Никитины мы и наши дети, как развить ребенка

Никитины. Мы и наши дети

Как и многие сейчас, очень интересуюсь вопросами раннего воспитания и развития детей. Много уже прочла по этому поводу, кое-что воплощаю в жизнь, многое ещё ждёт своего часа. Педагогического образования у меня нет, и до рождения первого ребёнка такие темы меня не интересовали вовсе. А сейчас читаю массу литературы по вопросам беременности, родов, детской психологии и психологии отношений, по вопросам методик раннего развития. Поскольку информация накапливается, ей нужен выход, так что буду вести здесь книгоблог с конспектами прочитанных книг, своими впечатлениями и навеянными мыслями: может, кому они на что сгодятся.

Итак, Никитины. Моя мама как-то в молодости прочла именно эту книгу и до сих пор вспоминает из неё одну вещь: Лена Алексеевна даёт советы по питанию, и советует мандарины заменить салатом из свежей капусты с горошком. Мол, витаминов столько же, но намного дешевле. Естественно, мне с детства было интересно, что же это за Никитины такие, которые так впечатлили мою маму. И вот я наконец добралась и до них.

Сразу скажу, что книга мне понравилась намного больше, чем, скажем, творения Гленна Домана. Во-первых, честностью: авторы описывают, какие ошибки они допустили в воспитании, как это поняли, как исправляли. Очень располагает, особенно в свете количества «специалистов» на форумах, которые всё делают правильно и даже не сомневаются в этом. Во-вторых, они много внимания уделяют воспитанию личности — нравственным, моральным качествам характера. И тоже очень честно пишут об этом. И это тоже редкость в современных методиках раннего развития.

Если вкратце по сути, то она такова.

1.1.Раннее закаливание. И это не Комаровский, скажу я вам. У меня тоже ребёнок с рождения в квартире в трусах и я стараюсь его не кутать. Но у меня квартира с централизованным отоплением. На балкон зимой я дитё выносила, но как минимум в одеяле. Попу подмывала только тёплой водой. Никитины жили в достаточно сложных бытовых условиях: дом без водопровода и с печным отоплением. Подмывали холодной водой, дети бегали в трусах, младенцев регулярно выносили на улицу на мороз просто в пелёнках. И, кстати, таким методом вылечили какую-то очень сложную форму диатеза. Одежду носили в режиме «минус сезон» и взрослые, и дети. Т.е. присутствует закаливание как образ жизни. И опять же: они очень честные. Когда стали закаливать детей, стали и сами вести аналогичный образ жизни. А то я как-то в Ялте в ноябре видела картину: ребёнок плещется голенький в море, а мама стоит рядом, укутанная до бровей. Ну, вот как-то оно неправильно. Если уж учить детей чему-то, то и самим нужно учиться тому же, коль не умеешь.… Для меня, например, даже летом проблема холодной водой помыться, без носков ходить тоже очень некомфортно бывает. Короче, отложим пока закаливание в таком формате.

1.2.Физкультура. Здесь, конечно, без активной помощи папы обойтись сложновато будет. О необходимости движения и взаимосвязи физической и умственной активности говорят многие, и это уже не секрет. Никитины начинают с беременной мамы: чем больше она двигается, тем больше двигается малыш, и тем более физиологически сформированным он рождается. Выбора у Лены Алексеевны не было, кроме как много двигаться: с таким-то хозяйством! Хотя вот не знаю: у меня вторая беременность, и я просто тюленем становлюсь – энергии хватает только на самые необходимые действия. Некоторые мои знакомые рассказывали о всплесках творческой деятельной энергии во время беременности, но лично я этого состояния так и не дождалась. Затем с рождения младенцы подтягиваются на пальцах родителей, сначала взрослые просто поднимают и опускают мелкое тельце, потом тельце можно уже на пальцах вытащить из кроватки, потом устанавливается перекладина в кроватку и дитё самостоятельно поднимается на ней и раскачивается. Такая же перекладина ставится и в коляску. По своему опыту с первым ребёнком замечу, что всё это имеет смысл. Моей дочери с рождения было скучно просто лежать, и она не лежала ни в кровати, ни в коляске. Слинги были нашим всем – дочь хотела и хочет участвовать во всём происходящем. То, что дети Никитиных свободно передвигались по дому, как только могли это сделать, — вполне уже логично и естественно. Далее у них была целая спортивная комната со свободным доступом в любое время. Следующим постом выложу нашу спортивную комнату и расскажу, что умеем.

2.Развивающая среда. Об этом говорят многие корифеи раннего развития: Монтессори, например. Также большое внимание такому окружению уделяет вальдорфская педагогика, так что не буду на этом особо останавливаться. Здесь и опережающие развитие занятия, и развивающие игрушки в свободном доступе, и наглядные пособия, и книги, и уход за растениями на подоконнике, и кукольные кухни с инструментами.… Сейчас много материалов по теме, и безграничное поле для экспериментов. Кроме того, если вовлекать ребёнка в жизнь семьи, то это уже будет отличной развивающей средой, как по мне.

3.Трудовое воспитание. Здесь многое перекликается с А.С. Макаренко. Всё, что ребёнок может сделать сам, он делает сам. С раннего детства у ребёнка есть свои обязанности в семье, плюс Борис Павлович говорит о семейных трудовых десантах: где-то кому-то помочь, поволонтёрить и т.д. В принципе, последние три пункта (трудовое воспитание, человеческие отношения и искусство) являются хорошими способами формирования именно Личности. Никитины акцентируют внимание на том, как важно не просто распределить трудовые обязанности внутри семьи, а подчеркнуть для ребёнка, насколько важна его работа и как сильно он помогает родителям.

4.Человеческие отношения. Речь в основном о чуткости и уважении. Ребёнок с самого начала – личность. И это важно понимать нам, родителям. Что ещё для меня важно, это что Никитины ставят своей целью вырастить не гениев, а свободных людей, которые в состоянии самостоятельно принимать решения и оценивать обстановку. Без уважения это вряд ли получится, наверное.

5.Искусство. О важности подборки правильных произведений, наверное, говорить излишне. У Никитиных также был свой домашний театр. Единственный смутивший меня момент. Семья смотрела «Муму» по телевизору, и дети рыдали над судьбой несчастной собачки. Лена Алексеевна возмущается, что знакомый сказал о том, что это кино, и собачка выжила. Вроде как испортил педагогический момент. Я, может, сухарь, но тоже говорю, что это только мультик, например. И что игрушке не может быть больно. Конечно, учу игрушки не ломать и не швырять, но не потому же, что им больно. Не знаю, может, я и не права.

