Как придумать загадку, Сочиняем загадки

Как придумать загадку, Сочиняем загадки

Логопедические упражнения
Постановка звуков речи дошкольников

Логопедические онлайн упражнения

Совместная работа родителей, упражнений с сайта и программного комплекса поможет детям ставить звуки. Правильная речь ребенка – это хорошо. Работа логопедадолжна быть комплексной и систематической. Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в систематической помощи логопеда. Индивидуальные занятия позволяют решить проблемы с дикцией у детей. Благодаря упражнениям сайта вы сможете понять развитость словарного запаса ребенка, правильно ли он связывает их между собой и произносит. Здесь на сайте вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать.

Загадки придуманные детьми

Загадка – это средство развития детей, а также упражнение в рассуждении и в умении доказывать. Предложите детям самим придумать загадку или описать какой-нибудь предмет или явление, а вы попробуйте это отгадать, потом поменяйтесь ролями. Например – стена (есть в каждом доме, бывает из кирпича, бетона, камня, дерева). Звёзды (невидно днём, а ночью видно, да и то не всегда, находятся далеко-далеко). Молния (сверкает в небе, после неё много шума). Если загадку отгадать не удаётся, то ребёнок намекает вам дальше (про стену – на это можно повесить ковёр, в этом могут быть окна или двери и т.д. пока вы не угадаете). Детям очень нравятся такие игры, особенно когда загадку придумывают они сами.

Мастер шубу сшил,

Иглы вынуть позабыл.

Что всё время ходит без оглядки?

У меня подружек много,

Все мы очень хороши.

Если нужно человеку,

Мы поможем от души.

Дожидаюсь вас, ребята!

Очень, очень я красив!

Почему же не берёте?

-Потому что ядовит!

Загадки про машину для детей

Загадки про овощи и фрукты очень занимательны, оказывают позитивное влияние на развитие ребенка. Конечно, воспитание детей в обязательном порядке должно быть всесторонним, это должны понимать и родители, и воспитатели, ведь, разгадывая фруктовые и овощные загадки, ребенок познает мир, учится думать и мыслить.

Примечательно, но в мире насчитывается более 7500 сортов яблок, размер их колеблется от самых маленьких (размером с вишню) до крупных плодов. В нашей стране из-за неблагоприятного климата растет малое количество фруктов — яблоки, груши, абрикосы. Экзотические плоды (гранат, персик, нектарин, манго, папайя и другие) привозят к нам из-за рубежа. Фрукты очень вкусные, поэтому они часто заменяют десерт. Плюс ко всему, они содержат большое количество витаминов, которые благоприятно сказываются на здоровье людей. Каждый фрукт оказывает определенное воздействие на организм человека, потому что содержание в них витаминов и минералов неодинаковое. Большинство плодов не теряют своих свойств, даже если их замораживают, консервируют или высушивают.

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)

•Ну а это угадать

Очень даже просто:

Апельсин, ни дать, ни взять,

Только меньше ростом. (Мандарин)

Все его мы с детства знаем –

Ужин этот лучший самый,

Рада я и Миша рад,

Ведь сегодня наша мама

Нам купила . (виноград)

Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают. (бананы)

Отгадать не очень просто –

Вот такой я фруктик знаю –

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, –

Птица есть еще такая,

Называют так же – . (киви)

Очень крепкий этот малый,

Расколи его сначала,

А потом и кушай. (орех)

Не в лесах и не в садах,

Не у вас и не у нас,

А в тропических полях

Из растительных продуктов,

Из известных ягод, фруктов,

Из всего, что сладко, сочно,

Что съедобно и не очень,

Детям всем на объеденье,

Можем мы сварить . (варенье)

Среди бахчи – зелёные мячи .

Налетала детвара – От мячей одна кора . ( Арбузы)

Морские загадки для детей

Загадки про море знакомят малышей с естественными водоемами Земли, видами морей и их обитателями.

Морей на планете много — это и Черное море, Саргасcово море, Карибское море и многие другие. В современном мире берега морей чаще всего рассматриваются как курортные зоны. А в древние времена моря рассматривались больше как стратегические объекты, создавались огромные флоты для защиты морей от нападения.

