Развитие творческих способностей ребенка

Развитие творческих способностей у детей

Наталья Бобкова
Развитие творческих способностей у детей

Консультация для родителей.

«Развитие творческих способностей у детей».

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной до солнца достать

И подарить его людям.

На протяжении многих лет люди размышляют о том, как воспитать творческую личность? В чём секрет успеха? Что же такое творчество?

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество — это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Воображение — это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим — когда образ предмета создается по его описанию, и творческим — когда рождаются абсолютно новые образы.

Креативность — это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схеммышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания.

Обычно родители акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображения. Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:

• 1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;

• 3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;

• 5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты.

Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. За частую, многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. Нельзя вырастить творческую личность, не изменив собственный привычный уклад жизни. Живите ярко и насыщенно, постоянно развивайтесь и самосовершенствуйтесь. Такая атмосфера весьма плодотворно влияет на развитие творческой личности. А если родители обладают определенными творческими способностями, то это просто идеально – может получиться прекрасный семейный творческий тандем. Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек, то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное – иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса.

1. Окружающий мир

• совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;

• рассказы о животных и растениях;

• объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;

ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры

• покупайте детям настольные развивающие игры;

• у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;

• они должны соответствовать их возрасту;

• мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.

• очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;

• не жалейте бумаги на это дело;

никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;

• сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.

• лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;

• вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;

• после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;

• пластилин должен быть ярким и мягким.

• детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты;

• книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;

• старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;

• берите малышей с собой в библиотеку;

• книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности;

• тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческийпотенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста.

• с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;

• пойте ему колыбельные как можно дольше;

• это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Игра как ведущий вид деятельности в формировании личности ребенка в дошкольном возрасте Достаточно актуальная тема сегодня это правильное и полноценное развитие детей. Хотелось бы поделиться с вами простой, но очень доступной.

Конспект игрового занятия в старшей группе «У нас в гостях бабушка-заботушка» (правовое воспитание) Цель: Познакомить детей с правом на любовь и заботу, способствовать социально-нравственному развитию. Развивать умение рассуж-дать, анализировать,.

Развитие творческих способностей детей раннего возраста. Основные методы

Многие из нас замечают, что большего успеха в жизни достигают люди с творческими способностями. Креативное мышление, нестандартный подход к ситуации, высказывание своего мнения — все это помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности. К тому же, вероятность заниматься любимым делом вырастает в разы. Поэтому, заботясь о будущем своего чадо, необходимо развивать творческие способности с самого раннего детства.

развитие творческих способностей детей

Что такое творческие способности

Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.

Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.

Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.

Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.

В каком возрасте нужно развивать творческие способности.

Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.

Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.

По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.

Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.

Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.

Условия для развития таланта

Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
  • Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
  • Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
  • Среда для успешного развития должна быть благоприятной
  • Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
  • Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.

А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности

Основные методы развития творческих способностей у детей

На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье. Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.

Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.

Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.

Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Кукольный театр

Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.

Рисование

Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.

Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.

Читайте также:  С какого возраста ребенку можно начинать учить буквы, цифры? методики раннего обучения чтению

С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.

Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.

Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.

О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать

Лепка для детей

Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.

Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.

лепка с детьми

Поделки и аппликации

Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.

Осторожно! Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых

Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.

Чтение с детьми

Чтение детям способствует более быстрому развитию речи малыша, его воображению, положительно влияет и на развитии памяти. Старайтесь читать ребенку каждый день. Это могут быть сказки, добрые рассказы и стишки. Ребенок получит большое удовольствие.

Прививайте любовь к книгам, бережно относитесь к печатным изданиям. Всегда убирайте книгу на место после прочтения. Она не должна стать для малыша игрушкой.

Музыка

музыкальное развитие ребенка

С самого раннего возраста карапузу рекомендуется включать классическую музыку для детей, веселые детские песни. Музыка помогает в развитии слуха у малыша, памяти и образного мышления. Пойте песни, танцуйте вместе с крохой, каждый раз хвалите его.

Если ребенок может воспроизвести мелодию, можно подумать о том, чтобы отдать его в музыкальную школу.

Заключение

В развитии творческих способностей у детей огромную роль играют родители. Мама и папа должны всегда поощрять ребенка, положительно реагировать на все начинания своего малыша. Таким образом, у карапуза формируется понимание того, что создавать что-то новое — это хорошо.

Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за пролитые краски, испачканную одежду. Вы, как взрослый человек, должны позаботиться о чистоте вокруг. Оденьте кроху в ту одежду, которую не жалко испачкать, для рисования предоставьте большой кусок бумаги (отлично подойдут обои). Рабочее место можно застелить клеенкой.

После занятия уберитесь вместе с малышом, тем самым воспитывая в ребенке трудолюбие.

Развитие творческих способностей у дошкольников

Закономерно, что ребенок проявляет творчество в играх, в рисовании, создании поделок. Если же креатива в детской деятельности не наблюдается, значит, важно обратить внимание на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Этому вопросу в любом случае стоит уделять внимание. С взрослением перед личностью встает много неординарных задач, решение которых требует творческого подхода.

Творческие способности детей дошкольного возраста

Творческие способности, как и интеллектуальные, относятся к группе познавательных способностей. Только основная нагрузка ложится на разные познавательные процессы. В интеллектуальном познании ведущую роль играет мышление, а в творческом – воображение. Поэтому творческие способности дошкольников начинают развиваться позднее – во второй половине дошкольного детства.

Примерять кольца пирамидки, чтобы сложить по размеру, ребенок может уже в двухлетнем возрасте. Это свидетельствует о его интеллектуальном развитии. А вот увидеть новый образ в той же пирамидке, назвав ее «девочкой», «горкой» и пр., дошкольник сможет, когда получит многочисленные представления о мире, осмыслит аналогии и активизирует воображение.

Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты.

Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой, дошкольники ориентируются на свой замысел. Поскольку замысел формируется на основе того, как ребенок воспринимает окружающую действительность, он может отражать типичную картину, но может быть и очень необычным.

Направления развития творческих способностей детей

Способности к творчеству редко формируются сами по себе. Их развитие нуждается в стимулировании. По этой причине важно знать, в каких направлениях возможно развитие творческих способностей дошкольников. Выделяют две эффективные линии:

  • Усложнение действий в использовании средств для воплощения замыслов
  • Расширение набора средств для решения конкретной задачи

В качестве примера рассмотрим, как дети используют ведерко. Кроме прямого назначения, оно может служить формой для «куличиков», верхней частью построенной башни, головным убором, стульчиком, опорой для моста и др. Но к этой вариативности дети приходят с развитием творческого начала.

Аналогично и с поиском новых средств для воплощения своих задумок. Нельзя нарисовать контур – дошкольник выложит его с помощью палочек; нет палочек – выстроит кубики по периметру; отсутствуют кубики – протянет скакалку или ремешок… Если же отсутствуют мало-мальски подходящие средства, старший дошкольник будет действовать в воображаемых обстоятельствах.

Всякий раз поиск подходящих средств и возможностей их использования является своеобразным мозговым штурмом для творческого мышления дошкольника. Опыт подтверждает, что самые оригинальные идеи приходят ПОСЛЕ перебора более привычных вариантов. Взрослым важно помнить этот факт и поощрять активность ребенка в генерировании новых идей.

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.

Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек.

Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала. Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.

Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности

Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:

  1. Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
  2. В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
  3. Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
  4. Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
  5. С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
  6. Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.

Творческий талант в театрализованной деятельности

Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.

  1. Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
  2. Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
  3. Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
  4. Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
  5. Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
  6. Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.

Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте

На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:

  1. Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
  2. Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
  3. Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
  4. Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
  5. Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
  6. Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.

Создание условий для развития способностей к творчеству

С каждым годом идеи и действия дошкольника совершенствуются и усложняются. Творческие способности развиваются в тесной связке с воображением. Малышу и без внешнего подталкивания интересно открывать новые горизонты своих достижений. А если его дополнительно аккуратно направлять на поиски нестандартных решений, результаты приобретут оригинальность.

Развитие творческих способностей через сочинение рассказов

Без творческих способностей невозможно сочинить свою историю. Ведь ребенку необходимо извлечь из памяти подходящие характеристики для придуманных персонажей, поместить их в воображаемые обстоятельства и нафантазировать поступки своих героев.

Для создания образов нужен материал. Чем больше его будет в детской памяти, тем вариативнее ребенок будет им распоряжаться.

