Городской дом ребенка г Фрунзе . История одного ребенка

Городской дом ребенка г Фрунзе . История одного ребенка

Максим Б.

родился в августе 2019

Максим – чудесный маленький мальчик. Его главная задача сейчас хорошо есть и много спать. И с этой задачей Максимка хорошо справляется, но может громко потребовать, чтобы ему сменили подгузник и накормили.

Артем П.

родился в августе 2019

Артемка еще совсем малыш. Он серьезный, малоулыбчивый мальчик, который умеет требовать и внимания, и чтобы сменили подгузник, накормили. Тема сосредотачивает взгляд на подвешенных над ним игрушках, успокаивается при сильном звуке. Темочка.

Виктор П.

родился в августе 2019

Витенька – тихий, нетребовательный «солнечный» малыш. Лежит себе спокойно и наблюдает за жизнью вокруг. Очень любит тактильный контакт, любит сидеть на руках у воспитателя, на ручках может находиться долго и с.

София Б.

родилась в июле 2019

Соня – особая малышка, которой требуется индивидуальный уход. Она развивается с заметной задержкой, любит спать и кушать, проявляет мало интереса к окружающему, откликается на тактильный контакт. Сончке нужны терпеливые и.

Максим Г.

родился в июне 2019

Максимка совсем еще малыш. Эмоциональный, активный мальчик, в ответ на общение с ним Максимка улыбается, смотрит в глаза, гулит в ответ. Максим достает ручками подвешенные игрушки, наблюдает за ними. Реагирует на.

Александр Г.

родился в мае 2019

Сашенька – милый, трогательный, совсем еще маленький “солнечный” мальчик. Тихий, нетребовательный, малоэмоциональный мальчик. Саша умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, проявляет интерес к игрушкам, захватывает их, манипулирует. На эмоциональный.

Андрей Н.

родился в мае 2019

Андрюша – маленький мальчик с красивыми внимательными глазками. Совсем еще малыш, но, несмотря на возраст и особенности здоровья, у него уже есть свои достижения. Он умеет фиксировать взгляд на лице взрослого.

Роман В.

родился в апреле 2019

Ромочка – очень милый и очень обаятельный «солнечный» мальчик. Ромочка – ласковый и доброжелательный малыш, много улыбается, особенно если к нему эмоционально обращаются. Гулит в ответ, оживляется, радуется, старается строить контакт.

Яна Ч.

родилась в марте 2019

Яна – очень красивая обаятельная “солнечная” девочка, настоящая «болтушка». Всегда готова «поговорить», много гулит, улыбается. Любит, когда её держат на руках. Учится ползать, ей все интересно. Любит яркие, шуршащие игрушки, проявляет.

Вячеслав О.

родился в феврале 2019

Малыш нуждается в постоянной заботе и ласке. Слава учится есть самостоятельно, но пока еще не может. Появилась ответная улыбка, пытается общаться с помощью кряхтения и отдельных звуков. Учится держать голову, лёжа.

Зиёда Н.

родилась в феврале 2019

Зиёда – хрупкая девочка с особенностями развития. Большую часть времени она проводит лёжа, может оживляться во время контакта со взрослым, особенно ей нравится тактильный контакт – поглаживания, прикосновения. Интересуется игрушками, держит.

Анна Е.

родилась в январе 2019

Анечка – чудесная “солнечная” малышка. Позитивная, ласковая, нежная девочка. Она легко идет на контакт и с детьми, и с взрослыми. Громко смеется в ответ на общение с ней. Любимые игрушки .

Глеб С.

родился в ноябре 2018

Глеб – милый, трогательный, совсем еще маленький “солнечный” мальчик. Глеб очень спокойный малыш, но он старается привлечь внимание взрослого с помощью различных громких звуков, возгласов. Глеб способен проявить настойчивость.

Софья К.

родилась в октябре 2018

Софья – особая девочка, которой требуется индивидуальный уход. Она развивается с сильной задержкой, любит, когда с ней разговаривают, откликается на тактильный контакт. Она любит находиться на руках у взрослого и очень.

Кирилл Л.

родился в октябре 2018

Кирилл милый очаровательный малыш. Во время бодрствования он очень активный, постоянно в движении, поэтому ребенку требуется особое внимание взрослого. Кириллу нравится играть на ковре, где много разнообразных предметов, он хорошо держит.

Роман Г.

родился в октябре 2018

Рома – весёлый, улыбчивый, общительный “солнечный” малыш. Любит, когда его берут на руки. Общается с удовольствием – смотрит в глаза, улыбается, гулит. Рома хорошо ест и спит. Активно ведет себя в.

Александр П.

родился в сентябре 2018

Сашенька – очаровательный, спокойный, контактный мальчик. Он остерегается новых людей и пугается непонятных и неизвестных ситуаций, но быстро разбирается в обстановке и успокаивается. Интересуется новыми игрушками и действиями с ними, которым.

Никита Н.

родился в сентябре 2018

Никита – очаровательный ласковый “солнечный” малыш. Никита активно интересуется окружающим миром, новыми игрушками, лепечет, часто улыбается, смеётся. Наблюдается постоянная положительная динамика в развитии. Научился ходить вдоль опоры. Мальчик удовольствием.

Никита Г.

родился в сентябре 2018

Никита улыбчивый, очень обаятельный и ласковый мальчик. Он – всеобщий любимец всех сотрудников учреждения. У него широко раскрыты глаза на окружающий мир, Никитка с интересом рассматривает все вокруг и любит все.

Владимир С.

родился в сентябре 2018

Вовочка – «солнечный малыш». Пока слабенький, беспокойный мальчик, заметно отстающий в развитии. Вовочка кратковременно удерживает голову, пока не переворачивается, не сразу, но сосредотачивает взгляд на игрушке и лице говорящего с ним.

Татьяна Б.

родилась в сентябре 2018

Танечка – интересная, обаятельная «солнечная» малышка. Она любит подолгу лежать на животе, опираясь на предплечье, переворачиваться со спины на живот и обратно. Ее привлекают игрушки, она тянет к ним ручки, недолго.

Савелий К.

родился в августе 2018

Савелий – милый, трогательный малыш. Сава отстает в развитии от сверстников, но динамика в развитии отмечается. Мальчик активный, жизнерадостный, общительный. Он научился ползать, самостоятельно вставать на четвереньки, переступать вдоль опоры, пока.

Анастасия Н.

родилась в августе 2018

Настенька милая обаятельная девочка. Она не любит быть одна, переживает, волнуется, активно привлекает к себе внимание плачем. На руках у взрослого Настя сразу успокаивается, любит, когда ее укачивают, общаются, говорят с.

Иван А.

родился в июле 2018

Ванечка – крепкий, упитанный, симпатичный “солнечный” ребенок. Ванечка – спокойный, ласковый и доброжелательный малыш, много улыбается, особенно, если к нему эмоционально обращаются, гулит в ответ, оживляется, радуется, старается установить контакт. Ваня.

Последние обновления

13.03.2020

Обновлен банк данных сайта отдела опеки и попечительства МО «Черная речка»: в банк добавлены анкеты 5 новых детей, пополнены актуальной информацией анкеты 11 детей. Всем этим детям нужны любящие и заботливые родители!

© Благотворительный фонд помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Дети ждут». Все права защищены и охраняются законом. Полное или частичное копирование материалов сайта разрешено только с разрешения администрации.

Фонд «Дети ждут» занимается профилактикой отказов от детей и содействием семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей: переподготовкой специалистов сиротских учреждений для профилактики депривационных расстройств у детей; подготовкой приемных родителей на базе собственной школы для приемных родителей; психологическим сопровождением приемных семей; содействием социализации приемных детей; профилактикой отказов от детей неблагополучных матерей-одиночек, имеющих сиротский опыт.

История и достижения

Исторический очерк

В архивных фондах государственного учреждения «Объединенный ведомственный архив МЗ СК» и государственного архивного учреждения «Государственный архив Ставропольского края» точных данных об образовании Ставропольского Дома младенца (предшественника ГУЗ «Ставропольский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики») до 1923 года нет, самые ранние и неполные сведения о деятельности ГУЗ «Ставропольский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики» имеются только за 1923 год в виде журнала учета поступления детей.

В приказах главного врача по личному составу за 1944-1946 годы название учреждения указано как Ставропольский Дом младенца.

Сведения о Доме за 1944-1947 годы в документах неполные. Так, в решении исполнительного комитета Ставропольского городского совета депутатов трудящихся от 01.12.1944 №5 (протокол № 32) имеются сведения о проведении ревизии Дома младенца, проведении ремонта и подготовке к заме, нормах питания детей.

