Ребенок устает в школе, как восстановить внутренний ресурс ребенка?

Ребенок устает в школе: причины и план действий

Ваш маленький ученик приходит после школы вялый и жалуется на усталость?

Если это происходит чаще раза в месяц, стоит обратить внимание на его здоровье.

Многие родители считают, что ребенок просто не хочет идти в школу, поэтому придумывает отговорки об усталости.

Врачи же рекомендуют тщательно следить за самочувствием школьника и вовремя его корректирровать, потому что, согласно исследованиям, всего лишь 3% выпускников заканчивают школу без каких-либо патологий.

Причин ухудшения детского здоровья довольно много. Отразиться на самочувствии могут как объективные факторы (плохая экология, снижение иммунитета и т.д.), так и субъективные (несбалансированное питание, неправильный режим дня, сильные учебные нагрузки, низкая физическая активность). И если с объективными причинами справиться довольно сложно, то устранить субъективные – вам под силу.

Перегрузка в школе

Современная система образования стремится сделать из каждого ребенка гения, постоянно добавляя новшества в школьную программу. Родители лишь усугубляют ситуацию несколькими кружками и секциями в расписании отпрыска. Чрезмерные нагрузки могут привести к стрессам, неврозам, негативно отразиться на общем психическом и физическом состоянии школьника.

Врачи доказали, что существует прямая связь между количеством хронических заболеваний, приобретенных в школе, и интенсивностью учебной программы. Помните, что режим школьника нужно правильно организовывать, у него обязательно должно быть свободное время. Пусть кружки и секции ребенок выбирает сам, чтобы они эмоционально заряжали его.

Светлана Подорожняк, психолог: «Часто дети очень быстро устают в школе из-за того, что их слишком рано туда отдали. Ребенок может быть не готов к учебе даже физиологически. Проверить это можно, попросив его проставить точки в клеточки. В норме ребенок за минуту проставляет 70 точек. Если результат ниже, то кости его руки еще не готовы к такой нагрузке. К тому же, к моменту поступления в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 вверху и 2 внизу. Биологическая неготовность к школе приводит к тяжелой адаптации, когда ученик быстро утомляется и не справляется с заданиями. Дальше он может даже начать ненавидеть школу».

Школьные болезни

Довольно часто у детей с поступлением в школу появляются: нарушение работы пищеварительной системы (гастрит), проблемы со зрением (близорукость) и искривление позвоночника (сколиоз).

Причиной гастрита является несбалансированное и нерегулярное питание ребенка во время учебного года. Вы, конечно, можете проконтролировать завтрак дома, но вот рацион дня – практически невозможно. Кто мешает ему на переменке сбегать за чипсами вместо предложенного в обед «невкусного супа»? Поэтому родителям важно донести до своего сорванца, насколько важны для его здоровья и самочувствия именно эти «невкусный суп» или каша. Ограничьте карманные деньги ребенка до минимума, оплачивайте обеды в школе заранее, на ужин готовьте побольше овощей, кисломолочной продукции и поменьше жирной и тяжелой пищи.

Ухудшение зрения влечет за собой головные боли, усталость, снижение внимания. Нужно снижать нагрузку на глазные мышцы за счет вредного телевизора или компьютерных игр. Позаботьтесь о том, чтобы уроки ребенок делал в хорошо освещенном месте, не читал лежа и чередовал зрительные нагрузки с физическими (дадут отдых глазам). Время перед компьютером и телевизором ограничьте до 30-60 минут в день, кормите своего маленького ученика морковкой, рыбой, творогом, капустой, красными ягодами, зеленью. Также следите за осанкой во время домашнего задания, ведь неправильное положение тела тоже может снизить зрение.

Сколиоз, который приобретают в школе многие дети, касается не только эстетической или психологической проблемы, но и физической. Только правильное положение тела, при котором мышцы напрягаются оптимально, способствует нормальной работе внутренних органов. Поэтому так важно следить за тем, в каком положении ребенок сидит, выполняя домашнюю работу, или за компьютером. Выберите ему подходящий стол и стул.

Что касается осанки во время ходьбы – подскажите ребенку, в каком положении должно находиться тело. Ежедневно проделывайте одно упражнение: прислоните школьника к стене, прижмите к ней одновременно пятки, икры, ягодицы, лопатки и затылок. Занимайтесь зарядкой для укрепления мышц спины – тело само будет подсказывать ребенку, как ему удобнее держаться. Если же ребенок будет сутулиться, то организм будет испытывать недостаток кислорода – отсюда и быстрая утомляемость, и снижение скорости мышления.

Мамочка-форумчанка Инга рассказывает: «Моя дочь абсолютно не хочет учиться. Говорит, что сильно устает, ничего не запоминает, болеет постоянно. Ленивая стала какая-то. Я даже не знаю, что с ней делать. Может, витамины какие попить?».

Мама Вера считает так: «Если ребенок устает, значит нужно сменить режим и приобщить ребенка к спорту и частым прогулкам. Пересмотрите рацион, может, вы дочу свою перекармливаете или ей не хватает фруктов-овощей. К сожалению, нет волшебных витаминов, которые могли бы сразу наладить здоровье и самочувствие ребенка».

Иммунитет

Крепкий иммунитет позволит ребенку сохранить активность и бодрость духа. Чтобы поддерживать свой организм в тонусе, нужно заниматься спортом и принимать поливитамины.