Вот, вкратце, и всё. В конце есть ещё интервью с Аршавским о вреде комфортной жизни. Что она расслабляет и всячески тормозит развитие. Но, как и все специалисты, Илья Аркадьевич рекомендует очень осторожно следовать методикам раннего развития, т.к. человечество очень многого ещё не знает, а люди всё же не роботы. Что одному хорошо, другому, как известно, — и смерть.

В принципе, не так уж сложно. Единственное, чего я так и не поняла (хотя надеялась), это как Никитины всё успевали. Оба работали в школе, плюс работа по хозяйству, плюс подработки, плюс ещё столько внимания детям. Железные люди, чесслово. Ну и эти советские идеализм и вера в светлое будущее… наше поколение многое потеряло в этом, да.

О Никитиных много сейчас пишут, и немного хорошего. Но они единственные, результаты чьей методики можно отследить. По Доману, например, я ничего не нашла. Да и вообще вопрос, кто чего ожидает в результате раннего развития. Уже разделяют понятия раннего развития и раннего обучения. Вроде как первое полезно, второе – вредно. В вальдорфской педагогике, например, считают вредными любые интеллектуальные занятия до семи лет. Читала как-то биографию Агаты Кристи, её мать тоже придерживалась взглядов, что до восьми лет читать вредно, но Агата сама научилась читать в пять лет. Так что тут всё очень индивидуально, думаю. Для меня лично крайне важно, чтобы мои дети росли счастливыми, здоровыми и гармоничными. Надеюсь, мы с мужем сможем им в этом помочь.

И ещё я думаю, что каждый ребёнок приходит со своим багажом (судьбой). То есть родители и окружение могут влиять лишь до определённой степени. Решать всё равно ребёнку. И родителям нужно учиться спокойно относиться к этому факту. До первой беременности я занималась ведической астрологией, и данные занятия утвердили меня в этой мысли.

Ну и напоследок пара ссылок о детях Никитиных сегодня. К вопросу о приоритетах в воспитании детей, и не только.

И вот ещё ссылка о том, как важно не переборщить с ранним обучением:

Спасибо всем, кто дочитал. Буду рада отзывам.

Обзор книги Никитиных — Мы, наши дети и внуки

Об авторах

Никитины — это семейная пара — Б.П. Никитин и его жена Е.А.Никитина, которые воспитали семерых детей. По профессии они педагоги. Свою методику они начали разрабатывать в конце 50-ых годов в одном из поселков Подмосковья. Ответственность и основательность с которой Никитины подходили к созданию своей методики и книги, обеспечила им широкую известность.

О книге

Книга состоит из двух томов, которые составлялись постепенно, в интервале с 1963 по 1989 год. Активно тиражировалась самиздатом во времена СССР.

Оглавление

Методика Никитиных

Книга описывает саму известную отечественную методику детского развития. Все, кто занимается детским воспитанием, как минимум слышали про нее. Она известна не только в России и на территории СНГ, но и в таких странах как Германия и Япония, где у нее были свои последователи (на момент написания книги авторами).

Методика Никитиных создавалась и тестировалась на их собственных детях, и поэтому они могли видеть ее воздействие практически постоянно.

«То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно. Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами. Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности. В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни. Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития».

Подробнее про саму методику вы можете прочитать в нашей статье Методика Никитиных, она дополняет данный обзор. А мы продолжаем дальше.

Так мы начинали 1963 г.

Книга начинается с главной «фишки» Никитиных — закаливание. Их первый ребенок — Алеша, страдал диатезом (высыпания на коже), от которого не помогали стандартные лекарства того времени. Практически наощупь родители Алеши нашли свое собственное лекарство — холод, который помогал лучше всего. Ребенок большую часть времени находился без одежды при температуре ниже +20. Именно с закаливания и начался путь Никитиных в детское развитие. Конечно, их бабушки и дедушки не могли на это спокойно смотреть, и между ними и Никитиными постоянно были ссоры по поводу правильности их методов. Такие ссоры продолжались еще многие годы и им уделяется достаточно внимания на протяжении всей книги.

Помимо закаливания Никитины уделяют много внимания физическим упражнениям, которые являются второй «фишкой» их методики. Турники, брусья, лестницы, кольца и пр. спортивный инвентарь и тренажеры, все это имеет большое значение для развития ребенка.

Что касается личностного развития, то авторы приводят ряд случаев из жизни детей, когда сама обстановка учила их как нужно себя вести. Это, например, горячий чайник и «невкусный кирпич», когда Алеша обжигался и пробовал на вкус кирпич. Такие методы типичны для Никитиных, ведь их главный философский посыл — ребенок должен самостоятельно познавать мир, лучше если он сделает небольшую ошибку сейчас и это доставит дискомфорт, но зато защитит его в будущем от серьезной опасности. Помимо самостоятельности во всем, авторы отмечают и необходимость приучать ребенка помогать по хозяйству:

«Кроме массы мелких поручений, главным образом случайных, у Алеши к двум годам появляется уже много и постоянных обязанностей. Мама накрывает на стол, а Алеша тут как тут: лезет в шкаф за посудой. Сначала он носил только солонку, ложки, свою эмалированную кружку. Потом мама стала доверять ему масленку, сахарницу, чашки, тарелку с хлебом. И все это он доставляет к столу вполне благополучно, а там осторожно, иногда встав на цыпочки, ставит на край стола.

По утрам Алеша помогает убирать постели, складывает папину раскладушку (без всякой помощи!), относит маме подушки. Себя он в основном обслуживает сам: надевает и снимает штанишки, сандалии, носочки, вытирает за собой лужи любого происхождения и убирает игрушки: складывает в коробки кубики, собирает детали «Конструктора-механика».

Правда, иногда он может сказать: «Не буду!» — а потом пройдет полминуты, и он делает то, что надо. Бывает, приходится и напоминать о его обязанностях. Мы стараемся избегать этого, стремясь к тому, чтобы Алеша вспомнил их сам. И здесь опять начинается бесконечный спор с бабушками

Читайте также:  Приметы и суеверия по уходу за новорожденными

— Ишь чего захотели! Чтобы двухлетний малыш помнил, что ему надо сделать! Вы требуете от Алешки невозможного!

— А почему он не должен помнить своих обязанностей? Почему сам не должен помогать нам? В жизни всякое есть. Одно — хочу делаю, а хочу нет, а другое — хочу или не хочу, а делать все равно надо. Почему Алеша не должен знать об этом? Да и помощь эта ему не в тягость, а в радость.

Но бабушкам кажется, что Алеша чуть ли не весь день только и делает, что выполняет свои «обязанности». А малыш об этом не думает. С утра до вечера он в бурной деятельности и уже многое делает без напоминаний и без требований папы и мамы».

Что мы узнали. 1978-1988 г.

Вторая часть первого тома полностью сводится к медицинской тематике, беременности и родам.

