Игра «Хвалилки», или Как улучшить взаимоотношения с близкими?

Игра «Хвалилки», или Как улучшить взаимоотношения с близкими?

Правила форумов и блогов

Форум группы: 50 шагов к стройности. Лисси Мусса.
Модераторы: Марина, Loki-Lomki, I.K.a., Иринkа, rodrighes – показать группу

Надежда Васильевна Логинова
главный библиотекарь
Свердловской областной
библиотеки для детей
и юношества
Екатеринбург

Поиск по форумам

Это я похулиганила

“Сяпала калуша по напушке”

Тропала ЦаЛапка ночером на волшебку и дуслила: “Ах, какой я красотец! И побатареила, и почечетала, и покипяточила. Осталась самая крохость: напроменадиться и хвалилки натворить, чтобы наволшебить Волду, которая в чудесательной волсудине залучается от солнышат.”

Да, вот незапруха! Совсем ЦаЛапка не стихописец и даже не рифмодумец. Пять минут ЦаЛапка тропает – пустодумье, десять минут – нипрочемье! Сильно она затосковилась. Однако припомыслила одну интелезную афхаризму: “Будро ночера помыслее.”

Натропила ЦаЛапка свои стоялки, набутые в кудесные шустрилки тудой. Тама поземно стоялкам заклонилась, потепловодила их, отмахровила, напоследок напомазила и сновить пошла.

Напотом, едва проглазившись, ЦаЛапка разбудрила окновески и чуть не припопилась! Замерзательный ветраль прикончился, приступилась Цвесна. Со всех сторон звепела мокрель. Солнышата биликались в смотрошко, и хвалилка сама собой впрыгнулась в её боловушку:

ЦаЛапка как тростиночка, у ней балетна спиночка,

И французски ножки, да в ушах сережки,

Сережки непростые, сами – золотые,

Камни самоцветные, на них слова заветные:

Будь ЦаЛапка ты легка, как движенье мотылька!

И красива тоже будь, про здоровье не забудь!

И люби себя всегда, потому что лишь тогда

Все болячки убегут, а успехи подойдут.

Ты хвалилки распевай, чеки денежкам бросай!

Рассмеявилась ЦаЛапка от такой чудесательной хвалилки, тут же старабарила чечетку с краковячеком и доняла, что с этого будра у нее все будет так как она зажелает.

Иринkа

Diet-Баллов: 958
Сообщений: 346
Город: Пятигорск
4.5.2010 17:12

Стала рано поутру,
Облилась водичкой.
“Очень я себя люблю”
Говорю с мужчинкой.
Я чечетку станцевала,
Пяточкою топнула,
С брючками весь день болтала.
Моя Тушка лопнула.
На прогулку выхожу
И стихи читаю
Я всегда с собой дружу,
Я себя боготворяю.
Я с улыбкой день кончаю,
И себя благодарю,
Я – красавица, я знаю.
А потом я сладко сплю!

Шаг за шагом. Все иду.
К стройности себя веду.

Буду милой и красивой,
Самой лучшей и счастливой.
Буду петь и танцевать,
Своей жизнью управлять
Я – волшебница,я знаю,

Себя лелею, обожаю!

От улыбки
От улыбки станем мы добрей,
От улыбки все будет получаться.
Так давай улыбнемся мы скорей
И научимся собой мы любоваться.
И тогда наверняка
Позабудем про бока
Станем мы играть и веселиться
И получится тогда,
Что хотелось нам всегда
И в Фигурку нам не сложно превратиться…


Организму
Организму сочиняю я стихи,
Чтобы перейти скорей на Ты
Обещаю я любить его всегда
И издеваться не буду никогда.
Ведь он лучше всех все понимает
И всегда сигналы посылает.
Но не слушаем часто мы его,
А потом рыдаем «От чего?»
И в этот день, в эту минуту
Обещаю Организму своему
«Любить тебя нежней я буду.
Доверься сердцу моему!»


Я как солнце хороша,
У меня поет душа.
Я как перышко легка
И взлетаю к облакам.
Я прекрасна и игрива
И немного шаловлива.
И на весь мир я прокричу,
Как сильно я себя люблю.

В зеркальце свое гляжусь,
Себе сладко улыбнусь.
Ну, чертовка, хороша,
И фигурка, и душа.
Потянулась словно кошка,
Посмотрела я в окошко,
За окном зима давно,
А в душе светлым светло.
Я себя не узнаю!
То танцую, то парю!
Стала сказки сочинять,
Стала я гулять, играть!
Что со мною-то случилось?
Ах, ну да, ведь я влюбилась…
И влюбилась-то в Себя…
В свою жизнь! И в сою Я!

2.1. Примеры вестишек, хвалилок, ругалок, засыпалок

Вестишки — это весёлые стишки. Они пишутся для того, чтобы улучшить настроение, повысить жизненный тонус, чтобы ослабить или даже, может быть, совсем победить апатию, тревожность и депрессию. Вот типичная вестишка:

И солнышко играет,

И сердце жизни радо!

Хвалилки — хвалебные стишки. Они сочиняются для того, чтобы сделать нечто полезное и нужное более привлекательным; например, работу:

На работу утром

Я бегу по лужам,

Как хорошо и радостно,

Что я людям нужен!

Мне нравится учиться,

Хочу про всё я знать!