Родители стимулируют развитие творческих способностей у дошкольников, если не только читают и рассказывают им сказки и другие детские произведения, но и побуждают к сочинительству:

  • Как бы все произошло, если бы главные герой поступил иначе
  • Какой волшебный предмет пригодился бы герою сказки, и как бы он ему помог
  • Как по-другому могла бы завершиться история

Подобные вопросы подталкивают детей сначала изменять и дополнять существующие произведения, а затем придумывать свои истории.

Конструирование как средство развития способностей к творчеству

Прямая активизация творческих способностей происходит в процессе конструктивной деятельности. Если иметь в виду строительное конструирование, то детишки редко сооружают одни и те же объекты. Они задумывают новые постройки, находят новые приемы в воплощении своих задумок.

К тому же, непосредственно в процессе юный строитель может несколько раз поменять свои планы. В итоге, его конструкция обрастает новыми деталями, усовершенствуется, меняет свое назначение.

Обязательно нужно расспрашивать дошкольника, что он построил, для чего предназначена конструкция, как ею пользоваться, чем отличается от предыдущей и пр.

Неограниченным полем для творчества является бумажное конструирование. Для ребенка этот вид творческой деятельности становится доступным в старшем дошкольном возрасте с развитием умелости рук. Сложный вид, который реализуется с подачи взрослого и при его ведущей роли.

Сначала ребенок только наблюдает, во что может превратиться обычный лист бумаги в умелых руках, потом пробует повторить при непосредственном участии взрослого. И только старшие дети пробуют сконструировать изделие самостоятельно.

Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников

Кто, как не родители, обязаны заметить, к чему больше тянется ребенок, каковы его возможности в конкретный период, и на развитии каких способностей важно сосредоточить основное внимание.

Конечно, обогащать личность дошкольника следует в разных направлениях – обучать рисованию и лепке, вместе конструировать и придумывать истории, организовать простенький домашний театр. В каждом из этих видов занятий есть место для преобразования действительности и проявления творческих способностей.

Большинство детей испытывают особый интерес не ко всем видам деятельности, а выделяют приоритетные для себя. Вот на этом поле родителям и следует создавать условия, чтобы ребенок открывал новые средства, расширял варианты их использования для воплощения своих замыслов. Направленные усилия любящих и понимающих взрослых, ненавязчивое участие в детских играх и занятиях можно и нужно использовать для развития творческих способностей дошкольников.

«Развитие творческих способностей у детей».
методическая разработка на тему

Что такое творческие способности?

Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_u_rebenka.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго- западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №2115»

Структурное подразделение №5

«Развитие творческих способностей у детей».

Тарыкина Татьяна Владимировна.

Развитие творческих способностей у детей.

Что такое творческие способности?

Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием “творчество”, “творческая деятельность”.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит так: творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, из компонентов творческого потенциала человека, составляют следующие способности.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Как и с какого возраста развивать творческий потенциал ребенка?

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и “дозревает” впервые годы жизни.

Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов

Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую книгу, кассету. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности.

Взрослые должны помочь ребенку научиться, не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно, так же, устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до “потолка ” своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи.

Данные задания представляют собой отдельные упражнения, этюды, способствующие развитию фантазии, воображения и художественного творчества.

1.Расскажи о своей игрушке. Покажи, как она двигается, говорит.

2.Представь, что ты стал домиком, диваном и прочим предметом. Расскажи о нем от его имени.

3.Представь, что ты на машине времени попал в будущее (прошлое). Что ты видишь?

4.С помощью любимого музыкального инструмента изобрази, как двигаются мишка, зайчик, птичка.

5.Изобрази медведя (лису, зайца и пр.) геометрической фигурой какого-либо цвета. (Например, медведь – коричневый квадрат, прямоугольник, овал).

6.Отгадай звуки (льется вода, рвется бумага, хрустит откусываемое яблоко и пр.).

7.Отгадай запах (духи, лекарство, растительное масло, лимон, кефир и пр.). Изобрази запах цветом.

8.Определи на ощупь вид материала (ткань, дерево, металл, стекло).

9. Придумай конец сказки или рассказа.

10. Расскажи о чуде, невероятном происшествии, случившимся с тобой.

11.Сочини стихотворение о своем любимом существе, растении, игрушке, придумай к нему мелодию, спой,

12.Убеди нас, что это вовсе не чайник (не стул, не шкаф, не веник и пр.).

