Эмоциональное здоровье ребенка

Развитие ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Развитие ребенка
  • Забота об эмоциональном здоровье ребенка

Пять принципов, которые могут помочь ребенку укрепить свое эмоциональное здоровье

Забота об эмоциональном здоровье ребенка

Детство – это период жизни, наполненный радостью, играми и непосредственностью. Это особое время без каких-либо забот. К сожалению, это утверждение справедливо не для каждого ребенка.

Многие дети становятся свидетелями или потерпевшими в различных травмирующих ситуациях. Такие события могут оказать негативное воздействие на их эмоциональное здоровье и повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Чтобы помочь детям преодолеть возникающие препятствия (в том числе психологического характера), взрослые должны заниматься их эмоциональным здоровьем. Именно оно помогает ребенку справиться с жизненными проблемами. Эмоциональное здоровье характеризуется психологической устойчивостью. Однако лишь малый процент детей могут справиться с трудностями.

Исследования показывают, что каждый пятый ребенок имеет определенную психологическую проблему, которая не дает ему нормально развиваться. К сожалению, дети страдают молча и зачастую не получают надлежащей помощи.

Приведенные ниже принципы составляют основу эмоционального здоровья детей и могут применяться в различных ситуациях на протяжении всей жизни.

1. Ты можешь преодолеть жизненные проблемы

«Если кто-то протягивает тебе лимон, сделай из него лимонад», – Гомер Э. Кейпхарт.

Научите детей, что преодолевая жизненные проблемы, они становятся сильнее. Решение проблем – задача не из легких, и, конечно, тут нужна практика. Помогите детям проработать моральные дилеммы, давая им небольшие подсказки. Также научите их, что не все проблемы можно решить самостоятельно, иногда стоит обратиться за помощью к взрослым. Научите детей разбираться в том, к кому из взрослых можно обратиться за помощью в той или иной ситуации. Напоминайте детям о том, что лучше предотвратить проблему, чем потом ее решать. Чем легче ребенок будет справляться с проблемами, тем увереннее и выносливее он станет.

2. Ты не один

«Иногда достаточно просто быть с кем-то. Не нужно прикосновений или слов. Одно лишь присутствие, и ты уже не один», – Мэрилин Монро.

Столкнувшись с проблемами, ребенок может почувствовать себя одиноким. Если при этом он не будет их решать, они будут накапливаться. К сожалению, нерешенные проблемы со временем могут превратиться в «скелеты в шкафу», которые дадут о себе знать во взрослой жизни. Для ребенка очень важно, чтобы его окружали люди, которые действительно заботятся о его здоровье и которые знают, через что он сейчас проходит. Одно лишь знание того, что он не один, и что другие пережили и справились с похожими проблемами, поможет ему справиться со своими собственными.

3. Верь в себя

Психолог Альфред Бандура писал, что «…вера в собственные силы поможет справиться с любыми ситуациями».

Научите детей верить в себя и свои силы, и это поможет им справиться со стрессовыми ситуациями. Вера в себя положительно влияет на эмоциональное здоровье ребенка. Когда дети знают, на что они способны, им легче пробовать что-то новое, они легче достигают своих целей и развивают свои сильные стороны в большей степени.

4. Не забывайте о прощении

«Прощение – это один из самых лучших подарков, которые вы можете себе сделать», – Майя Энджелоу.

Умение прощать – это настоящий подарок жизни. Очень часто прощение путают с забыванием, хотя это совершенно разные понятия. Прощение учит детей тому, что они не должны носить в себе тяжелый эмоциональный груз. Они могут оставить все обиды в прошлом – там, где они и должны оставаться. Когда ребенок прощает, это значит, что он делает осознанный выбор, который состоит в том, чтобы не разрешать другим людям или каким-то ситуациям обременять его. Если же вы не отпускаете все обиды, хуже от этого становится только вам.

5. Наслаждайтесь сегодняшним днем

«Не волнуйтесь, что сегодня может наступить конец света, в Австралии уже завтра», – Чарльз Шульц.

Ребенок, который постоянно волнуется, пропускает нечто очень важное – сегодняшний день. Есть такие слова: «Остановись на мгновенье и посмотри, как прекрасен этот день». Это высказывание является идеальным примером того, что нужно научить ребенка наслаждаться всеми моментами жизни. Детей нужно научить расслабляться и чувствовать окружающий мир. Если они научатся это делать, то в будущем им легче будет справиться с повседневными стрессовыми ситуациями, и их эмоциональное здоровье будет крепким.

Эти пять советов помогут вам вырастить эмоционально-здорового ребенка. Такие дети смогут наслаждаться детством. Они будут с легкостью справляться с жизненными трудностями. Однако нужно помнить о том, что дети не рождаются с умением преодолевать проблемы. Дети не знают, как складывать паззлы до тех пор, пока вы не покажете им, что нужно делать.

Вы должны научить детей, что все проблемы можно решить, что они не одни; что они должны верить в себя; что они могут прощать, не забывая наслаждаться каждым днем. Это наш долг и обязанность – вырастить детей здоровыми и психологически устойчивыми личностями.

