Подготовка ребёнка к операции, как подготовить?

Дисплазия – Блог

Если вы задаетесь вопросом, как подготовить ребенка психологически к операции, то скорее всего операция плановая. В экстренных случаях обычно родители не пользуются интернетом для психологической подготовки, а уже находятся в больнице к моменту точки принятия решения. Раз операция плановая, то это уже не так страшно. Если же операция на тазобедренные суставы (или еще проще какая-нибудь), то тут обычно у родителей чуть ли не целый квартал имеется на то, чтобы узнать, как проходят операции для детей.

Первое и самое главное, что надо объяснить ребенку — это то, что врачи являются добрыми людьми, которые помогают. Если сказать ребенку, что «придет злой дядя (тетя) и поставит укол в попу» то вряд ли можно рассчитывать на спокойное времяпрепровождение в стационаре. Ребенок потом еще долго будет бояться людей в белых халатах, из-за чего в далеком будущем может не отвезти своего собственного ребенка или внука в больницу, когда это окажется необходимым. То есть первое, еще раз: врачи — это хорошие и добрые люди, которые призваны для помощи ребенку, чтобы ребенок был здоров.

Ребенку надо говорить правду. Родители — это авторитеты. Только родителям малыш доверяет всецело. Подорвать доверие очень просто, а заслужить обратно будет практически невозможно. Если вы ребенку говорите, что только посмотрите на доктора, после чего сразу же поедете обратно, а на самом деле задержались в больнице на три дня (не говоря уже про месяц), то будьте готовы, что в следующий раз он на пушечный выстрел не даст подвести себя к поликлинике. Если предстоит операция с гипсом, о ней надо предупредить заранее. Это отличный способ, когда родители не говорят детям ничего заранее, потом ребенку вставляют свечку в попу с седативным лекарством, ребенок засыпает на руках у мамы, а просыпается с ногами в гипсе и болью, с кучей проводов вокруг. Поставьте себя на место этого малыша: вас жена/муж/мама или любой другой близкий человек приводит куда-то, потом вам в попу засовывают что-то, после чего вы засыпаете; просыпаетесь, все болит, ничего не понимаете, а еще и полтела в гипсе. Вы будете доверять тому человеку? Вы еще хотите оставаться в этом месте? Да вы ползком уйдете от туда при малейшей возможности, а если не получится, то глаз не сомкнете больше, чем на три минуты. Ребенок ничем не отличается, — он маленький, понимает меньше, но это человек, что вполне способен установить причинно-следственную связь, которая может оказаться не в вашу пользу.

Рассказываем ребенку про больницу и про операцию. Все должно быть честно. Выбирайте книжки про докторов, мультики про лечение и соответствующие игрушки с тематическими наборами. Пусть ребенок прооперирует всех доступных зайцев, подробно услышит «Айболита», посмотрит «Доктор Плюшеву», а в довершение ко всему загипсует пару игрушек. В качестве гипса отлично подходит туалетная бумага.

Найдите среди игрушек специальный оберег (в нашем случае им оказался маленький ягуар), который должен всех спасать и справляться со страхом и болью. Это будет специальная больничная игрушка — «привет от мамы», который поможет легче пережить момент между пробуждением от наркоза и возможностью увидеть ребенка в послеоперационной палате. Также лучше заранее обговорить с врачами, чтобы во время пробуждения поставили капельницу с глюкозой, это значительно облегчит процесс «прихода в себя» у ребенка, так как после операции обычно у людей наблюдается кровопотеря, а вместе с ней низкие сахар и железо, которые не располагают к позитивной активности.

Подготовьте заранее альбомы для рисования. Сколько бы лет не было ребенку, а уже полугодовалые ребята вполне любят порисовать чем бы то ни было. Альбомы с жесткой подложкой, фломастеры и карандаши — это те друзья, которые помогут пережить больничные будни сразу после операции. Мыльные пузыри и воздушные шарики тоже не помешают, — наша задача максимально скрасить общий стресс всей семьи. Вообще очень важно, чтобы взрослые были уверены, и не позволяли себе психовать; лучше позволяйте ребенку побольше: хочет рисовать цветочек черным цветом, пусть рисует, — для вас это мелочь, а ребенку важно.

Обязательно обеспечьте себя и ребенка легкими перекусами заранее, так как первые два дня после операции у вас вряд ли будет возможность озаботиться этим вопросом. Вода, бутерброды и батончики, соки, фрукты и каши — это все то, что обязательно должно быть куплено заранее. Чем кормить ребенка после операции — это важный вопрос. Мы были дважды в университетской больнице Штутгарта (Ольгагоспиталь), там было отличное пятиразовое питание, но не смотря на это все равно перекус был нужен постоянно.

Отдельным и важным моментом является то, как будет осуществляться передвижение где бы то ни было после операции. Во-первых, высока вероятность, что существующую коляску придется глубоко модернизировать, либо же вовсе покупать новую, так как если ребенок окажется в постоянном лежачем положении, то коляска нужна такая, у которой спинка раскладывается в ровную поверхность. К этому добавляем вполне необычную позу и широкое разведение ног, в результате чего становится ясно: таких колясок всего двадцать штук на выбор: три стоят, как хвост от самолета; две не выдержат нагрузки; остальных нет в городе. При этом, если ребенок старше двух лет, то выбор становится совсем скудным, ибо больших и широких «раскладушек» днем с огнем не сыщешь (кстати, у них еще могут быть слишком широко расставлены колеса на задней оси, из-за чего погрузка в лифт окажется невозможной).

Надеюсь, что данная статья окажется полезной для всех, кто готовит ребенка к операции. Спрашивайте на форуме, ответим максимально быстро.

Страхи школьников перед операцией: как с ними справляться

Общеизвестный факт: подготовленный к госпитализации и хирургическому вмешательству человек адаптируется к больничным условиям, переносит операцию и выздоравливает значительно быстрее. Все это относится и к детям, особенно, к уже подросшим, которым не полагается присутствие мамы в клинике, да и окружающие ожидают от них больше сознательности и ответственного отношения к своему здоровью. Но как не бояться, если ребенок, в том числе и подросток, готовится к неизвестной и, вполне вероятно, болезненной процедуре? MedAboutMe дает советы о психологической подготовке школьников.

