Наводим порядок в детской, советы

Порядок в детской: 3 секрета хранения игрушек и идеальный способ уборки

Дети смогут сами убирать игрушки, если…

Пять лет назад, разбирая игрушки годовалого сына, я впервые задумалась о том, что они размножаются с невероятной скоростью: вот уже вместо одной корзины нам понадобилась еще и полка. А потом и еще один ящик. Так как сын был довольно мал, я сама убирала каждый день все по местам. Но чем старше он становился, тем меньше порядка было в доме.

Игрушки переселились во все комнаты, и трудно было пройти по дому, не спотыкаясь о кубики и машинки. Среди раскиданных игрушек мой сын все реже мог найти себе занятие, и казалось, что любая купленная вещь ему интересна от силы три дня после приобретения, а потом всё — в кучу. А когда родилась дочь, я решила: хватит! Пора что-то менять, так больше продолжаться не может!

В результате сейчас мои дети легко могут сами поддерживать порядок в детской. Без предупреждений и напоминаний убирают на место машинки, книги, пазлы и прочее «добро».

После того как я справилась с проблемой поддержания порядка на детской территории, я поняла, что часто такие проблемы как «нечем заняться», «скучно», «не хочу убирать» — вовсе не вредности. Это отчаяние от невозможности справиться с хаосом.

Итак, я предлагаю вам организовать пространство в детской так, чтобы ваши дети всегда могли найти себе занятие и сумели без помощи взрослых справиться с последствиями своей деятельности.

Секрет № 1: уменьшить количество игрушек

Чем больше игрушек в детской, тем чаще дети жалуются, что им «не во что поиграть». Они просто не могут выбрать себе занятие и часто вываливают содержимое всех ящиков на пол.

Что делать? Убрать с глаз то, во что ребенок играет редко или не играет вовсе! Выкинуть хлам и перестать его покупать.

Секрет № 2: разделить игрушки по категориям и рассортировать в ящики

Дети не могут играть в игрушки, когда они хранятся в одной большой куче. Конечно, убирать их туда удобно. Но почему все снова оказывается на полу? Ответ простой: ребенок (или вы сами!) перерывает всё, чтобы найти нужную вещь (две одинаковые машинки, кольца от пирамидки или кубики).

Что делать? Рассортировать игрушки и убрать в небольшие ящики или коробки. Согласитесь: невозможно убрать на место то, у чего нет места!

Например, у нас дома есть ящики для следующих категорий игрушек:

  • крупный конструктор;
  • LEGO;
  • мелкий конструктор;
  • очень мелкий конструктор старшего сына;
  • машинки, транспорт, мячи, «мальчишеские» игрушки;
  • мягкие игрушки, игрушки для ролевых игр, куклы — одним словом, «девчачье» хозяйство;
  • железная дорога;
  • кубики;
  • пазлы;
  • деревянные игрушки;
  • роботы, запчасти;
  • личные ящики.

А еще есть полки для книжек.

Много или мало? Достаточно! Игрушки в ящиках должны лежать свободно, чтобы ребенок мог найти то, что ищет, не вытряхивая их содержимое на пол.

Недавно, после очередной уборки в детской, дочка сказала мне:

— Мама, спасибо, что нашла так много игрушек!

Вы не поверите! Дети даже не заметили, что я убрала две трети «добра» из их комнаты! Они переключились на то, что осталось, ведь теперь они могут найти все, что нужно для игры.

Секрет № 3: правильное размещение ящиков на стеллажах и полках

Игрушки наиболее востребованные, игрушки, в которые ребенок может играть сам, располагаются ниже, в зоне прямой доступности ребенка. А мелкие игрушки, для взаимодействия с которыми ему необходима помощь, размещаем выше. То, что мы хотим доставать реже и, желательно, по нашей инициативе, можно убрать в непрозрачные ящики. А то, о чем мы хотели бы напоминать ребенку почаще, — в прозрачные.

Например, вам хочется чаще играть в какие-то развивающие игры и заинтересовать ими ребенка — можно поставить их на видное место на полке. А игры с пластилином по вы бы хотели держать под полным контролем — значит, убираем материал для лепки в непрозрачный ящик и ставим повыше.

Суперуборка по шагам: шаг первый

Первым делом окиньте взглядом детскую. Есть ли здесь мебель, которой ребенок не пользуется? Крупногабаритные игрушки, которые стоят без дела? Возможно, в углу притаился мольберт, завешенный одеждой. А лошадка-качалка радует только приходящих в гости карапузов. Детская комната — это не музей красивых и полезных игрушек. Да, возможно в детстве вы о них мечтали или это ваши любимые вещи, но ведь это детская ребенка, верно? Давайте оставим здесь именно то, что ему нужно.

Что можно сделать с лишними вещами:

  • убрать на время из детской;
  • отдать на время другим детям;
  • продать;
  • подарить;
  • отложить для следующего ребенка.

Шаг второй

Теперь посмотрите: где хранятся игрушки? Что вы хотели бы изменить? Возможно, вы давно мечтаете повесить полку. Или поставить стеллаж и украсить пару ящиков для игрушек. Сейчас самое время для подобных перемен!