Проблема сохранения эмоционального здоровья детей дошкольного возраста

Дата публикации: 17.03.2017 2017-03-17

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Апряткина Е. Н. Проблема сохранения эмоционального здоровья детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 4-8. — URL https://moluch.ru/archive/145/40614/ (дата обращения: 24.03.2020).

Социально-экономическая и политическая жизнь в России в начале третьего тысячелетия обострила проблемы политического, экономического и социального характера. Наиболее сложной и серьезной является проблема здоровья нации – проблема сохранения и укрепления здоровья человека, воспитание самосохранительного поведения детей и взрослых, формирование отношения общества и государства к здоровью человека как к ценности. В научной среде, а также в выступлениях государственных и общественных деятелей, все чаще звучит мысль о том, что богатство государства составляют человек, личность, индивидуальность, а не только природные ресурсы и материально-культурные ценности страны. Человек, способный приумножать богатство и ценности своей семьи и государства в целом, должен быть, в первую очередь, здоровым. Здоровье, как состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия человека и общества, определяет и обеспечивает жизненную ситуацию «гармонии человека с самим собой и внешним миром», гармонию общества и мира в целом.

В отечественной науке считается традиционным медицинский подход к решению данной проблемы, поэтому, говоря о здоровье, чаще всего, подразумевают физическое здоровье и проблемы физического развития детей, подростков и молодежи, в том числе, детей дошкольного возраста. Дошкольное детство, первые шесть, семь лет жизни – очень короткий отрезок в жизни человека, но эти годы имеют первостепенное значение для полноценного развития личности человека. Именно в этот период закладываются основы физического, психического и духовного здоровья человека, в том числе, и эмоционального здоровья, как неотъемлемой части единого целого. Тем более, что научные исследования в области медицины и психологии доказывают взаимосвязь и взаимозависимость сложных, как позитивных, так и негативных изменений в физиологической, психической и социальной сфере личности человека, как биопсихосоциального существа. «Всякое изменение в нашей физической организации всегда сопровождается чувствами», поэтому «любое телесное заболевание имеет психическую первопричину. Начинать укрепление иммунитета надо с наведения порядка в эмоциональной сфере – психологической предпосылке недуга» [1]. Таким образом, важность и актуальность сохранения эмоционального здоровья дошкольников обусловлена его доминирующим влиянием на здоровье и развитие личности в целом.

Проблемная группа Волгоградского государственного педагогического университета «Актуальные проблемы социальной и психолого-педагогической работы с детьми, подростками и молодежью в условиях современной России» объединяет исследователей – преподавателей вузов и специалистов-практиков, изучающих проблемы в области социальной педагогики, социальной работы и социальной психологии. Основной целью исследований является разработка, апробация и внедрение инновационных социально-педагогических технологий в практику работы с различными половозрастными и социальными группами населения на базе учреждений образования и социальной сферы. В данной статье представлен исследовательский материал по проблеме формирования и сохранения эмоционального здоровья детей дошкольного возраста: теоретико-методологические основы.

Анализ научного знания по данной проблеме показал, что в последние годы проблема сохранения здоровья стала предметом исследования не только медиков, но и психологов, педагогов, социологов, философов. В философских работах раскрывается роль здоровья, значение сохранения здоровья человека для стабильного и поступательного развития страны. Философский аспект ценностных отношений к окружающему миру, включая здоровье человека, раскрывается в работах Анисимова С. Ф., Буевой Л. П., Ерасова Б. С., Зиновьева А. А., Леонтьева Д. А., Митрошенкова О. А., Фромма Э. и др.

В исследовательских работах, посвященных решению проблемы воспитания здорового образа жизни и формирования ценностного отношения человека к своему здоровью в детско-подростковой и молодежной среде, выделяются медико-социальные аспекты и психолого-педагогические основы. Психологический подход к решению проблемы сохранения здоровья основан на теории отношений и представлен в работах И. В. Дубровиной, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др. В последние годы появились фундаментальные работы в области социальной медицины, социальной, специальной и клинической психологии, в которых раскрываются социокультурные и социально-психологические особенности проблемы здоровья как целостного системного феномена (исследования О. С. Васильевой, И. В. Вершининой, Н. Г. Гараняна, О. Г. Григорьевой, И. С. Ларионовой, Г. С. Никифорова, И. М. Новиковой, Ф. Р. Филатова, А. Б. Холмогоровой и многих других). В педагогических исследованиях рассматриваются закономерности процесса становления и развития ценностного отношения к здоровью (работы Е. В. Бондаревской, И. М. Борзенко, И. К.Журавлева, Г. К. Зайцева, В. В. Краевского, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, Т. В. Якиманской). Вопросы влияния семьи на формирование, поддержание и укрепление здоровья всех ее членов представлены в научных социопсихологических исследованиях А. И. Антонова, Е. Б. Бреевой, В. М. Нилова. Роль и влияние семьи на формирование представлений о ЗОЖ и формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста отражено в исследовании Н. Г. Быковой, Л. Г. Касьяновой и др.