Укрепят иммунитет и полезные продукты. Недостаток определенных микроэлементов замедляет мозговую деятельность, снижает внимание и ухудшает оценки в школе. Замените сладости на фрукты, обеспечьте ребенку достаточное количество белка, омега-3 жирных кислот, йода (все это есть в рыбе). Следите за тем, чтобы ребенок выпивал не меньше 1,5 литра воды в день.

Помните, что от вас зависит то, каким вырастет Ваш ребенок. Уделяйте ему как можно больше времени, интересуйтесь его проблемами и не откладывайте их решение «на потом». Через несколько лет проблема лишь усугубится, и справиться с ней будет гораздо сложнее.

Следите за здоровьем своего школьника – тогда он будет бодрым и здоровым, а хорошие оценки станут его постоянными спутниками.

Внутренний ребенок. Как восстановить с ним связь и исцелить?

Просмотров: 3 814 | Апр 16, 2019 | Нет комментариев

«Держи за руку ребенка, который живет в твоей душе. Для этого ребенка нет ничего невозможного» Пауло Коэльо

Внутренний ребенок — это «эхо» того ребенка, которым ты когда-то был(а). У каждого из нас своя история, мы росли и взрослели, на нас влияли события и окружающие значимые взрослые. Наш внутренний ребенок сохранил воспоминания обо всем этом. Как понять, что внутренний ребенок травмирован или «страдает»? Как наладить с ним связь и исцелить? Обсудим это в статье.

Внутренний ребенок — неотъемлемая часть нашей личности, которая символизирует открытость, творческий потенциал, искреннее удивление, интерес и тягу к новому, умение наслаждаться моментом и радоваться жизни .

И с этой частью подсознания можно находиться «на связи», а можно отрицать, игнорировать или просто не знать, как начать с ней общаться. Во втором случае ощущается «беспричинное» недовольство, скука и апатия, опустошенность .

Внутри каждого из нас живет маленький ребенок, который символизирует открытость, творческий потенциал, искреннее удивление, интерес и тягу к новому, умение наслаждаться моментом и радоваться жизни.

До 6 лет мозг каждого ребенка функционирует, в основном, на тета-волнах. Эти частоты очень «восприимчивы», поэтому все, что происходило в детском возрасте, оказывает глубокое влияние на тебя во взрослом состоянии.

В детстве, в зависимости от обстановки вокруг, у тебя сформировались «незрелые» и необъективные понятия о том, каким ты «должен/должна» быть, что «должен/должна» делать, чтобы получить любовь и внимание от взрослых и т.д. По мере взросления эти убеждения укреплялись, сформировав сценарий того, какой «должна» быть твоя жизнь.

Детские убеждения, выводы, суждения и жизненные сценарии «переходят» во взрослую жизнь и управляют ей примерно на 80-90%. Внутренний ребенок живет в каждом из нас и хочет внимания, понимания, заботы и поддержки.

Что травмирует внутреннего ребенка?

Базовая потребность каждого ребенка — чувство безопасности. И сюда относится не только физическая безопасность, но также эмоциональная и психологическая.

Когда ребенок растет и воспитывается в безопасности, то он:

  • чувствует любовь и близость с членами своей семьи (особенно с родителями);
  • осознает и учится защищать свои физические и эмоциональные границы;
  • ощущает глубокую связь со своим «внутренним Я».

Но многие в детстве ощущали себя небезопасно. И в этом не стоит винить своих родителей или значимых взрослых. Злость, обиды, чувство несправедливости только усилят ту боль, которую может чувствовать внутренний ребенок.

Что иногда происходит с детьми:

  • родители/взрослые учат, что «не стоит иметь или высказывать собственное мнение», а в случае «неповиновения» наказывают;
  • ребенку не разрешают показывать сильные эмоции — неважно, гнев или бурную радость;
  • ребенка стыдят или оскорбляют наедине или перед другими людьми;
  • в семье практикуется физическое наказание;
  • родители обвиняют детей в своем несчастье, плохом настроении или «неудачной жизни» в целом ( «если бы ты…., то я бы….» );
  • ребенка обделяют в объятиях, поцелуях, других проявлениях любви.

В результате ребенок получает физические, психологические или эмоциональные травмы, которые накладывают отпечаток на его дальнейшую жизнь. Взрослея, многие «забывают» об этих травмах, но внутренний ребенок остается раненым и травмированным.

Признаки того, что внутренний ребенок травмирован

Как понять, что твой внутренний ребенок травмирован и нуждается в исцелении? Обрати внимание на эти признаки:

  • у тебя низкая самооценка и самоуважение, ты не заботишься о себе, своем здоровье и теле;
  • ты игнорируешь свои эмоциональные потребности (например, в любви или близости);
  • ты подавляешь, прячешь свои эмоции и чувства;
  • ты не любишь себя и не знаешь, что такое любовь и доверие к себе;
  • у тебя есть зависимости, которые на время дают ложное чувство комфорта и безопасности;
  • ты не умеешь поддерживать здоровые, гармоничные, уважительные отношения с другими людьми;
  • ты не осознаешь и не умеешь обозначить/защитить свои личные границы;
  • тебе сложно «найти себя», понять и услышать свои истинные желания и цели;
  • ты слишком « много на себя берешь», чувствуешь ответственность за жизнь и счастье других людей;
  • твое поведение и мышление — нуждающееся и навязчивое;
  • и так далее.

