Игры со светом для детей от рождения

ИГРЫ СО СВЕТОМ И ТЕНЯМИ во второй младшей группе.
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

ИГРЫ СО СВЕТОМ И ТЕНЯМИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
igry_so_svetom_i_tenyami.docx13.54 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ СО СВЕТОМ И ТЕНЯМИ

Что-то в коробке

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход игры – эксперимента

Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
– Зайка, а где твой мячик? – спросила мама.
– Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
– А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Ход игры – эксперимента

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

Кто нагрел предметы?

На прогулке воспитатель показывает детям зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» – спрашивает воспитатель.

Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».

Кто играет ленточками?

На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат.

Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?

После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.

Все для развития ребенка

Развивающие игры для детей, творчество, игрушки своими руками

Игры и занятия на световом столе для детей

Творческие занятия и игры с детьми на световом столе решают много задач: обретение нового сенсорного опыта, развитие мелкой моторики, внимания, образно-логического мышления и воображения.

О том как сделать световой стол своими руками мы писали ранее. Предлагаем вам вдохновится идеями для проведения игр на световом столе.

Световой стол является удобным и современным приспособлением для песочной анимации.
Световой планшет для рисования песком изготовлен из пластика. Невысокие бортики по краям предотвращают высыпание песка. Размер: 40*28*9 см.

Идеи для занятий на световом столе

Песочная анимация. Для рисования песком понадобится цветной песок для детского творчества (в Май-Шопе) Песочная терапия понравится как детям так и взрослым. Включайте фантазию и творите свои шедевры.

Песок можно заменить манной крупой или пищевой солью. Попробуйте использовать цветную соль для ванны.

Игры на световом столе с цветным рисом займут ребенка надолго. Как покрасить рис, читайте тут.

Рисование пеной для бритья. Ребенок получит новый сенсорный опыт.

Рисование по льду акварелью. На световом столе очень эффектно смотрится именно прозрачный лед. Для того, чтобы лед получился прозрачным, замораживайте дистиллированную воду или воду прокипяченную дважды. Придать льду форму шара можно, заморозив воду в надувном шарике.

Рисование на молоке. На световом столе разводы краски на поверхности молока будут выглядеть еще эффектнее.

Природа на световом столе. Разложите на поверхности стола листья, цветы и другие природные объекты для наблюдений. Действительно, структура растений лучше видна на просвет.

Интересное занятие на световом столе — конструироване объектов из коктейльных трубочек и теста для лепки (рецепт тут).

Игра на световом столе с гидрогелевыми шариками (в Май-Шопе, на Алиэкспресс) непременно понравится детям. Поставьте на световой стол прозрачный пластиковый контейнер с высокими бортиками и наполните размоченными гидрогелевыми шариками — ребенок получит массу удовольствия от новых ощущений. Внимание: если ваш ребенок склонен тянуть в рот мелкие предметы — откажитесь от игры.

Магнитный конструктор из прозрачного пластика. С подсветкой игра преобразиться на глазах и подарит новые впечатления. Как вариант — популярный магнитный конструктор Magformers (в Май-Шопе, Алиэкспресс).

Предложите ребенку поиграть с цветными блоками (Алиэкспресс) для обогащения сенсорного опыта.

Сюжетные игры. Придумайте тему для игры, подберите фигурки (в Май-шопе, на Алиэкспресс) и создайте свой маленький мир.

Игры с разноцветными пластиковыми стаканчиками. Стройте башни, разрисовывайте фломастерами и используйте в тематических играх.

Добавьте игре объема при помощи зеркал.

Коллаж. Дайте ребенку различную мелочевку: декоративные стеклянные камешки, бусины, элементы мозаики, цветные прозрачные фишки (на Алиэкспресс) и т.п. Используйте как прозрачные объекты, так и не пропускающие свет. Предложите ребенку выложить на световом столе узор.

Выкладываем узоры по заранее нарисованному контуру. Для занятия подготовьте рисунок на бумаге.

Посмотрите на коллаж через тaлейдоскоп (в Май-Шопе). Узоры тaлейдоскопа образуются прямо из окружающей среды. Разнообразие абсолютно бесконечно! Доказано, что 15 минут такого зрелища оказывают релаксирующее действие, сравнимое по целебности с 5 минутами здорового смеха. Цвета прибора и удивительные по красоте композиции помогут улучшить самочувствие ребенка и повысить работоспособность.