Систематизация научных знаний, результаты социологического исследования, изучение и обобщение эмпирических фактов, дает основание утверждать об актуальности сохранения и развития эмоционального здоровья детей дошкольного возраста и, в то же время, о недостаточной изученности данного вопроса, в частности, в педагогической науке. В то же время, мы убедились, что без изучения научных знаний в области социальной медицины, психотерапии и социальной психологии, нельзя выстроить оптимальную и, в то же время, эффективную психолого-педагогическую систему воспитательной работы по сохранению и развитию эмоционального здоровья детей дошкольного возраста. Одной из основополагающих теоретических идей стало утверждение ученых о том, что наиболее патогенной зоной в современной культуре становится эмоциональная сфера [2]. Исследователи приводят доказательства, что основной причиной личностных проблем человека, его физического недомогания и депрессивных состояний часто является «вытеснение негативных чувств» из сознания человека. Надо научить человека не только осознавать страдание и принимать негативные чувства, но и «разрешать себе выражать их» [3]. Данные утверждения, на первый взгляд, нам показались парадоксальными, ведь «все мы родом из детства» и каждого из нас учили сдержанности в проявлении эмоций, особенно так называемых «негативных». Поэтому возникла необходимость изучить методологические подходы и теоретические основы проблемы сохранения здоровья, используя междисциплинарные научные знания.

Проблема «здоровья» сложна и многоаспектна. В настоящее время здоровье приобретает значение глобального социокультурного явления и рассматривается как сложный многомерный системный феномен, отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия, характеристику человеческого существования, форму его жизни.

Анализ научной литературы показывает, что сущность понятия «здоровье» определяется по-разному, с позиций различных научных подходов и в настоящее время насчитывается около «80-ти дефиниций этого понятия» (И. С. Ларионова). Понятие «здоровье» означает «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов» (Всемирная Организация Здравоохранения). Аналогичное комплексное определение понятия «здоровье» представлено в «Толковом словаре психологических и психоаналитических терминов»: «Относительно устойчивое состояние, в котором личность хорошо адаптирована, сохраняет интерес к жизни и достигает самореализации». В исследовательской работе О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатова здоровье определяется как «сложный, многомерный социокультурный феномен, отражающий наиболее значимые биологические, психологические, социальные и духовные аспекты бытия человека в мире». Анализ концепций и моделей здоровья человека, позволил ученым определить, что западные исследователи, «представляющие Health Psychology — специальную психологическую дисциплину, сфокусированную на проблемах здоровья (М. Мюррей, В. Эванс и др.), также определяют понятие «здоровье» как благополучие в самом широком смысле — wellbeing». «Wellbeing — это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот сложный продукт — результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития» [4].

В структуре такого сложного феномена, как здоровье, исследователи выделяют «физическое (биологическое), витальное, духовное (психическое) и социальное» здоровье как ценность на микро и макроуровнях. Здоровье как ценность по физическим параметрам представляет собой значение биологических (соматических) показателей состояния человека для его успешной жизнедеятельности. Витальные характеристики здоровья раскрывают значение его биопсихосоциальных показателей на уровне индивида, без включенности человека в систему общественных отношений. Духовное здоровье как ценность фиксирует значение идеальных феноменов, позволяющих человеку быть полноправным и успешным членом общества. Здоровье как социальная ценность выражает значение социальных связей, места и роли человека в решении социальных задач, степени реализации им общественных интересов, что обеспечивает ему достаточный уровень социальной адаптивности. Мы в своем исследовании выделяем эмоциональное здоровье, как элемент психического здоровья и, следовательно, часть единого целого – феномена здоровья ребенка.

Систематизация междисциплинарных научных знаний в области медицины, психологии, психотерапии, социальной экологии и социальной педагогики по решению проблемы сохранения здоровья позволяет выделить взаимосвязи, взаимовлияние и взаимодополнение каждого из элементов и частей целостного феномена – здоровья. В психологии эмоции представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, отражающих отношения человека. Эти отношения человека к миру и людям могут быть в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, но, в целом, эти отношения – процесс и результат практической деятельности человека. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции, которые включены во все психические процессы и состояния человека. Следовательно, психические и эмоциональные процессы взаимосвязаны между собой и «взаимосвязь психического и эмоционального» проявляется в состоянии здоровья человека. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. В свою очередь, эмоциональное и духовное здоровье связано с физическим здоровьем – также как психика имеет сильное воздействие на организм человека, так его физическое состояние влияет на то, что он чувствует и думает. На психическое самочувствие человека, его эмоциональное состояние оказывают сильное воздействие различные социальные связи, отношения и контакты. Возникающее в эмоциональном контакте чувство близости и доверия позволяет человеку полнее открываться и глубже понимать и осознавать себя. В непосредственном общении, в разговоре с другим человеком, с помощью диалога формируется рефлексия, способность оценивать себя и других людей. Психологи и педагоги утверждают, что без эмоционального доверительного контакта и общения с ребенком невозможна истинная передача нравственных ценностей. Таким образом, эмоциональное здоровье – это неотъемлемая часть психического здоровья, что, в свою очередь, определяет единое целое, то есть неразрывную связь физического, духовного и психического здоровья человека.