Звезда в море​В морях частенько орудовали пираты, которые грабили мирные суда. Особенно много было их в Карибском и Средиземном морях. А в глубинах морей, кроме удивительного подводного моря, скрываются несметные сокровища потонувших кораблей.

Загадки про моря развивают у малышей память, воображение, формируют интерес к приключениям.

И на суше, и в воде —

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме. (черепаха)

Ей не страшен зверь любой —

Панцирь носит за спиной.

Триста лет живет без страха.

Кто же это? (Черепаха)

Над водой пускать фонтан.

Кто же этим знаменит?

Житель океана — . (кит)

Он огромный, толстокожий,

А по виду — с рыбой схожий.

Вверх фонтан воды летит —

Так приветствует всех. (кит)

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он. (скат)

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. автоматизация звуков

Альбомы-пособия включает разнообразные задания в занимательной форме, выполнение которых вырабатывает у ребенка правильное произнесение звуков С, З, Ш, Щ, Ч, Р, Л. Кроме того, они способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию их фантазии, связной речи, логического мышления и других необходимых предпосылок для обучения в школе. При выполнении заданий у детей развиваются навыки самостоятельной работы.Представленные в пособии задания способствуют развитию базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, творческих способностей ребенка.

Данные альбомы содержат иллюстративный и лексический материалы для постановки и автоматизации разных групп звуков и может использоваться родителями для закрепления в речи уже поставленных звуков. Лексический материал пособия отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики. Большой иллюстративный материал способствует привлечению внимания детей и увеличению объема запоминания. Задача пособия – оказать практическую помощь логопедам ДОУ, школ и детских поликлинник. Лт себя добавлю, что родителям тоже просто заниматься с детьми по этим альбомам, материал дан от простого к сложному.

Загадки, составленные совместно с детьми

Елена Викторовна Капустина
Загадки, составленные совместно с детьми

В своей работе я часто использую загадки. Отгадывание загадок – это своего рода игра, которая, развивает способность анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, выделять наиболее характерные особенности предмета или явления. Но не менее важно научить детей не только отгадывать загадки, но и придумывать их самим. Это очень интересный и увлекательный процесс, который обогащает речь детей, развивает мыслительные способности, уточняет знания детей о предметах и явлениях. Советую попробовать эту работу с детьми старшего дошкольного возраста, так как у них уже есть достаточно полное представление о предметах окружающего мира.Вот что у нас получилось:

Читайте также:  Кому заниматься воспитанием мальчика

1. Что стоит на новый год

У каждого в квартире?

Она радость в дом несёт,

Приносит счастье в мире.

2. Где лежат на Новый год

Она веселье в дом несёт:

Куклы, игры, марки.

3. Какая розовая спинка,

Нос пятачком и хвост крючком.

Ну а на мордочке щетинка,

Маруськой или Васькой их зовём.

4. Что за комочек лежит на диване?

Такая пушистая, зовут её Маня.

Правой лапкой умывается.

И мурлычет: к нам ласкается.

5. Как только постучат к нам дверь,

Она бежит и лает.

Ну, угадайте же теперь

6. Кто такой живёт в земле,

Ей же и питается.

После дождичка в четверг

Нам он улыбается.

Только крылышки мелькают.

8. Хоть и маленького роста,

А работы не боятся.

Строят дом все вместе дружно,

Чтоб зимой в нём укрываться.

9. Эта птица, как цыганка,

Любит всё блестящее и яркое.

10. Чешуя блестит на солнце,

Как увидит червячка,

Так за ним бросается.

11. Красным летом зеленели,

Пришла осень – пожелтели,

И сейчас лежат ковром

И шуршат под сапогом.

12. Такой могучий властелин

Стоит сто лет у нас в лесу.

Сорву с него я желудей

13. На Новый год на ёлку

Мы вешаем игрушку.

И светится игрушка

На самой высоте.

А в море есть зверюшка,

Похожа на игрушку.

А где живёт зверюшка?

Живёт в морской воде.

14. Средь морских дорожек

Много разных ножек,

В шляпках разноцветных

15. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Похож на рака, но не рак,

Передвигаюсь я не так.

16. Эти животные в море живут,

А ноги у них от головы растут.

17. На кустике Крепыш в шубке висит,

Когда шубка треснет он упадёт вниз.

18. Летает, как самолёт.

