Аутизм: уйти в себя, чтобы вернуться?

Аутизм. Как выйти из него? Краткое описание

Мой опыт выхода из аутизма был очень тяжелым и нелегким для меня. Я обнаружила это состояние, когда мне было около 27 лет. В то время я находилась в тяжелой форме депрессии, и выход из «аутичной депрессии» для меня было целым приключением.

Я немного расскажу что происходит внутри человека – аутиста. Человек погружен в себя. Очень глубоко. Он часто находится в собственных размышлениях, уходит в вымышленные или реальные миры, уходить в космические пространства – летать по ним и лишь слегка касаться сознанием тела. Взрослый или ребенок в этой болезни может бегать босиком по мокрой весенней траве, а сам находится дома на мягком ковре на полу. Или изучать строение планеты сознанием, а сам пытается застелить свою постель. Сознание такого человека разрабрасывается на мелкие кусочки и разлетается в разные части миров. Это может быть и один мир, а может быть и несколько. Например, у меня части сознания одновременно анализировали прошлое (я проживала разлуку с молодым человеком), изучали космические просторы, уходили в воспоминания детства, школы и многое другое. Я была разбросана в разные стороны от себя, но только не была в себе. Такое состояние не есть плохое, и многие комфортно живут в них. Однако эти состояния страшны, если человек закрывается внутри своих миров и размышлений и не осознает их. Внутри аутиста именно так все и происходит. Он закрывается от внешнего мира, от людей, от города, от суеты, и сидит в собственных раздумиях. Такие люди молчаливы, т.к. они испытывают острую боль от прикосновения с человеком. Они очень чувствительны, и любая мысль или неискренне сказанное слово – ощущается ими как острое лезвие по сердцу. Такие люди часто являются высокоразвитыми, но из-за своих проблем, не могут выйти наружу привычными способами. Люди часто не понимают аутистов. Они не понимают что с ними происходит. Взрослые не знают как реагировать на ребенка, который закатал истерику, когда мама просто хотела его накормить вкусным салатом. Такой ребенок мог всего навсего почувствовать нискренность материнского желания, или ему не подходит такая грубая подача еды – «на, ешь я сказала и не волнует»… Еще чаще нет банального контакта родителей с ребенком именно через их внутренний мир, и без этого контакта, они не способны и не хотят воспринимать взрослых. Ведь это у нас в мире взрослых принято все очень просто и грубо… вроде, «на – бери», «спасибо – взял». У людей более глубокого уровня, особенно аутистов, все происходит через соприкосание с их внутренним миром. Если такой контакт периодически происходит, будет легче и проще находить общий язык. Если же нет – глубокое молчание, истерики, крики. Такие люди, повторюсь, очень чувствительны, и их ранимость, истерика, молчание как раз и связаны с тем, что больно соприкосаться с внешним миром через привычные для обычных людей схемы общения. К тому же, и планета наработала слишком много негативной энергии. Это также очень чувствуется ими, от чего они стараются быстро закрываться.

Для людей, погруженных в собственные миры и размышление, внешний мир очень жесток и громок. Он опасен, и делает множество ударов по их телам. Страдают тонкие тела и грубые, страдает душа. И если человек не выходит из своего состояния, от открывается, это может приводить к периодическим истерикам.

Я пробовала выходить из состояния разными путями, не осознавая того сама. Пробовала начинать говорить с людьми на темы, которые мне не интересны, пробовала вести общение и взаимодействие на грубых формах. Все это не приводило ни к чему – только к потере собственной части меня. От меня оставалось около 30 процентов, и остальная была просто утеряна. Конечно, я становилась глупым и безнадежным человеком в таком состоянии, и ответственность за меня саму же была утеряна. Грубо говоря, я становилась как амебное безжизненное существо, которое не хотело да и не могло развиваться, имея только 30-процентов себя. Почему всего лишь 30? Именно на этих процентах я вела общение, а остальные 70 – это был мой глубокий внутренний мир, который я закрывала, ведя разговоры на «примитивном уровне». Я закрывала неосознанно свои миры, чтобы хоть как-то общаться и не уходить от людей. Но это не помогало. Мне становилось больно, и я возвращалась к себе 100-процентной, но снова молчаливой – не разговорчивой.

Можно ли выйти из аутизма и как? Ответ можно. Я выходила из него годами и продолжаю выходить. Это трудоемкий процесс, во время которого нужно набраться терпения. Самое важно, это понимать себя – понимать и принимать свое состояние таким, какое оно есть. На мой аутизм мне намекнул мой психолог, и я приняла его. Аутизм, так аутизм – и хорошо. В этом состоянии много прекрасного. Ты хоть и закрыт от внешнего мира, но способен тихонечко, никому не мешая анализировать его, наблюдать за ним.

Если ты понял, что находишься в состоянии аутизма, ты уже способен на многое. Людям с глубокими познаниями собственных или других миров, крайне важно общаться и делиться своими мирами и размышлениями. Часто это происходит через творчество. Например, человек, который летает по космическим просторам, мог бы начать рисовать на картине то, что видит. А тот, кто в глубоких размышлениях, описывать свой опыт и знания в статьях или рассказах. Именно творческие процессы открывают клетки тела, в последствии чего человек может раскрыться. Однако, этого мало. Людям, которые находятся в процессе раскрытия, крайне важна человеческая поддержка. Не получив ее, они могут схлопнуться и вернуться в исходное состояние. И, продолжая рисовать, они будут продолжать находиться в закрытых состояниях, никого себе не подпуская. Зачем нужна поддержка? Просто творчества по моему опыту мало. Именно через общение – через энергообмен с людьми, человек, страдающий аутизмом, может выйти наружу. Но это не просто мама, которая подошла к рисующему ребенку, и стала с ним общаться. Напомню, что грубая форма контакта такими людьми не воспринимается (за редким исключением – душевной предрасположенностью). Важнее всего, находить общение во время общего взаимодействия. Например, вы вместе занимаетесь фотографированием города, или пишете рассказ. В таком случае, у вас есть тема общения – у вас создался общий фон, так сказать, и человеку уже комфортно с вами. Без этого фона чувствительным людям тяжело общаться, ибо такой фон – как смягчающая энергетическая подушка. Общее – объединяет и сонастраивает их друг с другом, и на таком фоне, уже можно общаться о бытовых вещах, что часто не любят люди с аутизмом.

Кроме всего, человек нуждается в том, чтобы налаживать и тело и дух. Пословица «В здоровом теле – здоровый дух» говорит нам о том, что человек, который занимается собственным здоровьем, силен духом. У него хорошая сила воли, высокая работоспособность. Жизнь человека с аутизмом необходимо налаживать с разных сторон. Выбор духовной составляющей – выбор религии, которая повернет его к Богу также дополнит частичку человека. Кроме основных, налаживать и другие интересы. Я, например, бегала по вечерам, ходила на стрельбу из лука, на актерские курсы и контактную импровизацию Между этими мероприятиями, конечно, было и кино, театры, семинары и прочее. Все это способствует нахождению друзей и людей по интересам. То, о чем я писала ранее, общение с людьми по интересам будут комфортнее людям с аутизмом. Самое главное, не заставлять себя заниматься интересами, если искренне не тянет на них. Не нужно идти на танцы, если их не любите. Если вам по душе – катание на мотоциклах, то лучше идти туда. Для чувствительного человека, заниматься тем, что ему абослютно не по духу, будет только адом. Тоже касается и общения с людьми. Если человек не по духу, а его заставляют с ним общаться, обернется страшным внутренним чувством. Не обязательно, это может быть конфликт – ссора. Человек с аутизмом, может держаться в себе собственные мысли об этом человеке. Часто он видит внутренний мир собеседника, и если он ему не понравится, то может не потянуться к нему. Для таких людей важной особенностью является развитый внутренний мир и искренность, которая исходит от человека. Без искренности в собеседнике, пытаться общаться смогут не многие – лишь избранные.