Ругалки — ругательные стишки. Они сочиняются для того, чтобы насытить образы, имеющие отношение к порочной страсти, вредной привычке (табакокурению, алкоголизму и т.п.) отрицательными эмоциями. И тогда с вредными привычками справиться значительно легче. Вот типичная ругалка:

Вонючую цигарку хочу я разорвать,

И бросить её на пол, и ногами растоптать!

Всё это потому лишь, что она

Здоровью моему опасна и вредна!

Засыпалки — стишки для того, чтобы легче заснуть. Например:

Часы стучат: тук-тук, тук-тук, —

Спокойный, монотонный звук.

Так ко мне стучится сон,

Лежу я, в дрёму погружён.

Главное назначение вестишек — управление своим эмоциональным фоном (настроением), главное назначение хвалилок — сделать работу, учёбу, уборку в доме, приготовление пищи, закаливание холодной водой и т.п. более привлекательными. Главное назначение ругалок — борьба с вредными привычками, порочными страстями. Назначение засыпалок — помочь заснуть.

Поэтому не важно, каково качество стишков как художественных произведений; они сочиняются, в первую очередь, для собственного потребления.

Вестишки, хвалилки, ругалки, засыпалки, помогают оздоровиться, управлять собой через творчество и, тем самым, самостоятельно решать некоторые задачи саморазвития и психокоррекции.

Кто-то возразит: “Я не верю в то, что лёгкие, весёлые и даже, можно сказать, глупые стишки могут помочь!”

На это можно ответить коротким рассказом.

Один из гостей величайшего физика ХХ столетия Нильса Бора очень удивился, увидев над дверью его дома подкову: «Неужели вы, великий ученый, верите, что подкова приносит счастье?»

Бор улыбнулся: «Конечно, не верю. Но говорят, что она приносит счастье даже тем, кто в это не верит».

Вот Вам и ответ! Верить не обязательно, нужно делать!

“…Поэзия в своей первоначальной функции как фактор ранней культуры рождается в игре и как игра. Это освященная игра, но в своей священности эта игра, все же, постоянно остается на грани необузданности, шутки, развлечения. О сознательном удовлетворении потребности в прекрасном еще очень долго нет и речи…” (ИГРА И ПОЭЗИЯ. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. – М., 2001. – С. 197-222)

Да, именно так! К сочинению стишков нужно относиться как к игре, к развлечению. Изумительно и радостно снова очутиться в детстве, беззаботно играть словами, сочинять вопилки, дурилки и дразнилки подобно Вини Пуху! Пусть стихи сами появляются в голове! А если они получатся очень корявыми, совсем не такими, как хотелось бы, — не беда, их потом можно поправить.

Зато, когда метод управления психикой посредством поэзии сработает, Вы играючи решите некоторые свои психологические проблемы!

Если сочинение стишков для Вас тяжкая работа, то лучше сразу от этого отказаться.

Всё же думается, что писать по одному стишку в неделю смогут многие. Поделитесь своими стишками с людьми! Потому что не каждый человек умеет сочинять. Зато каждый сможет выбрать из готовых стишков те, которые ему по душе, заучить их и тогда эти стишки станут для него как бы своими.

В общем, пишите стишки, чтобы у Вас было хорошее настроение, чтобы Вам нравилось жить, чтобы и Вы, и окружающие всегда были в хорошей форме, избавляйтесь от вредных привычек!

Помогите себе, помогите другим людям!

Оздоровление, управление собой,

коррекция психики посредством творчества, —

Хвалилки

У каждого ученика-читателя свой ритм. Бывают «свои ускорения и свои внезапные откаты, свои периоды ненасытности и долгие сиесты переваривания», свое стремление к успеху и свой страх не оправдать надежд. Это вам кажется, что «идти по территории знаков» просто. Это вам известно, что книга – источник знаний и удовольствий, путешествие со скоростью мысли, а чтение – акт перманентного творчества. Для них книга тоже была вполне дружественной, пока мы, любимые и близкие взрослые, читали сказки вслух, «помогали надеть пижаму грез прежде чем укрыть одеялом ночи». Но Книга напугала малюток, когда стала большой, плотной, крепко спрессованной, тяжелой, как кирпич. Ужас, сколько там страниц! Как врубиться? Он, читатель, еще маленький, он боится «стать узником книги, строки, слова». Ему страшно. Один на один с враждебной книгой. «Непроглядное кишение букв душит самую попытку предаться мечте». Как преодолеть этот страх?

Мы все время как под наркозом здравомыслия. Мы заставляем читать (удивительно, почему мы не заставляем любить или мечтать?). «Глагол читать не терпит повелительного наклонения». Заставить нельзя, но можно попытаться разжечь читательский аппетит, «пока не плюхнулась тяжесть переходного возраста». Разжечь аппетит можно в Школе сказочных наук. Легко! Обучение в Школе может быть очным и «дистанционным». Каждый кору (читай наоборот – урок) в Школе проходит как игра, литературный праздник, конкурс, состязание или индивидуальное занятие. Правила участия включены в буклетик (программа, задания). Счастье посещения Школы сказочных наук перевешивает тяготы обычной учебной жизни. Поэтому, чтобы не составлять конкуренцию обычной школе, ШСН работает «летами» (в смысле, летом, из года в год, по все более усовершенствованным программам). В этот момент дети более расслаблены, они не подозревают ни о каких наших целях по их приучению к книге и чтению. Тем более о борьбе со страхом! Они и сами не заметят, как обрадуются возможности читать. Причем все неформально, потому что мы уважаем их свободу – мы приучаем к разнообразию, мы предоставляем выбор. Посмотрите сами на эти уроки: Дуракаваляние; Звериный язык; Страходрожание; Современные злодейские знания; Общий курс волшебных средств перемещения; Основы колдовских снадобий; Арифметика фантазии; Гномоведение; Оживление игрушек.

