День в садике для плохослышащих и глухих детей

Как обучать детей с нарушениями слуха

елена юрьева
Как обучать детей с нарушениями слуха

Меня зовут Юрьева Елена Евгеньевна, я педагог –психолог МБДОУ № 229.

Наше муниципальное образовательное учреждение детский сад № 229 насчитывает 470 воспитанников. Среди них есть дети, которые относятся к категории детей с ОВЗ:

2 группы детей с нарушениями слуха (дети-инвалиды, (17 человек, группы интернатного типа, разновозрастные, с2 до 7 лет)

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Для педагогического коллектива очень важно выстраивать систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (сурдопедагог, педагог- психолог, музыкальный руководитель, педагог).Он включает в себя:

• Создание предметно-развивающей среды;

• Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития.

• Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим сформирована чёткая система работы.Она включает в себя четыре основных направления:

I. Обучение, воспитание, развитие.

II. Коррекцию нарушенных функций.

III. Оздоровительно-восстановительные мероприятия.

IV. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Ни для кого не секрет, что утрата нормальной функции того или иного анализатора (в данном случае слухового)в детстве нарушает нормальный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям,т. е к возникновению отклонений и недостатков, являющихся следствием нарушенного развития. Поэтому, у ребёнка с дефектом того или иного анализатора следует различать первичный недостаток, возникший под воздействием какого-либо влияния, и вторичные, которые имеют своей причиной нарушения, возникшие в общем ходе детского развития под влиянием первичного дефекта.

При полном выпадении анализатора отдельные зависящие от него психические функции (речь) могут совсем не развиваться, если нарушение возникает внутриутробно или в самом раннем возрасте. При рановозникшем частичном нарушении анализатора зависящие от него психические функции могут при определённых условиях развиваться, но с запозданием и чаще всего неполноценно.

Для правильной организации коррекционно-развивающей работы таких детейважное место отведено классификации:

-глухие без речи (ранооглохшие);

-глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

Обучение происходит по общей образовательной программе (ФГОС) «От рождения до школы», под редакцией Вераксы. Но специализированные программы для слабослышащих, глухих дошкольников никто не отменял.

1. Программа «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц

2. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц

3. Программа «Общение», под редакцией Э. И. Леонгард

Потому что программа обучения и воспитания детей с нар-ми слуха содержит прежде всего разделы по физическому, эстетическому,нравственному,сенсорному, умственному и трудовому воспитанию.

Вместе с тем наше ДОУ огромную коррекционную работу проводит с каждым ребёнком, чтобы максимально компенсировать недостатки и отклонения в развитии детей. В своей работе мы опираемся на возрастные психофизиологические особенности и возможности детей.

Уровень развития речи зависит от степени поражения слуха, времени его нарушения,условий воспитания, индив-х особенностей. Речь бедна по словарному составу, искажена,нечленораздельна, косноязычна, аграмматична. Из-за этого нарушается естественное общение этих детей с окружающими. Они не участвуют в общих играх,не воспринимают детских передач по радио,не слушают и не понимают рассказы и сказки без дополнительного объяснения, не могут осмыслить и обобщить окружающие явления и отношения людей не только на уровне своих слышащих ровесников, но и даже на уровне слышащих детей младшего возраста. Всё это влияет на эффективность мыслительных процессов,приобретение знаний и умений, усвоение моральных норм и формирование нравственных представлений.

Возвращаясь к вышеизложенному, поговорим о компонентах, необходимых для общения речью. Современные СА/КИ обеспечивают ребёнку возможность слышать тихие звуки. Слышать речь- не значит её понимать. СА/КИ заменяют только плохо работающее ухо. Поэтому, чтобы ребенок с СА/КИ мог общаться речью, т. е понимать речь и говорить,ему необходимо развивать:

1. Научиться анализировать речь и др. звуки, а в его памяти должны накопиться образы разных звуков и слов

2. Овладеть системой родного языка- знать значения слов (словарь, правила изменения и соединения слов в предложении (грамматика)

3. Научиться произносить разные звуки речи,соединять их в слова

4. Научиться общаться с др. людьми с помощью речи. Это важно, т. к дети с нар-ми слуха в повседневной жизни почти не говорят, хотя знают и произносят слова на занятиях

Сначала развивается способность анализировать речь как звуки. Постепеннно появляется потребность в общении, необходимости для говорения (т. е управление своим голосом, голосообразование) и способность произносить звуки речи, которые он слышит (звукопроизношение). Наиболее важны первые 2 г. жизни малышей, когда активно формируется мозг, особенно речевые и слуховые центры. Ребенок плохо слышит, центры не развиваются пока ребенка не слухопротезировали.