Шаг третий

Находим очень большую коробку (лучше всего высокую), ставим ее в детской и вываливаем туда содержимое всех ящиков. Иначе куда вы будете рассортировывать игрушки? Теперь место свободно и можно приступать к уборке. Только не пытайтесь разобрать всё и сразу! От этого качество уборки заметно пострадает: в спешке вы можете забыть, куда и что нужно положить, или оставить в детской много ненужных вещей.

Перед началом сортировки приготовьте три пакета:

  1. Для мусора. Туда складываем все, что вы посчитаете нужным выкинуть: сломанные игрушки, фантики, старые запчасти, остатки еды, использованные раскраски, старые альбомы.
  2. Для лишних игрушек. Сюда определяем игрушки, которые нравились ребенку, но он давно в них не играет. А также примерно одинаковые игрушки, из которых пользоваться достаточно одной (два ксилофона, два мяча, два набора посуды). Они могут полежать в другом месте, отдохнуть, подождать своего часа. Возможно, вы сочтете необходимым отдать что-то из этого другим детям.
  3. Для вещей из других комнат. Складываем в пакет все то, что «прибежало» из других зон вашего жилища, а после уборки проходим с пакетом по комнатам и раскладываем вещи на место.

Подготовка окончена, теперь берем часы или таймер, отмеряем себе 15 минут на разбор и. поехали! Через 15 минут я советую вам сделать паузу. А возможно, вы решите, что продолжите уборку завтра.

Перерыв

Делая перерыв, во-первых, оцените свой труд и похвалите себя!

Во-вторых, доброжелательно расскажите ребенку, какие игрушки у него есть и где они лежат, объясните, что это их место. Неважно, сколько раз вы говорили об этом с ребенком раньше, просто сделайте это еще раз в доброжелательной манере и без нотаций.

В-третьих, «законсервируйте» место уборки. Рекомендую сделать это, даже если вы планируете вернуться сюда через 30 минут. Накройте коробку или положите в нее что-то сверху, чтобы ребенок не высыпал все ее содержимое на пол. Разберитесь с пакетами: мусор выкинуть, вещи из других комнат определить на места, лишние игрушки убрать в кладовку (шкаф, на чердак, под кровать).

Самое трудное

Итак, повторяйте процедуру уборки в течение нескольких дней, пока коробка не станет пустой. Самое трудное в такой уборке — разбирать последнюю четверть. Именно там оказываются все мелкие игрушки, кусочки пазлов, мусор и не поддающийся сортировке хлам.

Спокойствие! Справиться с ним вам поможет следующий прием. Каждый раз, когда вы останавливаетесь в замешательстве, куда же убрать это, задайте себе следующие вопросы:

  • Что это?
  • Для чего это нужно ребенку?
  • Как часто он этим пользуется?
  • Когда играл с этим последний раз?
  • Где это хранится?
  • Сломано ли оно, требует ли ремонта?
  • Может ли ребенок сам убрать это на место?
  • Это вообще нужно?

Такие вопросы помогут вам принять решение: место ли конкретной вещи в детских игрушках, и если да, то где.

Важней всего – порядок в доме

Представьте: вы заходите к едва знакомым или даже совсем не знакомым людям в дом. Смогли бы вы догадаться, есть ли дети в семье, живущей в этом доме? Скорее всего, да. Как? В местах обитания детей редко бывает идеальный порядок. А уж если вы зашли без приглашения или предупреждения, то вероятность беспорядка возрастает в разы. Но так ли уж нужен порядок?

Разбросанные по полу игрушки, предметы, стоящие явно не на своих местах, одежда на стульях и под стульями, обрезки цветной бумаги, вездесущие детали от Лего, конфеты-«заначки» столетней давности, внезапно обнаруживаемые за спинкой дивана… Все это очевидные признаки того, что в доме есть ребенок. Не утихают споры на женских форумах о том, как должно и не должно быть, что должна и не должна делать «идеальная» хозяйка.

Фото – фотобанк Лори

За исключением тех, кто мамами пока готовится стать, и тех, у кого «талант от Бога», мамы единодушны: из трех вещей – ребенок, порядок в доме и психическое здоровье родителей – одновременно возможны только две. Впрочем, от этого не уменьшается число статей, посвященных теме уборки, и не перестают появляться лайфхаки по «скоростному наведению» идеальной чистоты и порядка.

Что вообще мы понимаем под словом «порядок»? Согласно словарям, это «правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь» или «правильное устройство, соблюдение стройности, очередного хода дел, определенного расположения вещей». Несмотря на то, что это звучит абстрактно, большинство из нас стремится к порядку во всем – не только в доме, но и в делах, и в голове.

Порядок помогает нам чувствовать себя спокойнее, увереннее. Точно зная, где находятся все вещи в доме, в каком порядке разложены, мы ощущаем контроль над своей жизнью. Порядок помогает легко и быстро находить нужные нам предметы. Кроме того, любовь к порядку, чистоплотность – личностные качества, которые высоко ценятся в людях в целом и традиционно приписываются женщинам как хранительницам домашнего очага, феям уюта.

