Физическое воспитание дошкольника включает подвижные игры, режим дня

Консультация на тему: « Роль спортивных упражнений и подвижных игр в режиме дня.»
консультация на тему

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_rol_p.i._v_rezhime_dnya.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 1»

Консультация на тему: « Роль спортивных упражнений и подвижных игр в режиме дня.»

Воспитатель: Глибоцкая С.А.

Г.Новороссийск 2016-2017 г.

«Очень важно физически тренировать детей с раннего возраста. В этом отношении трудно переоценить значение в системе физического воспитания детей целесообразно подобранных подвижных игр.»

Этот термин используется для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых – физическое развитие и оздоровление детей. Я.А. Коменский называл семь основных правил подвижной игры:

  • движение;
  • физическая раскованность и свобода;
  • общественный характер;
  • состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»;
  • наличие правил, т.к. без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки»;
  • легкость, которую приобретает каждый ее участник;
  • ограниченность во времени – «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
Подвижные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Очень важна роль подвижных игр и спортивных упражнений в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Наиболее эффективно проведение подвижных игр и спортивных упражнений на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.

Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным особенностям детей.

Подвижные игры и спортивные упражнения играют важную роль в воспитании как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступках, так и воспитанию коммуникативных умений и сознательной дисциплинированности: с одной стороны- умению подчинять свое поведение интересам коллектива , а с другой стороны- управлять своими товарищами.

Мы знаем, что игровая деятельность у дошкольников является ведущей, однако важно учитывать, что основные элементы структуры как материальной, так и духовной деятельности детей: мотивы, побуждающие к деятельности; цели –образы результатов, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В дошкольном возрасте развитие физических качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывется характер. Исследования в области физической культуры показали, что правильно организованный процесс физического воспитания содействует развитию у детей логического мышления, памяти , инициативы, воображения, самостоятельности.

Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня. Утром, принимая малышей, можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния. Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определенные движения. А те ,которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно. Утром нецелесообразно использовать спортивные игры и упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладениями знаниями, навыками и умениями на занятиях. Это нужно учитывать и при подборе упражнений для вечернего времени, ведь вечером, через 2-3 часа после дневного отдыха, работоспособность детей начинает снижаться. Но и не сразу после сна, так как дети ещё вялые, поэтому нагрузку следует повышать постепенно, используя например, комплексы коррегирующей гимнастики. На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. Но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений за окружающим, трудом, играми, в частности творческими, и пр.

Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. Наличие должного оборудования на участке создаёт условия для совершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков), спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр. Во время прогулки ребёнок упражняется в езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, катании на коньках; играет в настольный теннис, бадминтон, кегли, баскетбол, городки, лапту и д.р . Все эти игры проводятся в зависимости от времени года и погодных условий. В ежедневные прогулки следует обязательно включать упражнения с мячом и различные манипуляции с ним (т.е. овладение «школой мяча»).

В дни когда нет физкультурных занятий на воздухе, можно использовать пешие переходы, создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, в процессе которой они могут возвращаться и к знакомым элементам техники спорта, упражнениям. Общие положения руководства спортивными играми и упражнениями. Решающая роль в руководстве спортивными играми и упражнениями принадлежит воспитателю. Дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные программой. Им нужна помощь воспитателя в освоении техники и элементов тактики спортивных упражнений, игр. Поэтому педагог обязательно должен знать технику упражнений и элементов спортивных игр. Насыщение режима дня детей разнообразными средствами физического воспитания при широком использовании подвижных игр, спортивных упражнений, развлечений – неотъемлемая часть повседневной воспитательно-образовательной работы. Нужно на практике реализовать требования программы по обучению детей спортивным упражнениям, элементам спортивных игр. Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой, искреннее стремление привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на них. Очень важно создать для развлечений условия, отвечающие гигиеническим и педагогическим требованиям: наличие свободного места, свежего воздуха, нужного оборудования и свободный доступ к нему, удобной одежды и обуви. Для некоторых развлечений (например, бросание палки-биты в «городках») выбирают отдельное место на площадке, так как движения детей могут быть опасны для окружающих. Утром, на прогулках воспитатель организовывает ребят для участия в спортивных играх и упражнениях так, чтобы не препятствовать их личным замыслам в игровой деятельности. Поэтому не рекомендуется громко звать детей для участия в развлечениях. Повинуясь оклику воспитателя, они оставляют свои дела, что разрушает их творческие замыслы. Если же сюжет творческих игр детей начинает угасать, а действия становятся бесцельными, можно с большой настойчивостью привлечь всех к развлечениям. Руководя играми и упражнениями, воспитатель использует обще методические приемы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос.

Подвижные игры могут быть индивидуальные(одиночными), которые чаще всего организуются самими детьми ( игра в мяч, со скакалкой, в «классики», катание обруча друг другу и т. д.).Однако одним из стимулов игровой деятельности служит потребность в общении, и это стимулирует участников объединятся в группы. Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.

Е.А. Бабенкова «Подвижные игры на прогулке»;-М.:ТЦ Сфера,2012

Е.А. Бабенкова, Т.М.Параничева «Теоритеко-методологическое обоснование организации занятий физической культурой и спортом обучающихся и воспитанников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам »; 2006

Ю.А.Кириллова «Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе» Изд.: Детство-Пресс – 2005г.Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду». – М.: Просвещение, 1986.

Физическое воспитание дошкольников

В современном обществе вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит очень остро и чрезвычайно заботит многих родителей. На сегодняшний день стало очень модно заниматься спортом или просто общеукрепляющими упражнениями, стало очень модно заботиться о своём здоровье, следить за правильным питанием и т.д. Но статистика говорит о том, что наши дети подвержены многим факторам и всего лишь 4% абсолютно здоровых детей поступает в школу.

Многие ошибочно полагают, что к физическому воспитанию относятся только развитие физических качеств ребёнка. Это далеко не так. К физическому воспитанию ребёнка, в первую очередь, относится сохранение и укрепление здоровья малыша. Ваш ребёнок ещё очень мал и не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье. Поэтому именно взрослый, а именно, вы родители должны создать для своего ребёнка необходимую благоприятную среду, которая обеспечит ему полноценное физическое развитие (безопасность жизнедеятельности, правильное питание, режим дня, организация двигательной активности и т.д.).