Человек с аутизмом может жить обычной жизнью и не понимать свой аутизм. Он может не осознавать собственный мир и собственные мысли. Так было со мной, пока не появился человек, который вскрыл мне собственные мысли. Это была девочка. Она была моим духовным другом. Мы жили втроем в трехкомнатной квартире, и часто встречались на кухне поговорить. Она любила размышлять на глубокие темы. Во время общения я стала осознавать глубины собственных мыслей и даже больше. Я осознавала собственные мысли. Как оказалось, они значительно отличались от мыслей среднестатистического человека. Мои мысли как множественная галлограма с огромным количеством граней. Нет единого ответа, есть множество истин, которые объединяются в одну. Это как живая система, в которой все ответы, все данные плавно перетекают одна в другую. В каждый момент времени, в зависимости от множества факторов и составляющих, то один ответ становится главным, остальные вокруг него, то другой. Такая живая система и множество всего другого – все это было внутри меня, и осознать я могла это лишь после общения с другом по духу. До нее у меня был очень плотный сгусток собственных мыслей, который мной не определялся.

Самым важным аспектом является развитие самого важного своего интереса. Например, я по духу инженер, и если останавливаюсь в развитии этого направления, мне становится дурно и не хорошо. Именно основное ядро – самый основной интерес – тот интерес, на который заложен самый большой энергетический потенциал. Если я перестаю заниматься проектами или клиентами, перестаю развиваться в этом направлении, у меня просто спадает не только желание действовать, но и желание существовать на этой планете. О таком не говорят вслух, однако я переросла собственную себя и какой-то момент мой аутизм стал исчезать. Я раскрывалась, и с раскрытием стала понимать собственную себя – кто я, зачем и почему. Это происходило медленно, постепенно – буквально собиралось по атомам. Раскрытие человека, уход от аутизма – способность полноценно общаться с людьми и окружающим миром в рамках острой болезненной дисгармонии энергетического поля земли, низкой человечской энергетики, которая приносит боль в общении – все связано с пониманием и нахождением себя, прежде всего. Выход связан с осознаванием себя, собственных миров, постепенного раскрытия миров через творчество и другие интересы по духу. На фоне развития интересов, появляется люди в общении. Так чувствительным людям значительно легче везти диалоги, если они возникают. Это не так сильно бьет по чувствительности, и можно найти много общего и начать раскрывать собственные размышления. Также важны люди духовной или душевной близости. Именно они помогают осознать внутренний мир и мысли при аутизме. Через них вскрываются они во время общения. Важно работать с грубым и тонкими телами – найти себя в спорте, духовних практиках и прочее. Важно, найти себя в религиозном направлении получать духовные энергии. Ведь выход из аутизма очень нелегкий и долгоиграющий путь. Каждая клетка будет страдать от нехватки тех или иных видов энергии при раскрытии. Это целые мучительные процессы, которые нужно пережить. От целеустремленности и желания будет зависеть выход из состояния аутизма. Не беспокойтесь, если у вас ничего не получается. Знаете, сколько раз я выходила из равновесия и кричала в комнате диким криком от сумасшедших болей? То мне не хватало материнських энергих, то банального женского общения, то другого. Все это «адски» отражалось в моем теле, на моей душе и сознании. Я плакала, рыдала, била посуду от того, что не могла пережить процессы раскрытия в своїм теле. Но я вновь становилась на ноги и продолжала идти вперед, понимая, что это маленькая ступенька, на которой я споткнулась. Останавливаться на маленькой ступеньке нельзя, и я шла вперед. Только вперед был мой – ибо у меня была цель – самораскрытие, самопознание, самосовершенствование. И я шла, и продолжаю идти, написав эту статью. Того же желаю и вам… и тем, кто занимается взрослыми или детьми артистами – иметь глубокое терпение и не фарсировать работу над тем, что назвали болезнью – не спешить вывести человека из аутизма. Главное, понимание, что вы делаете. Я желаю успехов всем, кто работает с людьми артистами и кто сам артист идет на пути свого раскрытия. У Вас обязательно все получится! Только идите вперед!

Причины развития аутизма: почему мой малыш «уходит в себя»?

При благоприятном развитии в детстве и реализации во взрослом возрасте обладатель звукового вектора способен реализовать себя как крупный ученый, исследователь, талантливый поэт и музыкант. Но психическая травма в звуковом векторе становится причиной формирования аутизма у ребенка, возникают патологические проявления и признаки его природной интроверсии. Как именно ребенок получает эту травму?

«Привет, мой хороший, мама дома! Я так соскучилась по тебе, сынок. Иди обниму! А погляди, что я тебе принесла…». Отрешенный, безразличный взгляд скользнул по мне и остановился на игрушке. Через секунду подарок перекочевал в руки сына, в дверном проеме детской мелькнула его спина, и дверь закрылась. Мои протянутые к ребенку руки повисли бессильными плетьми, и улыбка сползла с лица. Острая боль в который раз пронзила сердце безмолвным криком: «Почему именно он? Почему мой мальчик? Должны же быть внятные причины развития аутизма именно у моего ребенка?»

Причины развития аутизма у детей: много версий без точного ответа

Диагноз аутизм был поставлен сыну в возрасте трех лет. Поиски причин, по которым у ребенка формируется аутизм, привели меня к следующим основным версиям этой болезни, на тот момент известным науке:

Одной из предположительных причин формирования аутизма у ребенка считались прививки. Приводились доводы, что заболевание аутизмом возникает на почве иммунного дефицита. Пагубное воздействие на ослабленный организм наносят сами вирусы, вызывая заболевание аутизм. Была и другая версия: пагубное воздействие оказывает ртутный консервант, содержащийся в прививке. Отравление мозга солями ртути вызывает нарушения психики, описываемые таким диагнозом, как аутизм. Комплекс мер включал мощное противовирусное лечение, противогрибковые комплексы.

Другой причиной развития аутизма у ребенка считались множественные нарушения обмена веществ. Организм ребенка, имеющего заболевание аутизм, по этой версии не имеет нужных ферментов, расщепляющих определенные продукты. Также утверждалось, что организм детей с диагнозом аутизм не усваивает в достаточной мере необходимые витамины и минералы. Это породило целые схемы изнурительных диет, при которых ребенку мало что можно было есть. В дополнение к такому лечению полагалось давать детям с заболеванием аутизм огромные дозы витаминных комплексов.

