Как помочь ребенку с аутизмом..

15 важных советов для близких о воспитании ребенка-аутиста

Любые родители, имеющие тяжелобольного ребенка, с трудом переносят эту беду, живя в состоянии хронического стресса. Помимо обычных забот, связанных с воспитанием и развитием ребенка, на их плечи ложится ещё и особая ответственность по уходу за малышом.

Родители, воспитывающие ребенка с аутизмом, сталкиваются со многими трудностями, особенно с отсутствием доступной информации об этом загадочном недуге. О том, каких ошибок не допустить в общении с такими детьми, как им помочь, ProUfu.ru пообщался с учителем-дефектологом муниципального бюджетного учреждения городского центра психолого-медико-социального сопровождения «Индиго» Людмилой Магафуровой.

– Ранний детский аутизм – тяжелая форма психического заболевания. Этот редкий синдром присутствует или с рождения, или развивается в первые три года малыша. Внешне он проявляется как психическое недоразвитие, но, несмотря на грубое расстройство поведения, ребенок не является умственно отсталым. У него присутствуют речевые навыки, способность к счету, – рассказала Людмила Магафурова. – Иногда дети-аутисты могут поражать своей необыкновенной памятью. Ребенок умеет делать выводы, рассуждать, но четко формулировать свои мысли он не может. Дело в том, что у аутистов нарушена речь, направленная на общение. Они могут с точной интонацией повторить текст телевизионной рекламы или процитировать отрывок из фильма, но повторить что-нибудь по просьбе они уже не могут.

Особое место у детей-аутистов занимает эмоциональное развитие. Реальность ими воспринимается абсолютно равнодушно. Внешне это холодные и бездушные дети, а с другой стороны, они ранимы и обидчивы. Иногда кажется, что они не видят и не слышат, хотя проверка указывает на наличие зрения и слуха. Для аутиста – огромная трудность смотреть в глаза собеседнику.

Детский аутизм пугает окружающих, что морально тяжело переносится родителями детей-аутистов. Такие дети сложны в быту, над ними нужен постоянный контроль.

Нельзя навязывать все новое, выбрасывать какие-либо предметы, облюбованные больным ребенком, даже если это палочка, принесенная с улицы. Ребенок-аутист все запоминает, обиды тоже. Таким образом, родители могут потерять доверие, вынудив ребенка замкнуться еще больше.

Для больного аутизмом ребенка важна привычная обстановка дома. Он любит одни и те же маршруты прогулки, одну и ту же одежду, посуду. Для этого ребенка являются большой нагрузкой походы в общественные заведения — кинотеатры, концерты.

Основное правило при общении с ребенком-аутистом :

Нужно поощрять за каждую правильно проявленную форму поведения или действие. Наказывать таких детей категорически нельзя.

Осторожно преодолевая сопротивление ребенка, нужно понемногу приобщать его к реальному миру. Включаясь в однообразную игру малыша (например, монотонное открывание ящика стола), нужно постараться переключить его внимание на что-то другое. Постепенно нужно приучать ребенка смотреть в глаза, пытаться заводить обоюдную беседу.

Как распознать в младенческом возрасте аутизм у ребенка?

Обычно наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. Но чтобы помочь детям-аутистам в развитии, важно как можно раньше начинать специальную коррекционную поддержку этих детей. Для этого очень важно распознать аутизм как можно раньше.

В раннем детстве важнейшим признаком наличия аутических черт развития является задержка и искажение формирования контактов с матерью и окружающими. Например, ребенок может избегать физического контакта с матерью: он не просится на руки, иногда оказывает при попытках матери взять его на руки активное сопротивление. Часто не отвечает на улыбку взрослого ответной улыбкой. Ребенок может не отзываться на обращение, не смотреть на говорящего с ним. Он часто не обращает внимания на указания и предупреждения взрослого, не следует взглядом за указательным жестом. Даже если ребенок испытывает удовольствие от взаимодействия с матерью, то сам редко инициирует контакт.

Некоторые дети чрезвычайно привязаны к родителям, ни на минуту не отпускают их от себя. Могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту (к резкому звуку, яркому свету, мокрым пеленкам).

Эмоциональный облик аутичных детей очень разнообразен. Это может быть особая отрешенность, или наоборот, тревожность, напряженность, страхи. Аутичные дети часто бывают избирательными в еде, из-за чего возникают трудности с прикормом.

Изменение привычного стереотипа, порядка жизни вызывают страхи, беспокойство. Ребенок может бурно реагировать на смену коляски или изменение привычной одежды родителей. Одновременно, ребенок может делать опасные вещи, демонстрируя парадоксальное бесстрашие (например, выбегает на середину проезжей части, или забирается очень высоко, подходит близко к краю площадки, как бы обнаруживая отсутствие чувства края).

У некоторых детей уже в самом раннем возрасте возникают стереотипии (например, повторение одних и тех же слов, потряхивание рук перед глазами, привязанность к одним и тем же маршрутам, долгое однообразное раскачивание).

Речевое развитие аутичных детей так же своеобразно, речь может запаздывать в своем формировании, первые слова могут быть необычными («лампа», «трактор»), в речи могут формироваться стереотипы-штампы, обращают на себя внимание необычные интонации.

Специалисты знают, как важна для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому очень важно создать в доме психологический комфорт.

Для этого родителям необходимо избавиться от некоторых стереотипных мыслей. Вот некоторые из них:

«Мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды, возложенные на него».

«Больной ребенок – это наказание за какие-то твои грехи. Ты сама виновата, что он болен».

«Если у тебя ребенок-инвалид, твоя жизнь кончена: ты должна все бросить, прекратить следить за собой, отказаться от своих планов, личной жизни и остаток жизни посвятить ребенку».

Эти и другие подобные стереотипы причиняют родителям огромные страдания, потому что диктуют заранее заданный жизненный сценарий, как бы требуя от них отбросить все свои планы, мечты и жить так, как жить совсем не хочется. Иногда, на ребенка смотрят, как на первоисточник всех бед: «Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!».

Чтобы помочь аутичному ребенку, надо, прежде всего, избавиться от стереотипов. Для этого надо избавиться от собственных амбиций в отношении своего ребенка. Вы можете оказать огромное влияние на его или ее жизнь. Чтобы это произошло, вам нужно в первую очередь позаботиться о себе. Помните, что если вы хотите позаботиться о своем ребенке наилучшим образом, вы сначала должны наилучшим образом позаботиться о себе.

Пять советов родителям:

Научитесь быть адвокатом вашего ребенка. Повышайте свою информированность. Получайте максимум пользы от всех служб, которые существуют в вашем сообществе. Встречайтесь со всеми специалистами и врачами, которые могут дать полезные рекомендации.

Не пытайтесь подавлять свои чувства. Говорите о них. Вы можете чувствовать злость или противоречивые эмоции. Этого вполне можно ожидать. Это совершенно нормально, если ваши чувства противоречат друг другу. Постарайтесь направить свою злость на расстройство, а не на ваших близких. Если вы ссоритесь с супругом из-за вопроса, связанного с вашим ребенком, вспомните, что это болезненная для вас обоих тема, старайтесь не злиться друг на друга.

Постарайтесь сохранять образ жизни взрослого человека. Не позволяйте аутизму поглощать каждую секунду вашей жизни. Проводите время со своими типичными детьми, со своим супругом, воздерживайтесь от постоянных разговоров только про аутизм. Поддержка нужна всем членам вашей семьи, постарайтесь искать маленькие радости и быть счастливыми в любых обстоятельствах.