Как известно, процесс развития личности человека зависит от условий и влияния внутренних и внешних факторов. Взаимосвязь внутренних (наследственность и неповторимое, индивидуальное, собственное «Я») и внешних (специально организованный целенаправленный воспитательный процесс и ближайшее окружение, жизненная среда) факторов обеспечивает поступательное гармоничное развитие личности человека, как индивида и неповторимой индивидуальности. Отсюда, семья, как ближайшее окружение и жизненная среда, является социальным институтом первичной социализации ребенка. Поэтому, в семье должны, в первую очередь, решаться цели воспитания эмоционального мировосприятия дошкольника, сохранения и развития его физического и психического здоровья, а также формирования стереотипов поведения в обществе и умений общаться с другими людьми. Тем более, что в настоящее время в России, в том числе, в Волгоградском регионе, многие дети не посещают дошкольные учреждения из-за отсутствия мест, и, следовательно, лишены позитивного воздействия специально организованного целенаправленного воспитательного процесса. К сожалению, как показывают данные социологических исследований, а также эмпирические факты, социально-культурные катаклизмы, происходящие в нашей стране, оказали негативное влияние на современную семью. Многие семьи не только не выполняют своих основных функций, но и являются причиной физических и психических заболеваний детей, их страданий, а, иногда, увечий и смерти. Стрессы, связанные с изменением качества жизни и падением уровня финансово-материального благополучия семей в моногородах и провинции, негативным образом влияют на психику, как взрослых, так и детей, подростков и молодежи. Безработица, изменение социального статуса родителей и других взрослых членов семьи, приводят к потере прежних нравственных ориентиров, к нестабильности и социальной напряженности в обществе. С другой стороны, отсутствие жизненной перспективы, новых идеалов являются причиной возникновения и развития социальных девиаций и внутрисемейных конфликтов.

Исследователи проблем современной семьи отмечают негативное изменение таких «семейных устоев, как физическая безопасность личности, эмоционально-положительный домашний фон, беспристрастное, гуманное отношение к подрастающему поколению». В свою очередь, кризис семейных традиций является причиной снижения количества заключаемых браков, нежелательной беременности, в том числе, несовершеннолетних, что приводит к широкому распространению абортов, потере здоровья девочек и женщин, к лишению возможности их будущего счастливого материнства. Увеличение числа разводов, неполных семей, семей с неродными родителями и внебрачных рождений детей приводит к развитию самых страшных негативных явлений в современных семьях – к насилию над детьми. Особенность Российской ситуации состоит в том, что на обсуждение проблем насилия над детьми дошкольного возраста, как и в целом насилия против личности, до недавнего времени было, своего рода, табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным «копаться в грязном белье». Отдельные случаи, которые все же становились достоянием средств массовой информации, трактовались как действия уголовников и маньяков. Лишь теперь общество начинает осознавать масштабы проблемы. Случаи жестокого обращения, сексуального насилия и пренебрежения детьми встречаются все чаще и являются ведущей причиной детского травматизма и детской смертности. Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений, вандализма, делинквентности, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом. «По сей день, невзирая на растущее стремление к гуманизации, люди не только не перестали убивать друг друга, но делают это все с большим размахом и изощренностью» – пишет Л. П. Буева [5].

В таких условиях ребенок не может нормально развиваться и с раннего детства «закладываются» основы для развития психических заболеваний, соматических болезней, что приводит к возникновению и развитию разного рода девиаций. Исследователи А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян, изучая процессы взаимосвязи и взаимовлияния эмоций, культуры человека и общества и психического здоровья, отмечают, что в современной культуре существуют специфические психологические факторы, особые ценности и установки, способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии. «Культ рационального отношения к жизни, негативная установка по отношению к эмоциям, как явлению внутренней жизни человека, находят выражение в современном эталоне непрошибаемого и лишенного эмоций супермена. Запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания, а расплата за это – невозможность их психологической переработки и разрастание физиологического компонента в виде болей и неприятных ощущений различной локализации». Эмоциональную жизнь современного человека определяют две разнонаправленные тенденции. Возрастание частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок из-за: стремительного изменения социальной и физической среды, повышения темпов жизни и ее стоимости, разрушения традиционных семейных структур, социальных и экологических катаклизмов. На это человек реагирует переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния. Вторая тенденция характеризуется негативным отношением к эмоциям, которым приписывается деструктивная, дезорганизующая роль, как в политической, так и в личной жизни отдельного человека. Эта тенденция связана с культом рационального подхода к жизни, ценностью внешнего благополучия и успеха, культом силы и мужественности [2].

