Как приучить ребенка к труду и когда

Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Что может скрываться за ленью ребенка

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу», – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

Как приучить детей к труду: советы психологов

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и чистить зубы.

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым питомцем;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду.

Читаем также: Так ли ленивы “ленивые” дети: что скрывается за детской ленью? Что скрывается за детской ленью, в чем ее причины. Как помочь ребенку найти интересное занятие, способное справиться с апатией. Советы родителям, как бороться с детской ленью – https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/tak-li-lenivyi-lenivyie-deti-chto-skryivaetsya-za-detskoy-lenyu.html

Видео: Мой ребенок ленивый! Что делать?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

Развитие ребенка: с какого возраста надо приучать к труду?

Работа, труд, обязанности — казалось бы, какое отношение эти «взрослые понятия» имеют к детям?Оказывается, самое прямое. Раннее развитие детей будет неполным, если в него не заложить программу трудолюбия, которая важна для формирования личности. Умения и навыки со временем приобретутся, важно, чтобы они «упали на благодатную почву». Не стоит забывать — все, что заложено в детстве, остается на всю жизнь. А первые навыки труда дети получают в семье, и домашний труд — тот самый исходный момент, от которого будут зависеть дальнейший жизненный путь: карьерные успехи и комфорт личного существования.

Развитие ребенка: первые трудовые навыки

Многие считают, что приучать ребенка к труду и работе по дому имеет смысл лет с пяти, когда он сможет уже осмысленно справляться с элементарными обязанностями — обслуживать себя и выдерживать дополнительную физическую нагрузку. Это большое заблуждение. Стремление продлить беззаботное детство может только навредить полноценному развитию ребенка. Точной даты и возраста, когда надо начинать приучать ребенка к труду по дому не существует. С одной стороны можно сказать, что сделать это никогда не поздно, с другой — как только ребенок научился ходить и говорить, ему уже можно давать легкие задания по дому, которые постепенно приучат его к труду во всех смыслах этого слова. С небольшой оговоркой — раннее развитие детей предполагает задания, которые должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Так что можно сказать, что развитие ребенка, выраженное в его трудовых успехах, можно начинать с самого раннего детства.

Раннее развитие детей: от полутора до трех лет

В этом возрасте все успехи начинаются с подражания. Полуторагодовалый ребенок с удовольствием повторяет за родителями их действия, когда те трудятся по хозяйству. Пусть делает он это неумело, все роняя и проливая. Со стороны родителей важно правильно реагировать на эти действия, и не отбить у ребенка охоту «трудиться по дому». Надо подобрать для него те виды работ, которые будут ему интересны, окажутся по силам и нанесут наименьший урон домашней обстановке.

Можно, например, дать ребенку салфетку и попросить вытереть мокрое пятно с пола, аккуратно расставить в прихожей свою обувь, убрать на полку игрушки. Конечно, предварительно надо показать, как это нужно делать. Собственный пример должен присутствовать на этапе раннего развития детей постоянно. Пока родители и дети неразлучны в осваивании последними азов домашнего труда Не забудьте где надо похвалить, где надо подыграть ребенку. И непременно постарайтесь превратить его маленькие обязанности в постоянную и увлекательную игру. Хороший старт очень важен.

Взрослый в данном случае выступает сразу в двух ипостасях — в качестве наставника и в качестве воспитателя, который подает личный пример в выполнении всех своих заданий. Можно вывести первый постулат — «ребенок доверяет своим родителям, и если те поручили ему что-то сделать, значит он должен и может это выполнить». Тем более, что делать все придется вместе, а делать вместе всегда интереснее, чем выполнять указания со стороны.

Поначалу освоение этих простейших навыков вряд ли можно назвать обязанностями, цель видимо в другом — дать почувствовать ребенку себя нужным и полезным.

Дети: от 3-х до 5-ти лет

Что может делать по дому ребенок в таком возрасте?

Во-первых, он может помогать взрослым в их взрослой работе по дому. Например, есть дети, которые любят возиться с водой. Им можно выделить тазик с теплой водой, с помощью которого они будут воспроизводить действия взрослых на своем «нехитром» уровне — мыть посуду, фрукты и овощи, стирать платочки и одежду для кукол.

А есть дети, которые любят все складывать, перекладывать, укладывать. Таких можно подключить к сортировке белья перед стиркой, и попросить разделить его на светлое и темное, сложив в разные стопки. Затем можно вместе закладывать белье в стиральную машинку. Попутно можно ознакомить ребенка с «нужными» кнопками и последовательностью их включения. Можно подключить ребенка к складыванию белья после стирки перед тем, как положить его в шкаф. При этом сопровождать игровым комментарием «угадай-ка, чья это вещь».