Светящиеся неоновые палочки/браслеты (в Май-Шопе, Алиэкспресс). Будьте бдительны — могут представлять опасность при нарушении целостности оболочки и попадании на кожу.

Выкладываем геометрические фигуры декоративными палочками для размешивания напитков.

Разноцветные шифоновые шарфы на световом столе выглядят потрясающе.

Хороший материал для игр — цветные прозрачные шпажки (My-shop.ru). Сортируйте, выкладывайте фигуры, изучайте счет и цвета.

Сенсорные бутылки. В прозрачную бутылку поместите гель для волос и гидрогелевые шарики и получиться красивая игрушка для светового стола.

Выдуваем пузыри. Рецепты мыльных пузырей здесь.

Изучаем цвета и оттенки с помощью трафаретов (в Май-Шопе) и цветной бумаги.

При помощи обучающего материала Монтессори (на Алиэкспресс) можно показать ребенку как получить оттенки при смешивании основных цветов.

Изучаем с детьми чувства, настроение, эмоции. Рисунки выполнены на прозрачных пластиковых листах (используйте канцелярские папки или файлы).

Понравились идеи — поделитесь с друзьями в соц. сетях, нажав на кнопку ниже.

Лиза Арье – Мир моих грез . . .

Здесь живут игры, мечты, фантазии, сказки и немного волшебства.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Игры со светом для детей

Что-то я давно вам ничего интересного не показывала.
Тогда расскажу вам о нашем новом открытии – о светящихся предметах. То, что свет в темноте завораживает даже взрослых, а не только детей, конечно же всем известно.
Том (2,5 года) как раз заинтересовался обычным карманным фонариком. Ходил несколько дней и требовал выключать везде свет. Для такого малыша тайна светящихся в темноте вещей настолько интересна, что грех ей не воспользоваться.
Хотите поиграть вместе с нами?

Пластиковая (прозрачная или матовая) большая коробка с крышкой. Матовая даже лучше – она рассеивает свет.
Светящиеся в темноте неоновые палочки (те, которые надо надломить, чтоб они заработали). Я купила набор детских браслетов для вечеринки.
Декоративные стеклышки для украшения интерьера – у них есть какое-то название?

Итак, что у нас получилось:
Сначала открыли коробку, выключили свет и начали разламывать палочки и кидать внутрь, наблюдая как они постепенно загораются. Конечно, Том с удовольствием их перекладывал и мешал какое-то время.

Дальше закрыли крышку и высыпали на нее декоративные стеклышки. Они так волшебно просвечивают. Ну тут Томка тоже шебуршал ими, конечно, с превеликим удовольствием.

Задание на сортировку по формам. И посчитать заодно можно.

Потом можно все это навешать на себя и всех пугать, бегая по квартире 🙂

Ну и наше любимое- попрыгушки. Про наши игры в классики я вам уже рассказывала.

А еще можно кидать эти кольца на пластиковые бутылки. А сколько всего еще можно придумать.
Конечно все предметы легко заменяемые.
Вместо светящихся палочек можно использовать елочную гирлянду, фонарь или даже настольную лампу.
Коробку можно взять и картонную, вырезав на верхней стороне-крышке окно и обклеив его калькой или пергаментной бумагой для выпечки.
Вместо декоративных стеклышек, можно использовать тонкий пластик разных цветов, вырезав из него разные фигуры.
Простор для фантазии неограничен.

Вот такое световое занятие у нас получилось для развития мелкой моторики Очень веселое развлечение для зимних вечеров. Может быть и вы захотите поиграть.

С нашими “Научными Забавами” мы с Томом участвуем в замечательном проекте на Коллективном блоге для мам, который проводит Мария Юнак и ее удивительная “Креативная Физика”

Сенсорные игры

2011, Журнал “Мой Ребенок” №10 октябрь

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ: познаём мир через ощущения

Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он с удовольствием разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками. Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение. Листья на дереве вдруг из зеленых превратились в желтые – разве это не чудо? Мама провела карандашом по бумаге и получились картинка – разве это не волшебство? Сенсорное исследование мира характерно именно для раннего возраста (период до 3 лет). Во время таких игр и занятий развиваются органы чувств малыша – в первую очередь зрение, слух и осязание, а также в некоторой степени обоняние и вкус.