Проблема сохранения эмоционального здоровья детей дошкольного возраста стала чрезвычайно актуальной в России. Решение этой проблемы зависит от множества практических вопросов этического, гуманистического, социально-экономического, правого, медицинского и образовательного характера, решить которые можно только совместными усилиями ученых, исследователей и специалистов-практиков. Будущее страны зависит от подрастающего поколения, чтобы нация не вырождалась, а страна процветала, необходимо сохранить здоровье детей. Это цель, которая понятна и близка каждому образованному и воспитанному человеку.

Сохранение эмоционального здоровья дошкольников.
презентация к уроку по теме

Сообщение на тему “Сохранение эмоционального здоровья дошкольников”, понятия, актуальность проблемы, пути решения, опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Сохранение эмоционального здоровья дошкольников.27.17 КБ
Сохранение эмоционального здоровья дошкольников.1.09 МБ

Предварительный просмотр:

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

В. А. Сухомлинский

Сохранение эмоционального здоровья дошкольников.

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре, «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» – эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляет ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека – здоровье. В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира

Как писал Николай Александрович Добролюбов: – «Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественно гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений».

Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости), мы не до конца еще осознаем значение эмоционального здоровья детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.

Мне хотелось бы поговорить о сохранении эмоционального здоровья дошкольников. Почему важно уделять повышенное внимание эмоционально-личностному развитию ребёнка, потому что это является первоосновой всего его психического здоровья. Необходимо уделить внимание развитию умения общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта. В целом, научить детей умению управлять своими эмоциями, умению понимать их.

Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А.В. Запорожец).

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования. Эмоциональная жизнь ребенка начинается в младенчестве. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.

Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они связаны с выражением своих возможностей. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения в ранний период жизни ребенка. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.

Наблюдения показывают, что в игровой и в повседневной деятельности дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, радость, грусть), что является барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении общаться. Часто в поведении детей проявляется агрессия, причем без видимых причин. Ребенок зло выражается, зачастую даже не понимая значения произносимых слов. Это недоразвитие внешних факторов эмоционального развития, особенности социализации ребенка, дефицит общения со взрослыми, бедный игровой и реальный опыт.

Основная направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Основные задачи по развитию и сохранению эмоционального здоровья:

  • Знакомство детей с базовыми эмоциями и чувствами.
  • Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
  • Обучение детей способам выражения эмоций.
  • Обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  • Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
  • Формирование активной позиции родителей в развитии эмоционально здоровой личности, просвещение родителей по данному вопросу (родительские собрания, стендовая информация).
  • Саморазвитие, корректировка своего отношения к работе, детям, работа по сохранению своего эмоционального здоровья.

Работа проводится, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специально организованных занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, изобразительным искусством, музыкой, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других, у них развивается чувство эмпатии.

Поставленные задачи главным образом решаются с помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, этюдов, психомышечной тренировки. (все перечисленные техники, игры, этюды широко представлены в книге «В мире детских эмоций»).

Широко используется приемы арттерапии :

  • Музыкотерапия (звуки природы, музыка для релаксации и т.д.);
  • Сказкотерапия;
  • Изотерапия

ИЗО-деятельность для ребенка не только художественно-эстетическое действо, а возможность выплеснуть свои чувства на бумагу. Уголок ИЗО-творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает ребенку в любое время выразить себя, свои чувства, эмоции, страхи. Воспитатель может понять по цвету, который был выбран для рисунка, как в данный момент на душе у ребенка, – тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно. Рисунки помогают понять нам чувства и эмоции детей.

Есть в нашей группе так же:

  • «Волшебный мешочек», куда мы убираем все свои плохие слова.
  • «Коврик для поднятия настроения» , об который мы вытираем ножки до тех пор, пока не рассмеемся.
  • «Сухой дождик», помогает расслабиться, снять мышечное напряжение, почувствовать приятные ощущения.

В планах также создание уголка уединения, оформленного с учетом возрастных и личностных потребностей дошкольников.

Методы и способы борьбы с гневом, которые уже знают дети: скомкать и разорвать бумагу; побить подушку; потопать ногами; втирать пластилин в картонку, превращая наш гнев, во что-то прекрасное, например, в цветок для мамы.

Развитие эмоциональной сферы, должно проходить в свойственных ребёнку видах деятельности – игре, рисовании, пении и танце. Необходимым условием всех воздействий должно быть – получение радости и удовлетворения от деятельности и результата.

Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции и произвольно проявлять их – задача не только воспитателя, но и родителей и других специалистов. Поэтому мы стараемся привлекать родителей к решению этой проблемы. Оформляется стендовая информация по проблемам развития эмоциональной сферы детей, проводятся совместные развлечения.

Работа с родителями:

  • Родительские собрания, целью которых является просвещение родителей, по вопросу эмоционального развития детей.
  • Проведение совместных досугов, развлечений. Такие формы работы помогают понять детям, что ребенок в детском саду не одинок, что мама и папа включены в эту сторону жизни ребенка.