Цените каждую маленькую победу вашего ребенка. Любите вашего ребенка и гордитесь каждым его достижением, даже совсем маленьким. Сосредоточьтесь на том, что он может делать, не надо постоянно сравнивать его с типично развивающимися детьми. Любите его за то, кто он есть, а не за то, каким он должен быть.

Активно участвуйте в сообществе аутизма. Никогда не преуменьшайте силу «сообщества». Может быть, вы и капитан своей команды, но вы все равно не сможете справиться со всем сами. Постарайтесь найти друзей среди других родителей детей с аутизмом. Когда вы познакомитесь с другими родителями, вы приобретете поддержку со стороны людей, которые прекрасно понимают ваши повседневные проблемы. Участие в движении в защиту прав детей с аутизмом очень продуктивно и благотворно. Вы будете вести активный образ жизни, создавая лучшее будущее для вашего ребенка.

Пять советов для братьев и сестер

Помните, что вы не одиноки! У каждой семьи есть те или иные жизненные трудности… и да, аутизм связан с разными трудностями… но если вы присмотритесь повнимательнее, то поймете, что не бывает семьи без своих проблем.

Гордитесь своим братом или сестрой. Научитесь говорить об аутизме открыто и рассказывать другим людям, что это за расстройство, без смущения. Если вам будет комфортно говорить на эту тему, то и другие люди не будут испытывать дискомфорта. Если вы будете стыдиться брата или сестру, то ваши друзья почувствуют это и будут вести себя неловко. Как и все остальные братья и сестры в мире, иногда вы будете обожать брата или сестру, а иногда просто возненавидите. Нормально испытывать к ним разные чувства. Порою разобраться в своих чувствах проще с помощью психолога-консультанта, который поможет вам понять, что вы чувствуете. И это будет ваш личный психолог, который будет помогать только вам! Любите своего брата или сестру таким(ой), какой(ая) он(а) есть.

Нормально, если иногда вам будет очень грустно из-за того, как аутизм влияет на вашего брата или сестру. Однако если вы будете грустить или злиться долгое время, то это никому не поможет. Ваша злость не может изменить ситуацию, вы просто станете несчастным. Помните, что ваши мама и папа тоже могут испытывать подобные чувства.

Проводите время с мамой и папой наедине. Иногда нужно делать что-то вместе с ними без вашего брата или сестры, чтобы укрепить ваши семейные связи. И это нормально, если вам нужно побыть одному. Когда в семье у кого-то аутизм, это может потребовать много времени и привлекать много внимания. Вам тоже нужно чувствовать свою важность. Помните, что даже если бы у вашего брата или сестры не было аутизма, вам все равно было бы нужно время побыть наедине с мамой и папой.

Найдите какое-нибудь занятие, которым вы можете заниматься вместе с вашим братом или сестрой. Вы обязательно обнаружите, что общение с братом или сестрой очень обогащает вас внутренне, даже если вы просто соберете вместе головоломку-пазл. Неважно, какие нарушения могут быть у него или у нее, иногда простое нахождение рядом с другим человеком позволяет вам ощутить близость. Брат или сестра будет ждать этих совместных занятий с нетерпением и будет приветствовать вас особой улыбкой.

Пять советов для дедушек и бабушек, а также других родственников

Поддержка родных и близких незаменима. Каждому члену семьи есть, что предложить. Спросите родителей, чем вы можете помочь их семье. Они оценят ваши усилия помочь. Возможно, вы можете посидеть с ребенком, чтобы родители могли провести время вместе, или вы можете помочь с деньгами на частную школу или лечение. Организуйте сбор средств в пользу ребенка. Семье важно знать, что вы готовы поддерживать их и сохранять с ними близкие отношения.

Обратитесь за поддержкой сами. Если вам трудно принять тот факт, что у родного вам человека аутизм, то вам самим нужна поддержка. Ваша семья может быть не в состоянии обеспечить вас подобной поддержкой, так что придется поискать ее на стороне. Таким образом, вы сможете стать сильнее, чтобы поддержать близких и помочь им в решении многих проблем, которые им предстоит решить.

Будьте открыты и честны в отношении расстройства. Чем больше вы об этом говорите, тем лучше вы себя почувствуете. Ваши друзья и семья станут вашей системой поддержки, но только при условии, что вы будете делиться с ними своими мыслями. Поначалу вам может быть сложно говорить о том, что вас беспокоит, но со временем вам станет проще. В конечном итоге ваш опыт в отношении аутизма научит вас и вашу семью очень важным жизненным урокам.

Не осуждайте. Думайте о чувствах семьи и поддерживайте их. Уважайте их решения в отношении своего ребенка с аутизмом. Они пытаются разобраться в различных методах и подходах, скорее всего, они много думают над каждым решением. Постарайтесь не сравнивать детей (с типичными детьми этого тоже лучше избегать). Дети с аутизмом очень разные, но можно добиться того, чтобы каждый ребенок реализовал максимум своего потенциала.

Изучайте информацию об аутизме. Это расстройство встречается в семьях с любым социальным и экономическим статусом. Существуют очень многообещающие исследования, множество возможностей для будущего. Делитесь надеждой с семьей и одновременно занимайтесь самообразованием, чтобы как можно лучше справляться с этим расстройством.

Находите время для каждого ребенка. У вас может быть особенный опыт общения, как с типичными детьми, так и с ребенком с аутизмом. Да, они могут быть разными, но обоим детям важно, чтобы вы проводили с ними время. Дети с аутизмом просто расцветают, когда поддерживается строгий распорядок, так что подумайте о совместных занятиях, которые хорошо структурированы, даже если это просто пятнадцатиминутная прогулка в парке.

Если вы будете ходить в один и тот же парк каждую неделю, то со временем этот опыт будет проходить все лучше и лучше… потребуется лишь время и терпение. Если вы не можете придумать, чем заняться вместе с ребенком, обратитесь за идеями к родителям. Они по достоинству оценят усилия с вашей стороны. Бывают такие случаи, что ребенок полностью выходит из аутизма, хотя при этом остается слишком ранимым.

Детский аутизм – не приговор. Не отчаивайтесь! Ведь даже среди знаменитых людей тоже были аутисты. Это и Вуди Аллен, и Винсент Ван Гог, и Вирджиния Вульф, и даже Леонардо да Винчи. Кто знает, может и ваш ребенок пополнит этот список общепризнанных мировых гениев.

Как помочь ребенку с аутизмом справиться со страхом?

«У меня есть невербальный шестилетний внук с тяжелым аутизмом. Он просто обожает ездить на озеро. Он может гулять там часами. Но однажды, когда мы в очередной раз катались на лодке, он неожиданно испугался звука мотора. С тех пор он пугается любого шума от лодочного мотора и даже не подходит к берегу. Как только он слышит малейший шум лодки (за мили вокруг), он бежит к дому или к машине, где он чувствует себя в безопасности. Как нам помочь ему?»

На вопрос отвечает психолог Джеффри Вуд из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса и Джон Дэниел из отделения организации Autism Speaks. На грант от Autism Speaks доктор Вуд проводит исследование по разработке поведенческой терапии для детей школьного возраста с аутизмом и повышенной тревожностью. Под руководством доктора Вуда исследовательский проект доктора Дэниела работает над адаптацией существующих эффективных методов терапии тревожности для детей с более тяжелыми формами аутизма, осложненными интеллектуальной инвалидностью.

Приведенная ниже информация не может заменить диагностику или лечение и не является заменой очной консультации медицинского специалиста и/или поведенческого аналитика.