Ребёнок с нормальным слухом, до того как он научается говорить, общается с окружающими с помощью взглядов, голоса, мимики, движений тела и естественных жестов. Всё это предречевые средства общения. Но для их развития необходимо слышать речь взрослого, поэтому у малышей с нарушенным слухом эти навыки общения развиваются плохо. Дети не смотрят на лицо взрослого, не подражают его действиям, не стараются понять, что взрослый от них хочет, не соблюдают очередности при общении.

Детям с нарушенным слухом сложнее научиться общаться с окружающими потому, что у многих из них из-за патологии нервной системы повышенная возбудимость и нарушено внимание. Ребенка трудно чему-либо научить, пока у него нет предречевых навыков общения,поэтому с самого начала нужно у малыша развивать:

У ребенка с нарушенным слухом, который постоянно носит СА или КИ, так же как у ребенка с нормальным слухом, процесс обучения слушанию и речи является активным- это не столько обучение, сколько научение, т. е сначала нужно научить обучаться.

Обучение происходит на тактильной основе, пространство общения отличается спецификой

Маленький ребенок быстрее усваивает то, что вызывает у него интерес, и для него самой естественной и эффективной формой обучения является игра.

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

1. При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка

2. Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»);

3. Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребёнка на один предмет или действие;

4. Следуйте за направлением внимания ребёнка;

5. Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка;

6. Комментируйте все свои действия и действия ребёнка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша;

7. Обязательно оставляйте паузу между своими фразами, давая ребёнку возможность ответить вам;

8. Часто задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка;

9. Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним;

10. Моделируйте жесты, действия, мимику, слова, звуки, которым вы хотите научить малыша;

11. Подражайте мимике, жестам, действиям ребёнка, а также поощряйте подражание ребёнком вашим действиям или жестам;

12. Подражайте звукам, произносимым ребёнком (до 2 лет) ;

13. Создавайте привычные для ребенка ситуации и повторяйте действия;

14. В процессе обучения используйте ситуации, удивляющие ребёнка;

15. Используйте при обучении случайные ситуации;

16. Всгда хвалите и поощряйте ребёнка за его действия, которые вы от него ждёте;

17. При общении говорите короткими фразами с четкой артикуляцией в чуть более медленном темпе, выделяя ключевые слова интонацией;

18. Сопровождайте речь выразительной мимикой и естественными жестами, чтобы усилить эмоциональное воздействие на малыша;

19. Во время занятия с малышом правильно организуйте окружающее пространство;

20. Занятия лучше проводить в утреннее время.

Хотелось бы отметить, что проводимая в учреждении работа достаточно эффективна и имеет значительный социальный эффект. Все воспитанники дошкольных групп компенсирующей направленности (для детей с нарушениями слуха, оказываются хорошо подготовленными к школьному обучению. Учитывая степень и характер нарушения слуховой функции, структуру нарушения, время пребывания ребенка в ДОУ, дети обучаются в разных учреждениях и по различным программам.

Основная масса выпускников продолжает свое обучение в общеобразовательных школах города.

Список детских садов

Последние статьи

Из всех существующих типов детских садов – государственный, ведомственный, специализированный или частный, только специализированный предназначен для детей с выявленными серьёзными нарушениями здоровья.

Читайте также:  Учим детей рисовать. Как научить ребенка рисовать

Если вы решили, что вашему ребёнку нужен специальный уход и особые условия, для приёма в такой садик необходимо:

Получить направление от врача

Прийти в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с ребёнком и направлением от врача, получить положительное заключение о целесообразности посещения ребенком специализированного детского сада.

Прийти к заведующей выбранного специализированного детского сада и оформить договор.

Очевидные преимущества детских садов компенсирующего вида:

маленькие группы (7 – 15 человек) и внимание воспитателей;

специализированные условия (развивающие игры и занятия по типу существующей проблемы).

Возможные минусы посещения специализированных садов:

географическая удалённость (такие сады редко расположены в шаговой доступности от дома);

определённая степень изоляции от «слышащего» общества, которую становится труднее преодолевать по мере роста и взросления ребенка.

