С какого возраста можно ребенку сесть за компьютер?

Ребенок за компьютером

03.09.2014 Воспитание детей За последние десятилетия мир очень изменился. Развитие науки или бизнеса немыслимо без надежных инструментов, одним из которых является компьютер. Когда и как знакомить детей с ним? Чем он так привлекает детей? Как его использовать?

Зачем детям компьютер?

Многие родители все еще склонны считать компьютер инновацией, слишком ценным для детей или вообще едва не злом для детской психики и здоровья. Таким родителям стоит понять, что жизнь их детей будет вполне окружено компьютерами. Этого уже не изменить. Совет родителям – помочь детям научиться видеть в нем инструмент, который очень поможет для доброй цели и конструктива.

Нельзя понять родителей, которые отгораживают детей от компьютера. Это все равно, что они сами, в своем детстве, не знали, что такое пластилин или мультфильм «Ну, погоди!».

О потребности в компьютере, могу заверить родителей: ребенок сам найдет, что ему с ним делать. Это взрослые часто боятся что-то «не то» нажать. У детей этого страха нет. Именно поэтому сейчас наблюдаем, что у детей часто значительно лучше гаджеты, чем у их 35-40-летних родителей. Что дети гораздо быстрее осваивают возможности электронных средств, тогда как их родители уже вообще не понимают потребности в них.

В каком возрасте дети воспринимают компьютер?

В двухлетнем возрасте дети еще не могут различить особенности компьютера. Им гораздо интереснее смотреть рекламу на телевидении, потому что там ничего не надо делать, а захватывающие цветные картинки меняют сами друг друга. Поэтому и компьютер для ребенка в этом возрасте может служить лишь как средство для просмотра мультфильмов. Но сам ребенок с ним еще не сотрудничает. В этом возрасте ребенок будет воспринимать его как предмет-игрушку. Мне знакомы случаи, когда двухлетние дети за полчаса разбирали клавиатуру и даже ноутбуки!

В 3 года ребенок уже может взаимодействовать с компьютером: извлекать из него звуки, двигать изображение. Если родители не против идти в этом направлении, то компьютер может быть своеобразным «развивающим ковриком» для ребенка.

В 4 года дети могут довольно неплохо пользоваться программой для рисования Paint.

В пятилетнем возрасте детям интересно знакомиться с азбукой и цифрами, но не в кубиках, а на мониторе.

Лично я однозначно за то, чтобы ребенок еще до своего Первого звонка садился за компьютер. Информатика – это наука, которая не требует базовых знаний. Например, чтобы изучать историю, нужно сначала уметь читать, чтобы изучать физику – научиться перед тем считать.

С компьютерной грамотностью – это как с письмом: даешь инструменты и орудия, показываешь, что хочешь, – и ребенок учится. А поскольку детям за компьютером всегда очень интересно, то это также существенно способствует общему развитию, в частности логического мышления, которого родители так желают своим детям!

Кому компьютер нужен больше всего?

Наша школьная программа составлена так, что уже в 1-2 классе детей поощряют искать дополнительную информацию. Например, о животных родной местности, о праздниках национальных меньшинств. Когда дети приходят в библиотеку, им могут выдать готовую книжечку. А могут и не выдать, потому что ее нет.

Зато в Интернете ребенок найдет все. Уже в 7-8 летнем возрасте родителям стоит учить ребенка выбрать именно ту страницу, где лучше описано желаемую тему. А если нужно еще и изображения, то ребенок в этом опознается лучше, чем сами родители. Потому что он лучше знает, что понравится его одноклассникам.

Но младшие классы – это еще не тот возраст, когда ребенку компьютер необходим. Чем старше класс, тем он становится нужнее. Но больше – ученикам гимназий и лицеев. Вполне возможно, что им вообще придется время от времени ходить к своему учебному заведению с планшетом.

Когда покупать ребенку персональный компьютер?

Когда ребенок может сам четко сформулировать, для чего он ему нужен. Даже если родителям не жалко денег для ребенка на эту «крутую игрушку», пока ребенок не знает, что он будет с ней делать, – дарить не стоит.

В диапазоне от 5 до 15 лет ребенок может говорить, что хочет компьютер потому, что другие имеют. Но это еще не причина. Если ребенок формулирует ответ: «Играться в игры», – то должен отметить, в какие именно.

Сейчас родители покупают детям отдельный компьютер уже примерно от десятилетнего возраста. Еще 2-3 года назад этот возрастной показатель был ощутимо выше: 13-17 лет.

Когда возникает потребность в некоем электронном приборе, то в этом уже не сомневаются ни родители, ни ребенок. Это как с мобильным телефоном: наступает момент – и все понимают, что надо приобрести мобилку ребенку. Так будет и родителям спокойнее, и ребенку удобнее.

Есть один уже совершенно точный показатель, когда ребенку надо покупать персональный комп. Это когда он проводит за компьютером больше времени, чем сами родители.

Покупать компьютер ребенку?