· Радуйтесь его присутствию

· Принимайте его таким, каков он есть

· Не подрывайте его уверенность в себе

· Не отказывайте ему в своем доверии

· Дайте ему повод любить вас

· Помогите ребенку накопить собственный жизненный опыт

· Идите с ним по жизни, при этом не тащите его за руку за собой, а подталкивайте вперед, готовясь вовремя отпустить от себя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети раннего возраста только начинают свой путь в познание окружающего мира, он учится играя и учится играть. В возрасте 2-3 лет активно развивается речевой аппарат, закладывается развитие творческих .

Согласно современному подходу к образованию и социокультурной политики в целом, право на образование пренадлежит всем детям.

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин.

Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а пото.

Помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, раскрепоститься и социализироваться помогают сказки, творческие игры. Понятие «творчество» – объясняется в литературе достаточно многост.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступным.

Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников&raquo.

Развитие творческих способностей детей

Творческие способности необходимы и важны для каждого рода профессионального занятия, поэтому формировать воображение, образное мышление и фантазию необходимо с раннего детского возраста. Активизируя сенсорные каналы, отдавая предпочтение формированию навыков мышления и памяти, часто родители сбрасывают со счетов творческий потенциал малыша – и напрасно. Процесс обучения школьным дисциплинам будет намного эффективнее, если проявить к нему креативный подход – то есть, использовать творческие возможности. Отсюда вывод: творческое развитие детей необходимо так же, как интеллектуальное и физическое.

Что относят к творческим способностям?

Что входит в понятие базы творческих возможностей человека? Это комплексный аспект, включающий:

  • целеустремленность к познаниям и открытиям;
  • инициативность; фантазию;
  • воображение;
  • интуицию;
  • образное и логическое мышление;
  • активность;
  • использование теоретических навыков на практике

Развитие творческих способностей у детей начинается с первых месяцев жизни. «Почемучка», дополняющий «экспериментатора», просыпается в малыше с активизацией способности мыслить и говорить. Поэтому к проявлению креативного потенциала необходимо относиться с должной серьёзностью, ведь перед вами не просто веселый игривый малыш – перед вами формирующийся маленький гений. К творческому потенциалу относится:

  • склонности привирать, выдумывать и фантазировать;
  • оригинально двигаться под музыку;
  • рисовать и создавать необычные образы;
  • рифмовать, копировать, передразнивать.

Творческие способности в разном возрасте

В возрасте 2-5 лет у малыша формируется база его личности, поэтому творческий потенциал раскрывается наиболее ярко. На данном этапе малыш очень любопытен, его память избирательна и основана на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребёнку свойственна твёрдость в достижении целей, у него повышено внимание, развивается фантазия и эмоциональный уровень. Ребёнок чувствует большой интерес к новым знаниям и навыкам, он готов применять любые способы креативного развития.

В 6-10 лет у ребёнка сложный период, потому что он начинает ходить в школу и получать образование. Творческие способности на данном этапе зависят от обстоятельств учебы и коммуникации. Малыш в этот период хочет самостоятельно добывать знания.

В 11-14 лет у ребёнка не только возникает много вопросов, но и он сам теперь может проводить исследования и эксперименты, ставить опыты, придумывать гипотезы. Возможно, количество интересов у него уменьшится, но глубина их исследований будет велика. В подростковом возрасте у ребёнка появляются серьезные философские вопросы. В чем смысл жизни? Для чего я живу? Есть ли Бог на Земле?

Методы развития

Способы развития творческих способностей детей великое множество. Вот самые известные из них:

  • Разговоры об окружающем мире. Говорите с ребёнком обо всем, что вас окружает. Это может быть детская площадка или квартира. Дальше – больше. Поговорите о городе, в котором вы живете, о природе, которую видите. Закончить можно беседой о космосе.
  • Обучающие упражнения. Найдите игры, которые развивают необходимые для творческого ребёнка качества: память, воображение, внимание, логику.
  • Рисование. Даже если у вашего малыша нет особого таланта, этот процесс пойдёт ему на пользу. Ведь на бумаге можно изобразить все то, что рисует фантазия в детской голове.
  • Чтение книг. Каждый вечер проводите семейные чтения. Читайте интересные истории, рассказы о животных, волшебные сказки, мифы и легенды. А потом обсуждайте прочитанное. Что кому понравилось, что не понравилось и почему. Учитесь аргументировать и спорить.