Младший школьный возраст: когда и о чем говорить

Готовить ребенка к предстоящей операции могут и психологи, и врачи. Медицинский персонал клиник также отлично понимает, что от настроя ребенка и родителей перед оперативным вмешательством зависит многое. Однако не надо обнадеживать себя: во-первых, у специалистов не так много времени на разговоры с пациентами, во-вторых, родители знают своего ребенка лучше. Ну а в-третьих, подготавливать детей школьного возраста надо до госпитализации. Общее правило: начинать рассказывать об операции за столько дней, сколько лет исполнилось ребенку.

И не стоит надеяться, что школьник достаточно вырос, чтобы самому понять из визитов к докторам, что ему предстоит. Количество страхов, способных вырасти из непонятных слов и терминов, не поддается исчислению. Так что молчать и рассказывать общими словами нельзя.

Также нельзя и лгать о том, что не будет больно, что укол не сделают, и что после операции дитятко сразу побежит играть в футбол, это перекладывание ответственности с себя на врачей и внушение ложных надежд. Честная, подбадривающая информация дает ребенку возможность иметь план по преодолению дискомфорта, не паниковать и не терпеть боль молча, не зная, кого можно попросить о помощи.

Что надо делать?

Младшим школьникам рассказываем о предстоящей операции таким языком, который они в состоянии понять. Для первоклашек подойдет объяснение, что доктору нужно «починить» сердце, чтобы малыш мог снова быстро бегать, играть на площадке и чувствовать себя хорошо.

Надо выяснить заранее у врача и объяснить поэтапно, что будет происходить. «Мы приедем в больницу, у тебя будет отдельная кровать, тумбочка, тебя будут кормить вместе с другими детьми.» Описываем, что ребенок увидит и услышит, какие планируются анализы перед операцией, что такое обезболивание, какие трубки, повязки он увидит после пробуждения от анестезии. После рассказа стоит попросить ребенка пересказать объяснение своими словами и скорректировать, если нужно.

Объяснить, что после операции самочувствие может быть непривычным, очень важно. Детям надо знать, что тошнота, головокружения, слабость, боль — это нормально и быстро проходит. «А если будет болеть, то тебе дадут лекарство от боли.»

Не перекладывая на ребенка ответственность, тем не менее, важно дать ему возможность управлять ситуацией и чувствовать себя участником, а не объектом. «У тебя будет важное дело: если что-то заболит или напугает, скажи об этом мне или врачу сразу же.»

Помогите ребенку быть все время на связи с семьей, родственниками, друзьями посредством телефона, смс-сообщений, электронной почты. Открытки от одноклассников также приветствуются!

Сборы в клинику надо проводить совместно. Даже взрослые чувствуют себя увереннее, окруженные любимыми вещами, а уж младшему школьнику непременно надо взять с собой любимую пижаму, игрушку, книгу. А еще младшим школьникам важно знать, что будет происходить в школе в их отсутствие и как они потом будут учиться, не станет ли педагог укорять за пропуск материала, не поставит ли двойку.

Часто дети боятся анестезии, так как слышали о том, что животных усыпляют специальными лекарствами. Надо подчеркнуть, что в случае операции это совсем другие препараты, и ребенок обязательно проснется после вмешательства.

И еще один важный аспект: мы обычно учим детей, что их тело неприкосновенно для чужих. Раздеваться, разрешать себя трогать можно только родителям в отдельных ситуациях. Но в клинике такие манипуляции позволяются также и медицинскому персоналу, и это мама и папа знают.

Подростковый возраст (от 12 до 18 лет)

Чем старше дети, тем заметнее, насколько им привиты навыки самостоятельности. К сожалению, в современном мире все чаще родители пытаются обеспечить ребенку максимум комфорта, поэтому ребенок даже в возрасте, когда уже вот-вот — и пора в институт или в армию, не умеет обеспечивать свой быт, не знает, каким образом он может улучшить свое психологическое самочувствие, да и не разбирается, тошнит его от избытка мороженого или от страха перед контрольной.

Обучение этим навыкам — дело не одного дня, но, если раньше они не вводились в практику, самое время начать, когда впереди пребывание в больнице. Как минимум, подросток должен сам или с помощью родителей понять, как он привык успокаиваться и восстанавливать душевное равновесие: разговаривая с друзьями, замыкаясь в одиночестве, выигрывая очередной уровень в виртуальном состязании или сочиняя стихи. Что угодно, лишь бы работало.

С детьми такого возраста о хирургическом вмешательстве стоит говорить сразу же и честно. Открытый разговор приносит наилучшие результаты. Побуждайте подростка задавать вопросы и обсуждать ситуацию, иначе есть шанс, что застенчивость и стремление казаться взрослым и умным приведут к пробелам в информации, неэффективным попыткам «нагуглить» подробности и нарастанию тревожности.

Страх перед хирургическими операциями свойственен для людей любого возраста, это естественное чувство, которое не нужно пытаться заглушить. Подростки отличаются повышенной эмоциональностью, для них большую значимость играет принятие их чувств другими людьми, особенно значимыми взрослыми, поэтому разговаривайте с ними об их страхах и переживаниях, уважайте эти эмоции. Важно не врать подростку о том, что болевых ощущений не будет, ребенок должен быть готов к боли и к тому, что реабилитация может быть сложной. Дайте понять подростку, что Вы будете рядом с ним и поможете ему пережить эту боль.

Читайте также:  Как лечить ребенка? Полезные советы для мам

Тинейджеры очень ранимые и наиболее чувствительны к изменениям своего тела, а хирургическое вмешательство может изменить их внешность. Даже самый незначительный шрам для подростка может означать личную трагедию, не умаляйте переживаний ребёнка по этому поводу. Слова «Что за глупости, этот шрам никто не увидит» могут подорвать доверие подростка, относитесь внимательно к страхам ребенка, даже если они кажутся глупыми.