Поддержание порядка имеет и педагогический аспект: ежедневно наводя порядок, мы подаем положительный пример своим детям. Иначе говоря, всех нас мамы и словами, и делом, и личным примером учили, что порядок в доме – это «хорошо», а женщина, способная его постоянно поддерживать, – эталон хозяйки.

Читайте также:  Как научить малыша убирать игрушки: учимся играя

Быть «эталоном», пока живешь одна или с подругой, совсем не трудно; когда живешь с мужчиной – уже сложнее (традиционные носки не на своих местах чего стоят); когда живешь с детьми – на грани фантастики. И чем больше в семье детей, тем сложнее маме поддерживать порядок в общем жилище. Правда, опытные мамы нескольких детей (трех и больше) возразят: иногда, наоборот, проще, ведь старшие дети помогают. Но это уже отдельный разговор – о делегировании, дисциплине и организаторском таланте.

Важно отметить, что, говоря о порядке, мы в большинстве случаев имеем в виду чистоту, санитарию (а порядок уже является «побочным» эффектом, например, довольно сложно мыть пол, предварительно не расставив мебель по местам и не убрав игрушки с пола). Ежедневно сражаться с антисанитарией нас призывают педиатры, так как грязь, пыль и плесень, а заодно процветающие в них микробы и бактерии становятся причинами детских болезней и аллергий.

Но и к вопросам чистоты тоже можно подходить «без фанатизма». Утрированно, но честно свою позицию сформулировала одна мама в ЖЖ: «Прожиточный минимум – это когда ноги не прилипают к полу, игрушки и следы ролевых игр – в пределах детской, кошачьи следы – в привычных местах, и нет одежды на полу».

Так какой должна быть минимальная чистота в доме с ребенком? Без каких ежедневных ритуалов просто обойтись ради всеобщего блага?

  1. Протирание пыли (желательно – ежедневно) – она становится причиной аллергий и расшатывает иммунитет, что приводит к частым простудам и ОРВИ.
  2. Мытье посуды (по мере наполнения раковины) – немытая или плохо отмытая посуда может стать причиной отравлений.
  3. Мытье полов (с малышом, который пока ползает – ежедневно; с детьми постарше – раз в 3-4 дня) – грязные полы могут стать причиной кишечных инфекций и расстройств. Если у вас моющий пылесос, то мыть полы можно реже.
  4. Чистка унитаза, раковины и ванной (по мере разгрязнения, но не реже раза в неделю) – без комментариев.

Все остальные аспекты уборки (протирание шкафов, чистка посуды дезинфицирующими средствами, протирание зеркал и стекол) тоже необходимы, но их смело можно назвать «косметическими» процедурами – приятными, полезными, но не обязательными (оговоримся: в условиях цейтнота, усталости и отсутствия гостей!)

Вернемся к вопросу порядка. Какой минимальный порядок необходим в доме с ребенком? Каковы принципы и критерии?

  1. Вещи и предметы, находящиеся не на своих местах, не должны препятствовать передвижению по дому или квартире.
  2. Лежащие в беспорядке вещи не должны мешать наведению чистоты (создавать недоступные для уборки углы и лабиринты); нежелательно, чтобы они «собирали» грязь и пыль.
  3. Расположение вещей (пусть даже беспорядочное) должно быть таким, чтобы хозяева дома и дети точно знать местонахождение нужных вещей.

Если порядка в доме все-таки очень хочется, а привычки и расписание ему совсем не способствуют, то предлагаем два полезных совета, которые помогут если не навести порядок, то сократить беспорядок.

  • Заведите у всех членов семьи (в идеале – и у детей) привычку ВСЕГДА класть вещи на свои места СРАЗУ же после того, как они стали не нужны. Порядок и чистоту легче поддерживать, чем наводить.
  • Больше вещей – больше хлопот. Избавьтесь от ненужного, если не хотите это ненужное регулярно «разгребать».

Это банально и очевидно, но порядок в доме с детьми – всего лишь результат полезных привычек. Если же такие привычки вы пока не завели, а на создание атмосферы, как в пятизвездочном отеле, у вас не хватает ни времени, ни сил, то, вероятно, вас не покидает чувство вины перед детьми и мужем, а заодно неловкости – перед любыми гостями и посетителями. Не поддавайтесь! Порядок – величина временная (даже кратковременная), а счастье мамы и ребенка, мир в семье – величины постоянные. Значит, именно к ним надо стремиться, а не к навязанным стандартам и стереотипам.

Как приучать ребенка к порядку и дисциплине? Мудрые советы

Здравствуйте, дорогие мои читатели! Почти все родители мечтают, чтобы их чадо отличалось трудолюбием, соблюдало распорядок дня, было знакомо с дисциплиной и любило порядок. По сути, без этих качеств вряд ли возможен какой-то успех и счастье в жизни. Поэтому они весьма желательны, для каждого человека.

