Можно ли перехвалить ребенка? перехваливать детей опасно

Что будет, если ребенка ЗАХВАЛИТЬ

Кто похвалит меня лучше всех, тому достанется масса хлопот…

Хочу поделиться своей жизненной проблемой в воспитании ребенка. Надеюсь, это поможет вам не наступить на мои грабли и найти выход из похожей ситуации, не прочувствовав ее финала. Воспитание ребенка – это сложный процесс, которому требуются ваша настойчивость, стрессоустойчивость, трезвое и логическое понимание ситуации, а главное принятие правильного решения. И главное – при принятии вашего решения, упаси Боже, что бы вам кто то мешал. Моя проблема – моего ребенка слишком часто хвалили. Казалось бы, ну и что здесь страшного… давайте объясню.

Все так хорошо начиналось!

Мы знаем, как сильно любят своих внуков бабушки и дедушки. Они готовы разрешать многое, лишь бы чаду было хорошо. Вот и мои родители особо небыли исключением. Да и мы, иногда по поводу и без повода, только чтобы ребенку угодить, порой хвалим его без причины. Нарисовала картинку – хвалим, слепила собачку из пластилина – хвалим, сделала еще что то – тоже хвалим. Только похвала эта без изъяна – идеальная. Не акцентируем внимания на том, что у собачки например нет хвоста или ушей, ведь это сделал мой ребенок, а значит все идеально и надо похвалить. Не старайтесь дать своему ребенку идеальную похвалу, если это не является правдой. Разделяйте ее на две позиции, указав, где ребенок мог ошибиться, при этом вместе исправьте изъян, а потом только хвалите – за хороший 100 % результат.

Будучи постоянно на работе, дочурка много времени проводила с моими родителями. Хвальбам не было предела, по поводу и без повода, заслуженно и не заслуженно. Я благодарна маме и папе за помощь, без них, наверное не справилась бы, т.к. дочка и болела много, приходилось часто дома оставлять, и с садика могли ее забирать, а потом и со школой мне помогали – выручали как только могли. Проблема была только в точке зрения воспитания, моя позиция, что я никогда не буду воспитывать своих детей так, как воспитывали меня, постоянно рушилась. Мне просто не давали этого делать, говоря, что я неправильно воспитываю ребенка.

А у дочки, конечно же все было замечательно. За что бы она не взялась – везде молодец, всегда все правильно. Когда ей было около пяти лет, даже начали проскакивать фразы: «Дедушка, а я молодец!» Что отвечал дедушка, конечно, мы уж знаем. Самооценка у нас была – ого – го.

Первые проблемы

Будучи молодцом во всем, мое чадо теперь начало думать, что она все знает, все умеет – молодец во всем, за что не возьмется. В кругу семьи может это и не так ощутимо, но в садике, на кружках, а далее в школе, это стало усугублять ситуацию. Начались истерики и обиды, когда сделав поделку в садике, кто то сказал, что у другой девочки получилось лучше или на танцах, кто то сделал акробатический элемент правильней или на соревнованиях она не заняла первое место – ну как так, я же всегда все делаю отлично – я же молодец. Все – теперь слезы, разочарование и непонимание, почему так происходит. Доходило до отсутствия желания что то делать или куда то ходить.

Видеть такую картину очень трудно. Иногда даже разговоры не помогали, но ситуацию надо было как то решать.

Что делать?

УДЕЛЯЙТЕ РЕБЕНКУ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ

Мне пришлось потратить много усилий, что бы объяснить дочке, что в нашем мире делать все правильно и быть первой во всем – просто невозможно. Приходилось приводить разные примеры, вспоминать реальные истории из жизни, только что бы переключить на реалии жизни. Ведь есть детки, которые могут и рисовать лучше и делать поделки лучше, но это лишь потому, что они постоянно тренировали свои умения, что с первого раза ни у кого бы не получилось сделать что то идеально. Для всего нужна настойчивость, терпение и главное желание достичь своей цели или мечты.

Я не сторонник физических наказаний, поэтому признаюсь честно, прошло немало времени, прежде чем мой ребенок начал другими глазами смотреть на мир. Я рада, что у меня получилось донести тот факт, что для достижения хорошего результата, надо работать в первую очередь над собой. И только тогда можно заслуженно получить похвалу.

ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО, НО ТОЛЬКО ЗАСЛУЖЕННО !

Если у вас существует похожая проблема, скажу честно, не усугубляйте ситуацию, не затягивайте с применением мер по решению проблемы. Если вам трудно решить ее самостоятельно, то всегда можно обратиться к детскому психологу. Главное сначала постарайтесь попробовать сами и надеюсь, у вас все получится исправить самостоятельно.

ЧАСТЫЕ РАЗГОВОРЫ С ВАШИМ РЕБЕНКОМ, МОГУТ МИНИМИЗИРОВАТЬ ЗАМКНУТОСТЬ И ОТСТРАНЕННОСТЬ

Почему нельзя перехваливать детей?

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕХВАЛИВАТЬ ДЕТЕЙ

Маленьких детишек часто нахваливают все вокруг. Причем чаще всего любящие родители хвалят малыша, не за какие-то весомые достижения, а просто из чрезмерной любви к своему чаду, пытаясь таким образом приободрить его и дать стимул для новых свершений.

Все же, если вы хвалите своего малыша, когда он только начинает ходить, говорить или учится читать (писать, рисовать), такое поощрение просто необходимо. Чего не скажешь о поощрении ребенка постарше, у которого не всегда может быть сформирована адекватная самооценка. Восхваление таких детей может быть чревато последствиями.