Зависит исключительно от потребностей. Если, например, в школе делается акцент на графических программах (игры, видео, а может, ребенок интересуется фотошопом), то надо учитывать, что компьютер потянет много ресурсов.

Ноутбук дает преимущество мобильности. Если, например, у ребенка нет устойчивого подходящего места для работы за компьютером. Если наибольшая потребность именно в Интернете, то можно приобрести тот же ноут, нетбук, планшет.

Какие правила безопасности?

Должна отметить, что общепринятые нормы писались во времена мониторов с электронно-лучевой трубкой, которые имеют незаметное глазу мерцание. Поэтому говорилось, что до десятилетнего возраста дети должны сидеть за компьютером не более 30 минут в день.

С современными TFT мониторами это время можно спокойно увеличить до полутора-двух часов в этом возрасте. Я считаю, что дошкольник уже может сидеть полтора часа, но, желательно, с промежутками.

Поскольку дети очень любят игры, нужно выбирать те, которые не относятся к кровавым «бродилок-стрелялок». А в будущем установить ограничения на нежелательные сайты в Интернете.

Чтобы ребенок слишком долго не сидел за компьютером, у него должна быть альтернатива в жизни: то, к чему его также будет тянуть. Решающим также пример родители, которые им самим знают границу.

Отношении здоровья глаз. Оно действительно стоит под угрозой, если у ребенка есть склонность к нарушениям зрения, в частности генетическая.

Но есть и правила безопасности для самого компьютера. Как говорилось, дети не боятся испытывать функции и везде щелкать. Поэтому они могут так нащелкать, что родителям придется искать специалистов, чтобы восстановить параметры и настройки.

Помогает ли компьютер в обучении?

Очень. Уже просто играя, ребенок многое изучает. Несмотря на игры, школьник будет использовать компьютер и для школьных предметов. Программы для изучения иностранных языков тоже могут принести немалую пользу. А набирать тексты «слепым» способом я бы советовала учить детей еще до того момента, когда возникнет необходимость вообще то набирать. Ведь сейчас это умение чрезвычайно полезное.

Кстати, когда человек набирает текст на клавиатуре, у нее работает не одно полушарие головного мозга (как при ручном письме), а обе. И задействованы вдвое больше мышц. Соответственно, моторика рук и мозг развиваются у детей явно не хуже, чем при письме.

Исследованы также, что благодаря сосредоточенности, сидя за монитором, человек моргает в 4 раза реже, чем просто куда глядя.

Желаю всем деткам интересной учебы и изобретательности!

С какого возраста и сколько ребенку можно пользоваться компьютером?
консультация

сколько в общем экранного времени должно быть у ребенка, то есть сколько ребенок может в совокупности проводить времени у экрана телевизора, компьютера, планшета, телефона.

Скачать:

ВложениеРазмер
na_sayt.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

С какого возраста и сколько ребенку можно пользоваться компьютером?

Вот тут правильно было бы сказать, сколько в общем экранного времени должно быть у ребенка, то есть сколько ребенок может в совокупности проводить времени у экрана телевизора, компьютера, планшета, телефона.

Это надо четко знать, чтобы не было так, что ребенок поиграл свое положенное время за компьютером и пересел к телевизору. Ведь многие родители даже работу за компьютером для подготовки домашнего задания не считают в это отведенное время, мол, ребенок не играл же – делом был занят.

Детям только с 2-х лет разрешается смотреть телевизор, причем, не больше 20-30 минут за весь день. Телевизор в фоновом режиме, когда мама смотрит, а ребенок находится рядом и тоже поневоле смотрит, также считается. Это как с пассивным курением, когда нахождение в одной комнате с курящим человеком оказывает такой же негативный эффект, как и непосредственно курение. Телефон, компьютер, планшет детям раньше 3-3,5 лет позволять не стоит. Малыши 3-4 лет могут проводить время с электронными друзьями не больше 40 минут-1 часа в день. С 5-7 лет это время можно продлить 1 часа 15 минут. Дети 7 лет и старше могут проводить перед экраном всего 1,5 часа, а старше 10 лет – 2 часа в день.

Важно отметить, что все это время нужно разделить на несколько частей и делать паузы. Для профилактики близорукости важно делать паузы в работе за компьютером каждые 20 минут на 20-30 секунд. Во время паузы взгляд нужно переводить вдаль, например, можно посмотреть в окно. Родителям на заметку Мы живем в современном мире, где много электронной техники. Вернуться в первобытный строй мы не можем. По этому поводу даже не буду говорить «к сожалению». О чем тут можно сожалеть? Мы живем в сложное интересное время в сложном интересном мире, к которому нужно приспосабливаться. Приспосабливаться и нам, и нашим детям.