И прививать их нужно, как говорят, «с младых ногтей». Как приучать ребенка к порядку? Как сделать так, чтобы он добровольно убирался и в комнате у себя, и в шкафу? Здесь, в этой статье – мудрые советы, мнения психологов, интересные приемы и более глубокий взгляд на этот вопрос.

Ученые нашли причину!?

Оказывается, нельзя наказывать подростка, у которого в комнате откровенный бардак! Он в этом почти не виноват. Так, по крайней мере, утверждают специалисты Института психических заболеваний. Они изучали мозг с применением томографии.

И выяснили, что лобовая часть мозга, отвечающая за последовательность и порядок действий, у подростков лишь только развивается. И полностью созревает она лишь к 19 годам. Так что, возможно, ваш подросток просто не способен наводить и поддерживать идеальный порядок – пока!

8 советов как приучать ребенка к порядку

Однако, несмотря на открытие ученых, описанное выше, приучать к порядку все-таки нужно. И следующие 8 рекомендаций вам в этом помогут.

Я не обещаю, что ваш ребенок быстренько осознает – порядок превыше всего! И вдруг от души полюбит уборку и систематизацию рубашек.

Но то, что следующие действия помогут постепенно (и главное – без насилия) приучить его к «порядочности» от слова «порядок» — это точно!

Итак, 8 рекомендаций:

  1. Есть пословица, что «от росинки не родятся апельсинки». А у родителей нерях практически никогда не рождаются дети — любители порядка. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок убирал, то будьте сами ему примером! Поддерживайте порядок в своих вещах, чистоту в жилище. Придерживайтесь распорядка дня, хотя бы примерно.
  2. Старайтесь не кричать и ни в коем случае не бить своего сына или дочь. Единственным наказанием за откровенный бардак может быть лишение каких то удовольствий. Например, сладкого или компьютерных игр .
  3. Не ленитесь объяснять сыну или дочке, почему так важно поддерживать чистоту, класть вещи на свои места. Рассказывайте о плюсах такого подхода, об экономии времени и сил.
  4. Заставить малыша убраться можно единственным способом – превратив уборку в захватывающую игру! Можно устроить соревнование «кто более меткий», попадая кубиками в коробку. А также затеять конкурс «найди все машинки». Наконец — поиграть в роботов, двигаясь особым образом, во время уборки. При этом играть лучше под энергичную музыку.
  5. Не ставьте ультиматумов, а помогайте ребенку. То есть — начинайте уборку вместе. Учите его систематизировать предметы и хранить их с умом. В то же время, не требуйте вдруг идеальной чистоты в комнате. Так, вы только вызовите злость и обиду. Помогайте, объясняйте, делайте вместе (но не «вместо» чада). И все получится!
  6. Никогда не делайте уборку наказанием. Так вы только усилите негативную реакцию. Наоборот, сделайте процесс максимально приятным – включите веселую музыку, а после – угостите дитя чаем с конфеткой, похвалите.
  7. Трезво оценивайте возможности малыша, не требуйте невозможного, и не перегружайте. Лет до 7-8 он просто не понимает, зачем это все нужно, и кому он что «должен».
  8. Ваши главные помощники – последовательность, терпение, постоянство. Наведение порядка и уборка должны стать привычками. Поэтому – делайте все нужное сами, ежедневно. И тогда это станет важной привычкой для ребенка. Возможно, не сразу, и даже не через год. Но точно станет!

История из жизни

Одна моя знакомая, бухгалтер по профессии, но педагог в душе, придумала интересную штуку. Перед ней стояла задача — как сделать так, чтобы ее сын 5 лет приучился убирать за собой, в его детской комнате. Наконец, она придумала следующее.

Мальчик очень любил конкретную книжку. И мама согласилась ему ее читать, много раз – как раз во время уборки! И теперь он без проблем убирает все свои вещи, и даже любит наводить порядок, наслаждаясь любимой сказкой! Вы тоже, кстати, можете взять этот метод на вооружение – он работает.

Необычный подход

Вам когда-нибудь случалось спотыкаться на лежащий посреди гостиной грузовик или натыкаться на брошенную на полу куклу?

Так вот, один отец решил эту проблему таким образом.

— Петя, твои игрушки разбросаны по всему дому. Постоянно на них натыкаешься! Не желаешь ли ты убрать их на место. Или может быть это сделать мне? — сказал отец возвратившись домой с работы.

— Да пап, убери их сам, — радостно отвечал ничего не подозревающий малыш.

— Хочу сынок тебя предупредить, что если убирать буду я то тебе придется расстаться с этими игрушками. Но если до того как ложиться спать ты сам наведешь порядок, то и завтра ты опять сможешь ими поиграть. Поэтому не торопись и подумай хорошенько, прежде чем принять окончательное решение — продолжил отец.

— Итак, Петр, у тебя есть время убрать их самому и оставить их при себе. Однако, если их придется убирать мне, то это будет означать, что эти игрушки тебе не нужны. Следовательно, я их спрячу. И ты сможешь возвращать их по одной только по мере того как без напоминаний будешь наводить порядок в детской комнате самостоятельно — подытожил отец.

Конечно такой метод подходит для детей, которым в большей мере присуща ответственность. Но как вариант, можно спрятать разбросанные игрушки на несколько дней или даже — на целую неделю.