Этот список можно продолжать и дальше. С внутренним ребенком часто связано много боли, которую важно исцелить.

Исцелив своего внутреннего ребенка и восстановив с ним связь, ты «вдруг» обнаружишь чудесные перемены :):

  • появятся жизненные силы, энергия, радость от каждого момента жизни;
  • ты почувствуешь в себе «скрытые» способности и умения;
  • твои отношения с другими людьми улучшатся;
  • ты углубишь связь с самим собой, начнешь любить, доверять и уважать себя.

Что можно сделать, чтобы помочь травмированному внутреннему ребенку?

Тот единственный человек, который может исцелить твоего внутреннего ребенка, — только ты сам(а)! Ты можешь наладить с ним связь и начать его любить, заботиться и поддерживать. Это поможет тебе освободиться от вины, стыда, страхов, ненависти, гнева, которые ты подсознательно носишь в себе долгие годы.

И вот 4 способа, которые помогут тебе сделать это.

  1. Вспомни себя в детстве. Посмотри свои детские фотографии, чтобы восстановить в памяти образ себя маленького(ой). Напомни себе о том, что ты был(а) замечательным и уникальным ребенком.
  2. Пообщайся со своим внутренним ребенком. Можешь сделать это мысленно или письменно на бумаге. Скажи этой маленькой девочке (или мальчику) о том, что она любима, и ты будешь заботиться о ней. Скажи ей (ему), что она ничего и никому не должна, ей не нужно чувствовать стыд или чувство вины. Скажи, что гордишься ей(им), и что она особенная.
  3. Регулярно узнавай о желаниях и чувствах своего внутреннего ребенка. Спрашивай у своего внутреннего ребенка, что он (она) чувствует в данный момент и чего хочет. Представь, что вы сидите рядом, и ты обнимаешь его(ее). Скажи ей(ему), что его чувства важны для тебя.
  4. Разреши себе заниматься тем, чем ты любил(а) заниматься в детстве. Вспомни, что доставляло тебе наибольшую радость и удовольствие. И регулярно уделяй время для этих занятий. Это могут быть занятия творчеством или любые другие
Читайте также:  Если Ребенок дерется - что делать?, ребенок начинает драться

А также я предлагаю тебе сделать мощную вибрационную медитацию «Исцеление внутреннего ребенка» . С помощью медитации ты:

  • восстановишь целостность и глубокую связь со своим внутренним ребенком
  • освободишься от детских обид и «закрытых» глубоко внутри переживаний
  • наполнишься Любовью, уважением и доверием к самому себе
  • почувствуешь счастье, спокойствие, гармонию и наслаждение жизнью
  • пробудишь в себе творческие способности, искреннюю радость и способность жить «здесь и сейчас».

А в комментариях предлагаю обсудить — в каких отношениях со своим внутренним ребенком ты находишься?

Что делать если ребенок устает в школе — советы для родителей

Доброго времени суток уважаемый читатель! О чем забывают многие родители, когда ребенок начинает посещать школу? О том, что детям тоже свойственно уставать. Казалось бы, это естественное явление, но именно его упускают из вида взрослые, когда составляют график дня для собственного чада.

Школа, продленка, а потом еще пару секций и домашнее задание, после такого графика немудрено, что ваш сын закатит вечером истерику, будет плаксивым или начнет вести себя дерзко. Чтобы ребенок не испытывал постоянного дискомфорта в учебном году, мог полноценно восстанавливать силы после школы, стоит придерживаться простых правил.

Правильный график

Составляйте график посещения дополнительных занятий, а также всего дня, правильно. Учитывайте, как бы не хотел ваш мальчик или девочка посещать 5 секций в неделю, надо соизмерять это с реальными возможностями.

Также вам может быть интересна эта статья: Ребенок не хочет учиться — что делать

Ограничивать количество дополнительных занятий должен взрослый человек, который уже может оценить затраты времени. Ребенок в силу собственного возраста с такой задачей справиться просто не может. Нервная беготня с одной секции на другую не пойдут на пользу ни чаду, ни его родителям. Ребенок должен еще с раннего возраста научиться распоряжаться свободным временем самостоятельно.

График дня забитый под завязку не оставляет школьнику право выбора. Если родителям кажется, что чадо вечером после секций еще полон сил – это может быть ошибочным мнением. Раздражительность, возбуждение или безразличие, тревожность, которые становятся ежедневным явлением, не являются хорошими чувствами для любого человека.

Составьте график вашего школьника, опираясь на границы ресурсов ребенка. Взвесьте и оцените возможности всей семьи, выберите те секции, которые будут не только необходимы ребенку, но при этом доставят ему радость и удовольствие.

Чередуйте занятий по интеллектуальной и двигательной деятельности. Опирайтесь на вкусы и предпочтения школьника, вместе составьте письменный график на каждый день, чтобы наглядно видеть сколько у ребенка есть свободного времени.

Близость

Несмотря на то, что сын или дочь начинает посещать школу, он по-прежнему остается вашим ребенком, которому крайне важна близость с родителями. Не надо отталкивать от себя чадо, вспомните, как еще несколько лет назад он сидел на коленях, вы обнимали его, целовали.