Решением исполнительного комитета Ставропольского городского совета депутатов трудящихся от 08.12.1944 №7 (протокол №33) рассматривался вопрос об увеличении дому коек до 75 и выделении дополнительного финансирования.

Учитывая острую необходимость в расширении сети специализированных детских учреждений решением исполнительного комитета Ставропольского краевого совета депутатов трудящихся от 19.03.1947 №19 и решением исполнительного комитета Ставропольского городского совета депутатов трудящихся от 18.03.1947 № 30/284 (протокол заседания №7) в городе Ставрополе был открыт с 1 апреля 1947 года второй Дом младенца, который стал называться Дом младенца №2.

Дом младенца №2 был организован на базе детских яслей №2 по ул. Дзержинского, 91, и был рассчитан на 60 мест. Штаты Дома были полностью укомплектованы. Дом занимал одноэтажное деревянное здание постройки 1910 года, площадью 246,67 кв.м., высотой 3 м, площадь прилегающего двора составляла 462 кв.м.

Существование двух Домов младенца подтверждают сведения из отчетного доклада отдела здравоохранения Ставропольского горисполкома от 05.10.1949. «… В городе Ставрополе действовало два Дома младенца №1 и №2 с общим количеством в 125 сметных коек. Оба Дома располагались в приспособленных помещениях…»

Дом младенца № 1 (улица Артема, 9) имел хорошо озелененный двор, совершенно изолированный от других построек. К 1949 году был полностью сделан ремонт Дома, однако прачечная была совершенно не приспособлена для выполнения необходимого объема работы – 1 маленькая тесная комната с глиняным полом, «худым потолком и стенами». На 01.01.1949 в Доме находилось 55 детей, за 8 месяцев 1949 года поступило 18 детей, выбыл 21 ребенок. Из выбывших: отдано на усыновление 4, родителям 13, переведены в Дом младенца №2 -2, умерло – 2 ребенка. Питание детей было «мало разнообразное», детям давали рыбий жир по 1,5 чайной ложки в качестве витамина. Однако дети получали достаточно фруктов из своего сада: яблоки, груши, чернослив, кизил и сладости – печенье, конфеты. Дом имел подсобное хозяйство – 2 коровы, 1 лошадь, 1 га земли в поле и участок для посадки овощей.

Дом младенца №2 был мало озеленен, ремонт к 1949 году только начинался. На 01.01.1949 года в Доме находилось 50 детей, за 8 месяцев 1949 года поступило 29, выбыло 35. Из поступивших: 6 детей подкинутых, от матерей-одиночек – 15, от отцов-одиночек – 5, от репрессированных родителей – 2, сирот – 1. Дети Дома младенца №2 получали недостаточно фруктов, так как своего сада не имели.

Главными задачами Домов были:

– обеспечение детей необходимыми условиями жилья и рациональным питанием;

– забота о состоянии здоровья детей и оказании своевременной медицинской помощи;

– проведение профилактической, противоэпидемической, врачебно-воспитательной работы.

В 1952 году в Доме № 2 было сокращено 15 мест воспитанников и финансирование производилось на 45 детей.

До 1957 года Дом ребенка № 1 находился на ул. Артема, 9, но в связи с планируемым строительством жилого дома на территории Дома ребенка решением исполнительного комитета Ставропольского городского совета депутатов трудящихся от 26.02.1957 года № 32/166 (протокол №5) Дому ребенка №1 был отведен новый земельный участок под строительство по проезду Запорожскому, 2а в квартале 340. Других сведений о строительстве нового здания Дома ребенка или нахождения его по этому адресу не выявлено.

В связи со значительным увеличением заболеваемости детей воспалением легких, детская больница и вторая городская больница не имели возможности размещать в своих учреждениях больных детей с воспалением легких.

Решением исполнительного комитета Ставропольского городского совета депутатов трудящихся 17.03.1958 №30/260 (протокол №6) Дом ребенка №2 временно (сроком до 01.12.1958) реорганизуется в стационар для госпитализации детей с кишечными заболеваниями.

Согласно решения исполнительного комитета Ставропольского городского совета депутатов трудящихся от 09.06.1959 № 60/659 (протокол 12), в помещении Дома ребенка №2 были открыты детские ясли №7. Дом ребенка №2 был переведен в приспособленное здание по адресу улица Мира, 278а. Дом был большой и светлый, расположенный внутри большого фруктового сада, площадь территории составляла 6400кв.м. Однако Дом не имел изолятора и карантинной комнаты на случаи болезни детей.

В связи с тем, что в крае имелось большое количество детей с поражением центральной нервной системы, нуждающихся в определении в дом ребенка, приказами отдела здравоохранения исполнительного комитета Ставропольского краевого совета депутатов, трудящихся от 28.06.1965 № 149 и 150 в Доме ребенка «Машук» в г. Пятигорске были организованы отдельные 3 группы детей с поражением центральной нервной системы и 3 группы для детей, перенесших дизентерию. Из Дома ребенка № 2 в Дом ребенка «Машук» в г. Пятигорске были переданы указанные 3 группы детей, перенесших дизентерию.

В связи с этим Дом ребенка № 2 был перепрофилирован в общий соматический и продолжал свою деятельность до апреля 1971 года.

Решением исполнительного комитета Ставропольского городского совета депутатов, трудящихся от 09.04.1971 № 249 (протокол №7) и распоряжением исполнительного комитета Ставропольского городского совета депутатов, трудящихся от 18.08.1971 № 123-р Дом ребенка №1 (ул. Артема, 9) и Дом ребенка №2 (ул. Мира, 278, а), подведомственные отделу здравоохранения Ставропольского горисполкому, были объединены с 18.08.1971. Новое учреждение получило название городской дом ребенка.

Дом ребенка №1 вошёл в состав нового учреждения со штатами в 62 человека (главный врач, старшие медсестры, медсестры, санитарки, кормилицы, педагоги, бухгалтер, кастелянша, повар, прачки, кухонные рабочие, дворник).

Согласно тарификационному списку на 1971 год главным врачом была Сахарова Лилия Алексеевна, окончившая Ставропольский мединститут в 1970 году.

Дом ребенка №2 вошел в состав городского дома ребенка со штатной численностью в 42,5 человека. Главным врачом была Алибалова Наталья Сергеевна, окончившая Ставропольский мединститут в 1950 году. К моменту создания городского дома ребенка её трудовой стаж составлял 19 лет. Она и была назначена главным врачом городского дома ребенка.

С 20.08.1971 городской дом ребенка располагался в здании бывших детских яслей № 3 по адресу г. Ставрополь, ул. Добролюбова, 5. Здание было двухэтажное, каменное, постройки 1956 года. Площадь здания составляла 526,7 кв.м. и приусадебный участок площадью 4645 кв.м. Дом был рассчитан на 105 мест. В Доме находилось 3 группы – 39 коек для грудных и ползунковых детей, 3 группы – 56 коек для старших и средних детей и 1 изолятор – 10 коек.

Согласно решению исполнительного комитета Ставропольского городского совета депутатов трудящихся от 08.12.1972 № 756 Дом был передан с 01.01.1973 на централизованное обслуживание при горздравотделе с упразднением собственной бухгалтерии.

Согласно Положению, утвержденному Министерством здравоохранения СССР от 19.01.1976, Дом являлся учреждением здравоохранения, предназначенном для воспитания и оказания медицинской помощи детям. В Доме находились на воспитании:

– дети одиноких матерей;

– дети с дефектами физического или психического развития;

– дети родителей, лишенных родительских прав или в случае вынесения судебными органами решения об отобрании у них ребенка;

– дети родителей, признанных в установленном законом порядке безвестно отсутствующими;

– дети родителей, признанных в установленном законом порядке недееспособными;

– дети, родители которых не имеют возможности их воспитывать (по состоянию здоровья, в связи с длительным отсутствием – отъездом, отбыванием наказания, нахождением под стражей в период следствия и др.)

В доме воспитывались дети от рождения до трехлетнего возраста, дети с дефектами физического или психического развития – до четырехлетнего возраста.

Не подлежали приёму дети с активной формой туберкулеза, активной формой сифилиса, заразными кожными заболеваниями, острыми заболеваниями центральной нервной системы, острыми инфекционными заболеваниями и другими заболеваниями, требующими стационарного лечения.