Читайте также:  Корь у детей, фото, симптомы и лечение, инкубационный период

Изучались генетические причины развития аутизма у ребенка. Ученые искали ген, ответственный за развитие такого заболевания, как аутизм.

Попадались и другие разномастные попытки объяснить причину, по которой формируется аутизм у ребенка: возраст родителей, общемировые информационные перегрузки, экологический фактор, наличие родственников, больных шизофренией.

Со своим сыном, имеющим диагноз аутизм, мы безрезультатно опробовали диеты и витаминные комплексы, призванные разрешить проблему заболевания аутизмом. Позже, став специальным психологом и посвятив много лет коррекции развития детей, имеющих диагноз ранний детский аутизм или расстройство аутистического спектра, я удостоверилась в том, что ни одна из перечисленных выше гипотез не дает полного объяснения, какие именно дети подвержены риску и как его избежать.

Читателю вовсе не обязательно проходить этот путь разочарований, подобно тысячам родителей, у которых ребенку поставили диагноз аутизм. Просто задайте себе вопрос – хотя бы одна из этих версий способна дать внятное объяснение: «Почему именно такой ребенок? Почему именно у меня?».

Последняя инстанция (психиатры) тоже лишь пожимают плечами по поводу причин возникновения аутизма у ребенка. Здесь помогут оформить инвалидность и пропишут лечение, которое вовсе не устранит болезнь. Максимум – притупит проявления патологических симптомов, характерных для заболевания аутизм.

Вам как родителю этого достаточно? Не думаю.

Системные причины формирования аутизма у ребенка: разгадка загадочной болезни

При всем разнообразии особых признаков и симптомов, которыми изобилует ранний детский аутизм, должно быть нечто общее, объединяющее детей с таким расстройством психики. Что именно? Ответ на этот вопрос раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Согласно этому научному знанию, психические заболевания могут развиваться только у обладателей звукового вектора. Он задает человеку особые свойства психики: погруженность в себя (интроверсия), сосредоточенность на своих мыслях и состояниях.

При благоприятном развитии в детстве и реализации во взрослом возрасте обладатель звукового вектора способен реализовать себя как крупный ученый, исследователь, талантливый поэт и музыкант. Но психическая травма в звуковом векторе становится причиной формирования аутизма у ребенка, возникают патологические проявления и признаки его природной интроверсии. Как именно ребенок получает эту травму?

Психотравма в звуковом векторе как основная причина возникновения аутизма у ребенка

Особо чувствительной зоной у маленького звуковичка является ухо. Ребенок с диагнозом аутизм чутко слышит из самой дальней комнаты шелест разворачиваемой конфеты. А на вашу речь или свое имя малыш не реагирует. Почему?

Психическую травму, формирующую такое заболевание, как аутизм, ребенок получает именно через ухо. «Спусковым крючком» могут стать следующие причины развития аутизма: ссоры в семье, разговор на повышенных тонах, громкая музыка, оскорбительные смыслы в речи взрослых, которые малыш улавливает бессознательно.

В результате травмы он отгораживается от окружающего мира и для него становятся мучительны даже бытовые шумы (фен, пылесос). Грохот моющейся посуды на кухне звучит, как обвал в горах. Поначалу ребенок закрывает уши, позже теряет способность к обучению, к восприятию смыслов речи. Это становится причиной формирования аутизма у ребенка.

Большое значение имеет психологическое состояние матери. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что до шести лет развитие малыша напрямую зависит от того, насколько мать способна дать ему ощущение защищенности и безопасности. Если мать несет в себе неосознаваемые психотравмы, если ей плохо, то она невольно лишает ребенка чувства защищенности и гораздо легче срывается на крик в момент напряжения. Что становится дополнительной причиной возникновения аутизма у ребенка со звуковым вектором.

Звуковой вектор является доминантным, но не единственным. У каждого из нас от рождения есть свойства нескольких векторов. Звуковая травма и аутизм у ребенка становится причиной искажения в развитии и остальных векторов. Например, искаженное развитие кожного вектора – причина таких симптомов при аутизме у ребенка, как гиперактивность и сниженное внимание . Искажения в развитии анального вектора становятся причиной таких признаков аутизма ребенка, как агрессия, заторможенность, стремление к ритуалам .

Аутизм у ребенка: точные причины, реальный выход

Системно-векторная психология Юрия Бурлана комплексно решает проблему детского аутизма:

Описывает причины возникновения аутизма у детей, дает рекомендации по воспитанию ребенка со звуковым вектором.

Раскрывает причины патологических симптомов при аутизме у ребенка (агрессия и аутоагрессия, навязчивые движения, эхолалии), помогает подобрать точные методы коррекции.

Помогает матери избавиться от любых бессознательных психотравм. Состояние матери играет ключевую роль для снятия с ребенка диагноза аутизм.

Аутизм в детском возрасте – не приговор. Это подтверждают мамы, дети которых избавились от диагноза аутизм навсегда:

Узнать точные причины развития заболевания аутизм и подарить своему ребенку шанс на выздоровление можно, начав с бесплатного онлайн-тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

15 важных советов для близких о воспитании ребенка-аутиста

Любые родители, имеющие тяжелобольного ребенка, с трудом переносят эту беду, живя в состоянии хронического стресса. Помимо обычных забот, связанных с воспитанием и развитием ребенка, на их плечи ложится ещё и особая ответственность по уходу за малышом.

Родители, воспитывающие ребенка с аутизмом, сталкиваются со многими трудностями, особенно с отсутствием доступной информации об этом загадочном недуге. О том, каких ошибок не допустить в общении с такими детьми, как им помочь, ProUfu.ru пообщался с учителем-дефектологом муниципального бюджетного учреждения городского центра психолого-медико-социального сопровождения «Индиго» Людмилой Магафуровой.

– Ранний детский аутизм – тяжелая форма психического заболевания. Этот редкий синдром присутствует или с рождения, или развивается в первые три года малыша. Внешне он проявляется как психическое недоразвитие, но, несмотря на грубое расстройство поведения, ребенок не является умственно отсталым. У него присутствуют речевые навыки, способность к счету, – рассказала Людмила Магафурова. – Иногда дети-аутисты могут поражать своей необыкновенной памятью. Ребенок умеет делать выводы, рассуждать, но четко формулировать свои мысли он не может. Дело в том, что у аутистов нарушена речь, направленная на общение. Они могут с точной интонацией повторить текст телевизионной рекламы или процитировать отрывок из фильма, но повторить что-нибудь по просьбе они уже не могут.

Особое место у детей-аутистов занимает эмоциональное развитие. Реальность ими воспринимается абсолютно равнодушно. Внешне это холодные и бездушные дети, а с другой стороны, они ранимы и обидчивы. Иногда кажется, что они не видят и не слышат, хотя проверка указывает на наличие зрения и слуха. Для аутиста – огромная трудность смотреть в глаза собеседнику.

Детский аутизм пугает окружающих, что морально тяжело переносится родителями детей-аутистов. Такие дети сложны в быту, над ними нужен постоянный контроль.

Нельзя навязывать все новое, выбрасывать какие-либо предметы, облюбованные больным ребенком, даже если это палочка, принесенная с улицы. Ребенок-аутист все запоминает, обиды тоже. Таким образом, родители могут потерять доверие, вынудив ребенка замкнуться еще больше.