Сейчас телесная близость важна не меньше, чем раньше. Гладьте вашего ребенка, целуйте его, щекочете, разрешайте полежать, а иногда, и поспать с вами в одной постели. Напитавшись близостью с мамой ребенок получит заряд энергии на целый день.

Разрешите расслабиться

Странно слышать от родителей фразы, что с началом школы ребенок должен «проститься с детством», сказать «до свидания» игрушкам и развлечениям, в один миг сделаться серьезным и ответственным. Не надо забывать, что школьник – это тот же ребенок, которому просто необходимо расслабляться. Речь идет не о пользовании гаджетами, лучше если они будут использоваться чадом дозированно.

Покажите ребенку, что расслабляться можно иными способами – смотреть на птиц в небе, бросать камушки в лужу, кормить уток в парке, слушать музыку и танцевать под нее, рисовать все, что угодно душе.

Радуйтесь с ребенком от всей души, простым, возможно бессодержательным, но таким важным действиям. Регулярное «ничегонеделание» даст возможность сделать паузу от школы, вздохнуть полной грудью и почувствовать радость от жизни.

Фокусируйте внимание

Одним из важных пунктов, который поможет вам в работе с ребенком на протяжении школьного года и не только, является удерживание детского внимания. Научитесь завладевать им так, чтобы чадо максимально хотел вас слушать и слышал то, что вы ему говорите.

Для этого избегайте в разговорах длинных предложений, долгих нравоучений, старайтесь рассказывать ребенку информацию в интересной и доступной для его возраста форме. Учите чадо быстро переключать внимание, уметь концентрироваться на различных видах деятельности, для начала лучше делать это в игровой форме.

Контроль

У взрослых, к сожалению, часто бывает две крайности, либо тотальный контроль за учебным процессом ребенка, когда родители все досконально проверяют, либо полное перекладывание всего, что касается учебы, на самого школьника. Как известно, любая крайность – не является хорошей. Оптимальным вариантом станет помощь ребенку в организации школьной деятельности тогда, когда она действительно ему необходима.

Иногда ребенку просто важно присутствие взрослого в одной комнате, когда он садится делать уроки. Если действительно непонятен материал, нет ничего страшного, если мама или папа сядет рядом и поможет разобраться что к чему. Взрослым стоит установить ту тонкую границу, когда ребенок будет максимально делать все сам, но при этом не бояться обращаться за помощью к родителям, когда она действительно необходима.

Отношения в школе

Помимо помощи и поддержки ребенка вне школьного учреждения важно не забывать контролировать и то, что происходит с сыном или дочерью в самой школе. Уровень взаимоотношений с учителями и одноклассниками во многом определяет желание ребенка учиться.

Помогите наладить чаду контакт с детьми в школе, не критикуйте учителя дома и не осуждайте учебу дома, тогда желание идти учиться у ребенка будет присутствовать.

Придерживаясь этих простых советов вы сможете организовать школьный процесс, который будет комфортен для ребенка, а кроме того наладите грамотный отдых, помогающий восстановить силы. Всего вам доброго, до встречи в новых статьях!

Повышенная нагрузка в школе: как и чем помочь ребенку

Важно

Взрослые нередко жалуются на нехватку времени и с ностальгией вспоминают свое беззаботное дет­ство. На самом деле у современных школьников оно едва ли безоблачное. Так, специалисты отмечают, что одна из главных причин расстройства здоровья школьников – это так называемый стресс ограничения времени. За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза.

Соответственно, увеличился и объем домашних заданий. В дополнение к этому многие школьники посещают спортивные секции, музыкальную или художественную школу, различные кружки и факультативы. В итоге, чтобы все успеть, они вынуждены постоянно спешить, у них практически не остается времени, которое они могли бы посвятить отдыху или своим, не связанным с учебой, интересам.

Еще одна проблема – психологическое давление на школьников со стороны учителей и родителей. Нередко причиной стресса становятся завышенные требования по поводу оценок, спортивных достижений, успехов в музыкальной школе…

Итоги этого неутешительны. Согласно исследованиям физиологов, у 40% учеников начальных классов имеются признаки скрытых или явных неврозов. Среди подростков этот показатель доходит до 70%. И чем более «сильная» школа, чем интенсивнее ее учебная программа, тем процент выше.

Так, у школьников, обучающихся в школах с углубленным изучением одного или нескольких предметов, к концу учебной недели, четверти и года существенно ухудшается работоспособность.

Кстати

Серьезным фактором риска перенапряжения является низкая физическая активность современных детей. Сегодня ребенок все чаще проводит досуг не на прогулке, а перед экраном телевизора или компьютера. По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и средней школе дефицит активности у детей достигает 30–40%, у старшеклассников – 80%.

Нехватка движения плохо сказывается не только на физическом, но и на психологическом состоянии, ведь бегая, прыгая, играя в подвижные игры, просто гуляя на свежем воздухе, ребенок снимает внутреннее напряжение.

Маме на заметку

Существуют признаки, указывающие на то, что ребенок переутомлен и испытывает хроническое перенапряжение.