Распоряжением исполнительного комитета Ставропольского краевого совета народных депутатов от 29.12.1983 № 1017-р согласно предложению отдела здравоохранения исполнительного комитета Ставропольского краевого совета народных депутатов и исполнительного комитета Ставропольского городского совета народных депутатов Ставропольский дом ребенка реорганизован в Ставропольский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики.

В 1985 году Дом перешел в новое двухэтажное благоустроенное здание по адресу – г. Ставрополь, улица Горная, 42. Площадь здания равнялась 2444,25 кв.м., комнаты для групп светлые и просторные. В Доме функционировали 10 физиологических групп. По штатному расписанию, утвержденному горздравотделом 22.12.1986 года, Дом имел штат 92,5 единицы. Главным врачом был В.Н. Луканин.

Согласно списку детей Дома ребенка на 01.11.1986 в Доме насчитывался 81 ребенок от 1 года 3 месяцев до 4 с половиной лет.

Причины попадания в Дом: отказ родителей, мать – одиночка, отказ от родительских прав, тяжелые материальные условия, лишение родительских прав, брошены, болезнь родителей, мать-глухонемая, подкидыши, смерть матери, родители-инвалиды, отказ от материнства, отказ отца, отобраны.

Согласно справке главврача за 1991 год Дом имел площадь территории в 1,1 га, 3 автомобиля, ежедневно осуществлялась стирка белья в количестве 360 кг.

Постановлением главы администрации города Ставрополя от 27.09.1993 № 1483/2 были внесены изменения в название Ставропольского специализированного Дома ребенка для поражением центральной нервной системы и нарушением психики

Дом ребенка стал называться Ставропольский городской специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики (СГС Дом ребенка). В название был добавлен термин «городской».

Дом являлся юридическим лицом и находился в ведении управления здравоохранения администрации города Ставрополя.

Этим постановлением был зарегистрирован Устав СГС Дома ребенка на 1993 год. Адрес Дома остался прежним – г. Ставрополь, улица Горная, 42.

На основании постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Всесоюзного центрального совета профсоюзов от 15.05.1990 № 193/7-69 и согласно приказу Дома ребенка по основной деятельности от 20.05.1994 № 38 численность воспитанников была сокращена до 55 детей, количество групп с 6 до 8.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя от 08.01.2003 № 06 СГС Дому ребенка был присвоен статус муниципального учреждения здравоохранения и утвержден новый Устав в новой редакции.

Дом ребенка стал называться Муниципальное учреждение здравоохранения «Ставропольский городской специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Основной целью деятельности МУЗ СГС Дом ребенка интернатного типа являлось лечение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с нарушением нервной системы и психики, их социальная и психосоматическая реабилитация.

Предметом деятельности МУЗ СГС Дом ребенка являлись: педиатрия, неврология, физиотерапия, воспитание детей, социальная и правовая защита детей. Основная деятельность МУЗ СГС Дом ребенка осуществлялась согласно Положению о Доме ребенка и Инструкции о порядке приёма детей в Дом ребенка, утвержденными приказом Министерства здравоохранения СССР от 19.11.1986 № 1525.

МУЗ СГС Дом ребенка находился в ведомственной подчиненности управления здравоохранения администрации города Ставрополя.

Приказом министерства здравоохранения Ставропольского края от 10.05.2006 № 01-05/188 внесены изменения в название МУЗ СГС Дом ребенка.

МУЗ СГС Дом ребенка стал называться государственным учреждением здравоохранения «Ставропольский специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики» (ГУЗ СС Дом ребенка)

В связи с передачей ГУЗ СС Дом ребенка в государственную собственность изменилась его ведомственная принадлежность – Дом перешел в ведение министерства здравоохранения Ставропольского края.

В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 года № 379-п «Об изменении типа бюджетных учреждений Ставропольского края в целях создания казенных учреждений Ставропольского края, а также изменения типа казенных учреждений Ставропольского края в целях создания бюджетных учреждений Ставропольского края» Государственное учреждение здравоохранения «Ставропольский специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики» изменено на Государственное казенное учреждение здравоохранения «Ставропольский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики» (ГКУЗ «СС Дом ребенка»).

Руководителями учреждения были:

1943-1944г.г.заведующая Песоцкая З.
1944г.главный врач Кузнецова
1945г.главный врач Носова Л.
1967 – 1969г.г.главный врач Столтиди Е.С.
1971 – 1979г.г.главный врач Агибалова Н.С.
1980 – 1986г.г.главные врачи: Фанин, Муравьёва В.Н., Федикова Л.А., Сыпко Г.И.
1986 – 1990г.г.главный врач Луканин В.Н.
1990 – 1996г.г.главный врач Щербина В.И.
1996 – 2006г.г.главный врач Копейкина О.В.
2006 – 2012г.г.главный врач Козлова Н.А.
2012 – 2013г.г.главный врач Орлянская И.Е.
2013 – 2014г.г.главный врач Первова Е.А.
2014 – 2017г.г.главный врач Швецова Е.С.

В настоящее время главный врач Государственного казенного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Ставропольский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики» – Боева Инга Борисовна.

1. ДЕТСТВО

В конце 70-х годов прошлого столетия военный фельдшер Василий Михайлович Фрунзе отбыл положенный срок службы в туркестанских войсках. Нужно было уходить в отставку и устраивать жизнь заново. Был он по национальности молдаванин, но с родным селом в Тираспольском

Читайте также:  Родничок у новорожденных, каким должен быть родничок у новорожденного?

уезде Херсонской губернии порвал давно, да ничего у него там и не было. Решив, что с таким трудом добытые медицинские знания могут пригодиться и здесь, в Семиречье, Василий Михайлович Фрунзе обосновался в маленьком городке Пишпеке (ныне Фрунзе, столица Киргизской ССР), получив там в 1879 году участок для постройки дома.

О Пишпеке того времени один из старожилов рассказывал: «Жили в этом месте сперва русские казаки, из тех, что покоряли Туркестан, строили белые домики из глины, садили акацию. Так выросли три ровные улицы на пустыре. Киргизы кочевали вблизи, но заходили редко. Был, однако, выстроен для кочевников гостиный двор и даже был кочевой трактир: две кибитки развозили по кочевьям чай и водку в обмен на шерсть и баранов».

Бывший кишлак Пишпек превращался в город — резиденцию колонизаторов: военных, торговцев, чиновников. Город построен, как полк на параде. Пирамидальные тополя посажены строгими шпалерами. Пересекающиеся под прямым углом улицы идут с севера на юг и с востока на запад.

Местное население с неприязнью смотрело на русских пришельцев. Но Василий Михайлович Фрунзе быстро сдружился с киргизами и завоевал их доверие.

Поселившись в Пишпеке, Василий Михайлович вскоре женился на проживавшей там переселенке из Воронежской губернии, Мавре Ефимовне, урожденной Бочкаревой или Капитановой. Последнее прозвище ей дали односельчане потому, что дед ее матери из солдат дослужился до чина капитана.

Мавра Ефимовна была энергичной, развитой женщиной. Еще девочкой в крестьянской семье она научилась грамоте и пристрастилась к чтению. Позже она познакомилась с лучшими произведениями русской литературы. Свою неизменную любовь к книге она привила и детям.

Михаил Васильевич Фрунзе родился 21 января (ст. стиля) 1885 года; он был в семье вторым сыном. После Михаила родились еще три дочери. Дети были гордостью Василия Михайловича. Он работал не выпрямляя спины, стремясь дать им какое-либо образование. В Пишпеке не было средней школы, и, чтобы дать возможность детям учиться, семья переехала в конце 90-х годов в город Верный (ныне Алма-Ата). Вскоре -после переезда отец тяжело заболел. Единственным кормильцем семьи стал старший сын Константин. Мальчик давал уроки детям чиновников и купцов. Жалкие рубли, которые он получал за ежевечернюю беготню (днем он учился в гимназии), являлись основным источником существования всей семьи. И как ни изворачивалась Мавра Ефимовна, жить приходилось впроголодь. Бывали дни, когда не на что было купить сальную свечу, и дети готовили уроки при свете тусклой коптилки.

Василий Михайлович Фрунзе.

Василий Михайлович почти не вставал с постели. Чувствуя предательские остановки сердца, он думал об одном: смерть подступает. что будет с семьей? В конце февраля 1897 года Василий Михайлович Фрунзе, не додумав до конца свою жуткую думу, умер.