Задачи физического воспитания дошкольников условно можно разделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Оздоровительные задачи физического воспитания дошкольников:

· Охрана и укрепление здоровья ребёнка;

· Закаливание организма ребёнка;

· Развитие двигательных навыков ребёнка в достаточном количестве.

Образовательные задачи физического воспитания дошкольников :

· Знакомить ребёнка со сведениями о человеческом организме;

· Формировать у ребёнка физические навыки (учить ходить, бегать, лазать, прыгать и т.д.);

· Научить ребёнка играть в подвижные игры;

· Научить ребёнка самостоятельно контролировать нагрузку для своего организма.

Воспитательные задачи физического воспитания дошкольников :

· Воспитывать культурно-гигиенические навыки;

· Воспитывать физические качества. К ним относятся: развитие ловкости, развитие быстроты, развитие силы, развитие выносливости , развитие гибкости.

Для решения всех этих задач можно выделить средства физического воспитания дошкольников и различные формы физического воспитания ребёнка, которые достаточно доступны и их можно реализовывать в домашней семейной обстановке.

Средства физического воспитания дошкольника :

1. Специальные гигиенические и социальные условия. К ним относятся очень простые и банальные вещи – ванная комната, кухня, личное пространство ребёнка, спортивные игрушки и т.д.

2. Правильное питание ребёнка.

3. Общение с природой. Сюда подойдут подвижные игры на свежем воздухе, физические упражнения на свежем воздухе, катание на санках, на лыжах, на коньках, на велосипеде, организация прогулок, организация семейных походов и т.д.

5. Организация двигательной активности ребёнка. Необходимо постараться так, чтобы ребёнок в течение всего дня не сидел дома за компьютером или телевизором, а как можно больше двигался, удовлетворяя тем самым свои потребности в двигательной активности. Если этого не обеспечивать, то двигательная активность будет проявляться в чём-то ещё, например, в детских шалостях или в гиперактивности.

6. Закаливание детского организма.

Формы физического воспитания дошкольника.

1. Утренняя гимнастика. Уделите этой форме немного времени, достаточно всего 5 минут в день. Не обязательно в традиционной форме, можно пофантазировать на эту тему. Просто потанцевать с ребёнком под весёлую музыку или поиграть в подвижную игру или выполнить интересный комплекс упражнений в игровой форме. Главное – поднять с утра настроение и хорошенько настроиться на предстоящую деятельность в течение дня.

2. Подвижные игры. Их следует проводить не только на улице, но и дома.

3. Прогулки на свежем воздухе.

4. Дни здоровья. Ошибочно полагать, что дни здоровья бывают только в образовательных учреждениях, их можно устраивать и в домашней обстановке. Для этого практически ничего не надо. Можно конечно заранее подготовиться, подобрать подвижные конкурсы и игры, пригласить гостей (друзей вашего малыша и их родителей) – всё это будет просто замечательно. Но можно пойти достаточно простым путём – организовать катание с горки зимой или велосипедную прогулку с пикником на свежем воздухе. Всё будет зависеть от вашей фантазии и возможностей. Так что включайте воображение и дерзайте.

Методы физического воспитания ребёнка – всё те же методы воспитания, которые были рассмотрены ранее. Это и беседы, и рассказ, и объяснения с разъяснениями. Большое значение здесь имеют практические методы, т.е. методы организации деятельности – упражнение и личный пример. Естественно, все эти методы должны касаться физического воспитания, т.е. если это беседа, то она должна быть, например, о значении утренней гимнастики или о важности культурно-гигиенических процедур и т.д. Ещё можно использовать нетрадиционные методы, которые повысят интерес ребёнка к физической активности, играм и упражнениям.

Как проводить физическое воспитание детей

Родители желают, чтобы малыши не болели, были крепкими, бодрыми, сильными детишками. Правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста выполняет эти задачи. Только родившемуся младенцу мамочка уже делает легкий массаж, нежно поглаживая тоненькую кожицу ребенка, разводит, скрещивает ручки, поднимает и опускает ножки грудничка.

Первые упражнения, которые делает мама, позволят крохе быстрее окрепнуть, научиться переворачиваться, поднимать головку. С ростом младенца усложняются упражнения, уже сам малыш привлекается к выполнению некоторых из них. Цель всех этих простых упражнений состоит в формировании фундамента с целью построения гармоничного пропорционально развитого ребёнка.

Представление о физической культуре и воспитании

Начальные годы жизни несмышленыша характеризуются особенно интенсивным ростом всего организма малыша. В возрасте до 6 — 7 лет развиваются и формируются важнейшие основные системы организма, их функции. Именно период с появления на свет до 6 — 7 лет является основополагающим для создания всех предпосылок развития гармоничной, интеллектуальной, физически развитой личности.

Дошкольный период — это основное время формирования, развития характера детей, выявления способностей, предрасположенности, талантов ребятни. Кроха начинает развиваться с наступлением этого возраста как полноценная личность.

Занятия физкультурой улучшают, помогают развивать все физиологические функции организма. Такие занятия с детьми проводятся постоянно дома, а также в детских дошкольных учреждениях. Эти занятия позволяют подготовить малыша к тяжелым нагрузкам в школе, развить устойчивость детского организма к инфекциям, заболеваниям.

Физическая культура — это сумма всех приобретений человечества в области физического улучшения людей в ходе развития истории. Материальные и культурные ценности также считаются составляющими физической культуры. К этим ценностям можно отнести стадионы, площадки для занятий спортом, экипировка, бассейны, а также произведения культуры, искусства, достижения науки.

Физическое воспитание — это организованная система действий, обращенная на развитие всеми доступными средствами спорта, физкультуры, созидательными силами природы, всесторонне развитой здоровой личности. Крепкий, не болеющий малыш легко обучается, быстро схватывает всю доступную информацию, не испытывает трудностей с освоением огромного объема школьных знаний.