  • Он не сосредоточен. Садясь за домашнюю работу, долго не может на ней сконцентрироваться, а учителя жалуются, что он плохо слушает на уроках, вертится.
  • Вечером ребенок долго не может заснуть, хотя может ложиться позже положенного. Днем, наоборот, чувствует сонливость.
  • У ребенка плохой аппетит, он худеет. Так, в Москве, согласно статистике, до 60% первоклассников к концу первой четверти теряют в весе, хотя они растут и должны, наоборот, прибавлять килограммы.
  • Младшеклассник становится возбужденным, а подросток раздражен и грубит, у него наблюдаются частые перепады настроения.
  • У ребенка болит голова и периодически поднимается артериальное давление. Особенно к скачкам давления на фоне интеллектуальных перегрузок склонны девочки.

Если какие-то из данных симптомов не исчезают в течение 1,5–2 недель, нужно обратиться к врачу. Он может назначить препараты, помогающие организму своевременно восстанавливаться на фоне стресса, а также повышающие умственную работоспособность. Визит к доктору также необходим, потому что некоторые из проявлений усталости очень похожи на симптомы ряда соматических заболеваний, которые важно вовремя распознать.

SOS

Хроническая перегрузка нередко дает о себе знать простудами, которые ребенок «цепляет» одну за другой. Дело в том, что интеллектуальное переутомление снижает адаптационные возможности организма, в том числе и иммунной системы.

На фоне учебного стресса растет и количество хронических болезней. Среди них на первом месте заболевания органов дыхания и пищеварения, на втором – сердечно-сосудистые нарушения, на третьем – патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. По статистике, за время обучения количество детей, имеющих хронические заболевания, возрастает в два раза.

Памятка родителям

Мама и папа школьника мало могут влиять на то, как в школе ведутся уроки, сколько их в расписании, насколько строго спрашивает учитель. Однако в их власти следить за тем, чтобы ребенок избегал перегрузок дома и в свободное от школы время.

  • Следите за тем, чтобы ребенок не проводил много времени у компьютера, если этого не требует учебный процесс. В подростковом возрасте он не должен просиживать за монитором больше полутора часов. Детям до 8 лет разрешается пробыть у компьютера около 40 минут, детям младше 7 лет – не более 20 минут в день. Если за монитором нужно сидеть, выполняя задание по учебе, важно делать перерывы на 10 минут каждые полчаса.
  • Помогите сыну или дочери найти занятия по душе. Часто ребенка «грузят» занятиями в музыкальной или художественной школе, а он боится признаться, что ему они не нравятся. Пообщайтесь с ребенком, выясните, что ему интересно на самом деле и поощряйте его творческие стремления. Если человек чем-то по-настоящему увлечен, нагрузка переносится легче, и стрессовых ситуаций меньше. Но в любом случае желательно, чтобы дополнительные занятия заканчивались не позже чем в 19.00, иначе времени на отдых совсем не останется.
  • Следите, чтобы ребенок соблюдал режим дня: просыпался, ел, ложился спать в одно и то же время. На сон должно уходить не менее 8–9 часов в сутки.
  • Всегда старайтесь оказать ребенку поддержку. Поощряйте его успехи и не наказывайте при неудачах.
  • Старайтесь, чтобы ребенок больше двигался. Если он недостаточно спортивный и не занимается в секции, выбирайтесь с ним на пикники, в походы, на экскурсии. Физическая активность, смена вида деятельности и новые впечатления будут благотворно действовать на его нервную систему.
  • Уделите внимание питанию ребенка. В его меню должно быть достаточно полноценного белка (его мы получаем из нежирного мяса, рыбы, творога), сложных углеводов (содержатся в крупах, цельнозерновом хлебе), а также витаминов (черпаем из овощей, фруктов, ягод). Также для хорошей работы мозга необходимы жирные кислоты, входящие в состав жирной рыбы, нерафинированного растительного масла, орехов.
Читайте также:  Дети с аутизмом - просто немного другие

«АиФ» рекомендует

Чтобы ребенок меньше уставал при приготовлении домашнего задания, нужно взять на заметку несколько правил.

  • Садиться за домашнюю работу желательно в 15.00–16.00. В это время наблюдается естественный физиологический подъем работоспособности.
  • Перед тем как начать работу, желательно составить план, заранее подготовить все, что потребуется: учебники, тетради, канцелярские принадлежности.
  • Начинать лучше с того предмета, подготовка задания по которому требует больше всего сил. Также полезно чередовать задания по точным и гуманитарным наукам.
  • Рядом со столом, где ребенок выполняет домашнюю работу, не должно быть отвлекающих факторов: игрушек, включенного телевизора, компьютерных игр.
  • После 40–50 минут учебы нужно сделать перерыв на 10 минут. В это время можно попить воды, размяться, провести физкультминутку или выполнить гимнастику для глаз.
  • Во 2–3-м классе ребенок не должен посвящать приготовлению уроков более 1,5 часа, в 4–5-м классе – 2 часов, в 6–8-м – 2,5 часа, в 9–11-м классе – 3,5 часа.
Препараты
Препараты, применяющиеся при повышенных нагрузках

Помните, самолечение опасно для жизни, за консультацией по поводу применения любых лекарственных препаратов обращайтесь к врачу.

Устала от ребенка: что делать?

Аж мурашки по коже. Но отложим эмоции. Что объединяет эти образы?

Знакомьтесь, это наша материнская усталость! Вы лучше всех знаете разрушительную силу этого состояния.

