Конфликт между учеником и учителем кто виноват?

Конфликт между учеником и учителем кто виноват?

Кто виноват в школьном конфликте: учитель или ученик?

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Каждый человек обязательно проходит через такой общественный институт как школа и от того, какой след она оставит в душе человека, зависит его дальнейшая судьба и деятельность.

Большую часть своего времени ребенок проводит в школе. Тут он не только получает основы знаний, но и общается, взаимодействует с одноклассниками, учителями.

Сколько позитивных эмоций могут получить учителя, ученики, если они понимают друг друга, чувствуют обоюдную симпатию. И насколько приятнее и легче становится сам процесс учения для двух сторон. Взаимопонимание и открытость – основа равноправных, бесконфликтных отношений. Но процесс становления взаимопонимания достаточно сложный и длительный. Вследствие чего может возникнуть конфликт. Не будет преувеличением сказать, что конфликты «учитель-ученик» разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Так было в советское время, так есть и сейчас. Именно поэтому эта проблема актуальна до сих пор, и именно поэтому я выбрала эту тему для научно-исследовательской работы «Кто виноват в школьном конфликте: учитель или ученик?»

Гипотеза: Межличностные конфликты между учителями и учениками зачастую возникают из-за низкого уровня конфликтологической компетенции педагога и с возрастными особенностями ученика

Целью данной работы является выяснение причины возникновения конфликтных ситуаций между учителем и учеником и кто виноват в этом конфликте.

Также в работе выдвигаются следующие задачи:

– анализ теоретических знаний о конфликтных ситуациях в школе

– познакомиться с понятием конфликт и рассмотреть основные виды конфликтов и их особенности;

– изучить особенности подросткового возраста;

– изучить и проанализировать причины возникновения конфликтов “учитель-ученик” в МОУ Лицей.

Теоретическая значимость: заключаются в изучении научной литературы, рассмотрении понятия и причины конфликта, возрастных особенностях подростка.

Практическая значимость: поможет выявить причины конфликтов между учителями и учениками и предотвратить их

Структура научно-исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Глава I . Анализ теоретических знаний о конфликтных ситуациях в школе

1.1.Конфликт и виды конфликтов

«Конфликт» происходит из латинского языка и обозначает “столкновение”, то есть столкновение разных желаний. Выделяют несколько видов конфликтов. В развитии и протекании конфликта существует ряд закономерностей. Их выявил крупный специалист по конфликтам, американский исследователь М.Дойч.[7] Первая закономерность заключается в том, что каждый участник конфликта смотрит на ситуацию со своей точки зрения и отвечает другому исходя из своих восприятий окружающей среды, хотя не всегда соответствуют действительности.[7]

По природе возникновения выделяют социальные, организационные и эмоциональные конфликты. Социальные конфликты представляют собой наивысшую стадию социальных противоречий в системе отношения социальных групп. Неправильное регламентирование деятельности личности (должностных инструкций, структур управления) это организационные конфликты. Эмоциональные конфликты — неудовлетворение интересов отдельной личности, столкновение с окружающими (зависть, враждебность, антипатии). В некоторых случаях бывает весьма трудно по внешнему виду установить мотивацию такого конфликта.

По длительности протекания конфликты бывают кратковременными и затяжными. Кратковременные конфликты возникают из-за недопонимания или ошибок, но обычно их быстро осознают и разрешают. Конфликты, которые связаны с нравственно-психологическими травмами и длительность которых зависит от качеств конфликтующих людей и от предмета конфликта называются затяжными.

По способу разрешения конфликты бывают антагонистические и компромиссные. Антагонистические разрешаются путем принуждения всех участников, кроме одного, отказаться от любых притязаний. Компромиссные конфликты разрешаются путем взаимного соглашения конфликтующих сторон.

По масштабу (по числу участников) конфликты бывают внутриличностные, межличностные и межгрупповые.

По степени выраженности конфликты бывают открытыми и скрытыми. Открытые или импульсные конфликты — это прямое столкновение сторон, оно проявляется в спорах, криках, драках и т. д. Скрытые или латентные конфликты не имеют ярко выраженной формы, протекают скрыто, косвенно воздействуя на противоположную сторону.[6]

В школе встречаются все эти виды конфликтов, в том числе и в конфликте «учитель-ученик».

1.2. Особенности подросткового возраста как фактор источника конфликтов

Подростковый возраст представляет собой переходный этап, когда происходит коренная перестройка всех основных, уже сложившихся ранее характеристик организма, формируются основы сознательного поведения, определяется направленность нравственных представлений и социальных установок личности.[1]

Конфликтогенный характер поведения подростка обусловлен факторами возрастного кризиса.

– Изменения в характере

– Резкие перепады настроения

– Изменения в поведении

-Недовольство подростка чем-либо в своей внешности и характере (возникновение комплекса неполноценности)

– Повышенный интерес подростка к противоположному полу, первая любовь

– Нервозность, беспокойство, раздражительность.

– Состояние депрессии, невроз, появление навязчивых страхов.[1]

1.3. Сущность педагогических конфликтов в понимании отечественных психологов

Изучением особенностей взаимодействия в системе «ученик – учитель» занимались такие психологи и педагоги, как Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.М, Рыбакова, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и другие.[9]

Взаимодействие педагогов и подростков – сложный и неоднозначный феномен, в их отношениях существует большое количество конфликтов.

В данной научно-исследовательской работе конфликт выступает в том значении, когда он является столкновением противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и прочее) между участниками педагогического процесса: ученик – педагог.

