впечатление на правительство, которое приняло решение выделить 32 миллиона фунтов стерлингов на расширение сервиса психологической помощи детям и подросткам.

Как уже говорилось в первой части статьи, очень важно провести медицинское обследование ребенка с СДВГ. В отдельных случаях, взяв под контроль физические проблемы, удается снизить симптоматику гиперактивности и нарушения внимания. Например, это происходит при восстановлении нормального кровоснабжения головного мозга после коррекции родовых повреждений шейного отдела позвоночника.

В России для улучшения метаболизма мозга, повышения тонуса коры детям с СДВГ нередко прописывают ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, акатинол мемантин, глицин, фенибут). От врачей часто приходится слышать, что они в своей практике наблюдают положительный эффект от препаратов, однако клинически их эффективность не доказана.

Образ ребенка с неназванным диагнозом СДВГ – невнимателен на уроках, плохо успевает, несобранный в быту – нередко используется для рекламы поливитаминов. Попил «Алфавит» – и тут же овладел и алфавитом, и прочими академическими знаниями и навыками. На самом деле маловероятно, что поливитамины произведут именно такой эффект. Это не исключает того, что ряд конкретных питательных веществ может оказать положительное воздействие на симптомы СДВГ.

Есть исследования (например, вот это), демонстрирующие недостаток содержания омега-3 жирных кислот в организме детей и подростков с СДВГ, а также положительный эффект от их приема (например, это). Лучший источник омега-3 жирных кислот – это рыбий жир, который полезен сразу во многих отношениях и не имеет вредных побочных эффектов, за исключением индивидуальной непереносимости.

А вот в этом французском исследовании 40 детей с симптомами СДВГ принимали ежедневно в течении 8 недель витамин В6 (0,6 мг на 1кг массы тела) и магний (6 мг на 1 кг массы тела). У участников исследования значительно снизилась гиперактивность и агрессивность, улучшилось внимание. Дети из контрольной группы, принимавшие плацебо, подобных изменений не продемонстрировали. Через несколько недель после окончания курса симптомы СДВГ у детей из экспериментальной группы возобновились, что также говорит о том, что улучшения были обеспечены именно приемом В6 и магния.

Для ребенка и подростка с СДВГ важную роль играет структура питания. Некоторые родители очень довольны эффектом безглютеновой/бесказеиновой диеты (исключающей белок глютен, содержащийся в пшенице, ржи и ряде других злаков, и казеин, содержащийся в молоке), которую часто рекомендуют детям с аутизмом, имеющим некоторые общие симптомы с СДВГ. («Милосердие» публиковало подробную статью о безглютеновой диете). Другие хвалят бесполисахаридную диету (исключающую полисахариды, то есть сахарозу и крахмалы), которую в русскоязычных источниках называют еще специфической углеводной диетой или палео-диетой, а в англоязычных – SCD, GAPS, Paleo Diet.

Недавний мета-анализ датских ученых свидетельствует о том, что наилучшие результаты при СДВГ дали элиминационные диеты, при которых исключались определенные продукты питания, провоцирующие гиперактивность, импульсивность, невнимательность. Кстати, это же исследование выявило и полезность рыбьего жира для детей с СДВГ.

Эксперты советуют родителям выявить те продукты, к которым у ребенка может быть индивидуальная непереносимость. Для этого нужно проводить ротацию продуктов, поочередно выводя их из диеты на неделю-другую, наблюдая за степенью выраженности симптомов СДВГ и оценивая результат.

Доктор Ричард Согн, детский психиатр и один из ведущих американских экспертов по СДВГ, считает, что детям с этим синдромом полезно все то, что полезно для мозга. Прежде всего, их диета должна быть богата белком в виде мяса, яиц, орехов, сыра, бобовых. Он советует давать эти продукты ребенку на завтрак, а также в качестве перекуса между уроками.

Углеводы необходимы, но в виде овощей и фруктов, а вот сахар, конфеты, мучные продукты, рис и картошку желательно вывести или сильно ограничить. Очень важно включить в рацион рыбу и другие источники омега-3 жирных кислот, такие как грецкие и бразильские орехи, оливковое масло и масло канолы.

Американская академия педиатрии рекомендует исключить из структуры питания детей с СДВГ продукты с консервантами и искусственными пищевыми красителями, а некоторые эксперты считают, что избегать следует любых пищевых добавок.

Важнейшим методом лечения СДВГ являются поведенческие терапии: для детей это, прежде всего, прикладной поведенческий анализ (Applied Behaviour Analysis, ABA), для подростков и молодых людей – когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavioural Therapy).

Прикладной поведенческий анализ в США и Великобритании считается золотым стандартом коррекции поведения детей-аутистов, но применяется и в работе с детьми, страдающими СДВГ.

В России этот метод появился не так давно и в основном стараниями родителей-активистов при продолжающемся сопротивлении отечественной дефектологии и коррекционной педагогики, объявивших эту терапию дрессурой. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. На самом деле она основана на тщательном анализе поведения ребенка, позволяющим выявить его слабые и сильные стороны и создать тщательно структурированную программу модификации поведения, основанную на поощрении желательного поведения ребенка.

К сожалению, за пределами столицы почти невозможно найти грамотного поведенческого аналитика и терапевта, но многие родители заканчивают дистанционные курсы, участвуют в конференциях, семинарах и вебинарах, чтобы освоить азы терапии и помочь ребенку самостоятельно. (Более подробно узнать об этом можно в группе «Центр проблем аутизма»).

Есть и домашние поведенческие стратегии, которые эксперты рекомендуют применять родителям:

  • Для ребенка с СДВГ очень важен режим дня. Составьте его и следите за тем, чтобы ребенок следовал ему.
  • Организуйте пространство так, чтобы для всех необходимых ребенку предметов (одежды, игрушек, школьных принадлежностей) было строго определенное место. Это позволит ребенку реже терять их.
  • Избегайте отвлекающих факторов, особенно когда ребенок выполняет домашнее задание. Обязательно выключайте радио и телевизор на это время.
  • Давайте ребенку выбор, но сокращайте количество вариантов, для того чтобы упростить его. Предложите выбор из двух вариантов одежды, еды, игрушек, чтобы не создавать сенсорной и эмоциональной перегрузки.
  • Когда вы напоминаете ребенку о необходимости выполнить ту или иную обязанность, старайтесь все разъяснения и инструкции делать короткими и ясными. По возможности избегайте как уговоров, так и угрозы наказания.
  • Используйте наглядные материалы, чтобы отмечать поставленные цели и успехи ребенка в их достижении. Подыщите форму вознаграждения его усилий. Обязательно проследите за тем, чтобы задачи были реалистичны, не превышали возможностей ребенка.
  • Помогите своему ребенку найти область, в которой он может применить свои способности и пережить ощущение успеха. Это поднимет его самооценку и будет способствовать развитию социальных навыков.

В целом СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей, даже если им занимаются самые высококвалифицированные специалисты. От родителей требуется глубокое понимание проблем и потребностей ребенка, терпение и готовность пройти с ним длинный и непростой путь к выздоровлению или максимальной адаптации для самостоятельной успешной жизни.

Ссылка на основную публикацию