К такому мнению пришли ученые, из государственного исследовательского университета, расположенного в городе Колумбус, штат Огайо, который является третьим по величине в США, изучающие этот феномен. Эдди Брюмельман, доктор наук, возглавляющий этот проект, утверждал, что чрезмерная похвала больнее всего бьет по психологическому состоянию деток с заниженной самооценкой.

Что значит перехвалить ребенка?

Очень просто. Стандартная похвала звучит приблизительно так: «Ты сделал это хорошо» или «У тебя неплохо получается» Вместо этого, родители часто употребляют другие наречия, а именно: «Ты сделал это изумительно, потрясающе, великолепно, лучше всех». Это и называется перехвалить ребенка. Причем чаще всего родители стараются перехваливать именно тех детей, у которых занижена самооценка, потому, что им кажется, что именно этому ребенку такая похвала необходима больше других.

Учеными было проведено два эксперимента. Благодаря чему доказали, что чаще всего родители поощряют детей, не за какие-то свершения, а за вполне банальные вещи и поощряют их, явно перехваливая. Например, группа детей слепила фигурки из глины. 25% родителей отреагировали на произведения малышей приблизительно так «Это великолепно, просто потрясающе, ты будешь великим скульптором». Очень многие родители ошибочно предполагают, что для деток с заниженной самооценкой важно получать дополнительные поощрения и стараются поощрять их больше и чаще, чем только сильнее усугубляют ситуацию.

В ходе эксперимента детей разделили на три группы и предложили им воссоздать картину известного художника XVIII века Винсента Виллема Ван Гога, которая называлась «Дикие розы». После того, как картины были завершены, юных дарований оценил якобы «известный художник». Три группы детей получили либо обычную похвалу, либо преувеличенную, либо вовсе ни какой. Вторым этапом эксперимента детям предложили выбрать картину, которую они должны были нарисовать по степени сложности, исходя из определенных целей: «Ты сможешь легко нарисовать эту картину, но ничему не научишься» или «Эту картину тебе будет тяжело рисовать и ты, много раз ошибешься, но ты сможешь многому научиться». Дети с заниженной самооценкой, которых в первой части эксперимента сильно перехвалили, выбрали простой вариант. Им не хотелось справляться с трудностями.

Говорить малышу с заниженной самооценкой, что он «великолепен» это палка о двух концах. Ребенок может решить, что теперь от него всегда будут ждать «великолепия», а поскольку он не сможет таким быть, выбирая сложные задачи, значит нужно выбирать простые и идти по меньшему пути сопротивления. Поэтому, дорогие родители, сдерживайте желание чрезмерно хвалить малышей с заниженной самооценкой. В их будущем это сыграет не маловажную роль. 

Маленьких детишек часто нахваливают все вокруг. Причем чаще всего любящие родители хвалят малыша, не за какие-то весомые достижения, а просто из чрезмерной любви к своему чаду, пытаясь таким образом приободрить его и дать стимул для новых свершений.

Все же, если вы хвалите своего малыша, когда он только начинает ходить, говорить или учится читать (писать, рисовать), такое поощрение просто необходимо. Чего не скажешь о поощрении ребенка постарше, у которого не всегда может быть сформирована адекватная самооценка. Восхваление таких детей может быть чревато последствиями.

К такому мнению пришли ученые, из государственного исследовательского университета, расположенного в городе Колумбус, штат Огайо, который является третьим по величине в США, изучающие этот феномен. Эдди Брюмельман, доктор наук, возглавляющий этот проект, утверждал, что чрезмерная похвала больнее всего бьет по психологическому состоянию деток с заниженной самооценкой.

Что значит перехвалить ребенка?

Очень просто. Стандартная похвала звучит приблизительно так: «Ты сделал это хорошо» или «У тебя неплохо получается» Вместо этого, родители часто употребляют другие наречия, а именно: «Ты сделал это изумительно, потрясающе, великолепно, лучше всех». Это и называется перехвалить ребенка. Причем чаще всего родители стараются перехваливать именно тех детей, у которых занижена самооценка, потому, что им кажется, что именно этому ребенку такая похвала необходима больше других.

Учеными было проведено два эксперимента. Благодаря чему доказали, что чаще всего родители поощряют детей, не за какие-то свершения, а за вполне банальные вещи и поощряют их, явно перехваливая. Например, группа детей слепила фигурки из глины. 25% родителей отреагировали на произведения малышей приблизительно так «Это великолепно, просто потрясающе, ты будешь великим скульптором». Очень многие родители ошибочно предполагают, что для деток с заниженной самооценкой важно получать дополнительные поощрения и стараются поощрять их больше и чаще, чем только сильнее усугубляют ситуацию.

В ходе эксперимента детей разделили на три группы и предложили им воссоздать картину известного художника XVIII века Винсента Виллема Ван Гога, которая называлась «Дикие розы». После того, как картины были завершены, юных дарований оценил якобы «известный художник». Три группы детей получили либо обычную похвалу, либо преувеличенную, либо вовсе ни какой. Вторым этапом эксперимента детям предложили выбрать картину, которую они должны были нарисовать по степени сложности, исходя из определенных целей: «Ты сможешь легко нарисовать эту картину, но ничему не научишься» или «Эту картину тебе будет тяжело рисовать и ты, много раз ошибешься, но ты сможешь многому научиться». Дети с заниженной самооценкой, которых в первой части эксперимента сильно перехвалили, выбрали простой вариант. Им не хотелось справляться с трудностями.