В «Памятной книжке Семиреченской области» за 1901 год напечатаны воспоминания сослуживца В. М. Фрунзе. Вот что там написано об этом скромном и честном труженике:

Он был «человек всегда отзывчивый к нуждам ближних и всегда во всякое время шел на помощь и помогал, как умел и как мог, словом и делом; ом оставил по себе добрую память среди крестьян и киргиз. По своему природному уму и знаниям он стоял выше многих из окружавших его и занимавших более высокое, чем он, общественное и служебное положение. Благодаря своему трудолюбию и занятию хозяйством он достиг было некоторой обеспеченности, так что он мог дать детям своим, для которых он жил и трудился, образование в гимназии. Но времена и люди меняются. Прежние друзья и приятели, раньше заискивавшие в нем, а теперь дослужившиеся всякими правдами и неправдами до титулярного и даже надворного советника, отвернулись.

Разбитый нравственно и материально разоренный, переживая страшные душевные мучения, он умер. »

Мавра Ефимовна Фрунзе.

Михаил учился в первом классе верненской гимназии. Мальчик выделялся живостью характера и одаренностью, учителя скоро обратили на него внимание В кондуите Фрунзе рядом с записями: «Не был на спевке вечером в церкви — выговор в классе», «Подрался во время перемены — оставлен на один час» и т. п., находим и такие заметки: «Одобрение от Педагогического Совета за отличные успехи и поведение», «Переведен без экзамена с наградой I степени. »

В конце учебного года, когда дети уже считали дни, остающиеся до летних каникул, Фрунзе вызвали в кабинет директора.

— Вот что, Фрунзе, — хмуро обратился к нему директор,—ваша мать не внесла плату за учение. Вы должны оставить гимназию.

Мальчик покраснел от смущения и, поклонившись, молча вышел из кабинета директора.

Он услышал вдогонку совет:

— Скажите матери, быть может, она достанет деньги.

Фрунзе знал, что денег у матери нет. Он с болью в сердце рассказал ей о разговоре с директором.

Мавра Ефимовна решила не сдаваться. Она пишет директору гимназии прошение. Скупой документ, слова которого пропитаны горечью нищеты, рассказывает о безрадостном положении семьи.

Мавра Ефимовна писала:

«На содержание моего семейства, состоящего из пяти малолетних детей, требуются средства, между тем я ни имущественного, ни денежного состояния не имею, пенсии не получаю. Муж мой умер. Хотя и возбудила ходатайство о выдаче мне пособия из казны, но на скорое получение надежды не имею. Прервать обучение детей безусловно не хотелось бы, так как все они учатся хорошо и подают надежду на успешное окончание курса, в чем для меня заключается вопрос обеспечения дальнейшего существования.

Находясь вследствие вышеизложенного в бедственном положении, решаюсь. просить, не признаете ли возможным помочь мне выдачею пособия из какого-либо источника по вашему усмотрению.

Мая 2 дня 1897 года.

Пособие было выдано: 30 рублей единовременно — по 6 рублей на душу. Михаила, как отличного ученика, при условии, что он и в дальнейшем будет отлично учиться, освободили от платы за учение.

Дом, в котором родился М. В. Фрунзе, в г. Пишпеке, на углу Судейской

и Васильевской улиц.

Любознательный и живой мальчик много читал, увлекался шахматами, непрочь был и пошалить. Его сестра, Клавдия Васильевна, рассказывает случай из раннего детства: «Нас собрали в гости и, как водится, нарядили в лучшие платья, и, пока взрослые мешкались, Миша посадил меня в арык, сам залез и стал поливать меня из жестянки. После этой ванны наша внешность приобрела совсем не гостевой вид, и нас оставили дома».

Михаил любил собак, лошадей и особенно охоту. Эту страсть он воспринял от отца — охотника и любителя оружия. Мальчик был физически крепок, постоянно занимался гимнастикой и обливался холодной водой, закаляя свой организм. С большим терпением вырезал из дерева ружья, сабли, и когда «оружия» на-копилось много, он в бане устроил «арсенал».

Как-то один из знакомых спросил братьев:

— Вот окончите гимназию — кем вы потом желаете стать?

— Доктором, — заявил Константин.

С детских лет Михаил любил военные игры. В душе каждого мальчика живет воин. Кто в детстве не бросался бесстрашно в атаку на враждебные и коварные шеренги крапивы и репейника, сокрушая их деревянной саблей, пренебрегая ожогами, которые поверженный враг наносил незащищенным икрам? Редуты из песка, закоулки в саду, превращенные детской фантазией в пещеры, крепости. Игры, когда забывалось время обеда и исчезало чувство страха перед матерью за изодранные или измазанные штаны. В этих играх Фрунзе был изобретателен, ловок, силен и умел стоически переносить поражения: шишки на голове, синяки и ссадины он всегда тщательно скрывал от домашних.

Во время каникул Миша любил совершать с сестренками прогулки по окрестностям города. Каменистые дороги, заросшие колючим джерганаком полянки, величественная панорама Тяньшаньских гор на горизонте манили вдаль, в неизведанные страны.

Прогулки в горы возбудили в Михаиле любовь к природе.

Будучи учеником старших классов, Фрунзе составлял большие гербарии. Один из таких гербариев был признан настолько ценным, что его даже отправили в какое-то научное учреждение в Петербург.

Много времени Михаил уделял чтению. Особенно любил он военную историю.

Героическое прошлое русского народа поражало воображение мальчика. Рождались мечты о подвигах, о доблести. Окружающая жизнь была тускла, однообразна, тем ярче возникали величественные картины прошлого: битвы Александра Невского, ледяное поле Чудского озера, народные дружины Минина и Пожарского, Полтава, Измаил, Альпы, Бородино. Но в рассказах военных историков не видна была повседневная жизнь героического народа, несущего бремя рабства, гнет самодержавия, помещиков и фабрикантов. Тут Фрунзе помогала художественная литература, где он находил обнаженную правду о социальном неравенстве, да и все окружающее говорило ему о безрадостной жизни трудящихся масс, об угнетении когда-то свободных народностей.

Из полководцев прошлого Михаила привлекал образ Тимура, быть может потому, что в том краю, где жил Фрунзе, проходили войска великого завоевателя. Через перевалы Ала-Тау, зубчатой стеной возвышающиеся на восток и на юг от Верного, «Железный хромец» вел свои полки. Рассказывают, что гора Санташ в Иссык-Кульской котловине создана солдатами Тимура. Чтобы узнать численность своей армии, Тимур приказал каждому воину положить камень, и поставленные счетчики насчитали миллион брошенных камней. Образовавшуюся гору назвали Санташ — миллион камней. Армия Тимура олицетворяла для Фрунзе силу и бесстрашие азиатских народов. По литературе пытался он восстановить не только битвы, которые вел Тимур, но построение войск и боевые порядки.

Учитель Свирчевский, подметивший склонность мальчика к военной истории, сказал ему:

— Предсказываю тебе, Миша, будешь ты Суворовым.

— А может быть, Тимуром. [1]

Михаил Васильевич Фрунзе в возрасте 4? лет с сестрой Клавдией.

В гимназии Михаил был общим любимцем. Отзывчивый, готовый всегда помочь товарищу, он был зачинателем всевозможных кружков по изучению астрономии, географии, причем в каждое свое увлечение вкладывал много энергии и упорства. Так, увлекаясь географией, он прочитал весь многотомный труд Реклю «Земля и люди».

Город Верный в то время был захолустным азиатским городком. Местная городская верхушка — чиновники, купцы, учителя гимназии — проводила досуг в пьянстве, за картами и никакого стремления к жизни более культурной не обнаруживала. Неудивительно, что живой и пытливый мальчик Фрунзе вызывал у некоторых своих преподавателей подозрение. Особенно не любил его законоучитель Янковский, изводивший учеников зубрежкой катехизиса. Фрунзе стал донимать попа своими якобы наивными вопросами о происхождении мира.

Янковский не решался, конечно, вступать с Фрунзе в соблазнительные для окружающих дискуссии и под всяким предлогом старался удалить его из класса.

Были среди преподавателей гимназии и передовые люди. Добрую память оставил преподаватель русской литературы М. А. Стратилатов. Рискуя служебным положением, он старался об’яснить явления общественной жизни по произведениям классиков, читал статьи из социал-демократических журналов.

Интерес к социальным проблемам поддерживали среди учеников старших классов студенты, приезжавшие летом на каникулы из Москвы и Петербурга. Благодаря студенту Затейщикову, бывшему тогда социал-демократом, Фрунзе ознакомился с нелегальными брошюрами, прочитал некоторые произведения Маркса, Плеханова, Ленина.

