Детское портфолио для школы, для детского сада зачем?

Зачем нужно и нужно ли портфолио школьника?

Несмотря на то, что впервые тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году, этот документ все еще вызывает много вопросов, и школы относятся к нему по-разному: где-то родителей и учеников в общем порядке буквально принуждают заводить портфолио, а где-то оставляют свободу выбора.

В большинстве случаев все сводится к банальностям: в нарядную папку складываются краткая биография (или автобиография) ребенка и его похвальные грамоты.

Более продвинутые родители и учителя скачивают готовые бланки из интернета. А не так давно портфолио для школы появились в книжных магазинах, торгующих учебными пособиями. Примерно за 100 рублей можно купить готовый шаблон, и некоторые школы пошли именно по этому пути: родителям сообщают название издательства, фамилию автора, и все ученики создают портфолио одинакового образца.

Однако есть версия портфолио, одобренная Минобрнауки, которую разрабатывала специальная группа экспертов в области образования – «Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы» (документ в целях ознакомления без труда можно по соответствующему запросу найти в сети).

«Российский стандарт мы составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио – это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», – поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта.

Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.

На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа – плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, – говорит Виктор Болотов. – Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».

Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.

Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно – из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», – поясняет Марина Пинская.

Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.

«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», – считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», – объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.

«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе – единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», – уверяет Пименов.

В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», – советует Александр Пименов.

Консультация для родителей «Для чего нужно портфолио дошкольника»

Ольга Ротару
Консультация для родителей «Для чего нужно портфолио дошкольника»

Для чего нужно портфолио дошкольника

Отношение к портфолио у родителей двоякое. Само слово «портфолио» вызывает у родителей некий страх. С одной стороны, многие считают это неоправданной тратой времени и бесполезной затеей.

С другой стороны, родители поддерживает наличие портфолио у детей. Они понимают всю важность составления папки-характеристики. Портфолио нередко оказывает помощь взрослому, работающему с вашим ребенком. Узнав из портфолио, в какие игры любит играть ребенок, какие игрушки ему нравятся, какие поручения он охотнее всего выполняет, педагог сумеет правильно и грамотно выстроить линию поведения с дошкольником, поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.

Получив от воспитателя в качестве домашнего задания подготовить портфолио ребенка, вам придется вспомнить и собрать воедино основные моменты,связанные с жизнью малыша: его предпочтения, хобби, первые творческие работы, фотографии. В дошкольном учреждении портфолио дополнят наиболее удачными рисунками, поделками и на выпускной утренник вы получите папку с достижениями ребенка.

Для чего же и кому нужно это Портфолио, если оно не имеет официальной силы и не требуется для поступления в ВУЗ или другое учебное заведение?

Прежде всего, оно необходимо самому ребёнку, для прослеживания динамики своих достижений. Так же сбор материала для портфолио приобщает ребёнка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своём ребёнке, позволяющий судить о его развитии.

Портфолио может храниться дома, как воспоминания о славном дошкольном периоде. При поступлении в начальную школу вы предоставите портфолио своему первому учителю. Исходя из данных, содержащихся в папке, учитель составит свое представление о ребенке и решит, с кем его лучше посадить, на какие предметы следует обратить внимание — то есть к приходу дошкольника будет готова уже психологическая база для обучения в классе.

Как составить портфолио дошкольника?

Во-первых, требование представить портфолио дошкольника – вовсе не блажь, а новое веяние в системе образования, не лишенное здравого смысла. Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог, учитель) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человек. От того, насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход к вашему малышу, который изберут люди, занимающиеся воспитанием и развитием ребенка. При составлении портфолио нужно исходить из того, что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях. Соответственно, главная задача родителя – постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.

Структура портфолио дошкольника.

Вариантов портфолио существует целое множество, однако все они несущественно отличаются друг от друга.

Перед тем как начать формировать портфолио, определитесь – для чего оно нужно:

для сбора успехов и достижений, которые отражают результаты работы по какому- то направлению (например, в рисовании или спорте).

на долгую память, когда информация собирается за определённый период. В таком портфолио можно увидеть путь развития ребёнка за определённый период времени (например, с рождения до 3-х лет, с рождения и до школы, школьный период и т. д.).

тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моя читающая семья, как я провел лето и т. д. Но какое бы вы портфолионе выбрали существуют:

• Общие данные ребенка. (ФИО, дата рождения, город)

• Содержание портфолио. (на этом листе перечисляются разделы портфолио)

«Познакомьтесь со мной» (фото, можно составить небольшую автобиографию)

«Я расту» (таблица роста и веса)

«Я в детском саду» (фото с праздников и развлечений в д/саду)

«Моя семья» (каждому члену семьи может быть посвящена отдельная страничка, или же можно просто разместить условное генеалогическое древо)

«Вот что я люблю» (хобби ребенка)

«Чем могу помочь» (список поручений, которые можно доверить ребенку)

«Мои любимые книги» (перечисление любимых авторов и произведений)

«Мои путешествия» (фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов)

«Я мечтаю» (фиксируются высказывания ребенка о будущей профессии, доме, учебе)

«Золотые ручки» (в этом разделе содержаться работы детей или фотографии поделок; прописывается дата, тема работы)

«Мои друзья» (фото или рисунки друзей)

• «Мои спортивные достижения «(спортивные награды, фото со спортивных мероприятий, в которых участвовал ребенок)

«Мои награды» (можно включить награды, не вошедшие в другие разделы)

«Скоро в школу!» (например, диплом об окончании детского сада, выпускное фото, медаль выпускника и т. д.)

«Отзывы и пожелания» (открытки и поздравления с Днем рождения, письма, статьи о ребенке в местных газетах, подшивки из детских журналов с фотографиями ребенка как корреспондента или модели и т. д.).

Читайте также:  Творог для детей до 1 года, как сделать домашний творог

«Анкеты» (родителям можно продумать небольшой опросник– анкету и предложить ребенку ответить на вопросы, можно делать это, например, ежегодно).

Хотелось бы сказать о том, что оптимальной обложкой для портфолио дошкольника является папка с кольцами, в которую можно вкладывать страницы в прозрачных файлах, а само портфолио дошкольникаобязательно должно быть красочным: с иллюстрациями и рисунками.

Разумеется, представленная структура портфолио является примерной, поскольку каждый родитель старается уделить особое внимание своему ребёнку. С учётом его индивидуальных способностей подбирают ему кружки и секции, отдают в музыкальные и художественные школы, всячески стараясь развить его способности.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Портфолио дошкольника – это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника – это накопительное портфолио, «книжка обо мне» – так его называют дети.

Конспект информационного дня — консультации для родителей на тему «Портфолио дошкольника. Как сделать ребенку портфолио?» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 555 с углубленным изучением английского языка.

Консультация для родителей «Когда нужно обратиться к учителю-логопеду?» Консультации для родителей. Когда нужно обратиться к учителю-логопеду? В определенный момент неспособность ребенка дошкольного возраста выговаривать.

Консультация для педагогов и родителей «Портфолио дошкольника — с чего начать?» Консультация «Портфолио дошкольника – с чего начать?» Введенное относительно недавно понятие «портфолио ребенка» заняло прочные позиции.

Консультация для родителей «Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека» А знаете ли вы Что бы воспитать Человека, нужно: • Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен.

Консультация для родителей «Что нужно сделать, чтоб адаптация ребенка к образовательному учреждению прошла успешно» Адаптация– это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка образовательное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о мелкой моторике» В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о правах ребёнка» Что нужно знать родителям о правах ребёнка Дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о психологической и интеллектуальной готовности ребенка к школе?» Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о психологической и интеллектуальной готовности ребенка к школе!» Подготовила: воспитатель.

Памятка для родителей «Для чего нужно автокресло?» Уважаемые родители! Для того что бы самый важный пассажир Вашего авто чувствовал себя комфортно, а Вы не беспокоились о его безопасности,.

Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?» “Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?”Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался.

Зачем ученику начальной школы портфолио?

Вы со всей ответственностью и серьезностью отнеслись к подготовке своего малыша к школе и вот ваш ребенок уже первоклассник. Ещё только начались первые школьные дни, и ребенок вам сообщает, что ему теперь нужно портфолио ученика начальной школы. Что ещё за портфолио? – недоумеваете вы. Ведь есть дневник! Не удивляйтесь, уважаемые родители, сегодня во многих школах кроме дневников для оценок требуется ещё и портфолио ученика, и этот документ ведется с самого первого класса. Да только купить портфолио как дневник в магазине нельзя. Его придется делать самостоятельно.

Естественно, ваш малыш не сможет сделать портфолио сам, так как он еще не умеет грамотно писать и читать, поэтому задача создания портфолио первоклассника ложится на плечи родителей. Что же представляет собой портфолио ученика начальной школы и как его правильно сделать?

Термин портфолио не новый, он пришел к нам из эпохи Ренессанса. Портфолио школьника стало модным в школах США в 1980 годах. К нам в Россию практика составления портфолио пришла с задержкой.

Что представляет собой портфолио ученика начальной школы?