Читайте также:  Слинг шарф своими руками для новорожденных, как завязывать, видео инструкция

Говорить малышу с заниженной самооценкой, что он «великолепен» это палка о двух концах. Ребенок может решить, что теперь от него всегда будут ждать «великолепия», а поскольку он не сможет таким быть, выбирая сложные задачи, значит нужно выбирать простые и идти по меньшему пути сопротивления. Поэтому, дорогие родители, сдерживайте желание чрезмерно хвалить малышей с заниженной самооценкой. В их будущем это сыграет не маловажную роль.

Как правильно хвалить ребенка: 7 советов как хвалить

Все мы люди и все одинаково хотим, чтобы нас хвалили за что-либо. Это помогает нам самоутвердиться, почувствовать себя увереннее, понять, что мы все делаем правильно. В школе или университете мы получаем в качестве поощрения отметки за свои старания. На работе мы получаем зарплату, премии и бонусы как показатель того, что мы молодцы. И все равно мы хотим слышать добрые слова в свой адрес. Нужно ли хвалить ребенка? А как правильно хвалить ребенка?

Зачем за что и как правильно хвалить ребенка

Так вот детям это особенно необходимо. На данном этапе их жизни, наше восхищение их победами – это единственное, из чего они делают выводы, что сделали что-то хорошее или просто правильно. Мы должны знать, как правильно хвалить ребенка. Тут оказывается тоже можно допустить свои ошибки. И в итоге ваше поощрение может принести еще и отрицательный результат.

Что бы ребенок не сделал, он ждет вашей похвалы. То ли нарисовал рисунок, то ли игрушки собрал, то ли мусор выбросил. Буквально всегда и за все свои действия он хочет добиться восхищения и одобрения родителей. Детей надо хвалить. Это важно! Важно для них, и для вас.

Ребенка надо хвалить. Но никогда не сравнивайте вашего ребенка с кем-либо: «Вот молодец! Ты послушный, как Паша (Саша, Маша)». Нет, нет, нет! Ваше поощрение должно касаться исключительно победы вашего малыша!

Когда родители детей хвалят, то дети чувствуют себя нужными, защищенными, уверенными в себе и любимыми. А вот тут важно знать, как не переусердствовать с похвалой или, наоборот, не пожадничать.

Как правильно хвалить ребенка? 7 советов как хвалить ребенка

Совет 1

Хвалите ваших детей не только за что-то, но и за старания. И тогда дети поймут, что если стараться, то может не сразу что-то получится. Но в итоге обязательно будет нужный результат. Это ваш вклад в их понимание жизни в будущем. Во взрослой жизни очень часто нам приходится прикладывать усилия без видимого результата.

Совет 2

Никогда не сравнивайте детей с кем-либо. Ваш ребенок индивидуален. Все что он делает, он делает по-своему, как умеет, как знает, в меру своих возможностей. Если сравнивать ребенка с кем-то, из этого он извлечет лишь то, что какой-то там мальчик это делает лучше, и вам родителям об этом известно.

Совет 3

Хвалите детей чаще и искренне. Дети очень легко распознают вранье и лесть. Сопровождайте похвалу своей улыбкой, объятием.

Совет 4

Хвалите не неудачи, а попытки сделать. Даже если в результате у ребенка не получилось ожидаемое, он попытался, осмелился попробовать что-то новое для него. Поддержите его начинания.

Совет 5

Похвала должна быть полной. Обращайте внимание на детали. То есть не «Ах, ты, мой молодец!» и до свидания. А «Вот это у тебя здорово получилось! Ты так старался, придумывал, и у тебя вышел очень красивый замок из конструктора! Как много цветов ты использовал!».

Совет 6

Напоминайте детям об их достижениях и маленьких успехах. Вспоминайте вместе с ребенком, что месяц назад он не мог собрать этот конструктор, а сейчас так легко и красиво это делает.

Совет 7

Подводите итог стараний ребенка. «Ты так старался», «Ты очень внимательно собирал этот замок».

Посмотрите видео «Как хвалить ребенка» (всего 3 минуты):

Как хвалить неправильно

  • Нельзя постоянно хвалить ребенка за его способности, данные ему природой (гибкость, например). Ребенок должен понимать, что, только приложив усилия, он получит результат, а соответственно и ваше восхищение. А иначе он только возомнит о себе, что он лучше всех и так, не особо напрягаясь.
  • Не хвалите ребенка слишком часто и не искренне. А иначе ребенок привыкнет к вашим словам поощрения, что стоит ему пальцем шевельнуть – и вы уже в восторге от него. И вскоре вся ценность похвалы просто сойдет на нет.
  • Не сравнивать с кем-либо, даже в этом сравнении ваш малыш лучше. Например, «А ты сделал это намного лучше, чем тот мальчик!». Вряд ли вы хотите вырастить себе ребенка с завешенной самооценкой, с чувством превосходства над всеми.

Когда мама хвалит ребенка, и конечно важно делать это правильно, она делает вклад в становление личности ребенка. Ваш малыш вырастет уверенным в себе и своих возможностях, будет не боятся пробовать что-то новое, выйти за рамки привычного. Ребенок, которого хвалили и поощряли к действию и развитию, вырастет творческой, интересной личностью.