Никитины черпали знания из медицинской литературы того времени, в том числе зарубежной. Это дало возможность Елене Никитиной (она не была врачом) вести лекции в роддомах, в которых рассказывала, например о важности контакта ребенка с матерью сразу после рождения — «кожа к коже». Лекции проводились для персонала, в том числе и для врачей, и порой освещаемые в лекциях знания были для них открытием.

Тем в данной части книги поднимается настолько много, что мы просто приведем ее содержание:

Второй том. Так мы жили 1979 г.

С выпуска их первой публикации про воспитание проходит уже более 15 лет. За это время Никитины освоили много литературы по детскому развитию, опробовали и придумали новые методики. И вот они решают через 7 лет после рождения последнего ребенка, обобщить весь свой опыт воспитания в целостную методику. В нее входит ряд компонентов, которые и являются подглавами данной части книги:

  • Здоровье ребенка и закаливание
  • Физкультура с рождения, и до рождения!
  • Самостоятельное изучение мира и мир, окружающий ребенка
  • Движение и физкультура
  • Развитие интеллектуальных способностей и навыков (раннее развитие)
  • Трудовые обязанности и нравственность
  • Отношения между людьми

Частично это стало повторением истин первой части книги, которые во многом были дополнены и сформулированы более точно. Также добавляется много новых тем: развивающие методики, игры и игрушки (которые они создавали самостоятельно), описание творческих представлений устраиваемых дома, теплые отношения между членами семьи и т.д. Второй том является финальной точкой их методики.

О наших ошибках

Как и любая методика, она имеет свои плюсы и минусы. Отличие Никитиных от других авторов, является то, что они признавали свои ошибки в воспитании. Последняя часть книги в 25 страниц, посвящена именно им. Небольшой отрывок:

«Когда нашему первенцу было года полтора, мы обучали его самостоятельности таким образом: если он попадал в трудное положение (упал или не мог что-то достать), мы «не обращали на это внимания», не помогали ему, несмотря на все его слезы и вопли, – пусть сам учится выбираться из трудностей. И добивались успеха: малыш сам выбирался из затруднения. Но, сами того не подозревая, мы учили малыша… не считаться с остальными. И не только этому.

Когда подрос второй сын, мы с ним поступали так же. И вот однажды младший плачет от ушиба и испуга, а его трехлетний брат даже не смотрит в его сторону – точь-в-точь как мы, взрослые. Тут было просто равнодушие, безразличие к слезам брата. Это неприятно поразило меня. Тогда-то я и взглянула на себя, на нашу «воспитательную меру» со стороны и поняла, почему она подчас раздражает окружающих. Иногда за простую оплошность мы долго «воспитываем» ребенка, говоря: «Ты не нужен мне такой!» Он ищет у нас понимания и помощи, а получает – за простую оплошность – самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я… даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных правил, а не от ребенка и его состояния».

Подробнее про саму методику вы можете прочитать в нашей статье Система развития Никитиных, которая дополняет данный обзор.

Стоит ли книга прочтения?

Да. Данная книга уникальна. Это единственная полноценная методика развития, написанная для родителей во времена СССР. Вся книга — это набор жизненного опыта, практик воспитания и развивающих методик. В ней можно проследить как меняются взгляды родителей на воспитание детей и как меняются сами дети. С какими проблемами им приходится сталкиваться и какой результат получается, когда дети уже выросли (в книге приводится биография всех детей и их личное мнение по поводу своего детства).

Никитины мы и наши дети, как развить ребенка

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 263
  • КНИГИ 593 003
  • СЕРИИ 22 157
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 553 537

Содержание Мы и наши родители (Ю. Никитина)

Часть 1. ТАК МЫ НАЧИНАЛИ (“Правы ли мы?”, 1963 г.)

Под одной крышей

Холод – доктор, холод – друг

А КАША ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ

“Плохая” мама и “хорошая” бабушка

“А КИРПИЧ ВКУСНЫЙ?”

Горячий чайник в роли учителя

И поесть спокойно не дадут!

ЗАБОТЛИВЫЙ НАШ СЫНИШКА

ПОМОЩНИК НЕ В ШУТКУ, А ВСЕРЬЕЗ

В БАБУШКИНОМ “РАЮ”

Часть 2. ТАК МЫ ЖИЛИ (“Мы и наши дети”, 1979 г.)

ПРЕДСКАЗАНИЯ НЕ СБЫВАЮТСЯ

КАК МЫ НАЧИНАЛИ

ТРУДНОЕ НАШЕ СЧАСТЬЕ

Главная забота – здоровье

ПЕРВЫЙ ЧАС, ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Кормить ли ночью?

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА

КАК БЫЛО РАНЬШЕ

Физкультура с пел?нок и. даже раньше

Гимнастика до рождения

Без специальных занятий

Ну-ка прыг из кроватки!

УЧИМСЯ ХОДИТЬ И ПАДАТЬ

“Всадники” и “кони”

ДВИЖЕНИЕ – ВСЕМУ НАЧАЛО

Малыш и те, кто с ним рядом

НА РУКАХ ИЛИ В КРОВАТКЕ?

МИР ПОЗНАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Требуются бабушки и дедушки

ЭТО Нельзя, А ЭТО Можно

И МАМУ НАДО ПОЖАЛЕТЬ

ДВИЖЕНИЕ, ДВИЖЕНИЕ, ДВИЖЕНИЕ

Если хочешь быть здоров

НАС СПРАШИВАЮТ: А ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧАСТО ПРОСТУЖАЕТСЯ?

НАША СПОРТИВНАЯ КОМНАТА

СИЛА, ЛОВКОСТЬ И ОСТОРОЖНОСТЬ

ДЕТИ ПОШЛИ В ШКОЛУ И.

ЧТО МЫ СЧИТАЕМ ВАЖНЫМ

Как рождаются способности?

ГЛАВНОЕ – СВОЕВРЕМЕННОЕ НАЧАЛО

И ШИРОКОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛЮБИМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Что же такое развивающие игры?

ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

ГАРАНТИЯ ОТ ПЕРЕГРУЗОК

ГЛАВНЫЙ ИТОГ – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

А ВНИМАНИЕ, УСИДЧИВОСТЬ, ДИСЦИПЛИНА?

И ТРУДОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

ДЛЯ СЕБЯ ИЛИ ДЛЯ ДРУГИХ?

На свои трудовые

И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ

И ДЕТИ НАС УЧАТ

КТО КОГО НАКАЗАЛ?

СПАСИБО, ОТЕЦ, ЗА НАУКУ!

ЗАБОТА О ДРУГИХ

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА

НАШИ СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

О НАШИХ ОШИБКАХ (1988 г.)