Более подвижных детей можно включить в процесс подметания полов, чистки ковров. На этот случай стоит приобрести «детский инвентарь» в виде небольшого совочка и щетки. Пригодится и маленькая лейка для полива цветов. Детям подобные занятия, как правило, очень нравятся. Раннее развитие детей предполагает сценарий развития детей, который закладывают родители.

Детское развитие ребенка: 4-5 лет

Уже подросшему ребенку в 4-5 лет каждодневная домашняя работа может наскучить из-за своего однообразия. Ваша задача — удержать его внимание. Можно каждый раз придумывать занятные истории и, тем самым, переключать его внимание. Еще лучше постепенно расширять круг его обязанностей и допускать к чему-то более серьезному. Развитие ребенка подразумевает накопление опыта бытового характера.

Например, можно начать совместно осваивать домашнюю бытовую технику — пылесос, СВЧ, телевизор, посудомоечную машину. Поручать убирать продукты в холодильник, пылесосить ковер, складывать посуду в раковину или посудомоечную машину, распаковывать и сортировать покупки.

Читайте также:  Детский гель и пена для купания какие?

В этом же возрасте можно подключать детей к приготовлению еды, пользованию столовыми приборами, научить делать элементарные бутерброды из тостов с нарезкой из сыра и мясных продуктов. К пяти годам ребенок должен знать, как наводить порядок в своей комнате, какой должна быть последовательность действий, и какие предметы на каких местах должны располагаться.

Самое время привить понятие порядка и объяснить, что если сразу убирать все вещи на свои места, то в доме не будет беспорядка и на уборку уйдут считанные минуты. Постулат второй — легче порядок поддерживать, чем каждый раз устраивать генеральную уборку.

Таким образом работа по дому не только войдет в круг обязанностей, но и станет неотъемлемой частью общего развития ребенка.

Итоги трудового детства

С такой подготовкой уже в 6-8 лет ребенок может стать полноценным помощником в доме. К примеру, в круг его обязанностей будет входить мытье полов, вытирание пыли, мытье посуды, стирка белья в машинке, разогревание еды в микроволновке. Можно уже поручить пропылесосить не только ковры, но и мягкую мебель, вымыть кафельную плитку в ванной и на кухне, протереть зеркала и полочки.

Главное, разнообразить повседневный труд по дому и чередовать занятия. Опять же, любое действие стоит начинать совместно и постепенно доводить его до самостоятельного выполнения со стороны ребенка. Можно, например, ходить за покупками вместе с ребенком, а потом научить его делать это самостоятельно, посылая докупить что-нибудь по мелочи.

Третий постулат развития ребенка в этот период — никакой критики. Исключительно пожелания вместе с объяснениями в ненавязчивой и легкой форме.

Средства развития детей: серия советов

Приобщая детей к обычному домашнему труду, мы закладываем в них определенные черты характера. Несколько ключевых советов могут помочь в приобщении ребенка к труду по дому.

Итак, что должно присутствовать в приобщении детей к домашнему труду, а чего быть не должно:

  • У каждого действия, которому вы обучаете ребенка, должна быть мотивация. Ее следует проговаривать, обыгрывать, обсуждать.
  • Ребенок должен трудиться по дому регулярно — иначе результата не будет.
  • Любой момент обучения не должен быть навязчивым, так же как нельзя делать из работы по дому наказания, иначе она перейдет из разряда обязанностей в разряд повинности.
  • Не подгоняйте ребенка, если он делает все «вдумчиво и с расстановкой», а поначалу еще и неумело. У каждого свой темперамент. Более спокойным подойдет неспешный труд на одном месте, а более подвижные предпочтут носиться по квартире, передвигать и переставлять предметы, подносить и убирать их.
  • Не забывайте хвалить детей за проделанную работу.
  • Можно в качестве мотивации ввести систему вознаграждений, но ни в коем случае не приучать к ней ребенка, иначе у него сложится стереотип материальной выгоды от собственных поступков и действий, что вряд ли поможет в воспитании.
  • Ошибки в любой работе неизбежны. Не спешите тут же исправлять допущенные ребенком недочеты. Лучше объяснить, что сделано не так, и попросить переделать это его самого.
  • Сразу приучайте делать все добросовестно и качественно, но не сопровождайте действия ребенка нотациями и поучениями. Лучше сочините сказочку вроде «Федорино горе» Корнея Чуковского, которая даст понятие и чистоте и порядке.
  • Приучайте ребенка не бросать одно дело и приниматься за другое. Каждая работа должна быть сделана от начала до конца.
  • Самый лучший способ показать, что всякий труд важен и необходим — это подключить ребенка к процессу. Устроили уборку кухни — выделите ему небольшой участок с фронтом работ. Вместе и трудиться веселее, и обучать легче.
  • Помощь в уборке по дому должна быть к месту и ко времени. Не стоит отрывать малыша от важных занятий, лучше выделить для работ по дому отдельное время, предупредив ребенка его об этом заранее.
  • Сегодня «детский график» весьма насыщен. Помимо подготовительных и школьных занятий в учебных заведениях, в него входит посещение кружков, секций и т. д. Не исключайте из расписания ребенка под видом перегруженности домашний труд. Просто продумайте график работ ребенка и распределите в нем все виды его деятельности равномерно.

