Эмоциональный мир ребенка в семейной среде

Из опыта работы «Развитие эмоционального мира ребёнка в семье».
материал по теме

Развитие эмоционального мира ребёнка в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultaciya_dlya_roditeley.docx72.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему
«Развитие эмоционального мира ребёнка в семье».

Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей, взрослые, их окружающие, до конца ещё не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия ребёнка. А ведь находясь в постоянном контакте со взрослыми и сверстниками, дети могут испытывать серьёзные психические нагрузки.

Старший дошкольник – это человек с разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания прежде всего тесно связаны с отношениями в кругу близких людей. Поэтому, именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов, эмоций, значение слов и поступков.

Ребёнок растёт в семье. Он наблюдает отношения между взрослыми. Усваивает тот стиль общения, который существует в семье. И если этот стиль отличается конфликтностью, непрерывными стычками, скандалами на почве взаимного эгоцентризма, то ребёнок усваивает именно этот стиль и никакой другой. Он усваивает его на уровне эмоциональной памяти, на уровне автоматизированных эмоциональных реакций. А то, что с детства заложено на эмоциональном уровне, позднее трудно исправить.

Следует отметить, что эмоциональный мир дошкольника развивается наряду с эмоционально-этическими понятиями: «хорошо и плохо», «добрый – злой», «красивый – некрасивый», «правда – неправда»; появляется чувство стыда, сопереживания, сочувствия, жалости. (Мне больно и тебе больно). Чувства выражаются словами, вербализуются. (Я плачу, потому что мне не больно, а обидно).

Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. В этом случае ребёнок не будет бояться откровенности, рассказывать о своих поступках, делиться своими заботами, неудачами. Другими словами, он будет испытывать чувство безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, а это в сою очередь формирует у него эмпатию.

В дошкольном возрасте эмоциональность ярко выражена: дети активно проявляют свои чувства – легко плачут и быстро успокаиваются, радость не знает границ, удивление безмерно, страх глубок. Но следует отметить, что нормальная эмоциональность ничего общего не имеет с распущенностью, истеричностью. Эмоциональность должна сочетаться со способностью контролировать своё поведение, с пониманием того, где, когда и как можно выразить свои чувства, а когда нужно их сдержать.

Важнейший компонент эмоционального развития – привязанность к родителям. Это даёт ребёнку ощущение психологической защищённости и комфорта. В этом случае хотелось бы отметить крайности родительского

отношения к детям. Чрезмерно тревожные или властные матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у

них зависимость от себя, это приводит к тому, что ребёнок чувствует себя в безопасности только в присутствии матери, а это блокирует нарастающую потребность в общении с другими взрослыми и сверстниками. Такой ребёнок становится несамостоятельным, неуверенным в своих возможностях в любых новых ситуациях.

Излишняя строгость отца и, в этом случае, стремление матери восполнить недостаток эмоционального тепла, неизбежно приводит к конфликту в воспитании. В этом случае дети невротично привязаны к матери и отличаются неустойчивостью эмоционального состояния.

Другая крайность – отношение родителей к детям состоит в недостатке эмоциональной заботы – это перепоручение воспитания дедушке и бабушке, недостаточная отзывчивость матери и т. д.

Их дети, любыми путями требуя внимания и нежности, часто находятся в возбуждённом состоянии, кричат, плачут, клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, не выслушают, не поймут. И если ребёнок часто выражает отрицательные эмоции: недовольство, плач, раздражение – это сигнал неблагополучия в каких-то значимых для него сферах взаимоотношений со взрослыми. И здесь ничего не поможет, кроме попыток наладить доверительный контакт, найти взаимопонимание.

Блокада эмоциональных потребностей детей происходит в том случае, если мать излишне сдержана и редко смеётся, не смеётся, не хвалит ребёнка, зато читает много нравоучений. Это состояние матери недоступно чувствам ребёнка, что осложняет их отношения.

Любовь к родителям у детей не всегда сопровождается положительными эмоциями. Возможны случаи, когда ребёнок пытается излить на них своё недовольство и раздражение в виде крика, плача, реплик типа: «Не люблю, ты плохая…»

Все эти эффекты быстро проходят, постепенно ребёнок будет лучше управлять своими чувствами, станет более терпеливым.

Отрицательные эмоции являются одним из показателей нормального разностороннего эмоционального развития.

Но картина развития будет другой, если родители нетерпимы к проявлению отрицательных эмоций: наказывают ребёнка, угрожают, читают нравоучения, то подобное блокирование отрицательных эмоций создаёт состояние хронического психического напряжения, возникает скрытое чувство обиды, раздражения, недовольства. Обычно тихий дома, ребёнок пытается разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность или делая всё исподтишка, оставаясь вне подозрения взрослых.