Также для подростков огромное значение играют межличностные отношения с друзьями, не противьтесь общению ребенка с друзьями. Если подросток изъявляет желание встретиться со сверстниками, помогите ему организовать эту встречу. Разрыв отношений с друзьями может негативно сказаться на процессе выздоровления.

Страхи подростков выходят далеко за рамки тревог детей младшего возраста. Помимо боли или изменения внешнего вида, подросток может бояться потерять контроль, пропустить события, быть смущенным или униженным на публике и звучать по-детски, выражая опасения, беспокойство или боль. Подросток также может бояться проснуться во время операции — или не проснуться после.

Предупреждайте эти страхи, подчеркните, что выражение страха, тревоги и реакции на боль вполне нормально в любом, даже зрелом, возрасте. Исправляйте любые неправильные представления об увечье или травме. И объясняйте, что анестезия сегодня совершенно безопасна, и что пациенты не просыпаются во время операций, но обязательно проснутся позже.

Важно поощрять подростка к участию во встречах со специалистами, на которых планируется порядок вмешательства, время пребывания в клинике. Если тинейджер готов обсуждать аспекты предстоящей процедуры один на один с врачом, это хороший знак. Родители смогут узнать все парой минут позже. Борьба за независимость и самостоятельность — неотъемлемая часть подросткового возраста, и, если ребенок становится полноценным участником процесса терапии, это на пользу и здоровью, и семейным отношениям.

Второй важный аспект личного разговора с врачом — возможность самостоятельно задать волнующие вопросы. Появятся ли шрамы, изменения во внешности, когда можно будет читать сообщения на смартфоне и разрешат ли посещения друзей? Социальная сфера, самооценка, место в окружении сверстников — наиболее важные составляющие периода полового созревания, относитесь к подобным вопросам и тревогам без насмешек и пренебрежения.

Контакт с друзьями очень важен в подростковом возрасте, каким бы обидным это не казалось, сверстники важнее родителей на данном этапе. Зато именно родители могут подсказать приятелям и одноклассникам о возможности и необходимости посетить больного или отправить пару сообщений в соцсетях.

Рефлексия, «самокопание», осознание своих мыслей и чувств — также характеристики подросткового периода. Обеспечить подростку возможность написать, нарисовать свои чувства, выплеснуть эмоции на бумагу нередко бывает очень полезно. Это стоит поощрять.

Отмечаем важные этапы при подготовке детей к операциям

Итак, дата госпитализации назначена. Для детей школьного возраста есть ряд правил: что делать и что не делать, вне зависимости от возраста.

До госпитализации надо убедиться, что:

  • ребенок понимает: операция поможет ему поправиться;
  • знает, когда будет операция и как долго он будет находиться в больнице;
  • знает, что родители не смогут остаться с ним, частоту посещений, способ быть на связи;
  • имеет достаточно информации о том, как организован больничный быт, кого просить о помощи.
  • Не давать ответы на вопросы, на которые пока непонятно, как отвечать. «Я пока не знаю, но обязательно спрошу у врача».
  • Не давать обещаний, которые родители, возможно, не смогут выполнить или проследить за выполнением в отношении операции и в больнице. Имея точную информацию, ребенок будет легче адаптироваться к любым изменениям.
  • Не обещать ребенку, что не будет уколов, капельниц и т. п. Лучше подсказать способы легче переносить дискомфорт.
  • Не обещать ребенку, что больно не будет. Это одна из самых распространенных ошибок родителей, особенно в младшем возрасте. После операции у детей наблюдается различное количество дискомфорта. Боязнь боли, вероятно, является наиболее распространенным страхом перед операцией. Лучше рассказать про лекарства от боли и другие методы анестезии.

Невозможно предугадать, что ребенок запомнит из операционного периода, насколько сильны будут переживания. Поэтому не надо изводить себя переживаниями, ведь спокойствие и уверенность родителей — тот базис, на котором дети сознают свою надстройку психологического комфорта. Следовать плану подготовки, не допускать распространенных ошибок, разговаривать с ребенком и верить, что все пройдет хорошо — вот главные этапы подготовки к операции.

Моральная подготовка: как настроить ребенка на операцию?

Хирургические процедуры – событие, которое страшит даже взрослых, что уж говорить о детях. Тем не менее, такое оздоровительное мероприятие необходимо также многим ребятишкам. Как же подготовить ребенка к операции? Как снизить стресс малыша, чтобы он после не боялся врачей?

На кануне операции

Многие родители теряют время и здоровье ребенка, раздумывая: стоит ли делать операцию. Если доктор назначает такую процедуру – скорее всего болезнь не пройдет сама и без последствий. Проконсультируйтесь еще у 3-4 врачах, чтобы окончательно убедиться в необходимости процедуры. Но не тяните со временем. Помните, чем дольше вы думаете – тем сильнее прогрессирует заболевания, нанося свои последствия. То, что можно было вернуть месяц назад теперь уже необратимо. Помните об этом и не рассуждайте за счет здоровья ребенка.

Решившись наконец на операцию, качественно подготовьте ребенка. Выполнения назначений доктора недостаточно. Многие родители приводят ребенка в больницу на процедуру, ничего не объясняя и не подготавливая морально. Это лишь усугубляет ситуацию. В последствии ребенок теряет доверие к родителям и перестает уважать их. Вместе с тем он приобретает сильный страх перед врачами и больницами. Теперь каждый медицинский поход становится для малыша огромным стрессом, ведь он не знает, возможно его будут снова оперировать. Не рассчитывайте, что он поверит вашим возражениям. Но, как же подготовить ребенка к хирургической процедуре?