Занятия для детей в перспективе

Трудовая деятельность в раннем развитии детей достаточно разнообразная, условно можно выделить отдельные виды домашнего труда. Есть бытовой труд, направленный на поддержание хозяйства, есть уход за собой и за другими членами семьи, отдельный вид труда — уход за растениями и домашними питомцами. У каждого вида свои особенности, но все они служат одной цели – чистоте и порядку.

Начиная с самого малого, с азов ухода за собой, можно проследить за результатом тех навыков, которые были заложены в детстве. Оказывается, что такие понятия как чистоплотность, представительность, способность эффектно выглядеть напрямую связаны с тривиальным завязыванием шнурков и застегиванием пуговиц, с подбором одежды и обуви.

Уборка по дому, последовательность и порядок действий могут стать в дальнейшем предпосылкой хороших организаторских способностей. Ребенок, приученный к порядку, в итоге приобретет такое ценное качество, как пунктуальность. Навыки хозяйственно-бытового труда помогут обрести самостоятельность и независимость не только в самообслуживании, но и во взглядах и суждениях. У ребенка не будет бытовых проблем и он станет мастером на все руки, если в детстве его приучили ко всем видам трудовой деятельности и не разделяли домашнюю работу на «женскую» и «мужскую».

Кстати, такие простые действия как «принести», «подать», «приготовить», вполне способны выразить заботу о родителях и младших, начиная с детства и заканчивая взрослой жизнью.

Домашний труд ценен, и дает для развития ребенка тот багаж умений, без которого будет трудно прожить жизнь.

Как приучить ребенка к труду? Советы родителям по трудовому воспитанию детей

Ирина Панова
Как приучить ребенка к труду? Советы родителям по трудовому воспитанию детей

Как приучить ребенка к труду? Советы родителям о трудовом воспитании детей

Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно выясняют между собой, кто сегодня должен готовить, убирать и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду невозможно, так как все равно с возрастом он будет копировать поведение родителей. А есть семьи, где родители с утра до вечера заняты работой, приучать ребенка работать им не хватает времени. Однако дети уже с детства с удовольствием начинают помогать родителям, взваливая на себя часть ответственности за выполнение работ по дому. Если родители учат одному, а сами поступают по-другому, то не стоит надеяться, что их ребенок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком.

Приучать ребенка к труду надо начинать уже с двухлетнего возраста. Сначала научите его убирать за собой игрушки. Детям не очень нравится это занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек коробка. Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок, тогда у него пропадет желание убирать совсем. Главное говорите ему слова “вместе” и “помогу”. Важно приучить ребенка, чтобы поиграв с игрушкой, он их ставил обратно на место, а не бросал их по комнате и брал другую игрушку. После того, как ребенок сложил свои игрушки, не забудьте его похвалить, скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей.

Чем старше становится ребенок, тем больше поручений он может выполнить. Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь. Уже трехлетние малыши стараются делать все сами. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду. Некоторые родители на этом этапе воспитания совершают ошибку, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, чего они могут сделать сами за несколько минут. Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться. Даже если грязи после “уборки” ребенка

стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья, необходимо похвалить ребенка и на первых этапах поддержать его. А когда он начнет самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату, можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов.

Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру, то начиная с 5-6 лет, они отлично понимают, что интересного в работе мало. Поэтому, если родители с малолетства не приучили ребенка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности, то выполнять домашнюю работу он не будет.

Лучше составьте список дел по дому и объясните ребенку, что он уже взрослый и будет отвечать за выполнение следующих обязанностей по дому. Например, в воскресенье ребенок должен наводить порядок в своей комнате, в пятницу поливать цветы, а в среду помогает готовить еду или убирается в ванной. Однако перекладывать всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует. Обязанности ребенка должны быть посильными ему и не мешать его учебе, занятий в музыкальной школе или в спортзале. Ребенок дошкольного возраста уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод, кормить рыбок или других домашних животных, сходить за хлебом или молоком в магазин. Главное не то, что родители сами могут купить по дороге домой хлеб и молоко, выкинуть мусор, а важно научить ребенка к ответственности, аккуратности и трудолюбию.