КОВАРСТВО КОМФОРТА (Интервью с профессором И. А. Аршавским)

Часть 3. ЧТО МЫ УЗНАЛИ (“Ожидая малыша”, “Первый день, первый год”,

ПЕРВЫЙ ЧАС И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ЖИЗНИ

ПЕРВОЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ к груди

ЭТО ЧУДО ПРИРОДЫ – МОЛОЗИВО

ПОЧЕМУ ПРОПАДАЕТ МОЛОКО?

А ТЕПЕРЬ КОРОТКО О ГЛАВНОМ

Наш малыш в первый год

Современные опасности, угрожающие здоровью и жизни ребенка в первый год

НАШИ ПРОСЬБЫ К ВРАЧАМ И СЕСТРАМ РОДИЛЬНОГО ДОМА

НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОТНИКАМ ДЕТСКИХ САДОВ

Часть 4. Б. П. Никитин. Ребенок способный не дар природы (“Гипотеза

возникновения и развития творческих способностей”, 1969 – 1985 гг.)

Что думают ученые о способностях

СПОСОБНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ

ГИПОТЕЗА ОБЪЯСНЯЕТ ФАКТЫ

ОПЫТ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

ШКОЛА И СПОСОБНЫЕ ДЕТИ

ДРУГИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛЬНОСТИ Гипотезы

ПОИСКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТЕЙ

И ВНУКИ (Наблюдения дедушки и размышления бабушки)

Мы и наши родители

За последнее время наше семейство просто истерзали. Стало еще меньше моментов собственной жизни, не наблюдаемой кем-то со стороны. Приезжающие перестали спрашивать разрешения не фотографирование, записи, съемку, и их отношение к нам почти целиком вошло в форму отношений зрителей к экспонатам. Стены нашего дома стали прозрачными, и мы сами стали как бы полупрозрачны – ощущение наблюдаемой породы ценных рыб. Вот в это-то время и готовилась к печати эта книга. Собственно, это не одна, а несколько книг, и каждая из них имеет самостоятельный взгляд на одни и те же вещи. Собранные вместе и никак не подработанные для своего соседства специально, они оказались просто подробно записанной историей приобретения человеческого опыта – опыта решения проблем, последовательно возникавших в семейной жизни, жизни с детьми. Они были написаны в разное время. Основу первой, “Правы ли мы?”, составили непосредственно дневники Б. П. и Л. А., которые велись ими с первых дней жизни каждого из нас. 1962 год, детей всего двое. все еще почти безоблачно. Эта книга и есть лепет “новорожденных” родителей, которым все – открытие, все – радостно, нет никаких задних или далеко идущих – утилитарных – мыслей. О своих открытиях хочется немедленно рассказать и перевернуть таким образом весь мир. Мир не перевернулся, но с профессионально озабоченным окружением (педагогами и медиками) первые жесткие столкновения произошли. Вокруг имени Никитиных возник некоторый ажиотаж, подогреваемый любопытством журналистов и почти детским упорством самих Б. П. и Л. А. Было трудно с самого начала понять, что общественно ценного можно извлечь из этого странного явления, а самим Б. П. и Л. А. разобраться было еще сложней. Я хорошо помню, что, когда была еще воспитуемым – по возрасту – существом, слова “воспитание” в домашнем обиходе не существовало. Оно входило в ряд неких абстрактных понятий, которыми оперировали другие – люди “не мы”, объясняя то, что происходило в нашей семье: “педагогика”, “эксперимент”, “закаливание”, “разносторонний”, “родители”, “многодетность”, “умственное развитие” и т. п. Действующая помимо нас совокупность полупонятных терминов была как бы невеселой поверхностью бурно живущего своей суматошной жизнью дома – той его стороною, которой ему пришлось открыться наружу. Другими словами, было нечто, называемое “воспитанием детей в семье Никитиных”, и была еще наша собственная жизнь, полная совсем других проблем – не тех, которые с таким пылом решались за нас кем-то. И она, наша жизнь, настолько обросла легендами, что мы и сами подчас не можем разобраться, что было на самом деле, а что нет. Некий миф о семье Никитиных живет отдельно от нас. Книги самих Б. П. и Л. А. – нечто среднее между тем, что есть на самом деле, и тем, что пишут. Других слов для обозначения того, что в нашем доме происходит, и они не смогли найти. Однако они пользуются достоверными сведениями, внимательно слушают мнения “жертв эксперимента”, то есть наши, и за точку отсчета всегда принимают главное: насколько их способы решения реально существующих проблем применимы в других условиях, в других семьях. На мой взгляд, многие из этих решений приближаются к оптимуму, то есть универсальны, либо указывают верное направление поиска. Есть и просто бесценные, проверенные практикой сведения (глава “Что мы узнали”), которые в свое время были вытеснены из жизни псевдонаучными утверждениями и рекомендациями. Мы и не подозревали, что были для своих родителей источниками столь ценной информации. С детства мы помимо воли втягивались в тот круговорот тем, разговоров, отношений с людьми, которые назывались в нашей семье уничижительным термином “никитинство”. Нас тошнило от слов “раннее развитие”. А поскольку каждый начинал выяснять собственные отношения с миром и обществом уже лет с десяти, не прекращались наши конфликты с Б. П. и Л. А. из-за поразительных несоответствий между “никитинством” и реальной семейной жизнью. Более того, как раз потому, что эти понятия относились к разным логическим и ассоциативным рядам, я в свое время была глубоко убеждена, что воспитывают-то нас как раз неправильно. Мы не скоро поняли, что речь шла об одном и том же. Однако в конце концов все семеро детей выросли и заново начали решать те же вопросы, теперь с точки зрения собственного родительства. Как и следовало ожидать, под этим углом многое стало выглядеть иначе. Оказалось, что абсолютное здоровье, самостоятельное постижение окружающего мира одновременно с полной уверенностью в своей защищенности, существование широкого спектра возможностей для каждого из нас, свободный их выбор, радость от жизни рядом взрослых и детей – то, в чем мы росли, чем дышали, что считали само собой разумеющимся – относятся к реальностям только нашей семейной жизни. Большинство же родителей и детей о них просто не подозревает, хотя именно эти невероятно важные вещи не особенны, не уникальны, а повторимы. И – нам ничего не оставалось делать, кроме как начать распространение информации по “семейному опыту” уже вполне сознательно – нам особенно доверяют, поскольку мы считаемся вроде как первоисточниками. Единственное, чему мы сопротивляемся, как и в давнюю эпоху нашего общего детства, – это процессу превращения нашего прекрасного единственного дома в полумузей-полуаквариум, потому что общественным достоянием должна стать, уж конечно, не наша семья как таковая. Смею вас уверить, у нас имеется куча неразрешимых семейных проблем, и в качестве образца мы никуда не годимся. Но существует опыт жизни с детьми в семье. Главная его ценность состоит, как мне кажется, в том, что из каждой проблемной ситуации Б. П. и Л. А. пытались найти выход САМОСТОЯТЕЛЬНО и на самом высоком уровне отношений: ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК – МИР. При этом они наблюдали, вслушивались и пробовали, не перекладывая ответственности за свои решения на других. Они попытались избежать того распространенного варианта, когда вместо интуиции, любви, сознательности действуют самолюбие, тупое следование чужому опыту или столь же тупое его отрицание. Естественно, что все их конкретные решения конкретных ситуаций сложились в некоторую систему, суть которой – отказ от ложных или неверно понимаемых принципов и традиций, возвращение к ЕСТЕСТВЕННОСТИ в воспитании человека. И это тоже вполне повторимо. Ю. Никитина * Часть 1 *