Советы психолога

Кроме того, предлагаю посмотреть советы на видео, как приучать ребенка к порядку:

Читайте также:  Эрго-рюкзаки для новорожденных, как выбрать эрго-рюкзак?

Дисциплина и порядок

Понятие дисциплины

Что такое дисциплина и как к ней приучить?

Дисциплина – это способность человека придерживаться определенного распорядка, контролировать свои желания, и делать то, что нужно, в конкретный момент.

Фактически дисциплина – это приучение деток приспосабливать свои желания к требованиям общества. Научить этому ребенка ой как непросто. И даже личного примера часто недостаточно. Методы будут зависеть от возраста детей.

Дисциплина и возраст

Малыши до трех лет – сложные клиенты, в этом плане. Задача родителей – дать им возможность расходовать полностью свою энергию, шалить в меру. И главное – усвоить факторы опасности. Проще говоря, дисциплина для малышей это «нельзя трогать печку и утюг», «нельзя залезать на подоконник» и прочее, в этом же духе.

Если переиначить слова одного известного детского психолога, про родителей, как «тайную опору», то можно сказать вот что. Родители должны набраться терпения, мягко увещевать, твердо запрещать. контейнировать эмоции (правильно относиться к сильным проявлениям эмоций ребенка), поддерживать и хвалить. Но не кричать и не шлепать.

Детки от 3 до 5 лет – с ними чуть проще. Они уже усвоили главные «нельзя». Более того, они слышат похвалу и воспринимают ее. И направлять их энергию на полезные дела не так уж сложно. Например, с пятилеткой можно составить простое расписание дня. И придумать ему несколько ежедневных домашних обязанностей. Также можно сделать «доску заслуг», и клеить туда звездочки, за каждое хорошее дело. Конечно, не забывайте поощрять и хвалить от души своего ребенка.

Главное здесь – не перестараться с обязанностями и дисциплиной, давать чаду резвиться вволю и активно хвалить.

Школьники от 6 до 12 лет должны уже четко знать, что такое дисциплина, порядок, отдых и труд. Можно вместе создать таблицу поощрений, где будут начисляться баллы за каждое полезное дело. И за определенное количество баллов будет полагаться конкретная приятность.

Я надеюсь, теперь вы точно знаете – как приучать ребенка к порядку.

Главное – искать подход к каждому ребенку в его воспитании. И прививать эти качества с любовью, но не насильно!

Да, и расскажите, пожалуйста, в комментариях, какие методы вы применяете для своих детей? Удачи вам, новых креативных идей и терпения! Если статья была для вас полезной и интересной поделитесь ею в социальных сетях, со своими друзьями, у которых есть дети. До новых встреч!

8 секретов поддержания порядка в детской комнате

1. Функционал комнаты, должен соответствовать интересам и образу жизни Вашего чада. Иначе порядка там не будет. Есть ли в вашей детской место для сотни карандашей и десятков книг? А где живет скейтборд и роликовые коньки? Есть ли где разместиться импровизированному автодрому, чтобы он не создавал ощущение хаоса?

2. Дети не видят беспорядка. Их мозг его попросту не распознает. Ребенок не пытается упорядочить все вокруг. Он изучает, исследует и удивляется. Постарайтесь это учесть. Если каждый вечер на полу вырастает город или джунгли со всеми его обитателями, может просто выделить под это часть комнаты или подиум, а не пытаться разобрать его каждый вечер? Если на стенах появилась «роспись», может разместить там большие грифельные доски, обои-раскраски, или листы ватмана в рамах, чтобы рисовать на стенах можно было не в ущерб обоям?

3. Используйте полки, стеллажи, крючки и подвесные секции – так можно будет освободить больше места на полу. Кроме того, если вещь пользуется не очень большой популярностью у вашего ребёнка, её можно поставить повыше. Но помните, что основная часть детских вещей должна быть в свободном доступе и по росту.

4. Если хотите порядка, позаботьтесь о наличии большого количества ЗАКРЫТЫХ полок и ящиков. Не тешьте себя иллюзией, что Вам удастся приучить ребенка расставлять кукол на полке или складывать одежду в красивые стопки. Зачем это ребенку?

5. Можно снабдить мебель картинками-пиктограммами действий или хранимых в них предметов. Так ребенку будет проще освоить то, что хочет от него мама. Например, картинки кофточек и штанов на ящиках комода. Фото конструктора на коробке для его хранения. Большая корзина с надписью «Потеряшки» куда попадёт всё, что нашла мама в других комнатах, и которую малыш должен сам разобрать.

6. Небольшая военная хитрость: разделите игрушки на несколько частей, разложите в разные коробки и оставьте в свободном доступе только две из них. Остальные же уберите подальше. Когда вы через месяц сделаете рокировку, ребёнок будет очень рад новой встрече со старыми знакомыми.

7. Правило «плюс-минус», когда в ответ на просьбу купить новую игрушку ребёнку предлагается избавиться от одной из аналогичных старых, поможет не только не утонуть в море игрушек, но и приучит ваше чадо более ответственно относиться к выбору новых вещей.