покой только снится и, кажется, что жизнь проносится в суете и мимо;

ребенок, кажется, нарочно вас выводит из себя;

вы не помните, когда чувствовали себя свежей и беззаботной.

Усталость – это недостаток энергии, причин которой, грубо говоря, две:

неправильное восстановление энергии (отсутствие регулярного отдыха)

неправильное распоряжение энергией (получаем мало, тратим много и не на то).

Почему современные мамы так сильно устают?

Давайте посмотрим, какие причины невольно влияют на наше состояние:

– Повышенные требования к матерям

Слова родных, образы из соцсетей, телевидение и журналы строят определенный образ, какой должна быть современная мать. Например, молодая мама должна:

Уже через неделю после родов быть стройной и жизнерадостной.

Знать все современные тенденции в воспитании детей, не травмировать ребенка!

Не только грамотно лечить, но и проводить своевременную профилактику всех болезней, всех!

Развивать ребенка, ведь после трех, якобы, поздно! Регулярно играть в развивающие игры, читать ребенку только правильные книжки.

Заниматься собой! Ходить в спортзал, качать ягодицы, следить за кожей. Поддерживать разносторонние интересы.

Оставаться сексуально привлекательной женщиной: быть пылкой любовницей, интересной собеседницей, не надоедать мамскими темами.

Бать хорошей хозяйкой! Готовить что-то красивое по рецептам из инстаграма, создавать уют.

– Изоляция

Мы не знаем, что такое жить в большой семье. А ведь раньше дети всегда росли в больших семьях, где в воспитании участвовали не только мать, но и другие родственники. Но современная мать делает все, как правило, в одиночку и часто в изоляции от других взрослых.

– Мы – дочери своих матерей

Наши мамы жертвовали собой, делая все ТОЛЬКО ради других, отказываясь от своих интересов и потребностей. “Да я в твое время семерых вырастила без стиральных машин и памперсов” – популярный упрек. Мы считываем модель своих матерей и забываем следить за своим состоянием, часто доходя до истощения!

– Детоцентризм

Мы привыкли, что самое страшное в будущем – атака роботов. Но, боюсь, это атака инфантильных, эгоистичных, ничего не хотящих детей. Результат гипердемократичного воспитания, которое в наше время называют “нормой”.

– Психологическая культура в целом

В нашей культуре не принято обращать внимание на свое состояние, тем более женщинам. Не принято уважать свои эмоции. Не принято рассматривать свою психологическое состояние, как то, что нужно изучать и как то, о чем нужно заботиться.

Что значит “устала”, что значит, “плохо себя чувствуешь”? Надо, значит надо. “Соберись, тряпка!” И вместо того, чтобы отдохнуть или попросить о помощи, мама на автопилоте выполняет свой долг.

А еще принято терпеть. Терпеть дискомфорт. Особенно в малых дозах. Реагировать мы начинаем, только если дискомфорт доходит до уровня “больше не могу”. Вот тогда не грех демонстративно упасть у всех на виду без чувств. Как будто только полное истощение дает моральное право на передышку. А вот банальное желание отдохнуть – не аргумент.

Все эти причины создают сумасшедшую нагрузку, с которой не каждый полярник справится!

Как влияет материнская усталость на ребенка?

Людмила Петрановская в своих лекциях отмечает, что существует пирамида:

ресурс родителя => отношения с ребенком => состояние ребенка => поведение ребенка.

Если родитель в ресурсе, то он – доминирующий и заботливый взрослый. Ребенок считывает состояние родителя: с ним все в порядке, он в состоянии позаботиться о себе, обо мне, о безопасности, поэтому у ребенка автоматически включается программа “следования”.

Он рад слушаться, идти за взрослым и чувствует себя спокойно. Как только ресурс родителя истощается, когда ему плохо, он устал, расстроен или раздражен, ребенок ощущает: с этим взрослым небезопасно. Он не в состоянии позаботиться о себе, обо мне, о мире…

И следование “выключается” – стоит ли следовать за тем, на кого нельзя положиться? Ребенок переживает эту “небезопасность” как тревогу, которая и порождает плохое поведение.

Что делать, если нет сил и мама устала?

Ответ прост – заботиться о себе! Но на деле это не так просто, как на словах. Это большой труд!

Первый шаг – приучить себя оценивать свой ресурс. Так же, как мы оцениваем состояние холодильника и идем в магазин, когда продукты заканчиваются. Отслеживание своего ресурса поможет избежать срывов и истощения!

Второй шаг – исключить дефицитарные состояния, нарушения здоровья и депрессию.

Если вы уже ничего не хотите, вот совсем и по-честному – это особо тревожный симптом. Не исключено депрессивное состояние или нарушения в состоянии здоровья.

Если вы хотите одного – спать – это проявление физического истощения.

Нехватка сна и невозможность его наладить – огромная проблема большинства мам. Чтобы ее решить, необходимо:

найти способ, чтобы мама спала ночью

научиться просить о помощи

настроить ритуал отхода ко сну

работать над своим перфекционизмом

Как это сделать, я описала в отдельной статье. Обязательно прочтите ее, это поможет вам:

понять, насколько важен сон и как он влияет на общее состояние

перестать винить себя и обратиться к поискам решения проблемы

найти рекомендации, которые помогут вам вернуть сон и хорошее самочувствие!