Ряд исследователей полагают, что конфликты возникают в сфере эмоционально-субъективного отношения учителей и учащихся (Е.А.Соколова, В.И.Журавлев и другие) [4], другие – в сфере общения в процессе педагогической деятельности (М.М. Рыбакова)[6], а третьи считают, что конфликты возникают из-за разных целевых установок и ценностных ориентаций учителей и учеников (В.М. Афонькова, Н.И. Самоукина, С.М. Березин)[3]. В неверных взаимоотношениях педагога с детьми видел известный психолог П.П. Блонский [2] причины многих ошибок, приводящих к возникновению педагогического конфликта. Потому воспитание самого учителя должно заключаться, по мнению ученого, прежде всего «не в подготовке его как, в традиционном смысле, человека, несущего знания, обучающего детей, а в «воспитании человека, внимательно и естественно относящегося к детям ».

Теория и технологии развивающего обучения (Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов) [8] ориентированы на формирование конфликтной компетентности учащихся, имея в виду именно учебные ресурсы (способности к самообразовательной деятельности). Основания такой ориентации мы находим также у Л.С. Выготского [2].

В. А. Сухомлинский [5] так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

Таким образом, многие психологи и педагоги занимались изучением педагогических конфликтов, но каждый из них видел причину возникновения подобных ситуаций в разных сферах.

1.4. Причины возникновения педагогических конфликтов

Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками.

В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе[1].

Причинами возникновения конфликтов могут быть:

— малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

— свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

— учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);

— оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;

— учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;

— немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;

— личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).

Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе. Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.

Конечно, нет двух одинаковых школ, одинаковых учеников и учителей, и поэтому невозможно предвидеть каждую ситуацию или разработать универсальный прием ее разрешения.

Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем (в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении. [1]

Таким образом, анализ фактов из школьной жизни показывает, что, во-первых, конфликтная ситуация может возникнуть и субъективно, то есть по воле одной из сторон, и объективно. Но не всегда причина конфликта – нежелательные поступки учащегося, причиной конфликта может стать и сам педагог. Конфликтные ситуации и конфликты могут быть созданы объективными обстоятельствами независимо от воли и желания людей (из-за транспорта школьник опоздал на урок), но могут возникать и по инициативе оппонентов (проявление, например, грубости), то есть могут быть объективными и субъективными или теми и другими одновременно.

Глава II . Исследование педагогических конфликтов между учителями и учениками в МОУ лицей г. Электрогорск

Данное исследование проводилось в МОУ лицее г. Электрогорск, в нём приняли участие старшеклассники: обучающиеся 9-11 классов – 130 человек: 9-е классы – 44 человека, 10-е классы – 51 человек, 11-е классы – 35 человек. Целью, этого исследования, было изучение причин возникновения конфликтных ситуаций между учителем и учеником, и, способы их разрешения.

Анкета содержала четыре вопроса. По итогам опроса на первый вопрос « Как складываются отношения с учителями?», результаты следующие. Больше половины учащихся (62%) ответили, что конфликты иногда возникают, взаимоотношения нормальные. 28% ответили, что взаимоотношения хорошие, а 10% , что – плохие, конфликтные. Причём хуже всего отношения складываются у 9-х классов, следом идут 10-е, и затем 11-е. Таким образом, самое хорошее отношение с учителями складываются у 11-х классов.

На второй вопрос «При конфликтной ситуации ребята обращаются…», к учителям (18%), к родителям (22%), к друзьям (11%), сами решали проблему (50%). Однако, процент обращения к учителям 9-х и 10-х классов одинаковый, а у 11-х классов процент обращения гораздо ниже. Таким образом, учащиеся сами пытаются решить назревший конфликт.

На третий вопрос «Что чаще всего приводит к конфликтам во взаимодействии учителя и ученика?» Мнение опрошенных ребят практически разделились поровну: одна треть (34%) считала виновными – учеников, вторая часть (27%) – учителей, третья часть (39%) – в конфликте виноваты обе стороны. С очень большим процентом в критерии «Виноват учитель» ответили 9-е классы, далее 11-е и 10-е классы. Основной причиной оказалось то, что учитель придирается, не справедлив к оцениванию и завышает требования к ученику.

На последний вопрос «Пытаетесь ли вы избежать конфликта с учителем?» На этот вопрос большинство (63%) ребят ответили, что пытаются избежать конфликта, соблюдая и принимая требования учителей и правила поведения в лицее 18% – пытаются, но не всегда получается. 19% – не стараются и не пытаются. 10-е классы ответили, что в большей степени пытаются избежать конфликта, 9-е и 11-е ответили почти одинаково.

По итогам опроса ученики МОУ лицей г. Электрогорск в большинстве полагают, что учитель является инициатором конфликта “Учитель-ученик”.

В своей работе мной были выполнены все задачи. Была проанализирована научная литература по данной проблеме. Был проведён научно-исследовательский эксперимент с учащимися МОУ лицей. И был сделан следующий вывод:

1. На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов – показатель нормального развития.

Многие психологи и педагоги занимались изучением педагогических конфликтов, но каждый из них видел причину возникновения подобных ситуаций в разных сферах.

2. Конфликтная ситуация может возникнуть и субъективно, то есть по воле одной из сторон, и объективно. Но не всегда причина конфликта – нежелательные поступки учащегося, причиной конфликта может стать и сам педагог.