8. Расхламление детской надо проводить чаще, чем в других комнатах и на более жёстких условиях. Если Вам очень хочется сохранить любимый комбинезон, из которого малыш вырос или мобиль от колыбели, храните их на здоровье, но в кладовке, своей спальне или любом другом месте. В детской оставьте пространство ребенку!

Как поддерживать порядок в доме, когда есть маленький ребенок?

Если мама не будет чем-то интересоваться, ухаживать за собой, уделять внимание мужу, она очень быстро потеряет шарм женщины. Ребенок вырастит и рано или поздно уйдет из родительского дома создавать свою семью, а с кем останется женщина? Поэтому надо заботиться о свое будущем, т.е. продолжать уделять внимание мужу (пусть чуть меньше, но уделять), заниматься саморазвитием, своим увлечением. В этом всем также рождаются идеи и вдохновения по развитию своих детей и семьи в целом. И тут чаще всего у многих мам возникает наболевший вопрос КАК? Как всё успевать? Как вести домашнее хозяйство и при этом оставаться ухоженной, интересной и счастливой? Сразу хочу ответить – ВСЁ успеть невозможно! Тут главное приоритеты и планирование!

Я мама двух замечательных мальчиков, любящая жена, привлекательная женщина, специалист в области психологии, а ещё идеальная хозяйка (так меня считают мои зрители на YouTube). Конечно, сама себя идеальной не считаю, просто научилась многое делать быстро, эффективно и правильно, а ещё применяю разные хитрости, которые облегчают ведение домашнего хозяйства.

Очень хочу с вами поделиться самыми основными принципами того, как я успеваю вести быт, выглядеть хорошо, уделять внимание семье и себе. Итак, мои принципы:
1. Планирование. Каждый месяц я составляю план в своем ежедневнике. Я сначала записываю все важные дела по ведению хозяйства, уходу за собой, возможные консультации у врача, досуг семьи, важные даты и события. Далее уже распределяю по неделям. И тут важно всё распределить равномерно, чтобы не получилось в одну неделю много всяких дел, а в другую пусто. Например: мне надо в этом месяце постирать шторы и покрывала. Я эти дела разделяю в разные недели. Это очень удобно. Каждое воскресенье я просматриваю план на предстоящую неделю и уже раскидываю дела по дням.

2. Убираться меньше, но чаще! Лучше разделять этапы уборки – так и меньше времени и в доме порядок. Например: в одни день я занимаюсь чисткой сантехники, а во второй день уже обычная уборка. Меня спасают утренние рутины, которым я уделяю 5-10 минут и благодаря этому уборку делаю реже. Мои утренние рутины: протереть все выступающие поверхности в доме, самые часто используемые (полки, поверхность столов), также я сортирую грязное бельё и запускаю стирку, протираю краники в ванной комнате и кухни сухой тряпкой. Далее заглядываю в свой ежедневник и уже корректирую время, дела в этот день.

3. Чистая сантехника всегда! Проще поддерживать чистоту сантехники в доме (в ванной комнате, на кухне), чем тратить время на её глобальную чистку химическими средствами. Как я это делаю? После того, как попользовалась кранами, я сразу их протираю сухой тряпкой из микрофибры, которая всегда располагается рядом. Это позволяет избежать налета. Да и если вдруг нагрянут гости, то не стыдно пустить их в ванную комнату. Чтобы не доводить сантехнику до серьезной чистки, я 1-2 раза в неделю промываю её губкой и хозяйственным мылом. И уж если образовался налет, то только тогда провожу чистку, что бывает не часто. Унитаз каждое утро обрабатываю антибактериальным средством, которое не смывается. Нанесла, протерла и оставила. Свежо, чисто и нет бактериям! Раковину в кухне стараюсь обработать содой 1-2 раза в неделю.

4. Сразу убирать всё на места! Это правило особо важно для маленьких квартир, в особенности с детками. Попользовался каким-то предметом и сразу убрал. Если вовремя не убирать наши «горячие точки», то потом придется тратить время на их расхламление, да и сразу визуально получается беспорядок в квартире. Меня бабушка всегда учила – стоит только ВСЁ разложить на места, как сразу эффект порядка в доме! Что касается игрушек – тут правило такое – поиграли и убрали, прежде чем перейти к другой игре. И тут лайфхак – уборку игрушек можно превратить тоже в игру. Главное желание, терпение и фантазия. Например: «кто быстрее уберет игрушки»

5. Организация вещей в доме таким образом, чтобы ими удобно было пользоваться и не пришлось нечего искать. Когда вещи разложены по смыслу, удобно и правильно, то сокращается время на обнаружение этой вещи. Да и разумное хранение вещей создает порядок в доме. Тут помогут разного рода органайзеры, которые можно купить, а можно сделать своими руками из подручных средств (разного рода коробки, сшитые мешочки и т.п.). Также важно во время избавляться от вещей, которыми не пользуемся, дабы освободить место. Многие органайзеры позволяют решить проблему нехватки мебели для хранения вещей. Например, можно что-то хранить в контейнерах под кроватью, или вешать кармашки для хранения всякой мелочёвки.