«Как подружиться с малютками и великанами»: спецкурс для тех, кто хочет найти друзей; «Папамамалогия»: воспитание взрослых разными средствами.

Для тех, кто хочет попасть в Книгу Рекордов школы, объявляются конкурсы: на самый страшный костюм; на оригинальный портрет сказочного персонажа (для школьной галереи).

Все серьезно: учащиеся Школы получают специальный телиб (опять читай наоборот) учащегося, памятку по использованию сказки, а за каждую прочитанную книгу или выполненное задание получает «хвалилку». Они собираются (подклеиваются) в телибе. В конце курса обучения подводятся итоги, «хвалилки» суммируются, выдаются Дипломы магистров сказочных наук. Обязательное условие: посетить по выбору хотя бы один кору, выполнив задание. Книг с волшебной выставки можно читать сколько угодно! За все – хвалилки. Они не падают с неба – надо справиться с книгой. Это усилие будет вознаграждено радостью, новоиспеченной гордостью. Итак, из чего «хвалилки» делать будем?

Да хоть из чего. Можно вырезать звездочку многоконечную и подписать: хвалилка. Можно конфетку обернуть фантиком «Хвалилка». Любая фишка – шарик на веревочке, бантик, бумажка с картинкой (способ хранения в этом случае усложняется). Но в любом случае ребенку нужно нечто, подтверждающее и признающее его усилие. «Хвалилка» – это понятие, предельно наполненный чувством знак. Хвалилка за хвалилкой – они примагничиваются друг к другу. Маленькое удовольствие прямо перед нами расцветает радостью. Или эта радость проявляет себя громко и определенно. Им нравится хвастаться своими достижениями – нас ослепляет их энтузиазм. «Складка отчаянной сосредоточенности между бровей» разглаживается, неуверенность заглушена, когда мы идем на контакт, если видим, что начинает выдыхаться этот энтузиазм. мы проявляем твердость: он должен непременно прочитать и понять прочитанное. Это не всегда легко. Проверкой будет творческое задание. Оценкой – хвалилка. Просто и результативно. Попробуйте!!

Дополнительная образовательная программа «Тропинка к своему Я»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Директор МБОУДО ЦТР и ГО

«Тропинка к своему Я»

Возраст учащихся: 10-12 лет

Срок реализации: 0,5 года

Направленность программы «Тропинка к своему Я» по содержанию является социально-психолого-педагогической; по форме организации занятий – групповой; по времени реализации краткосрочной.

Новое время диктует новые вопросы. Чаще всего люди задают сегодня вопрос: “Почему?” многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребёнок. Но разве не всё равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы, если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты: наличие позитивного образа “Я”, т. е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей; владение рефлексией, как средством познания себя; наличие у человека потребности в саморазвитии, личностном росте.

Актуальность программы состоит в том, что основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных уроках. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить уроки.

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее психологическое здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная программа по укреплению психологического здоровья детей ориентирована на решение некоторых проблем.

Новизна программы в том, что поводом для написания ее послужили результаты диагностики «Школьная тревожность», проводимая в СОШ № 3,СОШ №16, СОШ № 17, СОШ № 18 , СОШ № 31, СОШ №31 с пятиклассниками.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она способствует полноценному психическому и личностному развитию ребенка с помощью различных методов работы. Удовлетворение потребностей семей, интересов государства и общества.

Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные факторы школьной тревожности.

Снизить тревожность. Усилить “ Я” ребёнка. Повысить психический тонус ребёнка. Повысить уверенность в себе.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей младшего подростка.

Участники программы: подростки 5 классов (возраст 11-12 лет)

Режим занятий 1 раз в неделю. Сроки реализации программы 18 недель.

Занятия проводятся на базе МБОУ СОШ г. Артема

1 этап – диагностический.

Цель: выявить уровень и характер школьной тревожности.

Диагностика: Тест “Школьная тревожность» Филлипса

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о выявленных факторах школьной тревожности.

3 этап – практический.

Цель: коррекция школьной тревожности.

4 этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

После прохождения программы намечается:

– положительная динамика снижения школьной тревожности: (общая тревожность; страх несоответствия окружающим; переживание социального стресса; потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх проверки знаний; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; страх перед учителем)

– личностное развитие, (которое определяется тем, что дети активно начинают осваивать свой внутренний мир, свои возможности, способности). – расширение круга знаний и умений (как строить взаимоотношения с окружающими, как справляться с конфликтной ситуацией)

-повышение уровня эмоционального развития подростка (овладеют приемами релаксацией, умением справляться со стрессами).

Формы проверки и самопроверки

– отслеживание динамики личностного и эмоционального развития ребенка по результатам диагностики и проведенной коррекционно – развивающей работы.

– мониторинг факторов школьной тревожности.

Содержание занятий

Количество часов

1. Я это Я.

10 часов

«Здравствуйте это – Я»

«Мои силы и возможности»

«Мой путь, мой выбор»

«Мой внутренний мир»

«Мое будущее»

2.Чувства и эмоции людей.

6 часов

«Положительные и отрицательные чувства»

«Мимика и жесты»

«Как передать радость»

3.Коррекция школьной тревожности.