Список специализированных детских садов для детей с нарушениями слуха в Москве:

Государственное образовательное учреждение детский сад 154 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
127474, г. Москва, ул. Дубнинская, д.33
тел.(495) 480-15-66
директор Федорова Ольга Валентиновна

Государственное образовательное учреждение детский сад 232 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
117036, г. Москва, пр-т 60-летия Октября, д.16, корп. 6
тел.(495) 126-64-00
директор Антоненко Любовь Федоровна

Государственное образовательное учреждение детский сад 283 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
105484, г. Москва, ул. 13-ая Парковая, д.30
тел.(495) 468-54-28
директор Мурзанова Альбина Ивановна

Государственное образовательное учреждение детский сад 549 для детей с нарушением слуха
117393, г. Москва, ул. Пилюгина, д.14-Б
тел.(495) 936-30-23
директор Михайлова Галина Юрьевна

Государственное образовательное учреждение детский сад 669 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
119571, г. Москва, Ленинский пр-т, д.156, корп.2
тел.(495) 445-30-45
директор Щеглова Ирина Владимировна

Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад 1635 1 и 2 вида для детей с нарушением слуха (для глухих и слабослышащих)
119571, г. Москва, Ленинский пр-т, д.156, корп.1
тел.(495) 433-31-33, 434-11-20
директор Плахова Татьяна Витальевна

Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 101 1 и 2 вида (дошкольное отделение) – для глухих и слабослышащих
182592, г. Москва, ул. Маршала Катукова, д.14, корп.2
тел.(495) 750-43-52
директор Муравьева Галина Владимировна

Государственное образовательное учреждение детский сад УВК 1851 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
119311, г. Москва, ул. Крупской, д.12-б
тел.(495) 131-85-90, 930-03-02
директор Немтырева Лидия Александровна

Государственное образовательное учреждение детский сад 1860 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
107076, г. Москва, ул. Олений вал, д.22
тел.(495) 964-45-65
директор Махмудова Светлана Леонидовна

Список специализированных детских садов для детей с нарушениями слуха в Санкт-Петербурге:

Государственное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Кудесница» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников
197022, г.С.-Петербург, 1-ая Березовая аллея, д.5
тел.(812) 234-42-88, тел/факс 234-54-06
директор Воробьева Татьяна Викторовна

Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детский сад 8
195298, г. С.-Петербург, ул. Ленская, д.16, корп.А
тел/факс (812) 521-00-36
директор Шевченко Любовь Васильевна

Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детского сада 27 “Надежда”
196191, г. С.-Петербург, ул. Варшавская, д.47, к.3
тел/факс (812) 374-09-42
директор Столярова Надежда Владимировна

Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детского сада 37
194214, г. С.-Петербург, ул. М.Тореза, д.104, корп.2
тел/факс (812) 553-87-09
директор Шарапова Галина Николаевна

Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детского сада 60
193079, г. С.-Петербург, ул. Новоселов, д.25
тел/факс (812) 446-18-56
директор Гусева Лариса Сергеевна