Сформулирую в виде списка некоторые рекомендации родителям, которые хотят правильно организовать взаимодействие своего ребенка с компьютером и другими аналогичными электронными гаджетами. с самого начала четко оговорите правила использования компьютера именно в вашей семье (например, когда и сколько, только после домашних дел и уроков, не открывать и не читать письма неизвестных отправителей, нигде не регистрироваться без ведома родителей и так далее);

контролируйте, сколько времени и чем занимается ваш ребенок за компьютером, просматривайте историю поиска; не оставляйте ребенка один на один с компьютером, и поэтому нецелесообразно ставить компьютер в детскую комнату; приучите ребенка делать паузы в работе за компьютером, делать гимнастику для глаз;

организуйте досуг ребенка так, чтобы вам не пришлось силой его выволакивать из-за компьютера (прогулка в парк, катание на велосипеде, роликах, лыжах, поход, пикник, рыбалка).

Очень важно предложить альтернативу. Просто запретить – это неправильно; установите программу родительского контроля на ваш компьютер, которая позволит уберечь вашего ребенка от ссылок и переходов на запрещенные сайты; выбирайте и устанавливайте только те игры и мультфильмы, с которыми сами уже ознакомились; выстраивайте доверительные отношения с вашим ребенком. Излишняя критика может подтолкнуть ребенка к виртуальному миру, так как там он чувствует успех и поддержку; интересуйтесь увлечениями ребенка.

Старайтесь разнообразить его жизнь, предложить малышу то, что ему интересно, что позволит вытащить его из виртуального мира (секции, кружки, бассейн, музыка, домашний питомец). Даже если вы уже столкнулись с проблемой неограниченного пользования компьютером и договориться с ребенком об ограничении времени пока не удается, выход есть. Большинство детей готовы променять игры и компьютер на время, проведенное с близкими и любимыми людьми за интересным занятием. А что именно интересно вашему ребенку, узнать нужно вам. Научить ребенка благоразумному использованию компьютеров и телевизоров можно лишь собственным примером.

Начинайте с себя. Вы можете уже не замечать за собой включенный в фоновом режиме телевизор, бесцельный поиск в интернете, просиживание времени в социальных сетях. Есть такое правильное выражение: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, потому что дети будут похожи на вас». Успехов вам в воспитании себя и своих детей.

Со скольки лет разрешать детям играть в компьютер

19 июня 2015 18:23

Когда ребенок может играть на компьютере?Специалисты – психологи, педагоги и врачи – не выработали общей позиции относительно того, сколько лет должно быть ребенку, чтобы сидеть перед компьютером. Часто, однако, в высказываниях и публикациях повторяется граница второго года жизни. Например, Американское Общество Педиатрические (AAP) объявило, что дети в возрасте до 2 года жизни не должны вообще проводить время перед экраном телевизора. По их рекомендации малыши в этом возрасте не должны смотреть даже образовательных программ. А дети старше 2 лет могут смотреть разрешено им телепередачи 1-2 часа в день.

Хотя здесь речь идет о телевизоре, а не компьютере это, однако, обоснованным представляется принятие в случае обеих оборудования, одних и тех же критериев. А это потому, что многие эксперты анализирует влияние телевидения и компьютера на развитие детей, в том числе – определяя их как “screen media”, то есть устройства с экраном.Конечно сажать (или нет) ребенка перед компьютером, стоит учитывать его индивидуальные особенности. Некоторые малыши предпочитают спокойные забавы и обращается к компьютерных образовательных программ и дидактических игр, другие любят переживать приключения с персонажами компьютерных игр, к примеру Папа Луи. В последнем случае не стоит поощрять их, чтобы посидеть перед монитором. То, что сверстники отлично играют в сложные игры, а ваш ребенок не умеет даже включить компьютер, вовсе не значит, что вы должны что-то с ребенком наверстать упущенное. Наоборот – можете считать, что в мире реальном обеспечите малышу столько достопримечательностей, что не тянет его этот виртуальный мир. Видимо еще не пришло это время. Но придет. Рано или поздно ребенок сядет перед компьютером и удивят вас тем, как он отлично справляется с обслуживанием этого оборудования, и с какой легкостью узнает новых функций и видеть новые возможности.Как долго и как часто ребенок может сидеть перед монитором?