3. В результате проведённого нами эксперимента, нам удалось выяснить, что конфликты между учителем и учеником случаются в лицее. И вина в происходящем недопонимании между ними лежит на обеих сторонах, виноват, и учитель, и ученик. И основные причины в этом, что учитель придирается, не справедлив к оцениванию и завышает требования к ученику, а ученик не выполняет основные требования учителя.

Таким образом, подтвердилась наша гипотеза: иногда учитель – не учитывает особенности подросткового возраста, выбирает неправильную стратегию поведения в конфликте, а ученик, в силу возрастных особенностей, не всегда может справиться со своими эмоциями.

Читайте также:  Ребенок и кот в доме, Новорожденный и кошка в доме

Список использованных источников литературы

1. Гришина Н.В. Психология конфликта 2 изд. – Спб., 2008г. -298с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 3 изд., 2008г. – 276с.

3. Кузьмина Н.В. Психология-производству и воспитанию.-Л.,1977.-с.212

4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии:курс лекций. Ростовн/Д., 2000г.- 186с.

5. Петровский А.В.,Ярошевский М. Краткий психологический словарь.-М.,1986.-153с.

6. Семья на пороге 21 века /Под ред. Проф. Гаспаряна Ю.А. – М.: Наука, 2009. – 376с.

7. Субботина Л.Ю. Конфликты. /Л.Ю. Субботина; худож.: А.А. Селиванов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128с.

8. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта.-СПб,2003.-с.131-132

Как решить конфликт между ребенком и учителем?

Конфликты между учителями и учащимися, к сожалению, происходят довольно часто. Ситуация усугубляется тем, что ребенок склонен преувеличивать масштабы разногласий и не умеет решить их мирным путем. В сознании ученика, особенно младшеклассника, учитель обладает огромным авторитетом, его мнение сильно влияет на детскую самооценку.

Если педагог недоволен, ребенок искренне считает себя ни на что неспособным, а если хвалит — проявляет повышенный интерес к предмету, лучше учится. Что делать родителям и как себя вести школьнику, если не складываются отношения с учителем? Ищем решение вместе.

Нужно ли вмешиваться?

Этот вопрос чаще всего задают родители психологам, когда речь заходит о межличностных конфликтах между ребенком и учителем. Ответ на него однозначно положительный. Оставлять без внимания возникающие противоречия – худший вариант, чреватый серьезными последствиями: от снижения успеваемости до психических срывов. Другое дело, что в зависимости от ситуации способы разрешения проблемы могут различаться.

Причины конфликтов

Мальчики-подростки гораздо активнее «воюют» в школе, чем девочки, хотя в последнее время тенденция меняется. У мальчишек чаще возникают стычки с учителями из-за плохого поведения, пропусков уроков и опозданий, курения. Девочки опережают сверстников только в одном случае: несоответствие внешнего вида, одежды школьным требованиям.

Помимо традиционных причин существуют более глубокие мотивы конфликтов учитель-ученик:

  • К строгому педагогу попадает творчески одаренный ребенок, растущий в атмосфере свободы и доверия. Таким детям сложно выполнять жесткие дисциплинарные требования, зубрить правила, не понимая, для чего это нужно делать. Педагог видит в таком ученике угрозу своему авторитету в классе, винит его в недостатке уважения.
  • Уроки кажутся ребенку скучными из-за его высокой подготовки по предмету или, наоборот, низкой квалификации преподавателя. Такой ученик может делать замечания учителю, спорить, указывать на ошибки, критиковать его в среде одноклассников. Если педагог не может сдержать негативные эмоции, возникают взаимные претензии.
  • Подросток пытается завоевать расположение класса за счет противоборства с учителем. Такой способ самоутверждения выбирают дети с завышенными амбициями, лидерскими качествами. Конфликты на этой почве подчас имеют чисто эмоциональную природу и разгораются буквально на пустом месте.
  • Ребенку не дается конкретный предмет, например, иностранный язык. Вместо того, чтобы индивидуально поработать с таким учеником, учитель обвиняет его в недостаточном усердии и нежелании учиться.
  • В начальной школе причинами размолвок часто становятся неаккуратность при письме, неопрятный внешний вид, неусидчивость, рассеянность.

Тревожные симптомы

Затяжной конфликт с учителем — стрессовая ситуация для ребенка. Если он борется с ней в одиночку, то детская психика может не выдержать нагрузки и «выдать» неблагоприятные реакции. Родителей должны насторожить:

  • Утрата интереса к изучению конкретного предмета, падение успеваемости, нежелание посещать уроки, делать домашние задания по этой дисциплине. Неготовность он может оправдывать отсутствием способностей или ненужностью предмета для будущей профессии.
  • Ребенок демонстрирует грубость и агрессию, отказывает объяснять, что происходит, утаивает информацию о школьных собраниях.
  • Резкое изменение характера и поведения. Например, жизнерадостность ребенка без видимой причины сменяется подавленным настроением и замкнутостью.
  • Неадекватные реакции. Ребенок начинает заикаться, пугается телефонных звонков, заслоняется при попытках дотронуться до него, как будто пытаясь защититься от удара и т. д.

Что делать для разрешения конфликтов

Родители, помогающие уладить напряженную ситуацию в школе, не просто избавляют сына или дочь от проблем, а дают опыт цивилизованного урегулирования отношений. Оттого, насколько правильную тактику вы изберете, зависит их умение адаптироваться к коллективу во взрослой жизни.