Условия для успешного развития талантов

Чтобы в ребёнке открылся творческий талант, необходимо подготовить условия развития и средства развития для этого процесса. Часто ребёнок не отличается особым творческим дарованием – он не умеет и не любит рисовать, не склонен к фантазиям и прочим художественным проявлениям, но это не значит, что у него нет креативного потенциала. Творческое развитие детей дошкольного возраста нацелено на применение игровых методов, в ходе которых важно диагностировать творческую активность малыша и определить вид доминирующего, преобладающего вида скрытой способности, а быть может и таланта.

За воображение и фантазию человека отвечает правое полушарие мозга, развитие которого происходит в симбиозе со стимуляцией левого. Этот эффект достигается в процессе обучения детей ментальной арифметике, основанной на системе счета соробан. Уникальные педагогические техники с успехом внедряются специалистами «Академии развития интеллекта AMAKids», которые помимо формирования основных умственных способностей раскрывают эстетический потенциал малыша. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях в AMAKids – это также музыкальные, изобразительные, театральные виды деятельности, гармонирующие с математическими упражнениями и механическими заданиями. Задания бывают на логику, развитие творческого мышления, интуицию, мелкую моторику, обучение навыкам чтения и письма.

По мере взросления ребёнка усложняются задачи, направленные на формирование его креативного потенциала. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста предусматривает внедрение комплексных задач, формирующих личностные качества – таких как лидерство.

Программа формирования творческого потенциала детей различных возрастных групп в «Академии развития интеллекта AMAKids» нацелена на использование только эффективных методов работы. Каждое занятие построено с учетом количества слушателей группы, их физиологических особенностей, интеллектуальной базы. Итоговые результаты инновационных методик видны с первых уроков, ребёнок с интересом познает окружающий мир, общается с одногодками, играет в развивающие игры, рисует, лепит, поёт, пишет.

На вопрос, с какого возраста следует рассматривать практическое развитие творческого потенциала детей, ответят специалисты центра. Опытные педагоги-наставники с удовольствием пообщаются с ребёнком, проведут диагностику умственных задатков и творческих способностей, а также порекомендуют действенные индивидуальные методы, стимулирующие развитие творческой личности ребёнка.

Высшая степень формирования креативного потенциала малыша – возможность доказать его неординарность и талантливость. И вместе мы это сделаем!

Как развить творческие способности детей

Дошкольный возраст – время становления и интенсивного развития творческого воображения у детей. Они фантазируют, сочиняют истории, придумывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова. Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей в изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации. Применяя определенные приемы и техники, включаясь вместе с учениками в мир увлекательных фантазий, изобретая и воплощая удивительные сюжеты, места, неведомых зверей, родители и педагоги поддерживают творческую искру будущих школьников.

Становление гармоничной, здоровой личности невозможно без развития эмоциональной сферы, воображения. Поощрение проявления творчества в детстве – весомый вклад во взрослую жизнь человека, ведь любое дело принесет удовольствие, станет успешным, если вложить в него душу, проявить особый подход к его воплощению.

Способности к творчеству

Умение фантазировать, воображать, создавать необычное играет важную роль в жизни ребенка – через творчество он самовыражается, показывает свой внутренний мир, открывает душу. Накопление опыта, особенно эмоционального становится важнейшим условием развития воображения – дочка или сын получает информацию (знания, умения, навыки), вместе с этим совершенствуются его мышление и память, затем ребенок учится комбинировать и применять полученный опыт в других сферах своей деятельности. Значение творчества в становлении гармонично развитой личности достаточно велико – доказано, что уровень общей интеллектуальной одаренности человека напрямую коррелируется с уровнем креативности.

Какие качества имеют в виду психологи, когда говорят о творческих способностях детей?

  • Желание узнавать новое, искать ответы на свои вопросы.
  • Умение придумывать, фантазировать, сочинять «на ходу».
  • Живой, подвижный склад ума, активность в любой деятельности.
  • Умение видеть банальные вещи под необычным ракурсом.
  • Развитая интуиция, способность угадывать.
  • Проявление инициативы.
  • Умение использовать опыт – применять полученные ранее в другой деятельности навыки и умения.
  • Решение задач новыми способами.

Эти свойства личности имеют одну основу – работу воображения и креативного мышления. Чем чаще ребенок фантазирует, чем больше он играет, занимается созидательной деятельностью, задатки перерастают в способности, творчество становится частью жизни маленького человека.