Итак, следует избегать как вседозволенности, так и репрессии.

Говоря об эмоциональном благополучии детей, нельзя оставить в стороне такое состояние, как страх.

Страх – чувство, возникающее в результате работы воображения, предвосхищающего опасность и страдания, неопределённость опасности усиливает страх.

В основе большинства страхов у дошкольников лежит заострённое восприятие угрозы для жизни, как одно из проявлений инстинкта самосохранения: боязнь темноты, боязнь собственной смерти или смерти близких, боязнь животных, страх перед каким-либо сказочным персонажем (Баба Яга, Кощей Бессмертный).

Полное отсутствие страхов скорее исключение, чем правило, и может указывать на пониженную эмоциональность, ослабление инстинкта самосохранения, серьёзных нарушений со стороны мозга.

В целом, для дошкольников испытывать страхи – это нормально. Любое новое ощущение, любая перемена в жизни заставляет ребёнка чувствовать беспокойство, страх до получения определённого опыта.

Однако, родители сами могут внушать ребёнку определённый страх, чрезмерно тревожась о воображаемых опасностях, либо проявляя излишнюю строгость, невнимание к душевным запросам.

Типичными для дошкольников являются три страха: одиночества, темноты и замкнутого пространства (помещения в изолированную комнату). Проявляются это страхи главным образом перед сном, когда ребёнок не может заснуть один, без света, в закрытой комнате.

Чтобы помочь ребёнку преодолеть страхи, нужно:

  1. относиться к страхам серьёзно, не игнорировать их, дать детям возможность рассказать о своих ощущениях;
  2. давать описание реальных опасных ситуаций;
  3. не пытаться преодолеть страхи уговорами (не бойся темноты, в комнате никого нет; зуб удалять не больно), это не устранит страх;
  4. не следует умалять страхи ребёнка, говорить, что он ведёт себя, как маленький; тогда он будет не только бояться, но и чувствовать себя непонятым;
  5. допускать здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности).

Ребёнка меньше будут беспокоить страхи, если расширить его сферу общения, наполнить его жизнь содержательной деятельностью, играми. Больше времени проводите вместе с ребёнком в различной деятельности, приучайте к преодолению препятствий, хвалите, одобряйте.

Страх – нормальное состояние в эмоциональном развитии ребёнка и родительская поддержка и понимание снизят его неблагоприятное воздействие.

Эмоциональный мир ребенка

Мы часто употребляем в речи выражения «эмоциональный человек» или «ему не хватает эмоциональности», но не задумываемся о том, что же это такое – эмоция? А это психический процесс, длящийся недолго, но отражающий субъективную оценку человеком происходящего.

Вот и эмоциональный мир ребенка наполнен переживаниями, волнениями, радостью, страхами. Отсюда порой непредсказуемое поведение, шокирующее окружающих, неуемный смех или неожиданные слезы.

Психологи и педагоги обращают внимание родителей на необходимость бережного влияния на эмоциональную сферу детей, потому что от этого зависит их самооценка, отношение к учебе и даже к противоположному полу.

Развитие эмоционального мира детей

Формирование эмоций начинается в раннем детстве и продолжается почти всю жизнь. Есть даже понятие «эмоциональный возраст», которое характеризует внутреннюю зрелость человека. Если эмоциональная сфера бедна, то говорят, что этот мужчина (или женщина) «психически не созрели», то есть биологический возраст намного опережает эмоциональный. Странно бывает видеть взрослого дядю, который истерично спорит с женщиной из-за пустяка, или даму почтенного возраста, ведущую себя как капризная девочка.

Вот почему развитие эмоционального мира детей подразумевает формирование у них адекватного восприятия ситуации и сообразного поведения в ней.

Для этого нужно

  • давать детям возможность в раннем возрасте самим справляться со сложными ситуациями, а не спешить им на помощь сию минуту
  • демонстрировать на собственном примере, как следует реагировать на трудности, неудачи, как радоваться успехам
  • разговаривать с детьми, помогая им осмысливать свои переживания и воспринимать все, что с ними происходит, как опыт
  • не оставлять без внимания неадекватное поведение ребенка, случаи жестокости, желания причинить кому-то физические или моральные страдания
  • проявлять к детям разумное сочувствие, поддерживать их и просто – любить!

Время от времени полезно проводить «диагностику» эмоционального состояния ребенка. Для этого достаточно посмотреть на его рисунки. Неравнодушные педагоги в садике и школе время от времени дают им задание нарисовать свою семью. Тут – то все и открывается…

Одни детки изображают яркие фигуры членов своей семьи, не забывают даже про кошку и собаку, аккуратно прорисовывают все мелочи и детали. Другие размашистыми небрежными мазками темной краски рисуют схематичные фигуры без признаков пола. Чаще всего второй пример иллюстрирует недостаточное развитие эмоционального мира детей, нехватку любви, ласки со стороны родителей и близких, возможно – пренебрежительное отношение к ним, что делает существование любого ребенка невыносимым.