Поёт, как пластинка.

Клюёт, но не курица.

С крыльями, но не бабочка.

19. Жёлтое, но не сыр.

Светит, но не лампочка.

Ласковое, как мама.

20. Красивая, но не цветок,

Лёгкая, но не пух.

Порхает, но не птица.

21. Жёлтый, но не подсолнух.

Пушистый, но не цыпленок.

Хорошо пахнет, но не духи.

Красивый, но не мама.

22. Похож на зонт,

но от дождя не спрячешься.

Собирают в лукошко, но не ягоды.

23. Зелёная, но не ёлка.

Жжётся, но не уголёк.

24. Сладкая, но не мёд,

Похожа на лампочку,

25. Скачет, но не заяц,

Катится, но не машинка.

26. Похожа на зонт,

Но от дождя не поможет,

Похожа на гриб, но не съешь,

Кружится, как балерина,

27. Зелёная, но не лягушка,

Колючая, но не ёж,

Пушистая, но не мех.

28. Зелёная, как трава,

Колючая, как кактус,

стройная, как балерина.

Коллекция открыток нашей группы В детях всегда заложена страсть к собирательству. Коллекционирование несет в себе возможности для развития,развивает познавательную активность.

Загадки, пословицы и поговорки — форма словесного народного творчества Загадки – зарядка для ума Произведения малого фольклора получили своё признание в работе детского сада. Совершенно очевидно, что доступная.

Самодельные загадки

После изучения темы “Загадки” ребятам захотелось самим придумать нечто подобное.

Скачать:

ВложениеРазмер
samodelnye_zagadki.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Серая, пушистая, но не волчица.

Полосатая, но не тигрица.

Есть усы, но не дед.

Называй скорей ответ!

Тикают, считают, время исчисляют,

Ходят и спешат, хотя на месте стоят.

На одной ножке четыре рожка.

Тыкает, хватает, кушать помогает.

Хоботом пыль собирает,

Хвостик в розетке торчит.

Мастер шубу сшил,

Иглы вынуть позабыл.

Что всё время ходит без оглядки?

У меня подружек много,

Все мы очень хороши.

Если нужно человеку,

Мы поможем от души.

Дожидаюсь вас, ребята!

Очень, очень я красив!

Почему же не берёте?

-Потому что ядовит!

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

Дым пускает и тепло даёт.

Его бьют, а он летает.

Нам расскажет обо всём

Утром, вечером и днём.

Всё показывает нам.

Из него мы узнаём

Что и где, когда, почём?

Что за чудо- рюкзачок?

Есть в нём ручки и мелок,

А ещё карандаши

И фломастеры ищи.

Что за ягодка такая,

Сверху зеленью полна,

А внутри красна.

У него четыре ножки,

Он всё скачет по дорожке.

Этот дом весьма толковый,

В нём мы знания берём.

Но учит всех она.

Нашу жажду утолил.

В белой шубке, в валенках.

(ЧУКОТСКИЙ ДЕД МОРОЗ)

Говоришь тихо-слышно громко.

Когда это бывает?

Он про всё расскажет,

И весь мир покажет.

По утрам по ним встаём,

И все в школу мы идём.

У неё одна рука, очень тонкая она.

Всё работает, копает,

Большие ямы вырывает.

Без него – холодно.

Это красивое животное,

Оно любит ласку, чистоту,

Это самая любимая вещь

Эту вещь можно купить,

А можно сделать своими руками.

А это – любят все,

Особенно в жару.

Что за яркий свет в темноте?

Висит стеклянный пузырёк,

Внутри натянут проводок.

Словно солнце ярко светит,

Всех приветливо он встретит.

Вырыта яма,водой она полна.

Кто хочет, напьётся сполна.

По полю катается.

Наши классные частушки!

Как – то раз на физкультуре

Мы в футбол играли.

Мячик били и пинали,

И в ворота попадали.

Год закончился, ура!

Всем пора прощаться.

Море будет и жара,

Будут все купаться.

Таня с Тёмой танцевала

И на ноги наступала.

Ну а он весь покраснел

И на место снова сел.

На уборку мы пошли,

В парке денежку нашли.

И все вместе пили

Вот прошёл учебный год

Много мы узнали.

И в морозы, и в жару

В школу мы бежали.