Читайте также:  Проведение профилактических прививок детям

Система воспитания Никитиных

Фундаментальной системой воспитания детей у американцев является методика – Б. Спока, у русских – методика Никитиных. Каждая мама, озадаченная, как воспитать здорового и гармонично развитого ребенка рано или поздно обращается к опыту родителей-новаторов Елене и Борису Никитиных.

С чего все начиналось? А началось с … экссудативного диатеза. У первенца личико и тельце было покрыто корочкой, чесаться и капризничать ребенок прекращал, когда его выносили на холод. Внимательные родители это заметили и стали понемногу оставлять ребенка на воздухе в одной рубашонке на все большее время. С этого и началось закаливание, впоследствии переросшее в комплексную методику раннего и всестороннего развития.

Холод – доктор, холод – друг

Основной принцип закаливания – постепенность. Новорожденных детей во время кормления, оставляют на несколько минут голенькими, затем во время бодрствования малыш одет только в распашонку, потом ребенка выносят в прохладное место, скажем на веранду, постепенно увеличивая время «прогулок». Ходить ребенок начинает босичком. Никитины жили в собственном доме и выпускали детей во двор, на снег без обуви. Затем пришел черед холодному обливанию сначала дома, потом летом на улице, а зимой на снегу. Дома дети ходили круглый год только в трусиках. Спали в спальниках при открытой форточке. В результате Елена Никитина могла перечислить пару-тройку простудных заболеваний, которыми переболели ее семеро ее детей в детские годы.

«Проблема» питания

Слово внесено в кавычке по той причине, что этой проблемы в семье Никитиных никогда не возникало. Принцип был такой: «Хочешь – ешь, не хочешь – не надо, но до следующей еды, никаких кусков».

Сэкономленное время на приготовлении разносолов тратилось на воспитание и общение с детьми. Блюда были просты, готовились в скороварке. Крупы, овощи, фрукты, молочные продукты, никаких копченостей и острых блюд. Взрослый стол приближен к детскому. Малыш понемножку пробует блюда с взрослого стола, ложку картошки или каши. Постепенно рацион детского питания переходит к кушаньям с общего стола.

Движение, движение, движение

Физическому развитию в семье Никитиных уделялось огромное внимание. Дети были здоровы, не перекормлены, а значит, много двигались. В доме были созданы все условия для развития физических способностей детей. Не было обязательных норм, например, на турничке столько-то раз подтянуться или столько – то раз отжаться. Прыгай, скачи, лазай, делай что хочешь. В спортивной комнате были шесты, лесенки, канаты – лианы и канаты с узлами, штанги, у стенки по росту выстроились мешочки с мелкой галькой, для любителей – «тяжеловесов». Половину пола занимали маты для схватки «борцов», для кувырков акробатов, для йогов-любителей. По периметру садового участка – беговая дорожка. Никитины так описывают занятия спортом: «Ребята переходят со снаряда на снаряд, упражнения следуют одно за другим, тут же придумываются и пробуются новые. У ребят есть свои изобретения и любимые упражнения – в каждом возрасте свои».

Сила, ловкость и… осторожность

Когда каждый из семерых детей Никитиных делал первые шажки, родители практически не страховали малыша. И ребенок, привыкал полагаться на свои силы, научился ловко группироваться, приземляясь на попку, вставал и шел дальше. А вот после поездки к бабушке, дети часто начинали неловко падать, больно ушибаться. Оказалось, любящая бабушка, волнуясь, как бы внучок не расшибся – не ударился, поддерживала его за затылок, ребенок, привыкнув ощущать страхующую руку, стал полагаться не на свои силенки, а на чужие и в результате разучился «правильно» падать. Если крошка – двухлетка, глядя на старших братьев, лезет вверх по лесенке, а спускаться вниз боится и пищит, то папа ее не снимает, а лишь подходит поближе, чтобы поймать, если дочурка сорвется и, конечно, подбадривает, да нахваливает дочку за смелость и ловкость.

«Заставлять – плохо, опекать – еще хуже, а что тогда нужно? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-нибудь удается, – это по нашим наблюдениям, главный стимул для успешных занятий с ребенком. Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не «срабатывает», если мы, взрослые, остаемся равнодушными к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. Ну, а если упал? Тогда мы утешим, вытрем заплаканные глазки, ободрим («Не горюй, еще получится!»)». Это отрывок из книги Никитиных.

Как рождаются способности?

До определенного возраста дети Никитиных поражали окружающих не только своими физическими данными, но и интеллектуальным развитием. К трем годам они начинали читать, в четыре – понимали план и чертеж, в пять – решали простые уравнения. Дети были не только более развитыми, чем их сверстники, но и более ответственными. Родители-новаторы выделили такие составляющие успеха:

Главное – своевременное начало

Наблюдая за детьми, заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых были условия, опережающие само развитие. Ребенок только начинал говорить, а у него среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. В этих условиях дети многое начинали раньше, чем это предписывалось по медицинским и педагогическим нормам.

А вот удовлетворительных условий для занятий в области изобразительного искусства, биологии, иностранных языков, созданы не были, поэтому, несмотря на школьные пятерки, по иностранному языку, язык дети практически не знали. Если бы родители говорили с малышами, на английском языке, то дети бы знали иностранный язык, как свой родной.

Широкое поле деятельности

Внимательные родители заметили, что малыши предпочитают манипулировать не игрушками (они им быстро надоедают), а предметами домашнего обихода, которыми пользуются взрослые: кухонной утварью, письменными и швейными принадлежностями, инструментами и приборами. А, заметив это, разрешили «войти» во взрослый мир и исследовать его неигрушечные свойства и опасности. Этого принципа самостоятельности придерживаются Никитины постоянно, разрешая детям брать предметы «без спроса», но, требуя «класть на место». Брать можно все, кроме двух категорий вещей: чужие и ценные вещи. Сюда относились и личные предметы родителей и родственников. Например, не разрешалось ничего брать с папиного письменного стола. К ценным вещам относился магнитофон, фотоаппарат, часы, то есть то, что ребенок мог по не знанию легко испортить. Таких вещей было немного, и ребенок мог их рассматривать только вместе с взрослым.