Помните: чтобы ребенок нормально развивался, мы должны обеспечить его самой разнообразной сенсорной информацией. Активность и любознательность ребенка необходимо поддерживать! Мы научим вас некоторым играм, которые сумеют превратить мир вашего ребенка в волшебную сказку, подарят и вам и малышу множество радостных моментов. Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Предлагаемые нами игры строятся не на известных методиках знакомства с цветом, формой, величиной, а на использовании в играх самых разнообразных предметов и материалов – воды, теста, круп, свечек.

Игры с водой

Дети обожают игры с водой. С каким удовольствием они брызгаются, плещутся в воде, переливают воду в пузырьки и чашечки! Помимо удовольствия и радости, игры с водой имеют и терапевтический эффект – вода помогает малышу снять напряжение, расслабляет и успокаивает. Советуем почаще организовывать такие игры – дома в ванной комнате (можно во время купания), летом на даче.

Приготовьте для игры небольшие пластиковые бутылки и пузырьки, чашечки, ведерко. Наполните тазик теплой водой, и вместе с малышом наполняйте пузырьки, переливайте водичку из одной емкости в другую. В следующий раз тазик с водой превратится в “озеро”, в котором плавают рыбки или уточки, или в ”море”, по которому плывут кораблики.

Чтобы получить “фонтанчик”, подставьте под сильную струю воды ложку (выпуклой стороной вверх), либо пузырек с узким горлышком – обычно такой эффект приводит детей в восторг. ”Купание кукол”: искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, вытрите полотенцем. После кукольного “обеда” вымойте посуду.

Игры с красками

Для проведения игры “Цветная вода” потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы на столе и наполните водой. Опустите кисточку с краской в стакан с водой. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. В следующий раз можно развести краску быстро, помешивая воду кисточкой. Веселая игра, которая нравится малышу, побуждает его к активным действиям – он “заказывает” следующую краску, или берет кисточку и начинает действавать самостоятельно.

Можно смешивать краски, получая новые цвета. Для этого растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получается оранжевый, из синего и желтого – зеленый, из красного и синего – фиолетовый и т.д.

Незабываемые сенсорные ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив мокрой губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте с использованием других цветов, не бойтесь смешивать краски. Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски – вода перемешивается с другими красками, при этом на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!

Игры с тестом

Тесто – это пластичный, приятный на ощупь и к тому же безопасный материал. Дайте малышу кусочек мягкого тёплого теста (чтобы тесто не липло к рукам, можно смазать его небольшим количеством растительного масла). Покажите, как можно мять тесто, пошлепать по нему ладошкой, сделать в тесте ямки при помощи пальчика. Научите малыша лепить из теста шарики-колобки и раскатывать колбаски. А чтобы получить из теста плоский блинчик, надо много раз с силой похлопать по нему ладошкой. Чтобы разнообразить игры с тестом, можно сделать цветное тесто при помощи пищевых красок.

Игры со свечами

Установите свечу устойчиво и зажгите на глазах у ребенка, предложите подуть на пламя, обратите внимание малыша, что огонек погас, а вверх поднимается дымок. Скорее всего, ребенок попросит вас зажечь свечу еще раз. А когда стемнеет, не включайте в квартире электрический свет, а зажгите свечу и походите с ней по дому, освещая путь.

Приготовьте зефир в шоколаде, либо пастилу, и воткните одну или несколько праздничных свечек (используйте маленькие свечи для именинного торта). Организуйте игру “День рождения Мишки”: вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите “праздничный торт” и задуйте свечи.

Игры с бумагой

Предложите малышу поиграть с бумагой. Покажите, как можно рвать бумагу на кусочки (чтобы малышу было легче, можно заранее сделать небольшие надрезы по краям листа), мять ее. Из полученных кусочков и полосок цветной бумаги можно сделать простую аппликацию – например цветочек, полоски на теле кота. А с комочками бумаги можно устроить игру в «снежки».