10 часов

«Школьная тревожность»

«Школьные страхи»

«Снятие школьной тревожности»

«Снятие напряженности»

«Закрепление позитивного отношения к школе»

10 часов

«Уверенность в себе»

« Принятие себя» (продолжение)

Заключительное «Я это – Я»

36 часов

Тема: Я – это Я (10 часов)

Цель: Помочь детям научиться осознавать в них изменения; научиться планировать цели и пути самоизменения. Помочь детям осознать свою уникальность и неповторимость. Усвоить понятие способности и возможности

1.Занятие: «Здравствуйте это –Я»

Упражнение «Угадай, чей голос» «Кого загадал ведущий» «Угадай кому письмо», «Кто Я?», «Нарисуй свою роль», Сочинение «Какой Я?». Релаксация.

2.Занятие: «Мои силы и возможности».

Упражнения: «Чьи ладони?», «Моя ладошка» «Я могу, я умею». «Потерянное могу» Работа со сказкой «Фламинго». Обсуждение. Завершение – релаксация. Ритуал прощания.

3.Занятие. «Мой выбор и мой путь».

Упражнения6 «Превратись в животное», «Заветное желание» Работа со сказкой «Сказка о славном УЧМАГЕ» Обсуждение Мои цели. Составить план ее достижения. Релаксация.

4.Занятие. «Мой внутренний мир»

Разминка. «подушечный бой», «Не выходя из комнаты», «Радиопередача». Основное содержание: «Чужие рассказы» – Какой Я и чем отличаюсь от других. «Маленький принц» Рисование своей планеты. Рефлексия.

5. Занятие: «Мое настоящее и будущее»

Упражнения: «Превратись в возраст» Беседа «Мое будущее» Инсценировки «Как воспитывать детей» «Как быть если..» Релаксационные упражнения.

Тема: Чувства и эмоции. (6 часов)

Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха. Обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувства других людей. Помочь детям осознать относительность оценки чувств. Способствовать снижению уровня страхов.

1.Занятие. «Чувства бывают разные».

Упражнение «Закончи предложение», «Изобрази чувство», «Испорченный телефон» Работа со сказкой «Сказ о том, как Штирлицев победил страх» Обсуждение. Индивидуальные высказывания из жизни. Рисование «Изобрази страх» Релаксация.

2.Занятие. «Что нам скажут мимика, позы, жесты, интонация».

Упражнения: «Рассмеялся – испугался», «Раз два три позу повтори», «Закончи предложения» Работа в паре. «Объясни задание». Работа со сказкой «Молочные зубы» «Нарисуй мимику, жесты, позу». Психогимнастика. Релаксация. Прощание.

3.Занятие. «Как доставить радость другому человеку»

Упражнения: Психологические этюды «Передай радость прикосновением», Игра «Фотоохота» Инсценировка «Мысленная картинка», Работа со сказкой «нужная вещь». «Рисование радости». Психологические этюды. Релаксация. Прощание.

Тема: Коррекция тревожности. (10 часов)

Цель: Осознание ребятами личностного смысла понятия “тревожность” осознание понятия “страх”. Повышение мотивации в работе с собственными чувствами и страхами; обучение навыкам расслабления и саморегуляции; формирование положительного отношения к школе; создание атмосферы сплоченности в группе, овладение невербальными средствами общения.

1.Занятие “Школьная тревожность”

Гимнастика “Зоопарк” Игра “Один стул” Обсуждение понятия “тревожность” Круг “Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?” Упражнение “Я справлюсь!” “Дерево настроения” Рефлексия результатов занятия

2.Занятие “Школьные страхи”

Обсуждение ситуации “В магазине зеркал” Обсуждение понятия “Страх”

Задаются вопросы: Как вы понимаете смысл слова “страх”? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Обсуждается, для чего вообще нужен страх, чему он может мешать.

Информирование. Рассказ о школьном страхе. Рисование школьных страхов Игра “Паровозик” Упражнение “Рисуем картинки в уме” Рефлексия результатов занятия

3.Занятие “Снятие школьной тревожности”

Гимнастика “Гномики” Игра “Мальчик (девочка) по имени Наоборот” Упражнение “Страшилка” Чтение сказки “Школьная Тревожность”. Упражнение “Мысли и настроение”

Рефлексия результатов занятия

4.Занятие “Снятие напряженности”

Упражнение “Подари улыбку другу” Игра “Передай по кругу” Написание “страшилок”

Чтение школьных страшилок. Упражнение “Насос и мяч”. Рефлексия результатов занятия

Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

5. Занятие “Закрепление позитивного отношения к школе”

Игра-разминка “Ласковое имя” Игра “Прогулка по сказочному лесу” Упражнение «”Кошмарный” учитель». Игра “Школа для людей”. Упражнение “Урок и перемена.”

Рефлексия результатов занятия””

Тема: «Позитивное самоотношение». (10 часов)

Цель: Создание атмосферы сплоченности в группе, овладение невербальными средствами общения. Формирование умения поддерживать другого в трудной ситуации.

Снятие напряженности, тревожности; развитие уверенности в

Знакомство с понятием “самооценка”; формирование позитивного отношения к самому себе.

Повышение самооценки; развитие уверенности в себе.

1.Занятие “Уверенность в себе”

Игра “Кораблик”. Дети держатся за руки, один – в круге. Упражнение “Я сильный – я слабый”

Упражнение-тренинг “Я смогу”. Рефлексия результатов занятия.