Читайте также:  Что делать если болит живот у ребенка? Как помочь ребенку при боли в животе, что давать

Спасибо за ваш вопрос. Мы часто слышим о том, как новые страхи заставляют ребенка отказаться от ранее любимых занятий, например, от наблюдения за поездами, самолетами или даже птицами.
Исследования подтверждают, что тревожность — очень распространенная проблема среди детей (и взрослых) с аутизмом.

Многие дети и взрослые с аутизмом страдают от крайней степени тревожности и фобий. Однако невербальным людям может быть особенно сложно, если они не могут объяснить свои страхи. Это верно независимо от того, находится ли ребенок в спектре аутизма. Без всяких сомнений отсутствие речи осложняет ситуацию, поскольку ребенок не может никому сообщить о том, что вызывает у него или нее тревогу.

Точно так же родители и другие члены семьи могут чувствовать беспомощность, не понимая, как помочь ребенку. Мы знаем, что вам очень тяжело видеть, как ваш внук борется со страхом и тревожностью без какого-либо способа для эффективной коммуникации.

К сожалению, до сих пор недостаточно вариантов лечения для помощи минимально вербальным детям с аутизмом и тяжелой тревожностью.

С помощью Autism Speaks мы сейчас занимаемся разработкой и оценкой программы терапии, в которую включены стратегии для лечения тревожности и фобий для детей с коммуникативными ограничениями. На данный момент шесть детей прошли разработанное нами вмешательство. Мы надеемся, что дальнейшая доработка и научная оценка этой программы смогут помочь многим детям и их семьям.

Тем временем, мы будем делиться и обсуждать нашу программу на различных профессиональных встречах, и мы рады рассказать вам о некоторых стратегиях, которые мы используем.

1. Если возможно, заручитесь помощью специалиста

Очень важно отметить, что разработанные нами стратегии все еще считаются экспериментальными для минимально вербальных детей с аутизмом. Они оказались полезны, когда их проводили подготовленные терапевты, и мы считаем, что родители, бабушки и дедушки и другие члены семьи тоже могут использовать их для помощи детям.

При этом мы рекомендуем вам, если есть такая возможность, обратиться к поведенческому терапевту, который знаком с аутизмом, либо к врачу. Таким образом, вы уменьшите риск, что попытки помочь только усугубят проблему или вызовут у ребенка ненужный стресс.

2. Подойдите к пугающей ситуации в игре, используйте любимых персонажей ребенка

В нашей программе мы используем особые интересы ребенка, чтобы поговорить с ним о пугающей ситуации. У вашего внука есть любимый мультфильм, телепередача или персонаж кино? Например, можно использовать плюшевую игрушку Элмо из «Улицы Сезам», чтобы «проиграть» пугающую ситуацию.

Например, если ребенок боится птиц, то в сценарии игры вы с внуком можете отвести Элмо на воображаемое озеро. Затем кто-то из вас поднесет к нему игрушечную птицу. Элмо может закрыть глаза руками или убежать.

Очень важно, чтобы ребенок активно участвовал в этой истории. Так что поощряйте внука держать или передвигать Элмо и/или игрушечную птицу, чтобы проиграть всю сцену. Если он не готов к этому, попросите его показать, для начала, где птица, а где Элмо.

3. Помогите ребенку распознавать эмоции

Одна из задач такого игрового подхода — мягко помочь ребенку определять собственные эмоции. Этот процесс может быть достаточно простым — показать на картинку с испуганным Элмо, который видит птицу и сказать: «Элмо испугался». Как вы, вероятно, знаете, если ребенок невербален или минимально вербален, это еще не значит, что он не понимает язык.

Распознавание эмоций может быть важным первым шагом в разработке стратегий, которые помогут справиться с ситуацией. Когда персонаж моделирует тревожность, это помогает многим детям подумать о том, что их пугает — провести связь между ситуацией и чувством страха.

4. Придумайте успокаивающую фразу или «мантру»

Мы обнаружили, что повторение короткой успокаивающей фразы или мантры помогает многим детям с аутизмом столкнуться с пугающей ситуацией. Например, если ребенок преодолевает страх перед птицами, то это может быть фраза: «Птички наши друзья». Если же ребенок боится шума самолетов, то это может быть: «Самолеты классные».

Некоторые минимально вербальные дети могут повторить короткую фразу за взрослым. Некоторые будут повторять одну и ту же фразу или фразы снова и снова. Если у ребенка совсем нет устной речи, что фразу повторяет член семьи. Наш опыт показывает, что для некоторых детей очень важно слышать фразу, чтобы успокоиться.

Затем, мы объединяем эти шаги вместе:

5. Проиграйте воображаемый сценарий с новой мантрой

Как только ребенок потренировался в определении страха у игрушечного персонажа, вы можете изменить сюжет истории. Вместо того, чтобы убежать, Элмо может подождать в воде и посмотреть, как птица улетит. Он может услышать крик птицы и сказать: «Ух ты, как громко!», оставаясь в воде. Затем член семьи и/или ребенок повторяют успокаивающую мантру.

Как мы уже говорили ранее, по нашему опыту, очень важно поощрять ребенка активно принимать участие в игровом сценарии. Так что поощряйте вашего внука держать одну из игрушек или хотя бы указывать на них, пока вы их передвигаете.

Другое важное условие — убедитесь, что игра остается веселой и позитивной. Другими словами, не бойтесь веселиться и не будьте слишком серьезны!

В нашей программе мы проигрываем такой сценарий как минимум несколько раз, прежде чем мы переходим к так называемой фазе «контакта», которая описывается ниже.

6. Помогайте ребенку контактировать с ситуацией очень постепенно, медленно и безопасно

После проигрывания сценария с участием пугающей ситуации, животного или предмета, ваш ребенок может быть готов к тому, чтобы просматривать видео с этой ситуацией. Возможно, для начала вам стоит проигрывать видео с выключенным звуком.

Это самый важный шаг в уменьшении симптомов тревожности. Очень важно помнить о ключевом открытии в исследованиях тревожности: человек должен сталкиваться с пугающей ситуацией очень постепенно, и при этом он должен получать утешение и поддержку.

Например, если ребенок боится какого-то животного, то мы можем начать с просмотра видео с этим животным в Интернете. Мы можем выключить звук, чтобы уменьшить возможный стресс. Одновременно мы будем повторять успокаивающую мантру и поощрять ребенка делать то же самое.

Если ребенок боится птиц, то мы будем показывать ему видео с разными видами птиц. Это поможет нам добиться того, что мы называем «обобщением». Это способность применять наши знания в разных ситуациях. В данном случае, мы хотим, чтобы ребенок познакомился с разными птицами, которые по-разному двигаются и издают разные звуки.

Ключевое слово, о котором ни в коем случае нельзя забывать — это постепенность. В течение первой недели ребенок может смотреть одно очень короткое видео без звука каждый день. На этой стадии терапии очень важно хвалить ребенка и/или награждать его каждый раз, когда он просматривает видео. Наградой может быть любимое лакомство ребенка или любимое занятие.

На следующем шаге вы можете просматривать видео с включенным, но очень тихим звуком, не забывая при этом об успокаивающей мантре.

7. Переход в реальный мир

Когда просмотр видео с пугающей ситуацией больше не вызывает никакой тревожности, следующий шаг — наблюдение за реальной птицей на расстоянии. В последующих ситуациях мы можем подходить чуть-чуть ближе. Финальным аккордом может стать поход в зоопарк или птичий заповедник, где можно рассмотреть птиц вблизи.

Хотя мы рассказывали только про страх птиц, такую же терапию можно использовать для уменьшения страха перед самыми разными предметами или ситуациями.