Ясли-сад 67
192071, г. С.-Петербург, ул. Будапештская, 40/3

Детки с нарушением слуха

Глухой или слабослышащий ребенок – большая ответственность для родителей. Тяжело осознавать, что твой малыш будет лишен возможности воспринимать богатый мир звуков. Кроме того, понятно, что такой дефект может привести к проблемам с общением, а значит, и социализации ребенка. Однако в силах родителей помочь ему адаптироваться к окружающему миру и найти свое место в жизни. Рассмотрим, какие существуют методы воспитания и обучения глухих детей. Особенности глухого ребенка Слух можно потерять в разном возрасте. Иногда малыш рождается глухим. Если нарушение слуха произошло до того, как ребенок овладел речью, он не сможет самостоятельно научиться разговаривать. В случае если малыш потерял слух, уже умея разговаривать, велика вероятность, что постепенно его речь будет утрачиваться. Однако специалисты утверждают, что каким бы тяжелым не было поражение слуха, при создании специальных условий глухих детей можно обучить речи, а также дать им возможность слышать. В первую очередь необходимо как можно раньше диагностировать у малыша проблемы со слухом, желательно до 12 месяцев жизни. Для этого не следует пренебрегать профилактическим осмотром у ЛОР-врача. Кроме того, если у родителей возникают малейшие подозрения по этому поводу, они должны срочного показать ребенка доктору. Одним из эффективных способов решения диагностированной проблемы является слухопротезирование. Причем желательно не экономить, и приобрести два слуховых аппарата, для каждого ушка. Глухие и слабослышащие дети должны носить такие приспособления постоянно. Благодаря им у ребенка сможет развиваться слуховое восприятие и устная речь. Речь глухого ребенка Существует прямая зависимость состояния речи малыша от степени снижения слуха. Незначительное понижение слуха приводит к небольшим отклонениям в развитии речи. Чем хуже слышит ребенок, тем больше у него нарушений в фонетической, грамматической и лексической характеристиках речи. Полностью глухие дети не могут разговаривать, т. е. являются глухонемыми. Они могут овладеть речью только после специального обучения, которое проводится сурдопедагогом в коррекционных учреждениях. Посещение таких школ важно и для процесса воспитания глухого ребенка – он может встречаться и общаться со сверстниками, что очень важно для его развития. Для глухих и слабослышащих детей необходимы разные условия формирования речи. Данный процесс у неслышащих детей основан на использовании всех сохранных анализаторов в условиях постоянного специального обучения. На занятиях с глухими детьми сурдопедагог показывает, как должен работать их речевой аппарат для формирования речи и контролирует правильность ее звучания. Одновременно с этим учитель обучает неслышащих письменной и дактильной (вспомогательная система жестового языка) речи. Таким образом, глухие дети осваивают устную, письменную и устно-дактильную речь. Развитие речи слабослышащего ребенка довольно успешно проходит с применением слухового аппарата. Имея возможность хотя бы минимально воспринимать речь, он способен самостоятельно приобретать некоторый запас слов. Многие его слова искажены, фонетически неправильны, но с помощью специальной коррекции удается со временем добиться практически нормальной речи глухого ребенка. Воспитание и обучение глухих детей На сегодняшний день существует много методик обучения и воспитания глухого ребенка. Традиционно различают два основных метода обучения таких детей – жестовый и чистый устный. Жестовый метод предполагает обучение на основе таких способов: Жестовый язык, когда определенный жест означает какое-то слово; Дактилология – пальцевая азбука, в которой каждая буква алфавита соответствует определенному знаку пальцами. При помощи чистого устного метода глухого учат общаться, применяя только устную и письменную речь, при этом абсолютно избегая языка жестов. Большинство методик обучения глухих детей учитывает психофизические особенности развития и характер речи глухого ребенка, а также необходимость раннего обучения и формирование речевой среды. Наиболее популярными методиками обучения и воспитания глухого ребенка являются: Методика для детских садов компенсирующего вида. Этот способ применяется в большинстве специализированных детских садов России. В маленькие группы по 5-6 человек набираются глухие и слабослышащие малыши в возрасте 1,5-2 года. В течение недели дети находятся в таком учреждении, где с ними занимаются сурдопедагоги и другие специалисты, обучая дактильной и письменной речи. Методика Э. И. Леонгард. Ее отличительная особенность – активное участие семьи в обучении и воспитании глухих детей. При этом ребенок посещает обычный детский сад либо коррекционные группы при них. Важно раннее начало работы над формированием речи ребенка, своевременное использование слуховых аппаратов. В детском саду с детьми работают сурдопедагоги, а в домашних условиях регулярно проводят занятия с глухими детьми родители. Данная методика предполагает большую ответственность и значительные затраты времени для родителей. Билингвистический метод. Экспериментальным путем внедряется в России с 1992 года. Данный способ обучения основан на признании права глухого человека на реализацию себя в обществе как самодостаточной личности. Поэтому равный статус имеют национальный словесный язык и национальный жестовый язык. Специализированные детские сады имеют экспериментальные группы, где глухих деток обучают жестовой и устной речи. Верботональная методика. Эта методика разработана хорватскими специалистами и основана на развитии тактильно-вибрационного и слухового восприятия звуков, использовании остаточного слуха и системы особых упражнений фонетической ритмики. Как правило, учреждения, которые работают по верботональной методике, являются экстернатами, поэтому у родителей есть возможность каждый день общаться и заниматься с детьми. Глухие дети требуют к себе особого отношения. Им труднее адаптироваться в мире слышащих людей. Однако при своевременной и правильно организованной работе по коррекции слуха и речи вполне возможно добиться отличных результатов.

Читайте также:  Занятия в бассейне для детей полутора-двух лет

Дети с нарушением слуха в ДОУ – какие сложности могут возникнуть?