Сочиненье мы писали

До чего мы дописали-

Чуть все не заснули.

На уроке мы сидим

И в учебники глядим.

Ох, скорее бы звонок

И закончился б урок.

А на русском языке

Мы писали на доске.

Ух! Ну и каракули

Мы там накалякали!

Как в спортзале-то наш класс

Все мы громко там кричим-

На уроке физкультуры

Не успеем отдышаться –

Вика бегала, играла

И учебники кидала.

Залетел учебник в глаз!

Испугался весь наш класс!

Как-то был у нас футбол-

Мы парням забили гол!

Хоть и гол был – просто класс,

Но попал он Коле в глаз!

Бутакова Настя, Подопригора Настя, Лисая Нина, Бендак Таня

Как-то раз пришли на поле,

Поиграть хотели мы.

Разыгрались мы на воле,

Мяч гоняли от души.

Как-то раз на физкультуре

Мы играли во флорбол.

И ботинками своими

Мы испортили весь пол!

Как-то раз, примерно в пять

Парк пошли мы убирать.

Грабли, вилы поломали,

И мешки мы все порвали.

В нашем классе есть два друга

Это Тёма и Колян.

Как-то в праздник пели песни

И порвали весь баян.

Мотавкин Саша, Горбунов Саша, Новосёлов Вова, Антонов Алеша

В нашем классе есть отличник-

С каждым днём он всё умнее,

Веселей и краше!

На уроке рисованья

Мы рисуем разное:

Синее и красное!

Гасанова Вика, Балсуновская Таня

Наши парни в рождество

И теперь у нас повсюду

На классном вечере мы были,

Парни девчонок приглашали,

Только девочки не шли.

Шишманова Света, Колебакина Алена, Рудная Маша, Якимчук Вика.

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: “Попробуем сочинять загадки”

Цели урока:

– на основе наблюдений показать учащимся, как построена загадка;
– учить детей применять свои умения в свободной письменной речи, сочинять загадки;
– совершенствовать навык каллиграфического письма.

– развитие внимания, памяти мышления;
– развитие орфографической зоркости;
– расширение кругозора;
– развитие способности к самоконтролю;
– развитие умения работать в заданном темпе.

– воспитание интереса к предмету, к чтению;
– воспитание самостоятельности.

Оборудование:

– интерактивная доска;
– слайды с изображением “отгадок” к загадкам;
– учебник русского языка (авторы – М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)

ХОД УРОКА

1) Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

– Давайте хором прочтём тему урока.
– Что такое загадка? (Это выражение, нуждающееся в разгадке. И у каждой загадки есть разгадка.)
– Кто загадывает загадки?
– А вы хотите научиться сочинять загадки?

Паровоз без колёс –
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл!

– Отгадайте эту загадку.
– Как вы догадались? По каким признакам?
– Назовите эти признаки.
– Называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка? (нет)
– Как вы узнаёте загаданный предмет? (с помощью признаков)
– По- твоему, загадки- это деловая речь или картинная?
– Сегодня мы попробуем сочинять загадки.

2) Работа по учебнику.

– Обратимся к задачнику.
– Первый текст не загадка, так как в нём назван предмет (стол), т.е. не выполнено первое требование к загадкам.
– Второй текст – загадка. Почему? (Есть признаки, по которым можно понять, что это загадка.)
– Назовите эти признаки.
– Но первый текст легко превратить в загадку. Каким образом? (Убрать слово стол)
– Прочитаем загадку.

Продолжим работу по учебнику.

– Предметы, о которых можно попробовать сочинить загадки, подсказаны картинками: это лопата и ножницы.
– Что это за предмет? (Лопата)
– Зачем он нужен? (Копать)
– Из какого материала сделан? (Железо)
– На что похож? Может быть, на ладошку?
– Давайте назовём признаки этой “ладошки”, подберём рифму и постараемся сочинить загадку.
– Из какого материала и на что похожа? (железная ладошка)
– Что мы делаем лопатой? (копаем)
– А что сейчас осенью копают лопатой? (картошку) (копает картошку)

– Давайте соберём загадку.

Железная ладошка
копает картошку.