В каждом отдельном случае необходимо тщательно планировать каждый шаг в соответствии с потребностями ребенка. В нашей программе основной упор делается на то, что ребенок должен всегда чувствовать, что он контролирует ситуацию, и не должен испытывать слишком сильного страха.

Не менее важно, чтобы ребенок демонстрировал желание пробовать каждый последующий шаг.

Привыкание

Цель в том, чтобы добиться «привыкания» у ребенка. Привыкание — это форма обучения, когда человек перестает реагировать на ситуацию после ее многократного повторения. В случае ситуаций, вызывающих тревожность, привыкание означает уменьшение страха при условии соответствующей поддержки.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Ребенок-аутист: как ему помочь?

Многие родители после беседы со специалистом испытывают шок, узнав, что у их ребенка диагностирован аутизм. Как помочь такому малышу приспособиться к окружающему миру?

Что такое аутизм?

Аутизм — это расстройство психики, которое характеризуется сильным дефицитом внешних взаимодействий с другими людьми и окружающим миром в целом, склонностью к однообразию и неизменности, крайней узостью интересов. Его зачатки могут быть обнаружены еще в младенчестве.
У мальчиков это расстройство встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Виды аутизма у детей

Специалистами выделено две группы этой патологии:

  • Собственно аутизм — классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера, детский аутизм;
  • Патологии аутистического спектра — синдром Аспергера, атипичный аутизм, синдром Ретта, дезинтеративное детское расстройство.

По возрастному критерию выделяют:

  • Ранний детский аутизм (до 3-летнего возраста);
  • Детский аутизм (с 3 до 10 лет);
  • Подростковый аутизм (от 11 до 18 лет).

С возрастом меняется и клиническая картина заболевания.

Классификации детского аутизма

По классификации О.С. Никольской выделяют 4 группы детей с аутизмом. Она основана на тяжести проявления симптомов, основного синдрома и прогноза.

Первая группа

Дети из этой группы имеют наиболее ярко выраженные нарушения. Для них характерен полный отказ от речевого общения при сохранной физической способности к произношению слов, постоянная однообразная самостимуляция, полевое поведение, неспособность к самообслуживанию и удовлетворению своих базовых потребностей.

Наиболее сильно выраженная их черта — отрешенность от внешнего мира.

Вторая группа

Главная черта детей этой группы — непринятие каких-либо изменений в реальности.
Они стараются, чтобы в их мире все было однообразным и неизменным. Такие ребята проявляют сильную агрессию и негативизм, если что-то стало не так, как раньше. Аутисты второй группы пользуются речью, но она шаблонная и чаще всего основана на повторах за другими людьми слов или фраз.

Третья группа

У этих детей хорошо выражено замещение реальности. Их поведение более сложное, имеют узкий круг интересов, способны к короткому диалогу. Аутисты третьей группы обладают широкими познаниями в одной выбранной ими области, но их представления о реальной жизни крайне малы. От здоровых детей они отличаются полной неспособностью к компромиссам, рискам и нежеланием вносить в свою жизнь что-то новое.

Четвертая группа

Ребенок способен к произвольному поведению, но быстро устает от социальных контактов. Такие дети очень ранимы, робки, рассеяны. У них проблемы с выполнением правил, инструкций, концентрацией внимания.

Причины возникновения аутизма у ребенка

Болезнь возникает из-за нарушения структур головного мозга. Патология является врожденной, поэтому родителям не стоит винить себя в рождении ребенка с таким расстройством.

Причинами аутизма чаще всего выступают:

  • Нарушение функционирования гиппокампа, лобных долей головного мозга, мозжечка, височных долей. Гиппокамп отвечает за долговременную память, ориентацию в пространстве, лобные доли за поведение, височные доли за обработку слуховой информации, мозжечок за координацию движений, речь, эмоции. У детей с аутизмом эти отделы мозга уменьшены. Височные доли и гиппокамп влияют на получение удовлетворения от социальных взаимодействий. Поэтому у детей — аутистов крайне слабо выражены эти психические функции.
  • Наследственная предрасположенность. В семьях, где уже рождались дети с аутизмом или имеются родственники с умственной отсталостью, эпилепсией, обсессивно-компульсивными расстройствами, повышен риск рождения ребенка с аутизмом.
  • Возраст родителей. Вероятность рождения малыша с аутизмом возрастает, если возраст матери старше 40 лет, а отцу больше 50.
  • Ожирение матери. У женщин, страдающих от нарушения метаболизма, возрастает риск появления ребенка — аутиста.
  • Перенесенная краснуха или другое вирусное заболевание во время вынашивания плода. Хромосомные патологии, нарушение их числа или структуры.

Признаки аутизма у детей

У детей аутистов есть 3 общих черты — стереотипные движения, ритуалы; дефицит социальных взаимодействий; нарушение коммуникации.

Эмоции и взаимодействие с миром

  1. У ребенка отсутствует потребность во взаимодействии с людьми;
  2. Он не проявляет реакцию на родителей, не улыбается в ответ, не просится на руки, не смотрит в глаза, не интересуется сверстниками;
  3. У них маловыразительная мимика, такие дети могут внезапно рассмеяться или заплакать из-за лишь им известного внутреннего стимула;
  4. Ребенок не понимает эмоций окружающих;
  5. Он не старается привлечь к себе окружающих, если ему нужна помощь.

Занятия и интересы детей аутистов

Малыш интересуется не игрушками, а их определенными деталями. Например, увидев куклу, он начинает изо дня в день расчесывать ей волосы или крутить одно, или несколько колес у машинки. В его играх нет социальных ролей, они носят только ему понятный смысл. Кроме того, ребенок с аутизмом склонен играть не игровыми вещами.

Аутисты зацикливаются на одном и том же занятии. Например, они могут изо дня в день в одно и то же время смотреть серию фильма, каждый день в назначенное время играть одной игрушкой, носить только определенную одежду, употреблять только конкретный вид пищи. Даже если ребенок использует несколько вариантов, он применяет их в строго определенной последовательности.

Речь ребенка аутиста

Дети с аутизмом говорят о себе только во втором или третьем лице. Присутствует склонность к повторам. Например, они не отвечают на вопрос, а лишь повторяют его формулировку. Они не реагируют на свое имя.

Если наступает возраст любознательности, то все вопросы однообразны и не несут практического смысла. Иногда такой период не наступает вообще. В тяжелых случаях речевая функция или не развивается, или носит только определенные слова для обозначения своих нужд.

Стереотипность аутизма у детей

Такие дети могут гулять только по определенному маршруту, есть определенную еду в одно и то же время, совершать однообразные бессмысленные движения. При попытке вмешаться в их неизменность они демонстрируют агрессию. У аутистов нередко бывают навязчивые страхи и идеи, склонность к аутоагрессии.

Диагностика аутизма у ребенка

При подозрении на аутизм нужно сначала обратиться к логопеду, сурдологу, офтальмологу. Они выяснят, есть ли нарушения в развитии слуха, речи и зрения. Если этих нарушений нет, нужно обратиться к психологу или психиатру. Для диагностики применяют УЗИ головного мозга, ЭЭГ, тестирование с помощью спецопросников.

Читайте также:  Пальчиковые игры для детей

Как помочь ребенку с аутизмом?

В первую очередь нужно принять, что для ребенка аутизм не болезнь, а состояние. Он другой, не такой как все. Он видит, слышит, воспринимает окружающий мир совершенно иначе, чем остальные люди. От мам и пап требуется создать благоприятную и предсказуемую среду в семье и дома. Так аутист будет меньше пугаться и станет более восприимчив к обучению и общению.