Поощрять детей за его старания в таком возрасте надо осторожно. Лучше объясните ребёнку, что быт – это неотъемлемая часть нашей жизни и работы по дому люди должны делать вместе, так же как и вместе отдыхать и жить. Поощрять труд ребенка маленькими подарочками или сладостями тоже не стоит, в дальнейшем без выгоды он не захочет ничего делать в жизни.

Приучение ребенка к труду полезно не только родителям, оно необходимо для становления личности. Только труд помогает воспитать ребенка ответственным и успешным человеком. А тот, кто не работал с детства, с радостью сваливает всю ответственность за свои неудачи в жизни и всю работу сначала на родителей, а потом на жену или мужа.

Как развить чувство ритма у ребенка? Советы родителям КАК РАЗВИТЬ ЧУВСТВО РИТМА У РЕБЁНКА? Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после.

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка к горшку. Советы и ошибки» Приучение ребёнка в возрасте 1-2 лет к горшку – задача для родителей непростая, но очень важная. Ведь именно в этом возрасте, называемом.

Консультация для родителей «Советы родителям как преодолеть сопротивление воспитанию у детей дошкольного возраста» Практика семейного воспитания свидетельствует об усилении тенденции сопротивления воспитанию у детей дошкольного возраста. Родители часто.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к труду?» В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы. Привлекайте его и к работе по дому – пусть в меру своих.

Рекомендации родителям «Как приучить ребёнка засыпать самостоятельно» Чтобы ребёнок приучился засыпать самостоятельно в своей комнате, прежде всего, надо создать условия для его комфорта и безопасности. Ребёнок.

Советы родителям по воспитанию детей Советы родителям по воспитанию детей Что делать с агрессивными детьми? • Задуматься над причинами такого поведения. • Если причина.

Советы родителям «Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье» «Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье» 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте.

Советы родителям «Как научить детей не перебивать взрослых» Одним из показателей хорошего воспитания детей является их умение не перебивать взрослых во время разговора. Наверное, многим родителям.

Советы родителям по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки и поведение.

Эссе «Как приучить ребёнка к труду: зачем и для чего?» К. Д. Ушинский писал:”Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду;оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд.

“Как приучить ребенка к труду”
консультация на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему “Как приучить ребенка к труду?”

Народная пословица гласит, яблоко от яблони далеко не падает. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того, кто сегодня должен готовить, убирать и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду невозможно, так как все равно с возрастом он будет копировать поведение родителей. А есть семьи, где родители с утра до вечера заняты работой, приучать ребенка работать им не хватает времени. Однако дети уже с детства с удовольствием начинают помогать родителям, взваливая на себя часть ответственности за выполнение работ по дому. Если родители учат одному, а сами поступают по-другому, то не стоит надеяться, что их ребенок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком.

Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста. Сначала научите его убирать за собой игрушки. Детям не очень нравится это занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек коробка. Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок, тогда у него пропадет желание убирать совсем. Главное говорите ему слова “вместе” и “помогу”.Важно приучить ребенка, чтобы поиграв с игрушкой, он их ставил обратно на место, а не бросал их по комнате и брал другую. После того, как ребенок сложил свои игрушки, не забудьте его похвалить, скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей. Чем старше становится ребенок, тем больше поручений он может выполнить. Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь. Уже трехлетние малыши стараются делать все сами. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду. Некоторые родители на этом этапе воспитания совершают ошибку, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, чего они могут сделать сами за несколько минут. Поэтому они сами застегивают ему одежду, сами убирают игрушки, а посуду не доверяют ребенку мыть только потому, что он может что-то уронить или испачкать свою одежду.

Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться. Даже если грязи после “уборки” ребенка стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья, необходимо похвалить ребенка и на первых этапах поддержать его. А когда он начнет самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату, можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов. Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру, начиная с 5-6 лет, они отлично понимают, что интересного в работе мало. Поэтому, если родители с малолетства не приучили ребенка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности, то выполнять домашнюю работу он не будет. Многие дети в таком возрасте отказываются выполнять самую простую работу: наводить порядок на столе, убирать постель или мыть за собой посуду.

Несмотря на плохое поведение ребенка, старайтесь не злиться на него и не угрожать: “Немедленно убери все в своей комнате, иначе сегодня ты этого не получишь!” Лучше составьте список дел по дому и объясните ребенку, что он уже взрослый и будет отвечать за выполнение следующих обязанностей по дому.