Стоит ли хвалить ребенка и как это правильно делать

Некоторые родители лишний раз не говорят приятные вещи ребенку, чтобы его не перехвалить. Но нужно ли этого бояться как часто поощрять и всегда ли это можно делать? Ведь если взрослые растят воспитанника в строгости, и не хвалят даже за большие достижения, то навяжут ему комплекс неполноценности. Как научиться правильно хвалить ваших детей, чтобы они не зазнались, а выросли с адекватной самооценкой и уверенностью в своих силах?

Зачем ребенку похвала

В первую очередь она помогает оценить правильность своего поступка. Если родитель говорит: «Не делай так, это не хорошо», ребенок осознает ошибку. Пусть и не сразу, но это произойдет. Похвала поможет исправить поведение. Например, он разрисовал обои, после чего извиняется перед взрослыми и хочет помочь с уборкой. Здесь она сыграет важную роль.

На что влияет одобрение родителей

Похвала помогает ребенку во многих жизненных ситуациях. Даже взрослые любят, когда их хвалят, а дети тем более. Они стараются поступать правильно и совершать только хорошие поступки, чтобы их снова похвалили. Это формирует адекватную самооценку и ребенок чувствует себя значимым. Одобрение его поступков по делу становится причиной развития само мотивации.

Если ребенка не хвалить совсем, то он становится плаксивым, беспокойным, склонным к плохому поведению, повышенной тревожности и неврозам.

Надо ли хвалить без причины

Психологи уверяют, что для похвалы не нужна веская причина. Они советуют хвалить ребенка даже за незначительные поступки. Если это делать регулярно, сначала самооценка ребенка повысится. Это, конечно, хорошо, но после этого ребенок приходит к выводу, что для того, чтобы заслужить похвалу, ничего не нужно делать. И из средства мотивации она превращается в нечто должное. Ребенок перестанет совершать хорошие поступки. К тому же, он потеряет самостоятельность и в старшем возрасте не состоится как личность.

Как правильно, когда и за что хвалить детей — рекомендации психолога

Важно понимать, как хвалить детей. Советы психологов в этом случае практически одинаковые — хвалить только по делу, например, за отличную работу по дому или за хорошую оценку. Не игнорируйте достижения.

Также похвала должна быть безусловной. То есть, нельзя сравнивать воспитанника с другими. Также не допускаются уточнения вроде «но…». Желательно хвалить детей без перехода на личности. Это же касается и осуждения поступков.

Мальчиков

Хвалите мальчиков за их поступки, а не их самих. Некоторые мамы употребляют чрезмерно много фраз со словами «умный», «красивый», «лучший». Но это способствует развитию высокого и не обоснованного самомнения. Ему начинает казаться, что он и так лучше всех, и дальше не нужно стараться. Побуждайте мальчиков к совершенствованию и оценивайте результаты его работы. Это не значит, что такие слова не стоит употреблять вовсе, а делать это уместно. Вместо того, чтобы называть его солнышком, покажите гостям машинку, которую он сделал из конструктора. Для него это лучшая похвала.

Оценивайте старания, даже если они не увенчались успехом. Ничего страшного, что он не выиграл в конкурсе в детском саду, зато старался и несколько дней усердно готовился.

Девочек

Не слишком часто акцентируйте внимание на красоте дочери. Из-за этого у неё сложится ложное представление, будто именно красота, а не ум и упорство является ключом к успешной жизни.

При общении с девочками важную роль играют эмоции. Обычное слово «спасибо» можно сказать разными интонациями. Иногда важнее то, как человек говорит, а не что.

Как часто выражать одобрение

Похвала — это важная составляющая воспитания, но без необходимости говорить слова поощрения не стоит. Казалось бы, это должно стимулировать ребенка вести себя лучше, чтобы его больше хвалили, но в реальности происходит иначе. Малыши настолько привыкают к одобрению, что не могут обходиться без него в принципе. Они избегают своих обязанностей, ожидая, пока их похвалят, и обижаются, если вовремя не слышат желанных слов. Поощрение несёт эмоциональную нагрузку, если используется умеренно, в противном случае оно становится формальностью.

Искусство похвалы: как подобрать слова

Не все родители знают, какими словами это лучше делать. Бывает, ребенок что-то рисует, показывает родителям, а те в ответ называют его художником или настоящим талантом. Или ещё ситуация: малыш ловко скатился с горки, а ему родители говорят, что это было великолепно. Такое злоупотребление оценочными словами обесценивает их. Если ребенок слышит их постоянно, они перестают для него что-либо значить. Поэтому важно правильно подбирать слова. Но не нужно переживать, умело похвалить можно и без приевшегося слова «молодец».

Для дошкольников

Дети хорошо умеют отличать ложь от правды, поэтому все комплименты должны быть искренними. Иначе в его сознании закрепиться мысль, что вранье — это норма. К тому же, он вряд ли будет откровенничать в беседах с родителями из-за потери доверия.

Психологи рекомендуют описывать поведение ребенка, и говорить о конкретных вещах. Например, вместо того чтобы называть его добрым, укажите почему именно.

Цените и поощряйте самостоятельность ребенка. Вместо общения в приказном тоне, спросите, когда он наведет порядок в комнате. Также поинтересуйтесь, в какой кружок он хочет пойти, подчеркнув при этом, что родители полностью доверяют его выбору.

Читайте также:  Как развить речь у ребенка, упражнения, игры и советы

Акцентируйте внимание на сильных качествах ребенка. Например, скажите, что он хорошо умеет общаться со сверстниками, отлично читает, талантливо рисует или красиво поет. Но делайте такие комплименты в случае, если это правда.