Для коррекции эмоциональной сферы нужны усилия, как со стороны учебного заведения, так и со стороны семьи.

Полезные советы для мам и пап

Общаясь с детьми, старайтесь не использовать таких выражений:

– В сотый раз повторяю тебе…

– У меня язык отвалится, столько раз тебе говорить…

– И на что ты только рассчитываешь!

– И что – это так сложно запомнить?

– Ты ровно такой, как (твой папа, дедушка, «сосед-придурок» с первого этажа и т.д.)

– Почему у других это получается, а у тебя нет?

Будет лучше, если вы скажете:

– Какой же ты умный (сообразительный, красивый, смелый и т.д.)!

– Здорово, что ты у меня есть!

– Сегодня ты молодец!

– Я тебя очень-очень люблю!

– Хорошо у тебя получается! А меня научишь?

– Если бы не ты, я бы ни за что не догадалась (не справилась, не узнала бы и т.д.)

Для развития эмоционального мира детей полезно теплое, доверительное общение с родителями, когда нет запретных тем и не страшно обсудить переживания и новый опыт. Чаще советуйтесь с ними, хвалите их, признавайте достоинства, помогайте пережить и принять негативный опыт, оцените успехи. Только в этом случае вам удастся вырастить эмоционально зрелого человека.

Влияние семейного воспитания на развитие эмоционального мира дошкольников.

Антонина Царева
Влияние семейного воспитания на развитие эмоционального мира дошкольников.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Ребёнок грустен или разгневан – значит у него что-то не в порядке. Ребёнок радуется, выглядит счастливым – значит, в его мире всё хорошо. Эмоции ребёнка- это “послание” окружающим его взрослым о его состоянии. Психологи выделяют шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, страх,отвращение. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребёнка – его взаимоотношения с другими людьми- взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает Годрое, жизнерадостное настроение. Внешне это выражается в смелых., активных движениях, общем возбуждении, восклицаниях, хлопанье в ладоши. Дети часто смеются без всякого повода. Никогда не надо гасить детскую радость! В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь; дети легко затевают совместную игру, доверчиво относятся к сверстникам, делятся с ними игрушками, сладостями. В состоянии радости ребёнку кажется, что ему всё доступно, он охотно берётся за любое дело. У ребёнка живущего в такой атмосфере естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растёт эмоционально защищённым и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребёнок попадает в конфликтные ситуации (что случается не слишком часто, то легче справляется с ними и собственными негативными переживаниями. К сожалению, в жизни детей, как и в жизни взрослых тоже бывают огорчения, а иногда и просто горе. Главная причина огорчений старших дошкольников – неблагополучие в семье. На вопрос ” что тебя больше всего огорчает? “многие дети отвечают: Когда мама с папой ссорятся”. Детей огорчают ссоры с ребятами,несправедливость взрослых: ” Я правду сказал, а мне не поверили”. Отрицательные эмоциональные переживания могут способствовать у детей развитие общего эмоционального неблагополучия. Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворённость ребёнка общением со взрослыми (прежде всего с родителями) и со сверстниками. Если со стороны близких людей ребёнок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздражительным, печальным или назойливым, с частыми вспышками страха. Эмоциональное неблагополучие может возникнуть в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха, в каком либо виде деятельности, особенно в спортивных и других соревнованиях, на занятиях. Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Наблюдая определённые игровые ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребёнок, и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспитателям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издалека? Какие отношения преобладают в игре – доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают – положительные или отрицательные? Положение ребёнка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое положение в целом. От этого зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта. ” Предпочитаемые” дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за уверенность в себе, за способность быстро реагировать в разных ситуациях, за способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне самоуверенными. “Пренебрегаемые, изолированные” дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не захотели играть. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаются в его ” тень”. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении может приводить к различным типам поведения. Первый – это неураввовешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимых детей. При конфликтах со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводит к разрушению игры, к дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению. Второй тип детей с эмоциональными нарушениями – это дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Попытка привлечь его к совместным делам группы вызывает внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которое маскирует испуг, неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворённостью отношением к ним воспитателя, недовольство детьми, нежеланием посещать детский сад. Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха, как свидетельства эмоционального неблагополучия. Их страх, как правило, не связан с какими- то предметами и ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Такой ребёнок становится малоконтактен, тревожен, опасается других, ждёт нападения. У него неадекватная самооценка, поэтому он постоянно ждёт в свой адрес насмешек, обиды. Это способствует образованию реакций психической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают дети,основан на простом умозаключении: ” чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня”. Такое поведение вызывает отрицательное отношение со стороны сверстников, что ещё больше усиливает травмирующую ситуацию и провоцирует вновь и вновь агрессию ребёнка. В более лёгких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжёлых – это физическая агрессия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе и другим, что представляет опасность, как для самого ребёнка, так и окружающих. Страх – плохой советчик, особенно маленькому ребёнку: он может помешать ему правильно оценить ситуацию, посочувствовать, прийти на помощь сверстнику. Вспомним слова Ушинского ” Влияниеужаса на нравственность – безгранично : оно делает притворщиком, трусливым, иногда лживым, и дитя может потеряться при малейшей опасности. Потому чрезмерная пугливость детей, излишнвiя впечатлительность требуют повышенного внимания взрослых. Таким образом, своеобразие в развитии эмоциональной сферы детей зависит от сочетания многих факторов. Но не следует возводить непроходимую стену между названными сферами жизни ребёнка: затруднения в контактах со сверстниками неизбежно накладывают отпечаток на внутренний мир ребёнка, так же особенности его внутреннего мира сказываются на его взаимоотношениях с другими людьми. Наша задача создать в группе эмоционально- благополучный микроклимат, научить маленького человека жить в коллективе, раскрывая при этом лучшие стороны его души, не забывая о специфике этой особой сферы-сферы эмоций и чувств, в которой, как нигде, необходим индивидуальный подход, глубокое понимание каждого ребёнка.