Подготовка к операции

Прежде всего подготовьте себя. Детально расспросите врача, как будет проходить процесс, почему он будет проходить именно таким образом. Узнайте, с какой болью столкнётся ваш ребенок, что ему придется чувствовать. Обязательно поинтересуйтесь про тип наркоза. Каким образом его будут вводить? Важно знать, как ребенок будет отходить от наркоза и как ухаживать за ним в этот период. Узнайте про длительность послеоперационной реабилитации. Как она будет проходить? Что можно и что нельзя в этот период? Над чем нужно будет вместе поработать? После поделитесь этой информацией с ребенком, только сперва успокойтесь. Малыш воспринимает настроение родителей, как индикатор ситуации. Если вы будете нервничать и бояться, он будет испытывать те же чувства, только сильнее в пятикратном размере. Чтобы дитя легче восприняло процедуру, поделитесь с ним легким, позитивным настроением.

Объясните ребенку, на понятном ему языке, что ему предстоит операция. Расскажите, что врач полечит малыша, пока он спит. Потом может немного поболеть, но скоро всё пройдет.

Что делать после операции?

Как только ребенка привезут из послеоперационной реанимации, не отходите от него. Он должен увидеть вас, когда проснется. Держите его за ручку и успокаивайте, если ребенок стонет. Когда малыш отойдет от наркоза, подарите ему игрушку. Поддержка родителей во время реабилитации не менее важна, чем при подготовке к операции. Помогите ребенку выйти из стресса.

Очень часто дети, которым приходится регулярно ходить по врачам, ведут себя весьма капризно. У них часто меняется настроение, они могут быть мрачными и замкнуты, плакать как бы без причины. Но на все это есть основания. Вся причина именно в медицинских процедурах и переживаниях ребенка, связанных с его болезнью. Не наказывайте за это ребенка. Помогите ему восстановить чувство покоя и уверенности в себе, в своем здоровье и в завтрашнем дне. В жизни ребенка не должно быть никаких болезней, лечений и больниц. Но, если это произошло – позаботьтесь о том, чтобы компенсировать боль и утраченное беззаботное детство. Подарите ребенку как можно больше позитивных эмоций. Мягко общайтесь с ним и всячески отвлекайте от его проблемы, в этом помогает активность. Прогуливайтесь всей семьей, совершайте загородные поездки, ищите приключения и превратите процесс лечения в приключенческую игру.

Дети, родители и операции

Виды психологических проблем вокруг операции ребёнка
Операции, анестезия, восстановление . что ребенок понимает, услышав эти слова? Как подготовить его эмоциональное состояние? Как справляются родители? Что они передают ребенку? Какова их роль? Как мы можем им помочь? . Мы постараемся ответить на эти вопросы, тем самым уменьшая степень неизвестности и неопределенности, сопровождающую семью, чтобы помочь ей справиться с операцией своего ребенка.

Опасения и страхи ребенка
Различные страхи посещают ребенка перед операцией. Различные проблемы могут вызвать чувство страха: встречи с различными сотрудниками, масками и халатами, болью, анестезией, отсутствием контроля, инвазивными процедурами. Многие дети боятся боли, сопровождающей операцию. Вы можете объяснить ребенку, что есть очень специальный врач, называемый анестезиологом, который предоставляет специальные препараты, которые помогают глубоко спать и ничего не чувствовать во время операции, и когда все будет кончено, они просыпаются (детям старшего возраста также необходимо усвоить, что будет пробуждение от наркоза). Неизвестное невыносимо и страшно для детей, поэтому очень важно попытаться обеспечить их объяснениями; понятными и простыми, насколько это возможно. Общие опасения маленьких детей до операции также связаны с отделением от родителей. Поэтому важно объяснить, что, когда он просыпается после операции, вы,родители, будете там с ним. Кроме того, он может выбрать любимую игрушку, куклу и она тоже будет ждать вместе с вами его пробуждения.
Дети школьного возраста выражают больше страхов, связанных с иглами, ножами и повреждением ими тела. Поэтому важно дать ребенку этого возраста информацию и рациональное объяснение перед операцией, чтобы усвоить, что инструменты предназначены для решения существующей проблемы, а не для создания проблемы или надрезов.
Важно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и расслабленным. Важно понимать его страхи, понимать, что это нормальные чувства (его страх оправдан, и не отнимать его у него. Не убеждать его не бояться, а просто дать ему возможность выразить свои эмоции, чтобы не сдерживать его и предотвратить возникновение страха).
Поощряйте ребенка задавать вопросы и говорить о том, что произойдёт, для того, чтобы не дать возможность проявиться и всплыть дополнительным страхам. Если ребенок задает вопросы, а вы не знаете как решить их, вы можете сказать ему, что вместе обратитесь к врачу или медсестре, и узнаете ответ на этот вопрос, и тем самым сможете превратить их в союзников по отношению к общему процессу.

Опасения и страхи родителей
Родитель, который посылает самого бесценного человека в операционную, одолеваем интенсивными эмоциями. Принято ли правильное решение? Как ребенок проснется? Как ответить на его вопросы? Многие тревожные мысли сопровождают родителей в предоперационный период, и их задача – не передать ребенку страхи, которые могут привести к дополнительным осложнениям. Родители могут получить психологическое консультирование, помогающее им справиться с ситуацией, чтобы освободить место для конструктивных эмоциональных процессов, выяснить вместе, что происходит с их ребенком, обучая их инструментам, помогающим справиться со стрессом и давлением вокруг операции. Все они могут более эффективно помочь самому ребенку.

Читайте также:  Вальдорфская педагогика в домашних условиях

Образное мышление
Наблюдая детей в играх, которые показывают богатство их воображения – в принцесс, пиратов, рыцарей, можно заметить, что перед операцией появляются страшные отрицательные образы, что свидетельствует о страхах и опасениях. Поэтому важно дать вашему ребенку простое конкретное объяснение ситуации, передающее как можно более точную картину происходящего.

Чувство вины у ребёнка
Дети, как правило, считают, что их медицинские проблемы и операция – наказание за то, что они «плохие». Они не всегда признаются в этом или даже не понимают до конца, что они так думают, но они будут испытывать чувство своей вины в происходящем. Поэтому важно объяснить им, что медицинская проблема не является результатом действия ребенка, или отсутствия его действий, а также то, что операция не является наказанием, а является средством для устранения существующей проблемы.