М. В. Фрунзе в 1904 г.

Среди усиленных занятий серьезной литературой, много и упорно работая над собой, Фрунзе находил время давать уроки. Слава о нем, как о лучшем репетиторе, жила в Верном долгие годы.

Читайте также:  Сколько должен спать ребенок в разном возрасте. Режим сна ребенка

В кругу молодежи Михаил был первым запевалой и неутомимым танцором. Ни один вечер не обходился без его активного участия. С Фрунзе всегда было весело. Он охотно поддерживал всякие увлекательные игры и затеи, но однажды решил посмеяться над товарищами и отучить их от увлечения спиритизмом, входившим тогда в моду среди учащихся. Его пригласили на спиритический сеанс, на котором, по приказу «духа», столик должен был вертеться и давать ответы из «потустороннего» мира. Когда потушили свет, столик действительно обнаружил несвойственные ему признаки — двигался, стучал. Все присутствовавшие были возбуждены и взволнованы, но каково было их смущение и разочарование, когда узнали, что все это подстроил Михаил.

«Мы не были пай-мальчиками, — рассказывает один из товарищей Фрунзе по гимназии, — но никак не походили на хулиганствующих подростков. Помню, на нас убийственное впечатление производила площадная ругань, развязность в манерах, испорченность и легкое отношение к женщинам».

Цельность и прямота натуры Фрунзе, жажда знаний, близость к природе, теплое, участливое отношение к человеку действовали оздоровляюще на остальных товарищей.

Начало 900-х годов ознаменовалось под’емом революционного движения в России. Героическая освободительная борьба рабочих оказывала влияние и на учащуюся молодежь — студентов и учеников старших классов средней школы.

Отзвуки общественного возбуждения дошли и до Верного, но почти не всколыхнули сонную тишину обывательской жизни. Гимназисты старших классов стали собираться в «кружки для самообразования». Фрунзе принял в них горячее участие.

Он не скрывал от матери, что посещает кружки, где занимаются и политическими вопросами. Мавра Ефимовна знала, что начальство смотрит на это косо, но сына не отговаривала.

В последние годы учения Фрунзе приходилось задумываться о будущем: ему не хотелось ограничиться гимназическим образованием. Еще не оформившиеся стремления послужить своему народу бродили в голове Фрунзе. Что мог дать ему аттестат зрелости? В лучшем случае место мелкого чиновника в каком-нибудь захолустье Семиречья, да и на такую службу выходцу из бедной семьи без протекции трудно было рассчитывать. Фрунзе решил пробиваться к знаниям, в Петербург, который из верненской глуши казался сверкающим маяком культуры, творческой жизни.

В гимназическом архиве сохранилась копия аттестата зрелости об окончании гимназии М. В. Фрунзе, где говорится:

«. Во внимание к постоянно отличному поведению, прилежанию и отличным успехам в науках, в Особенности же историко-филологических, Педагогический Совет постановил наградить его золотою медалью и выдать ему аттестат. »

Аттестат зрелости. Перед молодым Фрунзе лежала дорога в жизнь, полная смутных надежд, борьбы, лишений.

В 1904 году М. В. Фрунзе приехал в Петербург.

После тихих улиц Верного его поражали величественные фасады дворцов, сверкающие электричеством витрины, нарядная толпа, вереницы экипажей и карет с гербами.

Тотчас по приезде Фрунзе отправился на окраину города — в Лесной. Там, по ту сторону Невы, за Сампсоньевским проспектом, по дороге в Сосновку, тянулись унылые корпуса заводов и тесно жавшиеся друг к другу домишки, заселенные рабочим людом.

Этот Петербург — рабочих кварталов и заводских корпусов — принял Фрунзе в свое лоно.

Михаил Васильевич .начал слушать лекции в Политехническом институте. Петербург жил тогда в предчувствии революционной грозы. Классовая борьба, нараставшая в рабочих окраинах, проникала и в стены института. Чаще происходили бурные сходки и многолюдные забастовки, сопровождавшиеся арестами и высылками студентов.

С первых же дней Фрунзе оказался вовлеченным в революционный водоворот. Прямота и решительность характера не позволили ему оставаться пассивным в стремительно развивающихся событиях. Он должен был примкнуть к одному из лагерей, на которые разделялось студенчество. Ему впервые пришлось столкнуться с определенно выраженными группировками, с политическими программами, планами борьбы. Трезвый ум помог ему найти пути, которые ближе и вернее выводили его на поле борьбы.

Студенты Политехнического института происходили преимущественно из демократических слоев. Политическую работу вели три партии: большевики, меньшевики и частично эсеры. Под какими лозунгами выступали тогда большевики и меньшевики, с исчерпывающей ясностью сказано в «Кратком курсе истории ВКП(б)»:

«Большевики держали курс на развертывание революции, на свержение царизма путем вооруженного восстания, на гегемонию рабочего класса, на изоляцию кадетской буржуазии, на союз с крестьянством, на создание временного революционного правительства из представителей рабочих и крестьян, на доведение революции до победного конца. Меньшевики, наоборот, держали курс на свертывание революции»[2].

Фрунзе без колебаний пошел к большевикам.

В первые месяцы своей студенческой жизни он писал домой часто, Подробно рассказывал о студенческих делах, посылал книги, газеты. В письмах к гимназическим товарищам Михаил рассказывал, как организовать кружки, какую литературу читать.

Потом письма домой стали приходить реже и, наконец, прекратились. До Верного доходили смутные слухи о студенческих волнениях, о расправах с молодежью. Мать была в тревоге.

Михаил перестал писать не потому, что в вихре событий забыл о матери. Он целиком отдался пропагандистской и организационной работе. Во время одной большой революционной демонстрации в конце

1904 года его арестовали за оказанное полиции сопротивление.

Тогда же он был легко ранен. Это был первый арест. Вскоре после ареста Фрунзе, как «неблагонадежного», выслали из Петербурга.

В эти дни он написал матери письмо; оно походило на страстную прокламацию, обличавшую самодержавие. Конец письма звучал трагически.

История дома N. Музей имени Фрунзе

Бишкек – город, переживший многое и хранящий долгую историю, которая протягивается от кочевого периода до современности. И неотъемлемой его частью является архитектура – здания, стены которых пропитаны воспоминаниями и историей.

“ВБ” запускает новый проект “История дома N”. Мы покажем вам историю столицы Кыргызстана через ее архитектуру, побываем в самых интересных и важных зданиях Бишкека и расскажем об их появлении и значимости.

А начнем мы с дома-музея имени Михаила Фрунзе. Это одно из самых старых строений в истории Кыргызстана. Саманный домик с соломенной крышей, в котором в 1885 году родился Михаил Васильевич Фрунзе. В 1925-м его обнесли новым зданием и открыли музей.

За эти годы он пережил немало изменений, а площадь экспозиции увеличилась в несколько раз. Внутри можно найти множество различных материалов, которые собирали на протяжении более 90 лет.

Сопровождала и рассказывала историю музея корреспонденту “ВБ” заведующая отделом пропаганды и агитации музея Фрунзе Айнагуль Омурбекова.

В начале выставки нас встречает большая гипсовая скульптура Фрунзе. На полководце висит награда, которую он получил уже будучи командующим красной армии, в то время, когда брал Южный фронт.

“У него глаза были голубые-голубые, он был всегда опрятен, с короткой спортивной стрижкой и интеллигентным лицом. Будучи командиром, он никогда не делал замечаний и относился к людям по-людски”, – рассказывает Айнагуль Омурбекова.

На третьем этаже музея – а именно там и начинается выставка – собраны материалы о Михаиле Васильевиче в период его жизни. Здесь можно найти информацию о его родителях и родственниках, увидеть вещи, которыми полководец пользовался лично. Всюду висят различные вырезки из газет, фотографии, планы-карты, по которым он двигался во время военных действий. А также несколько статуй Фрунзе – будучи ребенком и уже взрослого мужчины.

В углу на третьем этаже расположен кабинет Михаила Фрунзе.

“Это его диван, немного примитивный, его рабочий стол. Это фонола, он любил играть на гитаре, балалайке. Любовь к музыке Михаилу привила мама, и все дети играли на фортепиано. Они всегда были очень воспитанными и начитанными”, – рассказывает Омурбекова.

На втором этаже дома-музея расположены экспонаты, которые демонстрируют наследие Фрунзе. Это различные фотографии институтов и академий имени Михаила Васильевича. Здесь же экспозиция о Великой Отечественной Войне, модели военной техники, элементы одежды солдат и предметы быта того времени. Кроме того, можно увидеть фотографии родственников и дочери Фрунзе.