Портфолио – альбом, папка или, другими словами, дневник достижений. Портфолио представляет собой личный дневник учащегося, в который он самостоятельно (а в начальной школе с помощью родителей) вносит свои достижения, результаты олимпиад, грамоты и другие творческие успехи.

Зачем ученику нужно портфолио?

На этот вопрос Министерство Образования отвечает следующим образом: «Портфолио необходимо школьнику для повышения самооценки, развития творческого потенциала и индивидуальности ребенка, для развития стремления к самосовершенствованию, для совершенствования навыков самооценки».

Обязательно ли нужно портфолио?

Не все родители согласны с тем, что ребенка начальной школы кроме школьной программы нужно еще нагружать работой по формированию портфолио. Работа по заполнению листов портфолио учеников первого-второго класса – это часто дело родителей, поскольку ребенок ещё не может правильно заполнить папки и не умеет грамотно писать. Некоторые родители признаются, что им приходится «фильтровать» материал, который дети создают для своего портфолио, например, это относится к семье и личной жизни ребенка в целом. Некоторые родители ограничивают время ребенка, проводимое за компьютером при составлении портфолио, поясняя это тем, что не следует раньше времени губить ребенку зрение. Но всё равно, несмотря на некоторые отрицательные моменты, многие родители положительно относятся к ведению такого дневника.

Правильное оформление портфолио ученика начальной школы

Удобнее всего для хранения портфолио использовать большую папку со скоросшивателем. В прозрачные файлы вкладываются листы формата А4 и подшиваются в папку. Такие листы удобно заменить при необходимости или дополнить нужный раздел новой информацией.

План составления портфолио

Классный руководитель ученика предлагает план для составления портфолио (в некоторых школах такой план принимается на педсовете школы). Основные разделы портфолио в любом случае похожи.

Оформление титульного листа

На титульном листе указывают: фамилию, имя и отчество ученика, его класс и школу. Неплохо, если на титульном листе будет фотография ученика.

Раздел портфолио «Мой мир»

В этом разделе можно разместить следующую информацию:

· происхождение и значение моего имени;

· моя семья, мои родственники;

· мой город (село), мой край;

· моё хобби, моё творчество (сочинения, стихи, рисунки);

Раздел портфолио «Учеба»

В этом разделе размещается сводка успеваемости ученика, интересные творческие работы по разным предметам, график роста скорости речи и т.д. Этот раздел фактически дублирует школьный дневник с оценками по предметам.

Раздел портфолио «Мероприятия и экскурсии»

В этом разделе собираются сведения об участии школьника во внеклассных мероприятиях, его отзывы о мероприятиях и экскурсиях.

Раздел «Отзывы и пожелания»

В этом разделе размещаются отзывы учителей о работе и творческой деятельности ученика. Рекомендации и советы педагогов для конкретного ребенка.

Портфолио дошкольника
консультация на тему

Как составить портфолио дошкольника?

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii_dlya_roditeley_po_soderzhaniyu_i_oformleniyu_portfolio_rebyonka_do.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

“РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО РЕБЁНКА ДО.

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.

Портфолио следует рассматривать как эффективный способ накопления и презентации индивидуальных образовательных, творческих и личных достижений его владельца

Зачем нужно портфолио дошкольника?

В отличие от домашнего альбомчика, который делается для того, чтобы было что вспомнить, когда ребенок подрастет, портфолио дошкольника преследует совсем иные цели. Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек. От того, насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход к вашему малышу, который изберут люди, занимающиеся воспитанием и развитием ребенка. Поэтому при составлении портфолио дошкольника нужно руководствоваться несколько другими соображениями, чем при подборе материалов для домашнего архива.

Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах.

“Как сделать ребёнку портфолио”

Количество разделов и рубрик, их содержание определяются индивидуально для каждого случая, и зависит только от Вас. Но если портфолио требуют предоставить в дошкольное учреждение или в школу, то необходимо придерживаться общепринятых правил.

Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

Пример содержания портфолио ребёнка в разных возрастных группах

Страница 1. «Мое имя»

Страницу заполняют родители вместе с ребенком. В домашних условиях они оформляют титульный лист портфолио, включающий в себя: фотографию (по выбору ребенка), дату заполнения, возрастную группу, информацию о родителях ответы ребенка на вопросы взрослого: меня зовут, мама меня называет, папа меня называет, бабушка меня зовет, дедушка меня зовет, в детском саду меня называют.