Для школьников

Подростковый период является трудным, и нелегко подобрать слова похвалы для такого школьника. Они уверены, что ни родители, ни учителя их не понимают. Подростки нуждаются в том, чтобы их воспринимали как личностей, и понимали, а также одобряли их особенности. Им не обязательно, чтобы их считали лучшими, для них важнее быть особенными. Поэтому не любят, когда говорят, например, что они были лучшими в футбольной команде. Это может натолкнуть подростка на мысль, что его оценивают не исходя из особенностей, а по их действиям. Это приведёт к тому, что он начнёт видеть в сверстниках не друзей, а соперников. Например, если подросток что-то нарисовал, постарайтесь выделить какие-то особенности картины, а не оценивайте рисунок целиком. Например, скажите, что на портрете он хорошо передал эмоции. Или использовал интересные обороты в сочинении.
Делайте акценты на особенностях. Например, скажите, что этот наряд хорошо сочетается с цветом глаз. Подростки любят экспериментировать с внешностью. В ответ на новую прическу чада ответьте, что она подчёркивает индивидуальность.

Хвалите ребенка за приложенные усилия. Так родители способствуют развитию гибкости характера. Ориентируйтесь не только на результат, но и на затраченные усилия. Например, скажите, что он молодец, довел работу до конца, хоть это и заняло много времени.

Для школьников важно, чтобы родители проявляли сочувствие. Например, когда он учит иностранный язык, подчеркните, что и вам в детстве этот язык давался с трудом.

О других особенностях воспитания мальчиков и девочек мы уже рассказывали.

Можно ли перехвалить и почему этого нельзя делать

Как перехвалить ребенка? Если он часто слышит слова одобрения в свой адрес, независимо от действий, то со временем перестанет их ценить. А всвкоре и вовсе засомневается в своих способностях. Неужели он и правда настолько хорош? Если он не будет слышать привычную похвалу, то усомнится в правильности своих поступков.

Излишняя похвала давит на ребенка. Он старается делать все идеально, иначе, на него не обратят внимания, и перестанут хвалить. Также воспитанник может врать или преувеличивать свои достижения.

Это выставляет неправильные приоритеты в жизни. Он будет что-либо делать не ради саморазвития и успеха, а только чтобы услышать приятные слова, и завоевать внимание родителей.

Распространенные ошибки родителей

Главной ошибкой является поклонение ребенку и постоянные похвалы без повода. Такие родители позволяют делать воспитаннику практически что-угодно, и хвалят его за незначительные вещи. Из-за такого отношения дети чувствуют себя буквально центром вселенной. Они привыкают, что их капризы мгновенно выполняются. Впоследствии они требуют это от окружающих. Особенно сильно такие дети расстраиваются из-за неудач, гораздо сильнее, чем те, кого не хвалили так часто.

Ещё одна распространённая ошибка родителей — хвалить детей как можно чаще, критикуя при этом их друзей. Впоследствии они избегают трудных задач из-за страха ошибиться и подвергнуться критике.

Не надо совмещать критику и похвалу. Родители могут похвалить ребенка, а потом сказать, что всё же некоторые моменты можно сделать лучше. Хорошие слова быстро забудутся, а вот критика засядет в памяти надолго. Как родителям не потерять авторитет, мы уже рассказывали.

Воспитание детей — это очень сложная задача, которая не всегда под силу молодым родителям без опыта. Нет ничего зазорного, чтобы пойти на консультацию к психологу в случае проблем или возрастного кризиса. Не нужно постоянно хвалить детей, но и игнорировать их успехи тоже не стоит.

Почему важно хвалить детей

Некоторые родители уверены, что ребенка нужно хвалить как можно больше, ведь это формирует повышение самооценки и достижения успеха в дальнейшей жизни. Другие считают, что хвалить детей вообще не стоит, ведь они словно подсаживаются на хорошие слова и перестают быть активными, ждут похвалы даже за простое усилие. Однако абсолютное большинство осознает, что любой человек нуждается в одобрении, но делать это нужно верно.

Давайте разберемся в вопросе, как правильно хвалить ребенка и умеют ли это делать родители.

Основные секреты похвалы

Все без исключения люди нуждаются в хороших словах, похвале, поощрении за свои поступки. Труды школьников и студентов можно оценить по баллам или положительным оценкам. А как хвалить за старание малышей? Психологи утверждают, что все без исключения ребятишки желают услышать словесное одобрение от воспитателя, друга или близкого человека. Это хорошо, так как похвала стимулирует людей на новые свершения, к успешной жизни.

Как правильно хвалить детей

Хвалить ребенка нужно. Для дошкольников поощрение родителей имеет огромное значение, ведь добрые слова дают понимание правильности собственного поведения, формируют уверенность в своих силах, чувство значимости и нужности. Но все ли родители смогут положительно ответить на вопрос: часто ли вы хвалите своего ребенка? Для того, чтобы научиться правильно хвалить ребенка, надо знать правила и способы похвалы.

Важно! Некоторые мамы и папы бросаются в крайности, когда бывают очень сдержанны в проявлении одобрения или, наоборот, склонны захваливать свое дитя. И то, и другое вредно для воспитания, так как есть опасение, что чадо может перестать стремиться к развитию своих талантов, постоянно будет нуждаться в одобрении и бояться сделать нечто самостоятельно.