Привет, дорогие читатели и коллеги! Татьяна Сухих рада новой встрече. У детей каникулы, а у нас их не бывает, как вы знаете, поэтому я продолжаю образовательные поиски для самосовершенствования. Сегодня поговорим о следующем: дети с нарушением слуха в ДОУ. Каковы особенности их обучения и воспитания в условиях детского сада?

Что стоит знать о детках с нарушениями слухового аппарата?

Различают 4 группы таких деток:

  • Глухие малыши без речи – обычно это ребятки, потерявшие слух в раннем младенчестве;
  • Глухие дети, у которых сохранилась речь – ребенок потерял слух уже после формирования речевых навыков;
  • Слабослышащие детки с развитой речью;
  • Слабослышащие ребята, имеющие серьезное нарушение речи фонематического или иного характера.

Помимо специальной работы воспитателя-дефектолога с такими малышами, направленной на развитие остатков слуха и обучение «говорению», задача родителей и педагогов обеспечить возможность полноценного общения со сверстниками, как имеющими подобные особенности, так и без них. Для этого предусмотрены нашей системой дошкольного образования несколько вариантов интеграции в детский коллектив.

Итак, как на практике «работает» инклюзивное образование на примере деток с проблемным слухом:

  • Кратковременная интеграция особенных деток из коррекционной группы в коллектив с обычными детьми – совместная деятельность во время разных праздничных мероприятий в садике – 1-2 раза в месяц;
  • Частичное внедрение таких ребят в обычные группы, даже, если слабослышащие или глухие детки пока имеют низкий уровень восприятия речи других людей – они пребывают в группе часть дня;
  • Комбинированное внедрение – 1-2 ребенка с проблемным слухом постоянно получают образование и воспитание с обычными детьми, при этом с ними проводится коррекционная работа на базе ДОУ;
  • Полное внедрение – малыши этой категории постоянно пребывают в массовой группе, при этом коррекционное сопровождение в саду не предусмотрено. С ребенком занимаются специалисты вне садика;
  • Смешанная интеграция – в одной группе воспитываются и обычные, и особенные детки (4-5 человек на стандартную группу), причем, вместе с двумя воспитателями работает специалист-дефектолог. Программа обучения и развития составляется с учетом потребностей обеих микрогрупп.

Специальная литература для работы с особенными детками

Как обычно, я опираюсь в своих статьях на научную основу, так сказать, например, могу посоветовать по нашей теме следующее:

  • Учебно-методическое пособие «Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха» – образовательные методики садика и начальной школы, в общем, сходны, поэтому и для старших дошкольников эти материалы пригодятся;
  • «УчМаг» также предлагает принять участие в офлайн-вебинарах: «Разработка адаптированной образовательной программы для детей и обучающихся с тяжелыми нарушениями слуха» и «Психолого-педагогическая характеристика и образование детей с нарушениями слуха» – обратите внимание, что вас будут обучать ведущие специалисты в этом вопросе, не упустите возможность повысить квалификацию;
  • Кстати, о повышении квалификации – тот же «УчМаг» предоставляет шанс, не выходя их дома, прослушать интересный материал и получить соответствующий документ, при этом ваша профессиональная характеристика только выиграет.
    Итак, темы, которые могут вас заинтересовать: «Реализация образовательной программы для обучающихся с нарушениями слуха в соответствии с ФГОС» и «Реализация образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями слуха в соответствии с ФГОС ДО» .

Я вам скажу, как педагог, даже в нашем не слишком дружелюбном и комфортном пространстве для особенных деток вполне реально максимально адаптировать слабослышащих или глухих малышей в нормальную жизнь рядом с другими людьми. Важно, чтобы родители таких деток, мамы-папы детей без особенностей и педагоги действовали в одном направлении – помогали друг другу с пониманием и теплотой.

Несколько слов о целях образования слабослышащих или глухих детей

Самое главное – научить малышей говорить и изучить родной язык в доступной им форме. Дефекты слуха влияют и на общее развитие малыша. Возможно снижение внимания, памяти, пониженная реакция на внешние раздражители, что порождает другие ограничения. Работая с такими детками, нужно учитывать особенности их познавательной и личностной сферы.