Страница 2. «Я расту»

Родители оформляют модель ростомера, на котором отмечают рост ребенка, его возраст и дату измерения. Измерение роста должно происходить дома. Хорошо, если родители сообщают ребенку, какой его рост был в момент рождения, после чего вместе с ребенком отметят на модели оба значения. На этой или другой странице родители обводят ладонь ведущей руки ребенка (если уже определена ведущая рука). Можно записать ответы ребенка на вопрос: «Что умеют делать твои руки?».

В последующие годы рост ребенка и размеры его ладони отмечаются на этой же странице, что даст возможность ребенку увидеть происходящие с ними физические изменения.

Страница 3. «Я мальчик или девочка?»

К странице прилагается рабочий лист с изображением видов одежды, причесок и игрушек, характерные для мальчиков и девочек. На странице может быть нарисовано силуэтное изображение мальчика и девочки. Данную страницу целесообразно заполнять после беседы «Кто у нас мальчик, кто у нас девочка». Родители могут записать рассуждения детей по поводу отнесения себя к тому или иному полу.

Страница 4. «Я люблю…»

К странице прилагается рабочий лист с изображением разных видов деятельности, разных продуктов силуэтов или портретов взрослых и детей. Воспитатель в детском саду предлагает дома вместе с родителями вырезать картинки, отражающие предпочтения детей, и наклеить их на страницу «Я люблю…».

Страница 5. «Кто со мной живет»

Родители вместе с ребенком выбирают семейную фотографию, наклеивают её на страницу портфолио и записывают комментарии ребенка об изображенных на фотографии людях: кто это, как зовут.

Страница 6. «С кем я люблю играть»

Страница оформляется после беседы о дружбе и уточнения, с кем именно любит играть ребенок. Если есть возможность, хорошо бы приклеить фотографию друга ребенка или же картинку с играющими детьми, но обязательно подписать имя и фамилию друга.

Страница 7. «Каким я был раньше»

Страницу оформляют родители после рассказа о том, как он выглядел, что умел и чего не умел делать в 1 год (удачно, если рассказ сопровождается фотографиями). Родители вместе с ребенком выбирают его фото в возрасте 1 года, приклеивают на страницу и записывают комментарии ребенка: «Когда мне было 1 год, я умел. сейчас я умею делать…».

Страница 8. «Я хочу…»

Страница оформляется родителями после беседы с ребенком о его желании, выбираются картинки, отражающие эти желания. Картинки наклеиваются ребенком, комментарии записываются взрослым.

Содержание страниц портфолио в средней, старшей, подготовительной к школе группах усложняется в зависимости от развития представлений о себе.

Страница 1. «Моё имя»

  • Меня зовут…
  • Мама меня называет…
  • Папа меня называет…
  • Бабушка меня называет…
  • Дедушка меня называет…
  • В детском саду меня называют…
  • Больше всего мне нравится, когда меня называют…Мое имя значит…

Страница 2. «Как я расту»

Мой рост (родители отмечают рост ребенка на модели ростомера предыдущего года).

Моя ладошка (контур ведущей руки на том же листе, что и в предыдущем году).

Страница 3. «Я мальчик (девочка), потому что…»

Ношу такую одежду, у меня такая прическа, я люблю играть с такими игрушками (ребенок раскрашивает картинки, отображающие одежду, игрушки, прическу).

Страница 4. «Я люблю… (окружающих, пищу, заниматься)»

Раскрашивание ребенком соответствующих картинок.

Страница 5. «Моя семья (имена членов семьи)»

Страница 6. «С кем я люблю играть»

Наклеивание фотографий или картинок, подписывание под ними имен друзей.

Страница 7. «Когда мне было 3 – 4 года (рассматривание страницы прошлого года), я умел…»

Сейчас я умею делать… (раскрашивание картинок).

Страница 1. «Мое имя»

  • Меня зовут…
  • Мама меня называет…
  • Папа меня называет…
  • Бабушка меня зовет…
  • Дедушка меня зовет…
  • В детском саду меня называют…
  • Больше всего мне нравится, когда меня называют…
  • Мое имя значит…
  • История моего имени…

Страница 2. «Как я расту и изменяюсь»

  • Мой рост (родители отмечают рост ребенка на модели ростомера предыдущего года).
  • Моя ладошка (контур ведущей руки на том же листе, что и в предыдущем году)
  • Чему я научился.
  • Что я узнал.

Страница 3. «Я мальчик (девочка), потому что совершаю поступки»

Ребенок раскрашивает соответствующие картинки, взрослый записывает его рассказы.

Страница 4. «Мне интересно (мои увлечения)»

Раскрашивание ребенком соответствующих

Страница 5. «Моя семья (имена, отчества, кем работает родители)»

Фото, картинки, отображающие профессии родители, историю семьи, рисунок герба семьи.