Родители и специалисты должны формировать необходимые для обучения навыки. Например, развить зачатки речи, научить устанавливать контакт, проводить имитацию социальных ролей. Обучать наблюдению, создавать эмоциональный контакт.

Очень важно научить маленького аутиста справляться с агрессией, зацикленностью, страхами. Нужно выявить и устранить факторы, усугубляющие у ребенка эти состояния. Также специалисты проводят АВА-терапию, лечение медикаментами, могут прописать безглютеновую диету.

Помочь аутисту можно путем создания благоприятной обстановки, обучения навыкам взаимодействия, самообслуживания, проведения регулярных занятий у психолога, психиатра, логопеда.

Как помочь ребенку с аутизмом?

Десять лет назад резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 2 апреля в календаре было обозначено как Всемирный день распространения информации об аутизме. Предполагается, что в этот день специализированные государственные и общественные организации будут проводить лекции или выпускать буклеты.

Педагоги АРДИ «Свет» одними из первых во Владимире стали заниматься с детьми-аутистами. В минувший понедельник в областной библиотеке для детей и молодежи они провели семинар для специалистов, работающих с ребятами с расстройствами аутистического спектра. Ведущая семинара Валентина Тюлина, игротерапевт ВООО АРДИ «Свет», педагог высшей категории, автор книги «Воспитание ребенка с аутизмом в семье» стала собеседником «ВВ».

– Валентина Борисовна, как родилась идея написать книгу?

– Книга – это мой обобщенный опыт родителя ребенка с РАС и педагога АРДИ «Свет». Она в первую очередь адресована семьям, где растут дети с РАС, но будет, думаю, полезна и другой аудитории, потому что очень важно и родителям, и педагогам, и обществу избавиться от мифов об аутизме.

– В чем же заключаются эти мифы?

– Прежде всего, в неправильном определении что такое аутизм и, соответственно, непонимании, как реагировать на те или иные его проявления. Например, одно из самых распространенных заблуждений: человек с аутизмом живет в своем мире и ему там хорошо. Это неправда. Человек с аутизмом живет в нашем мире и ему здесь нехорошо. В первую очередь из-за того, что аутичный ребенок испытывает огромные трудности восприятия окружающей среды. Он может физически страдать от, например, незаметного для обычного человека шума улицы, пения птиц, звука капели.

Также распространен миф, что человек с аутизмом не испытывает потребности в общении, любви, дружбе. Это не так, как и то, что аутичные люди более агрессивны, чем обычные. Правда в том, что спектральный ребенок испытывает такой дискомфорт, такие сенсорные перегрузки, о которых не может сообщить. От этой неспособности высказаться он испытывает отчаяние, которое может перейти в гнев. Возможно, в какой-то ситуации это для него единственный возможный способ защиты.

Еще одно заблуждение: аутизм – результат «холодного» воспитания. Причины аутизма биологические, воспитание здесь ни при чем. Например, принято считать, что излишняя избирательность в еде, свойственная людям с РАС, – это всего лишь капризы, избалованность. Вовсе нет! Это связано с особенностями обмена веществ при аутизме.

– Есть ли данные о причинах возникновения заболевания?

– Причины появления аутизма науке пока неизвестны. Ученые едины во мнении, что расстройства аутистического спектра провоцируются комплексом факторов. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, независимо от места проживания, расы, социального уровня и т.д.

– Можно ли вылечить аутизм?

– На данный момент в мире нет медицинских способов лечения аутизма, не зафиксировано ни одной достоверной, научно доказанной медикаментозной практики. Другое дело, что аутизм часто идет в сопровождении других заболеваний, которые можно и нужно лечить.

Однако, как и при любом заболевании, в аутизме важна ранняя диагностика. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем лучше будут результаты социализации, коммуникации. При этом стоит учитывать, что «вариаций» аутизма много, поэтому выбор методов коррекции строго индивидуален.

– В каком возрасте можно поставить диагноз?

– Обычно первые симптомы РАС заметны, когда ребенку около года. Как правило, к 18 месяцам диагноз можно поставить с высокой точностью, хотя чаще врачебное заключение дается гораздо позже. Мой родительский опыт подсказывает: не ограничивайтесь одним специалистом, покажите ребенка врачам в другой клинике, в другом городе.

– Как помочь ребенку с РАС? С чего начать? Может быть, с нетрадиционной медицины?

– Категорически не советую! Обращаться следует только в традиционные медучреждения – для начала по месту жительства или в региональную специализированную клинику. Лучше остерегаться всякого рода альтернативной медицины: вероятность нарваться на шарлатанов велика, понести материальные и моральные потери тоже, а вот получить квалифицированную помощь шансов мало.

Семьям с детьми с аутизмом большую информационную и психологическую поддержку могут оказать родительские сообщества. Например, одно из направлений работы АРДИ «Свет» – оказание психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра, консультирование их родителей. Встреча с людьми, которые не понаслышке знакомы с вашими ежедневными проблемами, – бесценный опыт и реальная помощь.

Здоровье ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Здоровье ребенка
  • Как помочь ребенку, страдающему аутизмом

Советы родителям по поводу лечения и обучения детей, страдающих расстройствами аутистического спектра

Как помочь ребенку, страдающему аутизмом

У родителей есть много способов помочь ребенку с расстройствами аутистического спектра. Однако при этом важно обеспечить себе необходимую поддержку. Когда вы воспитываете ребенка с данными расстройствами, забота о себе – не роскошь и не проявление эгоизма, а необходимость. Сила духа поможет вам стать самыми лучшими родителями. Рекомендации, предложенные ниже, помогут вам облегчить жизнь с ребенком, страдающим аутизмом.

Руководство для родителей по поддержке и лечению ребенка с аутизмом

Если вашему ребенку недавно поставили диагноз «расстройство аутистического спектра», вероятнее всего, вы испытываете тревогу по поводу будущего. Никто не готов услышать, что его ребенок нездоров и несчастлив, и диагноз «расстройство аутистического спектра» звучит пугающе. Вы можете не знать, как лучше всего помочь ребенку, или чувствовать себя сбитыми с толку противоречивыми советами о лечении. Или, возможно, разговоры о неизлечимости аутизма вселяют в вас мысль о тщетности любых усилий.

Хотя расстройства аутистического спектра и нельзя «перерасти», существует много способов помочь ребенку освоить новые навыки и преодолеть трудности развития. Государственные программы, обучение на дому, поведенческая терапия, специальные программы школьного обучения – все эти средства могут удовлетворить потребности ребенка. Придерживаясь намеченного плана лечения, а также ощущая любовь и поддержку, ребенок сможет эффективно учиться, расти и развиваться.

Не ждите, пока диагноз подтвердится

Будучи родителем ребенка с расстройством аутистического спектра, самое лучшее, что вы можете сделать – начать лечение прямо сейчас. Ищите помощь, как только вы заподозрите, что с ребенком что-то не так. Не ждите, пока симптомы пройдут сами или ребенок их перерастет. Не ждите и официального диагноза. Чем раньше ребенок с расстройствами аутистического спектра получит помощь, тем больше он получит шансов на успешное лечение. Ранее вмешательство – наиболее эффективный способ ускорить развитие ребенка и уменьшить частоту проявлений аутизма в течение всей жизни.