Игры со светом и тенями

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малыша, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Пусть он попробует поймать убегающего “зайчика”.

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей и т.п. При помощи фонарика можно устроить освещение в кукольном домике, или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.

Игры со льдом

Заранее приготовьте лед – заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите из формы в мисочку. Предложите малышу потрогать лед, обратите внимание на то, какой лед холодный и твердый. Затем налейте в прозрачную стеклянную кружку или стакан горячую воду и опустите в нее один или несколько кусочков льда. Понаблюдайте вместе с ребенком, как быстро тает лет – раз, и нет его, растаял. Зимой на прогулке обратите внимание малыша на заледеневшие лужи и сосульки на крышах.

Игры с крупами

Расположитесь на кухне. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите структуру крупы. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: “Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?” В следующий раз можно использовать другие крупы.

Можно прятать мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем искать их. Можно пересыпать крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую.

Игры со звуками

Обращайте внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, шум проезжающих машин и т.д. Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

Насыпьте в одинаковые коробочки (можно использовать пластмассовые футляры из-под фотопленки или шоколадных яиц с сюрпризами) разные крупы, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Один набор коробочек у вас, другой у малыша. Потрясите одну из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию – пусть он найдет у себя коробочку, которая звучит также.

Купите малышу разнообразные звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, а также детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Научите ребенка различать их звучание. Для этого играйте за ширмой поочередно на разных инструментах, а ребенок пусть угадает, на чем вы играете. Научите ребенка играть на инструментах громко и тихо, медленно и быстро, двигаться под разные ритмы.

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг – шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка. Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

Советуем не ограничиваться перечисленными материалами, предметами и играми. Прислушайтесь внимательнее к ребенку и его интересам, разбудите собственную фантазию – и объектом новой сенсорной игры может стать все что угодно! Только не забывайте о соблюдении мер предосторожности. Желаем успехов!

О сенсорном развитии малышей – знакомстве с цветом, формой, величиной и количеством – читайте здесь.

Самая полная информация о сенсорном развитии малышей от 1 до 3 лет – в книге “Сенсорное развитие детей раннего возраста” 2016 год

Занятия для детей: игры со светом

Человек не видит свет, но свет помогает ему видеть. Тени завораживают, а темнота пугает даже в своей комнате. Почувствуйте себя волшебниками, организуйте интересные занятия для детей и исследуйте эти загадочные явления.

Занятия для детей и родителей

Занятия для детей, в которых используют лампы, фонарики, тени, хороши уже тем, что не требуют особых затрат. Кроме того, они помогают развивать в ребенке такие качества, как воображение и любознательность. В отличие от учебных заданий, которые малыши выполняют в детском саду или школе, наши занятия для детей предназначены для домашнего обучения. Они веселые, забавные, увлекательные, а это значит, что играть будет интересно не только малышам, но и взрослым. Стало быть, совершать интересные открытия дети будут вместе с родителями.

Первая игра называется «Лучик». Ребенок, вероятно, уже заметил, что свет помогает нам видеть, но сам при этом остается незаметным. Если только не сделать его видимым. Игра проводится следующим образом: На столе раскладывают «реквизит» — фонарик, две сухие губки, которыми предварительно стерли мел, стакан воды, кусок картона с круглым отверстием посередине, полчашки молока.

Ребенок направляет луч фонарика на стену, а родители знакомят его с противоречиями:

— Ты видишь свет от фонарика?

— Ты видишь пятно света на стене?

— Ты видишь свет между фонариком и стеной?

Как сделать свет видимым? Предложите ребенку рассмотреть разложенные на столе предметы. Может быть, они натолкнут его на правильную мысль? Потом постучите губками друг о друга в луче света так, чтобы с них осыпался мел. Объясняйте ребенку: «Каждая частичка мела освещается. А все вместе рисуют для нас луч света».

Потом можно положить картон с отверстием на стакан воды и направить луч света в отверстие, удерживая фонарик на расстоянии примерно 30 см от стакана. Долить в стакан немного молока. Луч света будет отражаться в его капельках и станет видимым.