Познание окружающего мира как средство экологического воспитания дошкольников Работа по самообразованию на тему:”Познание окружающего мира как средство экологического воспитания дошкольников”.Где представлена работа.

«Влияние стилей семейного воспитания на становление личности ребенка дошкольного возраста» (Буклет-памятка) Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. “Что такое семейное воспитание?” Целенаправленные, сознательные воспитательные.

Здоровьесберегающие технологии их влияние на физическое развитие дошкольников Дошкольный возраста – это уникальный период для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время формируются.

Буклет «Влияние дымковской игрушки на эстетическое развитие дошкольников» Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная.

Конспект занятия «Коррекция и развитие эмоционального мира детей с использованием зелёного цвета» Тема занятия: «Тайны зелёного цвета». Представленное занятие №6. Цель программы: Создание условий для оптимального развития эмоциональной.

Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка Семейные отношения – это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные.

Влияние библиотек на развитие личности старших дошкольников Как-то раз у Альберта Эйнштейна спросили, как можно сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Он сказал: «Если вы хотите,.

Влияние пальчиковых игр и упражнений на сенсорное и речевое развитие старших дошкольников Влияние пальчиковых игр и упражнений на сенсорное и речевое развитие старших дошкольников Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо.

Влияние предметно-пространственной среды на социально-личностное развитие дошкольников Предметно-развивающая среда. Правильная организация предметно-развивающей среды – это одно из важных условий воспитательно-образовательной.

Здоровьесберегающие технологии их влияние на физическое развитие дошкольников (сопровождение презентации) Дошкольный возраст– это уникальный период для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время формируются.

«Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития».

2. Успехи детей – общее дело. Итоги работы за 6 месяцев обучения;

3.Согласование плана работы класса до конца учебного года;

Содержимое разработки

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 5

1 б класс 06.03.2017 год классный руководитель: Постика Е.А.

1. «Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития»;

2. Успехи детей – общее дело. Итоги работы за 6 месяцев обучения;

3.Согласование плана работы класса до конца учебного года;

1 вопрос: «Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития».

Познакомить с ролью положительных и отрицательных эмоций в развитии ребёнка.

Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

Значения эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с миром.

Форма проведения : деловая игра.

Часто многие люди, в том числе и дети, имея всё из желаемого, страдают. Бывает, что ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому, который хуже одет, менее сыт. Почему?

Идёт обсуждение родителями.

Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Ему нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими успех, чтобы он мог реализовать свои возможности, научился уважать себя.

Благодаря чему ребёнок может быть счастлив?

Прежде всего его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живёт и растёт.

Особого внимания заслуживает эмоциональный мир ребенка как наиболее чувствительный и зависимый от окружения. От эмоций, которые чаще всего переживает и обнаруживает ребенок, зависит успех его взаимодействия с окружающими, успех его социального развития, социализации.

Эмоции влияют на ход разных психических процессов :

предопределяют формирование определенных черт характера личности.

Упрощённо эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные.

Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания.

Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей).

– эмоции разрушения : гнев, злоба, агрессия

эмоции страдания : боль, страх, обида.