Если ваш ребенок страдает аутизмом

  • Узнайте больше об аутизме. Чем больше вы знаете о расстройствах аутистического спектра, тем лучше будете подготовлены к принятию решений о лечении. Изучайте методы лечения аутизма, задавайте вопросы, участвуйте в принятии всех решений о лечении.
  • Изучите все проявления аутизма у вашего ребенка. Выясните, что вызывает у ребенка негативное поведение, а что влияет положительно. Что вызывает стресс или пугает вашего ребенка? Что успокаивает, раздражает, веселит? Если вы разберетесь в факторах, влияющих на поведение ребенка, это поможет в дальнейшем решать проблемы и предотвращать сложные ситуации.
  • Примите все особенности вашего ребенка. Вместо того чтобы акцентировать внимание на том, чем ребенок отличается от остальных и чего ему не хватает, примите его со всеми достоинствами и недостатками. Акцентируйте взимание на положительной стороне его личностных особенностей, радуйтесь маленьким достижениям и перестаньте сравнивать его с другими детьми. Ощущение того, что его любят и принимают, поможет ребенку достичь максимальных результатов.
  • Не сдавайтесь. Невозможно предугадать развитие расстройства аутистического спектра. Поэтому не делайте поспешных выводов о том, как сложится жизнь вашего ребенка, как и все остальные, люди, страдающие аутизмом, способны развиваться и приобретать новые навыки на протяжении всей жизни.

Рекомендация 1. Создайте распорядок и безопасную обстановку

Изучение всевозможной информации об аутизме и участие в его лечении – длительный процесс. Для облегчения жизни и себе, и ребенку, придерживайтесь таких рекомендаций.

  • Будьте последовательны. Детям, страдающим от расстройств аутистического спектра, тяжело дается обучение вне дома (в кабинете психолога или в школе). Например, ребенок может использовать для коммуникации в школе язык жестов, но никогда не делать этого дома. Создание стабильного окружения – самый лучший способ улучшить обучение ребенка. Узнайте, какие методы использует психолог при работе с ребенком, и используйте их дома. Предложите психологу проводить сеансы в разных местах, чтобы ребенок привыкал к обучению в разной обстановке. Также важно быть последовательным во взаимодействии с ребенком и реакции на его поведение.
  • Придерживайтесь четкого распорядка дня. Дети, страдающие расстройствами аутистического спектра, лучше всего обучаются, придерживаясь постоянного распорядка. Это также связано с необходимостью стабильного окружения и последовательности в действиях. Установите для ребенка распорядок, отведите определенное время для приема пищи, занятий с психологом, учебы и сна. Старайтесь свести отклонения от установленного графика до минимума. Если изменения в распорядке неизбежны, подготовьте ребенка к этому заранее.
  • Поощряйте хорошее поведение. Положительные изменения в поведении ребенка с расстройствами аутистического спектра – долгий процесс, поэтому постарайтесь замечать маленькие шаги ребенка на этом пути. Хвалите его, когда он хорошо себя ведет или приобретает новый навык. Прямо говорите о том, за что вы хвалите ребенка. Ищите новые способы отметить его хорошее поведение: придумайте для него какую-нибудь символическую награду или позвольте поиграть с любимой игрушкой.
  • Создайте дома безопасное место для ребенка. Выделите в доме место, где ваш ребенок сможет отдыхать и чувствовать себя в безопасности. Так он научится устанавливать границы. Обозначить данное место можно с помощью визуальных знаков, например, оградить «безопасную зону» цветной лентой или обозначить предметы с помощью картинок. Можно также сделать весь дом безопаснее, особенно если ваш ребенок испытывает приступы гнева или проявляет другое поведение, которое может привести к травмам.

Рекомендация 2: Найдите способы невербального общения с ребенком

Связь с ребенком, страдающим расстройством аутистического спектра, установить сложно. Но если не разговаривать или даже не прикасаться к ребенку, с ним можно установить общение при помощи других способов. Общение происходит, когда вы смотрите на ребенка, когда меняете тон голоса или используете язык тела. То, как вы прикасаетесь к малышу – важный способ коммуникации, даже если он никогда не говорит. Нужно только выучить язык, с помощью которого малыш общается с вами.

  • Обращайте внимание на невербальные сигналы. Проявив достаточно внимания, вы сможете заметить невербальные сигналы, которые посылает ребенок. Обращайте внимание на издаваемые им звуки, выражение лица, жесты, которые он использует для обозначения усталости, голода или других потребностей.
  • Узнайте, что вызывает у ребенка приступы истерики. Когда вас не понимают или игнорируют, вы расстраиваетесь. То же самое происходит и с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра. Причиной плохого поведения ребенка часто бывает то, что вы не замечаете его невербальных сигналов. Приступы истерики – это их способ общаться, переживать фрустрацию и привлекать ваше внимание.
  • Уделяйте время развлечениям. Дети, страдающие расстройствами аутистического спектра, в первую очередь дети. И им, и родителям больше необходима полноценная жизнь, чем лечение. Обязательно планируйте время для игр. Подумайте, что заставляет ребенка улыбаться или смеяться и делает более открытым. Придумайте совместные занятия, которые подарят веселье вам обоим. Вероятно, ребенку понравятся занятия, в которых он не будет видеть лечение или обучение. В совместных занятиях, приносящих положительные эмоции, есть масса преимуществ. Игра – это основная часть обучения детей, при этом она не доставляет им труда.
  • Обращайте внимание на сенсорную чувствительность вашего ребенка. Многие дети с аутизмом чувствительны к свету, звукам, вкусам, прикосновениям и запахам. Некоторые дети с этим заболеванием, наоборот, недостаточно чувствительны к сенсорным стимулам. Выясните, какие взгляды, звуки, запахи, движения или тактильные ощущения вызывают у вашего ребенка плохое поведение, а какие – хорошее. Что вызывает стресс у ребенка? Что его успокаивает, раздражает, радует? Если вы поймете, что влияет на малыша сильнее всего – вы сможете лучше справляться с проблемами, предотвращать сложные ситуации и формировать положительный опыт.

Рекомендация 3. Разработайте персональный план лечения

Сегодня доступно так много методов лечения аутизма, что иногда бывает сложно выбрать подход, который подходит именно вашему ребенку. Вы услышите множество разных, иногда даже противоречивых советов от родителей, учителей и врачей. Разрабатывая для ребенка план лечения, помните о том, что не существует единого средства, которое подошло бы всем. Каждый человек, страдающий расстройством аутистического спектра, уникален, со своими слабостями и сильными сторонами.

Хороший план лечения:

  • основывается на интересах ребенка;
  • предполагает четкий распорядок;
  • строит обучение на последовательности простых задач;
  • предполагает тщательно спланированные занятия;
  • укрепляет положительное поведение ребенка;
  • включает родителей в процесс лечения.

Лечение ребенка должно соответствовать его индивидуальным потребностям. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой, поэтому лучше других разбираетесь в его потребностях. Задайте себе такие вопросы:

  • В чем состоят сильные стороны моего ребенка, а в чем слабые?
  • Какое поведение ребенка вызывает проблемы, каких важных навыков ему не хватает?
  • Каким способом мой ребенок лучше всего обучается – наблюдая, слушая или делая?
  • Что приносит удовольствие моему ребенку и как эти занятия использовать в его лечении и обучении?

Наконец, запомните: неважно, какой план лечения вы выберете, важно то, насколько вы сами будете участвовать в этом процессе. Вы очень поможете ребенку, если будете участвовать в лечении вместе с психологом, придерживаясь его рекомендаций дома. Поэтому для положительного результата важно и ваше хорошее самочувствие.

Выбор методов лечения

Существует огромное количество средств и методов лечения аутизма. Некоторые из них направлены на устранение плохого поведения, развитие коммуникативных и социальных навыков, другие – на развитие сенсорной интеграции, моторики, эмоциональной сферы и чувствительности к еде.