Физическое воспитание дошколят, цели, задачи

Цель такого воспитания — создание у дошколят основ здорового образа жизни, создание потребности у маленьких человечков следить за своим здоровьем, гармонично развиваться.

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста разнообразны, это физкультурные упражнения, задействование факторов гигиены, привлечение в воспитательных целях — солнце, воздух, воду — оздоровительную мощь природы.

Основная, главная задача физического воспитания ребятни — это оздоровление детского организма. Оздоровительные моменты осуществляются с учетом возраста малыша, его психоэмоционального развития, готовности организма дошкольника ко всем видам нагрузок.

Задачи оздоровления дошколят направлены прежде всего на:

  • Формирование правильной осанки, на профилактику и предотвращение сколиоза позвоночника;
  • Гармоничного телесного развития, формирования организма;
  • Закаливание крохи, его организма;
  • Предупреждение возникновения плоскостопия. Развитие мышечной активности;
  • Дальнейшее усовершенствование двигательной активности малыша, развитие ловкости, а также силы, выносливости;
  • Повышение работоспособности дыхательной системы через физкультурные упражнения, увеличивающие объем легких;
  • Воспитание потребности у дошколят в активной деятельности используя игры;
  • Предоставление крохам знания о том, как от физических упражнений зависит их дальнейший рост и развитие;
  • Изучение новых двигательных умений, как: плавание, лазание на канате, катание на коньках и велосипеде;
  • Усовершенствование координации движений, развитие функции равновесия.

Дошкольное учреждение, такое как детсад и ясли, обязательно учитывает в своей работе особенности физического воспитания детей дошкольного возраста. Дошколята очень подвижны, малоусидчивы, не любят долго сидеть на месте или заниматься скучными неинтересными делами. Именно поэтому воспитание маленьких непосед, приучение их к физкультурным упражнениям проходит через игры.

Общепринятая педагогическая теория предлагает разнообразные формы такого игрового воспитания детей. Нынешняя педагогика выделяет несколько направлений развития дошколят в современном дошкольном образовании:

  • физическое;
  • культурно — эстетическое;
  • социальное;
  • познавательное воспитание.

Физическое воспитание дошколят участвует также в разрешении образовательных задач, среди которых можно выделить следующие:

  1. Приучение к труду. Расстановка инвентаря для физкультурных занятий, наведение порядка после таких занятий, уборка мячиков, прыгалок.
  2. Развитие артистических способностей в играх, использующих имитацию движений различных животных.
  3. Игры, упражнения с использованием считалочек, стихов способствуют привлечению внимания малышей к художественной литературе.
  4. В командных играх ребятне необходимо проявлять смелость находчивость, помогать товарищам по команде. После игры малыши начинают оценивать свое поведение, также поведение других деток, дает оценку совместным действиям. Таким образом проявляется социализация крохи в обществе.
  5. Поощрение речевой активности во время игр, физических упражнений способствует развитию уверенности в себе у малыша. Непоседы меньше стесняются, учатся общаться со сверстниками. Развивается коммуникативность крохи.

Кроме образовательных задач, в дошкольных заведениях с помощью физического развития детей решаются также воспитательные задачи, происходит становление у маленьких непосед основ физической культуры. К воспитательным задачам относятся:

  • развивается творческая составляющая личности ребенка;
  • создаются, закрепляются навыки взаимопомощи, командной деятельности;
  • получает дальнейшее развитие укрепление, применение гигиенических навыков малыша;
  • возникает потребность в регулярных упражнениях, таких как, зарядка или процедуры закаливания;
  • у ребенка развивается навык наиболее оптимального использования своих физических возможностей при любой двигательной активности. Кроха перестает совершать лишние ненужные движения, не тратит зря энергию, силы.

Задачи физического, умственного, социального воспитания тесно связаны между собой, они дополняют друг друга, помогают более гармоничному развитию дошколят. Давно выявлена следующая закономерность: детки с хорошим здоровьем, физически и культурно развитые, лучше учатся в школе. Кроме обычных занятий такие малыши обычно ходят еще в спортивные секции.

Организация физического воспитания дошколят в детских дошкольных учреждениях

Для более эффективного решения задача по физическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо составить и соблюдать режим дня, предусматривающий специально выделенное время для физкультурных упражнений. Формы организации физического воспитания — это утренняя ежедневная зарядка, процедуры закаливания, активные подвижные игры, организация плодотворных прогулок, организация самостоятельных занятий ребятни различными физическими упражнениями.

Физкультурные занятия — это основная форма приобщения дошколят к систематическим регулярным физическим упражнениям. Самым первым занятием с которыми сталкивается кроха в детском учреждении является утренняя гимнастика.

Утренняя зарядка или гимнастика занимает первое место при составлении режима дня дошкольника. Дети с удовольствием занимаются физкультурой под музыкальное сопровождение, поднимая свое настроение, улучшая психологическую атмосферу группы.

Чтобы гимнастика не надоедала своей однотонностью маленьким непоседам, утренние занятия физкультурой можно чередовать с подвижными играми. Вместо обязательной зарядки можно провести несколько активных игр, желательно не более 3, что у крохи не возникло чувство перевозбуждения. Как вариант утренней разминки можно использовать небольшие пробежки. Бег на короткие дистанции выполняет оздоровительную функцию в развитии крохи.

К процедурам закаливания педагоги, воспитатели, а также родители должны подходить с одинаковыми требованиями. Совместная деятельность, направленная на оздоровление ребенка через систему закаливания организма принесет намного больше пользы для гармоничного развития дошкольника.

Для закаливания активное используются солнечные, воздушные ванны, водные процедуры. Начинать закаливание дошколят можно уже в первый год их жизни. Более ранний возраст, когда начинается закаливание крохи, будет способствовать его правильному физическому здоровью. Главное условие для начала закаливания ребенка — это здоровье крохи. Если малыш капризничает, кашляет, у крохи повышена температура, то закаливание при таких условиях нельзя категорически проводить.

Процедуры закаливания в детских учреждениях обязательно проводятся с согласия педиатра, который устанавливает длительность их проведения, виды закаливания, время проведения. Необходимо для каждого маленького человечка составлять индивидуальную программу по закаливанию организма.