Развитие воображения на разных возрастных этапах

Тяга к созиданию, творческой деятельности, желание фантазировать и сочинять появляется у ребёнка в возрасте двух-трех лет. Согласно возрастной психологии, развитие творчества проходит несколько этапов:

  1. Маленькие люди до двух лет выражают свой потенциал самыми простыми способами: танцуют, увлеченно рисуют «каляки-маляки», художественно раскидывают сложенное мамой белье. По факту, любая разрушительная деятельность для годовалого карапуза является творчеством. Иногда родителям стоит выдохнуть и дать ему проявить себя таким нестандартным образом.
  2. На три-четыре года приходится пик активности развития и проявления творческих способностей учеников. Появляются сюжетно-ролевые игры, процесс созидания и фантазирования становится более осознанным.
  3. Пяти-шестилетки способны усваивать огромное количество информации, в этом возрасте на благодатную почву ложатся более сложные задания, упражнения и игры, направленные на стимулирование творческой «жилки».
  4. Дети семи-восьми лет начинают обучение в школе, где происходит целенаправленное развитие креативного мышления в различных сферах.

Раннее дошкольное детство – с 3 до 5 лет – часто «выпадает», оставаясь незадействованным. Родители только недавно успокоились после первых сложных лет карапуза – освоения ходьбы, речи, приучения к горшку. Следующим важным этапом считается старший дошкольный возраст – подготовка к школе, когда нужно много заниматься, расти физически и интеллектуально. Однако роль этих трех лет в формировании характера, психических процессов, других особенностей личности ребенка очень важна. Именно сейчас в игровой форме можно заложить фундамент для полноценной мыслительной деятельности, богатого воображения, крепкой памяти, эмоционального комфорта.

Создание развивающей среды

В благоприятных условиях развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста происходит естественным путем, «само собой», без применения специальных методик и техник. Формированию творческих навыков способствуют доброжелательная среда, отношения, способы взаимодействия ребенка с окружающим миром:

  • Выделяйте время для физической активности, лучше всего – совместной. Любые подвижные игры, упражнения на развитие моторики, координации благоприятно влияют на мозговую деятельность человека.
  • Расширяйте горизонты, уводите маленького члена семьи из зоны комфорта. Детские способности поистине не имеют границ – повышайте планку, усложняйте цели, стимулируйте пробовать то, что кажется им сложным.
  • Предоставляйте свободу выбора. Лучше всего развиваются способности в той деятельности, которая доставляет большее количество эмоций. Пусть ребенок занимается тем, что ему действительно нравится.
  • Дайте ребенку безусловную любовь, уважение и подтверждение того, что он ценен, – таким образом он обретет чувство безопасности, доверия, уверенности в себе и позволит себе свободно раскрыться.
  • Замените критикующие высказывания на нейтральные или описательные. Вместо фразы «Смотри, как неаккуратно! Ты перемешала все цвета. Что это за пятно?!» попробуйте так: «Я вижу, что у тебя тут много разных цветов, они друг с другом смешались вот здесь и тут, получилось большущее разноцветное пятно! Как ты так придумала?».
  • Воспринимайте с энтузиазмом желание ребенка творить, поддерживайте созидательную деятельность, предоставляйте для нее инструменты.
  • Отвечайте на вопросы – детское любопытство является фундаментом для развития творческих способностей, его нужно подпитывать.
  • Дайте возможность бывать наедине с собой, самостоятельно придумывать для себя развлечения, игры, воплощать собственные задумки. Гиперопека и постоянный контроль подавляют инициативу.
  • Старайтесь показывать способы взаимодействия с разными людьми – детьми и взрослыми. Берите их с собой в магазин, гости, банк, другие учреждения, учите правилам общения и поведения в обществе.
  • Заботьтесь о психологическом комфорте. Стресс дома или в детском саду может привести к «откату». Если такое случилось, нужно решить вопросы, а потом заниматься развитием и обучением ребенка.

Темпы творческого развития индивидуальны. Каждая семья отличается своим подходом к воспитанию, организацией быта, условиями жизни. Не старайтесь подгонять сына или дочку под определенные стандарты, вместо этого обратите внимание на то, к чему лежит душа вашего ребенка, и помогите ему реализоваться в этой сфере.