Как, не желая того, родители могут формировать у детей отрицательные эмоции? Родители, которые при детях высказывают свои тревоги, сомнения, чаще всего сами порождают у детей страх за них и непосредственно – страх перед школой, создают иллюзию неуверенности.

Неуверенные в себе родители могут создать у ребенка впечатления, что они боятся разлуки и нуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стремление вечно цепляться за ребенка отбивает у него желание проявлять независимость и настойчивость.

Впечатлительные дети болезненно переживают унижение, оскорбление, обиду, продолжительное время возвращаются мысленно к неприятным событиям, которые вызвали отрицательные эмоции. Они неспособны быстро переключиться на новые цели. Эти дети долго помнят страх, оскорбление, несправедливость.

Беспомощность у таких проявляется главным образом во взаимоотношениях с ровесниками:

ребенок не может защитить себя, дать ответ на агрессивное поведение других детей;

ребенок находится в постоянном конфликте с одноклассниками.

Практическое задание для родителей.

1. На листочках бумаги напишите те фразы и выражения, которые запрещены в общении с ребёнком в вашей семье, а рядом те выражения, которые рекомендуемые и желательные.

2. Анкета для родителей:

– Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций? Как вы это делаете?

– Проявляет ли ваш ребёнок отрицательные эмоции? Почему на ваш взгляд они возникают?

– Как вы развиваете положительные эмоции своего ребёнка? Приведите примеры.

Обсуждение родителями результатов анкетирования и выполнения задания.

Способы формирования у детей положительных эмоций

Признанием и поощрением ребенка:

выражение доверия, например, поручения какого-нибудь ответственного дела, предоставление определенных свобод;

устная похвала, публичное признание положительных изменений;

забота о том, чтобы у ребенка появились определенные успехи.

При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:

Я тысячу раз говорил тебе, что.

Сколько раз надо повторять.

О чем ты только думаешь.

Неужели тебе трудно запомнить, что.

Ты такой же, как.

Отстань, некогда мне.

Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет.

При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:

Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).

Как хорошо, что у меня есть ты.

Ты у меня молодец.

Я тебя очень люблю.

Как ты хорошо это сделал, научи меня.

Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.

Безусловно принимайте своего ребенка.

Активно слушайте его переживания, мнения.

Не разговаривайте с ним с равнодушным и безразличным лицом,

Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте.

Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу .

Помогайте, когда просит.

Поддерживайте и отмечайте его успехи.

Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

Разрешайте конфликты мирно.

Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке, я – хороший». Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой .

Наказывая, оставайтесь рядом с ребёнком, не избегайте общения с ним, но не гладьте по голове после серьёзного разговора .

Научитесь слушать своего ребёнка и в радости, и в горести .

Станьте для своего ребёнка примером для подражания .

Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте .

Заводите красивые и добрые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь теплее и радостнее.

5. Ритуалы, которые нравятся детям.

Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.

Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слово поддержки и участия.

В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей.

На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.

В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи .

Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.

Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

Когда всё хорошо и спокойно

Когда выступаю на соревнованиях

День рождения, новый год

Когда успехи на высоте

Когда всё получается

Когда близкие здоровы

Жить свободно, в любящей семье

Большая и дружная семья Счастье – это когда тебя понимают.

2 вопрос Успехи детей – общее дело. Итоги работы за 6 месяцев обучения.

С 22 февраля по 3 марта 2017 года были проведены диагностические работы по предметам:

литературное чтение – промежуточный контроль послебукварного периода, которые состояли из 4 заданий (результаты на слайде):

-1 задание: допиши буквы, прочитай фамилии детских писателей; – 2 задание: выбрать из перечисленных слов нужные слова по теме «Зимние забавы», записать предложения;

– 3 задание: 1)прочитать слова, 2)подчеркнуть буквы, которые указывают мягкость согласных звуков, 3)выписать слова в которых все согласные мягкие, 4) выписать слово, которое начинается с гласного звука, разделить его на слоги, выделить ударный слог, подчеркнуть гласные, 5) придумать и записать 3 слова, в которых все согласные твёрдые, 6) составить схемы к словам (3 слова);

-4 задание: Даны предложения, в которых рисунки. Картинки нужно было заменить словами и записать предложения.

Общие результаты даны на слайде.

Математика- был дан тест из 8 вопросов и комбинированная контрольная работа. Общие результаты даны на слайде.

Русский язык- в форме контрольного списывания. Общие результаты даны на слайде.

Общие недостатки: не соблюдение полей, неаккуратное списывание, невнимательность.

Окружающий мир – итоговая контрольная работа по разделу «Где и когда?». Общие результаты даны на слайде.

Каждый из вас получил план индивидуальной коррекции недочётов.

3.вопрос: согласование плана работы класса до конца учебного года.