2.Занятие “Принятие себя”

Упражнение “Новое, хорошее” Игра “Изобрази чувство” Игра “Передача чувств прикосновением” Информирование. Упражнение “Что мне нравится в себе?”

Рефлексия результатов занятия

3.Занятие «Принятие себя» (продолжение)

Игра “Хвалилки” Круг “Что я могу делать хорошо?” Круг “Что я люблю делать?”

Круг “Что мне нравится, что я люблю в самом себе?” Упражнение “Золотой шар”

Рефлексия результатов занятия

Игра “Открытые вопросы”. Повторение теории Обсуждаются вопросы: «Что такое самооценка? Какая обычно самооценка у тревожных людей? Что такое принятие себя, зачем оно нам? Упражнение “Похвальное слово самому себе”. Упражнение “Комплименты”.

Упражнение “Маяк”. Рефлексия результатов занятия.

5.Занятие “Я это – Я”

Игра «Антонимы» «Произнеси фразу» Беседа «Идеальное Я» Рисунок «Идеальный Я»

Работа с образом. Релаксация.

4. Методическое обеспечение.

– методические рекомендации по организации работы подобного рода;

– необходимая литература по программе;

-диагностический инструментарий, соответствующий возрасту ребенка. (Диагностика Филлипса, диагностика эмоциональных состояний).

– методические разработки (психологические этюды, сценарии ролевых сюжетов, набор целевых притч и др.)

– мини-лекции по тематическому направлению.

Вся работа направлена на повышение качества дополнительного образования в области психолого-педагогического сопровождения детей, обучающихся в условиях новых государственных стандартов.

Интерактивные методы и разминки;

Критерии эффективности программы:

Повышение уверенности в себе,

Снижение количества страхов,

Улучшение взаимоотношений: родитель – ребёнок; учитель – ученик.

Техники, используемые в программе:

Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения. Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов. Телесная терапия.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Арт-терапия. Рациональная терапия.

– Коммуникативный (предполагает создание доверительных отношений, расположенность и открытость психологу).

– Психогимнастика (включает в себя этюды, упражнения, направленные на снятие эмоциональной зажатости, на овладение навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами).

– Конструктивно-формирующий (направлен на формирование и развитие навыков конструктивного общения, основ саморегуляции).

– Рефлексия (направлена на осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, повышение самооценки).

– Релаксация (состоит из упражнений на мышечное расслабление, глубокое дыхание, снятие возбуждения).

Список литературы
Практическая психология в начальной школе, – М.: «Сфера», 2001. сихологические игры и упражнения. Психогимнастика в тренинге. Лабиринт души. Терапевтическая сказка. – М.: Академический проект, 2005. Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у подростков для 5-6 классов, – М.: «Генезис», 2011.

Рефлексия (от лат. reflection – отражение) – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных переживаний и мыслей, размышления о самом себе, осознание того, как воспринимают и оценивают человека окружающие люди.

Таким образом, можно сказать, что рефлексия – это способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, познавать свой собственный внутренний мир. В то же время это умение видеть и понимать то, как к тебе относятся другие люди.

Рефлексия не только позволяет познать себя, но и во многом способствует становлению человека как личности. Он все больше освобождается от непосредственного выполнения требований окружающих, которое бывает неосмысленным, импульсивным, случайным.

Вопросы могут быть следующие:

• Что вы чувствовали, выполняя задание?

• Что было легко/трудно?

• Какие мысли по поводу происходящего возникали? «Картина мира»

Цель: выстраивание идеального образа мира и себя самого у участников группы, осознание того, что ты не единственный в мире, увеличение способности видеть общее в разном.

Упражнение состоит из трех этапов.

Первый этап: участникам предлагается представить группе тот идеальный мир, в котором хотелось бы жить каждому или в котором он субъективно уже существует (параллельно с реальным). Рассказать о своем месте в этом мире, дать ему название.

Второй этап: участникам предлагается объединиться в 2 – 3 группы по принципу сходства их миров; если это не получается, то руководитель должен настоять на этом. Когда группы образованы, каждой дается задание (одинаковое для всех):

1. Объединить миры, создав нечто общее, причем каждый мир должен быть представлен, нельзя ничего упускать.

2. Дать «объединенному» миру название.

3. Показать свой мир в его в динамике, какие процессы в нем существуют, озвучить это движение, назвать. Каждый участник в мини-группе должен иметь какую-то роль.

Время на подготовку ограничено – 5–7 мин.

Третий этап (по желанию): объединить все миры во «Вселенную» (этот этап руководитель вводит, если видит, что группа готова к такому взаимодействию).

Цель: снять вероятные негативные последствия работы в группе, дать возможность проговорить все невыясненные ситуации.

Руководитель сам выбирает схему этого упражнения в зависимости от состояния группы в целом. Варианты могут быть следующие.

1. Вспомнить проделанную в группе работу и продолжить фразу:

• Сегодня меня раздражало.

• Мне очень понравилось.

2. Каждый по кругу, включая руководителя, говорит о своих ощущениях, переживаниях, о том, что хочется сказать, в чем чувствует нужду поделиться с группой.

Воспитывать привязанность ребенка в семье; учить ориентироваться в родственных отношениях; развивать коммуникативные умения; воспитывать почтительное отношение

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Цель. Воспитывать привязанность ребенка в семье; учить ориентироваться в родственных отношениях; развивать коммуникативные умения; воспитывать почтительное отношение к старшим; создавать хорошее настроение и игровой настрой, помогающие раскрыть способности каждого; способствовать совместным действиям.