Родительское чувство вины
Различные операции являются результатом развития заболевания, которое требует хирургического вмешательства. В тех случаях, когда болезнь является генетической,у многих родителей развивается интенсивное чувство вины, что создаёт дополнительные сложности. Несмотря на то, что на интеллектуальном уровне они знают, что не виноваты, эмоционально вина тяготит их и необходимо найти баланс между эмоциями и мыслями (в соответствии с психотерапией).
Еще одна распространенная мысль вызывает чувство родительской вины «Почему это происходит со мной?». Такой подход вытекает в основном из-за беспомощности, в которой родители ребенка оказываются. Они испытывают болезненные страдания, так как ничего не могут для него сделать. Это действительно неприятно и болезненно, поэтому родители хотят страдать вместо ребёнка. В конце концов, каждый родитель обещает своему ребенку всегда охранять его и обещания сохранятся у него в сознании.

Психологическая подготовка к операции ребёнка
Информация и её трактовка
Во-первых, важно, отрегулировать уровень объяснения соотносительно уровню развития ребенка, в зависимости от стадии понимания языка, уровня абстрактного мышления и конкретного понимания ребенка. Через игры в слова «как будто», куклы или книги, вы можете говорить на языке ребенка и объяснить процесс, который ему предстоит пройти.

Дети всех возрастов лучше справляются с предстоящей операцией, когда они знают, что произойдет. Помогите ребенку понять, почему ему необходима операция, и помогите ему чувствовать себя в безопасности и в благоприятных условиях в стенах больницы. Если у вас есть возможность и способность дсделать ему экскурсию по отделу, чтобы показать ему форму сотрудников, устройства отвечающие за операцию, трубки для переливания, облачиться в халат, это поможет подготовиться. Детское восприятие всегда более эффективно, если сопровождается фотографиями и возможностью вживую ознакомиться с вещами. .

Не используйте угрожающие слова или страшные фразы, такие как «Доктор порежет тебя» или «зашьёт тебе живот.» Вы можете объяснить, что врач будет решать эту проблему, и что многие дети имеют те же проблемы, и все они идут в больницу для лечения.

Дети часто боятся, что их родители не говорят им всю правду, боятся, что ситуация хуже, чем им было сказано. Для того, чтобы возникло доверие, нельзя обманывать или вводить в заблуждение ребенка, а максимально рассказывать правду, так, чтобы ребёнок понял.

Вы можете восполнить объяснения книгами, которые соответствуют возрасту ребенка, предназначенными для подготовки детей к операции и анестезии. Совместное чтение с родителями позволяет обсудить различные проблемы и сделать предстоящее мероприятие менее пугающим.
С маленькими детьми вы можете использовать куклы и мягкие игрушки, и ухаживать за ними с помощью игрушечных медицинских принадлежностей.

Родители, помните, ваши словесные объяснения зависят от тона,который вы используете, интонации, выражения лица, языка тела, который может передавать чувство спокойствия ребенку.

Техника снижения стресса
Методы релаксации и управляемые образы предназначены для того, чтобы помочь уменьшать стресс и более эффективно справляться с психологическим давлением перед операцией. С помощью методов релаксации, глубокого дыхания и расслабления мышц, можно научиться концентрировать внимание внутри себя, чтобы успокоить физические системы и тем самым увеличить чувство контроля над телом. Визуализация позволяет сосредоточиться на положительных изображениях и приятных воспоминаниях. У детей богатое воображение и возможность визуализации и, следовательно, это позволяет им отключиться от реальности, когда она становится слишком болезненной, физически или психически. Так, при подготовке к операции, ребенок может научиться представлять себе замораживание боли, или согревать замороженное место, держась за мамину руку, когда он находится в операционной комнате.

Изменение в восприятии
Из жертвенный фигуры в героя
Больные часто вызывают чувство жалости, отчаяние, боль. Тем не менее, сам ребенок, как правило, живёт здесь и сейчас, часто не чувствуют себя подавленными, ему хочется смеяться и быть счастливым, даже если он находится в тяжёлой ситуации. Родители, которые часто кажутся неестественными, потому что их мысли постоянно заняты ситуацией и ее последствиями, но они должны стараться, чтобы не позволить ей поглотить себя. Когда вы слышите в педиатрическом отделение счастливый смех детей, это часто является самым трудным психологическим переживанием, а затем вы вспоминаете,что все дело в восприятии, и что взрослые позволяют детям быть счастливыми даже в боли.
Кроме того, вы можете улучшить силы вашего ребенка путем умножения способов преодоления и сделать его не жертвой, а героем, как дома, так и в школе.

Играть, как можно скорее
Это предложение соответствует “вернуться к нормальному образу жизни” для взрослых, перенесших операцию. Игра это главная радость ребенка, который через свои средства массовой информации, через свои заявления, выражает свои чувства, в том числе и агрессию. Даже в больницу можно принести ему его любимые игры, тем самым поощряя его вернуться к стабильности, несмотря на самые большие проблемы, с которыми он сталкивается.

Собрать группу поддержки
И дома, и в школе, важно, что ребенок чувствует себя частью коллектива, физически и умственно. Когда он чувствует, что его потребности, такие, например, как желание встать с постели, удовлетворены, когда есть человек, который выслушает, когда он плачет, когда есть родитель, на которого можно выплеснуть гнев, и тому подобное. Так он может собраться с силами и восстановиться как можно быстрее после операции.
Когда операция требует длительной госпитализации (до или после операции), важно вовлечь ребенка в жизнь школы, организовать визиты друзей и учителей, организовать получение домашних заданий, так что ребенок может почувствовать связь с его реальным миром.
И один последний, но не менее важный пункт: не забывайте братьев. Страдающий, госпитализированный ребенок становится центром внимания всей семьи, но другие братья остаются «заброшены». Будь то старшие или младшие дети, важно дать им место в игре, определить роль, и удостовериться, что они понимают, что происходит. Они заботятся о своих братьях, и в них, конечно, возникают смешанные чувства, и очень важно, чтобы все члены семьи по-прежнему были вместе.