Например, в воскресенье ребенок должен наводить порядок в своей комнате, в пятницу поливать цветы, а в среду помогает готовить еду или убирается в ванной. Однако перекладывать всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует. Обязанности ребенка должны быть посильными ему и не мешать его учебе, занятий в музыкальной школе или в спортзале. Ребенок дошкольного возраста уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод, кормить рыбок или других домашних животных, сходить за хлебом или молоком в магазин. Главное не то, что родители сами могут купить по дороге домой хлеб и молоко, выкинуть мусор, а важно научить ребенка к ответственности, аккуратности и трудолюбию. Поощрять детей за его старания в таком возрасте надо осторожно. Лучше объясните ребёнку, что быт – это неотъемлемая часть нашей жизни и работы по дому люди должны делать вместе, так же как и вместе отдыхать и жить. Поощрять труд ребенка маленькими подарочками или сладостями тоже не стоит, в дальнейшем без выгоды он не захочет ничего делать в жизни. Приучение ребенка к труду полезно не только родителям, оно необходимо для становления личности. Только труд помогает воспитать ребенка ответственным и успешным человеком. А тот, кто не работал с детства, с радостью сваливает всю ответственность за свои неудачи в жизни и всю работу сначала на родителей, а потом на жену или мужа.

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!

Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше. Вспомните: ваш сын или дочь трудились даже тогда, когда еще не умели вставать на ножки. С каким упорством тянулись они к заинтересовавшей их игрушке, как старательно сжимали свой еще слабый кулачок, пытаясь взять, удержать ее!
Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.
Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.
Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление.
Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда – его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.
Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

Какой, например, прок семье от того, что девочка выстирает кукольные платья? Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик с водой, мыло, приспособить место для сушки.
Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала, повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная» работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются мышцы, развивается ловкость, формируется воля.
Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца. Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее. Он осознает свои обязанности по отношению к окружающим людям, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически заботиться о своих близких.
Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.
Во многих современных семьях бытует тенденция недооценивать воспитательное значение физического труда. А ведь если он выполняется не механически, то обязательно требует не только мышечных усилий, но и осмысливания. В таком труде всегда есть место для собственной инициативы ребенка – поисков рациональных способов работы, проявления любознательности и смекалки.
На эту особенность физического труда указывала Н. К. Крупская. Она говорила, что надо по возможности приучать детей даже в самом простом деле работать не только руками, но и головой, подумать, сообразить, как сделать быстрее, лучше и притом с меньшей затратой сил.
Но, конечно, дошкольнику необходим и труд интеллектуальный. Это занятия с картинками, настольными дидактическими играми, рисование, лепка, развитие речи.
Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением нервной системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует более продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и другого содействует успеху в каждом из них.

Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?
В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы.
Привлекайте его и к работе по дому – пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.
Собираясь лепить, рисовать, наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было для этого занятия.
На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.
К пяти годам появляется способность к волевым усилиям и относительно сложным действиям. У ребенка этого возраста надо закреплять умение не только самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи; он должен учиться убирать свою постель – поправлять простыню, покрывать постель одеялом, класть сверху подушку.
Шестилетний ребенок в состоянии, если он к этому приучен, замечать беспорядок в комнате, в своей одежде и устранять его сам или с помощью взрослого. Он уже отличает труд от игры. На самых простых, доступных примерах раскрывайте ему общественную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младшего братишки или сестренки, родителей.
Ко дню рождения мамы пусть вместе с папой смастерит какую-нибудь коробочку, подушечку для булавок, а к папиному дню рождения вместе с мамой – закладку для книг или еще что-нибудь. Из картона, фанеры, шишек он может с вашей помощью создавать простые игрушки.
Не только девочки, но обязательно и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для винегрета, нарезать их. Конечно же, перед этим надо помыть руки, надеть фартук.
На седьмом году возможности ребенка заметно увеличиваются, повышаются общая устойчивость организма и выносливость нервной системы. Движения его становятся более координированными и точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.
Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать не только кукольные вещи, но и свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какая-нибудь птица, зверек,- не только дать им корм, но и почистить клетку.
Следует научить дошкольника пользоваться ножницами, нетяжелым молотком, пилой-ножовкой, клещами. Он должен уметь сам втянуть нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан, будет делать сам!
Будьте для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.

Приучение детей к домашнему труду

Приучать детей к домашнему труду не бывает слишком поздно или слишком рано.
И редко бывает легко.