Для больного аутизмом ребенка важна привычная обстановка дома. Он любит одни и те же маршруты прогулки, одну и ту же одежду, посуду. Для этого ребенка являются большой нагрузкой походы в общественные заведения — кинотеатры, концерты.

Основное правило при общении с ребенком-аутистом :

Нужно поощрять за каждую правильно проявленную форму поведения или действие. Наказывать таких детей категорически нельзя.

Осторожно преодолевая сопротивление ребенка, нужно понемногу приобщать его к реальному миру. Включаясь в однообразную игру малыша (например, монотонное открывание ящика стола), нужно постараться переключить его внимание на что-то другое. Постепенно нужно приучать ребенка смотреть в глаза, пытаться заводить обоюдную беседу.

Как распознать в младенческом возрасте аутизм у ребенка?

Обычно наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. Но чтобы помочь детям-аутистам в развитии, важно как можно раньше начинать специальную коррекционную поддержку этих детей. Для этого очень важно распознать аутизм как можно раньше.

В раннем детстве важнейшим признаком наличия аутических черт развития является задержка и искажение формирования контактов с матерью и окружающими. Например, ребенок может избегать физического контакта с матерью: он не просится на руки, иногда оказывает при попытках матери взять его на руки активное сопротивление. Часто не отвечает на улыбку взрослого ответной улыбкой. Ребенок может не отзываться на обращение, не смотреть на говорящего с ним. Он часто не обращает внимания на указания и предупреждения взрослого, не следует взглядом за указательным жестом. Даже если ребенок испытывает удовольствие от взаимодействия с матерью, то сам редко инициирует контакт.

Некоторые дети чрезвычайно привязаны к родителям, ни на минуту не отпускают их от себя. Могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту (к резкому звуку, яркому свету, мокрым пеленкам).

Эмоциональный облик аутичных детей очень разнообразен. Это может быть особая отрешенность, или наоборот, тревожность, напряженность, страхи. Аутичные дети часто бывают избирательными в еде, из-за чего возникают трудности с прикормом.

Изменение привычного стереотипа, порядка жизни вызывают страхи, беспокойство. Ребенок может бурно реагировать на смену коляски или изменение привычной одежды родителей. Одновременно, ребенок может делать опасные вещи, демонстрируя парадоксальное бесстрашие (например, выбегает на середину проезжей части, или забирается очень высоко, подходит близко к краю площадки, как бы обнаруживая отсутствие чувства края).

У некоторых детей уже в самом раннем возрасте возникают стереотипии (например, повторение одних и тех же слов, потряхивание рук перед глазами, привязанность к одним и тем же маршрутам, долгое однообразное раскачивание).

Речевое развитие аутичных детей так же своеобразно, речь может запаздывать в своем формировании, первые слова могут быть необычными («лампа», «трактор»), в речи могут формироваться стереотипы-штампы, обращают на себя внимание необычные интонации.

Специалисты знают, как важна для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому очень важно создать в доме психологический комфорт.

Для этого родителям необходимо избавиться от некоторых стереотипных мыслей. Вот некоторые из них:

«Мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды, возложенные на него».

«Больной ребенок – это наказание за какие-то твои грехи. Ты сама виновата, что он болен».

«Если у тебя ребенок-инвалид, твоя жизнь кончена: ты должна все бросить, прекратить следить за собой, отказаться от своих планов, личной жизни и остаток жизни посвятить ребенку».

Эти и другие подобные стереотипы причиняют родителям огромные страдания, потому что диктуют заранее заданный жизненный сценарий, как бы требуя от них отбросить все свои планы, мечты и жить так, как жить совсем не хочется. Иногда, на ребенка смотрят, как на первоисточник всех бед: «Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!».

Чтобы помочь аутичному ребенку, надо, прежде всего, избавиться от стереотипов. Для этого надо избавиться от собственных амбиций в отношении своего ребенка. Вы можете оказать огромное влияние на его или ее жизнь. Чтобы это произошло, вам нужно в первую очередь позаботиться о себе. Помните, что если вы хотите позаботиться о своем ребенке наилучшим образом, вы сначала должны наилучшим образом позаботиться о себе.

Пять советов родителям:

Научитесь быть адвокатом вашего ребенка. Повышайте свою информированность. Получайте максимум пользы от всех служб, которые существуют в вашем сообществе. Встречайтесь со всеми специалистами и врачами, которые могут дать полезные рекомендации.

Не пытайтесь подавлять свои чувства. Говорите о них. Вы можете чувствовать злость или противоречивые эмоции. Этого вполне можно ожидать. Это совершенно нормально, если ваши чувства противоречат друг другу. Постарайтесь направить свою злость на расстройство, а не на ваших близких. Если вы ссоритесь с супругом из-за вопроса, связанного с вашим ребенком, вспомните, что это болезненная для вас обоих тема, старайтесь не злиться друг на друга.

Постарайтесь сохранять образ жизни взрослого человека. Не позволяйте аутизму поглощать каждую секунду вашей жизни. Проводите время со своими типичными детьми, со своим супругом, воздерживайтесь от постоянных разговоров только про аутизм. Поддержка нужна всем членам вашей семьи, постарайтесь искать маленькие радости и быть счастливыми в любых обстоятельствах.

Цените каждую маленькую победу вашего ребенка. Любите вашего ребенка и гордитесь каждым его достижением, даже совсем маленьким. Сосредоточьтесь на том, что он может делать, не надо постоянно сравнивать его с типично развивающимися детьми. Любите его за то, кто он есть, а не за то, каким он должен быть.

Активно участвуйте в сообществе аутизма. Никогда не преуменьшайте силу «сообщества». Может быть, вы и капитан своей команды, но вы все равно не сможете справиться со всем сами. Постарайтесь найти друзей среди других родителей детей с аутизмом. Когда вы познакомитесь с другими родителями, вы приобретете поддержку со стороны людей, которые прекрасно понимают ваши повседневные проблемы. Участие в движении в защиту прав детей с аутизмом очень продуктивно и благотворно. Вы будете вести активный образ жизни, создавая лучшее будущее для вашего ребенка.

Пять советов для братьев и сестер

Помните, что вы не одиноки! У каждой семьи есть те или иные жизненные трудности… и да, аутизм связан с разными трудностями… но если вы присмотритесь повнимательнее, то поймете, что не бывает семьи без своих проблем.

Гордитесь своим братом или сестрой. Научитесь говорить об аутизме открыто и рассказывать другим людям, что это за расстройство, без смущения. Если вам будет комфортно говорить на эту тему, то и другие люди не будут испытывать дискомфорта. Если вы будете стыдиться брата или сестру, то ваши друзья почувствуют это и будут вести себя неловко. Как и все остальные братья и сестры в мире, иногда вы будете обожать брата или сестру, а иногда просто возненавидите. Нормально испытывать к ним разные чувства. Порою разобраться в своих чувствах проще с помощью психолога-консультанта, который поможет вам понять, что вы чувствуете. И это будет ваш личный психолог, который будет помогать только вам! Любите своего брата или сестру таким(ой), какой(ая) он(а) есть.