Компетентные психологи советуют придерживаться следующих шагов:

Выслушайте ребенка

Разрешение конфликтной ситуации правильно начинать именно с доверительного разговора. Попросите ребенка высказать собственный взгляд на происходящее, задавая наводящие вопросы. Не повышайте на него голос, ведите беседу в спокойном и доброжелательном тоне.

Пока у вас нет верной картины событий, избегайте категоричных суждений: «Учитель всегда прав!», «Нельзя плохо говорить о взрослом человеке». После таких слов ребенок может замкнуться, и доверие будет потеряно. Лучше делать вид, что ничего экстраординарного не происходит. Покажите искреннее желание поддержать сына или дочь, и они будут откровенны. Следует избегать и другой крайности – ругать и обвинять во всем учителя. Тем самым вы покажете, что ребенок сможет спрятаться за родительскую спину, даже если он не прав.

Проанализируйте обстановку

Попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны. Попросите его вспомнить, с чего все началось, как развивались отношения, что конкретно вызывает неприятие учителя. Постарайтесь вместе найти причину разногласий. Спокойно спросите: «Как ты думаешь, из-за чего он тебя недолюбливает?» Выдвигайте версии: «Возможно, ему не нравится, что ты не рассеян на уроке?» Воссоздать истинную картину происходящего поможет разговор с родителями одноклассников. Таким образом вы узнаете, как выглядит конфликт с непредвзятой точки зрения.

Поговорите с учителем

Личная встреча с педагогом – важнейший шаг в урегулировании конфликта. Отнеситесь к нему серьезно. В самом начале беседы дайте понять, что пришли не нападать и отстаивать права любимого чада, а просто хотите найти оптимальный выход для всех.

Естественная реакция учителя при виде разъяренного родителя, с порога высказывающего претензии – начать защищаться и оправдываться. В таком случае разговор вряд ли получится конструктивным. Ваша задача при первой встрече – спокойно выслушать позицию педагога, сравнить ее с точкой зрения ребенка, и только затем делать окончательные выводы.

Что делать, если виноват учитель

Если после «разбора полетов» стало ясно, что конфликт инициирован по вине преподавателя, не спешите бросаться оскорблениями и жаловаться на него директору школы. Признать собственную некомпетентность учителю непросто, ведь это означает его профессиональную несостоятельность. Попробуйте поговорить с ним еще раз. Скажите, что не хотите раздувать конфликтную ситуацию, но просите пересмотреть отношение к ребенку.

Далеко не каждый педагог публично признает свою вину, даже чувствуя, что был неправ, поэтому родители должны прийти ему на помощь. Объясните ребенку, что все люди могут ошибаться, и учитель в том числе. Скажите, что он просто перенервничал, не сдержался, что работать с современными детьми очень непросто. Главное, чтобы у школьника не появилось отвращение к учебе.

Как поступить, если виноват ребенок

Если в конфликте виноват школьник, необходимо убедить его лично принести свои извинения учителю. Желательно это делать конфиденциально. Если ребенок отказывается идти на мировую, попросите педагога дать ему отсрочку. Возможно, когда сильные эмоции улягутся, он осознает свое неподобающее поведение и пойдет на уступки.

Если дело в плохой успеваемости, необходимо уделить повышенное внимание изучению предмета: тщательно делать домашние задания, начать заниматься с репетитором.

Главное, чтобы конфликт не принял затяжной характер и не зашел слишком далеко. Если ситуация выходит из-под контроля или повторяется с другими учителями, рассмотрите возможность обратиться к детскому психологу. Авторитет постороннего человека бывает для подростка сильнее, чем родительские наставления.

Если мнение родителей и педагога расходится

Возможен и третий вариант, когда учитель винит ребенка, но родители не согласны с этим. Как правило, это происходит, когда преподаватель слишком строг и требует беспрекословного выполнения своих требований. Родителям же такая жесткая методика обучения кажется неверной.

Просить ребенка потерпеть не всегда правильно. Например, если отношения не сложились с учителем младших классов, некоторые решают дождаться перевода в среднее звено. Для младшеклассника это непозволительно длинный период, который может привести к хроническому нежеланию учиться или серьезным невротическим реакциям. Если приспособиться к преподавателю не удается, страдает успеваемость, имеет смысл перевести ребенка в другой класс, где предмет ведет более лояльный педагог.

Самый кардинальный вариант – жалоба в администрацию школы или департамент образования применим лишь в экстренных случаях. К нему стоит прибегнуть, если конфликты с этим учителем возникают не только у вашего ребенка, но и у других одноклассников.

Школьный конфликт: кто прав, кто виноват

Ребенок приходит из школы и жалуется родителям, что учитель его оскорбляет. Разгневанные взрослые, чтобы защитить свое дитя, готовы дойти до администрации президента. Как следует действовать при решении конфликтной ситуации? К кому обратиться в первую очередь?

Кодекс поведения

Ученика класса одной из череповецких школ удивляет поведение учительницы по биологии, недавно окончившей вуз:

— Она постоянно жует жвачку, все время на нас рычит прокуренным голосом, угрожает физической расправой, пугает кровоизлиянием и гематомными синяками. Выражения у нашего педагога не самые культурные. «Че, хаваешь в одну калитку?» — сказала она мальчику, который доедал печенье. Учитель постоянно называет нас «придурки», «дебилы», а ведь у нас достаточно сильный класс, есть и отличники, и победители олимпиад, многие ребята занимаются в кружках, секциях. Странно слышать такое от педагога, пусть и молодого. Меня бы родители дома за такие речи наказали. Интересно, кто-то контролирует культурный уровень преподавателей?