Порою кажется, что помощи и дисциплины, особенно от подростка, практически невозможно добиться. Поэтому важно напоминать себе, что верно спланированный домашний труд вовсе не лишает детей детства и не переутомляет на фоне других занятий, тем более, не может понизить детскую самооценку.

Домашний труд – это важная часть детства.

Гораздо больше вреда мы наносим уверенности и самооценке детей, когда лишаем их возможности почувствовать свою принадлежность к семье, привыкнуть к сотрудничеству и ответственности, научиться какому-нибудь делу, чтобы понять, насколько они умелы и самостоятельны.

У каждой мамы и у каждого папы существуют свои приемы приучения к труду. И скорее всего, они достались им по наследству от родителей. Возможно, что вы узнаете их в этом рекомендательном списке:

  • Составляйте список семейных домашних дел вместе с детьми. Сразу отмечайте – в каких пунктах они могут принять участие.
  • Научите детей навыкам работы и выполняйте ее вместе с ребенком до тех пор, пока он не научится работать самостоятельно. Оставайтесь рядом в случае необходимости, особенно если малышу еще нет 7 лет, но при этом отойдите в сторону и постарайтесь не вмешиваться, пока ребенок не попросит о помощи сам.
  • Для детей от 1 до 3 лет сделайте картонные «часы» с картинками домашних работы (мойка посуды, вытирание пыли, поливание цветов, накрывание на стол). Пусть дети передвигают стрелки от одной работы к другой по мере выполнения. Позаботьтесь об удобном инвентаре. Например, маленькие садовые инструменты, небольшие губки для мытья посуды.
  • Для детей постарше используйте кухонную доску или стикеры, где виды работы можно вычеркивать, и факт их выполнения будет виден всем (это дает повод для похвалы, повышает чувство принадлежности и значимости и удобно для обсуждения возникших проблем на домашнем совете).
  • К 15-17 годам дети уже имеют твердые навыки решения бытовых проблем. Поэтому старшие подростки могут самостоятельно корректировать свой личный план и находить время для работы.
  • По возможности синхронизируйте домашние работы. Выберете общее время, когда каждый может выполнить свою часть работы.
  • Оценивайте сам вклад выполненной работы. Про качество работы сделайте комментарий, выразите надежду, что в следующий раз будет лучше. Не забывайте отмечать улучшение качества работы из раза в раз.
  • Не жалейте детей и не выполняйте за них работу потому, что им много задали, или они занимаются спортом. Обсудите с ними, как организовать свое время, чтобы домашняя обязанность не была в ущерб остальным занятиям. Опирайтесь на чувство здорового азарта, предложите ребенку использовать таймер для ускорения, спорьте, за сколько времени можно успеть сделать тот или иной, уже хорошо знакомый вид работы, вступите с ребенком в соревнования, выполняя свою часть работы. Для справедливости время работы на таймерах у вас и у ребенка может быть разным.
  • Воздерживайтесь от придирок и напоминаний. Если работа забыта, попросите детей заглянуть в список. Или используйте чувство юмора. Одна мама поставила кастрюлю на стол и сделала вид, что собралась разливать суп в невидимые тарелки. Нетрудно представить, как повел себя ребенок, ответственный за сервировку стола.

Дети не рождаются с умением выполнять работу по дому быстро и хорошо. Самое трудное – это привлечь их к работе по дому. Если вы отсылаете их поиграть, пока сами занимаетесь домашней работой, то приучаете своих детей к мысли, что их помощь не обязательна и совершенно не нужна. Позднее вы будете напрасно жаловаться, что вам приходится выполнять всю работу самим.

При этом стоит продумать поручения так, чтобы они не стали бессмысленной тратой времени, игрой или наказанием. Игра, как известно, отличается от реальной помощи тем, что за нее не благодарят. Поэтому игровые приемы в приучении к труду допустимы, но сама работа должна быть объективно полезной и необходимой.

Если качественно помыть тарелки трехлетний ребенок не может, то протереть посуду бумажными салфетками и разложить столовые приборы в ящичек ему вполне по силам. Если во всех комнатах убирает домработница, то неразумно и унизительно заставлять ребенка убирать в своей комнате. Дайте ему поручение навести порядок в книгах, разложить диски перед ее приходом – это будет существенным вкладом в семейный миропорядок, а не имитацией.

Для подсказки приведем список домашних работ соответственно разным детским возрастам.

2-3 года:

  • Собрать игрушки и положить их на место.
  • Сложить книги и журналы на полку.
  • Подмести пол.
  • Положить салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
  • Собрать то, что ребенок уронил во время еды.
  • Принести свою тарелку к мойке.
  • Вытереть свое место за столом и поставить тарелки в мойку после того, как с них убраны остатки еды.
  • Сложить постиранную одежду и носки.
  • Выбрать себе одежду на день и самостоятельно одеться.