Читать статью “Недосып у мам”

Третий шаг – научиться понимать, какие именно потребности не удовлетворены.

Если вы не знаете, чего хотите, но понимаете, что желание есть, тогда нужно применить другой прием. А именно самопознание. Уделите время тому, чтобы научиться прислушиваться к себе.

Для этого в течение дня время от времени задавайте себе такие вопросы:

Что именно меня так истощает/раздражает?

Какая моя потребность не удовлетворена?

Это не всегда просто, потому что иногда наши настоящие потребности наглухо закрыты большим количеством защит!

Скрытые причины усталости

Иногда ситуацию усугубляют “травмированные” потребности.

“Оля, опять ты про свой психоанализ!” – слышу я ваши стоны. Да, опять!

Есть такая хитрая штука в нашем бессознательном. Контакт с младенцем требует от нас быть взрослым, но в то же время пробуждает внутри у самих детское состояние. И дальше уже вопрос в том, кто как справляется с собственной уязвимостью.

Если в собственном детстве вы не получали достаточно поддержки, то это “раненое” состояние обязательно пробудится к жизни, и вы будете чувствовать, будто ребенок – большой, а вы – маленькая. Будто ребенок нападает на вас, “лишает” чего-то, снова и снова заставляя вас чувствовать себя с ним сейчас, когда тогда со своими родителями – неуверенным напуганным ребенком.

Например, одна моя клиентка жаловалась мне, что когда ребенок капризничает после школы, она очень расстраивается и злится. Это вызывает ощущение, что день насмарку, и она очень устает. Под вечер просто обессилена этими капризами.

Вроде бы все просто: “ребенок виноват”, “мотает маме нервы”.

Но мы начали разбираться, что именно так расстраивает и злит? Ведь капризы после школы вполне естественны – ребенок перевозбужден и уставший.

Мы выяснили, что в глубине души мама не хочет забирать его из школы. На самом деле, она устала и хочет заняться чем-то своим. Но испытывает глубокое чувство вины и стыда за свои желания.

Чтобы почувствовать себя менее виноватой и более хорошей, она строит заместительные ожидания от ребенка. Она рассчитывает, что заберет его из школы, что он будет рад ее видеть (так она получит хоть толику компенсации за свой дискомфорт), и они отлично погуляют, что даст ей ощущение “выполненного долга” и позволит поставить внутреннюю галочку: “я хорошая мать”!

Читайте также:  День в садике для плохослышащих и глухих детей

Вся схема ломается на первом хныке ребенка. Но, не замечая, что “мои потребности лежат в другой плоскости, и я ничего не делаю для их удовлетворения”, мама теряет огромное количество душевных сил, пытаясь заменить их ролью хорошей матери.

Так происходит со всеми, кто не слышит себя. Игнорируя свои настоящие желания, мы становимся немного неживыми, уставшими, апатичными и озлобленными.

Конечно, материнство таково, что не всегда у нас есть возможность каждый миг удовлетворять свои желания. Иначе мы бы сами превратились в детей и перестали бы быть взрослыми.

Суть в том, что само осознание своих потребностей такими, какие они есть, и отчет перед собой о том выборе, который я совершаю, снижает усталость. Мы просто понимаем, что сможем удовлетворить эти потребности чуть позже, когда ситуация будет больше располагать к этому.

Как помогать себе, если причина усталости – неудовлетворенность? Техника самоподдержки

Если вы обнаружили свои потребности, если вам удалось осознать, что для вас по-настоящему важно – например “хочу быть услышанной”, “хочу быть важной”, “хочу, чтобы меня любили” – важно искать способ их удовлетворить или, если это невозможно, хотя бы поддержать себя, отнестись к себе с пониманием.

Поддержка и самоподдержка творят чудеса!

Как это можно сделать?

Давайте вспомним, как поступают хорошие, теплые поддерживающие родители по отношению к своим детям?

Обычно они берут их на ручки, проговаривают, что их расстроило, находят слова поддержки и одобрения.

По сути, когда нам плохо, мы погружаемся в это печальное детское состояние, когда так важно, чтобы кто-то взял тебя на ручки.

Беда только в том, что не у каждого ребенка был опыт общения с такими родителями. В таком случае мы можем сами “брать себя на ручки”, восполняя накопленный недостаток поддержки. Но проблема в том, что без достаточного внешнего опыта, сделать это довольно сложно.

Осознавая, как это важно, я задалась вопросом: можно ли как-то завершить ту работу, которые не сделали родители мам, выгоревших и уставших в своем материнстве? Я начала искать выход, как можно помочь сразу многим женщинам почувствовать себя чуть более хорошими, важными и понятыми?

Я долго перебирала форматы, пока не нашла тот, который позволит помочь сразу многим!

Так появился мой закрытый Клуб Mamaschool Cafe – онлайн пространство, где каждая мама может почувствовать, что ее взяли “на ручки”.

Как это устроено? У нас есть закрытый аккаунт в инстаграм, куда можно попасть, приобретя абонемент на месяц, который в разы дешевле даже одного часа работы с психологом.

Каждую неделю в Клубе проходит рубрика #наручки. Это значит, что каждая мама может написать о том, что чувствует сейчас. О том, что ее расстраивает, тревожит, вызывает усталость, гнев или боль. В ответ на это я делюсь словами поддержки, историей, помогаю женщине понять, что с ней происходит, задаю вопрос, который поможет увидеть ситуацию под другим углом или просто выражаю сочувствие.