Активными двигательными занятиями можно заниматься от 15 до 30 минут, учитывая возраст малышей. Самым маленьким достаточно попрыгать, побегать 10 — 15 минут, после чего следует предложить непоседам любое тихое спокойное занятие: заняться рисованием, послушать, как воспитатель читает сказку, построить город из кубиков, поиграть с куклами, машинками.

Во время занятий, требующих длительной усидчивости дошколят, например, изучение букв, цифр, решения задачек на логику, у малышей нарушается кровообращение, ребенок устает, начинает капризничать. Для решения таких проблем необходимо устраивать карапузам физкультминутки — сделать зарядку для пальчиков, попрыгать. Физкультминутки обычно занимают 2 — 3 минуты времени. Этого периода как раз хватает непоседам набраться сил для дальнейшего обучения серьезным вещам.

Организация командных игр и самостоятельных занятий дошколят

Через игры в сознание дошкольников доносятся воспитательные, развивающие личность идеи. Физическое воспитание дошколят происходит через различные виды игр. Создание привязанности к физкультурным упражнениям должно являться приоритетом для воспитателя при выборе, организации игры.

Групповые, командные игры развивают в ребятне чувство коллектива, соперничества, поддержки команды, сопереживания. Командные игры можно устраивать на прогулках, тем самым не давая малышам возможности нахулиганить. Совместные игры можно проводить или 2 командами, или ребятню разделить на 3 — 4 маленькие группки, устроить между такими группами небольшие соревнования.

Эстафета с мячиком, бег парами, взявшись за ручки — все это даст крохам возможность проявить свои физические возможности. Показать кто самый ловкий, а кто бегает лучше всего. Необходимо найти у каждого маленького человечка положительное качество, похвалить его при остальных дошколятах. Такая похвала даст малышу желание повторить или превзойти свои достижения.

У дошкольников необходимо формировать и самостоятельность. Это не означает оставить кроху без присмотра, позволить делать все что он захочет. Самостоятельные занятия маленьких непосед необходимо проводить под чутким контролем педагогов, воспитателей или родителей. Самостоятельные занятия учат дошкольников добиваться поставленной цели, ребенок сам придумывает стратегию и решает какие именно действия помогут ему добиться результата.

Крохе можно предложить заняться какой-то интересной именно этому малышу деятельностью. Девочки могут играть с куклами: приглашать гостей, устраивать чаепития. Девочкам можно предложить устроить небольшую перестановку среди игрушек. Мальчики с радостью играют с машинками, изображают пожарных, машинистов поездов.

Среди самостоятельных занятий особое место занимают так называемые игры с правилами. Стоит предложить малышам самим придумать правила игры. Подсказать, если крохи запутались. Допустим, дети играют в поездку в автобусе или метро. Предварительно обсудить, какие роли необходимы в этой игре. Обсудить с крохами, что делает водитель автобуса, что делает кондуктор. Какая обязанность у контролера. Напомнить, какие существуют правила поведения в транспорте, кому надо уступать место, пропускать вперед.

Экскурсии, прогулки за территорией детского учреждения — это важный элемент социальной адаптации несмышленыша. Взявшись за ручки, следуя попарно за воспитателем, малышня особенно начинает понимать важность коллектива, присутствие друзей рядом.

Особое место занимают походы на лыжах или коньках. Такие походы не только несут положительные эмоции, они способствуют закаливанию организма, его физическому развитию. При катании на лыжах или коньках развивается координация, малыш становится заметно крепче.

Стоит уделить внимание такому виду оздоровления, как организация спортивных праздников, дней здоровья, совместных со взрослыми организованным физкультурным досугом. Готовиться к такому мероприятию лучше заранее, привлекая к его участию ребятню и их родителей.

Несмышленыши могут рисовать разноцветные флажки для своей команды. Дошколята могут приготовить с помощью воспитателя спортивную композицию, показывающую их ловкость, гибкость. Команды, состоящие из родителей и их чад, могут соревноваться за звание самой спортивной команды садика.

Во время дня здоровья, маленькие непоседы самостоятельно проводят утреннюю зарядку, устраивают соревнования, играют. Кто-то из деток назначается ответственным за общественный порядок. Проведение таких мероприятий создает праздничное настроение малышни. Они с удовольствием показывают свои возможности, демонстрируют на что способны своим любимым родителям.

Фактор гигиены в физическом воспитании дошкольников

Соблюдение правил гигиены также является одним из средств физического воспитания. Ответственный воспитатель обязательно обратит внимание на чистоту помещения, спортивного или игрового инвентаря. Если с прогулки в группу на обуви принесли грязь, это может привести к заболеваниям. Необходимо проверять чистоту ручек малышей перед приемом пищи, мыть игрушки после прогулки, проверять чистоту обуви и одежды несмышленышей.

Антисанитарная обстановка, нарушения правил личной, общественной гигиены снижают положительное воздействие физкультурных мероприятий. И наоборот, соблюдение режима дня, время послеобеденного сна, регулярного по расписанию приема пищи, вызывает эмоциональный подъем у маленьких человечков. Ведь все органы любого маленького человечка нуждаются в регулярном питании, сне, для улучшения функционирования организма и повышения работоспособности.

Родители, желающие чтобы их кроха вырос здоровым, физически развитым человеком, в деле физического воспитания должны работать при тесном взаимодействии со спортивными педагогами, воспитателями в детских учреждениях.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ

Физическое воспитание дошкольников в условиях ДОО

В общей системе образования и воспитания физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Важной задачей, определяющей значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Формирование физических качеств, двигательных умений и навыков тесно связано с психическим развитием ребенка, с воспитанием эстетических чувств и нравственно-волевых черт личности. Ряд авторов (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, 1995; Н. Н. Ефименко, 1999; М. Д. Маханева, 2000; Э. Я. Степаненкова, 2001; С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, 2002 и др.) подчеркивают, что задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Инновационные процессы, происходящие в сфере дошкольного образования в целом, касаются и физического воспитания детей дошкольного возраста (М. П. Асташина, 2014). Наряду с положительными изменениями отмечаются и негативные тенденции в дошкольном образовании, к которым можно отнести: сокращение количества дошкольных образовательных организаций; не всегда обоснованное применение зарубежных систем воспитания; возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности в ущерб двигательной деятельности детей; недостаток квалифицированных кадров; разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала.

Приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста должно быть физическое воспитание дошкольников, направленное на повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, усвоение теоретических знаний из области физической культуры, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и психических качеств и способностей, интереса и потребности в физическом совершенствовании, всестороннем формировании личности ребенка.

Весь комплекс средств физического воспитания, включающий выполнение режима дня, оздоровительно-закаливающие мероприятия, обеспечение необходимых двигательных нагрузок, рациональное питание, должен быть направлен на решение главной задачи – воспитание здорового ребенка. Лишь осуществляя комплексный подход, можно добиться выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы: укрепления физического и психического здоровья детей, их оптимального физического развития и двигательной подготовленности.

Физическое воспитание дошкольников должно предусматривать систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений; достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий; много- вариативность форм физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений; частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка; преемственность в деятельности детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации; гибкий график проведения оздоровительных мероприятий в зависимости от состояния здоровья, утомления, климатических и погодных условий; сезонность применения физических упражнений; ежедневное проведение занятий физической культурой; взаимосвязь задач физического воспитания с другими сторонами воспитания.

Организационными формами работы по физической культуре в ДОО являются: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями); активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы); самостоятельная двигательная деятельность детей; работа с семьей. Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста протекает под наблюдением педагога. Содержание и продолжительность занятий физическими упражнениями определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов дошкольников. Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольной образовательной организации и семьи.

Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневные занятия ребенка физической культурой.

Ю. Ф. Змановским выделены принципы рациональной организации двигательной активности детей: преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей; ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе; частая смена упражнений при многократной повторяемости одного упражнения; применение в работе подвижных игр; моторная плотность занятий физической культурой – 80% и более; обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре; осознанное отношение детей к выполнению упражнений; мышечное расслабление как необходимый компонент большинства занятий по физической культуре; преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей; обязательность красивого выполнения движений на занятиях по физической культуре.

Именно соблюдение принципов рациональной организации двигательной деятельности детей позволит улучшить не только здоровье и двигательную подготовленность дошкольников, но и будет способствовать гармоничному развитию каждого ребенка.

ДОО в своей деятельности должны исходить из необходимости творческого развития личности и содействия ее становлению через реализацию интеллектуальных потребностей и формирование эмоционального восприятия, что возможно лишь только при наличии хорошего здоровья у детей дошкольного возраста. Осуществляя комплексный подход к образованию, развитию и воспитанию ребенка, к его оздоровлению, можно добиться выполнения задач по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей.

Совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни должно стать одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации.

Современная концепция образования предусматривает не только оздоровление дошкольников, но и обеспечение личностно ориентированных подходов к образовательной среде, формирование здоровьесберегающего образовательного пространства. Принципиально новым является осуществление активно-деятельностного подхода к дошкольному физическому воспитанию, который содействует освоению теоретических знаний о здоровье и формированию у детей практических умений и навыков сохранения и укрепления собственного здоровья.

Основой физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития обусловлен программой, которая природой заложена в каждом ребенке и опосредована его базовыми потребностями. Именно удовлетворение доминирующих базовых потребностей является условием индивидуально-гармоничного развития ребенка. Предпосылкой полноценного психического здоровья детей является состояние душевного комфорта и психологического благополучия, обеспечивающее адекватную регуляцию их поведения в процессе разнообразной деятельности. Это состояние обусловливается потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения. Духовный компонент здоровья личности характеризуется ее отношением к образовательному процессу, а также соблюдением общепринятых норм поведения, что также напрямую связано с развитием мотивационной и смысловой сфер ребенка-дошкольника.

Современный педагог, работая с дошкольниками, призванный заботиться о здоровье ребенка, не вправе относиться к нему как к уменьшенной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду свойственны свои особенности строения и функционирования.

Формирование у детей дошкольного возраста установок на соблюдение основных компонентов здорового образа жизни должно базироваться на двигательной активности. По мнению И. А. Аршавского, «жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность».

Известно, что ребенок обладает колоссальными потенциалами восприятия и переработки многообразной информации, идущей извне. Причем у детей дошкольного возраста доминируют преимущественно сложнейшие биологические потребности в саморазвитии, игре и подражании. Следовательно, физическое воспитание детей возможно на основе принципа активности личности ребенка, позволяющего сочетать осознание ценностей здоровья с освоением основ здорового образа жизни через категории интересного и увлекательного для дошколят.

Л. Д. Глазырина (1999) выделяет нетрадиционные принципы обучения дошкольников физическим упражнениям:

1. Принцип синкретичности отражает наличие общих истоков единства в выборе средств и методов воздействия на ребенка.

2. Принцип фасцинации предполагает создание благоприятной социально-психологической атмосферы на занятиях физической культурой.

3. Принцип творческой направленности, результатом которого является самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта и наличии мотива, побуждающего к творческой деятельности.

Одним из путей реализации указанных принципов может быть внедрение в работу дошкольных образовательных организаций методики проведения фольклорных физкультурных занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием средств фольклора. Фольклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческих способностей дошкольников, способствует формированию базового уровня физической и интеллектуальной подготовленности детей к предстоящей образовательной деятельности, развитию эстетических и морально-волевых качеств, чувственно-эмоциональных способностей и культурно-речевой образованности детей дошкольного возраста.

Консультация «Подвижные игры в режиме дня дошкольника»

Анастасия Ландик
Консультация «Подвижные игры в режиме дня дошкольника»

Подвижные игры в режиме дня дошкольника.

Двигательная активность детей реализуется в течение всего дня во всех режимных моментах, и в физкультурно-оздоровительной работе учреждения. Одним из средств этой работы является подвижная игра. Подвижная игра лучшее средство оптимизации двигательного режима дошкольников. Это и активный отдых после напряжённой умственной работы.