По мнению психологов, детей следует хвалить таким образом, чтобы они умели оценивать собственные поступки.

Например, если малыш разбрасывает игрушки, то требуется объяснить, как поступать правильно, для этого и существуют поощрения и порицания. А когда он начал самостоятельно собирать игрушки, нужно обязательно сказать ему, какой он молодец, тем самым побудить на дальнейшие положительные действия.

Важно! Следует корректно использовать похвалу и порицание, которые помогают малышу сориентироваться в жизненных и общественных установках, общепринятых правилах.

Как часто нужно хвалить детей?

Как правильно хвалить ребенка? Этим вопросом задаются все родители. Это касается не только способов и слов поощрения, но и чувства меры. Похвале необходима мера и нет необходимости постоянно говорить слова поощрения малышу. Многие мамы и папы уверены, что постоянное выражение одобрения стимулирует чадо стараться еще больше, но обычно получается обратная реакция ребенка на похвалу. Малыши начинают испытывать потребность в одобрении, не могут без него обходиться в принципе. Даже могут ждать поощрения, бездействовать, постоянно дергать родителей и обижаться, если вовремя не слышат поощрительных слов. Часто используемое поощрение становится формальным действием и уже не несет важной эмоциональной нагрузки. Кроме того, одобрение должно быть уместным.

Психологи считают, что захваленные с детства личности будут всегда томиться в ожидании хороших слов от окружающих и положительной оценке действий. Они не смогут правильно реагировать на критику, ведь будут уверены, что их должны всегда гладить по голове.

Несколько важных правил правильной похвалы

  1. Малыша нужно хвалить за старания и определенные действия, стремиться объяснить, что именно он сделал хорошо. К примеру, если ребенок нарисовал красивую картинку, то можно похвалить его за аккуратность и правильно выбранные цвета. Однако не стоит убеждать его в том, что он истинный художник, ведь следует учитывать ситуацию.
  2. Похвала должна сопровождаться объятием или поцелуем, так как малышу важно чувствовать искренность и радость мамы за его хорошие поступки.
  3. При поощрении нежелательно проводить сравнение чада с другими детьми. Например, не нужно указывать, что он нарисовал рисунок или сложил игрушки быстрее и лучше своего друга или братика. Нежелательно воспитывать ощущение превосходства над другими.
  4. Повседневно выполняемые действия не нуждаются в похвале, иначе потеряется весь ее смысл. Если малыш должен убираться в игровом уголке каждый день, это уже не требует поощрения, а должно восприниматься, как данность.
  5. Нужно различать в похвале, что дается ребенку легко и без усилий, а над чем ему пришлось потрудиться. Лучше похвалить за истинные достижения, тогда и одобрение будет цениться намного больше. Например, если малыш научился аккуратно складывать свою одежду, нужно указать именно на это.
  6. Если родители хвалят свое дитя за определенные поступки, то не рекомендуется по прошествии времени сообщать, что его успехи слишком малы, что нужно стремиться к большему, ведь ребенок в состоянии это осознать самостоятельно. Наоборот, нужно предлагать ему более сложные задания, выражая надежду, что он справится с этим обязательно.
  7. Похвала должна быть своевременной. Если чадо занято важной работой, то можно показать одобрение сразу, это поможет активизировать детскую деятельность.
  8. Естественно, похвала находится в зависимости от возраста любимого карапуза. Маленьких ребят хвалят более эмоционально за любое самостоятельное действие, например, догадался подать маме тапочки, взялся за сумку, чтобы помочь бабушке. С более старшими детьми следует учитывать другие нюансы. Можно похвалить за самостоятельно придуманные решения и способы выполнения задания, чтобы школьник и дальше продолжал идти в этом направлении.
  9. Со старшими ребятами не стоит давать оценку действию, нужно обращать внимание на качественное выполнение задачи. Ведь дети моментально запоминают формулировку «Молодец», делают ее привычной для себя, и обижаются, когда не дожидаются приятных слов в свой адрес. Ребенок начинает зависеть от оценки окружения, так как сам не в состоянии оценить свои действия, ждет обязательную похвалу от других людей.
  10. Иногда дети начинают обращать внимание на собственные недостатки, понимать, что раньше их поступки одобряли всегда, а теперь почему-то этого не происходит. Нужно знать меру похвале, объяснять, почему родители так считают.

Способы похвалы

Важно! Взрослые, старайтесь хвалить не только при помощи хороших слов, но и придавайте значение действиям. Для маленьких детишек большое значение имеет интонация, объятия, эмоции.

Наверняка многие родители слышали, что люди овладевают определенной информацией по-разному. Для некоторых важно визуальное восприятие, для других большую значимость имеет звуковое звучание, третьим нужно чувствовать объятия. Именно поэтому при произнесении хороших слов нужно делать правильную интонацию, улыбаться и обнимать чадо. Ведь только так малыш правильно оценит ситуацию и почувствует одобрение близких.

Важно! Если определенное поведение ребенка родители хотят закрепить и придать ему постоянство, или оказать помощь в освоении новых навыков, следует хвалить его с сильными эмоциями: “ты большой молодец”, “как же я тебя люблю, ты мой помощник”, “ты замечательный сын”, “ты самая внимательная девочка на свете”.