Ну и конечно же работа над собой, постоянный самоконтроль, все негативное надо оставлять за пределами группы и не переносить свое плохое самочувствие и настроение на детей. Ребенок должен понимать, что ему рады, что его ждали, что интересен он и то, что он говорит и делает.

Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи

Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является определяющим для развития эмоциональной сферы.

  1. «В мире детских эмоций» Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина.
  2. Здоровье дошкольника журнал 2008-2011 «Эмоциональное здоровье дошкольника» с.11
  3. Дошкольное воспитание 12/2007 «Об особенностях развития эмоциональной сферы» с.12
  4. Ребенок в детском саду 5/2005 «Психологическое здоровье старших дошкольников» с.19
  5. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М. ,2001.
  7. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
  8. А.И. Копытин “Основы арттерапии”; СПб, 1999.
  9. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. – 2006. – №4. – С.40-45.
  10. Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. – 2007. – №1. – С.25-30.

Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников»

Инна Бондарева
Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников»

Жизнь без эмоций также невозможна,

как и без ощущений.

Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников?

Эмоциональное здоровье напрямую связано с психическим здоровьем. Здоровая нервная система – залог успешного развития ребенка.

В последние годы, увеличилось число детей имеющих различные нарушения нервно-психического здоровья. Такие дети не могут сосредоточиться на выполнении задания, постоянно отвлекаются, плохо запоминают материал, испытывают трудности в общении с ровесниками и педагогами. Эти дети чрезмерно беспокойны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться. При малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки – всё поведение ребёнка основывается на эмоциях. Встречаются и такие, которым, наоборот свойственна заторможенность деятельности. Они нерешительны, неуверенны в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, всё делают очень медленно, с большим количеством ненужных движений, рассеянны и несобранны.

Почему же так важно сохранять эмоциональное здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос. Столкнувшись непосредственно или наблюдая за знакомыми людьми – последствия психологического дискомфорта для ребёнка –это:

– появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

– переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;

– психологические травмы, полученные в детском возрасте проявляются в зрелом возрасте в виде психологической защиты – Это позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидные наклонности, проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).

Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

Одним из основных условий полноценного развития дошкольника является психологическая защищённость, которая складывается из многих компонентов, но главный из них – осознание ребёнком того, что его любят. Для этого общение родителей должно быть не формальным (по необходимости, а эмоционально насыщенным и приносить радость, как детям, так и родителям.

Уметь слушать ребёнка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознавать, что в диалоге рождаются доверие и понимание. Когда взрослый сам на мгновение становится ребёнком и смотрит на мир его глазами, создаётся ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребёнка, осознаётся её значимость.

Беседуя с ребёнком, родители также должны поделиться с ним собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, ещё неизвестной ему стороны. Ребёнку важно знать, что взрослым важны его переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние в первую очередь должны обеспечить ребёнку любящие его родители.

Представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.

Как научить детей самостоятельно избавляться от сильных отрицательных эмоций. В основе любого навыка саморегуляции лежит умения расслабляться.

1.«Брыкание» – упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит “нет”, увеличивая интенсивность удара.

2. “Способы повышения настроения”. Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому).

3. «Нарисовать плохое настроение (картинку, порвать, скомкать и выкинуть.

Дорогие родители!

Быть отцом или матерью – одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире.

Воспитание – длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Будьте терпеливы. Помните, что воспитание ребенка начинается с рождения и нельзя терять ни минуты.

Помните, что судьба ребенка в ваших руках. Главное – сделать ребенка счастливым!

Что самое главное в воспитании? Как вырастить ребенка эмоционально благополучным? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Но очень важно понимать, что, наверное, самое важное – это безусловная любовь к ребенку.

Оно означает буквально – любовь без всяких условий. Я люблю своего сына или дочь не за хорошее поведение, не за успехи и достижения – не за что-то, а просто потому, что он (она) есть. Он СУЩЕСТВУЕТ! Он единственный и неповторимый человек!

Музыкальное воспитание дошкольников. Консультация для родителей «Музыка и здоровье ребёнка» Консультация для родителей “Музыка и здоровье ребёнка”. Чем раньше начинается музыкальное воспитание ребёнка, тем более эффективно будет.

Консультация для родителей «Питание и здоровье дошкольников» ГККП я/с №1 Консультация для родителей Тема: Питание и здоровье дошкольников. У детей раннего и дошкольного возраста из всех так называемых.

Здоровье

Эмоциональное здоровье дошкольника

Практически все родители много времени и сил уделяют развитию своего ребенка. Однако довольно часто их внимание направлено прежде всего на его интеллектуальное развитие. И, несомненно, интеллектуально развивается, а эмоционально? Нравится ли ребенку все это? Или же ему просто важно, чтобы его хвалили? Получает ли он удовольствие от чтения и счета? Или просто стремится доставить удовольствие взрослым в надежде заслужить их любовь?