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня. Считается, что двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделить большое внимание планированию. Двигательная активность проявляется в самостоятельной деятельности детей, подвижных играх, утренней гимнастике, двигательно-оздоровительных физкультминутках, физических упражнениях после дневного сна, в сочетании с закаливающими процедурами (соляная дорожка, ребристая доска, массажный коврик, а также неделях здоровья, организованных совместно с воспитателями. Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста может планироваться в различное время дня в соответствии с режимом возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Это могут быть игры малой подвижности.

«Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами»

К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.

Подвижные игрыклассифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью, по видам движений (игры с бегом, метание и т. д., по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

Классификация подвижныхигр по степени физической нагрузки: – игры большой подвижности – одновременно участвует вся группа детей, построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки; – игры средней подвижности – активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами; – игры малой подвижности – движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на внимание).

Место игры в режиме дня

• динамические паузы между непосредственно организованной образовательной деятельностью;

• гимнастика после сна;

• самостоятельная деятельность детей.

Игры малой подвижности

Такие игры рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения небольшие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т. п.)

Игры малой подвижности рекомендуется проводить в утренние часы приема. Активная двигательная деятельность сразу после завтрака нецелесообразна, лучше провести игру средней или малой подвижности.

Перед занятиями уместны игры средней подвижности.

На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. При подборе игр учитываются предшествующие занятия. В дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки. Для детей третьего года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 мин.

С детьми четвертого года длительность подвижных игр и физических упражнений

на прогулке в дни физкультурных занятий составляет 6-10 мин. В остальные дни, когда

занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр

увеличивается до 15-20 мин.

Перед обедом, пока проходит сервировка столов, также можно предложить детям игры малой подвижности.

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные.

В занятие физической культурой могут быть включены две игры. Одна, более подвижная – в основную часть, вторая, более спокойная – в заключительную часть занятия; цель последней – успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части.

Наиболее благоприятными сезонами для проведения подвижных игр на воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями. Однако летом в прохладную погоду проводятся игры, в которых дети должны быть активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так как малыши быстро перегреваются, потеют, скорее устают, и у них пропадает желание участвовать в этих играх.

Значительные затруднения вызывает проведение подвижных игр с малышами на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их движения, делают неповоротливыми, неловкими. Даже детям четвертого года жизни, имеющим несколько больший двигательный опыт, чем дети третьего года, играть в такой одежде трудно. В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Большое количество снега на участке ограничивает свободное пространство, поэтому игры с малышами удобнее проводить небольшими подгруппами.

Поскольку в зимнее время многие игры не могут быть проведены на участке с достаточной эффективностью, необходимо во второй половине дня, в свободное от занятий время, иногда проводить подвижные игры в помещении – в групповой комнате, освободив для этого побольше места; по возможности нужно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются разные пособия, которые можно использовать в игре.

На участке же зимой следует уделить больше внимания созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей. Для этого нужно расчистить достаточно просторную площадку – сделать постройки из снега (снежные валы, невысокие горки, воротики, лабиринты, а также обеспечить детей игрушками и пособиями, которые будут способствовать активизации их деятельности (вынести санки, лопаты, санки для катания кукол, кукол в зимней одежде и т. п.). Все это будет способствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, повышению их интереса к прогулке и более длительному пребыванию на свежем воздухе.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует всестороннему их развитию.В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Консультация «Калмыцкие подвижные игры» Консультация для родителей С раннего детства ребята любят подвижные игры. Национальные устои образ жизни, быт, труд, обычаи, традиции все.

Консультация для родителей «Подвижные игры для всей семьи» Подвижные игры для всей семьи. Консультация для родителей Подвижная игра – сознательная активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая.

Консультация для родителей «Подвижные игры на прогулке» Консультация для родителей «Подвижные игры на прогулке» Прогулка — это источник новых впечатлений и радостных эмоций. Если продумать.

«Подвижные игры на свежем воздухе». Консультация для родителей МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №32 «БЕРЕЗКА» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ.

Консультация для родителей «Подвижные игры в семье» Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях.

Консультация для родителей «Подвижные игры — залог здоровья малышей» Если вас беспокоит будущее вашего ребёнка, если вы хотите чтобы, не смотря на все современные трудности, такие,как плохая экология и эмоциональные.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры для детей 5–7 лет» Консультация для воспитателей:”Подвижные игры для детей 5-7лет. ” rn Подготовила воспитатель Сафина Е. В. Игра для детей – не просто веселое.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры в летний период» Консультация для воспитателей по теме: «Подвижные игры в летний период на участке» Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной.

Консультация «Подвижные игры в детском саду» Любое мероприятие в детском саду – событие непростое. Основную особенность проведения праздничных утренников или ежедневных занятий составляют.

Консультация «Зимние подвижные игры» Зимние подвижные игры Почему же так важны подвижные игры для дошкольников? Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение.

Что нужно знать родителям о физическом развитии детей в дошкольном возрасте?

Как известно, развитие технологий сделало нас куда менее подвижными: наличие телевизоров, интернета, компьютерных игр, «умных» телефонов привело к тому, что все больше времени человек проводит сидя дома, уткнувшись лицом в монитор или экран. Этой же «болезнью» заразились и наши дети. А ведь физическая активность в детском возрасте – залог здоровья и полноценного развития интеллекта. Как же правильно организовать физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы избежать дальнейших проблем? Понятно, что сваливать все только на детские сады – неверно. Развитие ребенка всегда начинается с семьи.

Ставим цели, решаем задачи

Физическое воспитание детей дошкольного возраста дает возможность вырастить жизнерадостного, активного, здорового, гармонично и творчески развитого человека.

Но часто ли мы, взрослые, всерьез задумываемся над тем, сколько времени проводит наш ребенок в состоянии физической активности? Достаточно ли ему нагрузки, свежего воздуха, правильно ли развиваются его мышцы, скелет? Многие, погрязнув в бесконечных делах-заботах, считают, что физическую форму ребенок и так приобретает на занятиях в детском саду. Ну а если мало – доберет на прогулке во дворе.