“Эта женщина очень скромна. Никогда не бьёт себя в грудь, что она дочь великого полководца”, – рассказывает Айнагуль Омурбекова о Татьяне Михайловне Фрунзе.

Жемчужина музея расположена на первом этаже. Это дом, в котором родился и прожил часть жизни Михаил Фрунзе. Скромный одноэтажный домик, с небольшими дверьми и окнами. На его стене весит табличка, которая говорит, что здесь родился Фрунзе.

Внутри нас встречает прихожая, там расположены умывальник, вешалка для верхней одежды, где висят медицинские халаты и ящик медицинских инструментов. Дальше – кухня. На столе стоит самовар, свечи, рядом на стене – полка с посудой. Находясь в этой комнате, невольно ощущаешь себя в эпохе начала 20 века.

В этой комнате своя атмосфера, благодаря которой становится уютно и тепло, а через какое-то время появляется чувство, будто прожил тут всю жизнь.

Справа от входа расположена печь, по центру комнаты прялка, а на окнах стоят кувшины.

Следующей комната – гостиная. В центре стоит стол с белой скатертью, по углам полочки для вещей и шкаф, на стене висит картина. Различные мелочи и безделушки завершают обстановку и словно передают дух того времени.

В конце дома расположена спальная комната, где находятся кровать, колыбель и шкаф. Стены украшены коврами, а у окна стоит рабочий стол, за которым работал отец Михаила Фрунзе. На нем можно увидеть свечи, часы и ступы.

Музей является важным для Бишкека зданием. В нем хранится жизнь не просто одного человека, но становление и развитие нашей столицы и страны в целом. Быт прошлого сохранен в экспонатах и вырезках из газет.

Городской дом ребенка г Фрунзе . История одного ребенка

Отец

Василий Михайлович Фрунзе – по происхождению из крестьян, по национальности молдаванин, родился в 1854 году в селе Захарьевке Тираспольского уезда Херсонской губернии. В 1870 году он поступил пансионером (так как был сиротой) в фельдшерскую школу при Императорском Московском воспитательном доме и при очень хорошем поведении прошел полный курс, а в 1874 году при отличных успехах был утвержден старшим фельдшером. После окончания Московской фельдшерской школы был призван на военную службу и отправлен в Туркестанские войска, состоял в должности старшего фельдшера в Токмакском военном лазарете. Демобилизовавшись из армии, он некоторое время жил в г. Токмаке, а в 1878 году переехал в г. Пишпек (ныне г. Фрунзе), где стал работать участковым фельдшером. Он впервые в Киргизии провел прививки против страшного заболевания- оспы.

Мать

Мавра Ефимовна Бочкарева (1861-1933)- крестьянка из русских переселенцев Воронежской губернии, вышла в 1879 г. замуж за фельдшера В.М. Фрунзе в 16 лет. В семье В.М.Фрунзе и М.Е. Бочкаревой- Фрунзе было пятеро детей: сыновья-Константин и М ихаил, и дочери Людмила, Клавдия и Лидия. Умная и волевая женщина, она самостоятельно училась грамоте, много читала и привила любовь к книгам своим детям, очень любила музыку, и играла на гитаре. Оставшись вдовой, Мавра Ефимовна, преодолевая материальные трудности, целиком посвятила себя детям, их воспитанию и образованию.

Жена

Попова Софья Алексеевна – Родилась в семье ссыльного народовольца. Работала учительницей начальной школы, затем в статистическом отделе Читинского губернского переселенческого управления, где познакомилась с сосланным на вечное поселение в Сибирь М.В. Фрунзе.Вышла замуж за М.В. Фрунзе, когда ему пошел тридцать первый год. В 1916 г. приехала к нему фронт, в местечко Ивенец под Минском, где он служил по подложным документам, на имя М.А.Михайлова. Работала в Земском союзе в г.Лунице возле Бреста. Затем переехала в г. Минск. Муж, ее был тогда начальником минской милиции. М.В. Фрунзе выдал ей новый паспорт на имя С.А. Михайловой-М.В. Фрунзе. Вместе с мужем переехала из Минска в г. Шую. После отьезда М.В. Фрунзе на фронт в августе 1918 года Софья Алексеевна непродолжительное время проживала в г. Иванове, затем последовала за мужем. Ездила с ним в спец поезде командующего Восточным и Туркестанским фронтами . У них было двое детей-дочь Татьяна (1920 г) и сын Тимур (1923 г). Болела туберкулезом. Лечилась в Крыму и Финляндии, подолгу жила там. За гробом мужа ее несли на носилках. Скончалась через год после его смерти.

Дочь

Татьяна Михайловна Фрунзе – родилась 8 августа 1920 году в г.Ташкенте дочь выдающего полководца Михаила Васильевича Фрунзе – доктор химических наук вела большую общественную работу, являясь заместителем председателя Комитета Советских женщин. В 1964 г. ей присуждено ученый степень доктора химических наук по теме: «Синтетические гетероцепные полиамиды» Татьяна Михайловна Фрунзе – автор ряда научных работ, посвященных вопросам химии. Настоящая монография ставит своей задачей дать по возможности полное обобщение всех научных данных, касающихся химии и физики синтетических гетероцепных полиамидов. Она была слушательницей Военной Академии имени М.В.Фрунзе. В настоящее время живет в г. Москве, 8 августа ей исполнится 95 лет.

Сын

Тимур Михайлович Фрунзе – сын выдающегося полководца Михаила Васильевича Фрунзе прожил короткую, но яркую жизнь. Родился 5 апреля 1923 году в Харькове. В раннем детстве двухлетний Тимур и его пятилетная сестра Таня лишились отцовской и материнской ласки. Они не были похожи на сирот- государство окружило их заботой и вниманием. Воспитывались дети в первое время у бабушки, матери М.В.Фрунзе, Мавры Ефимовны.В 1931 году, когда Мавра Ефимовна тяжело заболела, детей взял на воспитание верный друг и соратник М.В.Фрунзе Климент Ефремович Ворошилов.Тимур учился в средней школе № 257 Киевского района г. Москвы. Школьные науки давались ему легко, по всем предметам Тимур имел хорошие отметки.В 1940 году он поступил в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу А.Ф. Мясникова. Курсанты любили Тимура он был общителен, прост, всегда помогал своим товарищам по учебе. В сентябре 1941 года молодой летчик закончил Качинскую авиашколу, сдав выпускные экзамены по всем предметам на отлично. Младший лейтенант Тимур Фрунзе должен был поучиться у опытных пилотов, приобрести практические навыки, хорошо освоить технику пилотирования. Фрунзе был назначен ведомым к командиру эскадрильи опытному пилоту старшему лейтенанту И.П. Шутову . В январе подразделение было переброшено на Северно-Западный фронт в район Старой Руссы. 19 января 1942 году было днем горячих боевых схваток. Тимур Фрунзе в паре со старшим лейтенантом И.П. Шутовым получил ответственную боевую задачу. В этом бою боевая пара сбила три немецких самолета. Самолет И.П. Шутова был подбит. Тимур героически ринулся в последнюю атаку на окружавших его со всех сторон… восьми “мессершмиттов”. Он погиб героической смертью в боях за Родину.Указом президиума Верховного Совета Союза ССР от 16 марта 1942 года летчику-истребителю Тимуру Михайловичу Фрунзе посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с награждением его орденом Ленина и медалью «Золотая звезда» В Государственном мемориальном Доме – музее М.В.Фрунзе, в экспозиции зала «М.В.Фрунзе и современность», представлены документы, фотографии, книги, дневники, личные вещи, которые свидетельствуют об яркой жизни и бессмертном подвиге Тимура Михайловича Фрунзе – достойного сына славного земляка киргизского народа, великого полководца М.В.Фрунзе.

Наш дом

В октябре 1922 года в районе пос. Угловое был организован детский дом ( в архивном фонде документов нет). Имя первого директора не известно. В 1927 году он переехал в район 17 км, а затем в район ул. Лазо.

В 1941 году детский дом переезжает в район 9 км на ул. Школьную, тогда детей в нем было около 40 человек.

В 1956 году состоялся переезд на ул. Буденного. Директором была назначена Морозова Галина Ивановна, численность воспитанников возросла до 90 человек. При детском доме находилось подсобное хозяйство, был свой сад и огород.

В 1966 году детский дом возглавляет директор Стипура Надежда Ивановна, а в 1968 году Аланина Светлана Филипповна.