Рассматривание семейных альбомов. Составление рассказов о себе и своей семье, выставка фотографий «Я и моя семья». Чтение художественной литературы.

Словарная работа. Бабулечка, дедуля, папуленька, матушка, сыночек, дочурка.

Обеспечить атмосферу непринужденного общения.

Место проведения. Зал украшен гирляндой шаров, плакат на котором написано: «Когда все вместе – душа на месте!». Фотовыставка «Моя семья».

Мой звоночек звенит – заливается,

И семья вся вокруг собирается.

Мой звоночек звенит и звенит.

И семья собраться спешит.

Добрый день! Хорошо, что вы решили провести время вместе.

Сегодня вместе собрались семьи:

Рассабиных, Солодовых, Савельевых, Черновых, Минеевых.

Предлагаю отправиться в путешествие. Готовы? Впереди нас ждут три дороги. По первой пойдете – попадете прямо к лягушкам в болото. К лягушкам в болото кому попасть охота? По второй пойдете – угодите к Бабе Яге. В конце дорожки ждет вас в ступе бабка – ежка. По третьей пойдете – в Страну семейного праздника попадете. Какую из дорог выбираем? (Ответы.) Предлагаю продолжить путешествие. На пути – город Поэтический. Куда ни ступи в этом городе, всюду стихи и пословицы о семье.

Саша Солодов подготовил для нас стихотворение.

Наш радостный мир и прекрасный

Устроен и прочно и ясно:

На яблоне яблоко зреет, А груша на груше желтеет,

Черешня растет на черешне,

А слива на сливе конечно,

А вишня на вишне растет.

Свой каждому дереву плод.

Все сказано прочно и прямо:

Когда есть у каждого мама,

И папа, и ласковый дом –

Мы в мире прекрасном живем!

Ребята, а вы знаете пословицы о семье?

Дети рассказывают пословицы.

А для родителей задание посложнее.

Задание для родителей «Ошибки наборщика».

Каждая семья получает лист бумаги, на котором написаны пословицы и поговорки, но «по ошибке наборщика» первая половина принадлежит одной пословице или поговорке, а вторая – другой. Надо вернуть им первоначальный вид.

Баба с возу, а хомут найдется.

Беды мучат, а руки делают.

Без труда не накинешь платок.

На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда .

Глаза страшатся, да уму учат.

Была бы шея – кобыле легче.

Баба с возу – кобыле легче.

Беды мучат, да уму учат.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

На всякий роток не накинешь платок.

Глаза страшатся, а руки делают.

Была бы шея, а хомут найдется.

Ешь на день, а сам не плошай.

Заставь дурака молиться, а все молока от него не добиться.

Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит.

Как с быком не, он и лоб расшибет.

На бога надейся, хлеба бери на неделю.

Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу.

Едешь на день, а хлеба бери на неделю.

Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

Как с быком не биться, а все молока от него не добиться.

На бога надейся, а сам не плошай.

Добрая слава лежит, а худая сама бежит.

Где любовь и совет, там и рвется.

Женя приласкает, свинья не съест

За двумя зайцами погонишься, бей молотом.

Где тонко, там и горя нет.

Господь не выдаст, а мать пожалеет.

Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.

Где любовь и совет, там и горя нет.

Жена приласкает, а мать пожалеет.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Где тонко, там и рвется.

Господь не выдаст, свинья не съест.

Не умеешь шить золотом, бей молотом.

Гром не грянет, коли делать нечего.

Взял лыко, один раз отрежь.

Красна птица пером, да дураку досталось.

Умная голова, а человек умом.

Семь раз отмерь, отдай ремешок.

Скучен день до вечера, мужик не перекрестится.

Гром не грянет, мужик не перекрестится.

Взял лыко, отдай ремешок.

Красна птица пером, а человек – умом.

Умная голова, да дураку досталось.

Семь раз отмерь. Один раз отрежь.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Вся семья вместе, а матери мило

Жена приласкает, а только портит

Кто не осушит слез ребенка, так и откликнется.

Лень мужа не кормит, так и душа на месте

Как аукнется, будет плакать сам.

Хотя дитя криво, а мать пожалеет.

Вся семья вместе, так и душа на месте

Хотя дитя криво, а матери мило

Кто не осушит слез ребенка, будет плакать сам.

Как аукнется, так и откликнется.

Лень мужа не кормит, а только портит.

Жена приласкает, а мать пожалеет.

А в этом городе проживает знаменитый Домовенок Кузя. Кузя очень любит молчать. Давайте его порадуем – поиграем в его любимую игру.

Пантомима «Сценка из жизни семьи».

«Папа собирается на работу», «Как мы ловили жука», «Как мы ловили рыбу», «Вся семья едет в машине», «Как папа дарил маме цветы», «Поход в магазин», и т.д.

Хорошее оставьте непременно, а все капризы гоните прочь. Вам это не к лицу, к лицу всегда улыбка. Улыбнитесь – ка – и в путь.

А в этом городе живут жители, которые очень любят хвалить друг друга

Сейчас мы представим себя жителями этого города.

Каждому присутствующему на празднике дарят эпитеты. Воспитатель произносит первую часть фразы, остальные по очереди ее повторяют и завершают. Например: «Наш папа самый…..».

Каждый участник по очереди произносит прилагательные (добрый, сильный, веселый).