Читайте также:  Как научить ребенка произносить букву «Р»

Близкие должны понимать, что требуется не только сообщать ребенку, какой он молодец, а развернуто отвечать и оценивать действия. Например, обратить внимание на красивый рисунок или чисто вымытую посуду. Малышу важно понимать, за что он получает одобрение, только тогда сможет оценить его в полной мере. Однако не стоит за все поступки хвалить именно таким образом. Главное, посмотреть на значимость поступка, а повседневные действия обходить стороной. Иначе на постоянную похвалу малыш скоро не будет реагировать.

Важно! Похвалы требует не только конечный результат, но и непосредственный процесс работы, которая исполняется ребенком старательно.

Требуется ли выражать одобрение домашней работе? Не секрет, часто домашняя обязанность выполняется чадом довольно неохотно. Взрослым приходится прикладывать массу усилий, чтобы добиться от дошкольника самостоятельной уборки своих вещей, игрушек. При этом замечено, что “взрослые” домашние дела выполняются им более охотно: например, вместе с мамой готовить ужин, гладить белье, ухаживать за комнатными растениями, мыть полы. Но ведь такая работа не может стать повседневной обязанностью дошкольника, так как слишком сложна для него. Что делать? Мама может включать элементы ухода за игрушками, детскими вещами в домашнюю работу, вовлекая дошколенка в этот процесс. Когда малыш, выполнив мамино поручение, спешит поделиться своей радостью, то да, одобрение уместно. Но повседневная уборка своих вещей, игрушек, книжек уже не должна зависеть от похвалы.

Такая же ситуация уместна и с младшим школьником. Если школьник уже в течение длительного времени пытается выполнить уроки, то можно смело выказывать одобрение таким поведением. Ведь следует учитывать старания и стремления ученика, а не только правильный результат. Естественно, если чадо мечтательно смотрит в окно и делает вид, что учится, не нужно говорить хорошие слова и давать его действиям положительную окраску.

В реальной жизни далеко не все добиваются успеха, поэтому если хвалить только за отличные оценки, то школьник быстро потеряет интерес к учебе, ведь не все могут учиться на одни пятерки. Следует отмечать старания и стремления к лучшему результату – так можно настроить чадо на успех. Иногда ребенку нужно прикладывать большое количество сил и времени для достижения результата, а если не подкреплять его старания положительными словами, то он быстро сдастся и перестанет пытаться совершенствоваться.

Формы похвалы бывают разные, в каждой семье существуют собственные традиции и особенности. Некоторые в конце каждого дня подводят итоги поведения малыша и его стремлений, а затем еще раз хвалят чадо. Другие – отмечают достижения дитя на субботних домашних вечерах. Главное, что дети именно от родителей получают оценку собственного поведения, что является мотивом дальнейшего продвижения и достижения целей.

А какими словами хвалить ребенка, можно взять на вооружение из советов психологов:

Советы психологов

Рассмотренные приемы, помогут родителям разобраться, как хвалить своего ребенка. Каждый родитель может использовать тот прием, который будет уместен в сложившейся ситуации. Но существует табу, которого должны придерживаться все взрослые, если хотят сделать похвалу действенным приемом в воспитании детей.

Какие “нельзя” должны учитываться в воспитании

  • Нельзя использовать сравнение между ребятами.
  • Нельзя ставить собственных детей выше остальных, говорить, что ребенок рисует или убирает лучше, чем его сверстник. Ведь в дальнейшей жизни чадо будет стремиться избежать сложных задач, чтобы не совершить ошибки, которые совершили его сверстники.
  • Категорически нельзя сравнивать между собой детей одной семьи, сестер и братьев. Если старший ребенок легко воспринимал математику, то не нужно говорить младшему об этом. Возможно, что у него совершенно другие способности, ведь все дети не могут быть одинаковыми. Тем самым родители будут оказывать плохое влияние на обоих детей, у старшего будет неоправданно повышаться самооценка, а у младшего произойдет обратный эффект.
  • Нельзя смешивать похвалу и критику. Иногда родители могут похвалить, а потом указать на совершенные ошибки и сообщить, где нужно было сделать лучше. Критику ребенок обязательно запомнит надолго, а от похвалы не останется следа.
  • Нельзя ждать совершенства или идеального поведения от своего чада, чтобы затем не получать разочарование.
  • Нельзя льстить или преувеличивать заслуги, главное выбрать правильный способ выражения одобрения. Поощрение должно быть наполнено искренностью.
  • Нельзя перехваливать ребенка, у всего должны быть границы. Если чрезмерно захваливать дочь или сына, то дети не будут стремиться делать что-то хорошо, ведь будут уверены в очередной похвале от родителей.
  • Нельзя вспоминать промахи, совершенные в прошлом.

Важно! Дети, которые постоянно ощущают родительскую поддержку, обретают уверенность в собственных силах, могут раскрыть свои таланты и способности. Причем поощрять нужно правильно и грамотно, обращать внимание на небольшие успехи, показывать оценку действиям.