Пока это все, но дальше я расскажу вам про виды игр и занятий для деток с дефектом слуха и много еще чего поведаю. Прошу вас поделиться моими материалами с друзьями и подписаться на обновления.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…

Уведомления

NN.RU полностью перешел на обновленный дизайн

Все новости

Засыпают, собравшись в ряд: в нижегородском зоопарке родились малыши кустарниковых белок

Олимпийские игры в Токио отложили на год

Авто: Короли парковки: пьяная скотина и чиновник на детской площадке

«Помните, что у нас творилось в 2010?!»: Глеб Никитин призвал нижегородцев не жечь траву

Число заражённых коронавирусом в России за сутки выросло на 57 человек

Китайская изоляция или итальянская медлительность? Какой сценарий коронавируса ждет Россию

Домашнее просвещение: нижегородцы смогут смотреть 5 лучших телеканалов о театре, музеях и концертах

Безопасно ли сейчас ездить в такси: агрегаторы призвали пользователей рассчитываться по безналу

Нижегородец на BMW влетел в такси и скрылся, оставив машину

Китайцы говорят, что курение убивает коронавирус. Это миф

Лови момент: крупнейший сервис электронных книг сделал бесплатный доступ для новичков

В Нижнем Новгороде уволили фитнес-тренера, пошутившего над клиенткой в Instagram

«Вези меня, мразь» по-дзержински: конфликт пассажирки и таксиста попал на камеру

В Гагинском районе образовался 15-метровый карстовый провал, публикуем фото

Авто: Выпуск Volkswagen и SKODA в России остановят из-за коронавируса

Авто: Устав от туалетной бумаги, россияне начали скупать автомобили. Боятся подорожания и дефицита

Нижегородские предприятия начнут производить 100 000 масок в сутки

ЦБ РФ рекомендовал банкам ограничить выдачу наличных в банкоматах с рециркуляцией

Полиция занялась историей с найденными на Автозаводе трупами зверей с вырезанными половыми органами

Авто: Неприкрытый стыд: хороший пример, как водитель смог доказать неочевидную вину дорожников

«Воруют детей, на границе не досматривают, в сёлах живут революционеры»: Мексика глазами нижегородца

Наталья Бочкарёва показала на себе, к чему приводит переизбыток скупленной гречки и туалетной бумаги

В России начали шить многоразовые маски. По аптекам их распределит правительство

Авто: Нижегородцы встали в многокилометровые пробки по всему городу

«Рубль сдаст свои позиции?»: как решить проблемы с долгами тем, кто набрал много кредитов

Не только старики: в Минздраве уточнили, кто попадает в группу риска по коронавирусу

Суд оставил экс-главу Канавинского района Михаила Шарова в СИЗО ещё на месяц

«Врач на селе должен жить лучше, чем в городе»: зачем Конституция тянет медицину в глубинку

Мишустин снял с должности главу Роскомнадзора Александра Жарова

ЗАГСы попросили нижегородцев делать свадьбы поскромнее

Глеб Никитин распорядился увеличить производство медицинских масок и дезинфицирующих средств

Около 750 патронов нашли местные жители в реке возле Городца

Нижегородцы взыскали компенсацию с ЕЦМЗ после отравления их детей в школе № 47

Нижегородских чиновников отправят работать на удалёнку

Нижегородка вступила в борьбу за обложку журнала Maxim. Смотрим фото девушки

Проверки на наличие коронавируса прошли уже более 3000 нижегородцев

Фронтовой инстаграм: «За три недели прошли 680 км, днём и ночью шли, никто не спал — наступали»

Нижегородцы наткнулись на противопехотные мины, гуляя по лесу

Самоизолируйтесь правильно: 5 советов тем, кто остался дома

Недоступная среда: единственный в Нижнем Новгороде детский сад для глухих лишили статуса интерната

Там отменили круглосуточное проживание

” title=”Слабослышащие ребята занимаются при помощи наушников

Слабослышащие ребята занимаются при помощи наушников

Средств в бюджете нет

Детский сад № 465 находится в Приокском районе, на Анкудиновском шоссе.

— Он является единственным в городе для глухих и слабослышащих детей, там работают высококвалифицированные специалисты — сурдопедагоги, дефектологи, логопеды, — говорит председатель регионального отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ) Мария Дмитриева. — В садике есть консультационный кабинет для родителей, где рассказывают, как общаться и заниматься с детьми с нарушениями слуха. Он хорошо готовит ребят к школе. Коррекционное образование не умерло — оно существует, ведётся очень хорошая работа, даже тяжёлые детки не остаются без внимания.