6. Отдыхать и заботиться о себе! Всё что можно делать с ребенком – делаем с ним, а когда ребенок спит, то это время посвящать себе, своему развитию и уходу за собой. С малышом на самом деле можно много дел делать по дому. Совсем маленького ребенка можно увлечь мультиками и помыть пол. Или малыша посадить в специальный рюкзачок и вместе пылесосить ковер. Если детки постарше, то можно вместе вытирать пыль. Например: мама вытирает влажной тряпкой, а ребенок помогает, вытирая сухой. Всё это можно преподнести в качестве игры в уборку. Деткам нравится быть полезными! Если есть возможность отправить деток гулять с бабушкой, дедушкой или ещё с кем, то надо этим обязательно воспользоваться и это время посвятить себе или важным делам.
И напоследок – если вы что-то спланировали, а у вас это не получилось – не отчаивайтесь! У всех случаются форс-мажоры, все мы иногда ленимся. И главное надо помнить – всех дел не переделать, а потому цените то время, которые вы тратите на себя, детей, семью, ваше хобби. Это те аспекты, в которые стоит вкладывать время, силы, финансы. Пусть ваш быт останется всего лишь бытом и не будет главным в жизни!

Читайте также:  Дети полностью копируют своих родителей, плохие привычки детей

Гид The VillageПо коробкам: 7 работающих (и нет) приемов по наведению порядка в детской

Разбираемся с психологом, как приучить ребенка убирать игрушки

Беспорядок в детской комнате — одна из вечных тем родительских форумов. Каждая семья находит свой способ научить ребенка убирать свои вещи на места. Редакция The Village собрала лайфхаки родителей, которым удалось добиться порядка в доме, и попросила детского психолога Александра Покрышкина прокомментировать разные методы.

Александр Покрышкин

Стратегия 1

Ограничить количество игрушек

Нет порядка — нет нормальной игры. У ребенка есть стеллаж, в котором размещается минимум игрушек: только те, которыми ребенок сейчас играет — и то количество, которое он может убрать сам. Остальные хранятся в кладовке, в ящиках на балконе или другом недоступном ребенку месте. Периодически родители меняют часть игрушек из кладовки с игрушками на стеллаже.

Идея, что количество игрушек должно быть ограничено, мне кажется здравой. К тому же это правило подойдет детям разных возрастов. Чем младше ребенок, тем сложнее ему сконцентрироваться и найти что-то интересное в большом количестве игрушек. Когда вокруг много всего навалено, дети теряются: им сложно придумать какую-то одну игру и начать играть. Они занимаются тем, что постоянно перебирают предметы, которые их окружают.

Главный плюс такого подхода — ребенку легко учиться складывать все игрушки на места. В комнате есть определенное место для игрушек — ящики или стеллаж, ребенок четко знает, как все организовано. Однако в какой-то момент нужно начать договариваться с ребенком. Игрушки малыша легко убрать по своему усмотрению, но ребенок трех-пяти лет уже помнит, что у него есть роботы, машинки, и не хочет их отдавать. Это его игрушки. Важно продумать, как обсудить это с ребенком и договориться.

Да, до определенного возраста.

Стратегия 2

Приучать к уборке с младенчества

Единственный реальный способ поддерживать порядок — собственный пример. Бессмысленно приучать ребенка к порядку, если мамины вещи валяются по всему дому. Маленькие дети только смотрят, накапливают зрительный опыт. Пройдет немало времени, пока ребенок начнет подражать, подключится к процессу и станет помогать, но этот день наступит, если все делать грамотно и ненавязчиво.

Чистоплотности учатся до трех лет. Как только ребенок научился ходить, нужно учить его убирать за собой. Сначала вместе с мамой, потом самостоятельно складывать вещи, относить все на свои места. После игры нужно сразу все убрать, по ходу дела дружелюбно объяснив, почему. Прежде чем достать новую игру, надо всегда убирать на место предыдущую.

Соглашусь, что это важно. Если родители хотят, чтобы ребенок поддерживал порядок в своей комнате, и для них это важный момент, то, конечно, не стоит ждать, что это вырастет само. Это правило, которому ребенок учится, привычка, которую мы должны помогать ему осваивать. Другое дело, что ребенок до трех лет не всегда может полноценно выполнить задачу и отнести все игрушки на свои места. Это нужно иметь в виду, потому что здесь легко перейти грань между вовлечением ребенка в уборку и строгостью — идеей того, что это обязанность ребенка. Это не так. Родитель должен учитывать возраст маленького ребенка и понимать, может ли он справиться с этой задачей. Я уверен, что если ребенок младше трех лет высыпал на пол кучу игрушек, ему очень сложно навести порядок: он устанет раньше, чем кончатся разбросанные игрушки. Поэтому, конечно, детям в этом нужна помощь.

До трех лет сомнительно.