Среди психологов, анализирующих влияние “screen media” на развитие детей выделяется доктор Aric Sigman, который смело говорит о том, что просмотр телевизора и использование компьютера вызывает у детей много проблем со здоровьем. В качестве эксперта британского института психологии и биолгоии рекомендует, чтобы дети в возрасте 3-7 лет не смотрели телевизор дольше, чем 30 минут в день, а дети в возрасте 7-12 лет – час. Также эти рекомендации можно отнести к игры на компьютере.Внимание! Стоит определить один дневной лимит на время, проведенное с любыми устройствами, имеющими экран. А так не: полчаса перед телевизором, потом полчаса перед компьютером, пол с переносной консолью, и в конце пол со смартфоном у нас, только на полчаса в общей сложности.Вам кажется это довольно строгие? Можно так воспринимать, но тоже кажется довольно разумным. Из опубликованных учеными из университета Бристол в журнале “Pediatrics” результаты с участием тысячи детей в возрасте около 10 лет, показывает, что играть на компьютере или смотреть телевизор дольше, чем два часа в день очень вредно для психики ребенка.Конечно, иногда можно сделать какие-то небольшие (!) отступление от правила. В обоснованных случаях, например, тогда, когда ребенок приближается к концу игры, и если все было бы “о времени”, это не могло бы сохранить свой прогресс. То же самое относится и к телевизору – если вся семья смотрит ценный фильм, семейные фильмы, то лучше позволить ребенку смотреть все 90 минут, чем выключать DVD через час. Можно также позволить ребенку потратить немного (!) другое время перед экраном в выходные дни. Но здесь тоже должно быть это четко указано – с понедельника по пятницу вы можете играть на компьютере столько времени, а в субботу и воскресенье – достаточно.Помните, что маленький ребенок может пользоваться компьютером только в присутствии родителей и играть только в игры, предназначенные для детей. Абсолютно запрещены игры, содержащие элементы агрессии (исследования показывают, что они вызывают в ребенке агрессивное поведение). Кроме этой игры, не адаптированные к возрасту ребенка, могут доставить ему избытка стимулов, а нервная система малыша еще не достаточно зрелый, чтобы иметь возможность их выбирать.

Нужен ли ребенку компьютер

Мы живем в современном мире, где во главе угла стоят новые технологии и открытия. Прогресс не стоит на месте, и наше общество находится в постоянном развитии. И, конечно, в этом нам помогают компьютеры, без которых просто сложно представить нынешнюю жизнь. Нашим детям приходится расти и развиваться в компьютерный век, в связи с чем многие родители задают вопрос – нужен ли ребенку компьютер, ведь сами они в своем детстве вполне обходились без «умных машин» и выросли вполне образованными людьми. Так может быть совсем не обязательно уже с раннего детства сажать ребенка за компьютер?

Нужен ли ребенку компьютер – все за и против

В различных средствах массовой информации можно услышать мнение вполне авторитетных людей – врачей, психологов, ученых, которые утверждают, что компьютер опасен для здоровья, так как он может способствовать развитию многих заболеваний – близорукости, аллергии, аутизма и других психических расстройств. А излучение, которое исходит от некоторых комплектующих компьютера, негативно сказывается на всем организме человека.

Ребенок и компьютерные игры

Отвечая на вопрос нужен ли ребенку компьютер, хочется отдельно сказать несколько слов о компьютерных играх. Сейчас в продаже можно найти массу различных компьютерных игр разных жанров и направлений. При этом производитель качественной компьютерной игры дает четкие рекомендации, с какого возраста разрешена та или иная игрушка. Поэтому если вы не против того, чтобы ваш малыш играл в компьютерные игры, покупайте ему их самостоятельно. При желании можно найти много развивающих «игрушек», с помощью которых ребенок сможет конструировать, различать животных, изучать языки и т. д.

Это все конечно так, но возможно ли отменить целый мир, если он уже существует? Да и во всем нужно знать меру. Если использовать компьютер только как развлечение для ребенка, то умная машина принесет мало пользы для образования и развития мышления ребенка. Однако если персональный компьютер использовать с целью познания всего мира и как источник новой информации, то общение ребенка с компьютером будет приносить только пользу. Что же касается излучения, то оно исходит практически от всех электрических бытовых приборов. А в последние годы появились мониторы нового поколения, которые не имеют столь негативного излучения, поэтому компьютер дает меньше излучения, чем телевизор, мобильный телефон или холодильник.

Отвечая на вопрос, нужен ли ребенку компьютер, стоит заметить, что степень оказываемого влияния «умной машины» на растущий организм во многом зависит от родителей. Ведь при разумном обращении с компьютером, он может стать отличным учебным пособием для ребенка. С помощью компьютерных программ можно научиться считать и читать, изучать языки, тренировать память, развивать логическое мышление. Многим детям очень нравится, когда родители оставляют напоминалки о важных поручениях в компьютере. Поверьте, это куда веселее, чем невзрачные, скучные записки, весящие на холодильнике.

Нужен ли ребенку компьютер – это вопрос, волнует практически всех родителей, имеющих детей. И не напрасно этот вопрос в каждой семье стоит достаточно остро. Дело в том, что компьютер может стать неисчерпаемым источником разной информации. Причем знания, полученные с помощью компьютера из интернета, могут быть как полезными, так и вредными. Например, во всемирной сети существует много полезных сайтов для детей любых возрастов о природе, о культуре и истории, о живописи, но в то же время в интернете существует множество порнографических сайтов, сайтов, посвященных терроризму и экстремизму, а также суицидам. Кроме того, на том же Youtube можно посмотреть массу роликов с детским насилием. Поэтому, задумываясь над тем, нужен ли ребенку компьютер, стоит подумать и о том, как оградить свое чадо от вредной и негативной информации.