– Запиши её. Не испорть ошибками! Как уйдёшь от них?
– Запись на доске (одно слово один ученик)

Ж…лезна… л…до…к…
К…па…т к…рто…к…

– Пропустите одну строчку.
– Это словарное слово, но мы его ещё не учили.
– Где можно найти это слово и решить орфографическую задачу? (в словаре)
– Прочитайте слово по слогам (ло-па-та)
– Перед тем, как записать слово, посмотрим, как соединяются первые три буквы.
– Давайте попробуем потренироваться в написание

3) Чистописание.

– А сейчас запишите это слово на строке.

4) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5) Сочинить загадку про ёжика.

– Давайте попробуем сочинить загадку про ёжика.
– Рассмотрим ежа, постараемся увидеть самое главное.
– Какой он по форме?
– По цвету?
– Какая у него мордочка? Ножки?
– Чем покрыта у него спинка?
– Какие у него повадки?
– Где он живёт?
– Чем питается?
– Что он частенько носит на своей спинке?
– Давайте выделим главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных.

(Маленький, спинка продолговатая, вся покрыта иголками, зверёк часто сворачивается и становится круглым, колючим шаром, недотрога)

– Подберите слова, обозначающие действие ежа.

(Катится, бежит, укатился, шуршит, фыркает, пыхтит, несёт, свернулся, спрятался)

– Мы говорили, что в загадках часто есть рифма.
– Давайте придумаем рифмы для загадки про ежа:

катится – прячется
комочек – клубочек
ёлка – иголки
бежит – шипит, шуршит
по дорожке – на ножках

Шуршит колючий комочек,
Подойдешь, свернётся в клубочек.

– Подели на слоги, отметь орфограммы.
– Спишите эту загадку с доски.
– Отметить опасные места.

6) Найди спрятанное слово.

– Мы продолжаем разгадывать загадки.
– Отгадав кроссворд, найдём спрятанное слово.
– Чтение учителем.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – на лета,
Для зимы – другого цвета.

Я зелёный, полосатый,
Сочный, сладкий, красноватый.
С толстоватой кожурой.
Угадай: кто я такой?

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков…

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.

Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.

Мудрец в нём видел мудреца,
Баран – барана
Овцу в нём видела овца,
А я увидела себя.

Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна.
Одежда зелена.

7) Игра “Отгадай-ка”.

– Ученик- отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан. (Стул, доска, карандаш, пенал)

8) Итог урока.

– Понравилось ли сочинять загадки?
– Как вы сочиняли загадки?
– Дома сочините загадки об одном из этих предметов и можете нарисовать его, а в классе мы проведем конкурс на лучшую загадку.
– Расскажите мамам и папам, чему вы научились на уроке, и загадайте наши загадки.

ТРИЗ для развития речи: как сочинять загадки?

Зачем загадывают и отгадывают загадки?

Потому что детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.

Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок (наверное, путем озарения) догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кого-то не осенит). Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».

Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Мышление не работает, и творческое тоже. Да-да.

Итак , гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.

Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).

Почему? Потому что замечательные авторы (здесь и далее оды им на три страницы)) уже придумали для этого простые и действенные алгоритмы.

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких

(от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко)

Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Усатый, но не сом.

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Урчит, но не мотор.

Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.

Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире, то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания научных понятий из химии, физики, биологии. В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее.

Способ сочинять загадку для детей от 7 лет

(от А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной)

Шаги алгоритма отчасти похожи на уже описанные, но их чуть больше:

1. Выбрать объект;
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых;
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации;
4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление;
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.

Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.

Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.

Делитесь в комментариях своими авторскими загадками!

Внеклассное занятие по русскому языку, «Сочиняем загадку»

Цель: познакомить учащихся с приёмами конструирования загадки-описания; развивать способность находить точные сравнения, слова, называющие признаки предметов.

Вы уже знаете, что описание отвечает на вопрос какой? И помогает как бы увидеть (представить) предмет. А вот знаете ли вы, что в описания можно играть? Прочитайте загадки, попробуйте их отгадать. (Чтение загадок.)

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Все равно он будет мой!

Вы хорошо отгадываете загадки. Конечно, это мышка, дятел, баран. А как вы догадались? О каких признаках этих животных говорится в загадках?