Отправляемся дальше в путь .

В городе «Знакомств» жители любят играть в игры.

Вот и сегодня мы поиграем в игру, которая называется «Здравствуйте!»

В путь, родные мои! Ой, что это? Сундучок!

Чок, чок, чок! Чок, чок, чок!

Перед вами сундучок!

Весь резной, расписной.

Сундучок, секрет открой!

Чтобы его открыть, надо слово ласковое вспомнить!

Игра «Назови ласково».

Бабушка – бабуля – бабулечка – бабуленька. Папа – папуля_ папочка.

Сундучок открывается, в нем бумага. Смотрите здесь бумага красного цвета, что можно вырезать из бумаги красного цвета, у детей оно маленькое, а у взрослых большое. Вырежете из бумаги сердечко и напишите на нем пожелание.

Семья вырезает из бумаги сердечко, пишет пожелание и семьи обмениваются сердечками.

Конспект тренингового занятия по сплочению коллектива с младшими школьниками «Равный среди равных»

Юлия
Конспект тренингового занятия по сплочению коллектива с младшими школьниками «Равный среди равных»

Цель: сплочение детского коллектива.

• ознакомить обучающихся с правилами работы в тренинговой группе;

• разработать «Законы дружного коллектива»;

• способствовать повышению самооценки у школьников;

• воспитывать чувство коллективизма;

• формировать интерес к тренинговым занятиям.

Методы: мониторинг психоэмоционального состояния, тренинговые упражнения, дискуссия, мозговой штурм, групповой проект.

Оборудование и материалы: клубок ниток, компьютер, проектор, фломастеры, цветные карандаши, бумага, конверты, картинки весёлая и хмурая тучка, справки по результататам анкетирования и социометрии, «Законы дружного коллектива», бейджики, ватман, цветная бумага, ножницы, компьютер.

Участники: учащиеся, классный руководитель, педагог-психолог.

Ход занятия:

1. Мониторинг психоэмоционального состояния учащихся на начало тренинга:

– Напишите на «облачке» Ваше имя и опустите его в конвертик с весёлой или грустной картинкой.

(«Весёлая тучка» – хорошее настроение, «Хмурая тучка» – плохое).

– психологический настрой (ритуал встречи): Предлагаем Вам написать свои имена на карточках и прикрепить. Образуем «круг дружбы». Поделимся теплом др. с др., пожелаем успехов и добра!

2. Правила работы в тренинговой группе:

– Наше занятие будет проходить в форме тренинга. Для эффективного общения, нам необходимо принять правила работы в группе.

1. Быть активным

2. «Я» – высказывания

3. Правило поднятой руки

4. Говорит один в круг

5. Не давать оценок

6. Здесь и сейчас (все чувства переживаем здесь и сейчас, соблюдаем

7. Право ведущего

– Какие дополнения, изменения?

– Принимаем? Стараемся соблюдать.

3. Упражнение «Здравствуйте» (все стоят в кругу)

Цель: активизация участников группы.

– Рассчитайтесь на «белые»«пушистые»! «Белые» образуют внутренний круг, «пушистые» – внешний, становясь лицом друг к другу. Внутренний круг стоит на месте, а внешний – меняет партнёров, двигаясь по часовой стрелке, выполняя команды ведущего. «Поздоровайтесь рукопожатием! Перешли! Пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, плечами, спинами, коленями, пятками, лбами, носами, бёдрами и завершили рукопожатием».

4. Энергизатор – коммуникатор «Смена мест»:

Цель: запуск групповой динамики.

Участники сидят в кругу на стульях, ведущий даёт команду:

«Меняются все те, кто любит общаться» и т. п. (все меняются, а ведущий занимает чьё-то место. Кто остаётся без места, даёт следующее задание)

5. «Поговорим о дружбе» дискуссия.

– Считаете ли ваш класс дружным? Если нет, то почему?

– Кто, по-вашему, самые миролюбивые ребята в классе? Поаплодируем им! Молодцы! А почему с этими ребятами легко дружить?

– Как вы думаете, есть ли в вашем классе конфликтные ребята? Из-за чего происходят ссоры и конфликты?

– Что можно сделать, чтобы класс стал дружнее?

6. «Мозговой штурм» разработка «Законов дружного коллектива» (см. Приложение)

– Разделимся на 5 групп: для этого рассчитаемся на яблоки, апельсины, груши, персики, мандарины.

– Придумайте законы, обсудите их в группах и запишите на листах. Через пять минут состоится публичная защита и обсуждение, принятие общих законов дружного коллектива.

7. Упражнение с тарелкой.

Цель: формировать доверительное отношение участников друг к другу;

– Для лучшего взаимодействия нам необходимо сплотиться.

– Поэтому предлагаем Вам выполнить следующее упражнение: встаньте все в круг, плечом к плечу, сейчас Вам необходимо с закрытыми глазами передать тарелку с водой, постараться не разлить ни одной капли.

Рефлексия: – Что Вы чувствовали? Почему?

8. Упражнение «Хвалилки»

Цель: самопрезентация, повышение самооценки.

Каждый участник поочерёдно чем-нибудь хвалится каким-то приятным событием, произошедшим в последнее время. Все остальные аплодируют.

9. Групповой проект «Дерево дружбы»

– Перед вами на плакате нарисовано дерево, но оно пока неживое и грустное, нам необходимо его оживить, сделать весёлым. Как можно это сделать?