Ребенок с карманным фонариком

Занятия для детей с карманным фонариком помогут продемонстрировать свойства света и провести уникальные опыты. Для этого понадобятся: карманный фонарик, полупрозрачные цветные наклейки или куски пластика, записи спокойной музыки, фотографии или репродукции картин.

Игру проводят так: жестом фокусника родители достают из кармана фонарик и показывают его малышу. Потом дают ребенку время на самостоятельное «изучение» предмета. Пусть он посветит на потолок, стены, подвигает луч медленно, а потом быстро.

Приглушают свет от фонаря и садятся на пол вместе с малышом: «Где-то здесь спрятался маленький лучик, и мы его сейчас найдем». Луч фонарика медленно перемещают по комнате. Когда ребенок его заметит, пусть об этом скажет. Самым маленьким, скорее всего, захочется потрогать светлое пятнышко.

Прикрепляют наклейку или кусок цветного пластика к стеклу фонарика. Если есть несколько фонариков, прикрепить к ним куски пластика разного цвета и сложить в корзинку. Предложить ребенку включить фонари, не снимая с них наклеек. В мягком свете цветных лучей все предметы в доме изменят свой цвет. Скорее всего, малыш будет в восторге.

Потом родители могут подвесить к потолку или закрепить на стене фотографии, погасить свет, включить спокойную музыку и направлять луч фонаря поочередно на каждую фотографию.

Следующий момент игры — расположить руку перед фонариком так, чтобы в кругу света появилась ее тень. Пошевелить пальцами, рассказать, как формируется тень от руки, которая останавливает часть лучей света. Покажите, как она поворачивается, становится похожей на утку, собаку и так далее.

Борьба со страхами и фобиями: ночной дозор

Такие занятия для детей помогут ребенку освоить азы научного наблюдения, откроют простор для воображения. А еще эти игры помогут избавиться от страхов и фобий. В этом случае понадобятся: покрывало, фонарик, белая и темная бумага, фольга, клей, белые фломастеры, скотч, ножницы. В начале игры раскладывают на столе материалы и предлагают ребенку соорудить звездное небо. Хорошо, если малыш попробует сделать его сам, а родители будут только наблюдать и подсказывать. Потом нужно прикрепить «небо» к низу столешницы и сделать украшения — звезды, луну. После этого ребенок сам накрывает стол покрывалом, создавая под темноту. Когда все будет готово, малышу дают фонарь, чтобы он мог поиграть с ним в домике под столом.

Светящиеся скульптуры

Это хорошее развлечение для дождливого дня, объединяющее игру в кубики и игру со светом. Оборачивая кубики фольгой, малыш сможет не только возводить здания, но и создавать отсветы и тени. Для игры понадобятся: крупные деревянные кубики, рулон фольги, фломастеры, бумага, фонарик.

Ребенку показывают фольгу, и объясняют, что она может легко принимать нужную форму. Потом предлагают обернуть фольгой один кубик, а затем повторить операцию, используя столько кубиков, сколько ему захочется. Следующий этап — предложить ребенку соорудить что-нибудь из блестящих кубиков, которые он сделал сам. Возможно, их необычный вид подскажет малышу какую-то новую идею, и он создаст нечто необычное.

После окончания строительства ребенку дают фонарик и гасят свет. Пусть он направит луч света на свое сооружение. Следует обратить внимание малыша на то, как хорошо фольга отражает свет, а также на тени, которые конструкция отбрасывает на пол и стены. Обвести тень постройки на бумаге и дорисовать фломастерами детали — окошки, двери, трубу.

Для игры понадобятся: рулон белой бумаги, цветные мелки или фломастеры, карманный фонарик, маленькая игрушка, темная бумага, карандаш, настольная лампа, ножницы, клей, кисточки.

Отправляясь на прогулку в солнечный день, обратите внимание ребенка на его тень — на что она похожа, можно ли от нее избавиться? А потом начинайте охоту за тенями. Обратите внимание на тени животных, машин, прохожих. Меняется ли тень, когда предмет движется? А можно ли придать необычные очертания собственной тени?

Дома можно раскатать рулон бумаги и обвести контуры различных теней — своей, игрушки или любого другого предмета. Положить в центр стола небольшую игрушку и направлять на нее луч фонарика под разным углом, создавая разные тени.