Как родителям вместе с детьми психологически подготовиться к операции на сердце?

Проводить операцию на сердце и госпитализировать ребенка, которой морально подготовлен к этому, намного проще. В этом случае момент адаптации к смене обстановки и выздоровление будут проходить оперативнее. Роль психолога в этой ситуации должна быть отведена родителям, которые чувствуют и сопереживают своему чаду.

Как должны себя вести и что должны делать родители для подготовки ребенка к операции на сердце?

Перед тем, как приступать к беседе с ребенком о тонкостях будущего/текущего лечения надо предварительно разузнать у лечащего врача как данный недуг влияет на здоровье малыша, как срочно нужна госпитализация, каким образом будет происходить лечение. Если родители будут в курсе всех этих нюансов, то и с ребенком общаться на эту тему будет проще.

Основные моменты, на которые надо ориентироваться при моральной подготовке ребенка к будущей операции на сердце и госпитализации:

  • следует убедить чадо, что в больнице он никогда не будет один: родня и друзья будут его регулярно навещать; мама/папа постараются оставаться на максимально длительный промежуток времени. Всегда на зов ребенка придет медсестра, врач;
  • с ребенком следует контактировать как можно больше: разговоры, веселые игры, обычный телесный контакт придадут ему уверенность;
  • надо постараться ликвидировать у малыша страх перед больницей. Дети слишком эмоционально относятся к боли, и хуже будет, если этот страх они будут держать внутри себя. Открытые беседы, обоснованность процедуры лечения помогут успокоить ребенка. Совсем маленьким пациентам для этой цели подойдут игрушки, красочные картинки, истории о любимых персонажах;
  • не стоит запрещать ребенку проявлять эмоции. Если начинает плакать, не нужно его стыдить; если слишком агрессивен – пусть побьет подушку, поиграет в войнушку с игрушками;
  • чтобы развлечь малыша в больнице можно предложить ему вести дневник, в котором он будет описывать то, что с ним происходит в рамках палаты. В этом дневнике он может рисовать, делать аппликации;
  • игра в «больничку» подручными куклами, с участием врачей, медсестер, пациентов даст шанс ребенку лучше разобраться с происходящим; поможет снять тревогу;
  • основополагающим моментом в этой ситуации является полное спокойствие родителей. Последние должны быть осведомлены о ходе лечения, роли того или иного препарата. Если родители сами будут нервничать и переживать, то ни о каком спокойствии со стороны их чада не может быть и речи. Возникают вопросы – надо спросить у врача, медработников. Беспокойство не проходит – можно пообщаться с психологом. Не стоит забывать о полноценном отдыхе: на период сна друзья/родня будут полезными для присмотра за маленьким пациентом. Приобретенная уверенность передастся ребенку, а обознанность в актуальной тематике поможет открыто отвечать на возникающие у ребенка вопросы.

Подготовка ребенка до года к операции

Согласно статистике по РФ каждый 7-8-й ребенок рождается с врожденным пороком сердца. Специалисты-кардиологи считают, что хирургическое вмешательство здесь требуется как можно быстрее.

Хотя морально настроить новорожденного на предстоящую операцию кажется нереальным, но определенные методы существуют:

  • эмоциональное спокойствие у мамы – хорошая поддержка для крохи. Обрести такое спокойствие для женщины, не столь давно пережившей роды, будет проблематично, но возможно, — стимул для этого имеется. Для полноценной гармонии мамочка не должна пренебрегать отдыхом: в перерывах между сном несложно будет найти временную подмену для новорожденного;
  • грудное молоко для малыша будет провоцировать эмоциональную близость с мамой, так ему необходимую. Если кормить ребеночка лично не получается, молоко надо сцедить в бутылочку;
  • новорожденному пациенту, которому предстоит операция не сердце, важен контакт с мамой: касания, поглаживания, песенки.

Подготовка к операции ребенка от года до трех лет

Такой возрастной период дает возможность родителям наладить словесный контакт с их чадом. До момента госпитализации (за 1-2 дня) с малышом надо провести беседу о предстоящем отъезде, целесообразности этих перемен. Полезным будет перед госпитализацией:

  • разъяснить будущему пациенту слово «больница». Не стоит запугивать ребенка страшными рассказами, но можно устроить небольшую ролевую игру, в которой добрый врач будет спасать деток от различных недугов, давая им таблетки, делая уколы. После можно перейти к пояснительному разговору с малышом: «Скоро мы поедим в больничку, и останемся там на несколько дней. Врач сделает тебе укол (будет немножко больно), ты уснешь крепко-крепко. А когда проснешься, твое сердечко будет здоровым»;
  • позволить малышу взять с собой вещи, которые он хочет/ему нужны: игрушки, канцелярию, одежду.

В больнице могут возникнуть следующие страхи у маленького пациента:

  • боязнь быть покинутым. Чтобы избежать этого, не следует уходить из больницы, не предупредив малыша. Надо дать ему понять, что родители будут около него (по возможности) часто. Не будет родителей, — придет бабушка/дедушка, врач;
  • страх перед медоборудованием. Следует объяснить ребенку, зачем нужны данные устройства. Можно использовать игровую форму;
  • фобия наказания за проступки. Дите может думать, что все происходящее с ним: болезнь, болезненные процедуры – результат отрицательного поведения. Надо убедить малыша, что все люди подвержены такому испытанию, но лечение помогает выздороветь.
Читайте также:  Гиперопека ребенка, гиперопека рекомендации и советы родителям

Как психологически подготовить к операции ребенка от 3 до 6 лет?

При подготовке деток такой возрастной группы к операции на сердце надо осторожно подбирать нужные слова-объяснения, ведь неправильный подход может спровоцировать ряд фобий.

Будущему пациенту следует знать о том, что ожидает его в больнице. Но не надо использовать научные, непонятные термины. Разъяснять надо доступным ребенку языком без неприятных подробностей. Не надо обманывать, что боли не будет: «Будет, однако пройдет так же быстро, как ранка от падения с велосипеда».