Очень важно, чтобы общение ребенка с компьютером проходило в присутствии родителей. Например, если кроха задает вопрос, как дышат лягушки, вы вместе с ним можете найти ответ на этот вопрос в интернете. А когда ребенок хорошо освоит первые навыки пользования компьютером, можно приступать к изучению азов таких программ как Photoshop и Flash-анимация, которые в дальнейшем могут пригодиться вашему чаду. Если ваш ребенок увлекается рисованием или музыкой, то с помощью специальных приставок можно научить ребенка рисовать на компьютере или сочинять и записывать музыку. В общем, компьютер открывает широкие возможности для всестороннего развития человека.

С какого возраста разрешать ребенку садиться за компьютер

Размышляя над тем нужен ли ребенку компьютер, необходимо сказать и о том, с какого возраста лучше начинать общение ребенка с компьютером.

Многие родители считают, что сажать ребенка за компьютер в год или 2 просто нелепо. И они правы. В этом нежном возрасте для ребенка являются приоритетными двигательные навыки, а также навыки обращения с предметами. Именно благодаря хорошей моторике и психоэмоциональному развитию впоследствии определяются интеллектуальные способности ребенка. Поэтому все должно происходить в свое время.

Еще одним критерием, определяющим время для знакомства ребенка с компьютером, является здоровье малыша. Дело в том, что неврологи и офтальмологи детям до трех лет вообще не рекомендуют смотреть телевизор или сидеть за компьютером. До 4-6 лет у детей интенсивно развивается зрительная функция, в связи с чем в это время не следует сильно перегружать глаза ребенка. Поэтому идеальным возрастом, когда возможно начинать знакомство ребенка с компьютером, считается 5 лет, да и то при наличии хорошего монитора и только под присмотром родителей.

Нужен ли компьютер малышу

Информации о пользе и негативном влиянии использования различных гаджетов много, но как разобраться в ней? Когда и как познакомить ребенка с компьютером и не допустить зависимости от такого времяпровождения? Нужно ли вообще знакомить малыша с компьютерной техникой до школы? Давайте рассмотрим основные вопросы, связанные с применением информационных технологий в жизни дошкольника.

Содержание:

В каком возрасте стоит познакомить с компьютером

Одним из самых обсуждаемых вопросов является возрастная норма знакомства ребенка с компьютером.

Психологи, педагоги и многие другие специалисты сходятся во мнении, что обучать кроху самостоятельной работе на компьютере не стоит раньше 5–6 лет. Но показывать некоторые фильмы или искать информацию в электронном виде можно предложить раньше с соблюдением режима пользования и тщательным контролем за качеством предлагаемой информации.

Как быть, если работа связана с компьютером, и малыш видит, как вы им пользуетесь и просит показать, научить? В таком случае рекомендуется рассказать, что вы делаете, объяснить суть вашей работы, но если вы или члены ближайшего окружения малыша любят поиграть в онлайн или офлайн-игры — оградите ребенка максимально от такого знакомства.

Вводить компьютер в жизнь ребенка рекомендуют постепенно, показывая его положительные стороны и стараясь оградить от ненужной информации. Условно знакомство с гаджетами делится на несколько периодов, в которых ребенок будет знакомиться с разными сторонами возможностей интернета и компьютера.

Положительное влияние от знакомства с компьютером

Благоприятные стороны использования компьютерной техники у детей дошкольного возраста наблюдаются при соблюдении правил пользования. Игнорирование или несоблюдение временных ограничений превращают достоинства в недостатки и ведут к противоположным результатам.

Если родители следят, что делает ребенок за компьютером, соблюдают временной режим, то наблюдаются следующие полезные стороны знакомства с компьютером:

  • Доступность обучающей информации. Большое количество разнообразных материалов для развития ребенка;
  • Возможность найти идеи для досуга и творчества. При помощи компьютера удобно находить интересные занятия, веселые игры и т. д.;
  • Развитие разнообразных навыков у ребенка. Используя специальные детские программы по возрасту, малыш тренирует логику, внимание, память. Некоторые виды занятий позволяют развивать аналитическое мышление, умение обобщать и классифицировать;
  • Расширение эмоциональной сферы ребенка. При помощи современных технологий удобно показывать и давать слушать музыкальные произведения, постановки;
  • Улучшение взаимоотношений в семье. Совместный поиск ответов, просмотр обучающих роликов или изучение нового материала позволяют сблизиться с ребенком, дать ему ощущение собственной важности.

Негативное влияние компьютера

При несоблюдении правил пользования компьютерной техникой: отсутствие временных рамок, контроля контента, несоблюдение правильного положения тела, слишком раннее знакомство могут проявиться нежелательные последствия. Чаще всего встречаются:

  • Нарушение зрения, осанки, психики;
  • Снижение потребности в общении с близкими и другими людьми;
  • Отклонения в поведении, агрессия и необоснованные страхи;
  • Снижение познавательной активности, восприятия;
  • Компьютерная зависимость.

Для чего использовать компьютер?

Период знакомства с компьютером может предполагать под собой несколько вариантов:

  • Просмотр развивающих роликов, мультиков и другого обучающего материала.
  • Использование компьютера в качестве советчика или энциклопедии.
  • Изучение непосредственно устройства и принципов действия электронных систем.