Решением исполнительного комитета Артемовского городского Совета депутатов трудящихся от 1972 года было разрешено строительство здания по ул. Фрунзе 8, которое было закончено и открыто в августе 1974 года.

В это время произошло присоединение к Артемовскому детскому дому Партизанского детского дома и общая численность воспитанников составляла 220 человек.

С октября 1988 года по апрель 2010 обязанности директора исполняет Зимина Раиса Александровна.

Решением исполнительного комитета Артемовского городского Совета народных депутатов от 07 сентября 1990 года № 272 детский дом переименован в Артемовский детский дом с эстетическим направлением.

Постановлением главы администрации г. Артема № 64 от 26 февраля 1993 года, детский дом называется муниципальным образовательным учреждением для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Артемовский детский дом.

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Артемовский детский дом переименовано в Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Артемовский смешанный детский дом 14 сентября 1996 года (приказ главы администрации г.Артема от 14.09.1996 г. № 97).

В 2001 году произошло присоединение муниципального образовательного учреждения центра социально – психологической помощи детям «Приют».

Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Артемовский смешанный детский дом было переименовано в Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом 14 декабря 2002 года (приказ главы администрации г.Артема от 14.12.2002г. № 102).

Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом было переименовано в государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом г. Артема» 01 января 2006 года (распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 12.12.2005 г. № 414 – р).

Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом г. Артема», было переименовано в краевое государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом г.Артема» 01 января 2011 года (распоряжение департамента имущественных отношений Приморского края от 30.12.2010г. № 555-р)

С апреля 2010 года директором детского дома является Кобзун Оксана Валерьевна.

Детский дом с игровой площадкой занимает 18652 кв.м. В доме 4 дошкольные и 6 школьных групп. У каждой группы имеются: игровая, комната для приготовления домашних заданий, раздевалка, спальные комнаты.

В каждой игровой комнате 2 компьютера, телевизор, видеосистема, мягкий уголок, стенка, много комнатных цветов, очень уютно и красиво. В рабочих комнатах все столы и стулья регулируются, подобраны по росту детей. В доме много уютных уголков, где можно уединиться, почитать книгу или помечтать, понаблюдать за золотыми рыбками в аквариуме, послушать музыку.

К дому прилегает участок, на котором расположена детская игровая площадка и хоккейно-футбольная коробка, на которой зимой заливается каток.

На игровой площадке установлены три игровых комплекса: « Кораблик», комбинированный комплекс с высокой горкой паровозик « Паровозик с двумя вагончиками», а так же спортивный комплекс, оборудованный кольцами, канатом, турником, лестницей.

Имеются баскетбольные стойки с кольцами, волейбольная площадка, теннисный стол, «Шахматный клуб».

Для самых маленьких установлена карусель, качели, «Джип на пружине», качалка-балансир, песочница «Кораблик».

На территории высажено 370 деревьев и кустарников. Все деревья внесены в картотеку, на каждом имеется табличка. Весной высаживается множество цветов. У каждой группы своя клумба.

За период существования детский дом вырастил и воспитал более одной тысячи детей.

Среди выпускников есть врачи, учителя, бизнесмены, фермеры, руководитель банка, дизайнеры, художники, музыканты, работники сотовых компаний, торговли, рабочие. Многие имеют семьи, растят детей.

В настоящее время общая численность воспитанников – 119 человек, из них дошкольников – человек, школьников – человек. В детском доме работает творческий коллектив из 34 воспитателей, педагогов. Из них высшую категорию имеют 23 человека, 1-ю категорию – 7 человек.

« Отличник народного просвещения РФ» – 5 человек;

« Почетный работник общего образования РФ» – 10 человек;

« Заслуженный учитель РФ» – 2 человека.

Награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ – 3 человека.

Коллектив детского дома осуществляет комплексное эстетическое воспитание по 4-м типам художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, хореографической, сценической.

Управление детским домом осуществляет администрация и общественные органы

( Совет детского дома, Детский совет).

Организацией методической работы занимается методический совет, в состав которого входят самые опытные воспитатели и педагоги. В доме функционируют три методических объединения: Монтессори- педагогов, воспитателей школьных групп, педагогов доп.образования.

Ведется системная работа по охране жизни и здоровья детей. Эффективно реализуется программа «Здоровье». Имеется лицензированный медицинский блок. Медицинская работа возглавляется опытным врачом – педиатром Гибадулиной Н.И. Круглосуточно работают медицинские сестры. Ведется большая профилактическая работа. Согласно статистике заболеваемости детей, за три последние года в детском доме положительная динамика в состоянии их здоровья.

Социальную защиту воспитанников осуществляет социальный педагог – « Заслуженный учитель школы РФ» Крячко Л.С. в соответствии с законодательством РФ по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Конвенцией « О правах ребенка».

Регулярно проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности.

Разработана система антитеррористической защиты, один раз в квартал проводится тренировочная эвакуация детей в случае ЧС.

В детском доме установлена пожарная сигнализация с системой оповещения, имеется кнопка тревожной сигнализации.

Особое внимание уделяется предупреждению детского травматизма. Случаев травматизма детей, связанных с потерей здоровья, нет, чрезвычайных ситуаций не возникало.

К новому 2011-2012 учебному году детский дом был принят комиссией без замечаний.

Содержание образования и воспитания

В детском доме живут дети от 3 до 18 лет. Большое внимание уделяется развитию и воспитанию самых маленьких воспитанников.

С 1994года детский дом является экспериментальной площадкой Московского Дома Марии Монтессори. В доме открыто два Монтессори-класса: для детей до 3 лет и для детей от 3 до 7 лет. Классы оборудованы прекрасным голландским материалом. Создана развивающая среда, в которой ребенок творит себя сам в собственной деятельности.

Образование ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом, индивидуальным темпом. Имеется специальный развивающий материал, позволяющий ребенку самостоятельно развиваться, самостоятельно находить и исправлять ошибки. Ребенок сам выбирает, чем заниматься, с кем заниматься, как долго заниматься.

Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу.

Среда побуждает к развитию внутренней дисциплины. В результате у детей, на ряду с получением знаний, глубоко и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества.

К пяти годам малыши овладевают письмом, чтением, счетом, склонны к учению, развивается воля.

В школе дети так же занимаются хореографией, музыкой, изодеятельностью. Обучают детей Монтессори-педагоги «Отличники народного образования» Вовченко И.А., Волкова В.Ф.

Задачи общекультурного воспитания детей стали приоритетными в творческих поисках педагогического коллектива: ребенок не должен быть незамеченным и нераскрытым. Для этого в своей работе мы используем четыре типа художественной деятельности: изобразительную, музыкальную, хореографическую и сценическую. Именно комплексное эстетическое воспитание формирует ребенка всесторонне, влияет на его духовный мир. Оно углубляет и будит эмоции, фантазию, заставляет работать мысль, память, речь, расширяет кругозор, укрепляет позиции, рождает идеалы.

Для реализации этой программы создана сеть творческих коллективов и любительских объединений: изостудия, музыкальные занятия, вокал, оркестр народных инструментов, хореография, театр моды, театр миниатюр, музыкально-поэтический салон «Вдохновение», кукольный театр, агитбригада.

Для осуществления этого проекта создана большая материально-техническая база: музыкальный и хореографический классы, концертный зал, студия изо, студия конструирования и моделирования одежды, кабинет технического творчества, парикмахерская, приобретена новая видео и аудио аппаратура, изготовлена масса костюмов для художественной самодеятельности.

Вся обстановка детского дома располагает познавать прекрасное и испытывать радость творчества. Все способствует гармоническому воспитанию. В эстетически организованной среде успешно решается проблема коррекции эмоционально-волевой сферы. Наши дети коммуникабельны, комфортно чувствуют себя среди сверстников, уверенно держатся на сцене. Большое внимание уделяем концертной деятельности детей и участию их в различных конкурсах и выставках, считая это способом социализации.

Коллективы художественной самодеятельности известны своими выступлениями в городе и крае.

В 1999 г. – изостудии было присвоено звание «Образцовый коллектив».

В 1999г. – юная исполнительница народных песен Екатерина Шевцова получила звание «Надежда России» на Всероссийском конкурсе «Созвездие» в г. Санкт – Петербурге.

В 1999 – 2000 г.- танцевальный коллектив дважды завоевал звание Лауреата на Всероссийском фестивале «Созвездие» в г. Санкт – Петербурге.

В 2000 г.- фольклорная группа «Прялица» получила звание Лауреата в Санкт – Петербурге.