Нормально, если иногда вам будет очень грустно из-за того, как аутизм влияет на вашего брата или сестру. Однако если вы будете грустить или злиться долгое время, то это никому не поможет. Ваша злость не может изменить ситуацию, вы просто станете несчастным. Помните, что ваши мама и папа тоже могут испытывать подобные чувства.

Проводите время с мамой и папой наедине. Иногда нужно делать что-то вместе с ними без вашего брата или сестры, чтобы укрепить ваши семейные связи. И это нормально, если вам нужно побыть одному. Когда в семье у кого-то аутизм, это может потребовать много времени и привлекать много внимания. Вам тоже нужно чувствовать свою важность. Помните, что даже если бы у вашего брата или сестры не было аутизма, вам все равно было бы нужно время побыть наедине с мамой и папой.

Найдите какое-нибудь занятие, которым вы можете заниматься вместе с вашим братом или сестрой. Вы обязательно обнаружите, что общение с братом или сестрой очень обогащает вас внутренне, даже если вы просто соберете вместе головоломку-пазл. Неважно, какие нарушения могут быть у него или у нее, иногда простое нахождение рядом с другим человеком позволяет вам ощутить близость. Брат или сестра будет ждать этих совместных занятий с нетерпением и будет приветствовать вас особой улыбкой.

Читайте также:  Как лечить ребенка? Полезные советы для мам

Пять советов для дедушек и бабушек, а также других родственников

Поддержка родных и близких незаменима. Каждому члену семьи есть, что предложить. Спросите родителей, чем вы можете помочь их семье. Они оценят ваши усилия помочь. Возможно, вы можете посидеть с ребенком, чтобы родители могли провести время вместе, или вы можете помочь с деньгами на частную школу или лечение. Организуйте сбор средств в пользу ребенка. Семье важно знать, что вы готовы поддерживать их и сохранять с ними близкие отношения.

Обратитесь за поддержкой сами. Если вам трудно принять тот факт, что у родного вам человека аутизм, то вам самим нужна поддержка. Ваша семья может быть не в состоянии обеспечить вас подобной поддержкой, так что придется поискать ее на стороне. Таким образом, вы сможете стать сильнее, чтобы поддержать близких и помочь им в решении многих проблем, которые им предстоит решить.

Будьте открыты и честны в отношении расстройства. Чем больше вы об этом говорите, тем лучше вы себя почувствуете. Ваши друзья и семья станут вашей системой поддержки, но только при условии, что вы будете делиться с ними своими мыслями. Поначалу вам может быть сложно говорить о том, что вас беспокоит, но со временем вам станет проще. В конечном итоге ваш опыт в отношении аутизма научит вас и вашу семью очень важным жизненным урокам.

Не осуждайте. Думайте о чувствах семьи и поддерживайте их. Уважайте их решения в отношении своего ребенка с аутизмом. Они пытаются разобраться в различных методах и подходах, скорее всего, они много думают над каждым решением. Постарайтесь не сравнивать детей (с типичными детьми этого тоже лучше избегать). Дети с аутизмом очень разные, но можно добиться того, чтобы каждый ребенок реализовал максимум своего потенциала.

Изучайте информацию об аутизме. Это расстройство встречается в семьях с любым социальным и экономическим статусом. Существуют очень многообещающие исследования, множество возможностей для будущего. Делитесь надеждой с семьей и одновременно занимайтесь самообразованием, чтобы как можно лучше справляться с этим расстройством.

Находите время для каждого ребенка. У вас может быть особенный опыт общения, как с типичными детьми, так и с ребенком с аутизмом. Да, они могут быть разными, но обоим детям важно, чтобы вы проводили с ними время. Дети с аутизмом просто расцветают, когда поддерживается строгий распорядок, так что подумайте о совместных занятиях, которые хорошо структурированы, даже если это просто пятнадцатиминутная прогулка в парке.

Если вы будете ходить в один и тот же парк каждую неделю, то со временем этот опыт будет проходить все лучше и лучше… потребуется лишь время и терпение. Если вы не можете придумать, чем заняться вместе с ребенком, обратитесь за идеями к родителям. Они по достоинству оценят усилия с вашей стороны. Бывают такие случаи, что ребенок полностью выходит из аутизма, хотя при этом остается слишком ранимым.

Детский аутизм – не приговор. Не отчаивайтесь! Ведь даже среди знаменитых людей тоже были аутисты. Это и Вуди Аллен, и Винсент Ван Гог, и Вирджиния Вульф, и даже Леонардо да Винчи. Кто знает, может и ваш ребенок пополнит этот список общепризнанных мировых гениев.

Аутизм: ушедшие в себя. Как помочь таким детям?

О том, что это за недуг и можно ли его преодолеть, мы побеседовали с Маргаритой Фешковой, педагогом-дефектологом, руководителем Центра развития и коррекции для детей и взрослых «Гармония».

— Маргарита Петровна, слово «аутизм» довольно часто появляется на страницах газет и звучит с телеэкранов, но далеко не каждому человеку известно, что кроется за этим словом.

— Если говорить простым языком, то аутизм — это такое нарушение развития, при котором дети не могут полноценно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Причины, по которым возникает аутизм, до конца не определены: ученые считают провоцирующими факторами генные мутации, патологии беременности, отягощенную наследственность и иные причины.

Родители могут насторожиться при наличии нескольких признаков. В возрасте одного года ребенок не указывает пальцем на предметы и не лопочет, в 16 месяцев не произносит отдельных слов, в два года не связывает хотя бы два слова либо теряет приобретенные речевые навыки. Малыш не стремится играть и заводить друзей, он равнодушен к людям, не смотрит им в глаза. Детям-аутистам трудно и даже невозможно удерживать внимание в течение продолжительного времени, они не отзываются на собственное имя. Им свойственна зацикленность: они часто повторяют одни и те же движения, любят какой-то один предмет, предпочитают один и тот же маршрут для прогулок и в целом боятся перемен. Но не стоит думать, что ребенок-аутист не способен на сильные эмоции: у таких деток случаются вспышки гнева, а еще может наблюдаться слишком высокая чувствительность к звукам, материалам или запахам, которая даже в младенчестве будет выражаться долгим и громким плачем.

— Что должны сделать родители при наличии у малыша перечисленных вами симптомов?

— Прежде всего — показать ребенка специалисту. Конечно, для любого человека огромный стресс даже просто предположить, что его ребеночек, его кровиночка — особенный малыш, не такой, как все. Поэтому вполне естественно, что родители проходят через стадию отрицания: «Он не смотрит в глаза и не играет со мной, потому что просто упрямится», «У нас папа долго не разговаривал, вот и сынок молчит». Но все же разобраться в ситуации желательно как можно раньше, и, если диагноз подтвердится, как можно скорее принимать коррекционные меры.

— А разве коррекция возможна?