12 игр для детей от 3 до 7 лет

Дошкольный период очень важен для развития интеллектуальных способностей человека. Считается, что период от рождения до 3 лет — то время, когда родители могут максимально способствовать развитию потенциала ребенка*.

Но и после трех еще не поздно! Важно продолжать расширять горизонты возможностей малыша. В этом родителям и педагогам окажет неоценимую поддержку общение с детьми в игровой форме.

В этой статье мы предлагаем 12 оригинальных игр, которые сделают ваш досуг с ребенком не только увлекательным, но и очень полезным.

Почему необходимо играть с ребенком?

Почему именно вам нужно играть с ребенком? Не просто покупать горы игрушек в надежде, что кроха себя сам как-нибудь займет и не будет приставать к вам час-другой. А оторваться в выходной день на этот самый час от своих дел, чтобы повозиться на ковре, вырезать фигурки из цветной бумаги, поболтать о всякой чепухе, почитать.

Общение с вами дает ребенку значительно больше, чем любая механическая “развивающая” игрушка. Проводя время со родителями, близкими, бабушками и дедушками, малыш растет счастливым, эмоционально здоровым и смышленым.

Не знаете во что поиграть?

Вам скучно собирать пирамидку из кубиков из раза в раз, да и ребенка это уже не занимает? Мы собрали для вас идеи, которые помогут раскрыть физический потенциал ребенка, выработать новые навыки. 12 активных игр для развития общей моторики, творческие занятия, задания на улучшение координации и равновесия.

Через игровой процесс вы поможете ребенку улучшить речь, подготовите его к успешному старту обучения в садике и школе. Разовьете искусство общения, заложите в характере малыша лидерские качества, повысите его самооценку, ориентируете на успех.

Именно в формате игры и фантазии ребенку проще всего раскрыть себя, выразить свои чувства, мечты и желания, избавиться от страхов. Кроме того, например, разыгрывание сценок и эпизодов из знакомых сказок учит основным принципам вежливого общения: делиться, дожидаться своей очереди, помогать другу в сложной ситуации.

Создавая для ребенка стимулирующую образовательную среду, вы помогаете ему полностью раскрыть заложенный в нем потенциал.

Играем!

Но, перейдем от слов к делу! Ниже мы приводим описания 12-ти разнообразных игр для детей от 3 до 7 лет. Прочитайте их, выберете те, в которые вы поиграете сегодня, а какие оставите на завтра или на следующую неделю. Подготовьте все необходимое для игрового процесса. Выберете удобное время и пригласите ребенка провести с вами время. Постарайтесь не отвлекаться в процессе на телефонные звонки или телевизор. Уделите полчаса-час качественному общению с ребенком. Это совсем не много, но такое общение невозможно переоценить. Сегодня вы закладываете фундамент вашей дружбы с ребенком, реабилитируетесь за рабочую неделю, создаете благоприятную, обучающую обстановку и. просто отдыхаете! Желаем вам приятного выходного времяпрепровождения.

Части животных

  • Изображения животных, вырезанные из журналов или нарисованные
  • Ножницы
  • Клей
  • Лист плотной бумаги

Предложите ребенку подобрать головы и хвосты различным животным. Можно добавить игре веселья, создав чудо-зверей на усмотрение малыша.

1. Заранее вырежьте изображения различных животных.

2. Разрежьте изображения пополам, разделив на головную часть и хвостовую.

3. Положите половинки всех картинок вперемежку перед ребенком, попросите подобрать соответствующие хвост к голове.

4. Пусть ребенок наклеит целое животное на лист бумаги.

Вариант игры: предложите ребенку специально перепутать головы и хвосты, чтобы получились новые невиданные звери!

Безопасность: используйте клей-карандаш и ножницы с закругленными концами.

Угадай!

Загадайте предмет из вашего окружения. Если вы дадите ребенку достаточно подсказок, он сможет сразу угадать, что вы имеете в виду. Также будет правильно дать возможность малышу загадать загадку вам!

Где играть: дома, на прогулке, в гостях или магазине.

1. Выберите интересный и хорошо знакомый ребенку предмет.