Однако чтобы вырастить действительно гармоничную личность, важно постоянно развивать ее в разных направлениях. А чтобы добиться результатов в плане физического совершенствования, важно правильно понимать основные задачи физического воспитания и систематически принимать меры по их решению.

Основные задачи можно разделить на 3 группы.

  1. Оздоровительные. Это задачи, направленные на развитие физических качеств и навыков, укрепление иммунитета закаливанием, развитие внешних эстетических качеств (осанка, походка, культура движений).
  2. Образовательные. Это задачи, направленные на развитие физических качеств, привитие навыков гигиены, освоение специальных знаний по различным спортивным дисциплинам и командным играм.
  3. Воспитательные. Решение этих задач предполагает развитие положительных личностных качеств (таких как самоорганизация, выносливость, целеустремленность, чувство коллективизма, взаимовыручки), памяти, внимания, навыков самообслуживания и гигиены.

Важность проблемы

Как видно, физическое развитие – это не только спортивные занятия или упражнения по физкультуре. В него входят подвижные игры, закаливание, прогулки, а также овладение навыками гигиены и самообслуживания.

Всегда ли понимают сами родители всю степень своей ответственности перед ребенком в этом вопросе? А она поистине огромна. И дело не только в силе мышц, скорости или ловкости.

  • Правильное физическое воспитание оказывает огромное влияние и на умственную деятельность (ребенок лучше ориентируется в пространстве, времени, развивает координацию, равновесие, глазомер, обогащает свои знания об окружающих предметах и явлениях).
  • Разнообразная двигательная активность способствует укреплению костно-мышечной системы, помогает стать более выносливым, легче приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
  • Физические занятия на свежем воздухе улучшают обмен веществ и кровообращение, усиливают кислородное питание мозга и всего организма, что благоприятно сказывается на качестве сна, аппетите, общем тонусе организма.
  • У ребенка развиваются такие качества, как самостоятельность, инициативность, выдержка, активность, решительность, дисциплинированность, смелость, уверенность в своих силах, самообладание.

Об особенностях физического развития

Чтобы правильно организовать раннее физическое воспитание, важно знать физиологические особенности развития дошкольников: рост, прибавку веса, развитие органов и систем, степень их зрелости.

К этому возрастному периоду (5-7 лет) часто относят определение «период первого вытяжения». В это время ребенок может за год вырастать на 7–10 см. По данным так называемых центильных таблиц, составленных по основным антропометрическим показателям, средний рост ребенка 3 лет — 94–97 см, а в 6 лет – уже 107–108 см. Средний вес малыша 3 лет около 14 кг, к 6 годам – больше 18 кг.

При этом рост происходит неравномерно: на шестом году у детей становятся шире таз и плечи, значительно вытягиваются конечности. Вес увеличивается в основном за счет растущей мышечной массы. С 3 до 6 лет детские хрящи превращаются в полноценные кости, хотя пока и не такие прочные, как у взрослых. Да и опорно-двигательный аппарат не до конца окреп.

Поэтому при расчете физических нагрузок важно помнить:

  • детям до 7 лет нельзя поднимать и носить тяжести – есть риск искривления позвоночника;
  • нельзя сильно тянуть ребенка за руки – есть риск вывиха локтевого сустава;
  • еще продолжается формирование стопы, поэтому для предотвращения плоскостопия нужно обратить особое внимание на качество обуви, следить за весом малыша (его избыток также может спровоцировать плоскостопие);
  • крупные мышцы неплохо сформированы, а вот мелкие (кистей, стоп) еще требуют проработки;
  • носовая перегородка еще очень уязвима, поэтому во время игр и занятий нужно проявлять осторожность.

С чего начать?

Начинать приучение дошкольника к правильному режиму физической активности, к гимнастическим упражнениям, физкультуре, спорту нужно с себя. Ведь именно со взрослых дети берут пример, получая первый важный опыт и понимая, как должно быть, как правильно. Поэтому родители должны забыть о бесконечном сидении перед телевизором или компьютером и последовать принципу «движение – это жизнь». И чем раньше это произойдет, тем лучше.

Методика раннего развития физических качеств малыша может и должна включать теоретическую и практическую часть, которые взаимно дополняют друг друга.

  • Теория – беседы, рассказы, просмотр спортивных программ и соревнований, чтение книг или статей о пользе спорта, закаливания, о знаменитых спортсменах и т. д. То есть все то, что доносит важность физической культуры на теоретическом уровне.
  • Практика – прогулки, игры на воздухе, зарядка, гимнастика, закаливание, пробежки, езда на велосипеде, физические занятия с игрушками и детскими спортивными снарядами – все, что поможет укрепить мышцы, кости, иммунитет, сделать гибким позвоночник, красивой осанку и выносливым тело.

Для того чтобы приобщение к здоровому образу жизни было постоянным и ненавязчивым, важно сделать физическую активность привычной нормой в повседневной жизни малыша. У него должна быть возможность двигаться постоянно. Для этого нужно не только всячески стимулировать его к выполнению зарядки, к подвижным играм во время прогулок, отдыха на природе, но и организовать дома доступную среду для физических занятий. Она должна соответствовать следующим правилам:

  • пробуждать тягу к занятиям яркими цветами или необычной формой;
  • находиться в зоне досягаемости малыша и в поле зрения взрослых;
  • стимулировать развитие тактильных ощущений – состоять из материалов разных фактур;
  • обеспечивать возможность самостоятельной работы;
  • давать малышу простор для исследований.

Спортивная зона в комнате должна включать детский спортивный инвентарь и принадлежности (кольца, лесенки, шведскую стенку, скакалку, мячи, обруч, фитбол и т. д.), а также игры на развитие крупной и мелкой моторики, логики, воображения (кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, конструкторы, сортеры).

К детскому спортивному оборудованию предъявляются требования повышенной безопасности:

  • он не должен содержать отрывающихся, ломающихся деталей;
  • все элементы должны быть надежно закрепленными, не сдвигаться, не падать;
  • не иметь поверхностей, с которых можно случайно соскользнуть;
  • не иметь заусенцев или зазубрин, о которые можно пораниться:
  • состоять из экологически чистых материалов, не выделять вредных веществ.