У детей было достаточно других интересных, всегда доступных для них вещей, начиная от спортивных снарядов и кончая всевозможными инструментами и строительными материалами. В доме Никитиных была комната – мастерская, где можно было резать, клеить, лепить, пилить, забивать гвозди, сверлить, точить.

Никитины старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком-то творчестве. Заметили, что малыш любит писать мелом, – сделали из куска линолеума доску; обратили внимание, что его интересует в «Детской энциклопедии» карта, – повесили большую карту полушарий на стенку. Так появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные и письменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянные кирпичи, конструкторы, книги. Вот это все Никитины и называют богатой обстановкой для всестороннего развития ребенка.

Вместе с детьми

Создание условий для разнообразных занятий и максимальная свобода деятельности – это не все условия для гармоничного развития ребенка. Что же нужно, чтобы ребенок взялся за дело? Занимался им увлеченно и добился результатов? Это совместное действие. Если мама сидит и шьет, то обязательно рядом примостится дочурка с иголкой и ниткой. Папа пишет, то рядом на этом же столе, на тех же листах бумаги, с тем же серьезным видом работает еще один «писатель» или «художник». Общая работа или работа рядом, интерес к результатам друг друга, это повод для разговора, это обмен мнениями, это общение в самом лучшем его варианте – в совместной деятельности.

Не делать за малыша

С самого начала повелось, что взрослые старались не делать за малыша то, что он сам может додумать и решить. Наоборот, еще подсовывали детям задачки на сообразительность, на решение житейских ситуаций. Как перевести «невнимательную» маму через дорогу, как найти свое место в театре. Никитины старались не упускать возможности, чтобы научить ребенка самому соображать, решать, проявлять себя, преодолевая боязнь и нерешительность.

Развивающие игры

Останется в нашей памяти Борис Николаевич Никитин не только, как родитель – новатор, создавший свою уникальную систему разностороннего развития личности ребенка, но и как автор необычного дидактического материала: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», “Рамки и вкладыши”. Во что, как играть, какая «подоплека» есть у той или иной игры, какие способности развивают различные задания, и как можно своими руками создать эти «умные» игрушки, об этом можно прочесть в его книге «Интеллектуальные игры».

Свою систему Никитины подробно с практическими наблюдениями и теоретическими выкладками описали в книгах «Мы, наши дети и внуки» и «Резервы здоровья наших детей». Отдельно Елена Никитина выпустила книгу «Мама или детский сад», в которой выразила свое отношение к воспитанию детей в дошкольных учреждениях и описала, какой, на ее взгляд должен быть идеальный детсад.

Три кита системы Никитиных

Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды вошли в повседневную жизнь детей с самого раннего возраста, стали для них средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок и уроков. Ребята занимаются столько, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Помимо этих трех основополагающих правил, есть и другие рекомендации, помогающие сделать детей более интеллектуально развитыми:

1. Грудное вскармливание до появления первого зуба (с современных позиций эта рекомендация выглядит сильно заниженной, нов те времена она была очень смелой – прим. редакции)
2. Физическая близость матери и ребенка (как можно реже расставаться).
3. Увеличение кругозора, неограниченная возможность в познании мира (не «запирать» малышей в коляски и пеленки).
4. Легкая одежда. Распашонки с зашитыми рукавчиками, как и колготки, блокируют систему осязания грудничка.
5. Обогащенная обстановка: лесенки – «встаньки» Скрипалева, свободное передвижение по квартире ребенка – «ползунка», игры во взрослые игрушки (ложки, кружки, пластилин, карандаши…)
6. Свобода познания мира, снятие «традиционных» запретов, следует забыть выражения: «Не лезь», «Не трогай»
7. Показывать и рассказывать малышу только то, до чего он сам дойти не может.

Оборотная сторона

На своей визитной карточке Борис Никитин писал: «Профессиональный отец». Так кем же стали дети, воспитанные талантливыми, умными и вдумчивыми родителями? Каков результат многолетних усилий?

Тому, как сложилась судьба семерых детей, была посвящена статья в газете «Московский комсомолец» за 3 марта 2000 года. Вот выдержки из опубликованного материала: «Все семеро детей Никитиных были одарены, талантливы, воспитаны в стремлении достигать цели. Ни один из них не стал в школе отличником. Они были необыкновенно развиты физически,… но на доске почета среди портретов, прославивших школу спортсменов Никитиных нет.

Раннее развитие творческих способностей предполагало раннее поступление в школу. Разница в возрасте с одноклассниками сыграла с Никитиными злую шутку. «То, что мы были младше остальных в классе, – говорит Юля, одна из детей Никитиных, изолировало нас от круга сверстников и разучило общаться с другими людьми, кроме семьи».

Дети были хорошо подготовлены к школе и в начальных классах так привыкли к ничегонеделанию, что потом, когда перешли в среднюю школу, по обыкновению продолжали бездельничать, хотя запаса их знаний уже не хватало.

Дети стыдились вопросов одноклассников: «А, правда, что вы все дома спите в спальных мешках? Вы босиком ходите потому, что у вас одни ботинки на троих?» Неудивительно, что пятеро из семи детей Никитиных после восьмого класса решили распрощаться со школой. Четверо из детей получили высшее образование, остальные – средне – специальное.

Только двое детей приняли эстафету родителей. У двух дочерей по четверо детей, у одного один ребенок, у остальных по двое. По карьерной лестнице никто из детей высоко не поднялся. Обыкновенная жизнь обыкновенных людей.

И сами Никитины, анализируя свой опыт, отмечают, что были ошибки в воспитания и одна из них, то, что они позволили подвергать семью неусыпному вниманию общества, дети находились под пристальным взором прессы, ученых, врачей, сподвижников их системы и это, конечно, наложило на них определенный негативный отпечаток. «Ребята стали считать себя особенными, научились себя показывать, хитрить, подлаживаться», – говорили Никитины. И вторая существенная ошибка, то, что родители сосредоточились на детях, дети стали главным в жизни. Это было гипертрофированно, и это было нехорошо – в первую очередь для ребят».

Никитины относились к вопросу воспитания осознанно, анализировали успехи и неудачи, интересовались мировой педагогикой, совершенствовали свою методику, щедро делились опытом. Они дали детям максимум, на что были способны. Их система дошкольного образования была достаточно универсальной. Да, они мало приложили сил в плане эстетического воспитания детей. Елена Никитина сама в этом признается, она была некомпетентна в этом вопросе и предпочла его не затрагивать. Согласитесь, невозможно представить человека настолько универсального, чтобы пироги пек, стихи сочинял, арии распевал и виртуозно работал лобзиком.