Как таковой четкой инструкции, как должен вести себя педагог, тем более молодой, только пришедший в школу, нет; этому не учат в вузах и колледжах. Вежливое обращение с учащимся, уважение его чести и достоинства считается само собой разумеющимся. Негласный этический кодекс поведения учителя основывается прежде всего на принципах гуманизма, толерантнос-ти, доброжелательности, искренности и уважения личности ребенка. Схожие принципы прописываются в должностных инструкциях, в уставе школы, а также в законодательных актах, в том числе в новом законе об образовании, который вступит в силу с 1 сентября 2013 года.

— Администрация школы осуществляет входной и ознакомительный контроль за молодым педагогом, — говорит зам. начальника управления образования мэрии Череповца Лина Коробейникова, — присутствует на его уроках, наблюдает за стилем поведения и общения. Учитель ни в коем случае не должен унижать или оскорблять ребенка, употреблять грубые слова в его адрес. Подобное поведение недопустимо.

На что жалуются?

В управление образования часто поступают различные обращения по поводу конфликтных ситуаций. Одна из причин — вопрос о защите прав детей, который стоит довольно остро в последнее время. Если раньше на многие вещи, которые также не были разрешены (окрик, оскорбление, бросание мелом и т. д.), просто закрывали глаза, то теперь за грубое слово могут засудить.

Чаще всего, признаются в управлении, учащиеся жалуются на то, что учитель предвзято к ним относится и занижает оценки. В этом случае, как отмечает Лина Коробейникова, родители могут написать заявление, чтобы конкретную работу, в оценке которой возникли сомнения, или знания ребенка проверили другие, независимые учителя.

Поступают жалобы и на излишнюю требовательность учителя, который, например, может очень строгим тоном потребовать подготовить к уроку необходимые письменные принадлежности. Зачастую именно такие жалобы подтвердить или опровергнуть сложно: определение излишней строгости и требовательности бывает субъективно, а подготовка письменных принадлежностей — прямая обязанность учащегося.

И наконец, жалуются на грубость и оскорбления со стороны учителя.

— По каждому обращению назначается служебное расследование с выходом в школу, — отмечает Лина Коробейникова. — Но в большинстве случаев информация не подтверждается, потому что дети все воспринимают по-своему, родители — по-своему, получается своего рода «сломанный телефон», который не всегда отражает реальную ситуацию.

Как действовать?

Если все же факты грубого отношения и поведения учителя действительно имеют место, родители должны в первую очередь связаться с классным руководителем, социальным педагогом, курирующим завучем или с директором школы. Обращаться в управление образования и выше стоит только в том случае, если разрешить конфликт на уровне образовательного учреждения не удается.

— Если к нам приходит родитель с заявлением о конфликте, мы спрашиваем его: обращался ли он к классному руководителю, директору школы? — продолжает Лина Коробейникова. — Родители должны помнить, что классный руководитель — это их первый помощник во многих ситуациях, а директор — хозяин в школе, именно он отвечает за все, что в ней происходит. Если конфликт имеет место, создается специальная комиссия, которая разбирает ситуацию.

Как отмечают психологи, в любом конфликте виноваты обе стороны. Поэтому задача родителей ни в коем случае не обвинять учителя в некомпетентности и тем более не обещать ребенку наказать обидчика.

— Часто мы слышим от родителей: да кто она такая? как она смеет? — говорит психолог проекта «Твой шанс» программы «Дорога к дому» Ирина Калинина, долгое время проработавшая в школе. — Но если ребенок не может взять себя в руки, потому что у него нет примеров корректного поведения, то взрослый, как бы ни полыхали эмоции, должен вести себя корректно, спокойно. Именно на примере взрослого ребенок учится выходить из конфликта, справляться с эмоциями. Ребенку нужно овладеть несколькими практиками, например аутотренингом, самовнушением, мышечным расслаблением. Даже если просто представить, что самое страшное уже произошло, станет легче. Чем обычно заканчиваются конфликты — переводом в другой класс, другую школу? На самом деле это не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Ребенок, демонстрирующий взрослый стиль поведения, умеющий аргументировать свои мысли, говоря о нарушении своих прав, производит гораздо большее впечатление на того же учителя, с которым возник конфликт, чем ребенок манипулирующий, применяющий угрозы или шантаж в духе: «Я расскажу все родителям, и вас уволят».

Читайте также:  Искусственное вскармливание ребенка

Почему молчат?

Несмотря на присутствие в школах психологов, социальных педагогов и наличие различных служб медиации, цель которых состоит в разрешении конфликтов, дети очень редко обращаются к ним за помощью.

— За годы моей работы в школе, — продолжает Ирина Калинина, — ко мне очень редко обращались учащиеся. В основном сообщали о конфликтах среди одноклассников, редко — о конфликте между учителем или учеником. Наверное, основная причина в том, что дети видят в психологе одного из преподавателей школы, не доверяют ему, не верят, что все останется между ними.

Иногда категоричный отказ ребенка решать назревающий конфликт с помощью сторонних лиц — психолога, классного руководителя — может говорить о его неправоте.

— Родители часто приписывают своему ребенку крылья, — говорит Ирина Калинина, — не подозревая, что он может описать ситуацию в выгодном для себя свете. Часто совет медиации, на который приглашаются конфликтующие стороны, выяснял, что все оказывалось с точностью наоборот. Родители должны трезво подходить к оценке ситуации, выслушать мнение двух сторон. Мудрость родителей как раз и заключается в том, чтобы понять, ущемляются ли в этой ситуации права ребенка или это надуманно.