Страница 7. «Когда мне было 4-5 лет, я умел…»

Рассматривание страницы прошлого года, наклеивание фотографий, раскрашивание соответствующих картинок, условных обозначений деятельности, рассказ ребенка, рисунки.

Сейчас я умею делать… (раскрашивание картинок).

Страница 8. «Какие правила я соблюдаю»

Раскрашивание условных обозначений, рисунки ребенка, его рассказ.

Страница 9. «Я не люблю…»

Раскрашивание картинок, создание рисунков, запись взрослым рассказа ребенка.

Страница 10. «Чему я хочу научиться»

Рисунки ребенка, рассказы.

Страница 11. «Моя мечта»

Рисунки ребенка, рассказы.

Подготовительная к школе группа

Страница 1. «Мое имя»

Мама меня называет…

Папа меня называет…

Бабушка меня зовет…

Дедушка меня зовет…

В детском саду меня называют…

Больше всего мне нравится, когда меня называют…

История моего имени…

Страница 2. «Как я расту и изменяюсь»

  • Мой рост (родители отмечают рост ребенка на модели ростомера предыдущего года).
  • Моя ладошка (контур ведущей руки на том же листе, что и в предыдущем году)
  • Чему я научился.
  • Что я узнал.

Страница 3. «Я мальчик (девочка), потому что я (нежный, сильный, отважный, кокетливый и пр.)»

Картинки – раскраски, отображающие личностные качества ребенка.

Страница 4. « Мне интересно (мои увлечения)»

Раскрашивание ребенком соответствующих картинок, рисование подбор и наклеивание фотографий.

Страница 5. Моя семья (имена, отчества родителей, их профессии)»

Фото, рисунок, картинки, отображающие профессии родителей, рисунок – тест, рассказы о профессиях, семейные традиции, генеалогическое древо.

Страница 6. «С кем дружу»

Я дружу с…, потому что…

Фото, рисунок, рассказ.

Страница 7. «Когда мне было 5 – 6 лет, я умел…»

Рассматривание страницы прошлого года, наклеивание фотографий, раскрашивание соответствующих картинок, условных обозначений деятельности, рассказ ребенка, рисунки.

Сейчас я умею… (раскрашивание картинок), я могу научить других…

Страница 8. «Какие правила я соблюдаю»

Раскрашивание условные обозначений, рисунки ребенка, его рассказ.

Страница 9. «Я не люблю…»

Раскрашивание картинок, создание рисунков, запись взрослыми рассказа ребенка.

Страница 10. «Чему я хочу научиться к школе»

Рисунки ребенка, рассказы.

Страница 11. «Моя мечта»

Рисунки ребёнка, рассказы.

1 раздел.«Титульный лист».

В данном разделе зафиксированы:

фамилия, имя, отчество ребенка

дата его рождения

дата поступления и окончания нашего дошкольного учреждения.

«Познакомьтесь со мной». Здесь размещена фотография ребенка, на которого собирается портфолио.

«Обо мне». Содержится информация о значении имени ребенка. Зафиксирована дата его именин.

«Я расту». Располагается таблица с антропометрическими данными за период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В данном разделе можно зафиксировать изменение роста и веса ребенка с самого рождения.

«Портрет моего ребенка». Этот раздел заполняется родителями (рассказ о своем ребенке).

«Моя семья». Здесь размещается семейная фотография. Дети рисуют (по возможности) своих родителей. Те дети, которые овладели навыками речевого высказывания, могут составить описательный рассказ своей семьи, который записывается.

«Мне интересно». По личным наблюдениям родители записывают изменения увлечений ребенка от года к году. В данном разделе хорошо просматривается путь развития ребенка как личности.

«Мое творчество». В этот раздел помещаются работы ребенка по художественной деятельности. Все работы разделены на несколько лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

«Мои поделки». Здесь размещаются фотографии объемных работ из пластилина и картона, коллективных работ и поделок, сделанных совместно с родителями.

«Прыг-скок». В данный раздел помещаются награды за спортивные достижения и фотографии со спортивных праздников.

«Я в деском саду». Вкладывается лист с распорядком дня ребенка в детском саду, от момента когда ребенка привели в группу, до того как его забрали домой. Далее располагаются:

  • фотографии с праздников ( «Осень в гости к нам пришла», Новый год», «23 февраля», «День победы»,«8 марта», «Мой День Рождения» и т.д.);
  • фотографии в режимные моменты («Я играю», «Я гуляю», «Спорт, спорт, спорт», «Я учусь», «Баю-бай»).