При таком разнообразии методов важно самому изучить их, проконсультироваться с экспертами, задавать им вопросы. Однако не стоит полагаться только на один метод лечения. Целью лечения должно быть устранение уникального набора симптомов, которые проявляются у ребенка. Часто это требует комплексного лечения с использованием нескольких методов.

Традиционное лечение аутизма включает в себя поведенческую терапию, развитие навыков речи, игровую терапию, физиотерапию и развитие навыков правильного питания. При этом следует помнить о важности постоянного распорядка. Следует постоянно придерживаться разработанной программы. Прежде всего следует подумать, какие навыки и модели поведения наиболее важны, и развивать их в первую очередь. Вылечить все симптомы сразу невозможно.

Рекомендация 4. Ищите помощь и поддержку

Уход за ребенком с расстройством аутистического спектра требует много энергии и времени. Иногда вы можете чувствовать себя потрясенными, подверженными стрессу или обессиленными. Воспитание ребенка – занятие непростое, особенно воспитание ребенка с особыми потребностями. Чтобы быть хорошим родителем для своего ребенка, в первую очередь вам нужно позаботиться о себе.

Не полагайтесь во всем только на свои силы. Вам не нужно делать все собственноручно! Есть много мест, куда вы можете обратиться за советом, защитой и поддержкой:

  • Группы поддержки для людей с расстройствами аутистического спектра. Участие в работе таких групп – хороший способ познакомиться с другими семьями, испытывающими подобные трудности. Родители делятся между собой информацией, спрашивают советы друг у друга и оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Просто общаясь с такими же семьями и делясь своим опытом, родители детей с расстройствами аутистического спектра избавляются от чувства изолированности.
  • Услуги няни. Каждый родитель нуждается в перерывах для отдыха. А родители, воспитывающие ребенка с расстройством аутистического спектра, тем более. Можно временно поручить обязанности по уходу за ребенком няне, получив отдых на несколько часов, дней или даже недель.
  • Индивидуальная или семейная консультация у психолога. Если вы испытываете стресс, беспокойство или депрессию, можете проконсультироваться у психолога или психотерапевта. Это безопасный способ открыто поговорить обо всем, что вы чувствуете. Семейная психотерапия поможет выявить проблемы, которые возникают в жизни семьи в связи с расстройством ребенка, и наладить взаимоотношения.
  • Службы раннего вмешательства (для детей до двух лет). Дети до двух лет могут получить помощь в рамках программы раннего вмешательства. Для того чтобы принять участие в данной программе, ребенок сначала должен пройти процедуру тестирования. Если оно подтвердит наличие у ребенка проблем с развитием, с ним начнут работать специалисты. Помощь ребенку включает в себя поведенческую, игровую терапию, физиотерапию и развитие навыков речи. Целью данной программы является подготовка ребенка к детскому саду. Занятия проходят на дому или в медицинских учреждениях. Чтобы узнать адрес такого учреждения, обратитесь к педиатру, у которого наблюдается ваш ребенок.
  • Специальные образовательные учреждения (для детей от трех лет). Дети возрастом от трех лет и старше могут обучаться по специальным программам. Как и программы раннего вмешательства, обучение во вспомогательных группах детского сада или в специализированных классах школы направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка. Дети с расстройствами аутистического спектра обучаются в малых группах с другими детьми, имеющими задержку развития. Таким образом, им уделяется больше внимания, и их обучение имеет индивидуальный характер. Однако дети должны часть своего учебного дня проводить в обычной группе/классе (длительность этого времени зависит от способностей ребенка). Это делается с целью создания для ребенка условий, которые не будут ограничивать его и он сможет эффективно учиться.

Прежде всего необходимо, чтобы ребенок прошел тестирование в детском саду или школе. По результатам тестирования составляется индивидуальный план обучения, который определяет цели обучения ребенка на учебный год. В нем также определяются специальные средства, которые помогут достичь данных целей.

Помните, что вы и ваш ребенок имеете право:

  • На участие в программе раннего вмешательства от начала до конца.
  • Не соглашаться с рекомендациями школьной системы.
  • На независимую оценку способностей и потребности в обучении.
  • Требовать встречи со специалистом каждый раз, когда вы почувствуете, что в этом есть необходимость.
  • На бесплатную или дешевую юридическую помощь в случае, если вы не сможете договориться со школой.

«У вашего ребенка аутизм» – 5 советов родителям, узнавшим эту новость

1. Не пропустите тревожные признаки

Еще до постановки точного диагноза важно не упустить время и начать раннее вмешательство. Чем раньше родители обратят внимание на первые симптомы у ребенка, указывающие на возможное расстройство аутистического спектра, тем быстрее и эффективнее может быть оказана помощь.

Вот некоторые из возможных признаков-ориентиров для обращения к специалисту: звуки, одинаковые во всех ситуациях (голод, злость, интерес, раздражение, радость), нежелание тактильного контакта, отстранение во время объятий и ласк, нежелание продлить тактильный контакт, отсутствие ответной улыбки и контакта глазами, пониженная чувствительность к боли, необычная привязанность к предметам, агрессия.

Мария Мальцева: «Первое – это абсолютно любые грубые сложности в коммуникации с ребенком. Он не улыбается в ответ, когда мама или бабушка на него смотрят. Он не отвечает глазами: если маленькому ребенку просто посмотреть в глаза и улыбнуться, он сразу же глазками в глазки посмотрит и тоже начнет рожицы строить. Этого у ребенка с аутизмом вы не увидите. У ребенка с аутизмом не будет правильно формироваться речь и даже звуки, которые ей предшествуют. Любая мама к двум месяцам знает: вот он захныкал, потому что живот болит, вот проснулся, вот ему скучно, вот на ручки хочет, потому что эти звуки – предшественники речи. Если звуки непонятные и всегда одинаковые, это повод, чтобы начать искать специалистов хотя бы для первичной диагностики».

Здесь можно пройти сертифицированный онлайн-тест на возможный риск аутизма у ребенка, рассчитанный на детей в возрасте 16-30 месяцев. Прохождение теста занимает несколько минут.

2. Убедитесь, что диагноз верный

В международной практике диагноз «аутизм» ставит не один врач, а группа специалистов, чтобы исключить возможную ошибку. Если вам как родителю кажется, что есть повод для беспокойства, не тяните и покажите ребенка специалистам.

Комплексная диагностика аутизма может включать в себя: наблюдение ребенка и его взаимодействия с людьми и предметами в разных обстановках, физический осмотр, психологические тесты, генетическое исследование, неврологическое исследование, оценку речи и сенсомоторики, оценку когнитивных способностей, историю семьи. Сам диагноз может быть поставлен в психоневрологическом диспансере.

Мария Мальцева: «Аутизм – это не заболевание, а синдром. И к такому синдрому приводят разные причины, и иногда это генетическое заболевание, иногда оно связано с тем, что у ребенка в организме не усваиваются или не образуются нужные аминокислоты. И такому ребенку срочно их нужно компенсировать, но не на глаз. И если есть у родителей финансовая и территориальная возможность обратиться к генетикам и получить помощь, лучше это сделать, убедиться, что нет генетического синдрома, и спокойнее жить дальше. Потому что часть генетического аутизма лечится, когда корректируется метаболизм».

На постановку диагноза уйдет некоторое время. Аутизм – диагноз, который невозможно поставить за одно посещение врача. Для постановки точного диагноза лучше всего обратиться в организации системы ранней помощи и профильные центры. При отсутствии в вашем городе специализированного центра раннего вмешательства, первым шагом к постановке диагноза станет первичное посещение терапевта и получение направлений к следующим специалистам.