— При соблюдении строгой системы коррекция всегда дает положительные результаты, но без помощи специалиста, владеющего методиками работы с детьми-аутистами, достичь их бывает очень непросто. Конечно, аутизм — не насморк, полностью уйти от него невозможно. Цель коррекционных занятий — социализация ребенка, то есть научение его жизни в обществе по общепринятым нормам и правилам. Бывает, что эти дети не могут самостоятельно принимать пищу, одеваться, чистить зубы, хотя физиологических препятствий для этого нет — у них прекрасно работают ручки и ножки. Они не выполняют элементарные действия, потому что папы и мамы не смогли их научить.

Важно с самого раннего детства приучать ребенка к жизни в обществе и формировать понятия «можно — нельзя», не поддаваться панике и помнить, что рядом есть люди, готовые прий-ти на помощь семье и ребенку.

— Достаточно ли только педагогической поддержки? Или может понадобиться медикаментозное лечение?

— Легкие формы аутизма лечатся без всяких лекарств. Но если ребенок не спит, отказывается от пищи, кусает себя, разрушает своим поведением жизнь своих близких, несмотря на все предпринимаемые усилия педагогов не пытается использовать речь для общения, то без медикаментов не обойтись. Довольно эффективной в развитии ребенка-аутиста является так называемая АВА-терапия — коррекция поведения, в которой задействована вся семья особого ребенка. Также значительные результаты дает сенсорная интеграция (развитие восприятия, моторики, движений, ощущения пространства).

— Если ребенок-аутист живет своим внутренним миром, то, может быть, для него окажется полезным посещение детского сада?

— Каждый случай строго индивидуален, поэтому важно прислушиваться к рекомендациям специалистов, в том числе и в вопросе посещения детского сада. Но в целом любому ребенку необходим пример жизни здоровых сверстников. В нашей стране активно развивается программа инклюзивного обучения, поэтому препятствий посещению детского сада малышом-аутистом со стороны педагогического сообщества, думается, возникнуть не должно. Чтобы посещение детского сада проходило спокойно, родителям обязательно стоит обратить внимание педагогов на особенности своего ребенка.

— Могут ли родители облегчить общение маленького аутиста с миром?

— Я могу привести несколько общих правил. Не повышайте голос, даже если бывает трудно сохранять спокойствие: слова произносите ровным тоном, доброжелательно, без лишних эмоций. Избегайте сложных по построению фраз, иначе малыш может не понять смысл сказанного: «Возьми ложку, вытри руки, сядь на стульчик». Старайтесь переключать его на разные виды деятельности, чтобы отвлечь от повторяющихся движений и циклических занятий. И, конечно, не опускайте руки — от вашего настроя в значительной степени зависят будущие успехи малыша.

В календаре есть даты — не праздничные, не красные, но, несомненно, имеющие большую социальную важность:

21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна, 2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Центр развития и коррекции «Гармония» в целях поддержки лиц с аутизмом и детей с синдромом Дауна проводит благотворительное праздничное мероприятие для особенных детей «Наш мир — для тебя!». Начало в 15:00 завтра, 2 апреля, по адресу: Копейск, пр. Победы, 16б. Устроители праздника приглашают неравнодушных людей и организации к участию, чтобы вместе подарить особенным детям незабываемые, радостные впечатления. Телефоны для справок: 89123152872,

Термин «аутизм» имеет греческое происхождение: «auto» переводится как «сам». Ребенок-аутист излишне самонацелен, самоуглублен, ему достаточно своего внутреннего мира, поэтому ему сложно выстроить взаимодействие с социумом и в полном объеме воспринимать окружающую его действительность.

Ранний детский аутизм далеко не всегда сопровождается умственной отсталостью. Бывает и так, что часть детей-аутистов вырастают в гениев. К примеру, расстройства аутичного спектра были у Ньютона, Эйнштейна, Дарвина, Больцмана, Планка, Менделеева, Карно, Эренфеста, Шредингера.

Аутизм бывает разный

Существует несколько классификаций раннего детского аутизма, но одной из основных является классификация по формам заболевания и степени проявления симптомов.

Собственно аутизм. Дети, страдающие этим недугом, с самого раннего возраста имеют весь спектр проблем с социализацией и адаптацией к окружающему миру, а в ряде случаев — сниженный уровень интеллекта.

Синдром Аспергера. Дети с синдромом Аспергера имеют те же проблемы, что и аутисты, но, как правило, показывают более высокие результаты при интеллектуальном тестировании. Зачастую талантливы — имеют литературную одаренность, прекрасно рисуют, в мельчайших деталях запоминают пейзажи, технические схемы, оперируют в уме многозначными числами и т. д.

Синдром Ретта. Проявляется в возрасте 1-4 лет: дети, которые сначала развивались так же, как большинство их сверстников, вдруг начинают деградировать — полученные знания, умения и навыки будто стираются. Их речь становится бедной, появляется социальная беспомощность, приобретаются навязчивые однотипные, повторяющиеся движения.

Аутичная агрессия. Достаточно редкая форма аутических расстройств, которая также начинается внезапно, спустя год-два после рождения ребенка. Ребенок не только теряет большую часть социальных навыков и становится малообщительным, но и уходит в агрессию. Агрессия может быть направлена как на внешний мир (эту форму еще называют детские разрушительные беспорядки), так и на самого себя — малыш может начать кусать себя, бить и т. д.

Атипичный аутизм. К этой группе исследователи относят детей с легкой формой аутизма или умственной отсталостью аутичного типа. Как правило, их не смогли отнести ни к одной из перечисленных выше категорий.⁠

Уйти в себя. Почему в России постоянно растёт число людей с аутизмом?

Льюис Кэрролл, Энтони Хопкинс, Робин Уильямс, Билл Гейтс – и гении, и в то же время самые известные люди с той или иной степенью аутизма. Год от года количество людей с расстройством аутистического спектра растёт. Почему это происходит и как такие люди живут и работают, «АиФ-Ростов» узнали у руководителя социально-терапевтического направления РРООИ «Центра лечебной педагогики и социальной терапии «СВеЧа» Татьяной Недельницыной.

Виноваты гаджеты?

Светлана Ломакина, «АиФ-Ростов»: Татьяна, сегодня в мире больше 10 миллионов людей с аутизмом. В 1995 году статистика давала цифру один аутист на 5000 человек, а в 2017 году один к пятидесяти. Так и есть?

Татьяна Недельницына: Ну это же всемирная статистика, она везде разная. В Корее один к тридцати. За ней идет Америка. Там это тема номер один. Я читала на портале фонда «Выход» об одной американской семье, где у младшего ребенка обнаруживают аутизм, а потом проверяют старшего ребенка и у него оказывается аутизм, а потом и у родителей. Но они же как-то жили до этого? Поженились, работали, воспитывали детей.

Когда я начинала свою деятельность, мы знали два вида аутизма – ранний детский аутизм (тяжёлая форма, при которой ребёнок уходит в себя) и синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм, его приписывают даже Владимиру Путину – прим. ред.). Сегодня выделили много других особенностей и мы уже говорим не об аутизме, а о расстройствах аутистического спектра (РАС) – серии расстройств, которые бывают очень разными. Их цифра действительно очень быстро растёт.

– С чем это связано?