Каждый из этих периодов имеет свои ограничения и особенности применения у детей дошкольного возраста, нарушение установленных норм влечет за собой негативные последствия. Давайте рассмотрим эти периоды и особенности их применения.

Использование компьютера для просмотра развивающих роликов, мультфильмов и другого материала

Как некий помощник маме, способный донести информацию, познакомить с окружающим миром компьютер возможно начитать использовать уже с 2-х лет. Предлагая необходимые для обучения ролики или мультфильмы, предварительно нужно подобрать необходимый материал.

Принимая решение познакомить с гаджетом или компьютером, стоит помнить несколько правил:

  • Движение прежде всего. Возраст от 2 до 4 лет — время развития двигательной системы, мелкой моторики и формирования основных когнитивных способностей крохи, 98% времени бодрствования малыш должен свободно двигаться, познавать и играть в подвижные игры;
  • Временные ограничения. Показывать обучающий ролик и мультфильм в этом возрасте стоит не более 5–10 минут, после чего ребенку необходимо дать время для подвижной игры. Рекомендуют использовать такой вид обучения не чаще трех раз в неделю;
  • Осторожность. Вводить новый материал желательно осторожно, предварительно отбирая. Неплохо, чтобы оградить малыша от нежелательного контента, скачивать необходимое, а не запускать непосредственно из интернета.

Использование компьютера в качестве советчика или энциклопедии

В 4 года покажите малышу, что компьютер используется для поиска необходимой информации. Вместе с ним ищите ответы на каверзные вопросы. Но полезнее, если до знакомства с возможностями интернета, вы покажите крохе, как искать ответы в книгах, сводите его в библиотеку.

Интернет предоставляет огромное количество разнообразной информации очень быстро, не давая необходимого времени на обдумывание вопроса, поиска самостоятельного решения. Не рекомендуется маленьким детям снижать активный поиск ответов на вопросы по времени. Хорошо, если малыш вначале попробует самостоятельно придумать ответ или четко сформулирует, что именно нужно искать. Поиск ответов на вопросы через интернет должен соответствовать некоторым требованиям:

  • Четкость запроса. Чтобы не искать необходимую информацию долго, просматривая огромное количество сайтов, постарайтесь вместе с ребенком четко понять, что именно его интересует. Например, если он хочет узнать, как спит верблюд, то именно такой запрос рекомендуется отправлять. Когда вы просто напишете «верблюд», поиск вам выдаст большое количество информации, связанной с этим животным, но просмотрев большинство предложенных страниц, вы не сможете найти ответ на интересующий вопрос. Малыш, видя такое огромное количество данных, может растеряться, у него возникнет еще больше дополнительных вопросов;
  • Проверенные сайты. Поиск ответов вместе с ребенком рекомендуют проводить на проверенных сайтах, в энциклопедиях. Просматривая незнакомые страницы, можно наткнуться на нежелательный контент. К сожалению, интернет наполнен большим количеством рекламы эротического, насильственного плана. Если найти нужную информацию в проверенном источнике не удается, воспользуйтесь блокиратором рекламы. Рассчитанная на взрослого человека рекламная продукция, своей яркой картинкой привлечет внимание крохи и вам будет сложно объяснить увиденное, противостоять нежелательным последствиям;
  • Сначала книги, потом интернет. Для формирования любви к учебе, сохранения любознательности на высоком уровне, развития всех необходимых навыков и знаний рекомендуется с маленького возраста приучать малыша к книге. Воспитывать любовь к чтению, интерес к такому виду получения информации. Рекомендуется обращаться за ответами на вопросы маленьких почемучек к интернету только в крайнем случае, когда не удалось найти в книге.

Обратите внимание на вопросы, которые задает ребенок. Они возникают из повседневной жизни, полученного опыта. Иногда кажется, что вопрос очень сложный. Но, начав разбираться, откуда он появился, становится понятен интерес, открываются истинные мотивы, смысл. Чаще всего сложность возникает из-за неумения правильно и четко сформулировать свою мысль, некоторых проблем с произношением. Чаще всего крохе хватит простого объяснения на уровне любителя.

Изучение устройства и принципов действия электронных систем.

В 5 лет познакомьте малыша с принципами устройства компьютеров. Расскажите, как работают программы, каким образом информация поступает на экран, покажите простейшие алгоритмы действий. Но делать это следует на уровне ребенка, не старайтесь донести ему сложный материал, который сами не понимаете. Если есть возможность, то сводите на обучающий мастер-класс или на занятия для дошкольников, посвященные этой тематике. Не страшно, если кроха узнает об этом и позже.

Почему так важно постепенно знакомить малыша с компьютерной техникой? Контролировать время его занятий, оберегать от лишней информации? Ответ прост. Дозированное пользование новыми технологиями несет за собой положительный опыт, а применение бесконтрольной работы ребенка за компьютером может нанести серьезный ущерб. Давайте посмотрим, какие хорошие и отрицательные стороны есть в использовании различных гаджетов, интернета для малышей.