Приемы развития детского воображения

Умение фантазировать, придумывать, присваивать знакомым предметам новые неожиданные значения – все это характеризует высшую степень развития воображения. Малыши 2-7 лет овладевают навыками создания аутентичных образов, сочинительства, постепенно учатся применять все более сложные мыслительные операции. Одновременное совершенствование интеллектуальной, эмоциональной сфер и расширение опыта позволяют повышать общий уровень креативности. Стимулировать развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста помогают несложные приемы, которые можно использовать в любой совместной деятельности:

  • чтение книг, рассматривание и описание картинок, совместные посещения культурных мероприятий, экскурсий;
  • изобразительная – лепка, рисование, создание аппликаций – чистое творчество, доступное каждому возрасту;
  • рисование сюжетов, прожитых ребенком (реальных жизненных ситуаций), пересказ каких-то событий;
  • сочинение сказок, рассказов, стихов;
  • игра любого вида и направленности: подвижная, ролевая, предметная, настольная, совместная с родителями, другими детьми, или одиночная;
  • конструирование.

Психологи рекомендуют родителям заниматься креативной деятельностью вместе с отпрысками. Не нужно контролировать сына или дочь, подсказывать или следить, чтобы он правильно держал кисточку. Гораздо больше эффекта будет достигнуто, если все члены семьи сядут за одним столом и молча нарисуют каждый свою картину или займутся раскрашиванием одного большого панно, лепкой сказочного города, аппликацией. Такие занятия успокаивают нервную систему взрослых, создают приятный спокойный климат дома: малыш видит положительный пример родителей, которым тоже нравится творить.

Активное развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности происходит наиболее успешно, если в процесс созидания включаются родители. Совместное рисование картин, раскрашивание или работа с пластилином повышают мотивацию ребенка, наполняют творчество яркими эмоциями, сближают всех членов семьи.

Игры и занятия

Постепенное развитие творческого воображения у дошкольников начинается в самом раннем возрасте, однако наиболее благоприятное время наступает примерно с трех лет. Очередной кризис развития дает мощнейший толчок для приобретения новых навыков, умения применять их на практике, решать более сложные задачи. Совершенствование творческих способностей происходит как спонтанно, так и под чутким руководством взрослых. Дошкольные педагоги предлагают использовать следующие методы, игры и упражнения.

  • игры в слова: подбираем синонимы или антонимы, называем ассоциации;
  • настольные игры;
  • конструкторы, головоломки, мозаики;
  • «Угадайка»: мама кладет в коробочку какой-то предмет, ребенку предлагается угадать его, задавая уточняющие вопросы;
  • «Две стороны медали»: он должен рассказать о плюсах и минусах какого-либо явления или вещи (например, Новый год – хорошо, что это праздник, плохо, что он бывает редко);
  • «Крокодил»: участники по очереди показывают разных животных, остальные угадывают»
  • «Что, если…»: взрослый предлагает воображаемую ситуацию – а что, если автобусы начнут ездить задом наперед – ребенок фантазирует на заданную тему, рассказывает, как он видит дальнейшее развитие событий;
  • сюжетно-ролевые игры разнообразных сюжетов и содержания.

Развитию воображения и фантазии способствует ограниченное количество игрушек – ребенок вынужден придумывать, каким образом можно использовать один и тот же предмет, присваивать новые функции давно знакомым атрибутам игры, наделять их разными необычными свойствами. Оперируя немногочисленным набором игрушек, ребенок самостоятельно развивает умение нестандартно мыслить и искать креативные решения.

  • читайте ребенку много, особенно, если сами это любите;
  • тщательно подбирайте содержание книг, смотрите на качество иллюстраций;
  • учитывайте интересы детей, их увлечения и характер;
  • познакомьте малыша со своими любимыми произведениями (учитывая его возраст);
  • попробуйте чтение по ролям;
  • разговаривайте о прочитанном произведении, обсуждайте героев, события, свои эмоции;
  • разбирайте значение незнакомых ребенку слов;
  • ходите в библиотеки, на литературные встречи, организуйте у себя дома коллективные чтения с соседскими ребятами;
  • читайте сами в присутствии девочек и мальчиков.
  • слушайте классическую музыку, фольклор, звуки природы;
  • учите смешные, веселые песенки;
  • танцуйте под свою любимую музыку, пусть даже это будет рок или хип-хоп;
  • приобретайте детские музыкальные инструменты;
  • включите музыку и попросите мальчика или девочку закрыть глаза, а после – рассказать, что он услышал в этой мелодии, какие чувства она вызвала, о чем была музыка;

Если малыш проявит интерес к песням и танцам, запишите его в музыкальную школу или танцевальную студию.