– посещение концерта Детской Студии Казаки России;

– посещение театра кукол;

– посещение музея авиации;

– посещение женского Скита в городе Задонск;

– посещение Мастер класса в пиццерии «Итальяно» (Космонавтов 5/5);

-посещение кинотеатра «Москва – Малина»;

– подготовка и участие к празднику Пасхи (Преображенский Храм);

-подготовка к пошиву казачьей формы;

-подготовка и участие в праздновании 9 Мая – Бессмертный полк;

-участие в олимпиадах, конкурсах и акциях в том числе за средства родителей;

-участие в мероприятиях ЛОКШ;

– работа с ЛГКО ЦКВ и Первым Казачьем Университетом;

1. Об изменении календарного графика (перенос каникул);

2.Коллективное приобретение тетрадей на 2017-2018 учебный год;

3. Участие в Большом кадетском балу (май);

4.Фото – портрет, кто сдал деньги в сентябре месяце (начало мая);

Гармоничные взаимоотношения в семье – основной фактор эмоционального благополучия детей

​ Гармоничные взаимоотношения в семье – основной фактор

эмоционального благополучия детей

Все мы стремимся к отношениям, которые дарят нам радость и тепло. Человек по своей природе всегда стремится к комфорту и благополучию, и старательно обходит то, что может доставить ему неприятность, дискомфорт и боль. Отношения между людьми устанавливаются и удерживаются на основе симпатии друг к другу. С теми, кто нам приятен, мы стараемся больше общаться, проводить время вместе, интересуемся его жизнью, переживаем за его неудачи. Безразличное отношение к другому человеку не вызывает у нас тяги к общению с ним, нам бывает всё равно как он живёт, чем занимается, а с тем же кто нам неприятен мы будем старательно избегать встреч. Находясь в любом коллективе человек, оценивает, как он себя в нём чувствует, комфортно или нет, какова психологическая атмосфера этого коллектива, то есть мы, прежде всего, ощущаем эмоциональный фон этой группы людей.

Семья и отношения внутри неё, формируют свой, определённый эмоциональный фон, который оказывает значительное влияние не только на отношения супругов между собой, отношения родителей и детей, но и на то, как ребёнок будет развиваться, каким он станет. Чем же является семья, в развитии ребёнка?

Семья является тем местом, где закладываются основы личности. В ней так же, как и в любом коллективе, формируется свой психологический климат. Но в жизни семьи это явление имеет большее значение, чем в жизни другой группы, так как именно семья формирует личность ребёнка. И от характера психологического климата в семье зависит, в первую очередь, будущая сущность человека. Характер психологического климата в семье непосредственно сказывается на психическом и физическом здоровье личности человека, на настроении и на его деятельности.

В семейных отношениях наиболее легко реализуется важная потребность, которую испытывает человек, вступающий в общение: получить от партнера по общению «поглаживание», т. е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это — весьма важное условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, человеку для ощущения эмоционального благополучия необходимо не менее восьми «поглаживаний» в день.

Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. Ведь каждый человек нуждается не столько в оценке успешности или не успешности своих действий, сколько в поддержке и утешении, которые важны для становления личности ребенка. «Поглаживания» могут затрагивать положительную оценку поведения, внешности, взглядов, результатов труда, характера и способов деятельности и т. д. Человек (особенно в подростковом возрасте) обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижение, поэтому именно домашние отношения часто являются главным средством компенсации успехов или недооценки окружающих вне семьи.

К проблемам, оказывающим негативное влияние на развитие личности в семье, относятся конфликты супругами и ближайшими родственниками; несогласованность, противоречивость позиций в воспитании, воспитательных приемов; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую ее как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребенка, заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем.

Семья – первоисточник формирования межличностных отношений ребенка, а родители – образцы для подражания. Именно в семье закладывается основа характера человека, предопределяется его отношение к труду, моральным и культурным ценностям, формируется его психическое здоровье.

Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с ребенком, друзьями и соседями, и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал, увидел и почувствовал это от людей, которым доверяет. Если внутрисемейные взаимоотношения построены на любви, поддержке и на взаимоуважении членов семьи, то ребенок такой стиль общения переносит и в среду своих сверстников, так как опыт ребенка, приобретенный непосредственно в семье, становится подчас единственным критерием его отношения к окружающему социуму, людям.

Зачастую в условиях семьи (даже внешне благополучной) воспитание может быть деформированным. Это обусловлено следующими факторами:

  • Психолого – педагогическая некомпетентность родителей;
  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • частые конфликтные ситуации в семье;
  • аморальный образ жизни родителей;
  • отсутствие взаимопонимания и любви между родителями и детьми.