Рекомендации родителям

  1. Так нужно ли хвалить детей? Может вообще ничего не говорить, как утверждала Мария Монтессори. По мнению итальянского психолога, ребята, в принципе, не нуждаются в похвале. Дети стремятся к познанию мира и созданию нового, поэтому положительные слова не влияют на их потребности. В некоторых детских учреждениях принципиально не поощряют детей, ведь они привыкают к этому, и не в состоянии оценить собственные результаты и достижения. Ребенок может самостоятельно себя проверять, сверять с образцами, чтобы избавиться от сомнений в правильности выполненного поручения. Преподаватели полностью исключают выражение оценки деятельности ребенка.
  2. Можно продемонстрировать собственное присутствие только взглядом или жестом. В некоторых ситуациях ребятам просто требуется понимание, что родители видят их деятельность, они не испытывают потребности в произнесении слов. Главное – мама и папа одобряют его действия.
  3. Можно сообщить малышу, что папа обращает внимание на его деятельность, мама хвалит ребенка за красивые цветы на рисунке. Главное, детям требуется понимать, что родители видят их достижения и старания.
  4. Можно поинтересоваться у чада, что он сам думает о собственном рисунке или выполнении домашнего задания. Вопросы помогут малышу размышлять о собственном труде, правильно оценить ситуацию и конечный результат работы.
  5. Похвалу нужно выражать при помощи собственных чувств и ощущений. Нужно при похвале выразить собственное отношение к труду малыша, не стоит использовать безличные формы положительной окраски, например: “хорошо-хорошо, иди поиграй”.
  6. Важно показывать одобрение стараниям и усилиям детей, а не обращать внимание только на итоговый результат. Необходимо оценивать старания, так чадо увидит, что мама оценила его действия и поняла, что ему непросто совершить определенный поступок.
  7. Можно разными способами выражать родительское одобрение действиям малыша, не стоит мыслить строго по стандартам. Естественно, родителям следует говорить слова: «Молодец, хорошо, прекрасно». Ведь все это показывает исключительно положительные эмоции, не стоит их сдерживать. Однако необходимо расширять диапазон хороших слов, адресованных малышу, а также обязательно сообщать малышу о своей любви и чувствах.

8 советов психолога как не перехвалить ребенка

Ребенка надо хвалить. Много. Но вот как сделать это правильно, чтобы не испортить ребенка? Do3 попросил детского психолога Наталью Журавлеву помочь разобраться.

Похвала, одобрение, поощрение для человека, который делает свои первые шаги, очень важны. Не меньше, чем правильный уход, здоровое питание. Без правильной похвалы невозможно гармоничное развитие личности.

Но как не перейти ту хрупкую грань, когда вместо поддержки ребенок почувствует зависимость от одобрения взрослых?

Поддержка нужна всегда. Даже когда малыш еще не умеет говорить, он понимает ваши одобрительные интонации, он ждет их. И они обязательно должны быть. Говорите по сто раз на дню, какой он хороший, как славно у него все получается. Даже если что-то совсем не получается.

Маленький человек еще не может сам оценить, что он делает плохо, а что хорошо. Объяснить ему это – и есть основная родительская задача.

В похвале присутствует элемент оценки: «Ты – самый смелый, сильный». И здесь есть свои подводные камни. Ведь качественные прилагательные подразумевают превосходную степень. Важно не перестараться, чтобы со временем малыш не начал смотреть на сверстников свысока.

К тому же, когда похвалы слишком много, ребенок начинает к ней привыкать. И воспринимает ее как обязательный ритуал, как итог действия. А ведь этим итогом должна была быть хорошо нарисованная картинка, быстро и с аппетитом скушанная каша и т.д. И если хвалят меньше, чем раньше, это может снизить его самооценку.

Вот некоторые правила того, как хвалить малыша правильно.

      1. Не хвалите вещи. Дети склонны переносить одобрение в адрес материальных вещей на свою личность. Например, вы похвалили дочкину куклу. А детское подсознание ретранслирует, что это малышка такая хорошая и замечательная, что ей купили такую красивую куклу. В дальнейшем у ребенка может сформироваться стереотип, что вещи дают возможность самоутвердиться в жизни.
      2. В похвале не сравнивайте ребенка с другими детьми. Фраза типа: «Ты сегодня прочитал быстрее, чем Алешка», должна быть под запретом. Сравнивать малыша можно только с самим собой. Маленькому книгочею логичнее сказать: «Ты сегодня прочел все значительно быстрее, чем вчера!».
      3. Не жалейте добрых слов поощряя то, что ребенок сделал сам. Хвалите не за какие-то данные природы, а за результаты труда.

Не жалейте добрых слов поощряя то, что ребенок сделал сам.

        1. Хвалит не только слово. Совсем не обязательно говорить очевидное. А вот дать малышу возможность почувствовать вашу любовь можно не только на словах. Обнимите его, поцелуйте, приласкайте, улыбнитесь – тактильные ощущения для маленького человека куда более важны, чем слова.
        2. Плоды труда малыша достойны детального рассмотрения. Когда ребенок весь вечер трудился над картинкой, недостаточно сказать: «Какая красивая». Лучше оцените ее в деталях: «У тебя замечательно получилось небо, а солнце – почти как настоящее».
        3. Не хвалите оценками. Лучше хвалите одобрением. Не горите: «Ты лучше всех сделал аппликацию», скажите: «Мне так понравилась твоя работа, мне кажется, ты здорово постарался».
        4. Отмечайте в похвале личностный рост. «Сегодня ты убрал игрушки быстрее, чем вчера».
        5. Ставьте новые задачи немного выше предыдущих. Но сначала не забудьте похвалить успешное выполнение того, что он уже сделано. Это придаст малышу уверенности в том, что у него получилось предыдущее действие, получится и новое.

Маленький человек еще не может сам оценить, что он делает плохо, а что хорошо. Объяснить ему это – и есть основная родительская задача. Не забывайте почаще обнимать его, высказывать свое положительное отношение к его действиям. Ведь кто же, как ни мы внушит маленькому человеку веру в собственные силы!

Ссылка на основную публикацию