В 2000 г. – вокальная группа «Прялица» успешно выступила на фестивале детского творчества в Японии.

В 2001 г. за активное участие, посвященное празднованию Дня города, хореографический коллектив награжден грамотой главы города Артема.

В 2002 г. – на V Всероссийском фестивале «Созвездие» в г.Пскове танцевальная группа мальчиков получила диплом I степени. Специальными дипломами награждены: солист танцевального коллектива Андрей Смирнов и исполнительница народных песен Екатерина Шевцова за яркое раскрытие художественного образа на сцене.

В 2002 г. – изостудия завоевала II место в Приморском региональном конкурсе детского рисунка «Дети «Единой России».

В 2003 г. – танцевальный коллектив получил звание Лауреата на фестивале «Созвездие» в г. Орле.

В 2003 г. – вокальная группа «Веселый ветер» заняла II место на фестивале «Созвездие» в г. Орле.

В 2003 г. – вокально-хореографическая композиция «Соловушка» получила звание Лауреата на краевом телевизионном конкурсе «Жемчужина Приморья».

В 2003 г. – Театр Моды – Лауреат краевого конкурса «Ни в какие рамки».

В 2004 г. – вокальная группа «Веселый ветер» получила звание Лауреата в региональном отборочном конкурсе «Утренняя звезда».

В 2005 г. – дипломом победителя награждены работы изостудии в городском конкурсе «Юный дизайнер».

В 2005 г. – вокальная группа «Веселый ветер» награждена дипломом в краевом конкурсе вокального искусства «Камертон».

В 2005 г. – диплом победителя вручен Екатерине Шевцовой в городском конкурсе военной песни, посвященном 60 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

В 2006 г. – дипломом победителя награждены работы швейной мастерской в городском конкурсе «Арт-кураж».

В 2007г. – исполнительница народных песен Екатерина Шевцова получила приз за сохранение народных традиций на краевом фестивале эстрадной песни «Звездопад» в г. Большой Камень, на городском конкурсе «Можешь удивить – удивляй» завоевала II место.

В 2007г- хореографический коллектив и театр моды приняли участие в гала

концерте на городской площади в честь дня г. Уссурийска.

В 2008г – Дипломы победителей на краевом конкурсе детского рисунка «Мы жить желаем в мире без пожаров» получили Лепеева Л., Науменко Н.

В 2008 г. – Дипломы победителей на краевом конкурсе детского рисунка получили Романов В., Кобылочный Д.

В 2008 г. – Антонова А. заняла II место на городском конкурсе дизайнеров «Арт-кураж»

В 2009 г.- I место в «Молодежном шоу» в смене Всероссийского детского центра «Океан» получила Маковеева И.

В 2009г – Вирьялов В. завоевал I место в зональном конкурсе юных исполнителей на народных инструментах, I место на зональном конкурсе юных исполнителей на народных инструментах в г.Владивостоке.

В 2009г. – Танаков К., Махало Е., Антонова О. – Лауреты краевого конкурса рисунков на приз ОАО «Дальневосточная энергетическая компания».

В 2009г. – Игроки краевой сборной юношеской команды по мини-футболу Гарифулина А., Гарифулина К.завоевали I место в первенстве Приморского края по мини-футболу, I место в турнире по мини-футболу среди женских команд на Кубок «Рософис»,

В 2010г. Вирьялов В. получил Звание Дипломанта седьмого краевого конкурса юных исполнителей на народных инструментах в г. Находке.

В 2010г.- футбольная команда завоевала 1 место на Всероссийском

чемпионате по мини-футболу на кубок «Будущее зависит от тебя» г.Владивосток.

В 2010г. – Вокально-хореографическая группа на городском конкурсе «Весна Победы» получила I место и главный приз конкурса плазменный телевизор.

В 2010г. – Фольклорная группа «Прялица» на городском конкурсе «Можешь удивить – удивляй» – получила II место.

В 2010г. – на городском конкурсе рисунка «Мы рисуем улицу» изостудии присуждено 1 место.

В 2010г. – Изостудия – победитель краевой ярмарки – выставки картин к юбилею г.Владивостока «Любимому городу 150».

В 2010г. – I и II место на Краевом конкурсе детского рисунка «Осень за моим окном» получили Парамзина Н. Тычкова И.

В 2011г. – Надточьев В. занял II место в Зональном конкурсе юных исполнителей на народных инструментах в г.Владивостоке.

В 2011г. – Вирьялов В. занял I место в Зональном конкурсе юных исполнителей на народных инструментах в г.Владивостоке, I место на IV региональном конкурсе- турнире «Музыкальный лабиринт»в г.Владивостоке, I место на VII региональном конкурсе юных исполнителей на народных инструментах в г.Владивостоке.

В 2011г. – II место и кубок победителя краевого турнира по мини

футболу «Будущее зависит от тебя».

В 2011г. – III место в турнире на приз краевого Дома физкультуры по греко-римской борьбе в г.Владивостоке получил Борисов П.

В 2011г. – Игроки сборной по мини-футболу Гарифулина А, Гарифулина К. завоевали I место на чемпионате Приморского края.

в 2011г. – диплом победителя получила вокальная группа «Веселый ветер» на I городском фестивале детской песни.

Работы ребят швейной мастерской, студии «Домашний дизайн», рисунки юных художников – ежегодно украшают краевые выставки детского творчества и занимают призовые места. Творческие коллективы детского дома были участниками гала – концерта «Звезды Приморья». Юные артисты 6 раз были удостоены чести выступать на центральных площадях г. Владивостока, г. Уссурийска, г. Артема, г. Находки. Делегации Приморского края на Всероссийском фестивале «Созвездие» вручен диплом – «Самого артистичного отряда» в Пскове, г. Орле. Всего же за два последних года было получено 16 грамот, 20 дипломов, 90 поощрительных призов, 15 благодарственных писем. Творчеству наших ребят была посвящена передача Приморского телевидения «Под фикусом» в сентябре 2004г. Разработана авторская программа «Уроки жизни». Суть занятий максимально приближена к реальной поведенческой практике подростка с использованием традиционных и новых приемов, направленных на подготовку ребенка к самостоятельной взрослой жизни. Она разработана с учетом Федеральной целевой программы «Дети-сироты».

В детском доме свой неповторимый уют, свой изысканный дизайн, потому что развивающее пространство дома – это не дела для детей, а дела самих детей. Здесь многое сделано руками детей: красивые картины, аппликации, со вкусом подобраны роскошные домашние цветы. В доме – удивительная гармония цвета. Все праздники, проводимые в детском доме, проходят в атмосфере большой дружной семьи.

В детском доме созданы все условия для занятия спортом. Имеются спортивный зал, тренажерный зал, бильярдный клуб. Приобщает детей к спорту инструктор по физической культуре «Отличник просвещения РФ» Дахновский О.В.. Главное в его деятельности – увлечение ребят самим процессом деятельностью, познание самого себя, воспитание силы воли, терпения и трудолюбия. Ребята занимаются различными видами спорта: футболом, хоккеем, шахматами, туризмом.

В районе «Синей сопки» оборудован спортивный лагерь с футбольной площадкой. Гордостью детского дома является футбольная команда « Фаэтон». Эта команда имеет многочисленные награды, грамоты, кубки.

Итоги городского турнира 2009г: I место в старшей и младшей группах; чемпионы в соревнованиях на приз «Кожаный мяч».

Часто дети отправляются в туристические походы по родному краю. Два-три раза в год совершают восхождение на гору «Педан». Любят сидеть у костра, петь песни, наблюдать восход солнца. Для этих целей в доме имеется туристическое снаряжение. Любовь к спорту, походам дают не только здоровье, но и воспитывают стремление к здоровому образу жизни.

Воспитанникам прививается любовь к труду. Детский дом имеет огород в п. Кневичи. Под руководством инструктора по труду – «Отличника народного образования» Казанцевой Л.А. дети с удовольствием осваивают азы крестьянского труда: учатся обрабатывать землю, выращивать овощи, лечебные травы, рассаду цветов. Потом с удовольствием пьют фито чаи.

Летом старшие дети устраиваются через Центр занятости на работу.

Основные приоритетные направления для дальнейшего развития детского дома

1.Продолжить работу по программе «Ребенок субъект развития» основываясь на принципах здорового образа жизни под девизом: « Если хотим многого добиться, то нам надлежит быть здоровыми».

2. Разработка новых педагогических технологий на основе валеолизации.

Ссылка на основную публикацию