Эмоциональная и интеллектуальная линии – две разные линии развития. Даже умный взрослый человек может оставаться на раннем уровне функционирования своих чувств. Развитие обеих обязательно приведет к расцвету и той и другой. Отставание по линии эмоционального развития неизбежно влечет за собой обеднение и интеллектуальных функций.

Факторы, оказывающие влияние на эмоциональное здоровье ребенка:

1. Факторы социально-культурного характера:

· Ускорение темпа жизни;

· Дефицит времени родителей;

· Недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;

· Загруженность родителей и невротизация взрослых;

· Неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь.

2. Социально-экономические факторы:

· Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;

· Ранний выход матери на работу.

3. Социально-психологические факторы:

· Дисгармония в семейных отношениях;

· Дисгармония в семейном воспитании;

· Нарушение детско-родительских отношений.

Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовом состоянии.

Признаки стрессового состояния ребенка

· Трудности с засыпанием, неспокойный сон;

· Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость, или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки т.д.);

· Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;

· Частое проявление упрямства, капризов;

· Дневное или ночное недержание мочи;

· Навязчивые привычки-сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами.

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки-совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.

Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждения, конфликты.

Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безинициативность.

Поплачь, станет легче!

Ты копия своего папочки!

Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями.

Папа у нас замечательный!

Мама у нас умница!

Неумейка! Откуда только у тебя руки растут!

Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.

Попробуй еще раз, и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе.

Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику.

Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.

Я тебя все равно люблю! Но мне очень неприятно-постарайся не поступать так больше.

Займись чем-нибудь, отстань.

Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся.

Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами!

Агрессия, капризы, истерики.

Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег.

1. Васильева Н.Л. Эмоциональное здоровье дошкольника.//Здоровье дошкольника. 2008-2011.

2. Прохорова С.Ю., Хижова Е.Б. Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей//Справочник педагога-психолога. 2012. №3

«Чистота – залог здоровья!», «Мойте руки перед едой!» – знакомые призывы. Но, к сожалению, знать – не значит всегда выполнять… а ведь соблюдение самых элементарных правил гигиены сможет уберечь от множества заболеваний желудочно-кишечного тракта, в число которых входит наиболее опасное – гепатит!

Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которым вы хотите научить своего ребенка.

Как всем нам известно, лучшим средством от микробов является регулярное мытье рук. Научите вашего малыша мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой. Также научите его делать это, если он чихает или кашляет, или после того, как он поиграет с животными. Достаточно всего двадцати секунд, чтобы помыть руки (в том числе и между пальцами) теплой водой и мылом и избавиться от микробов.

Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь.

Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.

Научите вашего ребенка:

· соблюдать правила личной гигиены;

· различать свежие и несвежие продукты;

· осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.

Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в дошкольных учреждениях является применение точечных массажей.

Массаж рук, ушных раковин, головы, лица

Массаж рук – воздействует через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызывает ощущения легкости, радости.

· “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.

· Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.

· Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.

· Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.

Эмоциональное здоровье дошкольника

Практически все родители много времени и сил уделяют развитию своего ребенка. Однако довольно часто их внимание направлено, прежде всего, на его интеллектуальное развитие. Взрослые верят: если ребенок будет много знать и уметь, это позволит ему стать успешным в жизни. Вот почему его определяют в самые разные кружки и секции.

И действительно, ребенок осваивает новые виды деятельности: вот уже считает, читает, что-то по-английски скажет. Несомненно, интеллектуально развивается. А эмоционально? Нравится ли ребенку все это? Или же ему просто важно, чтобы его хвалили? Получает ли он удовольствие от чтения и счета? Или просто стремится доставить удовольствие взрослым в надежде заслужить их любовь?

Поэтому, уважаемые родители, не спешите записывать своего ребенка в десятки разных кружков, развивающих интеллектуальные навыки. Обратите внимание и на его эмоциональное развитие. Хорошо известно: эмоционально благополучный ребенок и учится как бы играючи. Он все легко схватывает и осваивает.

Внутренний мир ребенка

В процессе развития ребенка возможны различные осложнения – или конституциональные нарушения, или конфликты в семье. Проблемы эти имеют видимую причину, поэтому в той или иной степени ребенку может быть оказана медицинская или психологическая помощь. Но есть проблемы, возникновение которых всегда озадачивает взрослых. Вот несколько примеров. Маленькая девочка, горячо любимая и мамой, и папой, хорошо учится в школе, но почему именно она то и дело попадает в опасные ситуации? Случайность? Или первоклассник из благополучной семьи, ребенок с развитым интеллектом не справляется со школьной программой. Ошибка? Суть в том, что в дополнение к внешнему миру у каждого ребенка свой собственный внутренний мир, в котором преломляются события внешней жизни. Современные психологические исследования показывают: поведение человека в социальном контексте не просто следствие воздействующих на него объективных обстоятельств. Внутренний мир человека события внешнего мира окрашивают в ему одному свойственные краски.