«Награда для героя». Награды («Самому аккуратному», «Самой стильной», «Самому вежливому» и т.д.), грамоты за участие в различных творческих конкурсах.

«Скоро в школу». Этот раздел заполняется в тот момент, когда ребенок начинает посещать подготовительные занятия к школе и целенаправленно готовится дома к началу обучения. Сюда вкладывается тетрадки, с которыми ребенок ходил на подготовительные занятия. Так же здесь располагаются поздравительные открытки с добрыми пожеланиями хорошей учебы от педагогического состава детского садика.

«Мои воспитатели». Записаны ФИО педагогов, работавших с ребенком.

«Содержание». Заполняется в самый последний момент, так как структура портфолио может изменяться, в связи с новоприобретенными навыками, умениями и интересами ребенка.

Бывает разделов недостаточно, либо они не подходят ребенку по тематике, тогда следует дополнить количество разделов или заменить их качественно. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка.

Для сбора портфолио потребуется папка, лучше всего архивная. Благодаря жесткой обложке и надежному механизму крепления вкладышей, она не сильно истреплется во время использования. Рекомендуем приобрести папку с красочной, нарядной обложкой. Сейчас есть возможность купить в магазинах многотомные архивные папки. Они оформлены в едином стиле, не слишком толстые (а значит, в наполненном состоянии будут не слишком тяжелые). Корешки этих папок, поставленные в ряд, образуют единый рисунок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы портала “Солнышко”. .

Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии “ребенок – родители”. А.

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго.

Методические рекомендации по созданию портфолио дошкольника.

Портфолио дошкольника: особенности, цель, структура, рекомендации. Отдельным файлом образец титульных листов к каждому разделу, временный, пока не найдете найболее подходящий вариант оформления. На за.

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКАПортфолио дошкольника – это, прежде всего, копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережи.

ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ ДЕЛАТЬ ПОРТФОЛИО?

С походом в детский сад у малыша начинается новый, еще более яркий период его жизни, полный впечатлений, новых умений и достижений. Чтобы запечатлеть все интересные события, родителям стоит не полениться и создать портфолио ребенка для детского сада.
Наверняка многие взрослые посчитают не нужным создание личного портфолио для детей в столь юном возрасте. И, действительно, стоит признать, что в некотором смысле это очередная дань моде, веяние современности так сказать.
Некоторые сочтут, что в портфолио нуждаются исключительно творческие личности (дизайнеры, художники, модели и др.). На самом же деле, оно необходимо каждому, кто постоянно к чему-то стремится и всячески развивается.

С помощью портфолио можно фиксировать самые разные детские успехи:

-диагностировать умственные и физические достижения дошкольника;

-поддерживать его мотивацию к определенному роду занятий;

-отображать отношения с детьми, воспитателями, родственниками.

Через некоторый промежуток времени появится возможность более детально проанализировать все достижения своего чада и сделать заключение о развитии, склонностях и даже характере ребенка. Сразу станет ясным, что для малыша вызывает некоторые сложности, а что, наоборот, дается ему легко и вызывает интерес. На основании портфолио можно будет судить даже о темпераменте ребенка.

Вся эта информация будет полезной не только родителям, но и первому школьному учителю крохи. Преподаватель уже будет знать о способностях вашего малыша, его особенностях и без труда наладит добрые, доверительные отношения с новоиспеченным первоклашкой и поможет раскрыть ему весь свой творческий и умственный потенциал.

Портфолио для детского сада должно быть интересным не только для родителей, но в первую очередь для детей. Они должны непосредственно участвовать в создании такого альбома. Для этого в портфолио стоит отвести страницы под рисунки или другие виды творчества для ребенка.

Как сделать портфолио ребенка?

По сути, детсадовское портфолио ребенка является первой в его жизни «книгой успехов, достижений и важных открытий». Это предмет гордости малыша и родителей. Портфолио должно стимулировать ребенка к постановке новых наивысших целей и их достижению. Все это способствует формированию волевой личности и развитию таких черт характера, как целеустремленность, коммуникабельность, напористость и трудолюбие. Поэтому так важно, чтобы создание портфолио стало общим семейным делом для родителей и их деток.

Как должно выглядеть портфолио дошкольника? Конечно же, красочно и привлекательно. К счастью, единых правил оформления применительно к детскому портфолио не существует. Пожалуй, главным требованием станет позитивный настрой, творческий подход и максимум фантазии.