Читайте также:  Лепка для детей от 1 года до 3 лет

Несмотря на то, что детский сад на Анкудиновке выполняет важную социальную функцию (кроме этого детского сада детям с нарушениями слуха просто-напросто негде получить дошкольное образование), в администрации Нижнего Новгорода не видят возможности обеспечить комфортный доступ к учреждению для всех нуждающихся семей.

Согласно отчёту сурдологического кабинета ГБУЗЕО «Нижегородской областной детской клинической больницы» на 31 декабря 2018 года, на учёте состоят 1539 детей с нарушениями слуха I, II, III, IV степени.

” title=”Несмотря на отсутствие слуха, дети играют вовсе не в тишине

Несмотря на отсутствие слуха, дети играют вовсе не в тишине

Новость о том, что с сентября в садике отменили круглосуточный режим, родители узнали в конце августа. Для многих она оказалась громом среди ясного неба.

— Это большая проблема для семей, если они живут на краю города или в области, — говорит одна из мам Люсьета Коновалова. — Мы не перестаём надеяться, обращались в РОНО, написали письмо в Министерство образования — пока безрезультатно.

— Все надеются, что жалобы помогут и департамент образования «передумает», но лично я сильно сомневаюсь в этом: мне говорили, что средств на круглосуточное пребывание ребят в детском саду в бюджете нет, — считает Мария Дмитриева.

Родители собирали подписи и писали обращение в администрацию Приокского района, в Министерство образования, заместителю губернатора региона Андрею Гнеушеву, в прокуратуру. Представители регионального отделения ВОГ лично встречались с министром образования Сергеем Злобиным.

К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход

— Министр Злобин принял хорошо, выслушал, ответил, что проверит садик, даже высказал возможность открытия коррекционного садика в другом месте, — рассказывает Мария Дмитриева. — Однако после обещаний радостного будущего мы получили письмо, что семьи из области, у которых нет возможности возить детей в Нижний Новгород, могут посещать садик при горбатовской школе.

В Павловском районе Нижегородской области с 1932 года работает «Горбатовская областная (специальная) школа-интернат для глухих и позднооглохших детей», в котором имеется дошкольное отделение для глухих и слабослышащих.

— В дошкольное отделение принимаются дети с 3 до 7 лет из всех районов Нижегородской области, — сообщили нам в Министерстве образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. — Образовательное учреждение функционирует круглосуточно, имеется интернат. На данный момент в образовательном учреждении обучается семь человек дошкольного возраста.

Глухие дети танцуют, ощущая вибрацию музыки

В ВОГ об этой школе хорошо знают:

— В Горбатове пять-шесть человек — сироты с нарушением слуха и один-два ребёнка местные. Родителям с детьми удобнее приезжать в Нижний со всей области, а не ехать через Нижний с пересадками в Горбатов. Это дорого, далеко. Представьте, как поедут родители с ребенком из Семенова в Горбатов с тремя пересадками? Или из Лыскова.

Андрей Савушкин — отец троих детей с нарушением слуха: старший уже пошёл в школу, а двое младших ещё ходят в детский сад на Анкудиновке.

— Теперь, когда интернат отменили, родителям приходится возить детей в садик на такси! Досадно было то, что по уставу поменялось само название детсада-интерната на обычный детский сад.

” title=”Для воспитанников интерната детский сад — второй дом

Для воспитанников интерната детский сад — второй дом

Мария Дмитриева выяснила, что детский сад № 465 поменял статус компенсирующего на обычный ещё в 2015 году! Об этом сказано в уставе детского сада.

— Такое ощущение, что ещё тогда планировали постепенно ликвидировать группы глухих детей. И куда их теперь? В инклюзию (обучение детей с нарушением слуха в обычном детском саду. — Прим. ред.)? — спрашивает Мария Дмитриева.

Кроме того, группы в детском саду переполнены.

— Детский сад очень хороший, просто не хватает специалистов, в группе большое количество детей (10–13 человек, вместо 7–8, как полагается по норме), — говорит Андрей Савушкин.