Читайте также:  Грудничковое плавание, польза или вред?

Что касается школьного периода, то, здесь Никитины не прочувствовали, что школа это не только цитадель знания, но и социум и, входя в него, мы все подвергаемся его законам. В школе свои поведенческие правила, ценности и приоритеты, их нельзя не учитывать. Школа, пусть со своим несовершенным образовательным процессом, дает важные навыки: учит общению, налаживанию контактов, умению вписываться в социальную среду. Быть приглашенным на день рождения одноклассником, возможно, куда важнее, чем решение сложной задачки. Кроме системы воспитания, есть жизнь, идущая по своим неумолимым законам. Отец, понимая необходимость закалки, удивлялся: чем старше становились дети, тем равнодушнее они были к домашнему укладу. Малыш – трехлетка, бодро бегающий в трусах, это нормальное явление, а восьмиклассник, ходящий в трусах по дому, явление странное, почти пугающее.

Огромный поклон Елене и Борису Никитиным. В свое время они взорвали общественность своей нетрадиционной системой воспитания, показали важность семейного образования и подарили миру почти универсальную методику гармоничного развития ребенка. Все их рекомендации обоснованны, и что важно для загруженных современных родителей, почти не требуют отдельно выделенного времени для регулярных занятий. Никитины учат грамотно общаться с детьми и от этого получать огромное удовольствие. А где удовольствие, там и результат.

Фото из архива семьи Никитиных, опубликовано в АиФ 6 июля 2005 года.

Методика развития Никитиных

В последнее время все большую популярность приобретают развивающие курсы, которые эффективно дополняют школьное обучение и восполняют пробелы общепринятой образовательной системы. Пристальное внимание родителей заслужили занятия ментальной арифметикой и так называемая педагогическая методика Никитиных.

Кто такие Борис и Елена Никитины?

Борис и Лена Никитины – это мама и папа многодетной семьи. Они оба имели педагогическое образование. Идея воспитания детей по новой системе вынашивалась у Бориса Павловича, когда он был в молодом возрасте и работал в сфере авиации. Он мечтал создать собственную школу, где молодое поколение воспитывалось бы не по заезженным методикам советского пространства.

Лена Алексеевна Никитина после встречи с прекраснейшим человеком, по ее словам, своим мужем Борисом, родила ему семерых детей. Вместе они приняли решение внедрить новую методику воспитания в свою семью. Они создали в своем доме атмосферу творчества и активно воспитывали и обучали своих детей. Постепенно она обогащалась гипотезами, доказательствами правильности теории, новыми методами. Здесь были пробы и ошибки, но результат был – воспитание по новой схеме дает свои положительные результаты.

Суть методики Никитиных

Бориса и Елену Никитиных можно смело назвать пионерами новой отечественной педагогики. Они воспитывали своих детей еще в советское время и уже тогда смогли доказать, что нестандартный подход к обучению дает поразительные результаты.

Методика развития Никитиных – это описание их личного педагогического опыта, который они проанализировали и разложили по полочкам для других родителей.

Принципы системы Никитиных

  1. Родители должны соблюдать баланс в воспитании ребенка, минуя 2 крайности: излишнее внимание и гиперопеку («заорганизованность»), а также игнорирование ребенка («заброшенность»).
  2. Нужно предоставить ребенку максимальную свободу – пусть играет, занимается спортом или рисует, когда хочет и только когда это будет ему интересно. Никакого насилия и принуждения.
  3. Важно сохранять легкость, непринужденность и естественность. Это касается как домашней обстановки (комфортная одежда, простая уютная обстановка), так и близости с природой (прогулки и игры на свежем воздухе, походы).
  4. Родители должны принимать непосредственное участие в развитии ребенка: гулять, играть, помогать делать уроки и т. д. Вовлеченность и искренний интерес родителей – обязательные черты сторонников никитинского метода.

Никитины разработали и специальные развивающие игры для детей. Для их проведения нужны кубики, квадратики, кирпичики, детали конструкторов и др. Такие игры учат детей критическому мышлению, анализу, логике и креативности.

Принципы воспитания

Система воспитания Никитиных также имеет свои принципы воспитания:

  1. Каждый ребенок имеет право сам выбрать то занятие, которое он хочет делать. Но при этом мама и папа обязаны объяснить ему, что нужно уделять внимание и умственному, и физическому развитию организма.
  2. Нет необходимости делать из ребенка «капусту» – надевать на него большое количество одежды. Утепление малыша должно соответствовать времени года. Отлично, если одежды будет как можно меньше.
  3. Сына или дочь нужно уже в раннем возрасте познакомить с разными видами спорта, с различными тренажерами и снаряжениями. Задача родителей – привить малышу любовь к спорту и физической культуре.
  4. Мама и папа обязаны во всем поддерживать сына или дочь, всегда интересоваться тем, что происходит в его жизни, разделять его хобби и увлечения. Ребенок должен ощущать, что он с родителями на одной волне, что они его любят и всегда готовы помочь.

Как вызвать желание заниматься?

Система Никитиных поможет ответить на вопрос, который так часто задают родители: «Как заставить ребенка заниматься?» На самом деле нет ничего сложного. Нужно просто сформировать для ребенка такую ситуацию, при которой условия развития идут впереди самого развивающего процесса. Например, не стоит давать малышу игрушки, которые подходят его возрасту. Будет лучше, если вы подарите ему игры, больше подходящие для детей старшего возраста. Тогда мозг у вашего сына или дочери заработает ускоренным образом. С младенчества дети идут к тому, что им пока непонятно, но интересно. Поэтому нужно создать такие условия, при которых ребенок будет постоянно познавать что-то новое.

Физическое развитие ребенка по методике Никитиных

Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей. Они воспитали своих закаленными, выносливыми, редко болеющими.

Для того чтобы достичь этого результата, с раннего детства детей нужно:

  • Знакомить со спортом
  • Кормить здоровой пищей, не перекармливать
  • Одевать в удобную одежду, не сковывающую движений
  • Закаливать.

Закаливание с детства – это залог крепкого иммунитета. Что для этого рекомендуют делать Никитины:

  • Обливаться холодной водой
  • Ходить босиком по снегу
  • Соблюдать определенную температуру воздуха в помещении.

Интеллектуальное развитие ребенка по методике Никитиных

Интеллектуальное развитие играет одну из важнейших ролей в данной системе. Никитины разработали множество игр, которые заставляют работать мозг. Но у всех у них есть одно общее: правила игры не разглашаются. Поначалу это может показаться странным и даже нереальным. На самом деле всё проще, чем кажется на первый взгляд. Когда ребенок начинает играть, он следит за родителями и в самом процессе вникает в суть происходящего. За наблюдением следуют выводы. Анализируя действия других участников, ребенок задействует интеллектуальное мышление.