4 года:

  • Накрыть на стол.
  • Разобрать покупки.
  • Помочь составить список покупок, помочь с покупками.
  • Вытереть пыль с мебели.
  • Кормить животных.
  • Помочь выполнять работу во дворе.
  • Помочь заправить постели и пропылесосить.
  • Намазать масло на бутерброды.
  • Помочь приготовить тарелки с едой.
  • Приготовить простой десерт, простое тесто.
  • Держать ручной миксер, чтобы сделать пюре или крем для торта.
  • Помочь с посудой, загрузить тарелки в посудомоющую машину.

5 лет:

  • Помочь составить меню и список покупок.
  • Сделать себе бутерброд или простой завтрак, убрать за собой.
  • Налить себе чай или другой напиток.
  • Нарвать овощей для салата, нарезать зелень.
  • Приготовить определенные ингредиенты по рецепту блюда.
  • Застелить постель и прибрать вещи в комнате.
  • Почистить раковину и ванну.
  • Помыть зеркала и окна.
  • Разложить белое и цветное белье.
  • Сложить чистое белье и убрать его в шкаф.
  • Ответить на телефонный звонок и набрать номер телефона.
  • Делать работу во дворе.
  • Делать небольшие покупки.
  • Помочь помыть машину.
  • Вынести мусор.

6-8 лет:

  • Вытрясти коврики.
  • Полить цветы.
  • Почистить овощи.
  • Приготовить простую еду (вареные яйца, тост, бутерброд, растворимые каши).
  • Помочь собрать сумку для пикника.
  • Повесить свою одежду в гардеробной.
  • Сгрести листья и траву.
  • Вывести животное на прогулку.
  • Следить за порядком в ящике для столовых приборов (как постоянная обязанность).

9-10 лет:

  • Поменять простыни на кроватях и убрать грязные в корзину.
  • Управляться со стиральной машиной и сушилкой, отмерять моющие средства.
  • Совершать покупки по списку, в случае отсутствия товара делать другой выбор.
  • Соблюдать свои собственные договоренности (дантист, тренировка, школа, кружок, постоянные домашние обязанности).
  • Испечь печенье и пироги.
  • Готовить еду для семьи.
  • Обслуживать гостей (помочь с верхней одеждой, предложить тапочки, принести напитки, предложить сесть).
  • Планировать свой собственный день рождения или другие семейные торжества.
  • Шить, вязать, делать поделки.
  • Мыть семейный автомобиль.

10-11 лет:

  • Оставаться дома один.
  • Распределять небольшие суммы денег на бытовые нужды.
  • Ездить на городском транспорте или вызывать такси.
  • Ухаживать за младшими детьми, если родители отсутствуют.
  • Упаковывать свою чемодан в поездку.
  • Нести ответственность за свои увлечения (не пропускать тренировки и другие занятия).

11-12 лет:

  • Укладывать спать младших детей и читать им на ночь.
  • Выполнять свои поручения без лишних напоминаний.
  • Помочь выполнять семейные поручения.
  • Помогать родителям в стройке или ремонте.
  • Мыть кастрюли, чистить противни и плиту.
  • Выбирать маршрут, организовывать семейные мероприятия.

Дети очень любят чувствовать себя самостоятельными и нужными, ощущать, что родным необходима их помощь. Приучение детей к домашней работе – один из самых ценных подарков, который вы можете для них сделать, несмотря на собственные трудности и переживания.

Согласитесь, что дорогого стоят умения: планировать, доводить дела до конца, делать сразу несколько дел одновременно, и, главное, достойно выполнять взятые на себя обязательства. Со временем (или даже раньше) вы обязательно услышите от своих детей слова благодарности за этот проделанный труд.

Как приучить ребенка к труду

Чаще хвалите ребенка и он захочет делать больше!

С маленького возраста ребенок в основном занят играми, прогулками и другими занятиями, которые родителям кажутся приятным времяпрепровождением. Но любые игры, прежде всего, выполняют образовательную роль, ребенок приобретает с их помощью необходимые первичные навыки и знания. И вот наступает момент, когда ребенок приобщается к обществу, и его обязательно следует учить этикету, нормам поведения, а также постепенно готовить его к тому, что в жизни часто приходится трудиться физически.