– Теорий много. От перенесённого во время беременности кислородного голодания ребёнком и инфекционных заболеваний до наследственной предрасположенности. Но я читала и о том, что это подстройка организма под условия, которые создаёт ему окружающая среда. Мы слишком много времени проводим «в своём мире», то есть за гаджетами. Сегодня парень с девушкой могут прийти на свидание, сидеть каждый в своём телефоне и там же переписываться, находясь за одним столом, без прямого контакта. Я знаю молодых людей, у которых в реальном мире нет друзей, он избегает прямого контакта в жизни, но в виртуальном мире у него друзей тысячи. Мир аутизируется и даже страшно представить, каким он будет через полвека.

Как распознать?

– Объясните нашим читателям, как распознать человека с аутизмом? Я читала, что у вполне контактных людей могут быть его признаки?

– В интернете вы можете найти самые простые тесты на аутизм и пройти их самостоятельно. Главный признак – человек не понимает, как его воспринимают другие люди. Он ориентирован только на себя, если сосредоточен на своих мыслях и действиях, то может показаться, что он не видит вас, не слышит ваши обращения. У него есть навязчивые привычки, он может делать какие-то странные, непонятные для других вещи. К примеру, ребёнок может часами обкладывать ножку стола кубиками.

Еще у людей с такими особенностями потрясающая память. Один из наших ребят закончил институт, написал кандидатскую. Он может часами говорить, не замолкая: начинает с одного, потом какое-то слово наводит его на новую тему и так далее. Разговаривать с ним непросто, поэтому знакомые стараются избегать общения, не берут трубку, когда он звонит, и он остается в изоляции. Для того, чтобы его остановить, надо взять за руки, усадить, переключить на физическую работу, отвести в мастерскую, ввести в новое действие. Там ему самому становится легче.

– Я слышала, что в советское время людям с тяжёлой формой аутизма грозила психушка, другого варианта не было. Верно?

– В те времена людей с лёгкой формой аутизма не отслеживали. А для тяжелой – да, было именно так. Диагноз «ранний детский аутизм» ставили детям. А когда они взрослели, чаще всего диагноз менялся на шизофрению. Но время идёт, сегодня есть масса книг об аутизме: и наших, и зарубежных авторов. Особенно запомнился мне цикл лекций Хильке Осика – музыкального терапевта из Швеции. Из пятерых ее детей, трое – тяжёлые аутисты. Самый взрослый сын в сорок лет был в памперсах, никакой эмоциональной связи с ним не было. Но однажды Хильке изучила метод поддерживающей коммуникации – она держала сына за руки, а тот писал на компьютере слова. На первом же занятии выяснилось, что Маркус умеет читать.

Читайте также:  Железодефицитная анемия у детей раннего возраста, симптомы, лечение, как распознать

Возвращение в мире

– Сколько у вас детей с синдромом РАС и кто их помощники, воспитатели?

– Около двадцати в старшей и младшей группах. Для каждого мы разрабатываем свою программу: в первую очередь, это физический труд, контакты с телом, затем творческое и интеллектуальное развитие. Почему так? Потому что такие люди, как правило, внутри проживают насыщенную жизнь, но физически этого не видно, для того, чтобы вернуться в мир, им нужно действие. Воспитатели наши работают много лет, раньше они приходили как волонтёры – у нас же общественная организация и постоянного финансирования нет, а в первый год мы вообще работали бесплатно. Были у нас студенты, будущие учителя, совершенно разные истории. Да и я сама попала сюда двадцать лет назад почти случайно – пришла подменить человека, а осталась на всю жизнь.

– За счёт чего вы выживаете?

– Последний год работали за счёт президентского гранта. Мы даже не надеялись, что выиграем его, но представили проект «Отворяем двери надежды» и оказались в числе победителей. Название проекта нам подсказала книга женщины с тяжелой формой аутистического расстройства Темпл Грандин. Там описан её непростой опыт на пути от социальной изоляции к полноценной жизни в обществе. Мы хотим помочь нашим воспитанникам войти в обычную жизнь: научиться быть самостоятельными, ходить в магазин, общаться, заводить новых друзей и так далее. У нас есть мастерская, множество занятий и свой театр «Приют ангелов», где играют наши же ребята.

– За эти двадцать лет, которые вы работаете, были воспитанники, которые очень изменились? Вернулись в мир?

– Изменения в лучшую сторону есть у всех. Но отличие нашей работы в том, что, как правило, для обычного человека она не видна. Наши воспитанники делают самые простые вещи – учатся рисовать, убирать за собой посуду, переходить дорогу, ездить по городу, мыть руки. Работа долгая и кропотливая, но каждый раз, когда мы видим хотя бы маленький прогресс, для нас это большое профессиональное достижение и маленькое человеческое чудо.

топ-10 того, что ни в коем случае не должны делать родители аутичных детей

Родительство — система взаимосвязанных компонентов, направленных на рождение и воспитание человека. Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность родительства напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Личные особенности (физические и психологические) взрослых тоже сказываются на стиле воспитания их детей. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с аутизмом, оный играет ведущую роль. Стартовые условия для ребёнка с аутизмом имеют не меньшее значение, чем личные сильные стороны, уровень интеллекта и благоприятные обстоятельства. В детском возрасте происходит осознание себя отличным от других, что может иметь негативные последствия для психики аутичного ребёнка. Цель родителей — создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности.


Данный текст предлагает родителям аутичных детей десять советов, направленных на улучшение качества взаимоотношений. Они сформулированы как побудительные пожелания, несмотря на частицу “не”, которая используется исключительно для усиления смысла написанного.

1. не пренебрегайте личной психической гигиеной
Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье ребёнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам аутичного ребёнка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. И даже могут привести к трагедии: убийства аутичных детей собственными родителями, увы, нередки.
Чтобы избежать необратимых последствий, необходимо вовремя обращаться к специалистам (психолог, невролог) для преодоления собственных проблем. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме.
Примеры:
а) крики и ругань в семье могут напугать аутичного ребёнка, вызвать у него аутическую истерику.
б) раздражительность родителя повышает тревожность у аутичного ребёнка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.

2. не отождествляйте себя с аутичным ребёнком
Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении ребёнка, переживает его неудачи как свои собственные. Аутичный ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае — обучение, а не обслуживание.
Примеры:
а) аутичный ребёнок не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребёнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребёнка постоянно.
б) аутичный ребёнок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков — сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у ребёнка возникнут вопросы).

3. не забывайте о необходимости самообразования
Регулярное чтение научных работ специалистов в области аутизма, личных блогов и форумов родителей, воспитывающих аутичных детей, может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного ребёнка и его характеристики. Если они не полностью вписываются в группы, предложенные, например, Л.Уинг [1] или О.Никольской [2] , комбинируйте методики, исходя из реакций ребёнка.
Примеры:
а) ваш аутичный ребёнок по описанию похож на некого аутичного ребёнка Х, который уже научился самостоятельно садиться за уроки или подогревать еду, а ваш никак не усвоит эти действия: не считайте своего ребёнка глупым или безнадёжным, не копируйте слепо чужие способы, понаблюдайте за вашим ребёнком и найдите действенные для него.
б) ABA терапия рекомендуется многими специалистами и родителями, но если ваш ребёнок отвергает этот метод, то прекратите занятия, возможно, ему больше подойдёт сенсорно-интегративная терапия или вообще занятия с логопедом и чёткий график без вмешательства прочих специалистов.
в) не торопитесь просить о назначении препаратов на основе чужого опыта: ваш аутичный ребёнок нуждается в объяснениях и поддержке, а не в состоянии “овоща”.