Рассмотрим, например, загадку о мышке. В ней описывается рост, хвост, шубка, зубки зверька. Поставим вопросы: Рост какой? Хвост какой? Шубка какая? Зубки какие? Теперь поставим вопрос от отгадки (мышка) к тексту загадки. Верно, это вопрос какая? Именно на такой вопрос отвечает текст типа описания. Значит, перед нами загадки-опиасния. Поучимся сочинять

Подготовительная работа включает в себя несколько игр, которые помогут детям в подборе наиболее точных и выразительных слов при сочинении загадок.

Летом в огороде –

А зимою в бочке –

Как зовут нас? . ( Огурцы.)

Она весну встречает –

Накинута на спинку

А платьице – в полоску.

Узнаешь ты… ( берёзку)?

На доске написаны слова:

Подберите сравнения к словам:

ёлка пёстрая ленточка

подушечка с иголками кнут

подставка для карандашей канат

III.Знакомство с двумя типами загадок-описаний:

· в основе которых лежит перечисление отличительных признаков предметов;

· признаки загаданных предметов раскрываются через сравнения.

· Для анализа учитель может выбрать одну из предложенных загадок первого типа или аналогично составленную:

Маленького роста я, Я родился под осиной.

Тонкая и острая. ( Иголка.) Круглый, красный и красивый,

С ножкой тонкой и прямой.

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. ( Корова.)

Рассмотрите загадываемый предмет (дети обязательно должны видеть его на рисунке или, если это возможно, в натуральном виде). Назовите отличительные признаки, по которым его можно найти среди других предметов.

При составлении загадок об иголке, например, учитель раскладывает на столе такие предметы, как напёрсток, нитки, ножницы и т. д.

Перечислите эти признаки, не называя загадываемый предмет, если получится – в рифму. У кого самая удачная загадка? Почему?

А теперь кто хочет сам составить загадку об одном из предметов, лежащих у меня на столе? Интересно, сумеем мы догадаться, какой предмет спрятался в описании?

2.Работа над вторым типом загадок строится несколько иначе.

Посмотрите, что это? (Чайник.)

Внимательно рассмотрите чайник и назовите его внешние признаки. Какой он? Верно, чайник круглый, с носиком и свистком, есть ручка, крышка.

На что похож чайник? Кого напоминает? Запишем на доске ваши сравнения:

чайник Для чего нужен чайник?

слон воду кипятить

слон в беретке чаем поить

Где находится чайник? Что в чайнике?

на столе стоит вода кипит

на огне сидит пар шумит

на плите кипит водица бурлит

Посмотрите на ваши «заготовки» и выберите понравившееся сравнение, например «слон в беретке». Начинаем составлять загадку:

Слон в беретке (где находится) на огне сидит,

(что делает?) воду кипятит.

Слон в беретке на столе стоит,

Скоро чаем напоит.

Есть ещё интересные загадки, в основе которых лежит отрицание сходства.

Рассмотрите рисунок. Это репа. Скажите, какая она по форме, цвету, вкусу. Круглая, с хвостиком, жёлтая, сладкая. Верно. Подумайте, у каких предметов есть те же самые признаки? Конечно, круглый мяч (арбуз), жёлтое масло (лимон), сладкий сахар (шоколад), с хвостиком мышь (поросёнок). Вот что интересно: ведь признаки у всех перечисленных предметов действительно одинаковые, но на самом деле предметы совсем не похожи друг на друга. В этом и есть секрет таких загадок.

Попробуем составить загадку о репе, перечисляя признаки и отрицая её сходство с другими предметами, у которых есть те же признаки.

Круглая, да не мяч.

Жёлтая, да не масло.

Сладкая, да не сахар,

С хвостиком, да не мышь.

Учитель может предложить детям составить загадку такого же типа об осле.

Серый, да не волк,

Длинноухий, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

IV. Подведение итогов

· Загадки-описания бывают разные, но важно следующее:

· – предмет, о котором составляется загадка не называется;

· -называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать;

· -иногда в загадке говорится о предмете, похожнм на загаданный, подбираются сравнения;

· -загадка может быть рифмованной.

V. Самостоятельная работа

Составить загадку любого типа. Провести конкурс на лучшую загадку.

VI. Чтение загадок, самостоятельно составленных.

Читайте также:  Детский гель и пена для купания какие?
Ссылка на основную публикацию