С каждым годом возрастает количество семей находящихся в социально опасном положении, попавших в трудную жизненную ситуацию, растет число и правонарушений среди подростков.

Семья способна обеспечить ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненужности, заброшенности. Социологи установили, что на воспитание детей у родителей ежедневно остается всего лишь 17 минут. За 17 минут родители успевают вынести только порицания за плохое поведение или полученную отрицательную отметку. А трагедия человека – с юных лет почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия. Необратимые последствия влечет за собой равнодушие и нелюбовь родителей, так как их мнение для ребенка имеет большое значение.

Благодаря эмоциональной связи, родители,любящие детей и понимающие свои обязанности, с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с социально – психологическим здоровьем детей. Поэтому от характера внутрисемейных отношений, от стиля воспитания, от проявления безусловной разумной любви родителей к своим детям, зависит психическое состояние ребенка, его эмоциональное здоровье, его отношение к жизни.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни, а в конце жизненного пути родители и дети становятся духовно все более близкими. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственно жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Поэтому, в нашей школе на родительских собраниях затрагиваются различные вопросы воспитания и обучения детей, вопросы оптимизации детско – родительских взаимоотношений, корректируются отношения между участниками образовательного процесса, создается атмосфера доверия и поддержки.

эмоциональный мир семьи

Эмоциональный мир семьи

Последние годы социологи и психологи выражают беспокойство тем, что падает ценность семьи, что молодые люди предпочитают «свободные отношения» и не спешат в загс. Анализируя причины происходящего, А. Боссарт пришла к следующему выводу: «Совсем не так уж упала в цене семья, как представляет интригующая статистика разводов и не менее интригующие публикации о сознательном одиночестве. Да, многие мужчины и женщины делают холостяцкий выбор. Претит ли им семья? В принципе, нет. Практически все холостяки не прочь жениться и практически все «сознательные одиночки» не прочь выйти замуж. Семья им в принципе не претит. Им претит такая семья. Такая, какую они видят у своих знакомых. Такая, какой, возможно, вкусили когда-то сами. Такая, в которой выросли. Претит семья, в которой чувства в дефиците».

Именно дефицит чувств – это и есть ключ к разгадке всевозрастающего отчуждения родителей и детей. «Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьей, с детства оскорбленные неблагообразием отцов своих и среды своей, а главное, уже с детства начинающие понимать беспорядочность и случайность основ всей их жизни…» – писал Достоевский в черновиках к роману «Подросток».

Судите сами. Вот исповедь тринадцатилетней девочки, которую направили на консультацию педагоги, обеспокоенные ее конфликтностью, взрывным характером, неумением общаться со сверстниками. «Мои родители живут как кошка с собакой, и я постоянно нахожусь в ожидании, что вот сейчас кто-то заорет и на меня. Поженились они не по любви, а потому, что на свет должна была появиться я. Каждый раз во время ссор отец высказывает это матери. Они совершенно разные люди и только в одном похожи – никогда и ни в чем не уступают друг другу. Если отец разрешает мне пойти погулять, мать начинает кричать и на него и на меня. Спор у них часто переходит в истерику матери. А когда они устанут ругаться между собой, то оказывается, что во всем виновата я, и теперь на мою голову сыплется ругань и угрозы. В такие моменты лучше не попадаться им на глаза. Знакомые не раз советовали моим родителям развестись, но они и слышать об этом не хотят. Говорят: дочь жалко – как же она будет жить без отца или матери? А на что мне такая жалость, какой толк в ней? Ведь они не только мучают друг друга, но и меня задергали. Зачем мне такая семья?» И действительно – зачем?

В глазах ребенка родители выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых он чувствует себя беззащитным и беспомощным; как распорядители благ, поощрений или наказаний; как пример для подражания; как директивная инстанция; как власть, способная взять на себя защиту ребенка или карающая за провинность; как старший друг и советник. А часто ли мы задумываемся над тем, в каком качестве пребываем каждый раз, общаясь с ребенком. Ведь чтобы понимать свое дитя, мотивы тех или иных его поступков, мы, прежде всего, должны научиться понимать самих себя. Что нам важнее всего в жизни? Чего мы хотим от ребенка и какими средствами достигаем желаемого? Как проявляем свои эмоции по отношению друг к другу, к своему ребенку и к людям вообще? На каком уровне общаемся со всеми?