2. Скажите, что вы загадали предмет из того, что вас окружает. Дайте одну подсказку, например, цвет, форму, размер или первую букву, с которой начинается слово.

3. Пусть ребенок с помощью наводящих вопросов попробует угадать, что за предмет вы задумали.

4. Поменяйтесь ролями и постарайтесь угадать, что загадал ваш малыш.

Ритм-рифма

Следовать ритму звучащей песни не так-то просто. Эта игра требует координации, способствует развитию слуха у малыша, чувства рифмы и ритма. Игра будет уместна, например, в машине. Она займет и отвлечет ребенка в дороге.

1. Предложите слово, например «день».

2. Проговаривайте слово в ритм играющей музыке: «День-день-день-день-день».

3. Попросите ребенка продолжить музыкальный ритм новым словом, которое бы звучало в рифму с предыдущим: «День-день-день-пень-день-день-день».

4. Придумывайте слова по очереди, пока игра не надоест.

Определи на ощупь

Научите ребенка использовать осязание для исследования окружающей среды. Пусть он создает мысленные образы вещей, к которым имеет возможность прикоснуться с закрытыми глазами.

  • Несколько предметов небольшого размера: мягкая игрушка, чашка, печенье, мячик, мочалка, ложка, расческа и другие
  • Большой пакет или корзина
  • Повязка на глаза

1. Подберите предметы для игры и сложите их в пакет или корзину.

2. Сядьте с ребенком на полу друг перед другом, объясните суть игры.

3. Завяжите малышу глаза.

4. По очереди вкладывайте предметы из корзины в руки ребенку.

5. Просите тщательно ощупать и угадать, что он держит.

6. Давайте подсказки, если ребенок не справляется.

Безопасность: обязательно оговорите с малышом, что вы собираетесь завязать ему глаза. Если ему не понравится повязка, вы можете играть просто зажмурившись. И, конечно, все предметы должны быть безопасными.

Книга обо мне

Сделайте с ребенком особенную книжку — где он сам будет главным героем!

  • Плотная бумага
  • Журналы с картинками
  • Фотографии вашего ребенка и других членов семьи
  • Рисунки ребенка
  • Ножницы
  • Клей
  • Степлер
  • Ручка

1. Соберите визуальные элементы, значимые для вашего ребенка, в том числе его рисунки, фотографии его и друзей, питомцев, поделок, семейные фотоснимки.

2. Соберите альбом из листов бумаги, поместив коллаж из изображений, вырезок и комментариев малыша.

3. Скрепите листы между собой.

4. Приложите обложку: «Все обо мне!»

5. Когда книга будет завершена, прочитайте ее вместе.

Такой проект может быть растянут во времени не на один день. Возвращайтесь к работе, когда у вас и у ребенка будет настроение.

Поверьте, спустя год, два и даже 10 лет эта книжка будет иметь огромную популярность! Вы и сами уже забудете, что когда-то была вот такая история, или что кроха не выговаривал букву «р», а как смешно шутил, когда ему было всего 3 года!

Столько воспоминаний, собранных вместе, со временем станут настоящим сокровищем, а потом, возможно, и отличным подарком, например, на свадьбу 🙂

Найди часы!

Всего несколько минут на то, чтобы найти тикающие часы! Как это увлекательно и захватывающе! Где же они могут быть? Нужно слушать очень внимательно, а думать и двигаться – быстро.

  • Кухонный таймер или будильник, который тикает достаточно громко.

1. Заведите таймер на 3-5 минут и спрячьте его в комнате или на улице.

2. Попросите ребенка прислушаться.

3. Скажите малышу, что у него есть 3 минуты на то, чтобы найти таймер! А для успешного поиска нужно быть очень внимательным! )

4. Если малыш испытывает трудности, давайте подсказки.

5. Сыграйте еще раз, уменьшив время поиска.

Вариант игры: вы можете помочь в поисках, говоря «горячо» или «холодно», когда ребенок приближается или удаляется от часов.

Падающая башня

Помните, мы начали с того, что постройка «башенок» из кубиков вас утомила? Поиграйте наоборот, не стройте, а разрушайте! Малышам порой больше нравится разрушать что-то, чем создавать. Это не страшно, ведь это всего лишь игра!