Опасность неточной диагностики может привести к тому, что вместо аутизма у вашего ребенка будут «выявлены» перинатальная энцефалопатия, гиперактивность, церебральный паралич, органическое поражение мозга, алалия с последующим «лечением».

Мария Мальцева: «Увы, хороших специалистов по диагностике у нас единицы, и не во всех городах они есть. На самом деле оптимальный вариант – если в городе есть такая структура, как система ранней помощи. В любом случае это лучше, чем районный невролог или психиатр, который, скорее всего, не сумеет нормально ни диагностировать, ни помочь.

Просто потому, что у нас в стране пока этих специалистов не учат ни диагностировать аутизм, ни, тем более, корректно оказывать помощь. У нас часть этого диагноза ставится психиатрами, которые даже не знают современной номенклатуры. Опять же, потому что их учат по старым советским программам, и они либо недодиагностируют аутизм, либо ставят диагноз «шизофрения». Это некорректная диагностика и некорректная помощь. Таким же образом может промахнуться невролог, который вообще ни в одной стране мира, кроме России, этот диагноз не ставит».

Здесь можно записаться на консультативно-диагностическое обследование.

3. Обратитесь к психотерапевту сами

Новость о том, что у вашего ребенка диагностировано расстройство аутистического спектра, травматична. Это стресс, с которым большинство родителей не в состоянии справиться самостоятельно. И здесь действует правило, применяемое в самолете: «Наденьте маску сначала на себя, потом на ребенка». Мама, изо всех сил желающая помочь своему ребенку (реабилитироваться, социализироваться, приобрести полезные навыки), в первую очередь должна помочь самой себе: принять эту новость и научиться поддерживать себя в ресурсном состоянии. Лучше всего с этой задачей может помочь справиться хороший психотерапевт.

Мария Мальцева: «Если ребенку поставили любой тяжелый диагноз – аутизм, онкологию, детский церебральный паралич – первое, что нужно сделать родителям – обратиться к психологу. К хорошему, безусловно, не к какому попало. Он научит родителей поддерживать свое душевное состояние, чтобы помогать ребенку. Без психологической помощи родители очень быстро или выгорят, или дойдут до невроза и не смогут помогать ребенку так долго, как это нужно.

А ребенку с аутизмом нужно помогать годами и десятилетиями, это фактически будет вторая работа. Если мама утонет в депрессии, ребенок утонет вслед за ней. А избежать депрессии при таком диагнозе практически невозможно. Сверхважно, чтобы мамы шли к психологу. Когда мама напряженная и напуганная, ребенок пугается еще больше сам.

А мама через полтора года после постановки диагноза боится всего и всех: на улице людей боится, специалистов боится, к детям другим подойти боится. Представьте, как ребенку с этим жить? Как жить с мамой, которая непрерывно невербально сигнализирует о том, что “нас сейчас побьют”?»

Кризисная поддержка и консультирование по телефону для москвичей – здесь.

4. Найдите родителей детей-аутистов и нужных специалистов в своем городе

В первую очередь, знакомство с другими родителями необходимо для поддержки и понимания, что вы не одни такие. В пространстве людей, переживающих схожую с вашей ситуацию, проще сориентироваться, поделиться страхами, переживаниями, поговорить по душам. Еще одна задача, которую решает сообщество родителей, – поиск и проверка информации.

Если родитель присоединяется к уже существующей группе людей, он может воспользоваться их знаниями и опытом и сэкономить собственные время, силы и деньги. Можно поискать подобные сообщества в социальных сетях по запросам «аутизм_название города», «особенные дети_название города», спросить контакты других родителей у специалистов, обратиться по электронной почте к представителям проверенных фондов или поискать информацию на сайтах, запросить информацию у координаторов ассоциации «Аутизм-регионы».

Мария Мальцева: «Желательно выходить на родительские сообщества своего города. Но не с целью сделать своему Васеньке то, что помогло соседскому Петеньке. Так не бывает. А с целью найти специалистов, о которых есть хорошие отзывы. Скорее всего, это будет комплекс».

Здесь можно посмотреть список столичных и региональных организаций, оказывающих помощь детям с РАС.

Терапия при аутизме всегда комплексная. В подборе оптимальных методов и выстраивании определенного алгоритма действий в идеале должны быть задействованы сразу несколько специалистов: психолог, эрготерапевт, арт-терапевт, дефектолог, педагог, физический терапевт. Невозможно выстроить программу терапии, универсальную для всех аутистов. В каждом отдельном случае это будет индивидуальный комплекс. На наблюдение и разработку методов терапии может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет.

Мария Мальцева: «Есть такая специальность, эрготерапия, которая у нас в стране крайне редко представлена, к сожалению. Мы адаптируем среду под развитие ребенка, убирая из нее лишние, мешающие факторы. Например, бывает, что ребенок в школе не может сосредоточиться, просто потому что у него слишком много предметов и людей мелькает перед глазами. Ставим ему на парту ширму, чтобы он мог сконцентрироваться. Кому-то, может быть, помогут наушники, чтобы не слышать лишних звуков.

Что еще нужно ребенку с аутизмом – это грамотная физическая терапия, лечебное движение. Через движение ребенок будет лучше чувствовать свое тело, через ощущение своего тела мы вообще познаем мир. Очень часто у ребенка с аутизмом исходно нарушена эта способность воспринимать свое тело правильно. То, что мы называем «образ тела» или «образ движения». Физический терапевт научит ребенка лучше ощущать свое тело. Это положительно скажется на восприятии мира. Иногда качество того, как ребенок ходит, прыгает и бегает, отражается на качестве речи.

Комплекс того, что ребенку поможет нормально развиваться, – это, как правило, воздействие на тело, разные формы лечебного движения, адаптация среды и иная структура обучения. И самое главное – научить ребенка контролировать свой стресс. Для этого нужен психолог и занятия с ним».

5. Обеспечьте себя проверенной информацией

К сожалению, далеко не в каждом крупном городе нашей страны, тем более в провинциальных центрах или деревнях есть возможность получения профессиональной, квалифицированной терапии и помощи как родителям детей-аутистов, так и самим детям. И в этом случае родителям придется самостоятельно погрузиться в вопрос и изучать его по мере сил.

Главное правило: информация должна быть проверенной и качественной. На сайтах ведущих российских фондов, занимающихся вопросами аутизма, собрано огромное количество статей, ссылок, методов, наблюдений. Ниже даны ссылки, которые могут оказаться полезными.

Мария Мальцева: «Я рекомендую ориентироваться на «Обнаженные сердца». У них больше всего доступных материалов в интернете, это качественные программы. Они ориентируются на самые последние знания об аутизме, которые есть в мировой науке. Это не доморощенные методы, это методы с проверенной эффективностью. И у них очень много программ, рассчитанных именно на родителей. Выйти на их сайт, почитать, поискать что-то похожее у себя в регионе.

В любом случае маме придется освоить поиск и большую часть знаний получать по интернету. Обучиться придется обязательно. Самое главное, что дает эффект в реабилитации такого ребенка, – это ежедневная, практически ежечасная поддержка дома».

Благотворительный фонд «Православие и мир» помогает центру развития и социализации детей и взрослых с ментальными нарушениями «Пространство общения» собрать деньги на аренду помещений и зарплату педагогов. Это уникальное пространство, в котором люди с особенностями развития могут чувствовать себя комфортно и всегда получить помощь.

Ссылка на основную публикацию