Исследования, проведенные психологами, показали, что уже в конце дошкольного периода у детей начинает преобладать особая форма общения, так называемая внеситуативно-личностная. В основе ее лежит глубинная потребность ребенка во взаимопонимании со взрослыми, в эмоциональном сопереживании с ними; потребность в открытом общении с папой и мамой – во всем том, в чем проявляется истинная родительская любовь. В семье начинается накопление маленьким человеком эмоционального и социального опыта, его переработка и усвоение. В семье он получает обратную межличностную связь, а это важный момент в формировании собственного Я. От того, как подается родителями и как воспринимается ребенком эта связь, зависит многое. Обратная связь может быть вербальной и невербальной, сознательно подаваемой и неосознанно. Порой она не нуждается в словах, но ребенок ее чувствует. Если же эмоционального резонанса нет, то он воспринимает это как холодность родителей. Он не знает, как к нему относятся, и страдает от этого. Можно осыпать ребенка материальными благами, но не дать удовлетворения его насущным эмоциональным потребностям: в любви, понимании, признании, в безопасности, защищенности и он будет чувствовать себя одиноким и покинутым. Парадоксально, но ребенок, которому все позволяется, несчастлив даже в детстве. Вспомните хотя бы фильм «Игрушка». Понаблюдайте за избалованным ребенком. Он то и дело капризничает, наращивает свои требования, будто бы специально нарывается на отказ. Такое впечатление, что ребенок подсознательно ищет грань дозволенного, на которую ему не указывают родители. Найти самому эту грань – задача непосильная для ребенка. А в безграничном, бесформенном пространстве вседозволенности, где нет никаких ориентиров и поэтому не за что зацепиться, ему страшно, неуютно, и он начинает невротизироваться. Не лучшим образом отражается на эмоциональном развитии детей невротическое состояние самих родителей, особенно матери. Блокируется выражение любви к ребенку, который начинает раздражать буквально всем. Часто это случается в семьях, где ребенок похож на нелюбимого члена семьи; где пол ребенка не соответствует ожидавшемуся (ждали мальчика, а родилась девочка), где он родился от незапланированной беременности или не оправдывает честолюбивых ожиданий родителей. Неуютно ребенку и в семье замкнутых, эмоционально холодных родителей или «сверхправильных», считающих, что только строгость является наилучшим средством воспитания. Тяжкой оказывается и ситуация, когда родители так заняты друг другом (будь то всепоглощающая любовь или испепеляющая ревность со слежками и сценами), что не замечают любви детей; или с рождением второго ребенка все внимание переключают на него, отодвигая первенца на задний план и оставляя его в одиночестве со своими переживаниями: обидой, ревностью, завистью, страхом, что не способствует нормальному эмоциональному развитию и затрудняет в дальнейшем общение его со сверстниками.

Зачастую поступки детей пугают родителей, но, чтобы понять их, необходимо взглянуть на семейную ситуацию глазами ребенка. Это не одно и то же, что поставить себя на его место. Как сделать? Просто! В час досуга возьмите листы писчей бумаги, фломастеры или цветные карандаши и рисуйте всей семьей каждый свою картину под названием «Моя семья за каким-нибудь занятием». Только не давайте детям наставлений, кого и как рисовать («Как хочешь».) Сравните рисунки. Совпадают? Нет? С удивлением многие обнаруживают, что ребенок не так радужно воспринимает семью, как хотелось бы родителям. Для многих становится откровением, что дети не чувствуют себя комфортно в семье, что сама семья для них агрессивна. Порой родители и сами не осознают своего семейного неблагополучия или упорно скрывают его даже от самих себя. Нарисуйте «картину» и вам откроется многое.

«Контакт с миром начинается с семьи, – пишет А. Боссарт в своей книге «Парадоксы возраста или воспитания». – С семьи начинается человек, обязанный ей честью, добром и благородством, если она мудра; несвободный от нее – хотя бы фактом своего протеста против нее, если она дурна; и обреченный на поиск ее, если ее нет». Как часто с сожалением приходится констатировать, что и при живых родителях ребенок чувствует себя сиротой, хотя семья считается по общепринятым понятиям благополучной. Да и само понятие семейного благополучия стало относительным.

Наблюдая жизнь окружающих, вы, очевидно, не раз удивлялись: почему мать-одиночка едва сводит концы с концами, но живет душа в душу с дочерью-подростком? Почему в доме, из которого в поисках «красивой жизни» сбежала мать, а отец крутится, как белка в колесе, воспитывая двоих сыновей, всем уютно и тепло, а дети вырастают людьми без морального ущерба? Почему в доме, где гвалт и беспорядок и кроме долгов ничего нет, все понимают и уважают друг друга? И почему в «правильной» семье, где все трудятся, где достаток и «безупречная» мораль – сын в глухой ненависти ко всему этому спивается, а дочь на грани самоубийства? Дело в том, что в каждой семье есть нечто такое, что делает ее благополучной или неблагополучной для ребенка, прежде всего. И имя этому – эмоциональный мир.

Читайте также:  Кормление грудью – это важно
Ссылка на основную публикацию