Строить с малышом башенки из кубиков можно до бесконечности. И каждый раз процесс падения постройки будет вызывать у него бурю эмоций. Еще бы, башня была такая высокая и вот она с грохотом падает на пол! Дух захватывает!

  • Кубики, палочки, брусочки или другие предметы, из которых можно сложить башню.

1. Удобнее всего играть на полу.

2. По очереди складывайте друг на друга предметы, чтобы получилась высокая башня.

Вариант игры: вы можете складывать параллельно две башни – чья получится выше? Многоярусные постройки также пользуются большой популярностью у малышей.

Разговор по душам

Иногда намного интереснее разговор складывается по телефону, чем с глазу на глаз. Сделайте самодельный аппарат из двух бумажных стаканчиков и веревочки, продетой между ними.

1. Смастерите аппарат и украсьте каждый свою «трубку» наклейками или рисунками.

2. Разойдитесь по разным концам комнаты или сядьте по обе стороны дивана.

3. Начните разговор, как это обычно бывает: «Привет, это мама!»

4. Поговорите о том, что случилось сегодня у каждого из вас.

Танцуй, рука!

Как танцевать, если в твоем распоряжении всего одна часть тела? Попробуем?

1. Используйте любую танцевальную музыку. Попросите ребенка прислушаться к ритму.

2. Устройте танцевальный батл. По очереди говорите друг другу, какая часть тела будет сейчас танцевать.

Покажи, что чувствуешь

Порой детям непросто верно выразить свои эмоции. Эта игра поможет ребенку лучше разбираться в собственных чувствах и правильно воспринимать чужие.

  • Иллюстрации или картинки, на которых изображены человеческие эмоции

1. Подберите картинки с различными эмоциями: веселье, радость, печаль, страх, огорчение, испуг, нежность, любовь, безразличие и другие.

2. Обсудите с ребенком, что чувствуют люди на изображениях, как они выражают эти чувства.

3. Сложите картинки стопкой «лицом» вниз.

4. Переворачивайте картинки по одной и попросите ребенка изобразить отраженную эмоцию, не прибегая к словам.

5. Вы должны угадать, что за эмоция изображена на картинке по тому, как малыш ее покажет.

Угадай конец

Научите ребенка предсказывать конец истории. В дальнейшем он сможет применять этот навык в выполнении любых когнитивных задач.

1. Найдите уютное место для чтения.

2. Прочитайте ребенку часть сказки или рассказа и остановитесь, не доходя до конца.

3. Спросите его, что, по его мнению, произойдет дальше.

4. Предложите ему придумать несколько возможных вариантов развития событий.

5. Дочитайте книгу до конца, чтобы узнать, чем она закончилась.

Следуй за наклейками!

Эта игра — вариант охоты за сокровищами, который научит ребенка внимательно идти по следам. А куда и к чему они его приведут — зависит от вас.

  • Цветные наклейки
  • Награда-сокровище
  • Место для игры

1. Придумайте маршрут, по которому предстоит пройти ребенку-кладоискателю.

2. Поместите наклейки на виду по пути следования.

3. В конце пути положите награду.

4. Объясните ребенку, как нужно проводить поиски и что его ожидает в конце.

5. Обязательно вместе отпразднуйте успешный итог мероприятия.

В заключение

Несколько стимулирующих идей, кое-какие материалы для творчества и время — это все, что вам потребуется для создания неповторимой среды в виде игры-обучения для ребенка.

1. Ребенок учится особенно продуктивно, только если вы являетесь активным участником процесса.

2. Вы — лучший учитель для своего малыша, и в ваших силах сделать процесс обучения веселым.

3. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите вместе! Потом вы получите такую отдачу, о которой даже не мечтали.

Период до школы — самое благоприятное время для игр в жизни малыша. Вы получите огромное удовольствие, наблюдая, как он становится более ловким, как растет его словарный запас, как из эгоцентричного карапуза он превращается в социально адаптированного ребенка.

Описание 12 игр для детей взяты из книги “150 развивающих игр для детей от трех до шести лет” издательства «Альпина Нон-фикшн»

Читайте также:  Как научиться кататься на роликах детям, видео урок для начинающих
Ссылка на основную публикацию