4. не игнорируйте сильные стороны аутичного ребёнка
Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами способностей. Ребёнок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией, а могут и нет. В любом случае поощряйте их, помогайте аутичному ребёнку в нахождении информации. Говоря о прикладной области его интересов и способностей, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия аутичного ребёнка.
Примеры:
а) аутичный ребёнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет быть корректором или набирать данные.
б) аутичный ребёнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т.д.

5. не занимайтесь насильственной социализацией аутичного ребёнка
Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у аутичного ребёнка удовлетворение, а не истерику или перегрузку. Объясняйте аутичному ребёнку правила общения и поведения, будьте готовы прийти на помощь. Ребёнок должен знать, что вы – его поддержка и источник информации, а не еще один отторгающий его суть и природу человек.
Примеры:
а) некий аутичный ребёнок Х ходит в детский сад, а состояние вашего только ухудшается от посещения дошкольного учреждения: измените график работы или наймите сиделку, чтобы ребёнок был дома, лучше для него будет развиваться в собственном темпе в спокойной обстановке, чем переживать перегрузки и срывы в детском саду из-за того, что там не могут найти к нему подход.
б) не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, по ходу помогая ему освоить правила, но если ребёнок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте с ним вдвоём или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.
в) не ставьте цель добиться зрительного контакта — аутичные дети прекрасно обходятся без оного, понуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.

6. не отмахивайтесь от сенсорных особенностей аутичного ребёнка
Известно, что сенсорное восприятие детей с аутизмом (как и взрослых) имеет свои особенности. Некоторые виды сенсорной информации из-за неправильной фильтрации на входе непереносимыми или вызывают осложнения [3] . Тщательно изучите все потребности вашего ребёнка в этой области. Обязательно почитайте, как описывают свой опыт сенсорных перегрузок взрослые аутичные люди (они тоже были детьми), и попробуйте задействовать свою “модель психического” и эмпатию (поговаривают, оные у вас, нейротипичных людей, работают “правильно”) — представьте, что всё вокруг вас воняет, орёт на самом высоком уровне громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознаёт ваш ребёнок с аутизмом. Ваша задача — облегчить ему это состояние, а не “закалить”, тем более это невозможно.
Примеры:
а) аутичный ребёнок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, проигрыватель, радио), если вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребёнка.
б) одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (шёлк, шерсть), если ребёнок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.
в) проблемы с питанием возникают из-за сенсорной чувствительности к текстуре и консистенции продуктов: аутичный ребёнок не ест твёрдую пищу, так готовьте ему пюре и крем-супы, аутичный ребёнок не ест вперемешку — давайте отдельно; не пытайтесь перебороть ребёнка, это вызовет расстройство пищевого поведения и проблемы с ЖКТ.
подробнее о сенсорных перегрузках и особенностях восприятия

7. не используйте прозвища и клички в отношении детей с аутизмом
Аутичные дети — прежде всего люди, любой аутичный ребёнок — прежде всего человек. У человека есть имя и достоинство, неотъемлемые от рождения права. Применение к аутичным детям прозвищ по выбору родителей – унижение личностей. “Аутята” и “аспики” существуют в вашей воображаемой реальности, они изначально лишены субъектности. Только аутичные люди (или люди с аутизмом, с синдромом Аспергера) могут называть самих себя по собственному выбору. Родители аутичных детей должны обращаться к ним и говорить о них называя по имени или так, как предпочитают дети.
Примеры:
а) “Каждый раз, когда я читаю очередного родителя, называющего ребёнка аутёнком, испытываю раздражение. Вроде не меня касается, а неприятно. Будто аутисты не люди, а полузверушки домашние.” (с) взрослый человек с аутизмом
б) “Что значит “аутмама”? Одно дело, если так себя называет аутичная женщина-мать, другое – когда нейротипичная. Да еще и не имеет понятия об адекватном воспитании детей. Так и хочется сказать в ответ, что вы не мы, а мы не вы.” (с) девушка с синдромом Аспергера

8. не питайте иллюзий, что аутизм можно перерасти
Аутизм (расстройства аутистического спектра) — пожизненное состояние с разной степенью выраженности симптоматики. Есть примеры успешной адаптации аутичных людей в обществе (Т.Грандин, Д.Э.Робисон, А.Нейман, Э.Секвензия). У каждого из них свой уникальный набор способностей, особенностей, сложностей и проблем. Точно как и у вашего ребёнка с аутизмом. Найдёт ли он своё место в жизни, будет ли жить самостоятельно, состоится ли в плане карьеры и личных отношений — всё равно он будет аутичным человеком.
Примеры:
а) аутичный ребёнок имеет задержку речи, точно такая же была у вашего знакомого или родственника, который успешно состоялся в жизни и не имеет никаких признаков аутизма, — указанный человек не рожден аутистом, а ваш ребёнок — аутист, примите это.
б) некий аутичный взрослый человек успешно работает, получил высшее образование, живёт полностью самостоятельно: это не значит, что он не борется с миром каждый день, не вынужден притворяться и подстраиваться, платя за это высокую цену (тревожность, приём препаратов)

9. не применяйте физическое насилие к аутичному ребёнку
Наказание ремнём, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на детей недопустимы. И это нужно принять как императив без пояснений и оговорок. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с воспитанием, ни личное тяжёлое эмоциональное состояние родителя не могут быть оправданием такого рода действий.
Примеры: здесь не может быть никаких примеров, если вы сомневаетесь, то обратитесь к рекомендации в п.1, причём срочно.

10. не молчите об аутизме
Стереотипы и мифы об аутичных детях порождают страх и отторжение. Информирование об аутизме в различных жизненных ситуациях поможет произойти положительным переменам в общественном восприятии. Говорите о своём аутичном ребёнке, поясняйте его поведение, реакции и потребности. Чем больше окружающие узнают, тем более вероятны толерантность и принятие в отношении людей с аутизмом. И, возможно, будущие дети с аутизмом будут жить в куда более приспособленном для них социуме.
Примеры:
а) если у аутичного ребёнка случается срыв (медтдаун) в общественном месте, то помогая ему, говорите людям, что он для них не опасен, что таковы его реакции на свет и звуки (и другие сенсорные импульсы).
б) аутичный ребёнок прилюдно стиммит — объясните окружающим, что таким образом он достигает успокоения и концентрации, а вовсе не стремится шокировать окружающих.
в) на детской площадке, в школе говорите другим родителям и учителям об аутизме, порекомендуйте статьи, дайте брошюрки — просвещение носит двусторонний характер.

[1] Wing, L. & Gould, J. (1979), “Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification” // Journal of Autism and Developmental Disorders, 9, pp. 11–29.
[2] О.С. Никольская “Психологическая классификация детского аутизма” // Альманах №18 “Детский аутизм: пути понимания и помощи”, 2014.
[3] Tony Attwood “Asperger’s Syndrome: A Guide for Parents and Professionals”, 1998.

Ссылка на основную публикацию