  • ставьте семейные спектакли;
  • разыгрывайте сценки из прочитанных книг;
  • готовьте реквизит для вашего театра: шейте костюмы, оформляйте сцену.

  • Позвольте ребенку рисовать акварелью, гуашью, пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами, восковыми мелками и мелом на асфальте.
  • Выделите под рисование часть стены: можно специально покрасить ее белой краской и оставить так до следующего ремонта, другой вариант – прикрепить к стене большой кусок белых обоев, а после того, как он будет полностью покрыт рисунками, нужно поменять его на новый.
  • Предложите ребенку проявить творчество в «рисовальных» играх: закончить начатый вами рисунок, сделать клякс. Предложите выбрать три или четыре цвета и полностью закрасить ими лист бумаги, а потом обсудите, что он хотел передать своим рисунком. Подготовьте шаблон с двумя одинаковыми силуэтами, малышу дайте задание превратить фигуры в добрую и злую волшебниц.

Поощряйте развитие творческих способностей у детей – не ругайте их за покрытую краской одежду, пластилин в волосах, изрисованные фломастерами руки младшего брата. Со временем ребенок научится творить аккуратно, соблюдать чистоту, а пока чрезмерное стремление родителей к порядку лишь огорчает карапуза, ставит подножку его искреннему творческому порыву.

  • Дайте ребенку пластилин – мягкий и твердый, красивых ярких цветов, изготовьте вместе тесто для лепки. Делайте картины из пластилина, размазывая его по плотной бумаге,
  • Покупайте наборы для аппликации, доверьте маленькому человечку ножницы, на начальном этапе можно просто позволить ему нарезать листы бумаги в хаотичном порядке. Используйте разные виды клея, картон и тонкую бумагу.

Занятия требуют регулярности. Не нужно делать все и сразу. Выберите наиболее приятные для вашей семьи занятия и уделяйте им 15-20 минут в день. Разрешайте малышу заниматься творчеством самостоятельно – обустройте рабочее место рядом с мамой. Многие упражнения можно делать по пути в садик, в качестве ритуала перед сном, на прогулке.

Влияние педагога и родителей

Родители, преподаватели, воспитатели показывают допустимые модели поведения, отношение к миру и собственной личности. Правильный посыл от взрослых – «делай, ты можешь, я в тебя верю, попробуй» — способен превратить застенчивого несмышленыша в открытого, смелого, дерзающего художника, настоящего творца.

Ошибка мам, пап и и педагогов заключается в нацеленности на результат без концентрации на процессе.

Учитель сосредоточивается на правильных ответах, соответствии учебной программе, отметках, баллах и процентах – успех измеряется количественными показателями.

Наставник, ставящий своей целью развитие, уделяет внимание построению процесса обучения, выстраивая его так, чтобы раскрыть индивидуальность учеников, их таланты. Такие учителя стремятся акцентировать внимание на сильных сторонах детей, одновременно «подтягивая» слабые, поощряют использование нестандартных подходов к решению задач, не ругают за то, что кто-то выбивается из общей картины.

Чтобы ребенок добился хороших результатов, школа и родители должны прийти к синергии, действовать сообща, придерживаясь одних и тех же принципов. Родители должны вдумчиво выбирать воспитателей для своих отпрысков. Отношение педагога к ребенку, его личности, особенностям, характеру, поведению – важнейший фактор влияния на обучающий процесс.

Когда родители находятся на одной волне с педагогами, малыш чувствует эту общность, что позволяет ему сосредоточиться на творческой деятельности, чувствовать доброжелательность окружающего мира. В таких условиях дети склонны проявлять и развивать свои глубинные задатки, слушать себя, обретать уверенность в собственных силах.

Раскрытие творческого потенциала дошкольников происходит естественным образом при условии комфортной психологической обстановки дома и в детском саду. Поэтому так важно для родителей заботиться об атмосфере в семье, общаться с ребенком, быть с ним искренними, настоящими, учить чувствовать, слышать и любить.

Читайте также:  Чем опасен дефицит железа. Железодефицитная анемия у детей
Ссылка на основную публикацию