Бабушка глухого внука Людмила Узенцова считает, что проблема переполненности групп критична:

— Детки глухие, вы представляете, что это значит? С каждым общение ведётся индивидуально, к каждому с утра воспитатель подойдёт, спросит: какое время дня сейчас? Ребёнок отвечает: утро. Воспитатель спрашивает: почему? Потому что светло. За завтраком у каждого спросят, что они сейчас будут есть? Нужно проговорить «Кашу», чтобы ребёнок прочитал по губам, каждый ребёнок. На восемь человек уйдёт одно время, на 13 человек гораздо больше!

— Отношение властей к нам вызывает большое возмущение, — добавляет Мария Дмитриева. — Вопросы, касающиеся глухих граждан, решаются без учёта мнения глухих граждан.

Кстати, у глухих и слабослышащих людей немало проблем. Ранее мы писали про то, что у них даже нет диспетчерской, которая помогла бы им вызывать скорую, записаться к врачу и не только. После публикации на NN.RU диспетчерская была создана.

Текст: Яна Лямина
Фото: скриншоты видеозаписи Иван Зотов / YouTube.com

Любите узнавать о новостях первыми? Подписывайтесь на наш канал в Viber и получайте самые свежие новости на ваше мобильное устройство!

Мы вместе! Детский сад №189 «Спутник» приглашает детей с нарушениями слуха

Снижение слуха у ребенка – это один из из диагнозов, которого боятся все родители. Нарушение слуха отрицательно сказывается на формировании речи детей. Как помочь малышу в этой ситуации, как общаться с ним и как научить его жить в гармонии с окружающим миром?

Выявить нарушения слуха у малыша можно уже до рождения. Существуют определенные факторы риска, в силу которых у ребенка может быть снижен слух. При наличии хотя бы одного из них, родителям рекомендуется, как можно раньше пройти специальное обследование. При раннем адекватном коррекционном воздействии тяжелые последствия могут быть уменьшены и даже преодолены.

Учителя-дефектологи высшей категории детского сада №189 «Спутник» М.Г.Авитиди И.М.Галкина расскажут о возможностях повлиять на сложившуюся ситуацию:

Наука идет вперед, и в настоящее время появилась возможность возвращать детям слух! Детям с кохлеарными имплантами, которым была проведена операция по вживлению электродов в улитку, становится доступен мир звуков!

Для слабослышащих и глухих дошкольников, владеющих фразовой речью и хорошо понимающих устную речь, а также для детей с кохлеарными имплантами в нашем детском саду “Спутник” созданы группы комбинированной направленности, в которых воспитываются вместе дети общего развития и дети с нарушением слуха. Специалистами нашего детского сада разрабатываются и внедряются методические рекомендации к организации и проведению совместного обучения, развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей в норме.

В детском саду созданы все условия для полноценного комфортного развития деток с нарушением слуха: просторные группы и прогулочные площадки, спортивный зал, бассейн, кабинет психолога, сенсорная комната, кабинет развивающего обучения, материалы и пособия для формирования слухового восприятия и речи. Организовано психолого-педагогическое сопровождением и индивидуальный подход к каждому ребенку с нарушением слуха.

В зависимости от состояния слуха и речи дети имеют возможность воспитываться и постоянно получать помощь сурдопедагога как в специальных группах для детей с нарушением слуха, так и в группах комбинированной направленности, где также работает учитель-дефектолог (сурдопедагог).

Дети с нарушением слуха наравне со слышащими детьми участвуют во всех играх и праздниках, совместно со слышащими сверстниками организуются различные конкурсы, эстафеты, выпускные и другие праздничные вечера.

Коррекционная работа специалиста-сурдопедагога невозможна без кропотливой повседневной самоотверженной работы родителей. Самое главное – научиться понимать, чего хочет ребенок, и сразу же откликаться на его зов, чтобы кроха понимал, что с помощью голоса можно устанавливать контакт с окружающим миром. И если он состоится, то вы сможете научить вашего особого малыша чему угодно.

Совет родителям: Не забывайте, что даже самый пессимистичный диагноз лучше неведения. Не спешите опускать руки, а немедленно обращайтесь за помощью. При своевременном обращении к специалистам (врачам сурдологам и сурдопедагогам), уровень речевого развития может стать нормальным или близким к нормальному. А еще запаситесь терпением и мужеством. Все это непременно приведет вас к успеху и подарит вашему малышу радость полноценного общения.

Хотите положительную динамику и отличный результат?

Добро пожаловать в наш детский сад!»

Детский сад № 189 «Спутник»

Улица Ворошилова 51, тел. 600-189, 600-389

Ссылка на основную публикацию