Вместе с тем было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего. Обратные ситуации, когда ребенок оскорбляет, грубит и даже угрожает учителю, к сожалению, тоже не редкость. Но даже если педагог видит, что ребенок в чем-то не прав, он должен объяснить ему, в чем он не прав.

— К сожалению, дети видят много негатива со стороны внешнего мира, копируют поведение взрослых на улице и родителей дома, — говорит Лина Коробейникова. — Воспитательная работа должна проводиться не только в школе, но и дома. Только общими усилиями можно воспитать гармонично развитого человека.

СПРАВКА

Классификация конфликтов

Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:

1. Действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;

2. Поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;

3. Отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

У ребенка конфликт с учителем: кто виноват, что делать и чью сторону занять?

1. Будьте на стороне своего ребенка

Самый важный тезис: будьте на стороне ребёнка. Пока не разобрались, что произошло, почему, с чьей подачи конфликт стал конфликтом – будьте на стороне ребёнка. И когда разобрались, тоже. Довольно часто родители следуют древней догме «учитель всегда прав», или начинают волноваться, что конфликт ребёнка с учителем – это знак того, что родители не справляются со своей родительской ношей – и примыкают к учителю в посрамлении ученика, вне зависимости от того, кто прав, а кто виноват. Не надо так. Ребёнок должен знать, что дом, родители – это его надёжный тыл, и что даже если ребёнок сам спровоцировал конфликт, он может поделиться этим с родителями и получить в первую очередь – поддержку, во вторую – желание помочь, а уже в третью – дисциплинарные взыскания (если они вообще будут нужны).

Самый важный тезис: будьте на стороне ребёнка.

2. Учитель не всегда прав

К вопросу о том, всегда ли прав учитель: увы, далеко не всегда. В самом безобидном варианте учитель бывает не прав, когда воспринимает учебные неуспехи ребёнка как личное оскорбление, а неуважение к предмету – как неуважение к себе. В более тяжёлых случаях учитель конфликт вообще может не иметь никаких предпосылок в учебном процессе, а происходит из-за «дисциплины», «хамства», «неподобающего поведения» и прочих вариантов того, что учителю не нравится то, как ведёт себя ученик в его присутствии. В самом тяжёлом случае учитель может провоцировать травлю ребёнка, унижая и высмеивая его и/или допуская подобное обращение по отношению к ученику со стороны других детей. В любом из этих случаев – смотрите пункт первый и будьте на стороне ребёнка. Вы нужны ребёнку, чтобы ему помочь, а при необходимости – защитить.

3. Обращайтесь за помощью

Если вы понимаете, что учитель ведёт себя по отношению к ребёнку неадекватно и несправедливо, то не стесняйтесь обращаться за помощью и привлекайте администрацию. Если администрация проверяющие органы. Иногда одного только словосочетания «управление образования» бывает достаточно, чтобы остудить пыл педагога и перевести разговор в конструктивное русло. Можно привлекать к решению проблемы школьного психолога, который выступит в роли медиатора – посредника при решении конфликтной ситуации. В некоторых школах организованы службы примирения – туда тоже можно и нужно обращаться, если попытка решить конфликт своими силами зашла в тупик.

4. Педагог должен вести себя профессионально

Есть распространённое убеждение, что в конфликте всегда виноваты оба. Часто это так и есть, но нужно не забывать, что в конфликте учителя и ученика конфликтующие стороны, как говорится, «в разных весовых категориях»: с одной стороны – взрослый профессионал, с другой – несовершеннолетний, который учится не только предметам, но и взаимодействию с людьми. И задача учителя, в том числе, состоит в том, чтобы демонстрировать детям примеры корректного взаимодействия и взаимоотношения. Да, бывает так, что дети ведут себя некрасиво по отношению к учителям или другим детям. Да, бывает так, что дети грубят, срывают уроки, ломают школьный инвентарь, ведут себя шумно и некультурно. Так бывает, потому что дети – это дети. И взрослые профессионалы должны быть готовы к тому, что дети могут такими быть, и должны обходиться с этим профессионально. Конфликт не является профессиональным выходом из ситуации.

5. Найдите контакт с учителем

Иногда бывает, что конфликт связан с тем, что педагог обладает недостаточным пониманием жизненной ситуации ребёнка. У ребёнка могут быть особенности развития, которые влияют на его поведение. Или в семье может происходить нечто, что влияет на эмоциональное состояние ребёнка (например, конфликт между родителями). В таком случае, ваша задача – донести до учителя, что происходит, возможно, рассказать ему какие-то способы, которые есть у вас для успешного взаимодействия с ребёнком.

Конфликты между учителями и учениками

Конфликты в школе

Конфликты между учителями и учениками.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, — явление обычное. По мнению М. Рыбаковой, конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:

  1. действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;
  2. поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;
  3. отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Конфликты деятельности.

Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей и в начальных к классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся отношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков.

Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, покрой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми

  • в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие
  • вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причины и слагаемые педагогических конфликтов:

  1. недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
  2. участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
  3. различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  4. различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику — справиться с эмоциями;
  5. присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
  6. профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;
  7. ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
  8. конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить (А.И. Шипилов)

Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно молодых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований за 1996 г., 35-40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (С. Хапаева).

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут стать хроническим явлением).

Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками строится на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его представлению о себе — стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу отношений с взрослеющими детьми. Инициатором построения таких отношений должен быть взрослый.

Опрос школьников, проведенный под руководством профессора В.И. Журавлева, показал, что около 80% учащихся испытывали ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин такого отношения ученики называют следующие:

  1. учителя не любят детей — 70%;
  2. отрицательные личные качества учителя — 56%;
  3. несправедливая оценка их знаний учителем — 28%;
  4. учитель плохо владеет своей специальностью — 12%.

Нередки случаи, когда негативное отношение ученика к учителю переносится и на предмет, который он преподает. Так, 11% школьников говорят, что ненавидели отдельные дисциплины, изучаемые в школе. В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимся профессиональных или личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты. Чаще хороший контакт с учениками удается установить учителям младших классов. Старшие школьники, вспоминая обучение в начальных классах, так оценивали своих учителей, работавших бесконфликтно:

  1. первая учительница была идеальной;
  2. она образец, учитель о котором помнишь всю жизнь;
  3. никаких недостатков, моя первая учительница — идеал;
  4. исключительно опытный педагог, мастер своего дела;
  5. за четыре года сменилось семь учительниц, все были прекрасными людьми;
  6. не могу сказать ничего отрицательного об учительнице начальных классов;
  7. учительница была нам как мама, ее очень любили;
  8. конфликтов не было, авторитет учительницы был на-столько высок, что каждое ее слово было для нас законом;
  9. конфликтов не было, наша учительница была непререкаемым авторитетом не только для учащихся, но и их родителей.

Подростки (10-15 лет), а тем более юноши и девушки (16-18 лет) подходят к оценке своих учителей более критично, чем младшие школьники. Однако и со старшеклассниками подготовленный и умелый учитель всегда может установить хорошие отношения. В таком случае конфликты между учителем и учениками редки либо исключены вовсе. Оценивая учителей-предметников, старшеклассники чаще все-то выражают свое отношение к ним так (В.И. Журавлев).

Читайте также:  Развивающие игры для детей 3-4-5 лет, Детские игры

1. Хорошо знает свой предмет, умеет его преподнести, всесторонне развитый человек — 75%.
2. Применяет новую методику преподавания, индивидуально подходит к каждому ученику — 13%.
3. Хорошо организует внеклассную работу — 7%.
4. Не имеет любимчиков — 1%.
5. Плохо знает свой предмет, не владеет педагогическими навыками — 79%.
6. Проявляет грубость по отношению к ученикам — 31%.
7. Не любит свою профессию, детей — 9%.
8. Не может вести классное руководство — 7%.
9. Нет слаженности в педагогическом коллективе, так как в основном учителя — женщины — 16%.
10. Школе нужно больше молодых учителей, в том числе мужчин — 11%.
11. Недостаточная подготовка учителей в вузе — 6%.

Анализ оценок старшеклассниками учителей-предметников показывает, что почти у половины из них сформировалось скорее отрицательное, чем положительное мнение о педагогах. Если бы такое положение дел было доказано в результате более масштабного исследования, то можно было бы сделать вывод о неблагополучном характере взаимоотношений старшеклассников и учителей в школах. Приведенные данные получены на основе локального исследования в школах Московской области и не могут быть распространены на всю общеобразовательную школу. Тем не менее, очевидно, что при таком состоянии дел в одном регионе велика вероятность возникновения конфликтов между учителями и учениками. Задолго до возникновения конфликтологии как науки умными людьми на основе житейского опыта было сформулировано правило: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить свои интересы и интересы дела без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объем его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен научиться оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций (лучше — с юмором).

Вместе с тем было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.

Во-первых, нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 1982 г. Причем, нередко не в лучшую сторону. Двадцать лет назад в кошмарном сне I невозможно было представить, что в школе так обостриться ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А ныне это реальность.

Во-вторых, заметно ухудшилась социально-экономическая обстановка в самой школе, что, в свою очередь, способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями.

В-третьих, очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителя. В одной из школ Новониколаевского района Волгоградской области конфликт ученика с учительницей русского языка возник весной 2001 г. из-за того, что педагог продемонстрировала недостаточное знание правил грамматики и, написав слово с ошибкой, настаивала на своей правоте.

В-четвертых, низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов, вызываемый тяготами жизни, стресс у школьников, являющийся следствием материальных проблем в их семьях, вызывает повышенную агрессивность у тех и других.

статья “Конфликт между учителем и учеником”
статья на тему

Определение конфликта и выход из конфликтной ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
konflikt.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

«КОНФЛИКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ»

Конфли́кт определяется в психологии к ак отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Само по себе слово конфликт ассоциируется с неприятностями. Конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать Все участники образовательного процесса стремятся избегать попадания в разного рода конфликтные ситуации. Но что, если вы видите, что его уже не избежать? Как действовать, чтобы разрешить сложившуюся напряжённую ситуацию? Конечно ответ на этот вопрос во многом зависит от конкретного случая. Надо понять в чём кроется причина конфликта, кто и как отстаивает свою точку зрения и к чему.

В психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между боязнью учителя и нежеланием делать уроки), межличностным (между учителем и учеником); между личностью и организацией (класс и ребенок); между группами одного или различного статуса (между классами).

Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности коллектива, его членов и разрешение которых выводит коллектив на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, что ведет к резкому снижению эффективности работы отдельного ученика или класса.

Чаще всего возникают конфликты межличностные (между учителем и учеником).

Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания:

  • стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
  • стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
  • стадию конфликтных действий;
  • стадию снятия или разрешения конфликта.

Причин конфликтов можно выделить порядка десяти. Но более конкретно хочется обратиться к следующей группе конфликтов между учеником и учителем:

Конфликты деятельности , возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности . Т.е. конфликты связанные с какими либо замечаниями учителя относительно успеваемости учащегося, выполнения им домашнего задания либо вообще ведения тетради, дневника и т.д.

Конфликты поведения , возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, вне школы, проявления личностных качеств…

Многие дети, в силу особенностей характера, темперамента или возраста, порой довольно агрессивно реагируют на замечания в свой адрес. Реакция ребёнка зависит от

  • Характера
  • Уровня духовного развития
  • Уровня воспитанности и образованности
  • Волевого развития
  • Эмоционального состояния в момент конфликта
  • Состояния здоровья, самочувствия
  • Событий, предшествующих конфликту
  • Уровня развития самооценки
  • Особенностей семейного воспитания
  • Особенностей психического развития

Ситуация может усугубляться, если замечание учитель делает при всём классе. «Что же тогда?»- возразят тут многие педагоги,- «если нам продолжать деликатничать, нерадивому ученику всё сойдёт с рук » Тут конечно будет не лишним обратиться к совету психолога. Несмотря на то, что каждый учитель знаком с возрастной психологией и педагогикой, в повседневной суете забываются простые приёмы, позволяющие сгладить углы и избежать конфликтных ситуаций. Для профилактики конфликтов психологи рекомендуют чаще использовать «я-утверждения», которые позволяют выразить своё отношение к проблеме, а не переносить его на отдельную личность либо группу учащихся.

Конфликт между учителем и учащимся имеет ряд особенностей:

  • Именно учитель несёт ответственность за конструктивное разрешение ситуации
  • Социальный статус конфликтующих сторон определяет поведение
  • (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по разному);
  • Профессиональная позиция учителя обязывает взять на себя ответственность за исход конфликта
  • Стороны по-разному умеют справляться с эмоциями и чувствами
  • Конфликт в присутствии других учеников носит яркий воспитательный характер, нельзя забывать, что для большинства школьников учитель пример поведения. И от умения держаться в непростых ситуациях зависит воспитательный эффект.
  • Конфликты проще избегать, нежели искать выход из них

Причины конфликтов во многом зависят от возраста учащихся.

Вследствие своих психологических и возрастных особенностей, учащиеся выбирают одну из форм поведения. Бесспорно, лучший вариант, когда ребёнок готов к конструктивному диалогу, для отыскания выгодного исхода для обеих сторон конфликта. Хуже. Если ученик начинает фантазировать, уходя от ответственности за принимаемые решения. Уход от неприятной ситуации означает, что спустя какое-то время конфликт возникнет снова и возможно в ещё более острой форме. Защитное и регрессивное поведение совсем закрывают пути к диалогу.

Учитель мудрее и опытнее ученика и должен уметь справляться с эмоциями, подчинять их разуму. Можно использовать различные установки, которых стоит придерживаться педагогу в общении с детьми:

  • называть ученика по имени;
  • в процессе общения не забывать об интонации;

проявлять искреннюю заинтересованность к высказываниям воспитанника, даже если они кажутся малозначительными;

  • уметь слушать и слышать ученика, стараться понять мотивы его действий и высказываний;

уметь психологически «встать на место ученика» для лучшего понимания истинных намерений и причин поступков/высказываний

  • уметь видеть хорошее в любом ученике;
  • оценивать успехи ученика не в сравнении с другими, а с точки зрения динамики его собственных достижений и уровня воспитанности;
  • анализируя ошибки или неудачи ребенка, стараться сохранять доброжелательный тон с выражением искренней готовности оказать ему помощь;
  • всем своим поведением, манерой общения, внешностью, эмоциональностью стараться показывать свое положительное отношение к каждому воспитаннику.

Итак, что же делать, если конфликт между учителем и учеником всё же произошёл? Существует пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

Рассмотрим эти стили поведения.

Уклонение (избегание, уход) . Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Противоборство характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Уступчивость, приспособление . Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон.

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок.

Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.

1. Признать существование конфликта .

2. Определить возможность переговоров. Увы, взрослые, а педагоги в особенности, чаще наставляют на путь истинный, но редко говорят с учениками на равных.

3. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

4. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

Однако педагогу приходится разрешать конфликты не только в деловой форме, но и особенно часто в личностно-эмоциональной сфере.

Главное, по мнению психологов, не забывать о воспитывающем эффекте конфликтной ситуации. В мелкой ссоре, старайтесь быть выше мелочных разборок. Не говорите сразу с взвинченным возбуждённым человеком. Дайте ему возможность перевести дыхание, успокоиться, а потом попытайтесь выслушать и понять ученика. При этом старайтесь держаться невозмутимо, говорить ровным, спокойным голосом. Это тоже научит школьника решать проблемы спокойно.

И в заключении, хочется сделать вывод: ключ к решению любого конфликта, состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена, не смотря на преграды. И помните, главное в конфликте найти компромисс, а не выйти из него победителем. И наконец, старайтесь всегда быть справедливыми по отношению к ученику, жить в гармонии с собой и окружающими и тогда конфликты вам не страшны.

Сейчас в школах создаются школьные службы примирения (медиации ) которые, являются третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте. Медиаторы (люди, которые разрешают конфликты) помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор и найти компромисс.

Ссылка на основную публикацию