– Правильно! Необходимо добавить листья. Для этого предлагаю обвести свою ладонь на цветной бумаге, вырезать, написать слоган, пословицу, пожелание или высказывание о дружбе, наклеить на общий плакат.

– Кто хочет поделиться своими высказываниями?

– Пусть это «Дерево дружбы» напоминает вам о единстве и сплочении вашего коллектива, о вашей дружбе.

10. Упажнение «Связующая нить»

Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.

Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются связанны – одной нитью. Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире.

Мониторинг психоэмоционального состояния:

– Изменилось ли Ваше самочувствие, настроение, если да, то положите облако в конвертик с весёлой или грустной картинкой.

• Нам очень интересно Ваше мнение о сегодняшнем тренинге – а так же о Вашем самочувствии, понравились ли Вам наши упражнения? (высказываются)

• Анкета обратной связи.

12. Групповое фото с плакатом.

ЗАКОНЫ ДРУЖНОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Закон пунктуальности (не опаздывайте)

2. Закон улыбки (улыбайтесь всем вокруг, будьте в хорошем настроении)

3. Закон вежливости (будьте со всеми вежливыми)

4. Закон общения (говорите спокойно, не кричите, слушайте внимательно, не перебивайте собеседника)

5. Закон активности (будьте всегда активными)

6. Закон уважения (относитесь так к людям, как бы вы хотели, чтобы относились к вам)

7. Закон аккуратности (следите за своим внешним видом, соблюдайте правила личной гигиены)

8. Закон ответственности (будьте ответственными за свои поступки и обещания)

9. Закон бережливости (берегите своё и школьное имущество)

10. Закон милосердия (помогайте друг другу, не обижайте никого, будьте добрыми)

Пословицы и слоганы о дружбе:

• Один за всех и все за одного.

• Один в поле не воин.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Друзья познаются в беде.

• Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.

• Дружба – великая сила.

• Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

• Без беды друга не узнаешь.

• Дружба любит дело.

• Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

• Вода у друга лучше, чем у врага мёд.

• За дружбу дружбой платят.

• Маленькая дружба лучше большой ссоры.

• Друга за деньги не купишь.

• Друг – твоё зеркало.

• Не в службу, а в дружбу.

• Для дорогого друга – ворота настежь.

• Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

• Дерево держится корнями, а человек друзьями.

• Единственный способ иметь друга – это быть другом.

• Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

• Ложь дружбу губит, почему дружба её и не любит.

• Не бросай друга в несчастье.

• Не поспоришь – не подружишь.

• Нет друга – ищи, нашёл – береги.

• Одёжа хороша новая, а друг – старый.

• В долг давать – дружбу терять.

• Старый друг лучше новых двух.

• Человек без друга, что земля без воды.

• Что за тем гоняться, кто не хочет знаться.

• Без друга в жизни туго.

• Были бы пирожки – будут и дружки.

• Дружба заботой да подмогой крепка.

• Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

• Друг в беде – друг вдвойне.

• Друг не испытанный, что орех не расколотый.

• Друг спорит, а недруг поддакивает.

• Друзья наших друзей – наши друзья.

• Знал дружка в радости, не оставляй в горести.

• Из-за нового приятеля не теряй старого.

• Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.

• Кто разделяет с тобой трудную минуту – настоящий друг.

• Не давай денег, не теряй дружбы.

• К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

• Над другом посмеёшься – над собой поплачешь.

• Назвался другом – помогай в беде.

• Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

• Недостаток доверия вредит дружбе.

Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.

• Расстояние дружбе не мешает.

• Человек без друзей, что птица без крыльев.

• Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

• Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.

• Был бы друг, будет и досуг.

Один за всех и все за одного.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Человек без друга, что земля без воды.

Человек без друзей, что птица без крыльев.

Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Друг – твоё зеркало.

Друга за деньги не купишь.

Вода у друга лучше, чем у врага мёд.

Были бы пирожки – будут и дружки.

Дружба – великая сила.

«Солнышко и дождик». Конспект игрового тренингового занятия для адаптации к ДОУ с детьми 2–3 лет «Солнышко и дождик» Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задачи: -создание положительной эмоциональной атмосферы.

Конспект тренингового занятия для педагогов «Стресс-менеджмент в ДОУ» Ход тренингового занятия: Стресс-менеджмент — это не просто модное словосочетание. Управление стрессом — это необходимое условие нормальной.

Конспект тренингового занятия с подростками по профилактике курения: «Курить или не курить? Вот в чём вопрос…» Цель: профилактика табакокурения и пропаганда здорового образа жизни. Задачи: – закрепить знания о вреде курения и о его негативном влиянии.

Конспект тренингового занятия «Счастливое родительство» ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЧАСТЛИВОЕ РОДИТЕЛЬСТВО» Цель: профилактика проблем во взаимоотношениях родителей и детей, преодоление проблем в.

Конспект занятия со старшими школьниками Конспект занятия со старшими дошкольниками “Поиграем на поляне” Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, внимания,воображения,, спонтанного.

Конспект тренингового занятия «Манипуляции в педагогическом общении» Цель: расширение репертуара приемов эффективного общения. Задачи: 1. Расширение объема психологических знаний об общении. 2. Научить участников.

Особенности усвоения словаря прилагательных младшими школьниками с речевым недоразвитием Тема нашей работы — Особенности усвоения словаря прилагательных младшими школьниками с речевым недоразвитием. В процессе употребления имен.

Читайте также:  Как я была многодетной мамой
Ссылка на основную публикацию