Интеллектуальные игры Никитиных

Сложи узор Никитина

Это одна из элементарных игр, в которую может сыграть даже малыш, которому исполнилось только полтора года. Но и детям постарше она будет интересна, нужно лишь усложнить задачу для ребенка.

Базой для игры являются 16 кубиков Никитина. Длина каждого ребра составляет 3 сантиметра, а каждая сторона покрашена в тот или иной цвет.

Суть игры состоит в том, что мама и папа садятся около ребенка и предлагают ему собрать какой-то узор из кубиков. Сначала пусть малыш попытается сложить линию одного цвета, потом чередовать цвета, а затем перейти на более сложные узоры. Основной деталью является то, что закончить игру нужно до того, как ребенок потеряет к ней интерес.

Сложи квадрат Никитина

Это также универсальная игра, которая подойдет для детей от 2 лет и старше. Представлена она множеством разных геометрических фигур. Из них нужно собрать квадрат. Для самых маленьких это предлагается сделать из 2 фигурок – треугольников, прямоугольников или других частей, из которых может состоять обозначенная в задании фигура. Освоив этот уровень можно переходить к следующему. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, увеличивается.

Преимущества методики

  • Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
  • Любознательные, стремятся к чему-то новому, хотят получить новые знания.
  • Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
  • Интеллектуально развиты и культурно образованы.

Книги и статьи Никитиных

Книги и статьи Никитиных

«Интеллектуальные игры»

Автор: Борис Никитин

Год: 2009 | Издательство: Световид |

Формат: PDF | Количество страниц: 216

Описание:
Издание 6-е, исправленное и дополненное. Эта книга около 20 лет издается в России и за рубежом, приобретая все большую популярность. Почему? Потому что помогает родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям детских садов, школьным учителям и другим неравнодушным к нашему будущему решать одну из самых актуальных задач нашего времени: развивать творческие способности каждого ребенка до доступных ему высот .

«Я учусь быть мамой»

Автор: Лена Никитина

Год: 2002 | Издательство: Лист Нью |

Формат: PDF | Количество страниц: 179

Описание:
Семья Никитиных за четверть века обросла легендами, а теперь еще и ярлыками: «педагоги-новаторы», «авторы системы нетрадиционного воспитания», «родители-профессионалы» и т.д. Книга Л.А.Никитиной разрушает этот стереотип. Она – словно отчаянная попытка прорваться к живым людям и показать, что все мы – и «знаменитые», и «простые» – равны и интересны друг другу только «выделыванием себя в человека» (Достоевский). Именно этим, по мнению автора, мы и можем быть близки и нужны нашим детям.
Книга включает в себя две изданные ранее книги: «Отчий дом» (1982), «Я учусь быть мамой» (1983).

«Детство без болезней»

Автор: Борис Никитин

Год: 2001 | Издательство: Лист Нью |

Формат: PDF | Количество страниц: 168

Описание:
Уже доказано, что основы здоровья человека закладываются еще до его рождения. Как развивается плод, как ведет себя будущая мама, как ребенок появляется на свет — все это играет огромную роль в дальнейшей жизни человека. И именно здесь мы допускаем роковые ошибки, которые потом уже невозможно исправить. Очень важен и первый год жизни малыша, важен и для его здоровья, и для развития его интеллекта. Именно этим проблемам и посвящена книга Б. П. Никитина «Детство без болезней» (Здоровое детсво без лекарств и прививок).
Это 6-е издание книги «Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней» (1990) . Борис Павлович Никитин развивая свою методику в каждое новое издание книги вносил уточнения и дополнения, пользуясь самыми разными источниками, начиная с родительской практики и кончая новейшими научными исследованиями.

«Родителям XXI века. Как воспитать здорового ребенка»

Автор: Л. Никитина, Ж. Соколова, Лилия Блудова

Год: 1998 | Издательство: Знание |

Формат: PDF | Количество страниц: 172

Описание:
Книга посвящается Памяти Ильи Аркадьевича Аршавского (1903—1996), отдавшего жизнь науке во имя спасения детей – матерей и отцов будущего. Включает в себя очерки: «Откуда берётся совесть» (Л. Никитина) , «Детский сад – За и против» (Л. Блудова) , «Заслужи здоровье у природы» (Ж. Соколова) .
Авторы не делают сенсационных открытий и не изобретают новых способов воспитания. Наоборот, они возвращают нас к тем основам жизни, без которых никакие новейшие технологии и средства не помогут вырастить детей здоровыми, умными, добрыми людьми — ни в нашем, ни в будущем веке.

«Мы, наши дети и внуки»

Автор: Борис Никитин, Лена Никитина

Год: 1997 | Издательство: М. : Лист |

Формат: PDF | Количество страниц: 275

Описание:
Мать и отец семерых детей — Никитины делятся опытом физического и нравственного воспитания, опытом, далеко не традиционным, необычным, но получившим широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом. По мнению многих ученых, врачей и педагогов, система воспитания Никитиных с успехом выдержала проверку временем. Настоящая книга дополнена материалами последних лет, когда стали уже очевидными итоги эксперимента, породившего вначале бурю дискуссий. Рассчитана на массового читателя. Книга включает в себя ранее изданные книги: «Правы ли мы?» (1963), «Мы и наши дети» (1979), «Первый день, первый год», (1978 – 1988) .

«Ступеньки творчества или развивающие игры»

Автор: Борис Никитин

Год: 1991 | Издательство: Просвещение |

Формат: PDF | Количество страниц: 216

Описание:
Эта книга об играх, но играх необычных. Их трудно купить в магазине, а надо сделать самим. Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изготовлению. Настоящее (3-е) издание дополнено новыми играми. 2-е издание вышло в 1985 году под названием «Развивающие игры». У представленных игр необычайно широк диапазон задач как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и взрослый студент. Книга рекомендуется воспитателям детских садов, учителям начальной школы, родителям.

«Способный ребенок не дар природы»

Автор: Борис Никитин

Год: 1985 | Издательство: Неизвестно |

Формат: PDF | Количество страниц: 275

Описание:
Более известное название этой научно-популярной статьи Бориса Павловича Никитина – «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей». В ней автор делится своими соображениями о человеческих способностях. Откуда берутся люди способные и неспособные, талантливые и бездарные? Почему не всякий вундеркинд становится гением, а гении во всех областях человеческой деятельности столь редки? Кто не задавал себе подобных вопросов? Но если раньше эти вопросы не выходили за рамки любознательности и не слишком нуждались в разрешении, то теперь проблема способностей вырастает в крупную социальную проблему. Почему?

Ссылка на основную публикацию