Стратегия 3

Считать до 20 и удивляться

Мама закрывает глаза и считает до 20; за это время ребенок должен навести в комнате идеальный порядок. Мама с закрытыми глазами заходит в детскую, открывает глаза и искренне восхищается: «Какой порядок! Какой у меня взрослый ребенок! Все может делать сам!» В результате ребенок очень горд собой.

Это здорово работает для того, чтобы познакомить детей с уборкой, заинтересовать или дополнительно мотивировать. Важно заметить, насколько это приятно вашему ребенку. Кто-то будет играть так каждый день — это действительно хорошая игра, которая вовлекает удивляться: куда же делись все игрушки, как так?

Мне кажется, что для многих ребят это может быть гораздо более приятным и легким способом начать убирать за собой игрушки, чем строгий педагогический голос «воспитателя» в плохом смысле: «Ну-ка быстро все собрал!» Но каждый раз это вряд ли будет срабатывать. Уборка проходит каждый день — ну сколько можно удивляться? В какой-то момент это может всем надоесть, и тогда здорово, чтобы у вас были еще правила и способы вовлечь ребенка.

Время от времени.

Стратегия 4

«Соберу и выброшу»

У ребенка свое понимание о ценных и дорогих вещах: это могут быть коробки, проволока, старые батарейки, лампочки, разобранные часы и радио. За день до уборки в детской нужно предупредить ребенка, что лучше самому убрать все «важное», иначе мама выбросит лишнее на свое усмотрение. В день уборки — жестко отправляем в мусорное ведро все, что не убрано. Угрозу нужно обязательно выполнять. Если ребенок поймет, что маме жалко вещи, вариант «соберу и выброшу» перестанет работать.

Это привычный и многим знакомый с детства метод, который действительно может давать результаты в короткую перспективу. Действуя тактически, мы можем пригрозить ребенку выбросить все игрушки: ребенок нам верит, и для него это всерьез. Исполнение угрозы многих пугает, и дети действительно начинают убирать игрушки. Но цена вопроса здесь — стресс ребенка. В этот момент ребенок сталкивается с непредсказуемостью собственных родителей. Даже если мама или папа стремятся действовать последовательно, все равно каждый день люди игрушки не выбрасывают. И очень сложно придумать четкий критерий, в каком именно случае эти игрушки отправляются в мусорное ведро. Ребенку непонятно, выбросят игрушки или нет, степень неопределенности возрастает. В итоге дети переживают эмоциональное напряжение, которое никак нельзя назвать полезным.

Несмотря на то что мы привыкли к этому методу и он действительно как бы работает, это большие риски. Это вредный метод, который я как психолог не могу рекомендовать: есть риск, что для ребенка это будет иметь более серьезные последствия.

Нет, и стратегия крайне опасная для детской психики.

Стратегия 5

Объяснить сказкой

Все, что ребенку непонятно или что он пытается всем своим естеством отрицать, необходимо объяснять в игровой форме. В ответ на просьбы убрать игрушки и навести порядок ребенок делал вид, что не слышит. Можно рассказывать сказки, как важно, чтобы вещи имели свое место и были в порядке: если в комнате беспорядок, все игрушки убегают. Или читать вместе с ребенком книжки — например, про гнома Чистюлю, который забирает неубранные игрушки и уносит на Луну, откуда их очень трудно вызволить.

Часто детям не хватает своего собственного абстрактного мышления, чтобы понять, как беспорядок мешает другим людям и в чем плюсы того, что игрушки стоят на своих местах. В этих ситуациях хорошо, если вы будете использовать язык, максимально близкий ребенку по возрасту — подбирать простые слова и объяснять еще проще: «мне неудобно», «так мне мешает» вместо более абстрактных формулировок типа «вещи разбрасывают грязнули». Рассказывать сказки и читать книжки, посвященные этому, — замечательно. Это способ сэкономить время и нервы: не ругаться по поводу порядка, а сделать так, чтобы всем было удобно.

Стратегия 6

Дать свободу творческому беспорядку

Детская комната — это место для креативного бардака. Там всегда что-то построено, навалено и расставлено для игры. Для дошкольников игрушки — их мир и уют. Зачем его рушить каждый день из-за пресловутого «приучения к порядку»? Это примерно то же самое, что заставлять взрослого каждый вечер все горшки с цветами убирать в один угол, всю мебель — в другой, картины — в третий. А с утра — разрешать распределять все обратно. В гостиной и даже комнате родителей игрушки лежат и никому не мешают. Почему к ним надо относиться как к разбросанному мусору или грязным носкам?

Мнение психолога: Разрешать ли ребенку жить в творческом беспорядке, зависит от того, будет ли комфортно так жить родителям. Опять же, это может быть небезопасно для самого ребенка и для других членов семьи: на игрушки, лежащие на полу, можно наступить — и получить травму или просто сломать их.

Семья должна найти ответ на вопрос, как жизнь в творческом беспорядке будет организована: если игрушка долго лежит на полу, в доме копится пыль, то все-таки в какой момент игрушку надо убрать? Если ответ есть, творческий беспорядок, конечно, возможен. Но если мы его разрешаем, а потом чувствуем, что нам так некомфортно, это повод искать другие правила.

Ссылка на основную публикацию