В в детском садике воспитатели прививают малышам любовь к труду и пытаются из каждого вырастить трудолюбивую личность, которая не будет подвержена лени. Педагоги предлагают деткам такие несложные коллективные виды деятельности, как дежурства и периодическая уборка своих комнат, при этом оказывая детям свою помощь. Дома ребенку также необходимо давать небольшие поручения, которые будут ему по силам. Например, та же уборка или поход в магазин за хлебом. Замечательно, если ребенок растет не один, а имеет брата или сестру – это помогает научить детей взаимовыручке и разделению труда.

Уже на ранних стадиях обучения необходимо рассказывать ребенку в доступной форме о планировании труда, о цели, которая достигается. Таким образом, это помогает детям в будущем стать целеустремленными и организованными.

Поймите, что мы ведем речь не об эксплуатации детского труда, а о посильных физических нагрузках и приучению к ответственности. Когда вы даете ребенку какое-то задание, важно не только поставить цель и объяснить, какого результата он должен достичь, но и мотивировать ребенка к действию.

Необходими регулярно поощрять ребенка за успешно проделанную работу и стараться заинтересовать его в выполнении ваших поручений. Если работа будет организованна таким образом, что в ней будут задействованы другие члены семьи – это послужит дополнительным стимулом и поможет ребенку познать, что такое «дух соперничества».

Ребенок сам будет стараться проявлять инициативу и выполнять работу качественно, не отлынивая и не перекладывая ее на других.
К тому же, для ребенка очень важно мнение взрослых, и положительная оценка результата труда поспособствует тому, что в следующий раз ребенок с большим удовольствием будет выполнять задание.Маленькие дети очень наивны и добры, поэтому наиболее успешной мотивацией будет та, которая пробуждает в ребенке гуманность и доброту. Следует заметить, что от этого очень сильно зависит результат и качество труда. Например, если не просто поручить ребенку подмести комнату, а сообщить ему, что это входит в план подготовки комнаты ко дню рождения мамы – поверьте, ребенок будет выполнять это действие намного лучше.

В основном трудовая деятельность детей дошкольного возраста может быть условно поделена на такие виды, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Мы говорим «условно», потому что между такими видами труда не наблюдается четких границ, и зачастую они перекликаются друг с другом. Все эти виды деятельности имеют свои цели и особенности.

Обучая детей самообслуживанию, вы даете им очень важные знания и помогаете выработать полезные привычки, которые будут фигурировать в их жизни всю последующую жизнь. Сначала вы учите ребенка правильно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, а впоследствии вы непременно обучаете ребенка, как следует выглядеть, чтобы производить впечатление аккуратного и опрятного человека.

Приучайте его к порядку: ребенок должен регулярно производить уборку своей комнаты, складывать книги и игрушки на свои места. В будущем это поможет ребенку выработать такие качества, как организованность и пунктуальность.

Детей постарше привлекайте к хозяйственно-бытовому труду. Это очень разнообразная и интересная работа, которая имеет некоторые нюансы. Старайтесь не разделять хозяйственный труд на мужской и женский. Впоследствии на просьбу подмести комнату, вы можете получить ответ от сына: «я не девочка, чтобы этим заниматься».

Необходимо установить в семье четкое расписание уборки и распределить, кто какую работу выполняет. В качестве мотивации можно в конце работы отвести ребенка на прогулку, в театр, или купить мороженое. Обязательно проверяйте результат, если процесс уборки происходит в ваше отсутствие – соблазн закончить работу поскорее и получить ожидаемую награду бывает очень велик и может привести к тому, что дети могут делать работу быстро и как попало.

Труд по уходу за домашними питомцами и комнатными растениями стоит на особом месте. Когда капризный ребенок просит вас купить щенка, котенка или рыбок, необходимо сразу разъяснять ему, что это не только возможность играть с животными, но и большая ответственность.

Ребенок должен понять, что своим невыполнением трудовых обязанностей по уходу за домашним питомцем, он может нанести ему вред. Если не поливать растения – они завянут, если не кормить и не выгуливать щенка – он заболеет. Донесите это до ребенка в наиболее доступной форме и объясните, что это не только забава, но и действительно полноценный труд.

Что касается ручного труда – это занятие требует индивидуального подхода. В детском саду существуют занятия аппликацией, в школе ребенок посещает уроки труда. Эти занятия заложены в школьной программе именно для того, чтобы дети с юности приобретали необходимые навыки, которые могут пригодиться им во взрослой жизни.

Если у родителей есть желание обучать детей некоторым видам ручного труда, главное, что здесь нужно помнить – возбудите у ребенка интерес. Тогда ребенок не будет отлынивать, а занятия ручным трудом, будут для него не просто работой, а интересной и полезной деятельностью.

Читайте также:  Анемия у ребенка до года, симптомы, лечение, последствия
Ссылка на основную публикацию