Для создания портфолио понадобится папка вкладыш с перфорацией любого подходящего формата. Детям больше понравится, если страницы будут яркие и цветные, можно использовать также раскраски. Нужно учесть, что портфолио для ребенка невозможно создать за несколько часов, процесс может растянуться года на три, пока не подойдет время выпускного в детском саду. За это время количество навыков у детей заметно возрастет. Поэтому под некоторые разделы нужно выделить побольше свободного места (рисунки, хобби, домашние обязанности, навыки самообслуживания и пр.).

Определитесь с разделами портфолио, например:

1.Привет, это я (краткая информация о ребенке)

2.Познакомьтесь, моя семья

7.Мамин и папин помощник (помощница)

10.Мои успехи за год

Это лишь примерный перечень, количество разделов может быть любым (но чем больше, тем интереснее).

Особое внимание стоит уделить обложке и первой странице — подберите удачный цветовой фон, напишите красивыми буквами имя и фамилию ребенка, город проживания, название и номер посещаемого детского сада. На первой странице разместите большое фото с изображением вашего малыша. Фотография должна быть качественной, цветной, а ребенок на ней – опрятным и в хорошем настроении. Очень важно, чтобы малыш сам был доволен собой на этом фото.

В краткой информации о ребенке укажите дату и место его рождения, знак зодиака, напишите коротко гороскопическую справку для малыша, дни именин по православному календарю и прочие интересные обстоятельства, связанные с появлением крохи на свет. Нет четких указаний по структуре портфолио, главное чтобы оно радовало ребенка, удовлетворяло родителей и отображало все аспекты жизни дошкольника.

Полезные советы при создании портфолио для малыша

На обложке выделите имя и фамилию малыша так, чтобы они не сливались с общим фоном и не уходили на второй план.

Для более красочного портфолио украшайте его страницы изображениями любимых ребенком героев и персонажей из мультфильмов и сказок.

Старайтесь не расписывать слишком подробно значимые события в жизни ребенка, лучше используйте как можно большее количество фотографий, иллюстрирующих данные рассказы.

Выделите раздел под показатели физического развития крохи (вес, рост) и рисуйте графики. Не забывайте разбавлять страницы забавными картинками, комментариями и фото. В разделе о семье нарисуйте генеалогическое дерево и украсьте его фото предков и членов семьи.

Активно заполняйте разделы с навыками и умениями малыша, его увлечениями и полезными занятиями (кружки, секции и т. д.).

Отражайте в портфолио все (даже незначительные) достижения, не забывайте и о выступлениях на утренниках. Это будет помогать ребенку в дальнейшем развитии своих способностей и талантов.

Ну а если уж с фантазией и свободным временем совсем туго, можно заказать портфолио через интернет.

И не забывайте: наши детки в скором времени станут взрослыми людьми. То, что сегодня кажется нам привычным и обыденным, когда-то будет лишь приятным воспоминанием. Создавая портфолио для ребенка, вы оставляете добрую память на долгие годы не только вашим детям и себе лично, но и своим будущим внукам, а возможно и правнукам! Это может стать хорошей семейной традицией, а за детсадовским портфолио, возможно, последуют школьное, студенческое и профессиональное портфолио.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Портфолио дошкольника

Внимание! В статье приведен пример портфолио.

Портфолио дошкольника — это папка, в которой «собраны» таланты, успехи, предпочтения ребенка. Портфолио все чаще требуют в дошкольном учреждении. Дети, не посещающие ДОУ, так или иначе становятся героями портфолио — в популярной серии фотоальбомов «Я родился, я расту».

Для чего нужно портфолио дошкольника

Отношение к портфолио у родителей двоякое. С одной стороны, многие считают это неоправданной тратой времени и бесполезной затеей: мол, если плохое портфолио у дошкольника, то что, его исключат из сада или не примут в школу? Противники портфолио аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад должен заниматься воспитанием ребенка, вне зависимости от его статуса, благосостояния или эпистолярных умений родителей, а здесь получается какое-то бумажкотворчество.

Другой лагерь поддерживает наличие портфолио у детей. Родители понимают всю важность составления папки-характеристики. Портфолио нередко требуют в помощь воспитателям. Узнав из портфолио, в какие игры любит играть ребенок, какие игрушки ему нравятся, какие поручения он охотнее всего выполняет, педагог сумеет правильно и грамотно выстроить линию поведения с дошкольником, поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.

Получив от воспитателя в качестве домашнего задания подготовить портфолио дошкольника, вам придется вспомнить и собрать воедино основные моменты, связанные с жизнью малыша: его предпочтения, хобби, первые творческие работы, фотографии. В садике портфолио дополнят наиболее удачными рисунками и поделками и на выпускной утренник вы получите обратно папку с достижениями ребенка.