Необходимо расспросить у ребенка, беспокоит ли его что-то. Если да, то пусть подробно расскажет о предмете боязни.

Ребенок от 6 до 10 лет — методы психологической подготовки

Актуальный подход в подготовке ребенка данного возрастного периода к операции на сердце – разрешение держать контроль над ситуацией. Пусть он сам определяет, какие вещи из гардероба отложить в больницу, какую литературу он будет там читать, в какие игры играть.

Исходя из боязней, которые могут присутствовать у детей 6-10 лет, нужно подбирать методы их подготовки к операции на сердце:

  • следует объяснить ребенку, что после операции его внешность не поменяется, никаких увечий не будет. Он останется таким же красавчиком, а его сердечко будет работать исправно;
  • если малыш боится боли, надо рассказать о наличии врача, который позаботиться о ликвидации боли во время операции. После хирургического вмешательства будут предоставляться специальные таблеточки, купирующие боль;
  • фобию в аспекте потери связи с друзьями реально побороть, заверив, что из больницы можно будет с ними связываться по телефону, или лично (в часы приема).

Операция на сердце у детей раннего школьного возраста может возобновить тот спектр отрицательных «привычек», который был присущ им ранее: неконтролируемое мочеиспускание, заикание, сосание пальца. Такие реакции – результат пережитого, и они зачастую быстро проходят.

Как подготовить подростка к операции на сердце?

В подростковом периоде подход к методам подготовки предстоящей операции на сердце должен быть иным, нежели для маленьких деток:

  • не стоит «душить» вниманием и заботой пациента-подростка, — это будет только раздражать его. Следует прислушаться к его пожеланиям, и если они адекватные – следовать им;
  • нельзя допускать, чтобы подросток замыкался в себе, храня внутри обиды и недопонимания. Нужно стимулировать ребенка на общение с его врачом, иным персоналом в больнице;
  • полезным будет ведение дневника о днях пребывания в стационаре. Это не только отвлечет пациента, но и скрасит его время провождение в лечебнице.

Загрузка.

Подготовка детей к оперативному вмешательству

Важно помнить, что при госпитализации в стационар ситуация разлучения ребенка с родителями уже сама по себе является стрессовой, а проведение инвазивных медицинских манипуляций усугубляет это состояние и может быть причиной серьезных психо-эмоциональных расстройств (страхи, сомнамбулии, ночной энурез и т.д.). В свою очередь недооценка состояния ребенка, выраженности проявлений заболевания и «недоучет» анатомических особенностей может привести к еще более серьезным осложнениям во время или после операции. В связи с этим предоперационная подготовка детей должна быть оптимально организована.

В организации большое значение имеет срочность операции, так, например, при плановых оперативных вмешательствах подготовка начинается еще на догоспитальном этапе, а в случае экстренной операции подготовка начинается с момента госпитализации, она ограничена по времени и сводится к общим мероприятиям. Манипуляции и исследования, проводимые в предоперационный период, можно разделить на общие и специальные. Общие мероприятия проводятся обязательно перед любой операцией, а специальные выполняются по конкретным показаниям.

К общим мероприятиям относятся клинические лабораторные исследования, измерение роста и массы тела ребенка, определение артериального давления. У детей перед плановой операцией объем лабораторных исследований должен включать в себя определение следующих показателей:

1) общий анализ крови (ОАК) и гемосиндром (количество тромбоцитов, время кровотечения и время свертываемости);

2) группа крови и резус-фактор;

3) RW (реакция Вассермана на сифилис), определение НBS-Ag и HCV -Ag (маркеры гепатита В и С), ВИЧ;

4) биохимический анализ крови (общий белок, прямой и непрямой билирубин, АЛТ, АСТ, креатинин, мочевина);

5) кал на яица глист, бактериологический посев кала;

6) электрокардиограмма (по показаниям – эхокардиография).

Длительные, травматичные и специализированные оперативные вмешательства требуют более тщательного обследования, например, исследуются дополнительные лабораторные показатели (кислотно-основное состояния крови (КОС), К + , Na + , Сlˉ, исследование газов крови, исследование функции почек и другие), дети с сопутствующей патологией нуждаются в консультации других специалистов и дополнительных инструментальных методах исследований. Нужно помнить, что все болезненные методы исследования у детей дошкольного возраста должны проводиться под наркозом. Непосредственно перед любой операцией в предоперационную подготовку включают медикаментозную поддержку (премедикация). В премедикацию входят седативные средства (сибазон, реланиум), антигистаминные препараты (димедрол, супрастин, тавегил), анальгетики (ненаркотические – анальгин или наркотические – промедол). Если во время анестезии планируется использование препаратов, обладающих холинэргическим действием (сукцинилхолин, фторотан) или инструментальное раздражение дыхательных путей (интубация трахеи, бронхоскопия, фиброгастродуоденоскопия), имеется риск возникновения брадикардии с возможной последующей гипотензией и развитием нарушений сердечного ритма, то это требует обязательного введения в премедикацию антихолинэстеразных препаратов (атропин, метацин, гликопирролат, гиосцин). По показаниям в предоперационную подготовку включают инфузионную терапию (физиологический раствор, раствор глюкозы, растворы, содержащие микроэлементы К + , Na + , Сlˉ, Mg 2+ и др. (стерофундин, раствор Рингера)), антибактериальные средства (антибиотикопрофилактика).