Результаты этой работы впечатляют!

Всего несколько минут такого целительного и уважительного контакта меняют ощущение мам, дают ей ощущение нужности, вызывает слезы, иногда смех, но всегда – чуть больше сил в ее непростой ежедневной рутинной жизни.

Вот лишь несколько откликов на эту работу!

“Само наличие рубрики #наручки очень спасает, даже если тебе не нужно на ручки, ты знаешь, что они есть))) Оля, спасибо тебе огромное за это наше волшебное место, за это тепло и поддержку”.

“Именно с приходом в Клуб я обрела ту поддержку, которую искала! Поначалу много плакала (так цепляло), теперь уверенно работаю над собой. Атмосфера Клуба невероятная, а поддержка Оли бесценна, получше мамы или любой подруги. Там настолько уютно и безопасно, что легко раскрываешься и начинаешь изучать в себе все больше нового.“

“Находясь в Клубе, я знаю, что я не одна, вы всегда поддержите чутким словом и дадите рекомендации.”

Если вы чувствуете недостаток поддержки со стороны близких и понимаете, что вам не хватит ресурса, чтобы справиться самостоятельно – присоединяйтесь к моему закрытому Клуб Mamaschool Cafe. Там вам всегда рады! Там нет места осуждению, издевкам, критике.

Это особенное пространство, где мамы могут преодолеть изоляцию, почувствовать, что они не одни и получить мою ежедневную заботу и поддержку. Присоединяйтесь:

Консультация «Как избежать переутомления и помочь ребенку восстановить силы»

Елизавета Терентьева
Консультация «Как избежать переутомления и помочь ребенку восстановить силы»

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ И ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ВОСТАНОВИТЬ СИЛЫ.

Детское переутомление – одна из причин плохого поведения ребенка. И нам педагогам следует обращать на это особое внимание. На одном из родительских собраний, я выступила по данной теме, с целью просвещения родителей о том, к каким последствиям может привести данное состояние и как этого можно избежать.

Добрый вечер уважаемые родители!

Сегодня мне бы хотелось акцентировать ваше внимание на наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: “Почему ребенок начинает плохо себя вести?”

Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста – это усталость, переутомление …

А что же это такое утомление?

Утомление – это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка.

Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному ребёнку).

Портрет психологически здорового ребенка:

самостоятельный и доброжелательный,

помогающий и любознательный,

инициативный и уверенный в себе,

открытый и сопереживающий.

Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, у него пассивное настроение и подавленный вид. Во избежание переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой “личностно-ориентированный” режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т. д. Внимательным родителям сделать это несложно.

Признаки утомления,усталости: могут у всех проявляться по-разному,но вот некоторые из них:

– медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота;

– трудности с засыпанием;

– некое беспокойство или же капризы в поведении, иногда беспричинный плач;

– нарушения в координации движений, особенно рук;

– возникающие несвойственные ребенкуагрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т. д. ;

– может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

Повторюсь, что у каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть “в себя”; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Среди причин переутомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (стабильное посещение дошкольного учреждения, где ребёнку предоставляются обязательные требования, постоянное нахождение ребёнка, где множество народу, нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например, недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике, плохое освещение и т. д.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеперечисленные признаки, а затем следует переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого-педагогической или порой медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т. д.). Поэтому необходимо уделять особое внимание этому процессу.

Конечно, каждый родитель, по-своему стремится, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, — то есть прежде всего психологически здоровым. Если вы действительно этого хотите, тогда…

Рекомендации для родителей

Чтобы избежать утомления, переутомления,придерживайтесь следующих правил:

• Естественно необходимо следить за состоянием своего ребёнка, реагировать на его жалобы;

• Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, в общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, чтобы всё было в норму);

• Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон в выходные дни;

• Обеспечьте побольше витаминов для своего ребёнка;

• Чаще гуляйте, особенно в хорошую погоду. Свежий воздух всегда положительно влияет на живой организм;

• Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет;

• Предлагайте новые игрушки, игры. Играйте вместе!

• Чередуйте спокойные и активные занятия;

• Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а чередует их с подвижными играми;

• Необходимо обеспечить малышу своевременный отдых;

• А ещё очень важным является – совместный отдых в летнее время. Все мы работаем, целый год. К концу года, мы не только утомлены рабочей рутиной, но и истощены, как морально, так и физически и очень ждём не дождёмся отпуска, когда мы можем отдохнуть, заняться своими делами, и, наконец, уделить должное внимание своему ребёнку, которое так ему необходимо. Ребёнок, так же, как и взрослый тоже утомляется и устаёт. И от детского коллектива, и от требований которые предоставляются в дошкольном учреждении. Поэтому ребёнку необходимо обеспечить на некоторое время смену деятельности. Стремитесь к большему разнообразию, в это время. Будьте хорошим примером для него!

Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.

Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра» Если Ваш ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Как помочь ребенку стать учеником?» Цель: Создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью?» Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью? Я думаю, вы со мной согласитесь, что в последнее время дети быстрее и сильнее стали.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?» В последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Гиперактивность.

Ссылка на основную публикацию