Чем занять ребенка за компьютером

Из огромного количества информации, которая размещена в интернете и доступна для ребенка, остановите свой выбор на развивающих и обучающих материалах:

  • Мультфильмы по возрасту;
  • Обучающие видеоролики. Для детей младшего дошкольного возраста неплохо предлагать ролики, созданные по методике Глена Домана, дошкольникам старшей возрастной группы — творческие мастер-классы, разработки педагогических коллективов и специализированные развивающие сайты;
  • Поиск ответа на интересующий вопрос. Изучение информации при помощи энциклопедий и справочников;
  • Просмотр фотографий и видео с изображением событий из жизни крохи и его родителей;
  • Рисование при помощи компьютерной мыши или пальчиком в специальных программах;
  • Развивающие и обучающие онлайн игры по возрасту. Этот вид желательно применять с детьми старше 4-х лет и особое внимание обращать на содержательную сторону такого продукта. Не рекомендуются игры с необходимостью применять жестокость (бить кота, искать способ, как навредить), содержащие недопустимую рекламу или двойной смысл, выделение гендерных отличий или других особенностей людей.

Ребенок и компьютер

Современную жизнь сложно представит без компьютера. С раннего возраста наши дети учатся, играют и развиваются вместе с компьютером. Если вы еще не купили своему ребенку компьютер, то этот день не за горами.

Самая большая проблема компьютера, как, впрочем, и его достоинство, в его бесконечной увлекательности. И важно соблюдать элементарные правила, чтобы не испортить зрение и не искривить позвоночник.

1. Когда же можно ребенку купить компьютер.

Ребенку можно купить компьютер уже в 7-8 лет. Именно в это время дети активно постигают мир, и тут компьютер может помочь в развитии определенных навыков. Психологи, к примеру, отмечают, что работа на компьютере развивает навык концентрации внимания. В обучающих играх нужно быстро принимать решения и тут же их оценивать, а быстрая смена действий учит не только сосредотачиваться на чем-то одном, но и очень быстро переключаться с одного действия на другое. Правда, как обычно, от пользы до вреда – один шаг: умеренное пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. Поэтому очень важно, сколько времени ребенок проводит за компьютером.

2. Сколько времени можно позволять ребенку сидеть за компьютером.

В этом вопросе вы должны проявить настойчивость и непреклонность, как при дозировке лекарств. Время занятий за компьютером должно быть определено вами сразу. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут – и то не каждый день. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение составляет 30-40 минут в день. В 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-полутора.

3. Как правильно обустроить компьютерное место.

Важно, чтобы на монитор не попадал прямой солнечный свет и не падали блики от лампы. Лучше расположить его в углу или так, чтобы задняя поверхность упиралась в стену. Но при этом не забывайте о том, что компьютерное место должно быть хорошо освещено. Медики рекомендуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку, поэтому постарайтесь не закрывать весь пол в детской паласом или ковром. Полезно также завести в комнате аквариум (гораздо полезнее, чем “мифический” кактус у монитора). И не забывайте почаще проветривать комнату маленького компьютерщика.

4. Как правильно сидеть за компьютером.

Не забудьте о том, что за компьютером будет сидеть ребенок, а не взрослый, поэтому размеры компьютерного стола и стула должны соответствовать его росту. Лучше всего для этого подойдет растущая парта трансформер и растущий эргономичный стул. Такая мебель настраивается под рост ребенка и позволяет создать условия для правильной посадки и правильного развития осанки ребенка. Большинство моделей оснащены задними приставками под монитор. Разместив на такой полке монитор вы сохраните ребенку зрение, т.к. она позволяет соблюсти рекомендуемое врачами расстояние до монитора (50-60 см от глаз ребенка). Также рекомендуются расположить монитор под углом 20-30 градусов по отношению к центру дисплея, т.е. взгляд должен падать немного сверху вниз.

5. Как обезопасить драгоценные глаза ребенка.

Самая большая нагрузка приходится на глаза сидящего за компьютером. Поэтому очень важно обезопасить ребенка от излишнего утомления глаз. Кроме выполнения специальной гимнастики позаботьтесь и о том, чтобы, глядя в монитор, детские глаза не страдали от слишком ярких цветов экранной картинки. “Поколдуйте” сами или попросите прямо при покупке компьютера, чтобы вам украсили “рабочий стол” монитора картинкой спокойных (лучше всего зеленых) тонов. А также не поленитесь “поиграть” с настройками монитора: отрегулируйте яркость и контрастность так, чтобы лично вам было максимально комфортно. Если у вас не жидкокристаллический монитор, то ОБЯЗАТЕЛЬНО проследите за тем, чтобы частота обновления экрана была максимальной (не менее 85, а в идеале – 100 и более герц).