Внутренние конфликты развиваются независимо от того, что происходит в окружении. Во внутреннем мире ребенка сосуществуют противоречивые желания и потребности, как, например, желание одновременно быть всегда рядом с мамой – и в то же время абсолютно независимым от нее; злиться на близких – и одновременно любить их; получать удовольствие, играя в луже или с грязью, – и в то же время жаждать одобрения от родителей. Вот почему так необходимо внимание к внутреннему миру ребенка и для понимания возникающих у него эмоциональных проблем, и для их профилактики в процессе воспитания.

Субъективный мир формируется в раннем детстве и неразрывно связан с опытом взаимодействия ребенка со значимыми для него взрослыми. Образы внутреннего мира в основном построены на взаимодействии и неразрывно связаны с опытом бытия – с – другими, т. е. значимыми для него взрослыми. По мере развития взаимоотношения с родителями интернализуются, т. е. становятся неотъемлемой принадлежностью внутреннего мира. И, уже как внутренние образы, продолжают существовать у взрослого, определяют коммуникативный стиль и эмоциональные особенности данного человека.

Возникновение внутреннего мира ребенка в течение развития мы связываем с его способностью выделять свою индивидуальную целостность и из окружающего мира, и из союза «мать – младенец». Именно тогда рождается субъективное «окрашивание» окружающего мира уникальными для индивида красками, т. е. начинается его оформление.

Чтобы создавать свой внутренний мир. Ребенок должен быть готов к этому – должен опознавать свои желания и считать свое мнение значимым и имеющим значение. Эту готовность создают определенные характеристики взаимодействия со значимыми взрослыми. Речь идет о периоде младенчества, когда мать может организовать свое взаимодействие с ребенком по-разному. «Подлинное Я» наделяет человека собственными желаниями и личностными смысла. «Ложное Я» приспосабливается к окружающему миру, заменяя социальным послушанием собственное личностное ядро. Связь между «ложным Я» у взрослых и тонкими различиями материнско-детского взаимодействия возникает в самом начале жизни человека. Оказывается, принципиальное значение здесь имеют не обширные депривации или плохое обращение, а отзыв матери на его потребности.

Что важно для ребенка? Чтобы мать была рядом, когда она нужна. Но столь же важно, чтобы она отступала на задний план, когда в ней нет потребности. Таким образом, создается «поддерживающая среда» – физическое и психическое пространство, внутри которого младенец защищен, не зная о том, что его защищают.

В обычных условиях мать постепенно выходит из состояния отказа от собственной субъективности. Она все больше и больше вспоминает о своих интересах, своих заботах, своем удобстве. Ее реакции на требования младенца становятся чуть более отсроченными. И эта отречённость все более возрастает. Подобные 2 неудачи, 2 матери в 2 преподнесении младенцу мира имеют мощное следствие. Да, это болезненно для него, но это обретение нового, конструктивного опыта.

Осознавая все возрастающее расстояние между желанием и его удовлетворением, младенец постепенно начинает понимать; оказывается, его желания не столь могущественны, как казалось ранее. И желания, и сигналы создают удовлетворение не сами по себе, все происходит с помощью матери. Возникающее понимание весьма значимо: младенец, который для стороннего наблюдателя всегда беспомощен и зависим, впервые начинает чувствовать свою зависимость. Возрастает постепенное понимание того, что мир состоит не только из твоей собственной субъективности, что удовлетворение желаний требует не только их выражения, но также адаптации к внешней реальности. Возникает потребность обретения нового опыта взаимодействия со средой – опыта адаптации. Ребенок учится соотносить свои желания с возможностями и желаниями других, учится компромиссным решениям для достижения собственных целей. Это процесс долгий, длиной в целое детство. Протекает он то с большим, то с меньшим успехом. Однако, начавшись, будет происходить постоянно.

Итак. Предпосылка для развития внутреннего мира младенца – защищенное психическое пространство, предоставленное ему матерью. Внутри этого пространства его Я может, «играя», расширяться и укрепляться. Еще раз подчеркнем, сколь важен период, в котором окружение (мать) позволяет младенцу иметь иллюзию всемогущества. В противном случае. Если с первых же дней поставить ребенка перед фактом: ты живешь в мире, к которому надо приспосабливаться, – преждевременная забота о внешней реальности не позволит развиться собственной субъективности. Ребенок достаточно рано установит связь с внешней реальностью в том случае, если этого потребует от него мать. Если же это происходит досрочно, он всегда устанавливает данную связь ценой отказа от переживания собственных желаний в полном объеме. Личность ребенка будет развиваться, не имея ядра, сердцевины. Подлинное ощущение себя заменится адаптивным послушанием. Из такого ребенка вырастает взрослый с невротическим подавлением своих желаний.

Однако справедливости ради отметим: даже слабая готовность к созданию собственного внутреннего мира все равно проявляется.

Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые способствовали развитию его внутреннего мира, по крайней мере, обращали на это внимание. Процесс этот носит название «отделение – индивидуация».

Читайте также:  Игра и учеба для детей второго года жизни
Ссылка на основную публикацию