Одной из составляющих подготовки ребенка к операции является предоперационное голодание для предотвращения аспирации желудочного содержимого во время операции. Новорожденные и дети младшего возраста не должны подвергаться длительному предоперационному голоданию, снижение частоты кормлений или уменьшение объема потребляемой жидкости, особенно у новорожденных и детей первого года жизни, может быстро привести к развитию дегидратации и гиповолемии (снижению ОЦК). Кроме этого, чрезмерно длительное голодание может способствовать и развитию гипогликемии или метаболического ацидоза. Здоровым детям любого возраста можно безопасно давать чистую жидкость за 2 часа до операции (вода, осветленный яблочный сок и др. чистые жидкости; нельзя давать апельсиновый сок и молоко). Период голодания у младенцев, находящихся на грудном вскармливании, не должен превышать обычного интервала между кормлениями 4 часа. У детей до 2 лет регулярный прием пищи может соблюдаться за 6 часов до начала общей анестезии. Дети старше 2-х летнего возраста не должны принимать пищу в день операции или интервал между кормлениями должен быть более 6 часов. В экстренных ситуациях желудок больного очищают с помощью назогастрального зонда.

В значительной степени подготовка детей зависит от характера хирургического вмешательства. Подготовка детей к урологическим операциям предусматривает помимо общих клинических исследований также и инструментальные. Чаще всего в урологическом отделении дети находятся с врожденной патологией, однако врожденная патология провоцирует манифестацию вторичного инфекционного процесса. Для определения выраженности воспалительного процесса производят исследование мочи. Прежде всего, это общий анализ мочи, исследование мочи по методу Нечипоренко и Каковского-Аддиса, также проводят ортостатическую пробу, выполняют посев мочи с определением чувствительности микроорганизмов к антибиотикам и подсчитывают общее бактериальное число в моче. Существует ряд проб, которые производятся для оценки функции почек – исследование мочи по Зимницкому, проба Реберга, клиренс эндогенного креатинина. Из инструментальных методов исследования мочевыводящей системы самым простым и наименее инвазивным является ультразвуковое исследование. Проведение урофлоуметрии может помочь доктору определить уровень поражения мочевыделительной системы, а также будет свидетельствовать о его характере (функциональное или органическое). Для диагностики топики порока и функциональных особенностей применяются рентгенологические методы исследования – обзорная рентгенография, экскреторная (внутривенная) урография, ретроградная пиелография, цистография. Патологические изменения мочевого пузыря и уретры можно определить визуально с помощью эндоскопических методов исследования – цистоскопии и уретроскопии. В случае поражения мочевыделительной системы онкологическими заболеваниями возможно проведение ангиографии сосудов почки, КТ, МРТ.

Подготовка детей к операции в торакальном отделении.В настоящее время в торакальных отделениях находятся дети с разнообразной патологией легких, плевры, средостения, диафрагмы (дети с патологией сердечнососудистой системы госпитализируются в специализированные отделения или центры). Наряду с общеклиническими исследованиями в торакальном отделении большое значение имеют инструментальные методы диагностики – функциональные пробы (исследование функции внешнего дыхания), обзорная рентгенография, рентгенконтрастные исследования (бронхография, пневмомедиастинография, радионуклеидная диагностика, ангиокардиопульмонография), эндоскопические исследования (бронхоскопия, эзофагоскопия, торокоскопия), КТ и МРТ. Указанные методы позволяют уточнить характер и объем патологических изменений, оценить функцию органов и определить необходимый объем предстоящего оперативного вмешательства.

Подготовка детей к операции в отделении абдоминальной хирургии. Для уточнения диагноза и выбора оперативного лечения кроме лабораторных исследований в отделении проводят диагностику с помощью инструментальных методов: УЗИ, рентгенологических исследований (обзорная рентгенография, рентгенконтрастное исследование ЖКТ на протяжении, ирригография, ирригоскопия, ангиография и т.д.), эндоскопических исследований (ФГДС, лапароскопия). Из всех операций на желудочно-кишечном тракте особой подготовки требует толстый кишечник. Подготовка желудка и тонкого кишечника включает в себя послабляющую диету, предоперационное голодание (возможно применение современных препаратов, снижающих газообразование – симетикон) и премедикацию. Перед операцией на толстой кишке (кроме диеты) проводят очищение толстой кишки клизмами (очистительные, гипертонические, сифонные и др.), применяют антибактериальные препараты. Данная подготовка может занимать достаточно продолжительное время (до нескольких месяцев), в экстренных ситуациях, когда времени на длительную подготовку толстого кишечника нет, хирурги предпочитают паллиативные методики оперативного лечения (накладываются разгрузочные стомы) с последующим радикальным лечением. Важно помнить, что после операции на желудочно-кишечном тракте необходимо продолжать тщательный уход, так, например, после аппендэктомии в первые сутки исключается любой прием пищи через рот, поить детей начинают через 12 часов. Через сутки ребенку назначают 1-й стол и только на 4 сутки переводят на обычный режим питания. При наложении же кишечного анастомоза прием пищи через рот обычно ограничивают до 4 дней, с последующим постепенным переходом на щадящий стол, естественно, это требует парентеральной нутритивной поддержки (препараты для парентерального питания и кристаллоиды).

Подготовка детей к экстренной операции.При экстренной патологии каждый час промедления ухудшает состояние ребенка и увеличивает возможность возникновения опасных для жизни осложнений. Поэтому предоперационная подготовка сокращается до минимума и начинается уже в приемном покое. Общие мероприятия могут быть дополнены необходимыми исследованиями (биохимический анализ крови, электролитный состав крови, газы крови, инструментальные исследования и др.). Пациентам, нуждающимся в экстренной хирургической помощи, катетеризируют вену, мочевой пузырь, желудок – «правило трех катетеров». Важно до операции вывести больного из тяжелого состояния, для этого проводят коррекцию электролитных нарушений, восполнение ОЦК, дезинтоксикационную терапию. Несмотря на тяжесть больного, предоперационная подготовка (включая время обследования) у таких больных не должна превышать 3-4 часов. Главная задача предоперационной подготовки больных с тяжелыми заболеваниями к экстренной операции – стабилизация параметров гемодинамики. Последующую коррекцию жизненно важных функций проводят во время и после оперативного лечения.

Контрольные вопросы

1. Режим питания больных после операций на кишечнике

2. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию ЖКТ с контрастом

3. Подготовка детей к плановым операциям в урологическом отделении

4. Подготовка детей к ректо- и колоноскопии

Ссылка на основную публикацию