Гимнастика для глаз

  • 1. Не поворачивая головы (голова прямо), делайте медленные круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону. Затем посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.
  • 2. Голову держите прямо. Поморгайте, не напрягая мышцы глаз, считая до 10. Не поворачивая головы с закрытыми глазами посмотрите направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднимите глаза вверх на счет 1-4, опустите вниз на счет 1-4 и переведите взгляд прямо на счет 1-6. Повторяйте упражнение 4-5 раз.
  • 3. Посмотрите на кончик носа на счет 1-4, а потом переведите взгляд вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.
  • 4. Проследите глазами за рукой, медленно опуская, а затем медленно поднимая ее на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторите 10-12 раз, меняя руки.
  • 5. Закройте глаза. Подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливайте на верхние веки по 2-3 секунды. Затем просто посидите с закрытыми глазами еще 2-3 секунды. Повторите 3-4 раза.
  • 6. На счет 1-4 закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскройте глаза и посмотрите вдаль. Повторите 4-5 раз.
  • 7. Поставьте большой палец правой руки перед глазами посередине на расстоянии 25-30 см от глаз. Посмотрите на него двумя глазами 3-5 секунд, правым глазом (закрыть левый) 3-5 секунды, снова двумя, левым глазом (закрыть правый) и опять двумя глазами по 3-5 секунд. Затем смените руку. Повторите цикл 2-3 раза.

На вопросы отвечает Тамара Борисовна Малых, старший научный сотрудник Психологического института РАО, руководитель интернет-проекта “Родитель.ru”

С какого возраста лучше начинать знакомство ребенка с компьютером?

Если малыш уже хорошо читает, хорошо разговаривает, то он может раскрашивать раскраски на компьютере, играть в паззлы. Четких ограничений нет. Можно понемножечку давать ребенку играть на компьютере, однако обычные, настольные, игры, конечно, предпочтительнее. Многие программы формально имитируют то, что можно сделать на бумаге. Существует даже миф о том, что с помощью компьютерной мышки возможно развивать у детей мелкую моторику. Лучше не попадаться на такую рекламу, а играть в самые обыкновенные игры.

Представляет ли компьютер какую-то угрозу для ребенка?

Компьютер зачастую становится поводом для всяких “страшилок”. И не всем из них нужно верить. Хотя, конечно, компьютер оказывает воздействие на здоровье, в частности на глаза. Наши глаза напрямую связаны с мозгом, и зрительное утомление сразу сказывается на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому если вы чувствуете, что ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места. Другая опасность связана с тем, что дети начинают меньше читать, предпочитая визуальные источники информации. А умение читать для ребенка намного важнее, поскольку при этом задействуется другое полушарие мозга: читая, мы сами воображаем, а воображение, как известно, это основа любого творчества. Если ребенок много времени проводит за компьютером и мало читает – это очень тревожный знак. Надо попытаться увлечь его книжкой.

А чем компьютер может помочь ребенку?

Во-первых, он подсказывает некий путь развития способностей ребенка. Компьютер может и пробудить творческие способности, причем совершенно неожиданно. Одни дети, к примеру, начинают быстрее изучать языки, другие – рисовать на компьютере, да так, что не верится, что это детские рисунки. Во-вторых, это очень хороший способ самообразования, развития навыков самостоятельного мышления. Зачастую в школе ребенок этого лишен. А при работе с компьютером ему часто приходится принимать собственные решения, результаты которых он видит сразу.
Еще одно поле деятельности для ребенка – интернет, который может стать хорошей школой общения: там ребенок может общаться на полном серьезе со взрослыми, публиковать какие-то свои работы, получать на них отклики.

Проблема – как оторвать подростка от компьютера?

Во-первых, если подросток очень много времени проводит за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Очень часто дети уходят в компьютер, потому что им трудно общаться с домашними. Хотя, конечно, это не всегда так. И чтобы оторвать его от компьютера, лучше всего переключить его внимание на другое дело. Очень хорошо увлечь ребенка спортом, найти ему подвижное хобби. Не нужно показывать свое раздражение, если он, допустим, слишком долго по ночам играет в игры. Гораздо эффективнее – доступно объяснить ему, что такое биоритмы, что каждый орган работает наиболее активно в определенное время. Если обойтись без давления и понятно объяснить, почему вредно долго сидеть за компьютером, уверяю, ребенок запомнит это на всю оставшуюся жизнь.

Нужен ли ребенку свой, отдельный компьютер?

Да, это может иметь хороший психологический эффект. Ребенок потихоньку научится что-то переустанавливать, менять, понимать, что происходит с техникой, может завести свои творческие проекты. Все это может очень пригодиться ему в будущем. Свой компьютер – это, можно сказать, личное, интимное пространство, и оно необходимо.

Что можно посоветовать родителям?

Не бояться компьютера в детской. Компьютер уже проник в нашу жизнь. Техника стремительно развивается, и с самыми последними достижениями дети встречаются первыми.

Читайте также:  Прогулки с новорожденным ребенком, на улице, на балконе, в слинге
Ссылка на основную публикацию