Постарайтесь ограничить периоды, которые малыш проводит за компьютером, телевизором, в телефоне. Во-первых, это время, убитое сидением дома, без движения, воздуха и реальных, а не виртуальных друзей. Во-вторых, такая нагрузка вредна неокрепшему зрению – можно и очки заработать. А в-третьих, это непременно приведет к дополнительной стимуляции нервной системы. Ребенок может стать чересчур впечатлительным, нервным, появятся ночные кошмары, бессонница.

Приучаем к физкультуре на позитиве

Для того чтобы ребенок постоянно демонстрировал не только новые достижения, но и простое желание заниматься, родителям придется выработать систему стимулов, поощрений и примеров. Примерами могут быть, скажем, известные спортсмены или знакомые, которые находятся в прекрасной форме, мало болеют, веселы и активны. Но самый главный пример, конечно же, сами папа с мамой. Если они никогда не садились на велосипед – и малыш не захочет.

Что еще можно включить в такую систему раннего физического воспитания дошкольников?

  • Поход в магазин для приобретения спортивного инвентаря, формы, обуви. При этом право выбора остается за ребенком: купленные вещи должны вызывать у него позитивную реакцию своим видом, цветом (и тем, что он выбрал это все сам).
  • Постоянный положительный настрой родителей: ребенка обучают, показывают, объясняют (а не кричат, одергивают, ругают, обвиняют), хвалят за малейшие успехи, подчеркивают, какой он уже взрослый, умелый, самостоятельный.
  • Четкость и понятность при объяснении правил игр или способов выполнения упражнений (малышу важно знать, как правильно, чтобы было к чему стремиться, что оценивать).
  • Чувство меры при определении физической нагрузки (если ребенок будет постоянно выматываться и считать занятия каторгой – о какой любви к спорту можно говорить?).
  • Мотивация. Это может быть возможность весело провести время, пообщаться с друзьями или найти новых, похвала родителей за успехи (но не обещания, например, разрешить поздно лечь спать или что-то купить в награду за усердие).

В какую секцию отдать?

Одним из самых действенных способов улучшить физическую форму дошкольника является запись его в спортивные секции. Но, во-первых, это не освободит родителей от постоянной работы над физическими навыками ребенка дома, а во-вторых, здесь нужно чувство меры: три секции одновременно раз и навсегда убьют в ребенке какое бы то ни было желание связываться со спортом.

Первый вопрос, который при этом возникнет, – куда отдать малыша? Ведь видов спорта не один десяток. В первую очередь, выбор предстоит сделать среди тех секций, которые доступны в конкретном городе.

До момента выбора секции ребенка нужно познакомить с разными видами спорта. Взрослые должны рассказывать малышу о них, показывать различные спортивные соревнования, приводить примеры знакомых, которые уже ходят в какие-то секции, показывать картинки в журналах, обращать внимание на детей, играющих во дворе в футбол, волейбол. Возможно, ребенок сам определится, куда бы он хотел пойти.

Учитывайте возрастной момент. Дошкольнику до 5 лет подходят такие виды спорта, как плавание, акробатика, гимнастика, танцы. Позже уже можно отдавать его на боевые искусства, теннис, командные виды (хоккей, футбол, волейбол), фигурное катание, лыжный спорт.

Важно обратить внимание на склонности своего ребенка. Например, если ему нравится командный дух, подойдут футбол, хоккей, баскетбол. Если стремится к достижению личных результатов – можно попробовать теннис, стрельбу, легкую атлетику, плавание.

Немаловажны природные задатки малыша. Пластичным деткам подойдут танцы или гимнастика, выносливым и быстрым – легкая атлетика, активным и несколько агрессивным – единоборства. При этом пол ребенка не так важен: танцевать может и мальчик, а бороться – девочка.

Часто одного внешнего впечатления дошкольнику может быть недостаточно для правильного выбора. Можно посетить пробное занятие, чтобы он мог прочувствовать особенности вида спорта, которым собирается заняться, познакомиться с тренировочным процессом, самим тренером.

Советы родителям

В этом блоке собраны полезные рекомендации, которые помогут поддерживать у ребенка спортивный интерес.

  • Уважайте мнение малыша. Если он предпочтет не тот вид спорта, который вы ему настойчиво предлагаете, – пусть пробует то, что ему хочется. Без желания эффекта от занятий не будет, да и любить спорт он не начнет.
  • Всегда интересуйтесь успехами ребенка, поддерживайте в период неудач. Но не ищите для него смягчающих оправданий (виноват судья, попался плохой соперник и т. д.). Он должен понимать, что поражение – очередной этап на пути к поставленной цели.
  • Не оценивайте только спортивные достижения. Вы отдаете ребенка в секцию, прежде всего, для того, чтобы он стал более здоровым, выносливым, веселым. Поэтому не нужно требовать от него высоких достижений. Тем более что они зачастую сопряжены с куда большими нагрузками и рисками.
  • Если малыш после нескольких занятий упорно отказывается продолжать – выясните причину. Возможно, это какой-то страх (падений, травм) – тогда лучше подобрать менее пугающий вид спорта. Если ребенок чувствует себя хуже других – это повод для работы над его физической формой или спортивным настроем. Если протест вызван конфликтом с тренером – можно пойти на эту же секцию к другому наставнику.
  • Поощряйте желание малыша участвовать в соревнованиях, но не требуйте только побед – это может отбить у него интерес к занятиям.
  • Перед началом тренировок познакомьтесь с тренером и его методикой преподавания, расскажите об особенностях характера вашего ребенка. Это позволит более продуктивно построить работу с ним.

Физическое здоровье, выносливость, красивая осанка, умение рассчитать свои силы, стремление к цели – все это и многое другое дошкольнику даст правильно выстроенная система физического развития. Но главное – это поможет малышу вырасти гармоничной, успешной личностью.

Читайте также:  Ребенок боится всего нового что делать. Детские страхи. Как бороться ?
Ссылка на основную публикацию