Портфолио может храниться дома, как воспоминания о славном дошкольном периоде. Портфолио могут попросить принести в начальную школу. Исходя из данных, содержащихся в папке, учителя составят свое представление о ребенке и решат, с кем его лучше посадить, на какие предметы следует обратить внимание — то есть к приходу малыша будет готова уже психологическая база для обучения в классе.

Что включают в портфолио дошкольника

Портфолио отражает основные показатели ребенка:

  • физические (рост, вес и другие),
  • навыки (диапазон умений ребенка),
  • жизненные (путешествия, хобби и прочее).

Вариантов портфолио существует целое множество, однако все они несущественно отличаются друг от друга. Как правило, в саду говорят, какие разделы обязательно должны присутствовать в папке. Часть страниц разрешается отдать под разделы по желанию.

В магазинах продаются уже готовые шаблоны, в которых приведены сопроводительные картинки, даны названия разделов.

Однако все больше родителей предпочитает подготовить портфолио самостоятельно. Мамы-умельцы ухитряются включать элементы скрап-букинга и навыки работы в фотошопе и превращают папку в настоящий шедевр.

Обязательные страницы в портфолио:

  • Общие данные ребенка (ФИО, дата рождения, город).
  • Содержание портфолио (на этом листе перечисляются разделы портфолио).
  • Познакомьтесь со мной (биография малыша).
  • Я расту (таблица роста и веса).
  • Фото из детского сада.
  • Моя семья (каждому члену семьи может быть посвящена отдельная страничка, или же можно просто разместить условное генеалогическое древо).
  • Вот что я люблю (хобби ребенка).
  • Чем могу помочь (список поручений, которые можно доверить ребенку).
  • Мои любимые книги (перечисление любимых авторов и произведений).
  • Мои путешествия (фото с путешествий).
  • Я мечтаю (фиксируются высказывания ребенка о будущей профессии, доме, учебе).
  • Золотые ручки (фото поделок).
  • Мои друзья.

Дополнительные страницы могут быть сезонными: например, рассказывать о том, как ребенок провел зиму и прочее; или включать в себя грамоты, полученные на различных соревнованиях.

Портфолио может быть интересно оформлено в виде разноцветной книги, в которой на фоне страниц изображены любимые мультяшные герои ребенка, к примеру.

Отдельные разделы портфолио

Родители и педагоги должны в первую очередь понимать, для чего создается портфолио ребенка. Исходя из этого, выбираются те или иные темы разделов. Приведем некоторые примеры.

Портфолио дошкольника, автор — И. Руденко

Этот вид портфолио больше ориентирован на родителей. С его помощью родители получают ответы на волнующие их вопросы, касающиеся ребенка.

В разделе «Портрет моего ребенка» взрослые пишут сочинения о малыше.

Раздел «Посоветуйте мне» заполняется воспитателями и педагогами, работающими в детском саду.

Страница «Спрашивайте, родители» предназначена для того, чтобы взрослые могли обратиться к педагогам напрямую и сформулировать вопросы.

Портфолио дошкольника, авторы — В. Дмитриева, Е. Егорова

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио, которая отражает комплексный подход к воспитанию ребенка. Папку заполняют и родители, и педагоги, и сам ребенок.

Раздел «Информация родителей» включает в себя сведения о ребенке, которые вносятся родителями.

Раздел «Информация педагогов» посвящен наблюдению педагогов за ребенком во время пребывания в детском саду.

Раздел «Информация ребенка о себе» — это по сути рассказ от первого лица. Дошкольник делится своими мечтами, рассказами про друзей, играми, которые сам придумал, рисунками, планами на будущее.

Портфолио дошкольника, автор — Л. Адаменко

Л. Адаменко делит портфолио на несколько блоков, к заполнению которых подключаются друзья, педагоги из дополнительных кружков, посещаемых ребенком, психологи.

Раздел «Какой ребенок хороший» включает в себя сочинение родителей, размышления воспитателей, ответы друзей, «корзину пожеланий» (благодарности ребенку за конкретные поступки и за определенные черты его характера, например, за щедрость и доброту), благодарственные письма родителям за воспитание такого хорошего ребенка.

Раздел «Какой ребенок умелый» посвящен навыкам ребенка. Помимо рассказов воспитателей, педагогов, друзей, вклеиваются различные грамоты.

Раздел «Какой ребенок успешный» раскрывает дошкольника с творческой стороны благодаря рисункам, аппликациям, информации про реализованные в дошкольном учреждении проекты, грамоты.

Автор статьи — Даниленко Мария. Благодарим за предоставленные фото Ирину Граб.

Ссылка на основную публикацию